Научная статья на тему 'Исследование природы информации: анализ концепции информационой реальности'

Исследование природы информации: анализ концепции информационой реальности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
118
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Корягин В. В.

В статье исследуется концепция информационной реальности, с це­лью выявления ее вклада в вопрос изучения природы информации. Ис­следование проводится в соответствии с диалектической моделью ми­ра и проектом науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование природы информации: анализ концепции информационой реальности»

4. Лосский Н.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. - Харьков: «Фолио»; М.: «ACT», 2QQQ. - 864 с. - (Б-ка «Р.Х. 2QQQ». Серия «Религиозная философия»). - (Першотвір).

5. Мунье Э. Манифест персонализма. - М.: Издательство «Республика», 1999. - Пер. с фр. I Вступ. ст. И.С.Вдовиной. - 559 с. Эмманюэль Мунье. - (Мыслители XX в.).

6. Рассудіна К. С. Любов як принцип утворення персоналістської спільноти I K.C. Рассудіна ИФілософські обрії. - 2QQ7. - № 17. - С. 189-199.

7. Философский энциклопедический словарь I C.C. Аверинцев, C.M. Ковалев, Н.М. Ланда и др. - 2 -е изд. - М.: «Советская энциклопедия», 1989.

- 815 с.

8. Фромм Э. Мужчина и женщина. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 512 с. - (Классики зарубежной психологии).

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ ИНФОРМАЦИИ: АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОНОЙ РЕАЛЬНОСТИ © Корягин В.В.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

В статье исследуется концепция информационной реальности, с целью выявления ее вклада в вопрос изучения природы информации. Исследование проводится в соответствии с диалектической моделью мира и проектом науки.

Диалектическая модель мира раскрывает мир как Космос, подчиняющийся принципу всеобщей связи явлений и выступающий прообразом отражения в научном знании его порядка, системности и организованности. В данном случае образ мира в научном знании есть результат его объективного отражения. Противоположной диалектической модели мира является метафизическая модель, раскрывающая мир как Универсум, который создается (репрезентируется) интеллектуально-символическими «технологиями» в научной деятельности с целью приведения в соответствие научных теорий по отношению к добываемым наукой фактам [4, с. 75].

Модель мира служит основанием развернутой концепции - проекта науки. При этом каждой модели мира соответствует свой проект науки. Диалектической модели мира - диалектический проект науки, ориентиро-

* Аспирант кафедра Философии.

ванный в своем развитии и самопознании на признание познаваемости мира. Диалектический проект науки ряд авторов (Н.М. Чуринов, Н.А. Князев и др.) также называют информационным проектом науки. Метафизической модели мира - соответствует метафизический проект науки, ориентированный на принцип непознаваемости мира.

Проведем анализ концепции информационной реальности исходя из диалектической научной рациональности.

Идея информационной реальности была выдвинута в 1986 г. Н.М. Чу-риновым [5, 6] и мыслилась как общая теория информологии. Продуктивность данной идеи была оценена Ю.Ф. Абрамовым, А.Д. Урсулом, а затем оказалась одной из центральных идей, положенных в основании концепции информационной физики [1].

При рассмотрении концепции информационной реальности можно обозначить следующие важные для нашего исследования положения.

В своих рассуждениях и выводах ее автор Н.М. Чуринов исходит, прежде всего, из принципа различения типов научной рациональности: информационной и технологической. Автор показывает, что в рамках технологической рациональности изучение природы информации сводится во многом к изучению технических систем и способов передачи данных. При этом получают развитие кибернетика и теория информатики. В этом случае технологическая научная рациональность исходит из метафизической модели мира.

Концепция информационной реальности выступает как общая теория информологии и стремится раскрыть природу информации с позиций диалектики. Развивая представление о типах научной рациональности (информационной и технологической), концепция информационной реальности выходит на необходимость различения объективной и совокупной реальности. При этом объективная реальность характеризует вечность мира, неуничтожимость материи, наличие пространства, времени, движения. Совокупная реальность характеризует изменчивость мира, его развитие, явления прогресса и регресса.

Данные выводы концепции информационной реальности можно считать справедливыми при исследовании явления информации с позиции различения диалектической и метафизической моделей мира. Так, с позиций метафизической модели мира реальность представлена только объективной реальностью, в которой существует материя, движение, пространство и время. Явление совокупной реальности в метафизической модели мира не выделяется. Данное понимание реальности (как объективной реальности) в настоящее время широко распространено в философии и естествознании. Например, это можно наблюдать при рассмотрении функциональной и атрибутивной концепций информации. Авторы функциональной и атрибутивной концепций (Д.И. Дубровский и А.Д. Урсул) стре-

мились раскрыть природу информации с позиций диалектического материализма. Однако, поскольку на время разработки данных концепций в полной мере не был проведен анализ основных моделей мира и соответствующих им проектов науки, авторы не могли провести исследования на основе различения диалектического и метафизического стандартов научной рациональности. В результате единой концепции информации выработано не было, и, как следствие, возник «кризис науки об информации».

