19. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
19.1. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Магомедов Магомед Абдулкадирович, кандидат юридических наук, прокурор города Махачкалы Республики Дагестан, старший советник юстиции, заслуженный юрист Российской Федерации
Место работы: прокуратура города Махачкалы Республики Дагестан
Аннотация: в статье на основе анализа теории функций прокуратуры Российской Федерации, законодательных положений о профилактике правонарушений, организационно-распорядительных документов прокуратуры Российской Федерации, практики профилактической деятельности прокуроров, постановлений Правительства Российской Федерации о профилактике правонарушений обосновывается осуществление прокуратурой Российской Федерации самостоятельной функции по профилактике правонарушений, даются предложения по совершенствованию ее правого регулирования и установлению конкретных профилактических полномочий прокурора.
Ключевые слова: прокуратура, прокурор, субъект, закон, правонарушение, профилактика, государственный, деятельность, функция, цель, свойство, надзор, участие, система, структура, теория, практика, правовое, регулирование, полномочие.
PREVENTIVE FUNCTION OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND IMPROVEMENT OF ITS LEGAL REGULATION
Magomedov Magomed A., PhD in law, the Prosecutor of the city of Makhachkala, senior counselor of justice, doctoral student of Academy of the General Prosecutor of Russian Federation Work place: Prosecutor's office of Makhach-kala city
Annotation: the article, based on the analysis of the theory of the functions of the Procurator's Office of the Russian Federation, legislative provisions on the prevention of violations of law, organizational and administrative documents of the prosecutor's office of the Russian Federation, the practice of preventive activity of prosecutors, the resolutions of the Government of the Russian Federation on the prevention of violations, justifies the implementation of an independent function for the prevention of offenses by Prosecutor's Office of the Russian Federation, gives suggestions on the improvement of its right regulation and the establishment of specific preventive powers of the prosecutor.
Keywords: prosecutor's office, prosecutor, subject, law, offense, prevention, state, activity, function, purpose, property, supervision, participation, system, structure, theory, practice, legal, regulation, power.
Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Закон о профилактике) профилактика правонарушений выделена в отдельную сферу деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 данного закона органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют профилактику правонарушений, обладая полномочиями субъекта профилактики правонарушений в пределах своей компетенции и обеспечивая в соответствии с Законом о прокуратуре Российской Федерации (далее - Закон о прокуратуре) надзор за исполнением законов иными субъектами профилактики правонарушений и их должностными лицами.
В связи с этим профилактика правонарушений, осуществляемая прокуратурой, по существу представляет собой новая функция прокуратуры Российской Федерации, не относящаяся ни к надзорной ее функции, ни к ее функциям участия в судопроизводстве или взаимодействия с институтами власти и общества1.
В определенной мере профилактическую функцию прокуратура Российской Федерации выполняла и до принятия Закона о
1 Возложение на прокуратуру Российской Федерации такой функции согласуется с положением части.2 пункта 1 статьи 1 Закона о прокуратуре, согласно которому прокуратура Российской Федерации выполняет и иные (в данном случае - не надзорные) функции, установленные федеральным законом.
Магомедов М. А.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
профилактике посредством использования всех без исключе-
2
ния средств и актов прокурорского реагирования .
Так, согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре прокуроры добивались, чтобы в течение месяца со дня внесения представления прокурора об устранении нарушений закона были приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, а также их причин и условий, им способствующих.
Как отмечено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2014 № 82-КГПР14-2, в силу положений статей 22, 25.1 Закона о прокуратуре, предостережение о недопустимости нарушения закона является документом не только прокурорского реагирования, но и мерой профилактического воздействия. Предостережение - это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем
официального указания на необходимость изменения модели
„в своей юридически значимой деятельности .
А.Ю. Винокуров отмечает, что профилактическое значение имеют решение прокурора об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренное частью 11 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также требование прокурора, направляемое Генеральным прокурором Российской Федерации (или его заместителем) в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в Роскомнадзор о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка4.
Осуществление профилактики правонарушений органами прокуратуры предусмотрено рядом организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации. Среди них: указание от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», уже упомянутые приказы от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» и от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности», а также иные приказы: от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», от 18.11.2014 № 637 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса» и др. Также заслуживает внимания приказ Главного
2 Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Калинин В.Н. Прокурорский надзор: Учебное пособие. - М.: ООО «Издательство «Элит», 2007. - С. 206.
