Научная статья на тему 'Одномерность мышления - одномерность формообразования (о взаимодействии «Точного» и «Неточного» в архитектуре)'

Одномерность мышления - одномерность формообразования (о взаимодействии «Точного» и «Неточного» в архитектуре) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
118
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДНОМЕРНОСТЬ МНОГОМЕРНОСТЬ / УЩЕРБНОСТЬ ЖЕСТКОГО РАЦИОНАЛИЗМА / МНОГОМЕРНОСТЬ КАК СОЧЕТАНИЕ «ТОЧНОГО» И «НЕТОЧНОГО» / ONE-DIMENSIONALITY - MULTIDIMENSIONALITY / DISADVANTAGES OF THE STRICT RATIONALISM / MULTIDIMENSIONALITY AS A COMBINATION OF THE PRECISE AND THE IMPRECISE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курбатов Юрий Иванович

The article discusses the shortcomings of strict fun ctionalism, which proclaimed precision and correctness as the guiding principles for architectural design as well as the means of their implementation. Buildings, which were precise and correct as formulas wiped out from the architectural art anything that was not precise metaphors, signs and images. By now architects have realized the limitations of fun ctionalism but we still see one-dimensionality in evaluation of architectural forms

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One-Dimensionality of Thinking - One-Dimensionality of Morphogenesis(about the Interaction of the Precise and the Imprecise in Architecture)

The article discusses the shortcomings of strict fun ctionalism, which proclaimed precision and correctness as the guiding principles for architectural design as well as the means of their implementation. Buildings, which were precise and correct as formulas wiped out from the architectural art anything that was not precise metaphors, signs and images. By now architects have realized the limitations of fun ctionalism but we still see one-dimensionality in evaluation of architectural forms

Текст научной работы на тему «Одномерность мышления - одномерность формообразования (о взаимодействии «Точного» и «Неточного» в архитектуре)»

АРХИТЕКТУРА

Одномерность мышления - одномерность формообразования (о взаимодействии «точного» и «неточного» в архитектуре)

Ю.И,Курбатов

Доминирование функции в формообразовании было в свое время настолько революционным, привлекательным и убедительным в борьбе с историзмом и декоративизмом, что обеспечило полную победу философии функционализма. Она доминировала в практике мировой архитектуры на протяжении почти полустолетия. Успехи лидеров этого движения бесспорны. Несомненны и некоторые научные достижения в сфере изучения функции. Эксплуатационные процессы и их пространственную организацию начинают изучать с помощью точных методов1. Получают развитие науки, уточняющие характеристики внутренней среды зданий: влажность и движение воздуха, его температура, барометрическое давление, свет и инсоляция. Складывается типология зданий, уточняющая функциональные параметры зданий различного назначения.

Между тем архитекторы уже давно стали замечать, что один из недостатков функционализма заключен в том, что он недостаточно функционален. Попытаемся напомнить об этом.

Наши постройки - это не машины для жилья или выполнения общественных функций. Архитектура как искусство требует обращения к сфере эмоций и идеологических ценностей.

Важнейшую роль выполняет в этом отношении пространство. Создание «переживаемого пространства»2 может быть основано только на привлечении представлений, накопленных опытом, и использовании смысловых значений и ценностей, выработанных культурой. Таким образом, переживаемое пространство - это синтез точных и неточных факторов.

Конструкция, определяющая форму, должна быть не только прочной и долговечной (аспектточного расчета), но и внушать представление о своей надежности и прочности.

Между действительной работой конструкции и представлениями о ее работе могут быть некоторые расхождения, связанные с известным отставанием уровня представлений от опережающего развития техники3. Тем не менее наличие в форме элементов «привычного», обращение к области чувств и представлений необходимо для перевода формы конструктивной в художественную. Этот перевод не что иное, как очеловечивание конструкции, внесение в нее человеческого фактора, проектирование в системе «человек- среда».

1 Об этом подробнее в монографии Карела Гонзика «По пути к социалистической архитектуре» в разделе «Эксперименты в области эксплуатационных процессов». М., «Стройиздат», 1967. С. 249.

