Научная статья на тему 'Официальное предостережение как эффективное средство предупреждения правонарушений: вопросы правового мониторинга'

Официальное предостережение как эффективное средство предупреждения правонарушений: вопросы правового мониторинга Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ / ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ / LEGAL POLICY / PREVENTING LAW VIOLATIONS / LEGAL MONITORING / OFFICIAL CAUTIONING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степаненко Равия Фаритовна, Шляхтин Евгений Павлович

В статье рассматриваются механизмы системы предупреждения правонарушений, одним из эффективных элементов которой в советский период являлось официальное предостережение. Использование исторического опыта превентивной деятельности правоохранительных органов представляется авторам целесообразным с позиций минимизации правонарушаемости в современный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степаненко Равия Фаритовна, Шляхтин Евгений Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFICIAL CAUTIONING AS AN EFFICIENT MEANS FOR PREVENTING LAW VIOLATIONS: ISSUES OF LEGAL MONITORING

Mechanisms of a system for preventing law violations are considered in the paper. In the Soviet period, an efficient element of such a system was official cautioning. Using historical experience of preventive activities of law enforcement bodies is viewed by the authors as advisable from the standpoint of minimising law violations in the modern period.

Текст научной работы на тему «Официальное предостережение как эффективное средство предупреждения правонарушений: вопросы правового мониторинга»

Официальное предостережение как эффективное средство предупреждения правонарушений: вопросы правового мониторинга

Степаненко Р. Ф., Шляхтин Е. П.'

Ключевые слова: правовая политика, предупреждение правонарушений, правовой мониторинг, официальное предостережение.

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы системы предупреждения правонарушений, одним из эффективных элементов которой в советский период являлось официальное предостережение. Использование исторического опыта превентивной деятельности правоохранительных органов представляется авторам целесообразным с позиций минимизации правонарушаемости в современный период.

DOI: 10.21681/2226-0692-2018-3-36-40

С

овременная российская правовая политика (правотворческая, правоприменительная, превентивная и др.), являясь одним из видов государственной деятельности по обеспечению общественного порядка, защите прав и свобод человека и гражданина, развитию демократического гражданского общества, одной из важнейших и первоочередных задач выдвигает предупреждение правонарушений, в т. ч. преступлений.

Правовой политике в области превенции правонарушений присущ прогнозируемый, публичный, динамичный, информационно открытый характер, реализуемый в правовой сфере с применением правовых методов и средств, направленных на достижение и сохранение правовых ценностей, правового порядка и социального согласия в обществе2. Установление и обеспечение порядка и законности в обществе и правовом государстве осуществляется только при помощи правовых норм.

Ещё в начале XX века выдающийся мыслитель И.А. Ильин отмечал, что: «Всякая правовая норма устанавливает известный порядок как должный, обращаясь к людям с различными предписаниями. В этом её основная сущность,...содержание права, состоит в тех позволениях, воспрещениях и повелениях, которые им устанавливаются»3.

Правовая превентивная проблематика была ключевой на всех этапах возникновения и развития россий-

2 См.: Рыбаков О.Ю. Приоритеты развития информационного общества в России: правовое обеспечение. Мониторинг правоприменения. 2017. № 3 (24). С. 71—76.

3 Ильин И.А. Теория права и государства. Изд. 2-е, дополн. / Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2008. С. 252.

ской государственности. Как известно, в царской России в 1802 году были образованы министерства, в том числе министерство внутренних дел, которые создавались для надежного полицейского обеспечения и охраны прав граждан. История становления и функционирования российской полиции показывает, что в ней имеется положительный опыт, который в настоящее время не используются. Например, в период своей работы в МВД царской России с 1855 по 1858 гг. выдающийся русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин разработал ряд предложений, направленных на повышение его превентивной деятельности, в числе которых особое внимание было уделено предупредительным элементам правового регулирования, развитию российского законодательства в этой сфере.

Ценность нормативных правоустановлений в сфере предупреждения правонарушений, действительно, трудно переоценить. Нормами самых различных отраслей права сдерживается противоправное и стимулируется правомерное, социально полезное поведение субъектов правоотношений, по сути, противостоящее деструктивным, общественно вредным и общественно опасным моделям внеправового коммуницирования.

