Научная статья на тему 'ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ НОВОСИБИРСКА - НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ТИХОМИРОВ. К 165-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ'

ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ НОВОСИБИРСКА - НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ТИХОМИРОВ. К 165-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКИЙ СИБИРСКИЙ ПУТЬ / НОВОСИБИРСК / ХРАМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО / Н.М. ТИХОМИРОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

В статье рассказывается о жизни и деятельности Н.М. Тихомирова - талантливого инженера-железнодорожника, принимавшего участие в строительстве Транссибирской магистрали. За свою недолгую жизнь Н.М. Тихомиров очень многое успел сделать, став одним из основателей города Новосибирска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE OF THE FOUNDERS OF NOVOSIBIRSK - NIKOLAY MIKHAILOVICH TIKHOMIROV. BY THE 165TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTH

The article tells about the life and activities of N.M. Tikhomirov - a talented engineer of railroads, who took part in the construction of the Trans-Siberian Railway. For his short life, N.M. Tikhomirov managed to do a lot and became one of the founders of the city of Novosibirsk.

Текст научной работы на тему «ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ НОВОСИБИРСКА - НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ТИХОМИРОВ. К 165-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ»

Юбилеи и знаменательные даты

УДК 929:625.1 ГРНТИ 03.29

ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ НОВОСИБИРСКА — НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ТИХОМИРОВ

К 165-летию со дня рождения И.И. Резник

Омский государственный университет путей сообщения Россия, 644046, г. Омск, пр. К. Маркса, 35

В статье рассказывается о жизни и деятельности Н.М. Тихомирова — талантливого инженера-железнодорожника, принимавшего участие в строительстве Транссибирской магистрали. За свою недолгую жизнь Н.М. Тихомиров очень многое успел сделать, став одним из основателей города Новосибирска.

Ключевые слова: Великий Сибирский путь, Новосибирск, храм Александра Невского, Н.М. Тихомиров.

ONE OF THE FOUNDERS OF NOVOSIBIRSK — NIKOLAY MIKHAILOVICH TIKHOMIROV

By the 165th anniversary of his birth

1.1. Reznik

Omsk State Transport University Russia, 644046, Omsk, pr. K. Marksa, 35

The article tells about the life and activities of N.M. Tikhomirov - a talented engineer of railroads, who took part in the construction of the Trans-Siberian Railway. For his short life, N.M. Tikhomirov managed to do a lot and became one of the founders of the city of Novosibirsk.

Keywords: the Great Siberian Way, Novosibirsk, the Temple of Alexander Nevsky, N.M. Tikhomirov.

В июле нынешнего года исполнилось 165 лет со дня рождения одного из талантливых инженеров-первопроходцев, строивших Великий Сибирский путь, Николая Михайловича Тихомирова. Он прожил всего 43 года, но жизнь его была яркой, насыщенной делами, полезными для всей России. 15 лет он отдал строительству, изысканиям и проектированию дорог: Самаро-Уфимской, Оренбургской, Западно-Сибирской. Николай Михайлович участвовал в строительстве мостов: через Кы-штымские пруды, через Ишим у Петропавловска, через Обь.

Он родился 30 июня по старому стилю (13 июля по новому) 1857 года в Вятке в семье

© Резник И.И., 2022 18

отставного чиновника из Петербурга. Отец его умер рано, оставив жене семерых детей. Мать Раиса Павловна — стойкий и волевой человек, сумела всем своим детям дать образование. Она принадлежала к старинному дворянскому роду Филимоновых, а полюбила крепостного артиста. Отец её — сенатор — долго противился браку с крестьянином, но потом смирился и даже пожаловал зятю чин.

Николай окончил Санкт-Петербургский институт путей сообщения со званием гражданского инженера и с правом производства строительных работ, а также правом на чин коллежского секретаря при вступлении на государственную службу. После окончания ин-

ститута определился помощником начальника дистанции в обществе Балтийских железных дорог, где зарекомендовал себя хорошим специалистом.

В октябре 1886 года приказом по Министерству путей сообщения Николай Михайлович был определён на службу во Временное Управление казённых железных дорог в распоряжение начальника работ по постройке Самаро-Уфимской железной дороги для производства изысканий и составления проектов на участке Уфа - Златоуст.

