Константин Артемович Голодяев
| Научный сотрудник Музея Новосибирска
НИВА БЕЗЗАВЕТНОГО СЛУЖЕНИЯ
Аннотация. Работа посвящена женщинам посёлка Ново-Николаевского конца XIX — начала ХХ века, верным спутницам и соратницам наших первых инженеров мостового перехода через Обь, его строителей, служителей и других жителей посёлка. Рассмотрены детали жизни и общественной деятельности Веры Будаговой, Марии Тихомировой, Марии Посельской, Марии Востоковой, Стефаниды Козловой, Софьи Сафоновой, Павлы Смирновой, Веры Маштаковой и других. Среди этих людей цвет российской интеллигенции: Алперсы, Ауэрбахи. Все они нашли своё благородное служение на ниве просвещения, литературы, драматургии, благотворительности. Жизнь этих женщин стала для многих примером беззаветной преданности, бескорыстного служения людям и обществу. Отдельное внимание уделено созданию и работе детского приюта «Ясли» и благотворительности в годы Первой мировой войны.
Ключевые слова: Ново-Николаевск, женщины, Будагова, Алперс, Тихомирова, Ауэрбах, Жернакова, Посельская, Востокова, Козлова, Смирнова, Маштакова, приют «Ясли».
Историю делают мужчины — есть такое незатейливое утверждение. Но что бы они сделали без своих прекрасных половинок? А ведь многое доступно, наоборот, практически только женщинам. Это ведь именно они стояли у истоков образования, театра, медицины. Зачастую за счёт личной жизни. Как же отразилась деятельность прекрасных дам на развитии нашего города. Чему в его становлении мы благодарны исключительно им.
Есть такое скромное, но очень важное призвание — мать и жена. Наши первые инженеры, строители мостового перехода через Обь наверняка не были бы такими успешными, если бы не их каждодневные, неординарные помощницы.
Вера Будагова (Алперс) — жена доверенного по постройке железнодорожного моста через Обь Г. М. Будагова. Григорий Моисеевич был женат дважды, причём на родных сестрах. Первый раз на Марие Михайловне Алперс. Брак закончился трагично (обстоятельства неизвестны), от брака остался сын Владимир, с которым Будагов и приехал в 1893 году в Сибирь. Второй раз он женился в 1897 году в Томске на Вере Михайловне Алперс. В этом браке было двое детей - Екатерина и Григорий, также побывавший в Новосибирске, но уже заключенным по 58 статье. Известно, что сестры были из семьи обедневшего дворянина, новомосковского помещика и коллежского регистратора [6; с. 320].
Алперс фамилия очень именитая. В нашем посёлке были известна и Людмила Васильевна Алперс. Более всего своим пением. Эта семья приехала к нам из Петербурга. Супруг, Владимир Михайлович, экономист по образованию, был железнодорожным инженером и работал счетоводом на постройке Транссиба. Он был и концертирующим музыкантом-любителем, знаком с Чайковским, Римским-Корсаковым, Глазуновым. Печатался, посвящал произведения Шаляпину, Смирнову, жене. «Семья была органической частью той высокой дворянской культуры, которую хочется назвать блоковской. Эта культура у него в крови, по наследству» [17; с. 4]. 23 марта 1894 года Людмила Васильевна родила в Кривощёково сына Бориса, ставшего впоследствии известным театроведом. Алперсы дружили с Гумилёвым, Прокофьевым, Мейерхольдом.
Мария Тихомирова — супруга инженера Николая Михайловича Тихомирова, закончившего возведение железнодорожного моста, строителя храма Александра Невского. Надворный титулярный советник Тихомиров женился на крестьянке Марии Ананьевне Родионовой в 1893 году, которая была моложе его на 15 лет.
