Научная статья на тему 'ОДИНОЧЕСТВО И ГОРОД'

ОДИНОЧЕСТВО И ГОРОД Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
750
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ОДИНОЧЕСТВО / СМЫСЛ / ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО / ОДИНОЧЕСТВО В ГОРОДЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Анисимов Н. О.

Статья посвящена рассмотрению таких нетривиальных философско-культурологических вопросов как смысл одиночества в контексте более масштабного смысла города. Автор рассматривает подходы ряда наук к пониманию, что есть одиночество, а также анализирует ряд мнений о взаимосвязи понятий «одиночество» и «город».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LONELINESS AND CITY

The article is devoted to the consideration of such nontrivial philosophical and cultural issues as the meaning of loneliness in the context of the larger meaning of the city. The author examines the approaches of a number of sciences to understanding what loneliness is, and also analyzes a number of opinions on the relationship between the concepts of “loneliness” and “city”.

Текст научной работы на тему «ОДИНОЧЕСТВО И ГОРОД»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 130.2.

ОДИНОЧЕСТВО И ГОРОД

Н.О. Анисимов

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

Статья посвящена рассмотрению таких нетривиальных философско-культурологических вопросов как смысл одиночества в контексте более масштабного смысла города. Автор рассматривает подходы ряда наук к пониманию, что есть одиночество, а также анализирует ряд мнений о взаимосвязи понятий «одиночество» и «город».

Ключевые слова: город, одиночество, смысл, городское сообщество, одиночество в городе.

«Одиночество» сегодня является одним из наиболее распространенных терминов, исследуемых в ряде наук о человеке: философии, психологии, культурологии, теологии, социологии. Каждая из обозначенных наук вносит в понимание феномена одиночества свой уникальный аспект, с одной стороны, открывая нам новые грани этого понятия, с другой, эти грани начинают «играть» новыми значениями, метафоризируясь, сливаясь в этих значениях, вытесняясь и замещаясь новыми. Эта «игра» слов и значений в итоге затрудняет конечную концептуализацию понятия. Причина неоднозначного подхода к понятию одиночества на наш взгляд, обуславливается множественностью форм самого одиночества, неявного и невыявленного его переживания, психолого-культурных границ переживания одиночества как индивидом, так и отношением в социуме к одиночеству.

Говоря об одиночестве в контексте города, мы сначала уточним, чем для нас будет являться город в самом общем виде. Город, с нашей точки зрения, - это смысл, поэтому, рассматривая понятие одиночества, относительно города, нам следует обратиться к мнениям, освещавшим данную тему, так мы сможем сформировать тот смысловой каркас, который складывается из совокупности «одиночества» и «города». Но прежде, чем рассматривать какое-то многогранное понятие и помещать его в контекст смыслового содержания городского пространства, нам следует наполнить само это понятие как можно более полным содержанием. Для этого представляется необходимым обозначить существующие теоретические подходы к пониманию того, что собой представляет одиночество.

Последователи психоаналитического подхода (Х. Салливан, Л. Зилбург, Ф. Фромм-Рейхман) видят первопричину одиночества в детстве и взаимоотношениях с родителями. Х. Салливан определял одиночество, как мощное негативное переживание, являющиеся следствием недостатка человеческого взаимодействия [10]. Л. Зилбург разводил понятия уединенность и одиночество, считая первое периодически возникающей потребностью, а второе постоянным давящим ощущением [5]. Ф. Фромм-Рейхман пошла дальше описания феномена одиночества. Она обозначила первопричину трудностей, возникающих при исследовании одиночества. По ее мнению, одиночество является настолько болезненным для любого человека опытом, что люди подсознательно стремятся его избежать, даже, если одновременно стремятся его исследовать. Кроме того, в отличие от других эмоциональных опытов, одиночество невозможно передать вовне, поделиться посредством сопереживания [4].

В рамках феноменологического подхода одиночество рассматривали У. Садлера и Т. Джонсон. Их интегративная модель строится вокруг взаимосвязи одиночества и внутреннего мира личности, а само одиночество авторы представляют процессов переживаний индивида в контексте социальных связей. Главный фактор одиночества, согласно этой модели, заключается в том, что человек хочет максимально реализовать те возможности, которыми обладает, и поэтому вынужден контактировать с окружающим миром на разных уровнях. На каждом из этих уровней человек испытывает трудности, однако, действительно

реализоваться возможно, только найдя свое место на всех уровнях без исключения. Всего таких уровней по У. Садлеру и Т. Джонсону три: межличностный, социальный и глобальный. Отсутствие реализации на каком-то из уровней неизбежно приводит человека к одиночеству [4].

