ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ОДНА ЧЕРТА РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ
МУЗЫКИ Турсунов Э.Э.
Турсунов Эгамберди Эргашевич - старший преподаватель, кафедра академического пения и оперной подготовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: тридцатые годы ХХ века в истории узбекской музыкальной культуры были временем зарождения профессиональных музыкальных жанров: оперы, симфонии, поэмы, камерного ансамбля. Возникновение этих жанров происходит на почве народной музыки. В их становлении играет важную роль использование художественного опыта других народов, в частности русской музыки. Процесс взаимопроникновения художественных традиций разных народов порождает в творческой практике композиторов ряд острых проблем. Центральная из них -поиски таких гармонических, полифонических, оркестровых средств, которые отвечали бы характерным особенностям национальных музыкальных традиций. Очень впечатлительный по складу своей натуры А.Ф. Козловский, быстро впитывает все, что связано с новой для него обстановкой. Он с упоением погружается в мир народного искусства и слух его как бы впитывает характерные интонации узбекской музыки. Он восхищался красотой народного танца, богатством красок и изяществом линий национального орнамента. Ключевые слова: музыкант, композитор, искусство, творчество, тембр, мелодия, ритмика, традиция.
УДК 078.071
Богатое и самобытное музыкальное наследие узбеков много веков развивалось как искусство, передаваемое «из уст в уста», из поколения в поколение, от мастера к ученику, то есть поколениями народных музыкантов, певцов, сказителей. Совершенствуясь на протяжении веков, оно сложилось как развитая монодическая культура, обладающая разнообразием форм, видов и жанров, музыкально -выразительных средств и своеобразием исполнительства [1, 12].
Александр Фёдорович Козловский - один из тех русских музыкантов, чей творческий путь связан с развитием и формированием нового музыкального искусства Узбекистана. Ко времени приезда в Ташкент, он уже обладал большим опытом творческой работы и был вполне сложившимся композитором со своими эстетическими взглядами и симпатиями. Но впечатления от Узбекистана с его стремительно разворачивающимся строительством новой жизни, с его древними и самобытными культурными традициями, своеобразными формами искусства, необычной для европейца природой, оказали очень сильное воздействие на молодого музыканта, что весь предшествующий его опыт стал как бы подготовкой к новой творческой работе в Узбекистане [2, 115].
Разнообразие эмоционального содержания, богатство тембров, своеобразие мелодики и ритмики узбекской музыки привлекали внимание русского композитора. В неожиданно открывшемся А. Козловский усматривал богатые возможности профессионального развития национальной музыки. И это решило судьбу композитора: он остался жить и работать в Узбекистане.
Почти за полвека работы в Узбекистане А.Ф. Козловский создал различные сочинения: оперы, музыкальные драмы, симфонические, вокальные и камерные произведения. Все они в той или иной мере связаны с тематикой, образами традиционного искусства Узбекистана.
Большой популярностью пользовались партитуры А.Ф.Козловского, написанные для женского голоса в сопровождении симфонического оркестра. После сюиты «Лола» композитор обращается к обработкам народных песен. При написании их композитор использовал мелодии широко распространенных в народе песен «Тановар», «Узганча» («Узбекская»), «Гул юз узра» («На прекрасном лице») и «Фигон» («Плач»).
Эти произведения представляли собой первые опыты обработки узбекского фольклора А.Ф. Козловского, приехавшего в Ташкент в 1934 г., вскоре после окончания Киевской консерватории. Все четыре партитуры появились в 1938 г. Им предшествовала двухлетняя работа по изучению узбекского народного искусства, активное вживание в новый для композитора музыкально - интонационный мир. Мелодической материал он черпает из своих записных тетрадей. Его более всего привлекают образы прекрасных ферганских народных песен с их изящной пластикой и гибкой танцевальностью движения. Козловский работает с огромным увлечением, стремясь найти гармонические и оркестровые средства, отвечающие характеру, ладо-интонационному складу узбекской музыки.
Подлинная влюблённость в искусства узбекского народа, глубокое постижение характерных особенностей национального мелоса сказались на ранних партитурах А.Ф. Козловского. Настолько развита их форма, изощренно - красочна фактура, настолько велика роль симфонического оркестра, что они воспринимаются как подлинные вокально-симфонические поэмы. В бытующих народных мелодиях в исполнении дутара - скорбной «Тановор», пластически-гибкой, изящной «Узганча», в светлой, лирической «Гульюз узра» и трагической - «Фигон» - композитор почувствовал богатейшие возможности симфонического развития.
В «Тановар» - чрезвычайно популярной в Узбекистане народной лирической песне сконцентрированы типичные черты ферганского фольклора. Неторопливое развертывание мелодии, напряженные подъёмы сменяются мягкими, плавными спадами. Прихотливая синкопированность ритмического рисунка, выразительность широких распевов в моменты подъёма и усталых интонаций «вздоха» при складах, повторы мелодических построений, завершающих каждый новый раздел и придающих всей форме особую цельность, - все подчинено выявлению поэтического образа любовного томления, овеянного тихой и нежной грустью, образа, заложенного в стихах народной песни и получившего глубокое претворение в её музыке.
Гармонизуя этот прекрасный образец народного творчества, А. Козловский стремился сохранить ладовое своеобразие песни. Фригийский лад, в котором сочинена «Тановар», характеризуется ярко выраженными нисходящими тяготениями, и композитор пользовался преимущественно аккордами субдоминантовой группы. Об этом свидетельствует уже начало оркестрового вступления.
Свойственная узбекской народной музыке неустойчивость II, III, IV, VII ступеней также находит преломление в гармонии «Тановар». Такие приёмы ведут к расширению выразительных средств гармонии, обогащают её элементами народных ладов.
В инструментовке поэмы композитор исходит из заложенных в народной узбекской музыке возможностей полифонического развития. Используя характерные попевки, мелодически обороты, А. Козловский вводит в партитуру подголоски, контрастирующие голоса, имитации. Временами возникает своего рода дует певца -солиста и одного из инструментов оркестра, канонически вступающего с той же темой (пример: проведение фаготом слегка измененной темы «Тановар», контрапунктически соединяющийся с мелодией вокальной партии).
Значительное место в партитуре занимают ударные инструменты (литавры, барабаны нескольких видов, треугольник, тарелки, тамбурин, нагора).
Таким очарованием в музыке стала для Алексея Федоровича народная песня «Тановар». Записанная от Халимы Насыровой, вскоре по приезду в Ташкент, она легла в основу произведения для голоса с оркестром, которое она исполнила впервые
201
на концертной эстраде. Она напела А. Козловскому семь вариантов этой песни. Из них он выбрал несколько тактов зерна этой мелодии и создал свой «Тановар», который потом объявили народным. Тановар - это песня о мечте, о неосуществленной любви, она полна любовного томления. Поют ее только женщины. Она годами жила в душе композитора, жила до тех пор, пока, много времени спустя, он, в порыве вдохновения, вдруг написал свою симфоническую поэму «Тановар».
Список литературы
1. Абдуллаев Рустамбек. Узбекская традиционная музыка как часть современности // Узбекская музыка на стыке столетий (ХХ-ХХ! вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008.
2. Жабборов Ахмаджон. Узбекистон бастакорлари ва мусикашунослари. Т., 2004.