3 Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2014 № 82-КГПР14-2 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 07.02.2018).
4 Винокуров А.Ю. К вопросу об участии органов прокуратуры в профи-
лактике правонарушений в Российской Федерации.
военного прокурора от 17.09.2002 № 255 «О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по профилактике преступлений и других правонарушений», которым предписано предупреждение преступлений и иных правонарушений в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах рассматривать в качестве приоритета всех направлений деятельности органов военной прокуратуры. Данный документ интересен тем, что в нем говорится о наличии превентивных возможностей как надзора за исполнением законов, так и участия прокуроров в уголовном судопроизводстве, а также правового информирования военнослужащих, что подтверждает высказанный нами ранее тезис о профилактическом потенциале большинства направлений прокурорской деятельности.
Таким образом, профилактическая направленность для прокурорской деятельности была характерна всегда.
Однако Закон о профилактике, выделив сферу профилактики правонарушений в самостоятельную сферу государственной деятельности, четко определил содержание понятия «профилактика правонарушений», которым не охватываются профилактическое составляющее или профилактическую направленность прокурорского надзора, прокурорской координации, прокурорского участия в судопроизводстве и т.п.
В Законе о профилактике под профилактикой правонарушений подразумевается совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушения или антиобщественного поведения, а предупреждение правонарушений рассматривается в качестве основного направления профилактики правонарушений наряду с защитой личности, общества и государства от противоправных посягательств, охраной общественного порядка, противодействием терроризму, экстремизму, коррупции и т.д.5.
Пунктом 3 статьи 2 Закона о профилактике система профилактики правонарушений определена как совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.
Под правонарушением в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о профилактике понимается преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее только уголовную или административную ответственность, что на наш взгляд является не совсем обоснованным, так как очень большой массив правонарушений, не образующих состав преступления или административного деликта, составляет гражданско-правовые, включая коррупционного характера деликты, которые существенно определяют состояние законности в целом.
В этой связи авторами комментария к Закону о профилактике (Жеребцов А.Н., Помогалова Ю.В., Смоляров М.В.) отмечается, что примененный в данном законе подход к определе-
5 Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. - М.: Норма, 2001. - С. 25.
нию понятия «правонарушение» является весьма общим, не позволяющим полноценно определить данный термин6.
В науке обоснованно отмечается, что профилактика правонарушений будет наиболее эффективна при осуществлении предупреждения не только преступлений и административных правонарушений, но и иных общественно опасных деяний, к которым относятся, в частности, гражданско-правовые деликты, в т.ч. коррупционного характера7.
В основных направлениях осуществления профилактики правонарушений, в средствах их реализации, в формах профилактического воздействия, предусмотренных соответственно в частях 1 и 2 статьи 6 и части 1 статьи 17 Закона о профилактике, прокурорский надзор за исполнением законов в качестве направления, средства или формы профилактики не предусмотрен.
Из указанных законодательных положений следует, что прокурорский надзор за исполнением Закона о профилактике и сама профилактика правонарушений, осуществляемая органами прокуратуры, являются разными прокурорскими функциями, реализуемыми в форме разных видов прокурорских правоотношений и разными видами прокурорской деятельности. Профилактика правонарушений не охватывается понятием «профилактической направленности прокурорского надзора или иной прокурорской деятельности». Она отличается по субъектному составу, объекту воздействия, предмету и по своей сути.
Профилактическая прокурорская деятельность имеет самостоятельный объект и предмет, отличающиеся от объекта и предмета прокурорского надзора. Ее объектом являются как общественное, так и индивидуальное правосознание, поведение лица, в том числе юридического лица, в обществе, отношение его к закону. Именно на эти объекты в процессе профилактической деятельности прокурор оказывает воздействие в форме передачи информации о сути, содержании, разъяснении законодательства, относящейся к прокурорской деятельности, и правоприменительной практики, убеждения полезности и оправданности позитивного отношения к закону и вредности отрицательного. Предметом прокурорской профилактической деятельности является свойство ее объекта, подлежащее преобразованию прокурорским воздействием, а именно нигилистического отношения людей к закону в позитивное, менее совершенные знания закона в более совершенные, прекращение антиобщественного поведения и т.п.
