Особенности стилистики архитектуры Харькова 1910-1950-х годов
Т.Ф.Давидич
Переход от конструктивного модерна к конструктивизму (1910-1920-е годы)
На примере архитектурных сооружений Харькова - в прошлом крупного губернского центра Российской империи, первой столицы Советской Украины (1917-1934) и одного из крупнейших промышленных и культурных городов СССР - можно проследить логику изменений стилистики отечественной архитектуры первой половины XX века.
Внедрение в строительство металла, железобетона и крупноразмерного стекла на рубеже Х1Х-ХХ веков постепенно привело к новым стилистическим тенденциям в мировой архитектуре. В соответствии с конструктивным направлением стиля модерн в 1910-е годы фасад очищался от лепного декора, четко выявлялась конструктивная основа здания. После Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 года с окончательным наступлением «машинного века» в сфере искусств победила индустриальная эстетика - популярной стала «чистая» геометризованная форма, наиболее технологичная для производства. Несмотря на манифест конструктивистов о полном разрыве со стилями буржуазного прошлого, в архитектуре рубежа XIX - XX веков заметна преемственность между конструктивным модерном и конструктивизмом, во многом обусловленная тем, что поиски стилистики, способной выразить новое конструктивное содержание, велись еще в дореволюционный период (прежде всего проектирующими архитектурные объекты гражданскими инженерами. В Харькове это были А.М.Гинзбург, Л.К.Тервен, В.А.Эстрович, М.И.Дашкевич и др.). Между конструктивным модерном и конструктивизмом в проектах и постройках некоторых авторов проявилась своеобразная архитектура «протоконструктивизма», обозначившая стадию стилистического перехода от модерна к конструктивизму. Этот переход еще в рамках конструктивного направления модерна 1910-х годов был обусловлен тем, что во всей Европе под влиянием развития промышленной архитектуры усилились рационалистические тенденции и складывалось новое архитектурное течение - функционализм, провозгласивший приоритет функции и конструкции. Его сторонники пропагандировали очищение фасада от пластического декора, использование в качестве композиционной основы простых геометрических фигур, отказ от симметрии, сковывающей свободу компоновки архитектурных масс. Новые принципы архитектурной композиции, зародившиеся в эпоху модерна, контрастно отличали его от классицизма, эклектики и неостилей XIX века.
Активная деятельность гражданских инженеров способствовала быстрому обновлению строительных конструкций: появились чугунный и железобетонный каркасы, перекрытия и перемычки больших пролетов, позволяющие создавать крупные проемы сложной конфигурации, массивные эркеры и балконы, частичные консольные нависания верхних этажей над нижними. Новые возможности формообразования достаточно быстро реализовывались в характерных изменениях архитектурных форм - укрупнении членений, упрощении геометрии, постепенном исчезновении криволинейных очертаний и органической «скульптурности», - изначально свойственных стилю модерн. Декор постепенно приобретал более рациональные формы: геометризовался, уплощался, мельчал и, наконец, совсем исчез с поверхности зданий. Архитекторы, в дореволюционный период практиковавшие в стиле модерн, как раз и явились проводниками «про-токонструктивизма», образцы которого очень характерны для Харькова, сохранившего до наших дней многие из таких зданий (рис. 1а, б).
