Научная статья на тему 'Одна черта развития узбекской симфонической музыки'

Одна черта развития узбекской симфонической музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
493
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАНТ / КОМПОЗИТОР / ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / ТЕМБР / МЕЛОДИЯ / РИТМИКА / ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Турсунов Эгамберди Эргашевич

Тридцатые годы ХХ века в истории узбекской музыкальной культуры были временем зарождения профессиональных музыкальных жанров: оперы, симфонии, поэмы, камерного ансамбля. Возникновение этих жанров происходит на почве народной музыки. В их становлении играет важную роль использование художественного опыта других народов, в частности русской музыки. Процесс взаимопроникновения художественных традиций разных народов порождает в творческой практике композиторов ряд острых проблем. Центральная из них поиски таких гармонических, полифонических, оркестровых средств, которые отвечали бы характерным особенностям национальных музыкальных традиций. Очень впечатлительный по складу своей натуры А.Ф. Козловский, быстро впитывает все, что связано с новой для него обстановкой. Он с упоением погружается в мир народного искусства и слух его как бы впитывает характерные интонации узбекской музыки. Он восхищался красотой народного танца, богатством красок и изяществом линий национального орнамента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одна черта развития узбекской симфонической музыки»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ОДНА ЧЕРТА РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ

МУЗЫКИ Турсунов Э.Э.

Турсунов Эгамберди Эргашевич - старший преподаватель, кафедра академического пения и оперной подготовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: тридцатые годы ХХ века в истории узбекской музыкальной культуры были временем зарождения профессиональных музыкальных жанров: оперы, симфонии, поэмы, камерного ансамбля. Возникновение этих жанров происходит на почве народной музыки. В их становлении играет важную роль использование художественного опыта других народов, в частности русской музыки. Процесс взаимопроникновения художественных традиций разных народов порождает в творческой практике композиторов ряд острых проблем. Центральная из них -поиски таких гармонических, полифонических, оркестровых средств, которые отвечали бы характерным особенностям национальных музыкальных традиций. Очень впечатлительный по складу своей натуры А.Ф. Козловский, быстро впитывает все, что связано с новой для него обстановкой. Он с упоением погружается в мир народного искусства и слух его как бы впитывает характерные интонации узбекской музыки. Он восхищался красотой народного танца, богатством красок и изяществом линий национального орнамента. Ключевые слова: музыкант, композитор, искусство, творчество, тембр, мелодия, ритмика, традиция.

УДК 078.071

Богатое и самобытное музыкальное наследие узбеков много веков развивалось как искусство, передаваемое «из уст в уста», из поколения в поколение, от мастера к ученику, то есть поколениями народных музыкантов, певцов, сказителей. Совершенствуясь на протяжении веков, оно сложилось как развитая монодическая культура, обладающая разнообразием форм, видов и жанров, музыкально -выразительных средств и своеобразием исполнительства [1, 12].

Александр Фёдорович Козловский - один из тех русских музыкантов, чей творческий путь связан с развитием и формированием нового музыкального искусства Узбекистана. Ко времени приезда в Ташкент, он уже обладал большим опытом творческой работы и был вполне сложившимся композитором со своими эстетическими взглядами и симпатиями. Но впечатления от Узбекистана с его стремительно разворачивающимся строительством новой жизни, с его древними и самобытными культурными традициями, своеобразными формами искусства, необычной для европейца природой, оказали очень сильное воздействие на молодого музыканта, что весь предшествующий его опыт стал как бы подготовкой к новой творческой работе в Узбекистане [2, 115].

Разнообразие эмоционального содержания, богатство тембров, своеобразие мелодики и ритмики узбекской музыки привлекали внимание русского композитора. В неожиданно открывшемся А. Козловский усматривал богатые возможности профессионального развития национальной музыки. И это решило судьбу композитора: он остался жить и работать в Узбекистане.

Почти за полвека работы в Узбекистане А.Ф. Козловский создал различные сочинения: оперы, музыкальные драмы, симфонические, вокальные и камерные произведения. Все они в той или иной мере связаны с тематикой, образами традиционного искусства Узбекистана.

