Научная статья на тему '«ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ НА РЕЛИГИОЗНУЮ ЖИЗНЬ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ»'

«ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ НА РЕЛИГИОЗНУЮ ЖИЗНЬ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ФОНД ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СЕКТАНТСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнов Виктор Александрович

В статье раскрывается взаимосвязь планов железнодорожного церковного строительства в Западной Сибири со строительством Транссибирской магистрали. В работе проанализированы сведения по финансированию и организации церковного строительства в Тобольской, Омской и Томской епархиях Русской Православной Церкви. На основании систематизации результатов научных исследований предыдущих исторических периодов выполнен анализ влияния переселенческого движения на церковное управление и религиозную жизнь в Западной Сибири. Одновременно с ростом числа переселенцев и прихожан Православная Церковь в Западной Сибири сталкивается с проблемой интенсивного распространения сектантства, особенно протестантизма. Ответом на это явилась значительная активизация миссионерской и духовно-просветительской работы в сибирских епархиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CONSTRUCTION OF THE TRANS-SIBERIAN HIGHWAY ON RELIGIOUS LIFE IN WESTERN SIBERIA

The article reveals the relationship between plans for railway church construction in Western Siberia with the construction of the Trans-Siberian Railway. The paper analyzes information on the financing and organization of church building in the Tobolsk, Omsk and Tomsk dioceses of the Russian Orthodox Church. Based on the systematization of the results of scientific research of previous historical periods, an analysis of the influence of the resettlement movement on church governance and religious life in Western Siberia has been carried out. Simultaneously with the growth in the number of immigrants and parishioners, the Orthodox Church in Western Siberia is faced with the problem of the intensive spread of sectarianism, especially Protestantism. The answer to this was a significant intensification of spiritual and educational missionary work in the Siberian dioceses.

Текст научной работы на тему ««ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ НА РЕЛИГИОЗНУЮ ЖИЗНЬ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ»»

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Иерей Виктор Александрович Смирнов

«Влияние строительства Транссибирской магистрали на религиозную жизнь Западной Сибири»

УДК 291.4 / 625.1

ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ НА РЕЛИГИОЗНУЮ ЖИЗНЬ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Иерей Виктор Александрович Смирнов,

доктор технических наук, доцент, преподаватель Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье раскрывается взаимосвязь планов железнодорожного церковного строительства в Западной Сибири со строительством Транссибирской магистрали. В работе проанализированы сведения по финансированию и организации церковного строительства в Тобольской, Омской и Томской епархиях Русской Православной Церкви. На основании систематизации результатов научных исследований предыдущих исторических периодов выполнен анализ влияния переселенческого движения на церковное управление и религиозную жизнь в Западной Сибири. Одновременно с ростом числа переселенцев и прихожан Православная Церковь в Западной Сибири сталкивается с проблемой интенсивного распространения сектантства, особенно протестантизма. Ответом на это явилась значительная активизация миссионерской и духовно-просветительской работы в сибирских епархиях.

Ключевые слова: Транссибирская магистраль, железнодорожное церковное строительство, фонд имени императора Александра III, переселенческое движение, сектантство.

THE INFLUENCE OF CONSTRUCTION OF THE TRANS-SIBERIAN HIGHWAY ON RELIGIOUS LIFE IN WESTERN SIBERIA

Priest Victor Alexandrovich Smirnov,

PhD in Technical Sciences, Associate Professor, teacher of the Omsk Theological Seminary

Abstract. The article reveals the relationship between plans for railway church construction in Western Siberia with the construction of the Trans-Siberian Railway. The paper analyzes information on the financing and organization of church building in the Tobolsk, Omsk and Tomsk dioceses of the Russian Orthodox Church. Based on the systematization of the results of scientific research of previous historical periods, an analysis of the influence of the resettlement movement on church governance and religious life in Western Siberia has been carried out. Simultaneously with the growth in the number of immigrants and parishioners, the Orthodox Church in Western Siberia is faced with the problem of the intensive spread of sectarianism, especially Protestantism. The answer to this was a significant intensification of spiritual and educational missionary work in the Siberian dioceses.

Key words: Trans-Siberian Railway, railway church construction, Emperor Alexander III Foundation, resettlement movement, sectarianism.