Летом 1896 года инженера назначили на работу в НовоНиколаевский посёлок. После отъезда инженера Будагова в Томск Тихомиров завершал строительство моста, и днями и ночами пропадал на работе. Жена места себе не Рис. 1. Будагов с женой находила, все переживала, скучала по мужу. Но отноше- Верой Михайловной ния межу супругами всегда оставались нежными и тре- и знакомой Белобородовой. петными. Мария Ананьевна вспоминала: «На всякие ответственные моменты он брал меня с собой, бегал по всему зданию, говорил: «Ты долго будешь жить. Вот посмотри: ни одной трещины не будет, а вот в Петербурге Исаакий всегда в лесах стоит» [12].
На причитания жены, что надорвётся при такой работе, Тихомиров отвечал: «Не плачь, тебя не бросят, за мной 15 лет полезной работы». Через год после сдачи храма, 27 октября 1900 года строитель его в возрасте всего 43 лет умер «от удара» (кровоизлияние в мозг). Мария Ананьевна осталась с четырьмя детьми: Александром, Ольгой, Татьяной и Николень-кой. Из Государственного казначейства ей выделили ежегодную пенсию в размере 171
рубль 60 копеек в течение 32 лет. Отдельно платили и на каждого ребёнка [13]. Уважение к семье было так велико, что Управление железной дороги «всем миром» быстро выстроило для неё новый большой дом по улице Барнаульской. Вдову устроили работать кассиром на вокзал ст. «Обь». Во время Первой мировой войны она с детьми переезжает в Томск, где заканчивает курсы медсестер и работает в эвакогоспитале.
Рис. 2. М.А. Тихомирова с детьми на могиле мужа у храма Александра Невского.
Мария Ананьевна очень тяжело переживала смерть мужа, болела. Николенька умер в младенчестве, дочь Таня в возрасте 10 лет от дифтерии. В 1930-х от операции умер и Александр.
Вернувшись в Новосибирск, Тихомировы жили очень скромно на небольшую зарплату дочери - Ольги Николаевны Крюгер, работавшей учительницей, а затем на её же пенсию. Светлана Валентиновна Трегубенко, часто бывавшая в доме Тихомировых в 1950-х годах, вспоминала: «Мария Ананьевна болела и уже не вставала, но была бодрой, все время пеняла на современность, которая попортила всю красоту в городе, а Ольга Николаевна переводила быстро разговор на другую тему, часто приговаривая: «Тише-тише...», предлагала почитать газету Марии Ананьевне, а та любила слушать, интересовалась тем, что там печатали» [22]. В последние годы жизни вдова Тихомирова потеряла зрение, но пенсию ей так и не дали.
В городе хорошо известен случай с могилой Н.М. Тихомирова, которого в 1900 году захоронили внутри ограды храма А. Невского. Сверху установили гранитную плиту надписью: «Здесь покоится прах строителя храма сего Тихомирова Николая Михайловича (18571900)». После революции церковный забор сметили вглубь, а могилу закатали под тротуар. Вдруг, в 1950-х годах на асфальте время от времени начали обнаруживать рисунок гроба и надпись: «Здесь похоронен Николай Тихомиров». По городу поползли слухи. Оказалось, что
эти надписи делает старушка Мария Ананьевна Тихомирова, пытаясь рассказать властям о своём выдающемся муже.
В 1961 году, в возрасте 90 лет Мария Ананьевна умерла. Могила её и дочери Ольги находятся на Заельцовском кладбище.
В конце XIX века в ново-николаевском посёлке отметилась ещё одна знаменитая дворянская фамилия. Супруги Ауэрбахи Евгений Германович с супругой Маргаритой (отчество, к сожалению, пока открыть не удалось). Они запечатлены на фотографии из альбома Г. М. Бу-дагова «Группа на катке в с. Кривощоково», снятой в феврале 1895.
Рис. 3. Группа интеллигенции на катке в с. Кривощёкове.