Большой популярностью пользовались партитуры А.Ф.Козловского, написанные для женского голоса в сопровождении симфонического оркестра. После сюиты «Лола» композитор обращается к обработкам народных песен. При написании их композитор использовал мелодии широко распространенных в народе песен «Тановар», «Узганча» («Узбекская»), «Гул юз узра» («На прекрасном лице») и «Фигон» («Плач»).

Эти произведения представляли собой первые опыты обработки узбекского фольклора А.Ф. Козловского, приехавшего в Ташкент в 1934 г., вскоре после окончания Киевской консерватории. Все четыре партитуры появились в 1938 г. Им предшествовала двухлетняя работа по изучению узбекского народного искусства, активное вживание в новый для композитора музыкально - интонационный мир. Мелодической материал он черпает из своих записных тетрадей. Его более всего привлекают образы прекрасных ферганских народных песен с их изящной пластикой и гибкой танцевальностью движения. Козловский работает с огромным увлечением, стремясь найти гармонические и оркестровые средства, отвечающие характеру, ладо-интонационному складу узбекской музыки.

Подлинная влюблённость в искусства узбекского народа, глубокое постижение характерных особенностей национального мелоса сказались на ранних партитурах А.Ф. Козловского. Настолько развита их форма, изощренно - красочна фактура, настолько велика роль симфонического оркестра, что они воспринимаются как подлинные вокально-симфонические поэмы. В бытующих народных мелодиях в исполнении дутара - скорбной «Тановор», пластически-гибкой, изящной «Узганча», в светлой, лирической «Гульюз узра» и трагической - «Фигон» - композитор почувствовал богатейшие возможности симфонического развития.

В «Тановар» - чрезвычайно популярной в Узбекистане народной лирической песне сконцентрированы типичные черты ферганского фольклора. Неторопливое развертывание мелодии, напряженные подъёмы сменяются мягкими, плавными спадами. Прихотливая синкопированность ритмического рисунка, выразительность широких распевов в моменты подъёма и усталых интонаций «вздоха» при складах, повторы мелодических построений, завершающих каждый новый раздел и придающих всей форме особую цельность, - все подчинено выявлению поэтического образа любовного томления, овеянного тихой и нежной грустью, образа, заложенного в стихах народной песни и получившего глубокое претворение в её музыке.

Гармонизуя этот прекрасный образец народного творчества, А. Козловский стремился сохранить ладовое своеобразие песни. Фригийский лад, в котором сочинена «Тановар», характеризуется ярко выраженными нисходящими тяготениями, и композитор пользовался преимущественно аккордами субдоминантовой группы. Об этом свидетельствует уже начало оркестрового вступления.

Свойственная узбекской народной музыке неустойчивость II, III, IV, VII ступеней также находит преломление в гармонии «Тановар». Такие приёмы ведут к расширению выразительных средств гармонии, обогащают её элементами народных ладов.

В инструментовке поэмы композитор исходит из заложенных в народной узбекской музыке возможностей полифонического развития. Используя характерные попевки, мелодически обороты, А. Козловский вводит в партитуру подголоски, контрастирующие голоса, имитации. Временами возникает своего рода дует певца -солиста и одного из инструментов оркестра, канонически вступающего с той же темой (пример: проведение фаготом слегка измененной темы «Тановар», контрапунктически соединяющийся с мелодией вокальной партии).

Значительное место в партитуре занимают ударные инструменты (литавры, барабаны нескольких видов, треугольник, тарелки, тамбурин, нагора).

Таким очарованием в музыке стала для Алексея Федоровича народная песня «Тановар». Записанная от Халимы Насыровой, вскоре по приезду в Ташкент, она легла в основу произведения для голоса с оркестром, которое она исполнила впервые

201

на концертной эстраде. Она напела А. Козловскому семь вариантов этой песни. Из них он выбрал несколько тактов зерна этой мелодии и создал свой «Тановар», который потом объявили народным. Тановар - это песня о мечте, о неосуществленной любви, она полна любовного томления. Поют ее только женщины. Она годами жила в душе композитора, жила до тех пор, пока, много времени спустя, он, в порыве вдохновения, вдруг написал свою симфоническую поэму «Тановар».

Список литературы

1. Абдуллаев Рустамбек. Узбекская традиционная музыка как часть современности // Узбекская музыка на стыке столетий (ХХ-ХХ! вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008.

2. Жабборов Ахмаджон. Узбекистон бастакорлари ва мусикашунослари. Т., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.