С позиций же диалектической модели мира реальность может быть представлена как объективной, так и совокупной реальностью. При этом объективная реальность, в зависимости от вида движения обнаруживает разновидности реальностей (физическую, биологическую и пр.). Совокупная реальность представляет собой все, что можно назвать процессом и результатом развития.

В познании природы информации концепция информационной реальности, как и другие концепции информации (например, функциональная и атрибутивная) опирается на принцип отражения. Однако, анализируя принцип отражения, концепция информационной реальности приходит к выводу о том, что данный принцип должен быть во многом переосмыслен и дополнен, поскольку обладает определенными недостатками для познания. Чуринов Н.М. в своей книге «Информационная рациональность» пишет: «Теория познания опирается на принцип отражения в результате узкого понимания содержания онтологии как учения о материи и формах ее бытия. При этом отражение рассматривается как сторона взаимодействия материальных объектов, процессов.

При выходе на более широкий онтологический уровень исследования, при изучении возникновения и исчезновения явлений, составляющих, дополняющих и покидающих содержание совокупной реальности мира, принцип отражения оказывается узким и абсолютизируемый им процесс взаимодействия материальных объектов, предметов становится недостаточным для того, чтобы адекватно развернуть и понять процесс познания» [7, с. 108-109]. Таким образом, принцип отражения описывает в основном изменения одного материального объекта другим. Данный принцип подходит для исследования физической реальности, т.е. для исследования изменений материальных объектов в пространстве и времени в результате движения и взаимодействия, однако не является непосредственной характеристикой развития, т.е. оказывается недостаточным для исследования совокупной реальности.

Таким образом, недостатки принципа отражения выявляются при условии различении моделей мира, а также рассмотрения особенностей объективной и совокупной реальности.

При исследовании функциональной и атрибутивной концепций информации, (которые сегодня считаются основными концепциями) можно заметить, что ни одна из них не выделяет явление совокупной реальности

и, следовательно, не анализирует недостатки принципа отражения. Обе концепции преувеличивают его значение для развития и познания.

Подчеркивая недостатки теории отражения, концепция информационной реальности приходит к выводу, что при исследовании совокупной реальности гносеологически существенным должен быть определен негэнтропий-ный принцип информационной реальности [7, с. 83]. Принцип отражения при этом оказывается переосмыслен и дополнен: отражение теперь выступает как необходимое условие соответствия сущности прообраза, (например, соответствия образа мира в научном знании), а не как основной принцип развития. Кроме того, при рассмотрении негэнтропийного принципа информации как основного гносеологического принципа, создаются предпосылки для преодоления «кризиса науки об информации», который возник как неспособность создания единой концепции о природе информации.

Негэнтропийный принцип информации был сформулирован Л. Бри-люэном [3, с. 34]. Само же явления энтропии, как известно, получило свое начало в термодинамике. Оно было введено в науку В. Томсоном и Р. Клаузиусом. Негэнтропийный принцип информационной реальности в отличие от негэнтропийного принципа Л. Бриллюэна имеет ввиду понятие энтропии в его широком, развитом значении, включающем любые виды энтропии, которые могут иметь место в пределах материального и идеального (т.е. понятия информационной энтропии, социальной энтропии и др.). [10, с. 197]. Данный принцип утверждает, что информационная реальность обладает онтологической модальностью, заключающееся в ее способности вносить отрицательный вклад в энтропию. В обратном значении негэнтропийный принцип информационной реальности утверждает, что энтропия обладает своей собственной онтологической модальностью, заключающейся в том, что она (энтропия) может вносить отрицательный вклад в содержание негэнтропии [8, с. 93]. Рассматривая приведенные положения концепции информационной реальности мы видим, что они отражают диалектику процесса развития - диалектику энтропии (беспорядка) и негэнтропии (порядка). Т.о. здесь мы видим, что причиной развития является взаимосвязь энтропии и негэнтропии, а не явление отражения.

Можно также обратить внимание на то, что негэнтропийный принцип информационной реальности является обобщением негэнтропийного принципа информации Л. Бриллюэна, согласно которому хаос более естественен, чем порядок и принципа имманентности организации Ст. Бира, согласно которому, напротив, порядок более естественен, чем хаос [2, с. 285]. Выводы данных исследователей, как видно являются прямо противоположными. Однако с точки зрения метафизического проекта науки они равноправны, поскольку подтверждены фактами и непротиворечивыми доказательствами.