Рис. 1а. Жилой дом на улице Сумской. Архитектор А.М.Гинзбург. 1912
Рис. 1б. Здание бывшей мануфактуры на улице Энгельса. Архитектор А.И.Ржепишевский. 1910-е годы
Конструктивизм (начало 1920-х годов - 1933)
После Октябрьской революции в стране начались поиски нового стиля, который бы мог образно отразить директивные изменения в государственном мышлении, социальной политике и жизни создаваемого в рамках коммунистической доктрины «нового человека». Этот стиль был создан в 1920-е годы группой архитекторов, издававших журнал «Современная архитектура» и выпустивших в институтах ВХУТЕМАС и МИГИ первые группы студентов, воспитанных по новой методике преподавания. Идеологом нового стиля (или «метода», как его тогда называли) выступил Моисей Яковлевич Гинзбург, написавший книгу «Стиль и эпоха». В группу конструктивистов, которая называлась «Объединение современных архитекторов», входили братья Александр, Виктор и Леонид Веснины, молодые архитекторы Иван Леонидов, Георгий Вегман, Михаил Барщ, Григорий Бархин. Термин «конструктивизм» обязан своим происхождением одноименному литературному течению, в котором выдвигался принцип рационализма -понимания литературного произведения как некой рационально-логической конструкции. В искусстве и дизайне этот термин использовали авангардные советские художники В.Татлин, А.Родченко, Л.Попова, В.Степанова, братья В. и Г.Стенберги. Характерно, что рационалистические тенденции и авангардные течения появились в искусстве и архитектуре Европы еще в начале 1900-х годов, а в России - в 1910 - 1916 годах, как раз в период расцвета стиля модерн. Архитектор Алексей Ган впервые употребил термин «конструктивизм» в своей одноименной книге, где тектоника, конструкция и фактура назывались «мобилизующими материальными элементами индустриальной культуры». Основными средствами организации пространства стали Время и Движение, формы обрели геометрическую простоту, а создаваемые на основе их комбинаций архитектурные композиции - асимметрию, динамичность, «пронизанность пространством».
Новыми композиционными приемами подчеркивался принципиально изменившийся характер всего социального бытия. Конструктивисты считали возможным при помощи архитектуры «конструировать жизнь», то есть, совершенно по-новому организуя жилую среду, быстро привести жизнь в соответствие с принципами нового социального строя. Они отрицали якобы отжившее понятие «стиль» и создавали новый «метод», который все-таки, как отметил С.О.Хан-Магомедов, неизбежно оформился в стиль с определенными узнаваемыми формально-композиционными признаками [1]. Конструктивистская архитектура должна была резко контрастировать с дореволюционными эклектикой и модерном, олицетворявшими идеологию «буржуазных классов». Она активно использовала в качестве композиционных средств плоскость, объем, пространство, цвет и свет, строила сложные, динамичные пространственные композиции, применяла большие горизонтальные и вертикальные поверхности остекления.
В поисках нового архитектурного языка конструктивисты проводили конкурсы на проектирование зданий нового
типа - Дворцов труда, Дворцов Советов, рабочих клубов, театров, жилья для рабочих и служащих. Выдвигались и были частично реализованы новые градостроительные идеи, например «соцгорода» - особым образом функционально организованного при крупном производстве жилого района со всеми бытовыми и культурными удобствами. Интересные проектные предложения конструктивистов не всегда полностью осуществлялись из-за недостатка материальных средств, растягивания сроков строительства. Многие их идеи были использованы архитекторами европейского и американского модернизма позже, в 1950 - 1970-е годы.
В 1920-1930-е годы Харьков как столица Украины -быстро развивающейся промышленной республики - стал своеобразным полигоном для испытания пионерных архитектурных идей на практике. Например, в промышленной зоне Харьковского тракторного завода (на месте бывшего села Лосево) под руководством профессора П.Ф.Алешина был создан известный в СССР соцгород «Новый Харьков» на 120 тыс. жителей (рис. 2).
Рабочие поселки и жилые образования «нового быта» возникали во многих районах страны.
Рис. 2. Проект соцгорода Харьковского тракторного завода. Группа архитекторов под руководством П.Ф.Алешина. Начало 1930-х годов.
Генеральный план и здание клуба-столовой на проспекте Мира. Архитектор А.И.Тарусов
Внедрению передовых методов проектирования и разработке новых типов жилья способствовали приглашенные специалисты из Германии и США, для которых в 1920-е годы строились двухэтажные коттеджи на несколько семей. Характерно, что строились они в стиле «украинского модерна» (архитектор В.К. Троценко, рис. 3).