Род Ауэрбахов в России начинается в середине XVIII века с переселения из Тарту курляд-ского купца Якова Ауэрбаха 1730 года рождения. Его потомки прославились участием в русско-шведской войне 1788-1790 гг., исследованиями по геологии и минералогии, основанием знаменитого фарфорово-фаянсового завода, которому даже было позволено клеймить изделия государственным гербом. По женской линии в роду Губеры, Гинденбурги, Бергхольцы. Там ещё множество знаменитостей: композитор Андрей Андреевич Ауэрбах, создатель симфонического оркестра Томска, директор первой в Сибири музыкальной школы [9]. «ртутный король России», управляющий Богословского горного общества Александр Андреевич Ауэрбах, известный сибирский археолог Николай Константинович Ауэрбах.
Их дядя, Андрей Андреевич Ауэрбах был врачом, женился на дочери богатого саратовского землевладельца Анастасии Фёдоровне Бергхольц. Его брат Герман Андреевич был женат на её родной сестре Юлии Фёдоровне Бергхольц. Образованнейшие семьи, обе сестры писали
рассказы и повести, и публиковали их. Ауэрбахи дружили с Л. Н. Толстым, который в письмах упоминал о Германе запросто: «Андреевич» [18; с. 403].
У Германа сына звали Евгений. В воспоминаниях Л. Н. Толстого он упоминается как «Ге-ничка». В 1864 году они встречались в театре [19; с. 51]. Это он с супругой и детьми жили некоторое время у нас в посёлке, а их внучка Елизавета Борисовна Ауэрбах станет актрисой театра и кино, Народной артисткой РСФСР [10].
Жёны не сидели «без толку». Одни наравне с мужьями вели дело. Так, богатая купчиха Мария Жернакова сначала работала в лавках городского торгового корпуса, а в 1909 года учредила и собственный торговый дом. Томская купчиха Анна Рейхзелигман была владельцем крупнейшего пивоваренного завода «Вена» и сеть пивных лавок. Неграмотная Анна Щепочкина не только имела десяток бакалейных и винных лавок, но и доходный дом. А вот врач-стоматолог Либо-Лисью Астьевна Талан в 1909 году выкупила у хлебных магнатов Тур-киных мельницу и маслобойный завод, располагавшийся на ул. Гудимовской (ныне Коммунистическая) [8; с. 230].
Другие занимались благотворительной работой, находили себя в культуре, образовании. Та же Мария Даниловна Жернакова, мать восьмерых детей, в т.ч. городского головы, взяла под опеку женское училище, устраивала благотворительные вечера. Усилиями супруги настоятеля Никольской церкви села Бугры Диомида Васильевича Чернявского зарождалась театральная слава крупнейшего мегаполиса Сибири. 28 января 1896 года на небольшой сцене «будаговской школы» было показано первое театральное представление. Причём, фактически это было два спектакля: комедия в двух действиях «В чужом пиру похмелье» Александра Николаевича Островского и водевиль-фарс в одном действии «Танцующий кавалер» Виктора Викторовича Билибина (псевдоним В. Холостов).
Почти все билеты были проданы, и сбор с них пошёл в пользу школы. Через две недели в губернской газете «Томский листок» в малюсенькой безымянной заметке отметила: «Спектакль прошёл весьма удачно, и публика вынесла весьма приятное впечатление... было видно, что все участвовавшие приложили ни мало стараний для этого спектакля и в их игре было видно умение и опытность» [16; с. 3].
Ещё не приехал в посёлок один из первых профессиональных артистов Ново-Николаевска Георгий Алексеевич Соколов, ставший создателем городского театра, а жизнь театральная уже началась: вышла первая положительная театральная рецензия, в 1897 в поселке прошли гастрольные спектакли, а в следующем, в 1898 был организован регулярный драмкружок.
Поначалу, осенью 1984 года Г. М. Будаговым была образована народная читальня. В начальный фонд читальни вошли книги самого Григория Моисеевича, который, следуя из Ко-лывани в Кривощёково, вёз в своей повозке не только необходимые инструменты, но и несколько стопок книг. В 1895 году для народного чтения было приобретено еще 127 томов и организована «Народная библиотека дешевых изданий». Но особенно посещаемы были чтения с проецированием «волшебного фонаря и картинок к нему» (диаскоп). Зал наполнялся битком.