Принципиальное значение должного устроения духовной жизни для освоения и развития Сибири отмечает генерал-губернатор Западной Сибири Иван Александрович Вельяминов. В одном из прошений на имя обер-прокурора Священного Синода он настоятельно просит об образовании в Томской губернии отдельной епархии и разрешения широкого строительства деревянных церквей. По его свидетельству: «во многих уездах Томской губернии на расстоянии

№ 2 (11), 2021

100 - 300 верст нет ни одного священника и ни одной церкви. Народные нравы грубеют, люди живут и умирают без исповеди, причастия, святых тайн и даже без христианского погребения» [11].

Ввиду низкой плотности населения, территориальной удаленности отдельных поселений и их относительно молодого исторического возраста церквей на территории Западной Сибири остро не хватало. Несколько лучше обстояла ситуация в крупных городах, но и там количество храмов не соответствовало реальной потребности населения. По статистике, в 1840 году на одну церковь приходилось в Омске -2228 горожан, в Томске - 1170, в Тобольске - 861 [12].

Территориально в границы Западной Сибири согласно церковному делению до 1895 г. включались Тобольская и Томская епархии, а также Алтайская и Киргизская миссия. Самой старой по времени образования была Тобольская (учреждена в 1620 г. с названием «Сибирская и Тобольская епархия») епархия. С 1832 года из состава Тобольской была выделена Томская епархия.

В числе основных предпосылок выделения и создания самостоятельной Омской епархии историками отмечаются следующие: огромные территории существующих епархий; повышение переселенческой активности в Акмолинской и Семипалатинской областях при одновременном недостатке церквей и священнослужителей. Указ об открытии Омской епархии был подписан императором 18 февраля 1895 г. [5].

Важно отметить стратегическую своевременность и обоснованность этого решения для эффективной организации религиозной жизни станционных железнодорожных и будущих переселенческих поселков. Именно строительство Транссиба явилось доминантным фактором положительного решения вопроса образования Омской епархии, находившимся на рассмотрении с 1888 года! Есть предположение, что на вывод Священного Синода повлиял Император Николай II, который, будучи руководителем Комитета Сибирской железной дороги, как никто другой понимал необходимость этого решения.

Представление о численности, плотности населения епархий Западной Сибири и об их религиозном состоянии на рубеже XIX - XX веков дает материал Первой всеобщей переписи населения 1897 года (таблица 1).

Таблица 1

Основные показатели населения Западной Сибири к 1897 г. (составлено автором по данным [1 - 2, 4 - 6])

Область, губерния Площадь, тыс. кв. верст Население, тыс. человек Доля православных, % Доля городского населения, % Плотность населения, человек на кв. версту

Тобольская 1219 1433 89 6,1 1,17

Акмолинская 935 682,6 34 11 1,37

Томская 758 1928 90 = 6,5 2,54

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Иерей Виктор Александрович Смирнов

«Влияние строительства Транссибирской магистрали на религиозную жизнь Западной Сибири»

В целом для Западной Сибири можно констатировать низкую плотность населения - чуть более одного человека на квадратную версту в Акмолинской области и Тоболькой губернии и порядка 2,54 в Томской губернии. Также следует отметить доминирующее преобладание сельского населения над городским. По плотности населения ни одна из этих зон не могла сравниться с территориями Европейской России, где плотность достигала 28 и более человек на версту.

По религиозному составу население Западной Сибири преимущественно православное, за исключением Акмолинской губернии (территории преимущественно Омской епархии), где преобладают инородцы (мусульмане), а православные христиане составляют меньшинство - 34%.

Отсутствие кардинальных положительных изменений в сложившейся ситуации на протяжении второй половины XIX в. во многом можно объяснить частным характером церковного строительства, практически лишенного государственной поддержки. В 1883 году император Александр III на предоставленном отчете Обер-Прокурора Святейшего Синода, свидетельствовавшем о недостатке церквей в Сибири, пишет свою резолюцию: «На это надо обратить внимание жертвователей; тут действительно можно жертвовать с пользою».

К 1891 году всего по Сибири насчитывалось 724 храма, из них 389 церквей и 335 часовен [14]. Наиболее была обустроена Тобольская епархия, включавшая в свой состав 84 церкви и 85 часовен (всего 169). В составе Омской епархии на момент ее учреждения в 1895 году насчитывалось 103 храма [5].