К памятникам этого периода в Харькове относятся: известное во всем мире здание Дома Госпромышленности (Госпро-ма), построенное из монолитного железобетона, гостиница «Интернационал», здание Домпроектстроя, ряд интересных рабочих клубов, Краснозаводский народный театр, клуб-театр «Пищевик», здание Электротехнического института в комплексе Харьковского политехнического, многоэтажные жилые дома для специалистов в районе Загоспромье и поселке Артема, комплексы студенческих общежитий (рис. 4-9). К сожалению, многие объекты конструктивизма были утрачены во время войны или реконструированы в 1950 - 1970-е годы. Сейчас остро стоят вопросы охраны и грамотного ремонта оставшихся зданий этого периода.
Рис. 3. Дом-коттедж «рабочего поселка» на Московском проспекте. Архитектор В.К.Троценко при участии П.З.Крупко, И.Г.Таранова-Белозерова и В.И.Богомолова. 1923-1924
Рис. 5. Гостиница «Интернационал» (1932) и послевоенная реконструкция этого здания под гостиницу «Харьков». Архитектор Г.А.Яновицкий
Рис. 4. Дом государственной промышленности (Госпром) на площади Дзержинского (ныне Свободы). Архитекторы С.С.Серафимов, С.М.Кравец, М.Д.Фельгер. 1925-1928
Рис. 6. Здание Харьковского почтамта на Привокзальной площади. Архитектор А.Г.Мордвинов. 1928
В стиле конструктивизм работали многие харьковские архитекторы, среди которых: В.К.Троценко, Я.А.Штейнберг, Г.А.Яновицкий, А.Г.Мордвинов, П.Ф.Алешин, А.А.Таций, Е.А.Лимарь, Г.Д.Иконников, П.З.Крупко, В.И.Богомолов, М.А.Зеленин, И.Г.Таранов-Белозеров, Б.П.Грицевский, И.И.Малоземов, А.С.Санович, А.М.Касьянов, Л.К.Лоповок, И.Ф.Милинис, Э.П.Гамзе, а также А.Н.Бекетов, В.А.Эстрович,
Рис. 7. Дворец культуры строителей на площади Руднева. Архитекторы Я.А.Штейнберг, И.Ф.Милинис, И.И.Малоземов. 1928. Реконструкция с большими изменениями была осуществлена в 1970-х годах
Рис. 8. Жилой дом-комплекс «Военвед» на улице Сумской. Архитекторы В.П.Костенко и др. 1928
Рис. 9. Жилой дом-комплекс «Красный промышленник» на проспекте Правды. Архитектор С.М.Кравец. 1928-1931
А.В.Линецкий, М.Ф.Покорный, А.Г.Молокин и другие архитекторы старшего поколения. Сформировались творческие группировки, высказывавшие различные взгляды на перспективы развития города. Архитектурная секция при Харьковском деловом клубе, возглавляемая А.В.Линецким, работала в классицистически-эклектических традициях дореволюционного периода. Группа «Общество современных архитекторов Украины» придерживалась принципов конструктивизма (Я.А.Штейнберг, Л.К.Лоповок, И.Ф.Милинис, Э.П.Гамзе). Существовали и другие, более мелкие группы. Единой политики в застройке города не было. Планировочные схемы его реконструкции осуществлялись по частям, застройка велась по проектам небольших архитектурных бюро при строительных трестах. Архитекторы предлагали к реализации идеи децентрализации городской структуры, популярные в мировой архитектуре того времени принципы «линейного города», различные решения проблем реконструкции, территориального размещения производства, жилья, организации транспорта, проекты озеленения территорий, сноса или надстройки домов из ветхого и морально устаревшего жилого фонда.
В 1924 году в Харьковском отделе коммунального хозяйства была создана принципиальная схема планировки и зонирования территории города с определением районов перспективной застройки. На основе этого первого генплана создавались проекты планировки и реконструкции отдельных городских зон с учетом размещения новых промышленных предприятий. Намечено было линейное развитие центральной части города вдоль улицы Сумской и создание нового административного центра. Начали проводиться архитектурные конкурсы.