Негэнтропийный принцип информационной реальности, показывает, что хаос и порядок взаимосвязаны. Тем самым снимаются существующие

противоречия между упомянутыми полярными концепциями. Негэнтро-пийный принцип информационной реальности подчеркивает диалектику процесса развития и тем самым соответствует стандартам диалектического проекта науки.

Концепция информационной реальности приходит к выводу, что в познании принцип отражения должен быть, не только переосмыслен, но и дополнен принципом развития и принципом единства мира в информационном плане [7, с. 83]. Данные выводы концепции информационной реальности являются актуальными при условии выделения объективной и совокупной реальности. Принцип развития оказывается обоснован необходимостью рассмотрения совокупной реальности (всего изменчивого в мире), а принцип единства мира - объективной реальности (всего что вечно). При этом принцип единства мира оказывается существенен, прежде всего, в информационном плане. Единство мира в информационном плане было обосновано во второй половине XX в. (Б.В. Бирюков, B.C. Готг, Л.А. Пе-трушенко, А.Д. Урсул и др.), однако в настоящее время значимость данного принципа во многом недооценена.

Согласно негэнтропийному принципу информационной реальности информационная реальность раскрывается как противоречие, а именно как противоречивое единство информативов. При этом информативы выступают как формы отрицательного вклада в энтропию. Концепция информационной реальности выделяет основные и неосновные информативы. К основным информативам относят информацию, метаинформацию, коинформацию и негинформацию. Эти информативы раскрывают прерывность и непрерывность информационной реальности, ее полевые и неполевые свойства. К неосновным информативам относят знания, данные, коды, негэнтропию, а также разнообразие, сложность, системность, организацию, упорядоченность, шум, помехи, ошибки и т.п. [7, с. 30]. Таким образом, концепция информационной реальности не ограничивается рассмотрением явления только информации, а пытается рассмотреть многогранность информационных процессов.

Необходимо заметить, что другие концепции информации, (в частности атрибутивная и функциональная) помимо явления информации также рассматривают явления метаинформации, негэнтропии, однако при этом они не рассматривают их противоречивое единство, а также связь с информационной энтропией. Как следствие информация выступает либо как «функция» (функциональный подход), либо как «атрибут» (атрибутивный подход). Согласно же концепции информационной реальности информация может выступать как функции, свойства, атрибуты, качества, характерные черты и пр., по-философски называемые «определениями».

Концепция информационной реальности является наукой о законах информациогенеза. Раздел теории информационной реальности, изучающий информацигенез, назван информациогенетическим разделом инфор-

мационной реальности. Информациогенез представляет собой порождение информации, выявление информации во всех ее основных формах (качество, состояние, функциональное свойство информационной реальности). При этом основой информациогенеза является диалектическое противоречие [9, с. 41]. Информациогенез представляет собой тождество развития и движения информационной реальности: «движение опосредствовано развитием (мир, развиваясь, движется) и, напротив, движение опосредствует развитие (мир, двигаясь, развивается). Такое положение подразумевает понимание информациогенеза как внутренней связи движения и развития информационной реальности» [9, с. 42]. Здесь мы видим, что данное положение в полной мере отвечает диалектике.

Концепция информационной реальности выделяет четыре закона информациогенеза: статистический, динамический, сложения-сумы, умножения-произведения.

Особенности статистических и динамических механизмов роста упорядоченности были замечены еще Э. Шредингером [11] и в дальнейшем развиты в синергетике, неравновесной термодинамике, биофизике, переосмыслены при изучении природы информации. Статистические закономерности роста упорядоченности описывают развитие «порядка из беспорядка», образование первичных элементарных систем с различным содержанием атрибутивной информации, динамические закономерности -дальнейшее развитие, усложнение систем по принципу «порядок из порядка». Таким образом, статистический и динамический законы информациогенеза описывают возникновение и развитие «системности», «сложности» «разнообразия», «последовательности», «упорядоченности», «организации» и пр., которые выступают как противоположности энтропии. Это предполагает понимание информационной реальности как содержание мира, диалектически находящего свое завершение, законченность в «космических оформлениях» (М.Ф. Лосев) всеобщей связи явлений, которые также называют «оформлениями совершенства» (Н.М. Чуринов). Являясь результатом процесса разрешения диалектического противоречия, результатом прогресса и регресса, «оформления совершенства» имеют отношение к диалектическому, космическому проекту науки.