Проблема предупреждения правонарушений, консеквентно изучаемая юридической наукой и, прежде всего, представителями цикла уголовно-правовых дисциплин, в последнее время становится объектно-предметной сферой изучения общей теории права. Наряду с трудами известных теоретиков права (В.М. Баранов, В.Г. Графский, В.В. Лазарев, Ю.А. Тихомиров и другие) своё развитие в современных исследованиях получает

1 Степаненко Равия Фаритовна, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Казанского (Приволжского) федерального университета; заведующая кафедрой теории и истории государства и права УВО «Университет управления «ТИСБИ», Российская Федерация, г. Казань. E-mail: rfstepanenko@kpfu.ru

Шляхтин Евгений Павлович, начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности Казанского юридического института МВД России, полковник полиции, Российская Федерация, г. Казань. E-mail: kazurin@mvd.ru

междисциплинарный подход. В последнем теория права и государства тесно взаимодействует с философией, социологией, психологией, политологией и другими гуманитарными дисциплинами, выстраивая современную концепцию предупреждения правонарушений4 и формируя соответствующее социально-правовое мышление юриста-теоретика и юриста-практика, идеологию противостояния правонарушаемости и преступности.

Как справедливо отмечено А.Э. Жалинским, предупреждение правонарушений — явление даже не столько правовое, сколько идеологическое. В то же время, рассматривая феномен позитивной превенции, автор акцентирует внимание на уголовно-правовых запретах, хотя и стигматизирующих деяния и лиц их совершающих, но являющихся наиболее эффективным средством, влияющим на правомерный путь развития социальных отношений5.

Уголовно-правовые запреты, безусловно, являясь наиболее действенными мерами в превенции правонарушений, в т. ч. правонарушений, вместе с тем являются не единственными в вопросах пресечения противоправных моделей поведения. Как отмечено ранее, в числе механизмов предупреждения правонарушений задействовано почти всё отраслевое законодательство, хотя именно задача предупреждения правонарушений в Общей части кодифицированных законов не отмечена, в отличие от Уголовного кодекса6 (ст. 2 УК РФ). Между тем значение позитивной превенции законодателем явно не оценено должным образом, и очевидно, что предупреждать правонарушение следует гораздо раньше, чем оно будет фактически совершено. Для этого должны быть аргументированно предложены правовые доводы и основания, не допускающие превышения пределов правового регулирования общественных отношений, установленных законом, а также полностью соблюдающие конституционные права и свободы человека и гражданина.

Несмотря на многочисленную критику механизмов реализации права советского периода, идеологии социалистического общества и формирования соответствующего ему типа личности, осуществление контроля над поведением лиц, нарушивших и нарушающих требования нормативной сферы этого исторического периода, их определенный опыт демонстрировал свои позитивные результаты. Хотя, по мнению западных советологов, незыблемость советского права заключалась в одном из основных его постулатов — признании личности и её свободы «как чего-то подконтрольного, жестко регламентированного», «насильственно включенного в абсурдную и попирающую человеческие законы политическую систему»7.

4 Степаненко Р.Ф., Степаненко Г.Н. Теория предупреждения правонарушений: общеправовые и логико-методологические проблемы // Образование и право. 2017. № 2. С. 158—162.

5 Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. М. Проспект, 2008. С. 214, 215.

6 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 : ред. от 29.07.2018 [Электронный ресурс] / СПС «Консуль-тантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.08.2018).

7 Raedbrugge F. J. M. What happened in Soviet Criminal Law //

Review of Socialist Law. London, 1985. No. 1. P. 5-7.

Так или иначе, но именно в советский период внимание законодателя и правоприменителя было сосредоточено на стратегиях «борьбы с преступностью». В первую очередь юридическая наука разрабатывала систему правового инструментария, способного повлиять на отклоняющееся от норм права поведение, устанавливая новые и вполне эффективные для установления правопорядка способы возможного решения предупреждения правонарушений. Одной из таких правовых форм было официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения. Будучи одним из видов административно-правового воздействия на поведение субъектов (лица, уклоняющиеся от общественно-полезного труда, нарушающие правила паспортного режима, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, ведущие антиобщественный, паразитический образ жизни и др. виды антиобщественного поведения, определяемые советским законодательством), оно «предваряло» применение уголовной ответственности за указанные виды антиобщественного поведения.

Так, например, в целях недопущения ведения антиобщественного, паразитического образа жизни (тунеядства) и дальнейшей криминализации поведения лицу, в течение 4 месяцев в течение года не занимающемуся общественно-полезным трудом и официально не работающему, выносилось официальное предостережение о необходимости трудоустройства в течение 1 месяца. Если условия официального предостережения в указанный срок не исполнялись, лицо привлекалось уже к уголовной ответственности по ст. 209 УК РСФСР8. В этом смысле использование такого вида административно-предупредительного и уголовно-предупредительного воздействия на образ жизни граждан, нарушающих правила поведения, установленные законом, в совокупности являлось вполне оправданным и эффективным средством психолого-правового воздействия, значительно минимизирующим один из видов преступности, а именно — маргинальную преступность.