Будагов писал начальнику Алтайского округа: «в начале 1895 года с разрешения. мною были устроены... воскресные чтения для рабочих. Для означенных чтений было выстроено особое бревенчатое рубленое здание, площадью 59 кв. сажен. Тотчас вслед за окончанием постройки здания мною было исходатайствовано разрешение подлежащего начальства на открытие бесплатной школы для детей рабочих, число коих было на первое время ограничено тридцатью» [1; л. 1].
19 декабря 1894 года от Западно-Сибирского учебного округа было разрешение на открытие школы было получено. Она была одноклассной, с тремя отделениями и располагалась около речки Каменки в самом начале Трактовой улицы (около нынешнего здания Обская, 4). «Уже к 1-му Января 1896 г. в школе состояло 80 детей обоего пола (41 мальчик и 39 де-
вочек — К.Г.), а потребность в школьном обучении все продолжало рости». (язык оригинала) [1; л.1].
Мария Посельская — супруга первого поселкового священника. Она, окончившая курс Воронежского епархиального училища, стала помощником «по вольному найму» учителя в поселке мостостроителей. Мария Ивановна с техником железной дороги Апполоном Егоровичем Трубиным стали первыми преподавателями в посёлке (тогда ещё без названия).
Кроме того, тщанием семей Посельских и Горловых в канун 1899 года в НовоНиколаевском была установлена самая первая новогодняя ёлка. Она находилась коло только что построенного храма Александра Невского. 200 ребятишек получили тогда рождественские подарки.
Стефанида Козлова — первая уже штатная учительница в Ново-Николаевском посёлке. Вместе с мужем Николаем Васильевичем Козловым она была назначена преподавать в «будаговскую школу». С 1 сентября 1896 года. Младшей учительницей с окладом в 300 рублей в год. Стефанида Павловна окончила курс в Семипалатинской женской прогимназии (соответствует четырем младшим классам гимназии).
Рис. 4. Стефанида Козлова.
Это была удивительная семья. Многие горожане добрым словом вспоминали их дочь, Татьяну Николаевну Прахину, которая долгое время работала врачом-терапевтом в 8-й детской больнице на ул. Советская. В семье воспитывалась ещё одна девочка, оставшаяся сиротой. И в годы Советской власти Козловы остались на ниве просвещения. В 1932 году Стефанида Павловна вместе с Т. И. Фавстовой и Ф. Я. Левиной составила букварь для городских школ. Он нёс подобающее времени название: «Мы — ударники!» и простым языком и картинками пояснял основы чтения. [21; с. 213].
Софья Сафонова — дочь бывшего инспектора народных училищ в Тюмени, отличник просвещения. Большая семья переехала в посёлок Нов-Николаевский в 1903 году. Софья Максимилиановна стала заниматься просветительской и благотворительной деятельностью, преподавала в частном порядке, организовала на дому библиотеку.
Нобелевский лауреат Жорес Алфёров с благодарностью вспоминал и свою первую учительницу Марию Сосунову, выпускницу Бестужевских курсов, сразу после их окончания приехавшую из Петербурга в Ново-Николаевск. «Школа была для нее родным домом, она и жила при школе, а своих детей у Марьи Михайловны не было. Преподавала она только в первом классе. Это было ее учительское кредо: принять «первоклашек», пробудить у них интерес к учебе и передать дальше. Тогда не было продленного дня, но после уроков, сбегав домой на обед, мы возвращались в школу: занимались с учительницей, слушали ее истории, играли с ней. Все это происходило до шести-семи вечера. Через два месяца наша семья получила квартиру, и мама хотела забрать меня из школы. Я снова стал плакать, но уже по другому поводу: «я ни за что не уйду, я должен учиться!». Тогда Мария Михайловна сказала маме: «Знаете, Анна Владимировна, ребенок — это личность, и нужно считаться с его мнением» [20; с. 8].