Согласно экзистенциальному подходу (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н.А. Бердяев), следует соотносить понятие «одиночество» с понятием «жизненный опыт», поскольку одиночество является изначально заданным условием бытия, с которым следует смириться и использовать продуктивно и творчески. Именно поэтому экзистенциалисты не воспринимают одиночество, как однозначно негативное явление. Не смотря на то, что одиночество вызывает негативные переживания, оно мыслится экзистенциалистами, как катализатор творческой деятельности [8].

Экзистенциальная психология (И. Ялом, К. Мустакас), сформировавшая свой подход в рамках философии экзистенциализма, считает одиночество одним из естественных состояний, заложенных в самой природе человека [17]. Причину одиночества экзистенциалисты видят в неизбежном конфликте индивида с условиями окружающего объективного мира. Каждый человек уникален и априори не может быть понят в полной мере.

Так, К. Мустакас, выделяет понятия «суета одиночества» и «истинное одиночество». Первое понятие обозначает защитный механизм, а второе осознание неизбежности одинокого существования [4]. И. Ялом продолжает эту мысль и выводит взаимосвязь возникновения «истинного одиночества» и попадания личности в пограничные жизненные ситуации (болезнь, смерть близкого) в одиночку [17].

Когнитивный подход (Д. Перлман, Л. Пепло) связывает одиночество и априорное несоответствие опытов социального и индивидуального. В своей книге «Одиночество и самооценка» Л. Пепло рассуждая об одиночестве, вводит понятие «познания». По мнению Л. Пепло познание причин одиночества и самого одиночества, как уникального состояния, закладывает тот базис, относительно которого индивид впоследствии будет воспринимать одиночество. Познание, по Л. Пепло, есть звено между социальностью и одиночеством. А последнее является вычисленной разницей показателями реальных и желаемых социальных контактов человека. Когнитивные факторы же видятся

Пепло процессами, внутри индивида, согласно которым он соотносит свою деятельность и реальность [4].

Социально-психологический подход (А. Боумен, Д. Рисмен) указывает на связь одиночества и протекающих общественных процессов, в которые интегрирован индивид. Так, Д. Рисмен считает, что ключевым фактором возникновения одиночества является ориентация индивида на других. Человек, оценивающий себя, относительно чужого мнения о себе, вынужден постоянно подстраиваться под различные обстоятельства и вкусы из-за чего неизбежно теряет свое собственное «я». Это приводит к «синдрому обеспокоенности» и желанию личности получать внимание извне. А. Боумен описал факторы следствие которых в большинстве случаев становится одиночество, к ним относятся: увеличение семейной и социальной мобильности, ослабление связей в первичной группе.

Человеко-центрированный подход (К. Рождерс, Л. Хьелл, Д. Зиглер) устанавливает соотношение текущих влияний, с которыми соприкасается индивид и чувства одиночества. К. Роджерс считал одиночество показателем слабой адаптивности личности, а причину одиночества видел в несоответствии совокупности представлений человека о себе самом [9].

Также есть некоторые подходы, где одиночество представляется составной частью более масштабной концепции. Э. Фромм рассуждает об одиночестве, как о неотъемлемой части общества потребления и, вместе с тем, видит общество потребления главной причиной одиночества [12]. К. Хорни в рамках своей психосоциальной доктрины рассматривает одиночество в неразрывной совокупности с множеством иных факторов, например, проблемы современной семьи [14]. Э. Тоффлер считает «одиночество в толпе» обязательным атрибутом «общества третьей волны» [1 1].

Обозначая наиболее значимые подходы к пониманию одиночества, не следует, однако, опираться только на один из них, либо же давать какое-то уникальное определение одиночества, поскольку это, во-первых, выведет нас с поля междисциплинарного исследования, а, во-вторых, лишит нас возможности исследовать те смысловые структуры, внутри которых мы рассматриваем одиночество, как смысл, который возникает и существует в городе. Ведь смысл (одиночество) представляет собой не

абстрактный феномен, а способ данности феномена, и с одним и тем же феноменом разные люди, как правило, связывают разные смыслы. Рассматривая одиночество в отрыве от какого подхода, мы можем проследить, что из себя представляет его самый общий смысл относительно города и каким образом город влияет на наше общее представление об одиночестве. Исследуя одиночество как смысл, внутри более объемного города-смысла, видится необходимым описать, что из себя представляет последний.