В 1930-е годы архитекторы старшего поколения (А.Н.Бекетов, А.В.Линецкий, В.А.Эстрович, М.И.Дашкевич и др.) продолжали проектировать в стилистике конструктивного и классицистического модерна, неоренессанса, неоклассицизма (здания Товарной биржи и Пассажа на площади Тевелева, Государственного банка на Театральной площади, рабочей поликлиники № 197 на Московском проспекте, завода «Юго-сталь», жилые дома «Красный банковец» и «Слово», реконструкция здания Дворянского собрания под ВУЦИК и т.д.).
Переход от конструктивизма к конструктивному ар деко (1925-1933)
К концу 1920-х годов конструктивизм постепенно пришел к кризису, в основном из-за низкого качества строительства и недовольства населения некомфортными условиями жизни в домах «нового быта». За мрачно-серый цвет терразитовой штукатурки конструктивистских фасадов Харьков стали называть «серым городом». В 1925-1927 годах появился постконструктивизм, вернувший классицистические элементы на фасады. Одновременно возводились здания в стиле конструктивного ар деко, зародившегося в США и Европе еще в 1910-х годах под влиянием кубизма как альтернативы неоклассике и ясно обозначившегося в архитектуре с 1920-х го-
дов. Влияние ар деко в Харькове ощущалось в архитектурных решениях Госпрома (1925-1928) и тем более Домпроектстроя (1930-1932) (рис. 10).
Ар деко как симбиоз двух принципиально различных направлений - рационализма и классики - в то время был очень популярен в США и некоторых странах Европы. Это не могло не оказать влияния на советскую архитектуру, так как международные связи архитекторов все же существовали, несмотря на кардинальное различие социально-политических систем государств.
Рубежом смены стиля стал международный конкурс на здание Дворца Советов, проводившийся в Москве в 19321933 годах. На него были представлены проекты как лидеров конструктивизма, так и архитекторов старшего поколения - поклонников классики. Оценочной комиссии и Сталину больше понравились проекты в классическом духе - напоминавшие Александрийский маяк многоярусные пирамиды в качестве пьедестала для огромной статуи В.И.Ленина. После конкурса проекты в конструктивистской стилистике перестали принимать к рассмотрению - этот стиль был раскритикован с подачи властей самими архитекторами (хотя есть свидетельства и того, что властям подсказали мысль о критике конструктивизма именно архитекторы - поклонники классики, мечтавшие о ее возрождении). С 1933 года конструктивизм в СССР практически перестал существовать, а строящиеся здания корректировались уже в процессе строительства в соответствии с новыми стилистическими веяниями. Так, по сути конструктивистские фасады приобретали «накладные»
рустовки, классицистические карнизы и междуэтажные пояса, стилизованные колонны. С 1925 года в Харькове стали появляться здания в стиле чистого конструктивного ар деко (трест «Донуголь», Дворец культуры железнодорожников, Горсовет, Рентгенакадемия, Госстрах) (рис. 11-13).
Рис. 11. Здание треста «Донуголь» на улице Пушкинской. Деталь фасада. Архитекторы А.И.Носсалевич, И.А.Ломаев, скульптор И.П.Кавалеридзе. 1925
Рис. 12. Здание Рентгенакадемии (ныне НИИ медицинской радиологии им. С.П.Григорьева) на улице Пушкинской. Архитектор В.А.Эстрович. 1928-1930
Рис. 10. Здание Дома проектных организаций (архитекторы С.С.Серафимов, М.А.Зандберг-Серафимова, 1930-1933) и его современная реновация под здание Харьковского государственного университета (архитекторы В.Костенко и др., 1935-1963)
Рис. 13. Дворец культуры железнодорожников на улице Котлова. Архитектор А.Дмитриев при участии В.Верюжского. 1928-1933
Послевоенный «сталинский ампир»
После войны 1941-1945 годов классицистические формы в архитектуре возродились и советский ар деко превратился в помпезный «сталинский стиль», который достаточно быстро распространился в национальных разновидностях по всем республикам. В Харькове многие не достроенные до войны здания были завершены уже в новом варианте стиля с использованием принципов римской ордерной архитектуры, завершающих элементов фасадов в формах украинского барокко и рельефного декора в духе украинского народного орнамента. Частично разрушенные здания были с одобрения властей соответственно «переодеты» (рис. 14-16).