Нужно было преодолеть холод, голод, опасности диких, неизведанных мест. Не каждый мог выдержать эти трудности, связанные с изысканием и проектированием железных дорог. Николай Михайлович рассказывал жене: «...Ведя линию на этом участке осенью, пришлось идти через болота — пузыри пускать. Прозябли, промокли и вышли на ветер и мороз, так обмёрзли, что едва добрались до стана.».

Где-то здесь, на строительстве Самаро-Уфимской железной дороги, и родилась дружба двух талантливых людей, коллег по профессии, — Н.Г. Гарина-Михайловского и Н.М. Тихомирова. Ещё не раз в течение жизни сводила их судьба, и всегда они находили помощь и поддержку друг у друга в трудных обстоятельствах [1].

По материалам музея истории ЗападноСибирской железной дороги: «Согласно приказу от 10 января 1888 года было поручено: Михайловскому-2 (Гарину) исполнение обязанностей начальника участка по постройке участка Уфа - Златоуст, а Тихомирову-2 — помощника начальника дистанции» [2].

В 1890 году участок Уфа - Златоуст протяжённостью 320 км был введён в эксплуатацию. Н.М. Тихомирову объявили благодарность и вручили альбом с фотографиями, снятыми во время строительства Самаро-Уфа-Златоустовской железной дороги.

С 10 ноября 1890 года Н.М. Тихомиров был зачислен по Министерству путей сообщения в общество Оренбургских железных дорог. В 1893 году Николай Михайлович женился на крестьянской девушке Марии Ананьевне, моложе его на 15 лет. Это был неравный брак: он — надворный титулярный советник, она -крестьянка. Пришлось платить золотом, чтобы их зарегистрировали [3].

С весны того же года работа инженера путей сообщения Н.М. Тихомирова связана со

строительством Западно-Сибирского участка Великого Сибирского пути, который в те годы определялся в границах от Челябинска до станции Обь. Приказом по Министерству путей сообщения от 2 марта 1893 года он назначается начальником дистанции 1 -го разряда.

В Ново-Николаевск Николай Михайлович приехал не только с женой, но и с двумя детьми. Старшенькому, Саше, было уже два года, младшей, Оле, несколько месяцев. Первое время семья жила в доме инженера Буда-гова, руководившего строительством железнодорожного моста. Вскоре он был вынужден уехать, а заканчивать строительство поручили Николаю Тихомирову. 27-31 марта 1897 года были проведены испытания и открыто правильное движение через мост. «В этот период, — вспоминала Мария Ананьевна, — он спал часа два-три в сутки и на мои вопросы: "Когда же ты будешь отдыхать?" отвечал: "Погоди, вот организую всё — налажу и контору, и кадры, покатится правильное движение — тогда и отдохну."» [3].

Супруги Мария Ананьевна и Николай Михайлович

Мост через Обь. 1897

Н.М. Тихомиров, как и его друг и соратник Н.Г. Гарин-Михайловский, отличался исключительной ответственностью, честностью и справедливостью, поэтому и людей в контору подобрал честных и старательных.

В 1895 году жители Ново-Николаевска обратились к Томскому епископу Макарию (Невскому) с ходатайством о постройке в городе храма во имя благоверного князя Александра Невского. Благословение было полу-

чено, образовали комитет, который возглавил начальник строительства Среднесибирского участка железной дороги инженер Николай Меженинов. Был организован сбор пожертвований.

Семья Тихомировых

Сидят слева направо: Надежда Михайловна (сестра Николая Михайловича), мать Раиса Павловна с внучкой Ольгой, жена Мария Ананьевна с сыном Александром, Ефросинья (жена Павла Михайловича) с сыном Михаилом; стоят слева направо: сестра Мария, Павел и Николай. 1897

В 1897 году после завершения мостовых работ приказом Министерства путей сообщения Николаю Михайловичу Тихомирову было определено руководить строительством собора. Мария Ананьевна вспоминала впоследствии: «...на всякие ответственные моменты он брал меня с собой, бегал по всему зданию, говорил: "Ты долго будешь жить, — вот посмотри, — ни одной трещины не будет, а вот в Петербурге Исаакий всегда в лесах стоит"...».

