Научная статья на тему 'Российское законодательство в сфере противодействия экстремизму нуждается в совершенствовании'

Российское законодательство в сфере противодействия экстремизму нуждается в совершенствовании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
609
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шляхтин Е. П.

В статье рассматриваются вопросы участия органов внутренних дел в противодействии экстремистской деятельности. Определены проблемы, препятствующие повышению эффективности борьбы с экстремизмом и терроризмом. Внесены предложения об изменении действующего нормативного правового акта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское законодательство в сфере противодействия экстремизму нуждается в совершенствовании»

Е.П. Шляхтин,

полковник милиции (КЮИ МВД России)

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ НУЖДАЕТСЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

В статье рассматриваются вопросы участия органов внутренних дел в противодействии экстремистской деятельности. Определены проблемы, препятствующие повышению эффективности борьбы с экстремизмом и терроризмом. Внесены предложения об изменении действующего нормативного правового акта Российской Федерации.

Не останавливаясь на анализе, а также не затрагивая научные дискуссии по вопросам определения понятий «радикализм», «экстремизм», «экстремистская

деятельность» и некоторых других, в рамках настоящей статьи рассмотрим некоторые проблемы, возникающие при своевременном реагировании правоохранительных органов на крайнюю форму радикализма -экстремистскую деятельность определенных слоев российского общества.

К сожалению, за рамками настоящей работы, остаются вопросы различного понимания в мировой юридической науке вышеуказанных понятий.

Анализ оперативно-следственной и судебной практики в Республики Татарстан по преступлениям экстремистской направленности за период с начала 2007 года по 1 полугодие 2010 гола показывает, что было возбуждено 21 уголовное дело подобной категории. Из них по 16 уголовным делам вынесены обвинительные приговоры суда в отношении 28 лиц.

• По четырем уголовным делам - в отношении 8 участников неформального молодежного движения экстремистской направленности «Скинхеды»; в отношении 4 лиц, своими действиями возбуждающих межнациональную рознь, а также дискриминацию в связи с принадлежностью к какой-либо социальной группе.

• По трем уголовным делам - в участников молодежного движения экстремистской

«Антифа», а также в отношении 4 участников международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена.

отношении 6 неформального направленности

• По одному делу - в отношении 1 лица, являющегося сторонником неонацистской идеологии, а также в отношении 5 футбольных фанатов за участие в массовых беспорядков во время футбольного матча.

По 5 уголовным делам судебные решения не приняты, и по ним в настоящее время проводятся оперативно-следственные

мероприятия. 3 уголовных дела направлены в суды различной инстанции Республики Татарстан (2 - в отношении 4 участников неформального молодежного движения экстремистской направленности «скинхеды», 1 - в отношении 2 участников запрещенной на территории России международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»). Кроме того, в отчетном периоде приняты решения по 4 уголовным делам, возбужденным ранее (до 2007 года): 2 - в отношении 21 участника незаконных вооруженных формирований (НВФ «Исламский Джамаат», НВФ «Рыбно-Слободский Джамаат»), 1 - в отношении 12 участников запрещенной на территории России международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (далее - МТО ХТИ), 1 - в отношении 6 участников татарстанского регионального отделения общественно-политического

движения «Русское национальное единство», деятельность которого запрещена на территории РФ.

Благодаря предпринятым мерам министерством внутренних дел Татарстана совместно с другими правоохранительными органами республики в 2010 году не допущено массовых нарушений

общественного порядка, масштабных экстремистских проявлений и

террористических акций, в том числе в период проведения крупных общественнополитических мероприятий. В целом

правоохранительными органами реализуется весь необходимый комплекс мероприятий по нейтрализации деятельности на территории республики представителей различных международных террористических и экстремистских организаций. В то же время необходимо отметить, что криминальная обстановка по данной линии работы остается весьма сложной и требует постоянного внимания со стороны всех государственных, муниципальных, правоохранительных и иных органов власти и управления. Так, например, в ноябре 2010 года в городе Чистополе Республики Татарстан группа лиц из числа бывших участников местного ОПТ, попавшая под негативное влияние идеологов одной из запрещенной международной террористической организации, предприняла попытки совершения ряда тяжких преступлений, при задержании оказала сотрудникам органов внутренних дел вооруженное сопротивление, в результате чего была уничтожена.

Правоохранительными органами

Республики Татарстан по итогам 12 месяцев 2010 года выявлено и поставлено на учет 23 преступления экстремистской

направленности в рамках 12 уголовных дел. Окончено расследованием и направлено на рассмотрение в суд 14 таких преступлений, в том числе: 7 - совершенных членами

международной террористической

организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», 5 - участниками неформальных молодежных движений «скинхеды» и «антифа». Судами республики вынесены приговоры по 11 ранее возбужденным уголовным делам данной категории, к уголовной ответственности привлечены 24 человека.

В качестве одного из эффективных способов предупреждения экстремистских

проявлений республиканские органы внутренних дел активно используют такую меру воздействия, как прокурорское предостережение.

В 2010 году на основании собранных сотрудниками оперативных подразделений ОВД материалов вынесено 66 прокурорских предостережений и 1 представление о недопустимости осуществления

экстремистской деятельности.