Во время гитлеровской оккупации в городе были разрушены около 500 промышленных объектов, канализация, водопровод, железные дороги, мосты, более 1,5 млн. кв. м жилья, пострадали лучшие общественные здания, корпуса 23 вузов, больницы, все здания ансамбля площади им. Дзержинского. Для срочного восстановления разрушенной застройки были организованы государственные проектные мастерские «Горпроект» при Управлении главного архитектора города и проектно-восстановительный трест «Облпроект». В процессе масштабной реконструкции в центральной части города и вдоль основных его магистралей на месте разрушенной старой малоэтажной застройки возводились крупные многоэтажные (до семи этажей) импозантные здания (рис. 17-19). «Сталинский стиль» предусматривал не только парадные архитектурные решения фасадов, формирующих важнейшие градостроительные узлы города, но и создание ансамбля. Графические предложения архитектурно-художественных решений важнейших городских магистралей, градостроительных узлов и площадей выносились на обсуждение общественности, публиковались в периодической и республиканской профессиональной печати.
Проектные институты Харькова также занимались реконструкцией разрушенных городов Украины. Строящиеся в «сталинском стиле» здания должны были своим внешним об-
Рис. 14. Здание Харьковского Горсовета и его послевоенная реконструкция. Архитекторы В.Н.Пети, В.К.Троценко, В.И.Пушкарев (1931-1932), В.П.Костенко, Ю.Чеботарев (1947-1954)
Рис. 15. Реконструкция разрушенного здания Харьковского областного ЦК КП(б)У (ныне Харьковской областной государственной администрации). Архитекторы В.М.Орехов, В.П.Костенко, Б.Н.Мирошниченко и др. 1954
Рис. 16. Здание Центрального универмага на площади Розы Люксембург и его послевоенная реконструкция. Архитекторы М.А.Мовшович, Б.Г.Клейн. 1952
Рис. 17. Жилой дом с магазином «Книжный мир» по Московскому проспекту на месте разрушенного квартала малоэтажных зданий. Архитектор П.И.Арешкин. 1954-1967
Рис. 18. Жилой дом на улице Сумской. Архитекторы П.И.Шпара, П.И.Арешкин. 1952-1954
ликом символизировать могущество Советского государства, победившего в войне. По проектам специально созданной проектной организации «Зеленстрой» создавались новые парки и скверы, возводились малые архитектурные формы: ротонды, пропилеи, фонтаны, каскады (рис. 20а, б).
Интерьеры крупных общественных зданий украшали живописные росписи в стиле «социалистического реализма». Их образцы сохранились и ныне реставрированы в здании вокзала «Харьков Южный». «Сталинский стиль» с его впечатляюще величественными архитектурными образами в ордерной архитектуре позже стали называть «сталинским ренессансом» или «сталинским ампиром» (рис. 21).
Рис. 20а. Павильон-фонтан «Стеклянная (Зеркальная) струя» в сквере Победы. Архитектор В.И.Корж. 1947
Рис. 19. Жилой дом с кинотеатром «Родина» на углу улиц Плехановской и Кирова. Архитектор А.Г.Крыкин. 1954
Рис. 20б. Пропилеи Городского парка культуры им. А.М.Горького. Архитекторы А.Г.Крыкин, Е.А.Святченко. 1952
Рис.21. Здание железнодорожного вокзала «Харьков Южный». Архитекторы Г.И.Волошин, Б.С.Мезенцев, Е.А.Лимарь. 1952
1 2015 55
После смерти Сталина остро вставший жилищный вопрос побудил правительство под руководством Никиты Хрущева к внедрению методов индустриального домостроения на основе использования типовых проектов минимизированного массового жилища - «хрущевок», вначале кирпичных, а затем крупноблочных. В конце 1960-х годов был осуществлен переход к строительству крупнопанельных жилых и общественных зданий. Идеи типизации массового жилья и промышленного производства типовых сборных «машин для жилья» высказывались модернистами Европы еще в 1907-1920-х годах. Они широко реализовывались после Первой мировой войны и в 1930-е годы, но к 1950-м утратили популярность. В СССР же именно в это время настал их «звездный час» из-за необходимости быстрого обеспечения людей жильем. В начале 1960-х годов на базе созданных крупных проектных организаций («Моспроект», «Ленпроект», «Киевпроект», «Харьковпроект») и домостроительных комбинатов был осуществлен переход к строительству укрупненных жилых образований - микрорайонов с застройкой по типовым проектам.