Необходимо заметить, что авторы других концепций информации в своих построениях и выводах также рассматривают различные оформления совершенства, в частности «разнообразие» (атрибутивная концепция) и «самоорганизующиеся системы» (функциональная концепция). Однако в полной мере оформления совершенства в данных концепциях не охвачены. В то время как в концепции информационной реальности этот недостаток исправлен.

Концепции информационной реальности уделяет большое внимание явлениям аддитивности и неаддитивности, что отражено в двух закона информациогенеза: сложения-суммы и умножения-произведения.

Законы информациогенеза сложения-суммы и умножения-произведения лежат в основе обращения, конституции и редукции информационной реальности. Чуринов Н.М. замечает, что информационная реальность при изучении ее с точки зрения обращения, обнаруживает многообразие количественных изменений и количественного соответствия, которые выступают как сложение и сумма, раскрывая ту сторону диалектики части и целого, где целое предмета тождественно сумме его частей. При рассмотрении же информационной реальности с точки зрения конституции и редукции обнаруживается существенность ее качественных изменений и проявлений качественного соответствия, которое выступает как умножение и произведение, раскрывая ту сторону диалектики части и целого, где целое предмета предстает как нечто большее, чем сумма частей, а часть - как нечто большее, чем целое [9, с. 47]. Таким образом, явление аддитивности характеризует закрытость системы, явление неаддитивности характеризует открытость системы.

В атрибутивном разделе теории информационной реальности изучается единство информационного пространства и информационного времени, информационное движение. Изучение информационного пространства и времени восходит к работам классиков термодинамики Больцмана, Максвелла, Гиббса, к работам Р. Хартли, К. Шеннона, Н. Винера, УР. Эшби и пр. Исследователи рассматривали явление энтропии и противостоящие ей явления упорядоченности, системности, организованности, разнообразия, сложности и др. [9, с. 62].

Концепция информационной реальности анализирует информационные поля, информационные волны (аддитивные, неаддитивные), соотношение информационных полей, их напряженность, исследует особенности их действия, среды в которых они распространяются, специфику распространения и пр. Таким образом, изучая единство информационного пространства и информационного времени, а также информационное движение, концепция информационной реальности подчеркивает значимость принципа единства мира в информационном плане, обосновывает оформления совершенства всеобщей связи явлений.

Проведенный в статье анализ позволил выявить вклад концепции информационной реальности в вопрос изучения природы информации. Как мы видели, автор концепции информационной реальности Н.М. Чуринов в своих исследованиях исходит из различения основных типов научной рациональности: диалектической и метафизической, что позволяет переосмыслить опыт изучения природы информации накопленный в естествознании, а также в других концепциях информации, выйти на обоснованный фундамент изучения феномена информации. Согласно концепции информационной реальности природа информации может быть раскрыта при изучении оформлений совершенства всеобщей связи явлений (космических оформлений) и их определений (функций, свойств, атрибутов, качеств, характерных черт и пр.).

Список литературы:

1. Абдуллаев А.Ш., Новик И.Б. Информационная физика: ее гипотетические основания и перспективы: Препринт ВНИИСИ. - 1990.

2. Бир С. Кибернетика и управление производством / С. Бир. - М.: Наука, 1965.

3. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. - «Мир», 1966.

4. Князев Н.А. Философские проблемы сущности и существования науки: монография. - Сиб. гос. аэрокосмич. университет им. акад. М.Ф. Ре-шетнева, 2008.

5. Чуринов Н.М. Проблема социально-информационной реальности // Развитие научного и технического знания как фактор ускорения развития производства: Материалы региональной научно-теоретической конференции. - Кемерово, 1986.

6. Чуринов Н.М. Информационная реальность как противоречие отношения и связи // Проблема диалектического противоречия (методологический аспект). - Красноярск, 1987.

7. Чуринов Н.М. Информационная рациональность. - Красноярск: САА, 1993.

8. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода. - 3-е изд., доп. / Н.М. Чуринов. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006.

9. Чуринов Н.М. Философские основания информологии. - Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1990.

10. Чуринов Н. М. Русский экономический проект // Теория и история.

- 2009. - № 1 (15).

11. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика / Э. Шредин-гер. - М.: Атомиздат, 1972.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИИ © Левин А.В.*

Главное Управление Внутренних дел по Красноярскому краю, г. Красноярск

Двинская Уставная грамота 1397 г. - первый в истории русского права документ, в котором смертная казнь рассматривается как вид наказания за общественно-опасное деяние, а не простое право лишить жизни преступника.

* Оперуполномоченный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.