Всего по итогам 2010 года в РФ было зарегистрировано 581 преступление

террористического характера (-11,2%) и 656 преступлений экстремистской

направленности (+19,7%). Из них расследовано, соответственно, 410 (-22,6%) и 632 (+39,6%) преступлений

террористического и экстремистского

характера. Остаток нераскрытых

противоправных деяний по терроризму 118

(+35,6%) преступлений, а по экстремизму 75 (+31,6%).

Анализ деятельности российских

правоохранительных органов по

противодействию террористической и экстремистской деятельности показывает, что главенствующая роль принадлежит МВД России. Так, например на ОВД приходится 484 или 83,3 % всех выявленных

преступлений террористического характера и 579 или 88,3% по фактам экстремизма.

Соответственно, расследованность подобных противоправных деяний составляет по терроризму 214 (52,2%) и по экстремизму 225 (35,6%). Общие сведения по

результативности противодействия

терроризму-экстремизму в разрезе основных правоохранительных органов Российской

Федерации приведены в таблице.

Таблица

Всего Следственный комитет РФ МВД России ФСБ РФ

кол-во +/- к АШП',% кол-во +/- к АШП',% кол-во +/- к АППГ,%

зарегистрировано

терроризм 581 35 + 52,2% 484 - 17,0% 56 + 36,6%

экстремизм 656 34 - 39,3% 579 + 27,3% 40 + 11,1%

расследовано

терроризм 410 161 + 8,8% 214 - 38,2% 34 - 2.9%

экстремизм 632 389 + 23,9% 225 + 44,2% 18 + 28,6%

Приведенный выше анализ судебной уголовных дел по фактам экстремистской

практики по законному разрешению деятельности дает информацию только по

одному из субъектов Российской Федерации, в котором всеми правоохранительными органами (МВД по РТ, УФСБ РФ по РТ, Прокуратурой Республики Татарстан и Следственным комитетом РФ по Республике Татарстан) наработан определенный положительный опыт по противодействию экстремистской деятельности и крайней форме её проявления - террористическим актам. Практика показывает, что существующее российское законодательство в целом позволяет правоохранительным органам осуществлять свою деятельность по противодействию экстремизму и его профилактике, однако имеющиеся пробелы в правовом регулировании отношений в данной сфере снижают эффективность правоприменения.

Реализация норм вышеназванного

Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [1]

показывает, что его положения не в полной мере регулируют вопросы, связанные с распространением экстремистских

материалов в сети Интернет.

Также практика показывает, что прокурорские предостережения о недопустимости

экстремистской деятельности необходимых профилактических результатов не дают, из-за того что виновные лица просто их игнорируют.

В плане своевременного и правого противодействия проявлениям религиозного радикализма немаловажной проблемой является также отсутствие законодательного закрепления понятия «секта».

Кроме того, в имеющемся российском законодательстве недостаточно четко

трактуется такой признак состава преступления, как публичные действия экстремистского характера. Также в вышеуказанном законе отсутствуют четкие и однозначные понятия, как «публичность», «средство массовой информации», «международная компьютерная сеть

Интернет», «сеть связи общего пользования», «должностное лицо, государственный или муниципальный служащий» и некоторые другие. Все это приводит к тому, что затягивается процесс возбуждения и своевременного и полного расследования уголовного дела подобной категории.

Одной из проблем в успешной и комплексной реализации положений Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в органах внутренних дел Российской Федерации

является отсутствие или слабая организация в системе государственных экспертных учреждений соответствующих направлений судебной экспертизы, а также отсутствие целевого и постоянного финансирования на проведение независимой экспертизы.

Правоприменительная и судебная практика показывает определенные трудности в своевременной и качественной оценке документов и материалов на предмет установления их экстремистского характера.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют четкие критерии, кто правомочен принимать решение о правовой оценке, по какой именно методике и в какие сроки должны приниматься экспертные решения. Между тем решать полноценно задачу противодействия экстремистской деятельности без качественного и своевременного проведения

религиоведческой, политической и психолого-лингвистической экспертизы практически невозможно.

С учетом изложенного, мною предлагается внести следующие дополнения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии

экстремистской деятельности» [2].

В «Статью 1. Основные понятия» Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» после части 3:

4) Пол (биологический пол) есть

совокупность анатомических,

физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского и могущих применяться по отдельности или в комплексе для идентификации и различения мужчины от женщины.

5) Раса - подразделение вида "человек

разумный"; характеризуется

наследственными физиологическими

особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью распространения.

6) Национальность означает

принадлежность лица к какой-либо нации. Нация представляет собой исторически сложившуюся общность людей,

образующуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

7) Язык - исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и

являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

8) Происхождение есть принадлежность по рождению к какой-либо группе (нации, классу, сословию и т.д.).

9) Отношение к религии - это восприятие

или игнорирование определенным человеком мировоззрения или мироощущения, а также соответствующего поведения и

специфических действий (культа), основанного на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

10) Принадлежность к какой-либо социальной группе означает, что человек относит себя к какой-либо группе, определенной социальными (а не биологическими) признаками. Это могут быть формальные или неформальные, объединенные личностными или безличными отношениями объединения людей, имеющих общие интересы (политические партии, возрастные слои, профессиональные группы и т.д.).