1910-1950-е годы - интересный и важный период в развитии архитектуры Харькова, формировании неповторимого архитектурного лица города. Очевидно, что черты рационализма, проявившиеся с 1910-х годов в стиле модерн как результат применения железобетонного каркаса, стали предпосылками возникновения протоконструктивизма и собственно конструктивизма. Стремительное развитие города способствовало созданию особой профессиональной атмосферы, благоприятной для внедрения в практику новейших архитектурных и градостроительных идей. Многие харьковские архитекторы, активно практиковавшие до революции 1917 года, успешно продолжали свою профессиональную и педагогическую деятельность и в послереволюционный период, чем заложили основы известной в СССР харьковской архитектурной школы. Харьков не раз становился полигоном для всесоюзных и международных конкурсов, результаты которых так или иначе повлияли на его архитектуру. Известные мастера, в том числе московские и ленинградские, оставили здесь богатый и все еще актуальный архитектурный архив - неиссякаемый источник для научных исследований. Отметим, что именно переходным этапам от конструктивного модерна к конструктивизму и далее - к конструктивному ар деко и «сталинскому ампиру» харьковская архитектура обязана наиболее яркой своей особенностью. Все уникальные здания этого периода - материальное воплощение результатов активных профессиональных поисков стиля, наилучшим образом выражающего характер времени, - на наш взгляд, должны стать объектами бережного отношения и усиленной охраны, поскольку их архитектурно-историческая ценность будет только возрастать.
Литература
1.Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Проблемы формообразования, мастера, течения. М.: Строй-издат, 1996.
2. Лейбфрейд А.Ю., Полякова Ю.Ю. Харьков. От крепости до столицы. Заметки о старом городе. Харьков: Фолио, 1998.
3. Харьков: архитектура, памятники, новостройки. Путеводитель / Сост. А.Ю. Лейбфрейд, В.А. Реусов, А.А. Тиц. Харьков: Прапор, 1985.
4. Давидич Т.Ф. Стили в архитектуре Харькова. Харьков: Гуманитарный центр, 2010.
Literatura
1. Han-MagomedovS.O. Arhitektura sovetskogo avangarda. Problemy formoobrazovaniya, mastera, techeniya. M.: Strojizdat, 1996.
2. Lejbfrejd A.Yu., Polyakova Yu.Yu. Harkov. Ot kreposti do stolicy. Zametki o starom gorode. Harkov: Folio, 1998.
3. Harkov: arhitektura, pamyatniki, novostrojki. Putevoditel / Sost. A.Yu. Lejbfrejd, V.A. Reusov, A.A. Tits. Harkov: Prapor, 1985.
4. Davidich T.F. Stili v arhitekture Harkova. Harkov: Gumanitamyj centr, 2010.
The Features of Architectural Stylistics in 1910-1950s
Kharkov. By T.F.Davidich
This article demonstrates the features and causes of stylistic changes in the Soviet architecture 1910-1950s by the example of the city of Kharkov. Kharkov was one of the largest provincial centers of the Russian Empire and the first capital of Soviet Ukraine and in this period it became the platform for the implementation of pioneering architectural solutions. A lot of the citys remarkable buildings have survived and are shown as illustrations.
Ключевые слова: Харьков, протоконструктивизм, конструктивизм, постконструктивизм, конструктивный ар деко, «сталинский ампир», послевоенная реконструкция.
Key words: Kharkov, protoconstructionism, constructionism, postconstructionism, constructive Art Deco, «Stalin empirestyle», postwar building reconstruction.