И ещё одна яркая звезда на небосклоне ново-николаевского образования Павла Смирнова — создатель женской гимназии. Всегда величавая, стройная, аккуратная. Это благодаря ей девочки Ново-Николаевска воспитывались не хуже их ровесниц из Петербурга. Впрочем, не будем забегать вперёд — Павле Алексеевне посвящена целая глава нашей книги.
Образование продолжало стремительно развиваться, и главную созидательную роль здесь всегда играла женщина. В 1908 году в Ново-Николаевске было 14 начальных училищ. В 1913 году в городе обучалось уже 3540 детей, учителями работало 137 человек [21; с. 211]. Какую ещё сферу деятельности ну никак не отнять у женщины? Конечно, это милосердие и медицина.
Мария Востокова — человек-легенда. Семья приехала в Ново-Николаевск в 1896 году. Жили на Асинкритовской улице (ныне Чаплыгина). Михаил Павлович, недавний выпускник медицинского факультета Томского университета, гинеколог стал одним из первых квалифицированных врачей посёлка. Принимал роды, спасал жизни мамочек, а вот свою первую жену не уберёг. Вскоре после приезда в посёлок она умерла. На руках осталась крошечная дочка Валя.
Востоков женится вторично и очень удачно. Мария Васильевна тоже была акушеркой. Она стала родной матерью и Вале и многим другим ребятишкам, потерявших родителей. А ведь проблема эта в посёлке стояла достаточно остро. И вот 13 января 1906 года на собрании прихожан церкви Александро-Невской церкви принимается решение о ходатайстве по устройству общества призрения — «для постоянного призрения бесприютных детей обоего пола и для дневного ухода за малолетними детьми матерей, выходящих из дому на поденную работу» [7; с. 6]. Как отмечал известный общественный деятель Г. И. Жернавков, оно стало «весьма ценным учреждением, отвечающем вопиющей потребности города» [2; л. 2].
Рис. 5. М.П. Востоков, его жена Мария Васильевна, мать А.И. Востокова (в центре снимка) с дочерью и воспитанниками
Сначала приют общества, которому было дано имя «Ясли» расположился в церковноприходской школе, «в частной квартире, не соответствующей своим устройством целям заведения» [14; с. 394], но уже в следующем году в 28 квартале, рядом с Покровской церковью на ул. Болдыревской (ныне Октябрьская) для него было выстроено отдельное здание (ныне на его месте медицинский колледж).
Заштатный протоиерей, отец Диомид Васильевич Чернявский стал председателем правления общества «Ясли», а строгая и рачительная Мария Васильевна Востокова стала началь-
к
IИ
Рис. 6. 10-летие приюта «Ясли».
ницей приюта [4; л. 112об-113]. было непросто. Казна денег на содержание приюта почти не выделяла, и здесь понадобилась вся кипучая энергия Востоковой. И Диомид и Мария Васильевна буквально с кружкой ходили по базару, по богатым людям и просили пожертвования на обустройство приюта. И им не отказывали. Правнучка Востоковой Лидия Алексеевна Журевич вспоминала, что «когда дома у Востоковых собирались гости, то ее прабабушка пользовалась этим моментом для сбора пожертвований. Она брала поднос в руки и молча обходила гостей, останавливаясь перед каждым, не исключая и своего мужа Михаила Павловича» [15; с. 4-5].
Вскоре приют перешёл на круглосуточную работу. Причём, там содержались не только сироты или подброшенные младенцы разных национальностей, но и дети многодетных семей, которых родители отдавали на воспитание и образование. «Были все на равных, всех берегли одинаково» [5; с. 55]. В приюте ребята не только обучались грамоте и чтению, но и получали навыки профессиональной деятельности (в частности, сестер милосердия).