В апреле 1897 года заложили фундамент собора. Построили его довольно быстро, через два с небольшим года. 29 декабря 1899 года состоялось освящение храма. Храм каменный, с тремя престолами, главный — во имя Александра Невского и два боковых — во имя Св. чудотворца Николая Мирликий-ского и великомученика Георгия Победоносца. Построен как памятник устроителю Великого Сибирского пути императору Александру III. Ввиду этого большое значение строительству придавала царская семья, которая безвозмездно предоставила земельный участок, выделила дополнительные средства, подарила иконы и церковную утварь (на строительство

храма было пожертвовано 5 000 рублей, на изготовление иконостаса 6 500 рублей) [4].

В «Путеводителе по Великой Сибирской дороге», изданном в 1901 году, приводится описание посёлка Ново-Николаевска (так назывался до 1926 г.): «В центре поселения, раскинувшегося почти на 10 вёрст вдоль берегов реки Оби и её притока реки Каменки, сооружён на суммы, пожертвованные Его Императорским Величеством и на жертвы и приношения частных лиц. Красивый каменный храм, долженствующий служить памятником Царю-миротворцу на Великом Сибирском пути.».

Не оставляет Н.М. Тихомиров в эти годы и активной общественной деятельности. Летом 1897 года он участвовал в Первой всеобщей переписи населения, контролировал, организовывал переписчиков, сам заходил во дворы, беседовал с жителями. Это было важное государственное мероприятие. В молодом посёлке среди строителей в ту пору проживала масса пришлого народу с сомнительной биографией, с сомнительными документами, а часто и без них, поэтому необходимо было упорядочить

статистику, понять, кто и зачем здесь проживает. За эту работу Николай Михайлович получил награду — тёмно-бронзовую медаль.

Храм Александра Невского. Новосибирск

С большим вдохновением он организовывал в Ново-Николаевске добровольное пожарное общество. Город в те времена был сплошь деревянным, и любая неосторожная искра приводила к губительным пожарам. 27 июня 1897 года губернатор удовлетворил прошение жителей Ново-Николаевского посёлка о создании общества по борьбе с огнём. С этого дня ведёт отсчет своей истории Новосибирская противопожарная служба. Тихомиров построил пожарную каланчу с надписью: «Один за всех и все за одного». Долгое время пожарный обоз находился на территории начальника 9-го участка службы пути, которую называли «Тихомировской оградой».

27 октября 1900 года Николай Михайлович Тихомиров внезапно умер от кровоизлияния в мозг. Хоронить этого известного уважаемого человека вышел весь НовоНиколаевский посёлок. На могиле его возле храма за алтарём была установлена гранитная плита с надписью золотыми буквами: «Здесь покоится прах создателя храма сего, Тихомирова Николая Михайловича (1857-1900).

Похороны Н.М. Тихомирова

Как будто предчувствуя смерть, он говорил своей жене Марии Ананьевне: «Ты долго будешь жить. Не плачь, тебя не бросят, за мной 15 лет полезной работы». Действительно, вдова с детьми осталась под опекой государства. Из Государственного казначейства ей выделили ежегодную пенсию. Отдельно платили и каждому ребёнку.

Управление железной дороги построило осиротевшей семье большой дом. Мария Ананьевна пережила мужа на 61 год и умерла в 1961 году в возрасте 90 лет. Она потеряла младшую дочь и старшего сына, но одним из самых сильных ударов для неё стала утрата могилы мужа.

В конце 20-х годов соборная территория была сокращена из-за нехватки денег на ограду, и поэтому большая часть могилы оказалась на тротуаре. В 1927 году городские власти решили выровнять Красный проспект и, недолго думая, заасфальтировали и место захоронения, предварительно сняв надгробие. По могиле одного из основателей города стали ходить его жители, сами не зная, что участвуют в её поругании. Одно время по городу поползли слухи, что на месте погребения на асфальте проступают контуры гроба и надпись: «Здесь похоронен Николай Тихомиров». Только мистики здесь никакой не было: это Мария Ананьевна ходила на место захоронения и подправляла надпись.