Как отмечается в диссертационном исследовании «Предупреждение преступлений, совершаемых лицами, ведущими маргинальный образ жизни» (Казань, 2005 г.), работа по профилактике и контролю за поведением лиц, ведущих маргинальный образ жизни, в основном объеме осуществлялась сотрудниками органов внутренних дел: участковыми инспекторами милиции, сотрудниками служб профилактики, уголовного розыска и дознания и др. Об эффективности профилактической работы в части предупреждения преступлений, совершаемых лицами, ведущими маргинальный образ жизни, свидетельствуют следующие данные правового мониторинга: доля тунеядцев, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 209 УК РСФСР, из числа граждан, получивших официальное предостережение о недопустимости ведения антиобщественного, паразитического образа жизни, с 1980 по 1990 годы сократилась с 45,4%

8 Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. с изм. и доп. от 30 июля 1996 г. № 103-Ф3 (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, № 40, ст. 591.

до 10,5%9. Отсюда выводы о действенности механизмов профилактических мер и, в первую очередь, официального предостережения, становятся очевидными.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г., провозгласившей Россию правовым, демократическим государством, декриминализация таких деяний как бродяжничество, попрошайничество, ведение иного паразитического образа жизни (тунеядство), нарушение правил соблюдения паспортного режима и др., соответственно, способствовала деактуализации такого эффективного механизма предупреждения в нормативной сфере и в деятельности правоохранительных органов в целом, как официальное предупреждение.

Актуальной такая форма предупреждения правонарушений остается в деятельности органов прокуратуры и федеральной службы безопасности. В частности, федеральные законы от 3.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»10 27.07.2010 г., № 238-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» был дополнен ст. 13.1. следующего содержания: «К мерам профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся внешние представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации и объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности. При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений в действиях физического лица, создающих условия для совершения указанных преступлений, и при отсутствии оснований для его привлечения к уголовной ответственности органы федеральной службы безопасности, предварительно уведомив об этом прокурора, могут объявлять этому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение»...п Порядок и условия вынесения официального предостережения определены данным нормативным правовым актом.

Как видно из содержания рассмотренного федерального закона, серьезное значение в вопросах превентивной деятельности федеральной службы безопасности предоставляется надзорной сфере деятельности органов прокуратуры. Внесение представлений и контроль за соблюдением и защитой конституционных прав человека и гражданина является одной из основных функциональных обязанностей прокуратуры.

9 Степаненко Р.Ф. Предупреждение преступлений, совершаемых лицами, ведущими маргинальный образ жизни : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, 2005.

10 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.08.2018).

11 Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 238-ФЗ «О внесении из-

менений в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»

и в Кодекс Российской Федерации об административных правонару-

шениях» с изм. от 2 августа 2010 г. № 31 ст. 4207 // Собрание законода-

тельства Российской Федерации (дата обращения: 10.08.2018).

Как показывает правовой мониторинг, российскими правоохранительными органами (МВД России, ФСБ Российской Федерации, Генеральной прокуратурой РФ и Следственным комитетом России) наработан определенный положительный опыт по противодействию, в частности, экстремистской деятельности и крайней форме её проявления — совершению террористических актов. В качестве одного из эффективных способов предупреждения экстремистских проявлений российские правоохранительные органы активно используют такую меру воздействия, как прокурорское предостережение или официальное предостережение, выносимое ФСБ России. В то же время, один из основных субъектов профилактики — в данном случае экстремизма — МВД России и его территориальные подразделения на местах лишены возможности использовать данный инструментарий, хотя предупредительная деятельность, как отмечалось, является основной в борьбе с преступностью, обеспечении общественной безопасности и охраны общественного порядка. Так, например, по итогам января-декабря 2017 года в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами российской прокуратуры было внесено 789431 (+2,9% к аналогичному периоду прошлого 2016 года) представлений, а также предостережено 86036 (-6,8% к АППГ) лиц о недопустимости нарушения закона. В том числе: в рамках надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму прокурорами различного уровня было внесено 65384 (+3,4% к АППГ) представлений, а также предостережено 7146 (-5,1% к АППГ) лиц о недопустимости нарушения

закона12.