Наследник цесаревич Николай Александрович во время путешествия своего по Сибири (1891 год) был поражен малочисленностью церквей и их теснотой!

По возвращению наследника цесаревича в столицу было дано поручение подготовить аналитическую записку, посвященную состоянию церковного дела в районе проектируемой Сибирской железной дороги. Такая записка была составлена Канцелярией Комитета Министров и в 1894 году подана на Высочайшее рассмотрение.

В тексте записки отмечалось, что вопрос удовлетворения духовных нужд населения Сибири неоднократно обсуждался в высших государственных учреждениях и был удостоен внимания императора. На объединенном заседании Комитета Сибирской железной дороги, Комитета Министров и Департамента Государственной Экономики от 16 февраля 1893 года принято решение о поддержке заявления Обер-Прокурора Священного Синода о необходимости постройки церквей по линии постройки Сибирской железной дороги: «Ныне, когда, благодаря проведению Сибирской железной дороги, следует ожидать быстрого развития торговли и промышленности Сибирского края, прилива новых сил и капиталов, заселения страны, в особенности района, прилегающего к рельсовой линии, и общего экономического подъема этой обширной области, вопрос о духовно-религиозном просвещении её населения приобретает особое значение» [14].

В отчете Министерства внутренних дел отмечается: «Возведение церквей является существенным условием прочного водворения переселенцев, т.к. многие из них, несмотря на благоприятные естественные условия отведенных участков, не решаются образовывать прочные усадебные оседлости вследствие того, что за отсутствием церквей, как на этих участках, так и в ближайших к ним местностях, они встречают большие затруднения в удовлетворении своих религиозных потребностей» [16].

№ 2 (11), 2021

На одном из первых заседаний Комитета Сибирской железной дороги цесаревич Николай Александрович (будучи Председателем комитета), вспоминая о лично виденной и прочувствованной нужде в Сибири церквей, поднимает вопрос о сооружении храмов в районе Сибирской железной дороги: «Желаю, чтобы при каждой церкви была школа. Обращаю на это внимание статс-секретаря Куломзина» [14, 15].

Первоначально предложение было строить церкви на станциях Сибирской железной дороги за счет государственных средств, в первую очередь на остатки от сумм, предназначенных для ее сооружения. Однако ввиду рекордно высоких темпов строительства и его огромного масштаба возможности бюджетного финансирования проекта были явно недостаточными. Однако вскоре нашелся другой обильный источник для покрытия расходов по возведению храмов.

По инициативе Августейшего Председателя Комитета и с соизволения императора Александра III 23 апреля 1894 года при Канцелярии Комитета Министров был открыт прием пожертвований на образование капитала, которому после смерти отца Николая Александровича было дано название фонда имени императора Александра III, для постройки в районе Сибирской железной дороги церквей и школ.

Первое пожертвование на построение в Сибири церквей и школ было сделано протоиереем Кронштадтского Андреевского собора о. Иоанном Сергиевым. В последующие годы он передал фонду еще 9 тыс. руб. На его средства сооружались 2 церкви и 9 школ. Его благочестивому примеру последовали ревнители веры со всех концов святой Руси. Церковно-строительный фонд стал быстро приумножаться и расти.

Можно с уверенностью утверждать, что главным движущим мотивом для большинства жертвователей фонда были именно ревностная христианская вера и бескорыстная любовь к своему Отечеству.

Один из неизвестных жертвователей, делая в фонд имени императора Александра III свой посильный взнос, удивительно ярко и сердечно выразил при этом одушевлявшие его чувства: «С радостью, - пишет он, - шлю я скромную свою лепту не от избытка, а от скудости, с молитвой к Господу, чтобы Он, Милосердый, приумножил мою лепту щедростью русских православных христолюбцев в тысячу тысяч крат во славу Свою и на пользу того, кто, трудясь в поте лица своего, живет искреннею детскою верою в Бога и кто в чистой простоте своей крепко держится основных устоев русской жизни - на пользу Сибирского бедняка пахаря-переселенца» [15].