Закон о профилактике не предусмотрел для прокурора конкретных профилактических полномочий8. Таковых нет и в Законе о прокуратуре. Между тем, для осуществления профилактики правонарушений прокурору требуются профилактические полномочия, отличающиеся от его надзорных, координационных и процессуальных полномочий.
6 Жеребцов А.Н., Помогалова Ю.В., Смоляров М.В. Комментарий к Федеральному закону от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «Консультант Плюс». 2016.
7 См., напр., Бажанов С.В., Воронцов А.А. Ранняя профилактика административных правонарушений в сфере экономики как фактор, способствующий предупреждению аналогичных им преступлений // Административное право и процесс. - 2016. - № 2. - С. 33 - 36.
8 Винокуров А.Ю. К вопросу об участии органов прокуратуры в профилактике правонарушений в Российской Федерации // Административ-
ное и муниципальное право. -2016. - № 7. - С. 620-626. // СПС «Кон-
сультант Плюс» (дата обращения 07.02.2018).
Из перечисленных в статье 17 Закона о профилактике форм профилактического воздействия для прокурорской деятельности свойственны проведение профилактической беседы и мониторинга в сфере профилактики. Однако статьей 22 Закона о прокуратуре эти формы профилактического воздействия к полномочиям прокурора не отнесены.
Правовое просвещение и правовое информирование, предусмотренное пунктом 1 части 1 Закона о профилактике в качестве одной из форм профилактического воздействия, частью 2 той же статьи не отнесено к формам профилактического воздействия прокуроров, хотя органы прокуратуры фактически осуществляли и осуществляют эту деятельность.
В пункте 9 части 2 статьи 6 Закона о профилактике употреблен термин «специальные меры профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного характера в целях предупреждения правонарушений», применять которые, в соответствии с частью 4 той же статьи, уполномочены органы прокуратуры, «если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации». Поскольку Закон о профилактике, Закон о прокуратуре и иное законодательство Российской Федерации в системе мер прокурорского реагирования «специальные меры» не предусматривают, невозможно определить, что под этим термином имел в виду законодатель.
В части 2 статьи 9 Закона о профилактике указывается, что при осуществлении профилактики правонарушений органы прокуратуры Российской Федерации обладают полномочиями субъекта профилактики правонарушений в пределах своей компетенции. А какими именно полномочиями обладают прокуроры из этой формулировки не ясно. В этой связи Т.Г. Воеводина правильно, на наш взгляд, обратила внимание на то, что «у органов прокуратуры нет компетенции по осуществлению профилактики правонарушений! Они осуществляют надзор за исполнением законов о профилактике правонарушений»9.
Несмотря на имеющиеся противоречия, положения статьи 9 Закона о профилактике дают основание полагать, что при реализации своих полномочий в рамках осуществления такой деятельности, как профилактика правонарушений, органы прокуратуры в первую очередь должны руководствоваться своим статутным законом - Законом о прокуратуре.
Однако в Законе о прокуратуре профилактическая работа в качестве направления деятельности прокурора не выделена, не дано и определение профилактики правонарушений применительно к работе прокурора, хотя в ряде положений данного закона содержится понятие «предупреждение». Это «предупреждение нарушений закона» (ст. 27 «Полномочия прокурора»), «предупреждение правонарушений» (ст. 25.1 «Предостережение о недопустимости нарушения закона»).
Предусмотренные пунктами 3 и 5 статьи 17 Закона о профилактике такие формы профилактического воздействия как «внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения» и «объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» частью 2 той же статьи отне-
9Воеводина Т.Г. Профилактика правонарушений и прокурорский надзор: проблематичные новеллы законодательства // Законодательство и экономика. - 2016. - № 9. - С. 58-62.
Магомедов М. А.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
сены к формам профилактического воздействия прокуратуры. Однако эти формы профилактического воздействия не совсем соответствуют по своему смыслу таким актам прокурорского надзорного реагирования, как «представление прокурора» и «предостережение о недопустимости нарушения закона», предусмотренным статьями 24 и 251 Закона о прокуратуре, согласно которым представление прокурор вносит в целях «устранения нарушений закона», а предостережение объявляет в целях «предупреждения правонарушений». Без какого-либо опыта применения данных положений Закона о профилактике не ясно имеет ли здесь место словесная нестыковка в используемых законодателем терминах или расхождение норм двух законов по сути.
