Научная статья на тему 'Бином рацио и чувственности в формообразовании современной архитектуры и градостроительства'

Бином рацио и чувственности в формообразовании современной архитектуры и градостроительства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ / ОСОЗНАНИЕ УЩЕРБНОСТИ МНИМОЙ ТОЧНОСТИ / ПОЛНОЦЕННАЯ АРХИТЕКТУРА КАК СОЧЕТАНИЕ ТОЧНОСТЕЙ (РАЦИО И ЛОГИКИ) / RATIONALISM IN MODERN ARCHITECTURE / AWARENESS OF THE INADEQUACY OF THE IMAGINARY ACCURACY / COMPLETE ARCHITECTURE AS A COMBINATION OF PRECISION (RATIONALITY AND LOGIC)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курбатов Юрий Иванович

In the qiven article professor of architecture Yuri Kurbatov studies the evolution of rational and sensuous aspects of architecture. During its formation, the XX centurys architecture was driven mostly by the rationality in the form of application of exact scienes. The buildings exact as formulas and lacking any emotions appeared as a result. The author shows the search for the alternative architecture that would combine the rational with the sensuous, which took place in the second part of XX and the beginning of the XXI century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Binomial of Rationality and Sensuality in the Morphogenesis of Architecture and Town Planning

In the qiven article professor of architecture Yuri Kurbatov studies the evolution of rational and sensuous aspects of architecture. During its formation, the XX centurys architecture was driven mostly by the rationality in the form of application of exact scienes. The buildings exact as formulas and lacking any emotions appeared as a result. The author shows the search for the alternative architecture that would combine the rational with the sensuous, which took place in the second part of XX and the beginning of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Бином рацио и чувственности в формообразовании современной архитектуры и градостроительства»

Бином рацио и чувственности в формообразовании современной архитектуры и градостроительства

Ю.И.Курбатов

Рационализм современной архитектуры эпохи функционализма, ориентированный на достижения науки, техники и технологии, а также на примат функции, был в свое время настолько революционным, привлекательным и убедительным в борьбе с историцизмом и декоративизмом, что обеспечил полную победу философии функционализма. В практике мировой архитектуры она доминировала на протяжении почти половины столетия. Успехи ее лидеров бесспорны. Несомненны и некоторые научные достижения в сфере изучения функции. Эксплуатационные процессы и их пространственная организация начинают изучаться с помощью точных методов [1. С. 249-278]. Развиваются науки, изучающие характеристики внутренней среды зданий, к которым относятся влажность и движение воздуха, его температура, барометрическое давление, свет и инсоляция. Складывается типология зданий с функциональными параметрами различного назначения.

Менее заметными представляются успехи как в решении функциональных задач - того, что надо,так и в определении внешних форм функциональной и материально-технической структуры построек - того, как надо.

Между тем архитекторы уже давно стали отмечать один из минусов функционализма, заключающийся в его недостаточной функциональности. Так, переведение пространства утилитарного в пространство переживаемое не имеет четких критериев. Это вопрос синтеза точных и неточных (эмоционально-психологических) детерминант. Образ - символ статуса архитектуры как искусства не может получить точного измерения - он неточен.

Конструкция, определяющая форму, не только должна быть прочной и долговечной (аспект точного расчета), но и внушать уверенность в своей прочности, подтвержденной прошлым опытом реализации психологической потребности и идентификацией с определенной культурой.

Свет и цвет, создающие зрительный и эмоционально-психологический климат интерьера, - результат использования не только количественных, но и качественных критериев.

Из-за ущербности жесткого рационализма, одномерности формообразования здания получаются правильными, как формулы, лишенными метафор и знаков, свидетельствующих об их принадлежности к определенной культуре. Такие недостатки современной архитектуры и ее главного направления - функционализма послужили основанием для серьезной критики уже в конце 1970-х годов [2]. В то же время приходится признать, что точность и правильность функционализма были в известной степени одномерными.

Отношение к зданиям, выполненным в стиле общепринятой конвекции функционализма, - точным и правильным, лишенным всего неточного - эмоций, образов, метафор -постепенно меняется. Происходит отторжение философии функционализма.

Одним из первых атаковал принципы функционализма их создатель - Ле Корбюзье. Его капеллу в Рошане многие исследователи справедливо назвали свидетельством крушения принципов мастера и началом нового, иррационального направления. После капеллы Ле Корбюзье все чаще говорил не о функции, а о поэзии, а также о переходе от правильностей к художественным неправильностям.

Во второй половине ХХ века начались активные поиски альтернатив, «неправильной» архитектуры, отличающейся сочетанием рационализма с иррационализмом. Если модернизм стремился к простой и ясной целостности, то новая тенденция ведет к интеграции точного и неточного и в итоге - к трудной целостности. Огромный вклад в ее формирование внес Роберт Вентури. Его книга «Сложность и противоречия в архитектуре» (1966) стала своего рода бестселлером. Он пишет: «Мне нравится сложная и противоречивая архитектура, опирающаяся на все богатство и многозначность современного опыта, включая и опыт, присущий искусству... Я за беспорядочную жизненность, а не за очевидное единство. Я признаю непоследовательность и провозглашаю двойственность» [3. С. 543].