Заканчивает свои прекрасные слова неизвестный жертвователь молитвою, чтобы Господь Всещедрый привлек к великому перед Ним делу духовного просвещения Сибири, оскудевшему теперь материальными средствами, сердца русского православного богатого люда и открыл щедрую искони руку его воспоминанием о Евангельской лепте вдовицы.

Большое количество пожертвований поступало от церковных иерархов, церквей и монастырей. Так митрополит Московский и Коломенский Сергий пожертвовал на нужды сибирских церквей 833 облачения и предмета церковного почитания, а митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий 116 таких же предметов. Известны случаи составления завещаний в пользу церковно-школьного стро-

с

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Иерей Виктор Александрович Смирнов

«Влияние строительства Транссибирской магистрали на религиозную жизнь Западной Сибири»

ительства в Сибири. Многие жертвователи значительных сумм желали остаться неизвестными, это является подлинным свидетельством того, что добрые дела творились не напоказ.

С апреля 1894-го по август 1903 года в фонд имени императора Александра III из различных источников поступила сумма в 1 миллион 823 тысячи 137 рублей (рис. 1). За десять лет существования фонда пособия из казны составили только 200 тыс. руб. Данные факты наглядно свидетельствуют о правильности принятого решения по созданию специального благотворительного фонда финансирования.

500000 450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

446960

281079

ээцппп 59 №

1

145304 ^1Б03Б1_

I I

1895-1896 1897 г. 1898 г. 1899 г. 1900 г. 1902 г.

Рис. 1. Денежные поступления в фонд имени императора Александра III для постройки в районе Сибирской железной дороги церквей и школ в период с 1895-го по 1902 год (составлено автором по данным [14, 15])

Как показывают документы, уже в 1895 году средства Фонда направляются на церковно-школьное строительство в переселенческие поселки, находившиеся «на близком расстоянии от железнодорожной линии», а в 1900 году речь уже идет о строительстве церквей и школ независимо от расстояния до железной дороги.

По мере завершения строительства участков железнодорожного пути на основных станциях и в крупных прилегающих поселениях строятся постоянные церкви на основе типовых проектных решений. Стоимость одной церкви составляла 3-5 тысяч рублей, а школы - 1 тыс. руб.

Относительная дешевизна строительства церквей и школ объяснялась следующими причинами: исключение из стоимости проектной составляющей за счет использования типовых проектных решений; безвозмездное предоставление леса из казенных дач Министерства Земледелия и Государственных Имуществ; бесплатная перевозка грузов, предназначаемых для сибирских церквей; безвозмездная помощь церкви богослужебными книгами и учебниками от Духовного Ведомства Православного Исповедания; бесплатный отпуск меди с казенных артиллерийских складов для отливки церковных колоколов.

№ 2 (11), 2021

Дополнительные расходы, прежде всего за счет местных жителей, нужны были на дома для причта, на покупку икон, богослужебной утвари и т.п.

Наибольшее количество храмов (всего более двухсот) было построено на территории Тобольской, Томской губерний и Акмолинской области.

Вместе с тем следует признать, что даже столь интенсивные темпы строительства церквей были недостаточны. По расчетам Управляющего делами Комитета Сибирской железной дороги Статс-Секретаря А. Куломзина, необходимо было выстроить до 700 церквей, по приблизительному расчету 1000 душ на образовываемый при каждой церкви приход!

В связи с завершением основных строительных работ на Сибирской железной дороге в январе 1906 года состоялась передача фонда в распоряжение Святейшего Синода. На этот момент при поддержке фонда были построены и находились в стадии завершения строительства 244 церкви и 164 церковно-приходские школы. Общая сумма пожертвований составила 2 млн рублей.

Деятельность фонда не прекращалась и в дальнейшем, однако поток поступления денежных средств существенно снизился. Окончательное финансирование строительства на средства Фонда прекратилось в связи с началом Первой мировой войны.

Подводя первые итоги деятельности фонда имени императора Александра III и Комиссии по заведыванию делом церковного строительства при Комитете Сибирской железной дороги, ее председатель А. Куломзин во всеподданнейшем Отчете на Высочайшее имя делает вывод: «Благодаря этим совместным усилиям Правительства и общества, с каждым годом все большее и большее количество осевших в Сибири переселенцев получает возможность пользоваться храмами и школами, последние же послужат к поддержанию и развитию в новоселах и их детях чувства любви к храму и слову Божию, преданности Престолу и привязанности к родине -тех унаследованных от отцов и дедов чувств, с которыми переселенцы приходят в Сибирь из Европейской России» [15].