Отдельного рассмотрения требует такое направление профилактической деятельности органов прокуратуры как правовое просвещение. Характерно, что правовое просвещение, активно осуществляемое прокурорами в целях предупреждения правонарушений во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению», не упоминается в Законе о прокуратуре. Вместе с тем данным приказом Генерального прокурора Российской Федерации деятельность, осуществляемая с целью правового просвещения граждан, рассматривается как неотъемлемая часть системы профилактики и прокуроры обязываются организовывать ее таким образом, чтобы она максимально отвечала поставленной Президентом Российской Федерации задаче преодоления правового нигилизма, повышения правовой культуры населения. В научной литературе часто высказывается мнение о необходимости дополнения Закона о прокуратуре нормой, закрепляющей правовое просвещение в качестве самостоятельной функции прокуратуры, с учетом значимости и существенного объема выполняемой работы10.
Таким образом, анализ Закона о профилактике и сопоставление его норм с нормами Закона о прокуратуре показывают, что прокурорская деятельность по осуществлению профилактики правонарушений существенно отличается от прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике правонарушений. Закон о профилактике фактически определил для органов прокуратуры в сфере профилактики правонарушений двойственную роль - осуществление профилактики правонарушений и прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике правонарушений.
Прокуратура Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений в рамках Закона о профилактике не наделена компетенцией по межведомственной координации. К компетенции Правительства Российской Федерации этим законом прямо отнесено утверждение Положения о межведомственном координационном органе в сфере профилактики правонарушений и его персональный состав (далее - Положение о координационном органе), а также порядок проведения мониторинга в сфере профилактики правонарушений. По указанным вопросам приняты постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 216 «О Правительственной
10 См., напр., Будай С.Н., Васькина И.А. Актуализация прокурорской деятельности по правовому просвещению в целях обеспечения законности и правопорядка // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - 2014. - № 4. - С. 76; Прокуратура и СМИ: состояние и перспективы взаимодействия: монография / В.Б. Евдокимов, М.В. Маматов, Е.А. Дмитриева; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2015. - С. 88.
комиссии по профилактике правонарушений» (далее - Постановление № 216) и от 30.12.2016 № 1564 «О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Постановление № 1564). Представители прокуратуры не включены в состав Правительственной комиссии, поскольку она действует в целях обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти. Тем не менее, решения, принимаемые Комиссией в соответствии с Положением о координационном органе, учитываются в реализации профилактической функции прокуратуры. Например, при подготовке информации о работе органов прокуратуры в сфере профилактики правонарушений во исполнение статьи 32 Закона о профилактике и Постановления № 1564 Главное организационно-аналитическое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации рекомендовало учитывать разработанную Правительственной комиссией типовую справку о результатах мониторинга в сфере профилактики правонарушений, анализа и прогнозирования причин и условий, способствующих совершению правонарушений, оценки эффективности деятельности в сфере профилактики правонарушений11. В связи с этим при необходимости в заседаниях указанной Правительственной комиссии участвует представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Учитывая изложенное, принимая во внимание курс государства на актуализацию государственной функции в сфере профилактики правонарушений, изменения законодательства в этой сфере и роль в ней органов прокуратуры в современных условиях, представляется целесообразным закрепить в базовом Законе о прокуратуре осуществление профилактики правонарушений в качестве самостоятельной функции прокуратуры Российской Федерации, имея в виду, что надзор за исполнением законов о профилактике правонарушений прокурор осуществляет только с использованием имеющихся в Законе о прокуратуре надзорных полномочий, а непосредственную профилактику он полноценно может осуществлять только с использованием профилактических полномочий, а именно полномочий на проведение мониторинга в сфере профилактики правонарушений, проведение профилактической беседы, а также правового просвещения и правового информирования.
В статью 25.1 «Предостережение о недопустимости нарушения закона» Закона о прокуратуре требуется в соответствии с Законом о профилактике внести дополнения, наделяющие прокурора правом выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, и объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для их совершения, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, поскольку согласно пункту 2 статьи 2 Закона о профилактике именно эти явления отнесены к предмету профилактики.
Четкое законодательное регулирование позволит разграничить полномочия прокурора по профилактике правонарушений от надзорных его полномочий и полномочий в сфере координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и правильно определить критерии оценки эффективности использования им предоставленных законом профилактических полномочий.
11 Письмо начальника Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Некрасова А.Ю. от 14.04.2017 № Исуб-20-4855-17.Архив прокуратуры города Махачкалы.2017.