Постепенно о Тихомирове забыли. Можно сказать, затоптали память. А собор передали Западно-Сибирской студии кинохроники. И вот в июле 1971 года экскаватор, роя траншею у собора, наткнулся на кирпичную кладку. В склепе обнаружили гроб, обитый серебристо-зелёной парчой. На его крышке лежали скрещённые шпага с эфесом и ножны. Гроб перенесли в подвальное помещение краеведческого музея. Его сотрудники сразу определили, что это Тихомиров: инициалы на шпаге «Н.Т.» и на внутренней подкладке фуражки. 18 августа 1971 года исполком Новосибирского горсовета принял решение о перезахоронении праха Николая Михайловича Тихомирова на Заельцовском кладбище. Его именем назван разъезд на станции Чулымская. Возле собора Александра Невского неподалёку от места первого захоронения Н.М. Тихомирова заложили памятный камень. Может быть, когда-нибудь там появится памятник одному из основателей Новосибирска от благодарных потомков. А в экспозиции учебно-исторического культурного центра Омского государственного университета путей

сообщения хранится память обо всех замечательных инженерах-первопроходцах — строителях Великого Сибирского пути, в том числе

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горшенин А. Советская Сибирь. 2003. № 112.

2. Тихомиров Николай Михайлович : брошюра / музей Западно-Сибирской железной дороги [из архива учебно-исторического культурного центра ОмГУПСа]. Омск, Б.и.

3. Жизнь и смерть Николая Тихомирова // Библиотека сибирского краеведения: сайт. URL: http://bsk.nios.ru/content/zhizn-i-smert-nikolaya-tihomirova) (дата обращения: 18.05.2022 г.).

4. Тихомиров Николай Михайлович // Вики-педия. URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Тихоми-ров,_Николай_Михайлович (дата обращения: 18.05.2922 г.).

Ирина Ивановна Резник — кандидат философских наук, руководитель учебно-исторического культурного центра ОмГУПСА; Reznik-ii@mail.ru.

и о Николае Михайловиче Тихомирове. Ведь своим появлением вуз обязан этому пути, а значит, людям, строившим его.

REFERENCES

1. Gorshenin A. Sovetskaya Sibir'. 2003. № 112.

2. Tihomirov Nikolaj Mihajlovich : broshyura / muzej Zapadno-Sibirskoj zheleznoj dorogi [iz arhiva uchebno-istoricheskogo kul'turnogo centra OmGUPSa]. Omsk. B.i.

3. Zhizn' i smert' Nikolaya Tihomirova // Bibli-oteka sibirskogo kraevedeniya: sajt. URL: http://bsk.nios.ru/content/zhizn-i-smert-nikolaya-tihomirova) (data obrashcheniya: 18.05.2022 g.).

4. Tihomirov Nikolaj Mihajlovich // Vikipediya. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Tihomirov,_ Nikolaj_Mihajlovich(data obrashcheniya: 18.05.2922 g.).

Irina Ivanovna Reznik — Cand. Sc. {Philosophy}, Head of the Educational and Historical Cultural Center at OSTU, Reznik-ii@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 30.07.2022 г.

90 лет со дня рождения русского писателя, переводчика и педагога Василия Павловича Аксёнова (1932-2009)

Родился 20 августа в Казани. В 1937 г. родители были арестованы и осуждены, Василий отправлен в детский дом. В 1956 г. окончил 1-й Ленинградский медицинский институт, работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве. В свободное время писал стихи.

С 1960 г. — профессиональный литератор. Повесть «Коллеги», 1959; одноимённая пьеса совместно с Г. Стабовым, 1961; одноимённый фильм, 1962), романы «Звёздный билет» (1961); по нему снят фильм «Мой младший брат» (1962), повесть «Апельсины из Марокко» (1962), «Пора, мой друг, пора» (1963), сборники «Катапульта» (1964), «На полпути к Луне» (1966), пьеса «Всегда в продаже» (постановка театра «Современник», 1965), сатирико-фантастическая повесть «Затоваренная бочкотара» (1968).

В 1977-1978 гг. произведения Аксёнова стали появляться за рубежом, прежде всего в США, там же опубликован альманах «Метрополь», издаваемый совместно с Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым и Беллой Ахмадулиной. 22 июля 1980 г. выехал по приглашению в США, после чего был лишён советского гражданства. До 2004 г. жил в США. Трилогия «Московская сага» (1992) экранизирована в России в 2004 г. Впервые после девяти лет эмиграции Аксёнов посетил СССР в 1989 г. В 1990 г. В. Аксёнову вернули советское гражданство. В 2004 г. в журнале «Октябрь» опубликован роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки», который удостоился Букеровской премии России. В 2007 г. вышел в свет роман «Редкие земли».

Скончался 6 июля 2009 года в НИИ имени Склифосовского, похоронен 9 июля 2009 года на аллее писателей Ваганьковского кладбища в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.