Город есть сосредоточение модерна, в его антагонизме по отношению к традиционному аграрному обществу. Цивилизация модерна и возникает только в тот момент, когда в городской черте концентрируется значительная часть населения. Города растут весь XX век и продолжают расти сегодня, вопреки множеству утопий возникновения нового средневековья в форме огромной деревни. Именно поэтому культурная критика модерна часто принимает форму культурной критики городов. Этот широкий спектр критики городов не является каким-то абстрактным смыслом, а получает выражение в виде определенных урбанистических концепций и прямо влияет на те решения, которые принимают люди, занимающиеся устройством и развитием города [13].

Один из самых частых примеров, к которому апеллирует критика города и вся критика урбанизма, это как раз то, что люди чувствуют в городе себя очень одиноко. Город выступает как некий крупный производитель одиночества. Модерновый город концентрирует в себе очень много людей и все они друг с другом не знакомы, поэтому одиночество представляется, как базовое состоянием горожанина. Как правило, об одиночестве переживаемом в городе рассуждают в очень негативных тонах, представляя это либо чем-то несомненно плохим, либо как безусловную проблему жизни в городе. При этом, вспоминая ту старую общинную жизнь, когда нас окружало не так много людей, но все они были нам близки, являясь либо нашими родственниками, либо нашими соседями, то есть это некий образ близкий к идеальной жизни и необходимой человеку социализации, и нам следует вернуться к этому естественному состоянию такой общинной жизни и отказаться от города. Заратустра у Ф. Ницше является воплощением такого мнения, постоянно призывая покинуть города и вернуться к природе [6]. Л. Вирт в своем

труде «Урбанизм как образ жизни» устанавливает прямую связь между степенью индивидуальности и одиночеством, так как, по его мнению город уничтожает традиционные связи и заменой им предлагает анонимность. Автор констатирует противоречивость сложившейся ситуации, когда увеличение городского населения в численном и процентном отношении, развитие всех видов коммуникационных устройств и сетей, скученность проживания и высокая плотность застройки приводят к тенденции увеличения числа людей, чувствующих себя одинокими [1]. Освальд Шпенглер описывал большие города, как места, где умирает культура, и на ее замену приходит бездуховная цивилизация. Жители больших город представляют собой новых кочевников и одновременно паразитов, лишенных традиций и имеющих вид бесформенной массы [15]. Наиболее сформулированной такая критики города и идея о деиерархизированной массе одиноких индивидов читается у Х. Ортега-и-Гассет в его труде «Восстание масс»

[7].

Еще одной важной вехой для такого понимания города, как эпицентра одиночества, неожиданно стал труд Джейн Джейкобс «Смерть и жизнь больших американских городов» [2]. Несмотря на то, что автор совсем не была критична по отношению к городу, а просто акцентировала внимание на необходимости создания и развития городских сообществ. Все эти идеи в совокупности сегодня конвертировались в одно из направлений урбанизма, ставящим своей основной целью создания из массы чуждых друг другу индивидов некоего подобия общинной организации.

Все представленные мнения имеют под собой некое рациональное основание, но вместе с тем, являются примером, когда смысл города не является ключевым, а подгоняется под общую концепцию. Таким образом, смысловой горизонт города становится лишь составной частью. Это приводит к неизбежной утрате замкнутого смыслового содержания городского пространства. Примером этому является то, что сегодня складывается неверное представление о существование в городе каких-то «производителях смыслов». Такая концепция сравнения сферы смыслов и сферы производства, где существуют некие особо креативные индивиды, является в корне не верной.

Эталонным примером и классическим образцом культурологической работы в поле междисциплинарных исследований, относительно смыслового наполнения города, является труд Георга Зиммеля «Большие города и духовная жизнь» [3]. Здесь подспудная идея заключается в том, чтобы не выводить каждый феномен относительно города из общих теорий, а предпринимать попытки понять, что из себя представляет данный феномен сам по себе, как соотносится с городом и как видоизменяется под воздействием последнего. Зиммель описывает некоторые ключевые категории, например «пресыщенность», «свобода», «одиночество» и применяет к ним интерпретирующий аналитический подход, который позволяет понять те смысловые сцепки, возникающие как между этими понятиями, так и между ними и городом.