Противоречия, отменяющие ясность и простоту прочтения содержания архитектурной формы, несут альтернативы. Одни могут казаться правильными, другие - неправильными. В процессе восприятия они могут меняться местами.

Путь к интеграции точного и неточного был трудным, часто непрямым и неровным. Попытки постмодернизма решить проблему возвращения архитектуры в русло искусства - с его многозначностью, образами и метафорами, обращением к истории и контексту - не увенчались успехом. Но при этом очень важно одно обстоятельство.

Идеологи постмодернизма особое внимание обратили на язык архитектуры, который по природе своей, как всякий язык искусства, пользуется неправильностями, которые являются раздражителями и привлекают внимание к собственно языку как носителю содержания. В связи с этим можно отметить, что в языке полноценной архитектурной формы почти всегда присутствуют два кода: зашифровывающий (как правило, новизна) и дешифрирующий (как правило, преемственность). Новизна усложняет восприятие, заставляет мозг работать,

1 2015 5

преемственность облегчает восприятие и делает архитектуру адекватной потребностям человека и менталитету того или иного региона, нации. Двойной код - это, по существу, взаимодействие логики, рождающей новизну, и преемственности как фактора качественного, отражающего традиции и менталитет нации.

Уже давно архитектурный мир осознал ущербность и одномерность мнимых «точностей». Именно поэтому архитекторы России и Запада атакуют и разрушают концепцию одномерности. Достаточно вспомнить ломку архитектурной формы новыми парадигмами - деконструктивизмом, архитектурой-скульптурой, органитеком и фрактальной геометрией.

Сегодня многие архитекторы-профессионалы воспринимают полноценную архитектуру как сочетание точностей (рацио и логики) и неточностей, обусловленных природой искусства архитектуры.Что касается градостроителей, то они, к сожалению, до сих пор находятся во власти всего точного, правильного, измеримого.

Мы выступаем за создание экологически полноценной, инсоляционно безупречной жилой среды, соответствующей стандартам современной санитарной гигиены, за соблюдение необходимых норм пожарной и транспортной безопасности. Без этого невозможно обеспечить нашим гражданам полноценные удобства для проживания. Однако доминирование необходимых и правильных норм не должно препятствовать реализации факторов неточных - эмоционально-чувственных, определяющих художественные качества градостроительных композиций, несущих знаки, метафоры и образы, обусловленные культурой.

Литература

1. ГонзикК. По пути к социалистической архитектуре. М.: Стройиздат, 1967. С. 249-278.

2. Nehls W. Das Ende der Funktionalistischen Epoche // Deutsche Bauzeitung. 1966. № 1. S. 37-46; Max Vogt A. Woher kommt Funktionalismus? // Werk. Archithese. 1977. № 3. S. 23-30; Joedicke J. Funktionalistismusschelte? // Bauwelf. 1978. Октябрь. S. 1508-1510; Klotz H. Das Pathos des Funktionalismus // Werk. Archithese. 1977. № 3. S. 3-4; Posener J. Kritik des Kritik Funktionalismus // Werk. Archithese. 1977. № 3. S. 16-22; Курбатов Ю. О сочетании точностей и неточностей в архитектуре. Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Л.: Академия художеств СССР, 1974. С. 27-33.

3. Мастера архитектуры. Зарубежная архитектура. Конец XIX - начало XX века / Под ред. А.В.Иконникова. М.: Искусство, 1972.

Literatura

1. Gonzik K. Po puti k socialisticheskoj arhitekture. M.: Strojizdat, 1967. S. 249-278.

2. Kurbatov Yu. O sochetanii tochnostej i netochnostej v arhitekture. Problemy sinteza iskusstv i arhitektury. L.: Akademija hudozhestv SSSR, 1974. S. 27-33.

3. Mastera arhitektury. Zarubezhnaja arhitektura. Konec XIX - nachalo XX veka / Pod red. A.V.Ikonnikova. M.: Iskusstvo, 1972.

The Binomial of Rationality and Sensuality in the Morphogenesis of Architecture and Town Planning.

By Yu.I.Kurbatov

In the qiven article professor of architecture Yuri Kurbatov studies the evolution of rational and sensuous aspects of architecture. During its formation, the XX centurys architecture was driven mostly by the rationality in the form of application of exact scienes. The buildings exact as formulas and lacking any emotions appeared as a result. The author shows the search for the alternative architecture that would combine the rational with the sensuous, which took place in the second part of XX and the beginning of the XXI century.

Ключевые слова: рационализм в современной архитектуре, осознание ущербности мнимой точности, полноценная архитектура как сочетание точностей (рацио и логики) с обусловленной природой искусства неточностью.

Key words: rationalism in modern architecture, awareness of the inadequacy of the imaginary accuracy, complete architecture as a combination of precision (rationality and logic) and the inaccuracy as the nature of art.

6

1 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.