К концу 1909 года у Востоковой было уже 88 воспитанников [2], а к концу 1916 - 150 [3; 199а, л. 127]. В 1912 году приют «Ясли» обзавёлся собственным загородным домом в районе Нового кладбища (ныне парк «Берёзовая роща»). Для трудового воспитания было организовано прекрасно налаженное хозяйство, с обширными участками земли для огорода, пашен и сенокоса, построены двухэтажный дом, ферма, оранжерея, которые, как отмечали современники, содержались в образцовом порядке и чистоте. При заимке был выстроен и молитвенный дом с престолом во имя Успения Божией Матери [4; л. 112об-113]. В 1914 году содержание приюта доходило до 7 000 рублей
Рис. 7. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
в год [3; д. 118, л. 32].
Благодаря инициативе и трудами общества «Ясли» и лично М.В. Востоковой на Николаевском проспекте (ныне Красный) была возведена часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, закладка которой произошла 20 июля 1914 года. Уже перед самой революцией Мария Васильевна и Михаил Павлович Востоковы и отец Диомид «за заслуги перед городом» были представлены Городской Думой к правительственным наградам. Председатель общества «Ясли» Отец Диомид умер в 1920 г. и был похоронен среди берёз, недалеко от фермы. Над этой могилой уже в годы НЭПа, в 1922 году соорудили часовню, которую так и называли — «Диомидовская часовня». Здесь же в 1932 году похоронили и Марию Василь-евну[15; с. 4-5].
Дочь Востоковых, Валентина Михайловна окончила женскую гимназию Смирновой, потом, также как отец, медицинский факультет Томского университета. Знала французский и греческий языки, хорошо умела шить, была искусной кружевницей. Пережила и уважение, и унижения жены «врага народа». Её внуки и внучки живут в Новосибирске и сегодня, хранят фотографию Марии Васильевны с надписью на обороте: «Дочь, помни мать свою как при жизни, так и после ее смерти. Прошу тебя, не забывай новониколаевский приют «Ясли» -это древо, посаженное большими трудами и политое моими слезами...» [7; с. 6].
В начале ХХ века благотворительность была неотъемлемой чертой дела. Кто чем мог. Например, в годы русско-японской войны 1904-1905 годов председательница попечительного комитета о семьях воинов, супруга крестьянского начальника Мария Кандаурова откры-
ла для детей солдат начальную бесплатную школу. Школа размещалась в особняке-флигеле здании канцелярии. С детьми занимались священник и сама Мария Борисовна. «В этой школе не только ведётся преподавание, но дети окружаются заботой, получая: бедные — помощь материальную, путем выдачи им одежды, белья, обуви, предметов хозяйства, больные — медицинскую помощь». «Детям так нравится школа, а главное доброе заботливое отношение к ним, что они приходят и в праздники, когда им читаются газетные известия о войне или занимаются играми» [11; с. 1].
В годы Первой мировой войны (Великой, как её тогда называли), потомственными почётными гражданами, известными купцами Верой Ивановной Маштаковой и её супругом Фёдором Даниловичем. 3 ноября 1916 года в Городскую Управу было подано заявление следующего содержания: «Принимая во внимание, 1) что Великая Отечественная, происходящая в настоящее время, оставляет значительное число вдов и сирот воинов, положивших жизнь свою на поле брани для защиты нашего дорогого Отечества; 2) что содержание этих жертв войны лежит на обязанностях Общества, почему мы смогли необходимым придти в этом отношении на помощь Новониколаевскому Городскому Управлению путём устройства приюта для детей павших воинов и детей неизвестного происхождения.
Для этой цели жертвуем мы Новониколаевскому Городскому
Управлению имущество наше,
заключающееся в двух усадебных участках с возведёнными на них двухэтажном каменном и полукаменном доме и надворными постройками, находящихся в городе Новониколаевске в Центральной части, квартал 27-й, места восемнадцатое и девятнадцатое, каковое имущество переходит в собственность городу с момента подачи нами настоящего заявления.» [3; 199а, л. 125-127об].