2 См.: Иконников A.B. Мера пространства - человек. «Декоративное искусство», № 3,1973. С. 17.

3 Курбатов Ю.И. Конструкция на службе архитектуры. «Строительство

и архитектура Ленинграда», 1973, № 5.

Специфическое моделирование, связанное с очеловечиванием конструкции, не имеет фиксированных оценок. Но учет этих неточных факторов, их сочетание с факторами точными крайне важны для получения художественной формы, внушающей представления о надежности и прочности.

Мы увлечены научными методами определения естественной освещенности интерьера. Светотехнические науки располагают для этого значительными данными. Но это нередко заслоняет представление о свете как факторе структурном, эмо-ционально-художественном, синтез с которым крайне важен.

Свет, как известно, может обозначить границы пространства и, наоборот, скрыть эти границы. Свет может расчленить пространство и, наоборот, объединить его. Сгустки света способны акцентировать те пространственные элементы, которые образуют композиционную цепь, необходимую для восприятия пространственной системы в целом.

Свет как структурный элемент не переводится на язык точных цифр и поэтому не может быть нормирован. Но именно эти свойства света позволяют получить яркий, запоминающийся и целостный образ внутреннего пространства.

В освещении искусственным светом можно отметить идентичные проблемы. Совершенствование нормирования такого света не решает проблем структурных, критерии которых не обеспечены наукой сегодняшнего дня.

Цвет, в известной мере, - также фактор структурный. Он способен расчленить и объединить пространство, обозначить его границы или, наоборот, сделать неясными, расширить пространство или сузить его.

Структурная роль цвета еще не получила четкой фиксированной оценки. Но именно эта функция цвета корректирует и материализует художественные свойства пространства. Таким образом, и здесь сочетание точно установленных параметров с неточными будет иметь существенное значение.

Образ, определяющий статус архитектуры как искусства, входящий в звено символов, не может получить точного измерения - он неточен. Это знак определенной культуры.

В результате ущербность жесткого рационализма, одномерность формообразования привела к получению зданий, правильных как формулы, лишенных метафор и знаков, свидетельствующих об их принадлежности к определенной культуре. Такие недостатки современной архитектуры и ее главного направления - функционализма - послужили основанием для серьезной критики уже в конце 1970-х годов4.

4 Wernel Nehls. Das Ende der Funktionalistischen Epoche. Deutsche Bauzeitung. 1966, № 1, S. 37-46.

4 2011 9

АРХИТЕКТУРА

В то же время становится очевидным, что точность и правильность функционализма были в известной мере одномерными.

Постепенно меняется отношение к зданиям, выполненным в стиле общепринятой конвекции функционализма, - «точным» и «правильным», лишенным всего неточного: эмоций, образов, метафор. Происходит отторжение философии функционализма.

Во второй половине XX века начались массированные поиски альтернатив или иной «неправильной» архитектуры, характеризующейся сочетанием рационализма с иррационализмом. Если модернизм стремился к простой и ясной целостности, то появление новой тенденции приводит к интеграции «точного» и «неточного» и в итоге - к «трудной целостности». Огромный вклад в ее формирование внес, как мы знаем, Роберт Вентури. Его книга «Сложность и противоречия в архитектуре», вышедшая в 1966 году, стала своего рода бестселлером. Он пишет: «Мне нравится сложная и противоречивая архитектура, опирающаяся на все богатство и многозначность современного опыта, включая и опыт, присущий искусству». И далее: «Я за беспорядочную жизненность, а не за очевидное единство. Я признаю непоследовательность и провозглашаю двойственность»5.

Противоречия отодвигают ясность и простоту прочтения содержания архитектурной формы. Они несут альтернативы. Одни могут казаться правильными, другие- неправильными. В процессе восприятия они могут меняться местами.