Строительство Сибирской железной дороги повлекло за собой развитие старых и появление новых городских поселений, а также возникновение мелких, средних и крупных пристанционных поселков. Размер поселений находился в прямой зависимости от класса железнодорожной станции (таблица 2). Исходя из существующих на тот момент в Российской империи норм численности потенциальных прихожан, дающих право ходатайства о возведении храма (как правило, не менее 700 - 1000 человек), церковное строительство предполагалось не на всех станциях.

Наиболее крупными были основные грузовые и пассажирские станции, предполагавшие значительный объем погрузки грузов или формирования составов пассажирских поездов соответственно (II, III класс станции).

Далее, классом ниже, были крупные технические станции, имеющие пути и устройства для экипировки, переформирования составов, промывочного ремонта паровозов (IV класс). Эти станции были предназначены главным образом для выполнения операций с составами поездов на границах участков обращения паровозов (тяговых плеч).

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Иерей Виктор Александрович Смирнов

«Влияние строительства Транссибирской магистрали на религиозную жизнь Западной Сибири»

Таблица 2

Классность станций Сибирской ж.д. в соотнесении с планами церковного строительства (составлено автором) по [8, 15, 16]

№ Название Расстояние Класс В плане церковного

п.п станции от Челябинска станции строительства

Западно-Сибирская железная дорога

1 Чернявская 41 V -

2 Чумляк 82 V -

3 Шумиха 116 IV -

4 Мишкино 155 V -

5 Юргамыш 188 V -

6 Зырянка 205 V -

7 Курган 247 III Каменный храм

8 Варгаши 276 V -

9 Лебяжье 318 V -

10 Макушино 352 IV Деревянная церковь

11 Петухово 407 V -

12 Мамлютка 448 V -

13 Петропавловск 490 III Каменный храм

14 Токуши 522 V -

15 Медвежья 567 V -

16 Исиль-Куль 616 IV Деревянная церковь

17 Кочубаево 657 V -

18 Мариановка 699 V -

19 Омск 745 II Каменный храм

20 Кормиловка 790 V -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Калачинская 819 V -

22 Шадринская 858 V -

23 Татарская 903 IV Деревянная церковь

24 Карачи 952 V -

25 Тебисская 996 V -

26 Каинск (Барабинск) 1049 III Деревянная церковь

27 Кужурла 1089 V -

28 Убинская 1127 V -

29 Каргат 1166 V -

30 Дупленская 1248 V -

31 Коченёво 1285 V -

32 Кривощеково (Ново-Николаевск) 1324 II -

№ 2 (11), 2021

Продолжение таблицы 2

№ Название Расстояние Класс В плане церковного

п.п станции от Челябинска станции строительства

Средне-Сибирская железная дорога (в границах Западной Сибири)

1 Обь (Ново-Николаевск) 1332 III Каменный храм

2 Сокур 1374 V -

3 Ояш 1412 V -

4 Болотное 1458 III -

5 Поломошное 1497 IV Деревянная церковь

6 Литвиново 1523 V -

7 Тайга 1554 III Каменный храм

8 Судженка 1591 V -

9 Ижморская 1625 IV -

10 Берикульская 1661 V -

11 Мариинск 1693 III -

К категории малых станций относились технические станции V класса, на которых выполнялось пополнение составов водой и углем, а также разъезды, предназначавшиеся для встречного разъезда поездов на однопутных участках или попутного обгона на двухпутных.

Таким образом, в Западной Сибири в категорию перспективных для храмового строительства (станции II - IV класса) попадали 15 станций Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железных дорог. Из них 4 станции были построены на месте или в непосредственной близости от существующих уездных городов или крупных старожильческих поселков, которые были уже обеспечены храмами (Мариинск, Болотное, Ижморская). Строительство храма на станции Кривощеково не предполагалось в связи с ее фактическим объединением со станцией Обь в составе единого поселения - будущего города Ново-Николаевска.

Малые станции (V класса) не имели перспектив первоочередного храмового строительства в виду малочисленности железнодорожных служащих: Мариановка, Кормиловка, Калачинская и другие.