Дореволюционная история города оставила нам ещё несколько фамилий замечательных женщин. Это акушерки Лоджевская и Тюшкова, купчихи Жернакова и Мельникова, театральные меценаты Андреева и аптекарша Ковнацкая, библиотекарь Ледовская, защищающая книги от белочехов, учителя Полянская, Козакова, Кузнецова, Агафонова и другие, работавшие без всякого вознаграждения в вос кресных бесплатных школах.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Государственный архив Алтайского края. (ГААК). Ф. 4. Оп. 1. Д. 104
2. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). ГАНО. Ф. Д-38. Оп. 1. Д. 142
3. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1
4. ГАНО. Ф. Д-159. Оп. 1. Д.35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 50-летний юбилей служения в священническом сане протоиерея Д. В. Чернявского // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 2. С. 54-55.
Рис. 8. Ф.Д. Маштаков с женой Марфой и детьми Софьей и Иннокентием.
2. Будагов Г.М. Путь прошлого. Часть 2. С. 40. Цит. по: Воспоминания инженера-перво-строителя Будагова Григория Моисеевича. Новосибирск: ЦНТИиБ ЗСЖД. 2018. 332 с.
3. Веремьянина Л. И в лицах внуков прадеда черты... // Газета «Вечерний Новосибирск» № 106, 24 мая 2003
4. Воробцова Л.Н. Частное предпринимательство в Новониколаевске (1893-1914 гг.). Новосибирск: НГУ, 2015. 434 с.
5. Воробьева Н.А. Музыкальная культура в Томске: традиции и современность [Электронный ресурс] // Наследие. URL: http://old.nasledie.ru/kyltyra/4_4_3/article.php?art=34 (обращение 22.01.2019)
6. Елизавета Борисовна Ауэрбах [Электронный ресурс] // МХАТ.
URL: https://mxat.ru/history/persons/auerbakh/ (дата обращения 15.03.2021).
7. Корреспонденция. Ново-Николаевск. // Сибирская жизнь. № 257. 24 ноября 1904
8. Косарева И. Дорога к храму // Созидатели: Книга очерков. - Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. Т.1. С.416-420
9. Кузменкина Л. Жизнь и смерть Николая Тихомирова. [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/zhizn-i-smert-nikolaya-tihomirova (дата обращения 30.11.2019).
10. Лаврентьева З.И. Становление социокультурных традиций воспитания детей в сиротских учреждениях Новосибирска // «В надежде славы и добра...»: исторический факультет НГПУ в образовательном, исследовательском и социокультурном пространстве России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ и исторического факультета (Института истории, гуманитарного и социального образования) / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 393-399
11. Монахиня Сергия (Семенова С.В.), Матвеева Л.Л. Храм и город: исторический опыт созидания. К столетию Храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы // Новосибирский епархиальный вестник. 2001. № 10. C. 4-5.
12. Поселок Ново-Николаевский. // Газета «Томский листок» № 32, 11 февраля 1896, С. 3
13. Тодрия Н.С. Театральные очерки и их автор Б. В. Алперс // Алперс Б. В. Театральные очерки. Т. 1. Театральные монографии. М.: Искусство, 1977. С. 3—26
14. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 60. Письма, 1856-1862 гг. М.: изд-во: Художественная литература. 1938. 562 с. с.403.
15. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 83. Письма к С. А. Толстой. 1862-1886. Москва: изд-во: Художественная литература. 1938. 648 с. С. 51.
16. Федотов Т., Мельцина Э. Ответ нужно искать самому! // Журнал «Я Леонардо» 2012 № 3. С.8
17. Цыплаков И.Ф. Сказание об учителе. // Созидатели: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. II. Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. С. 207-214
18. Щербакова И. Л. Жизнь и судьба Н.М. Тихомирова. [Электронный ресурс] // Стенгазета. URL: https://stengazeta.net/?p=10001144 (дата обращения 21.03.2019).