Георг Зиммель начинает свое рассуждение об одиночестве жителей большого города взаимосвязью между сохранением личности горожанина и его обесцениванием объективного мира, но такая ситуация в последствии неизбежно приводит и к обесцениванию и самой личности. Такая форма существования предполагает, что сам житель города вынужден осуществлять негативное поведение социального характера, чтобы самосохранить себя внутри города. Одиночество же возникает из-за того, что внутренние реакции человека априори количественно не могут соответствовать тем бесчисленным соприкосновениям жителя города с другими людьми. Но даже, если бы это потенциальное соответствие и возникло, оно бы привело к еще большей атомизации человека и ввело бы его в негативное душевное состояние. Данные обстоятельства создают ситуацию, когда нередко даже соседи не знают друг друга в лицо. Такое положение дел, на первый взгляд, кажется нам однозначно отрицательным, но, по мнению Зиммеля, это слишком поспешное утверждение, поскольку только эта ситуация является единственно естественной для городов. Ведь одиночество индивидов, их замкнутость по отношению друг к другу, являются обязательным условием существования больших групп. Параллельно такое положение обеспечивает индивиду свободу, которая наиболее очевидна в городах. Не только из-за скученности большого числа людей, но и из-за ощущения большой духовной дистанции между ними. Человек априори наиболее всего чувствует свое одиночество и свободу именно в городах, поскольку оба этих состояния есть две стороны одной медали.

Одной из последних попыток уйти от оценочного взгляда на одиночество и город (и не только одиночества) является работа Колина Элларда «Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие?» [16]. Автор не просто отказался от оценочных суждений относительно одиночества, но и продемонстрировал, что какое-то понятие, если рассматривать его относительно города может приобретать некие раннее считавшиеся противоположными ему характеристики. Так, оказалось, что одиночество в городе иногда нам нравится, что выражает в любви многих людей к одиноким прогулкам, правда куда чаще в незнакомых им городах.

Оригинальный взгляд на «одиночество и город» можно почерпнуть из книги «Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества» британского культуролога Оливии Лэнг [5]. Автор исследует одиночество, обращаясь к творчеству и биографиям знаменитых художников XX века.

О. Лэнг считает город машиной, отнимающей возможности близкой связи и обезличивающей городскую жизнь. Парадоксально, но вместе с этим автор считает город местом, населенным множеством душ, что подрывает замкнутость одиночества. Именно этот дуализм смысла города приводит автора к любопытным выводам о взаимосвязи одиночества и творческого потенциала.

Обобщенный вывод упомянутых выше источников заключается в том, что быть одиноким в городе это не просто о человеке, которому плохо, а всегда некая квинтэссенция каких-то явлений, предметов, мест, которые собираются в какой-то ландшафт. То есть, это всегда стечение обстоятельств разного рода: правильный закат, нужное время дня, какая-то погода, располагающая к одиночеству, чаще осадки, какая-то не популярная улочка или вообще не городской пейзаж в черте города, например заброшенный сквер, либо что-то не подходящее для прогулок, как брошенный и закрытый промышленный склад. Одиночество в городе есть некоторая компиляция разных субъектов, предметов, явлений, особое состояние погоды времени и места, а не только один человек, который испытывает какие-то чувства.

Одинокое место - среда, потревоженная человеческой деетельностью, но в данный момент она оставлена временно или постоянно и преврашенна в некие руины. Не всегда одинокое место в

восприятии горожан соотносится с какими-то негативными эмоциями и плохим состоянием. Поэтому нередко одинокие места становятся местами прогулок.

Ключевым фактором, который создает ощущение одинокого места является заброшенность - состояние среды, которая оставлена людьми и оказывается одна перед грядущим распадом и разрушением. Заброшенность резонирует с нашим психологическим состояние, поскольку чувство заброшенности может возникать и у нас внутри, либо перекликаться с другими некоторыми внутреннимм состояниями. Поэтому при виде заброшеной среды возникает чувство органичного переплетения состояний внешнего и внутреннего, из-за чего заброшенные места не отталкивают, а напротив привлекают некоторых горожан, которые пытаются с помощью пребывания в заброшенном месте найти средство для преодоления плохого состояния, побывать в одиночестве или переждать какие-то невзгоды.