Так, например, в Республике Татарстан по итогам 2010 года на основании материалов, собранных сотрудниками оперативных подразделений полиции, было вынесено 66 прокурорских предостережений и 1 представление о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. По итогам января-декабря 2017 года в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами Прокуратуры Республики Татарстан было внесено 16152 (+1,8% к аналогичному периоду прошлого 2016 года) представлений, а также предостережено 1453 (-37,0% к АППГ) лиц о недопустимости нарушения закона. В том числе, в рамках надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму прокурорами различного уровня было внесено 2568 (+62,5% к АППГ) представлений, а также предостережено 442 (-9,8% к АППГ) лиц о недопустимости нарушения закона. Аналогичны результаты по итогам января-июня 2018 года. В рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органы Прокуратуры Республики Татарстан внесли 9752 (+6,2% к АППГ) представлений, а также предостережено

12 Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за 12 месяцев 2017 г. и январь-май 2018 г. URL: https://www.genproc.gov.ru/stat/ data/1336134/1406222/ (дата обращения: 20.08.2018).

362 (-60,2% к АППГ) лиц о недопустимости нарушения закона13.

Как показывают данные правового мониторинга, существующее российское законодательство в целом позволяет правоохранительным органам осуществлять свою деятельность по противодействию экстремизму и его профилактике, однако имеющиеся пробелы в правовом регулировании отношений в данной сфере снижают эффективность правоприменения. Реализация норм Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»14 показывает, что его положения не в полной мере регулируют вопросы, например, связанные с распространением экстремистских материалов в сети Интернет, что требует совершенствования нормативной сферы, регулирующей превентивную деятельность правоохранительных органов, в т. ч. возможного восстановления такой меры правового воздействия, как официальное предостережение.

С точки зрения теоретического правоведения, данные правовые нормы вполне обоснованно входят в классификационную систему юридических моделей, регулирующих и направляющих образцы поведения субъектов правоотношений в правомерное русло.

В числе таких «юридических формул» законопослушного правомерного поведения» известный российский теоретик права Ю.А. Тихомиров называет:

а) принципы права (нормативно-ценностный критерий);

б) нормы-цели (нормативный ориентир);

в) нормы «во исполнение закона» (правореализация);

г) нормы «на основе закона» (правореализация с набором средств);

д) нормы, «принимающие решения (допущение выбора);

е) нормы-«обязывания» (императивность исполнения);

ж) нормы «можно» (альтернативность действия);

з) нормы «саморегулирования» (свобода выбора и действий);

и) нормы-запреты — правовое предостережение и др.15

Последние, образуя содержание практически всего отраслевого законодательства, могут в качестве альтернативы применения его санкций за неправовое поведение, иметь целью предупреждение:

а) самого преступления;

б) неблагоприятных последствий для социального коммуницирования правонарушителя (привлечение к уголовной ответственности, нахождение в местах лишения свободы, материальные и моральные издержки, осуждение общественным мнением и т. д.);

13 Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Республики Татарстан за 12 месяцев 2017 г. и январь-июнь 2018 г. URL: https://prokrt.ru/about/pravovaya-statistika/ pravovaya-statistika/(дата обращения: 20.08.2018).

14 О противодействии экстремистской деятельности : Федеральный закон РФ от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ : в ред. от 23.11.2015 [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.08.2018).

15 Тихомиров Ю.А. Государство: монография / Ю.А. Тихомиров. М. Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 32.

в) нарушений конституционных прав и свобод потерпевших граждан, порядка сложившихся общественных отношений и т. д.

При этом официальное предостережение может быть интерпретировано в качестве «иных мер уголовно-правового характера», если последствиями его неисполнения будут являться санкции уголовного законодательства. Это может способствовать, по мнению Ф.Р. Сундурова, «... преодолеть негативные последствия назначения и исполнения отдельных видов наказаний, сузить сферу применения тех из них, которые сопряжены с изоляцией осужденных в замкнутой и искусственно создаваемой среде преступников»16.

К числу предупреждения совершения общественно-опасных деяний посредством вынесения официального предупреждения, как нами отмечалось ранее, следует отнести такие наиболее резонансные и общественно-опасные деяния, как терроризм, экстремизм17, разжигание национальной розни,18 коррупция, педофилия и т. д. Обязанность применения превентивных мер следует возложить на органы внутренних дел.

В области совершения иных правонарушений возможно использование официального предостережения как дополнительной административно-предупредительной меры к лицам, неоднократно совершающим правонарушения, например, в дорожно-транспортной, налоговой, экологической и иных сферах. Для этого необходимо разработать правовые механизмы реализации этих мер в административном (материальном и процессуальном) праве.