Таковы пути совершенствования правого регулирования и повышения эффективности реализации профилактической функции прокуратуры Российской Федерации.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 97,92%.
Список литературы:
1.Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Калинин В.Н. Прокурорский надзор: Учебное пособие. - М.: ООО «Издательство «Элит», 2007. - С. 206.
2.Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. - М.: Норма, 2001. - С. 25.
3.Жеребцов А.Н., Помогалова Ю.В., Смоляров М.В. Комментарий к Федеральному закону от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 07.02.2018).
4.Бажанов С.В., Воронцов А.А. Ранняя профилактика административных правонарушений в сфере экономики как фактор, способствующий предупреждению аналогичных им преступлений // Административное право и процесс. - 2016. - № 2. - С. 33 - 36.
5.Винокуров А.Ю. К вопросу об участии органов прокуратуры в профилактике правонарушений в Российской Федерации // Административное и муниципал ьное право. -2016. - № 7.
6.Воеводина Т.Г. Профилактика правонарушений и прокурорский надзор: проблематичные новеллы законодательства // Законодательство и экономика. - 2016. - № 9.
7.Будай С.Н., Васькина И.А. Актуализация прокурорской деятельности по правовому просвещению в целях обеспечения законности и правопорядка //Вестник Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - 2014. - № 4.
8.Прокуратура и СМИ: состояние и перспективы взаимодействия: монография / В.Б. Евдокимов, М.В. Маматов, Е.А. Дмитриева; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2015.
9.Письмо начальника Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Некрасова А.Ю. от 14.04.2017 № Исуб-20-4855-17. Архив прокуратуры г. Махачкалы.2017.
Ю.Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2014 № 82-КГПР14-2 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 07.02.2018).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Магомедова М.А. «Профилактическая функция прокуратуры Российской Федерации и совершенствование ее правового регулирования» Профилактика правонарушений в правовом государстве имеет важное значение для обеспечения законности, поскольку она имеет своей целью не только не допустить сами правонарушения, но и заблаговременно устранить из правовой системы общества любые явления, создающие условия и причины для их совершения.
Профилактика правонарушений актуальна и для органов прокуратуры Российской Федерации поскольку это по большому счету соответствует целям ее деятельности.
Статья Магомедова М.А. посвящена как раз этой, актуальной, теме профилактики правонарушений применительно к специфике государственной деятельности, осуществляемой органами прокуратуры Российской Федерации. Автор проанализировал организационно-распорядительные акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подзаконные акты Правительства Российской Федерации по профилактике правонарушений, что позволило ему прийти к обоснованному выводу о том, что прокуратура Российской Федерации осуществляет не только надзор за исполнением законов о профилактике правонарушений, но и их профилактику.
В статье дается толкование понятий «профилактика» и «правонарушение». Исходя из этого определяется объект и предмет прокурорской деятельности по профилактике правонарушений, которые, по мнению автора, определяют специфику профилактической деятельности прокуроров, отличающей ее от их надзорной деятельности. Обосновывается функциональность профилактического вида прокурорской деятельности и потребность наделения прокурора профилактическими полномочиями, отличающимися от его надзорных, координационных и процессуальных полномочий. В конечном счете, автор приходит к выводу о том, что профилактика правонарушений является самостоятельной функцией прокуратуры Российской Федерации и ее правовое регулирование нуждается в совершенствовании.
Автор не ограничивается констатацией теоретического обоснования данной потребности, но формулирует конкретный перечень профилактических полномочий прокурора. К таковым автор относит полномочия прокурора на проведение профилактической беседы, проведение мониторинга в сфере профилактики, проведение правового просвещения и правового информирования с учетом специфики прокурорской деятел ьности.
Такое правовое регулирование профилактической функции прокуратуры Российской Федерации и установление профилактических полномочий прокурора, в свою очередь, по мнению автора, позволит определить критерии оценки использования прокурором своих профилактических полномочий и в конченом счете будет способствовать повышению эффективности прокурорской деятельности по укреплению законности в стране.
Вывод: статья вносит определенный вклад в теорию прокурорской деятельности, отличается научной новизной и может быть рекомендована для публикации в журнале, рекомендованных ВАКом Минобрна-уки Российской Федерации для публикации результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата юридических наук, на соискание ученой степени доктора юридических наук.
Заведующий отделом проблем организации прокурорской деятельности НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук
К.И. Амирбеков