На самых значительных станциях Великой Сибирской железной дороги храмы строились по индивидуальным проектам. Остальное церковное строительство было типовым, по проектам, разработанным специально для Тобольской и Томской губерний.

В непосредственной близости от станции Курган (III класс) - 1,7 км - сооружена церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Строительство началось 2 июня 1896 года и продолжалось в течение 7 лет. Архитектором храма был талантливый курганский архитектор Н.А. Юшков.

В документах приводится описание внешнего вида и внутреннего убранства храма. По свидетельству современников, здание церкви было выполнено из красного кирпича вместе с колокольней (рис. 2). Стены храма внутри украшены художественной росписью, пол выложен из металлической плитки. Иконы иконостаса, в том числе храмовая икона святого благоверного князя Александра Невского, отличались высоким художественным уровнем исполнения.

Иерей Виктор Александрович Смирнов

«Влияние строительства Транссибирской магистрали на религиозную жизнь Западной Сибири»

Рис. 2. Церковь св. Александра Невского

По праву церковь Александра Невского считалась одним из самых красивых зданий города и была занесена в Британскую энциклопедию как выдающийся памятник архитектуры!

При станции III класса Петропавловск сооружен и торжественно освящен 18 марта 1900 года великолепный каменный храм в древнерусском стиле XVII века в честь св. Марии Магдалины. Кроме главного придела, в нем устроены еще два боковых во имя Святителя Феодосия Черниговского и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость». Вместе со школой и почтовыми домами церковь обошлась в сумму свыше 50 тысяч рублей.

Следует отметить, что в посвящении главного и боковых приделов храма явственным образом прослеживается связь с императорской фамилией. Так, св. Мария Магдалина была небесной покровительницей императрицы Марии Федоровны и Великой княгини Марии Николаевны, а канонизация Святителя Феодосия Черниговского, состоявшаяся 9 (22) сентября 1896 года, открыла череду канонизаций в период царствования императора Николая II.

Станция Омск по размерам сооружений занимала выдающееся место среди станций Западно-Сибирской железной дороги. Кроме пассажирского здания, для железнодорожных потребностей было воздвигнуто свыше 70 построек: главные мастерские и главный материальный склад, обширное паровозное здание, больница, жилые дома для железнодорожных служащих - 51 [13].

В полной мере размеру станции соответствовал заложенный 3 августа 1897 г. Свято-Троицкий храм. Этот однопрестольный храм из красного кирпича по праву считался самым крупным пристанционным храмом Сибирской железной дороги и вмещал 750 человек (рис. 3). Отличительной особенностью храма является использование при оформлении декоративных форм стиля русского изуречья. На фотогра-

№ 2 (11), 2021

фии наглядно виды характерные элементы стиля: кокошники, изразцы, резные каменные детали. В качестве основного архитектурного решения храма использовано соединение «восьмерик на четверике». Верхняя часть храма - три ряда килевидных кокошников, увенчана круглым барабаном с луковичной главой. Многоярусная колокольня выполнена плотно примыкающей к храму [10].

В 1903 г. церковь внутри окрашена масляной краской и вверху украшена живописью, деревянный пол заменен полом из цветных каменных плиток. Во внешнем облике Церкви Живоначальной Троицы на станции Омск можно проследить сходство с одним из лучших примеров памятников середины XVII века - церковью Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653).

Собор Александра Невского в Новониколаевске был построен в 1896 -1899 гг. по проекту архитектора Н.К. Соловьева. В храме было три придела: главный придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и два боковых - во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя святого великомученика Георгия Победоносца (рис. 4).

а

Рис. 3. Церковь Святой Троицы на ст. Омск

Иерей Виктор Александрович Смирнов

«Влияние строительства Транссибирской магистрали на религиозную жизнь Западной Сибири»

Рис. 4. Собор св. Александра Невского в Ново-Николаевске

Тайга—Таука. № 2.

Церковь

Рис. 5. Церковь во имя св. Андрея Критского на ст. Тайга

№ 2 (11), 2021

Роспись церкви выполнила томская иконописная мастерская И. А. Панкрышева. Собор, по свидетельствам современников, имел богатое оснащение. Ризницу украшали парчовые облачения для священнослужителей, а также образ Георгия Победоносца, пожалованный императрицей Марией Фёдоровной. Стоимость строительства составила 47 тыс. рублей. Недалеко от церкви на станции Кривощеково было устроено одноклассное училище Министерства народного просвещения.