Представляется возможным использовать официальные предостережения и в гражданско-правовой сфере, например, сфера деятельности регистрации сделок с недвижимым имуществом почти всегда представляет рискогенную область правонарушаемости. Предостережение о недопустимости совершения тех или иных действий в официальной форме могло бы способствовать сокращению противоправных деяний как со стороны лиц, в компетенцию и должностные обязанности которых входит решение вопросов с регистрацией сделок, так и со стороны лиц, желающих зарегистрировать то или иное право «в обход закона».

Официальное предостережение возможно использовать и в правовом регулировании трудовых отношений, где значительным образом нарушаются конституционные права граждан на трудоустройство, предоставление льгот, выплату заработной платы и др. как со стороны работодателя, так и работника (неоднократное нарушение требований трудового законодательства).

16 Сундуров Ф.Р. Наказание и альтернативные меры в уголовном праве. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2005. С. 41—42.

17 Шляхтин Е. П., Степаненко Р.Ф. Противодействие деятельности экстремистских организаций и сообществ: актуальные проблемы теории и практики. // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 2 (28). С. 100—104.

18 Сливный А.А., Шляхтин Е.П. Предостережение как возможная форма оперативно-розыскного предупреждения организации незаконной миграции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9, № 1. С. 118—123. Б01: 10/24420/ KUI.2018.31.11H8.

Безусловно, комплекс предлагаемых нами мер требует, прежде всего, их доктринального осмысления и обоснования, обсуждения общественностью, представителями органов власти и гражданского общества. Необходимо не только разработать нормативную основу одной из форм правового регулирования общественных отношений (официальное предостережение), но и соизмерить её с пределами их возможного правомерного регулирования, с постулатами Основного закона России в контексте современной концепции со-

циального государства19. Требуется также предметное объяснение и обоснование правовых механизмов, при помощи которых возможна реализация предлагаемого способа предупреждения правонарушений. Наконец, необходимо широкое обсуждение данных инициатив с участием заслуженных и авторитетных сотрудников органов внутренних дел МВД России, усилиями которых в советский период, как показывает правовой мониторинг, эффективно функционировала профилактическая система превенции правонарушений.

Рецензент: Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук. доцент, директор НИИ противодействия коррупции Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, г. Казань, Россия. E-mail: kabanov@mail.ru

Литература

1. Рыбаков О.Ю. Приоритеты развития информационного общества в России: правовое обеспечение. Мониторинг правоприменения. 2017. № 3 (24). С. 71—76.

2. Ильин И.А. Теория права и государства. Изд. 2-е, дополн. / Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2008. С. 252.

3. Степаненко Р.Ф., Степаненко Г.Н. Теория предупреждения правонарушений: общеправовые и логико-методологические проблемы // Образование и право. 2017. № 2. С. 158—162.

4. Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. М. Проспект, 2008. С. 214, 215.

5. Raedbrugge F. J. M. What happened in Soviet Criminal Law // Review of Socialist Law. London, 1985. No. 1. P. 5-7.

6. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. с изм. и доп. от 30 июля 1996 г. № 103-Ф3 (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, № 40, ст. 591.

7. Степаненко Р.Ф. Предупреждение преступлений, совершаемых лицами, ведущими маргинальный образ жизни : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, 2005.

8. Федеральный закон от 27.07.2010 № 238-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с изм. от 2 августа 2010 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. Ст. 4207 (дата обращения 10.08.2018 г.).

9. Тихомиров Ю.А. Государство: монография / Ю.А. Тихомиров. М. Норма: ИНФРА-М, 2013. 320 с.

10. Сундуров Ф.Р. Наказание и альтернативные меры в уголовном праве. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2005. 300 с.

11. Шляхтин Е. П., Степаненко Р.Ф. Противодействие деятельности экстремистских организаций и сообществ: актуальные проблемы теории и практики. // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 2 (28). С. 100—104.

12. Сливный А.А., Шляхтин Е.П. Предостережение как возможная форма оперативно-розыскного предупреждения организации незаконной миграции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9, № 1. С. 118—123. DOI: 10/24420/KUI.2018.31.11118.

13. Солдатова А.В. Современная концепция социального государства: вопросы теории. В сборнике: Социальное государство и основные направления современной российской правовой политики. Материалы Круглого стола юридического факультета НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ». 2014. С. 192—198.

19 Солдатова А.В. Современная концепция социального государства: вопросы теории. В сборнике: Социальное государство и основные направления современной российской правовой политики. Материалы Круглого стола юридического факультета НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ». 2014. С. 192—198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.