Путь к интеграции «точного» и «неточного» был трудным, часто непоследовательным и однобоким. Попытки постмодернизма решить проблему возвращения архитектуры в русло искусства - с его многозначностью, образами и метафорами, обращением к истории и контексту-не увенчались успехом. Но при этом очень важно другое обстоятельство. Идеологи постмодернизма особое внимание обратили на язык архитектуры, который по природе своей, как всякий язык искусства, пользуется «неправильностями». Они-то и являются раздражителями, привлекая внимание к самому языку как к носителю содержания. В связи с этим можно отметить тот факт, что в языке полноценной архитектурной формы почти всегда присутствуют два кода: зашифровывающий (как правило, это новизна) и дешифрирующий (это, как правило, преемственность).

Новизна усложняет восприятие, заставляет мозг «работать», преемственность облегчает восприятие и делает ар-

Adolf Мах Vogt. Woher kommt Funktionalismus? «Werk. Archithese». 1977, № 3,S. 23-30.

Jürgen Joedicke. Funktionalismusschelte? Bauweif, 1978,Oct..,S. 1508-1510.

Heinrich Klotz. Das Pathos des Funktionalismus. «Werk. Archithese». 1977, № 3, S. 3-4.

Julius Posener. Kritik der Kritik des Funktionalismus. «Werk. Archithese». 1977, №3,S. 16-22.

Курбатов Ю.И. 0 сочетании точностей и неточностей в архитектуре. Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Академия художеств СССР. Л., 1974. С. 27-33.

5 Роберт Вентури. Из книги «Сложность и противоречия в архитектуре». Цит. по книге «Мастераархитектуры. Зарубежная архитектура. КонецХ1Х-ХХ век». Под редакцией А.В.Иконникова. М., «Искусство», 1972. С. 543.

хитектуру адекватной потребностям человека и менталитету того или иного региона, нации. Двойной код это, по существу, взаимодействие логики, рождающей новизну, и преемственности - фактора качественного, отражающего традиции и менталитет нации.

Уже давно архитектурный мир осознал ущербность и одномерность мнимых «точностей». Именно поэтому архитекторы России и Запада атакуют и разрушают концепцию одномер-н остей. Достаточно вспомнить эту ломку новыми парадигмами архитектурной формы - деконструктивизмом,архитектурной скульптурой, органитеком и фрактальной геометрией.

Сегодня уже многие профессионалы воспринимают полноценную архитектуру как сочетание точностей (рацио и логика) и неточностей, обусловленных природой искусства архитектуры.

Однако в нашем мышлении продолжают существовать стереотипы точного, правильного, измеримого. В этом отношении показательны обсуждения проектов на Градостроительном совете Комитета по градостроительству и архитектуре при Администрации Санкт-Петербурга. Здесь оценивают преимущественно только размерные характеристики (соответствие высотному регламенту, нормативной норме стояночных мест и т.д.). Может быть, так удобнее руководству Комитета-лишь бы не было ошибок. Все остальное, как правило, остается невысказанным. А жаль!

Наши архитекторы уже давно переходят к другому уровню проектирования, что требует осмысления и совершенствования. Стереотипы тормозят этот процесс.

Правила и регламенты сами по себе не могут создать совершенной формы, они лишь уберегают от ошибок. Только полноценная связь «точного» и «неточного» на всех уровнях проектирования и оценок может способствовать развитию многомерной современной архитектуры.

One-Dimensionality of Thinking - One-Dimensionality of

Morphogenesis(about the Interaction of the Precise and

the Imprecise in Architecture). By Yu.I.Kurbatov

The article discusses the shortcomings of strict functionalism, which proclaimed precision and correctness as the guiding principles for architectural design as well as the means of their implementation. Buildings, which were precise and correctas formulas wiped out from the architectural art anything that was not precise - metaphors, signs and images. By now architects have realized the limitations of functionalism but we still see one-dimensionality in evaluation of architectural forms.

Ключевые слова: одномерность - многомерность,ущербность жесткого рационализма, многомерность как сочетание «точного» и «неточного».

Key words: one-dimensionality - multidimensionality, disadvantages of the strict rationalism, multidimensionality as a combination of the precise and the imprecise.

10 4 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.