Опираясь на выше представленный диапазон мнений о соотношении смыслов одиночества и города, можно сделать вывод, что данный вопрос далеко не однозначен и есть не только вопрос сам в себе, а лежит на поверхности и является продолжением куда более фундаментальных вопросов. Современный модерновый город предоставил человеку уникальную возможность не быть частью чего-то, а быть одному. Всю история человек являлся приложением к роду, племени, семье, клану, религиозной общине, сословию. Только в современном городе он получил возможность избавиться от этой неизбежности. Следует учитывать, что возможность эта не данность и возникла она не сама собой, а из совокупности множества факторов -экономических, социальных, культурных, политических, скованных эпохой модерна. И это торжество индивидуализма, как и право быть одиноким - хрупкий конструкт, который история, согласно афоризму Мишеля Фуко, может смыть, как след на песчаном берегу. Принято излишне акцентировать внимание на негативной стороне одиночества, согласно общему представлению о нем. Однако, в контексте города, одиночество приобретает некоторые положительные грани, среди которых, например, то, что в городах сформировался новый тип брака, который перестал быть экономическим предприятием двух семей, а стал эмоциональным выбором двух одиноких личностей. И это только один

наиболее очевидных положительных примеров высвобождения из-под власти общины, которая из необходимости в аграрной культуре трансформировалась в гнетущий атавизм современности, где каждый имеет возможность самореализоваться в зависимости от своих возможностей.

Когда сегодня поднимают тему необходимости формирования сообществ и включения туда индивида с целью избавления его от одиночества, это не может не вызывать очевидных вопросов о необходимости такого действия. Во-первых, не является ли отсутствие запроса на такие сообщества и необходимость формировать, а значит впоследствии поддерживать, извне констатацией отсутствия у большинства горожан негативных соображений относительно своего одиночества? Во-вторых, не станут ли эти сообщества просто отражением все еще существующих сословности и клановости? Не рациональнее ли будет смириться с тем, что город является пространством, где ценят одиночество, о чем свидетельствует не желание большинства горожан вступать в лишний раз в сложные дополнительные коммуникации, а заплатить и доверить дело профессионалу, например, когда дело касается благоустройства двора.

Таким образом, смысл города не заключается в формировании каких-то уникальных городских сообществ. Напротив, смысл города можно описать в его симбиотической связи с одиночеством. Модерновый город предоставил человеку возможность быть индивидуалистом и право быть одиноким. И город, и индивидуальность, и одиночество бесконечно и нередко справедливо подвергаются критике. Однако, как писал Георг Зиммель, «никто и не обещал, что свобода индивида будет выражаться в безоблачном благополучии».

Список литературы

1. Вирт, Л: Урбанизм как образ жизни. - М. : Strelka Press, 2016. - 108 с.

2. Джекобс, Дж.: Смерть и жизнь больших американских городов. - М.: Новое издательство, 2019. - 512 с.

3. Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь. - М.: Strelka Press, 2018. - 106 с.

4. Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.

5. Лэнг, О. Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества. - М.: Ад Маргинем, 2018. - 352 с.

6. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. - М. : Азбука, 2012. - 352 с.

7. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс. - М.: АСТ, 2016. - 256 с.

8. Пузанова, Ж. В. Философия одиночества и одиночество философа // Вестник РУДН. Сер. Социология. - 2003. - № 4-5. - С. 47-58.

9. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2008.

10. Салливан, Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. - М.: Ювента, 1999. -330 с.

11. Тоффлер, Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2004.

12. Фромм, Э. Иметь или быть. - М.: АСТ, 2007.

13. Фурман, И. А. Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города? - М.: Strelka Press, 2017. - 215 с.

14. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация». - 336 с.

15. Шпенглер, О. Закат Западного мира. - Полное издание в одном томе. - М. : Альфа-книга, 2017. - 1088 с.

16. Эллард, К. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие? - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 288 с.

17. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. - М.: Класс, 1999. - 576 с.

18. Fromm-Reichmann, F. Principles of Intensive Psychotherapy. Allen & Unwin, 1953.

LONELINESS AND CITY

N.O. Anisimov

Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: [email protected]

The article is devoted to the consideration of such nontrivial philosophical and cultural issues as the meaning of loneliness in the context of the larger meaning of the city. The author examines the approaches of a number of sciences to understanding what loneliness is, and also analyzes a number of opinions on the relationship between the concepts of "loneliness" and "city".

Keywords: city, loneliness, meaning, urban community, loneliness in city, intersubjectivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.