Внести дополнения в статью 6 вышеуказанного закона «Объявление предостережения о недопустимости

осуществления экстремистской

деятельности» в части конкретизации видов (административной, уголовной или иной) ответственности лица (лиц), которому (-ым) было объявлено прокурорское

предостережение, за невыполнение требований, изложенных в данном предостережении, в том числе необходимо указать количество предостережений (одно или два и более), период времени, отводимый на выполнение требований прокурорского предостережения, а также после его завершения, если оно было не выполнено в установленные сроки и т.д.

Кроме того, необходимо определить временной срок, в течение которого выявленные факты повторной деятельности лица (лиц), свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в них. За аналогию представляется возможным взять временной период, указанный в части 4 статьи 7 «Вынесение предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости

осуществления экстремистской

деятельности» настоящего Закона: «...в

течение двенадцати месяцев со дня вынесения предостережения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии

признаков экстремизма в их деятельности .».

Например:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В часть 1 статьи 6 Закона внести дополнения, в части указания на конкретное физическое вменяемое лицо и (или) группы таких лиц, в деятельности которого и (или) которых выявлены факты,

свидетельствующие о наличии в них признаков экстремизма.

Часть 1 статьи 6 Закона дополнить после слов: «... с указанием конкретных оснований объявления предостережения...»

следующими словами: «а также

установления срока устранения изложенных в нем требований».

Дополнить статью 6 частью 4, в которой конкретизировать виды ответственности за невыполнение прокурорских

предостережений (административной,

уголовной, материальной или иной), с учетом тяжести последствий, вызванных их невыполнением.

Например, изложить часть 4 статьи 6 Закона в следующей редакции: «В случае если предостережение, объявленное Тенеральным прокурором РФ или его заместителем либо подчиненным ему соответствующим прокурором или его заместителем, не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной

организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения,

послужившие основанием для вынесения предостережения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предостережения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности (выделено мною), в установленном настоящим

Федеральным законом порядке

соответствующие лица подлежат

административной и (или) уголовной ответственности в зависимости от тяжести вызванных ими последствий. Если в течение срока, установленного предостережение, либо не позднее десяти календарных дней с момента его вынесения, выявленные нарушения данного Закона не устранены, то виновное лицо подлежит

ответственности согласно КоАП РФ.

Также если в течение двенадцати месяцев с момента вынесения первого прокурорского предостережения два и более раза выявляются повторные факты

экстремистской деятельности лица (лиц), то в отношении них решается вопрос о привлечении их к ответственности согласно УК РФ». Для чего представляется необходимым срочно внести

соответствующие изменения или дополнения в КоАП РФ и УК РФ в части ответственности за невыполнение законных требований прокурора.

Часть 3 статьи 15 «Ответственность граждан Российской Федерации,

иностранных граждан и лиц без

гражданства за осуществление

экстремистской деятельности» закона дополнить после слов «. а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица» следующими словами «предостережения, объявленного

Тенеральным прокурором РФ или его заместителем либо подчиненным ему

соответствующим прокурором или его заместителем, и (или)», далее по тексту: «. приговора суда ...».

Кроме того, представляется

целесообразным внести изменения в санкции статей 282, 2821 и 2822 УК РФ в части перевода их в категорию особо тяжких преступлений, так как судебная практика по Республике Татарстан показывает, что после вынесения обвинительного приговора в отношении экстремистски настроенных лиц

они не получают наказания, связанного с реальными сроками лишения свободы, в результате чего продолжают свою противоправную деятельность. Тем самым в глазах сочувствующих им лиц продолжают выглядеть борцами со старым, которым ничего за это не бывает со стороны российского государства.

Также необходимо дополнить санкции указанных статей УК РФ и нормой о конфискации имущества виновных лиц. Аналогичные нормы необходимо

предусмотреть и в статьях 9, 11, 13 и 15 вышеуказанного закона.

Кроме того, полагал бы необходимым поддержать предложения кандидата юридических наук, доцента К(П)ФУ С.А. Балеева об изменении статьи 2821 УК РФ, высказанные им в статье «Ответственность за организацию и участие в экстремистском сообществе и экстремистской организации по УК РФ» [3].

Проблемы, связанные с противодействием экстремистской деятельностью, были, есть и будут. Поэтому одной из главнейших задач российского государства является, как для законодателей, так и для правоприменителей, своевременное их выявление, предложение путей их законного, своевременного и полноценного решения. Потому что любой российский гражданин, любой человек, находящийся на территории российского государства, имеет право на соблюдение и защиту его прав и свобод всеми государственными органами власти и управления, а также иными лицами.

ЛИТЕРАТУРА

1. См. Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп.).

2. В ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 148-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 10.05.2007 N 71-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 29.04.2008 N 54-ФЗ.

3. Балеев С.А. Ответственность за организацию и участие в экстремистском сообществе и экстремистской организации по УК РФ// Вестник Казанского юридического института МВД России. 2010.№ 1. С.36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.