На станции III класса Тайга 1 августа 1899 года освящена церковь во имя св. Андрея Критского (рис. 5).

Храм был построен на средства из фонда императора Александра III, пожертвования в этот фонд внес купец Андрей Новиков. Автором проекта храма был известный томский архитектор К.К. Лыгин (1854-1932). Храм по праву считался одним из самых красивейших в Сибири! В храме находились дары Царствующего Дома Романовых, в частности, вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Интересным фактом является то, что храм в Тайге стоял на землях Кабинета Его Императорского Величества. Проект храма рассматривал лично император Николай II и начертал одобрительный отзыв!

На станциях IV класса планировалось строительство деревянных храмов по типовым проектам. Стоимость деревянной церкви составляла от двух до девятнадцати тысяч рублей в зависимости от ее вместимости, наличия каменного фундамента, оригинальности и сложности строительных решений [9].

В архитектуре деревянных церквей преобладал трапезный тип плана с пятиглавым или шатровым завершением. Стилистически преобладал русский национальный или византийский тип внешнего убранства. Альтернативным вариантом, также присутствующим в архитектуре строящихся сибирских храмов, был модерн или эклектик. Стены церкви, как правило, оставались без обшивки - бревенчатыми. Это также ускоряло и удешевляло строительство (рис. 6).

Рис. 6. Церковь во имя Святителей Московских Петра, Алексея, Ионны и Филиппа

при станции Исиль-Куль

Иерей Виктор Александрович Смирнов

«Влияние строительства Транссибирской магистрали на религиозную жизнь Западной Сибири»

В Западной Сибири на станциях Великого Сибирского пути по типовым проектам возводятся следующие деревянные храмы [15, 16]:

церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы ст. Макушино. Вместимость церкви 450 человек;

церковь во имя Святителей Московских на ст. Исиль-Куль. Вместимость церкви 450 человек;

Владимирская церковь на ст. Омск-Пост;

Церковь во имя Св. Пророка Даниила на ст. Обь (в народе получила название Вокзальной);

Михаило-Архангельская церковь на ст. Татарская;

церковь во имя Св. Андрея Стратилата и Св. великомученицы Екатерины на ст. Каинск (позднее ст. Барабинск);

церковь во имя Св. Мелании на ст. Поломошная. Первоначально церковь выстроена близ станции Левая Томь, но в 1899 году была перенесена на станцию Поломошная как более многолюдную и нуждающуюся в церкви.

Всего на линии Сибирской железной дороги от Челябинска до Мариинска было построено 5 крупных каменных храмов и 7 деревянных. Кроме того, строительство Великого Сибирского пути дало мощнейший импульс к активизации церковного строительства в новых переселенческих и уже существующих старожильческих поселках Западной Сибири.

Благодаря финансовой поддержке Фонда имени Императора Александра III, с 1896-го по 1903 год в Акмолинской области, Тобольской и Томской губерниях строится 105 православных храмов, не считая пристанционных, описанных выше. Следует также отметить, что большая часть этих храмов возводится на канонической территории Омской епархии.

Как уже упоминалось ранее, по Высочайшему распоряжению Николая II при каждом храме Великого Сибирского пути строится церковно-приходская школа из дерева, самана (преимущественно в степных районах, бедных лесом) и значительно реже из кирпича (рис. 7). Большинство школ возводились по типовым проектам «для удовлетворения духовно-нравственных потребностей железнодорожных служащих и их детей, а также прибывающих на станции переселенцев, сосредотачивающихся на врачебно-питательных переселенческих пунктах». Средняя вместимость школы -40 - 50 человек учащихся.

Рис. 7. Церковно-приходская школа на станции Татарская

№ 2 (11), 2021

Дополнительно к этому были выстроены ещё 22 школы при существующих храмах и 3 отдельно от церквей. В итоге в Западной Сибири к началу 1903 года были построены более 130 школ, в которых обучались на тот момент 5172 ученика. По всему же Великому Сибирскому пути от Челябинска до Владивостока обучалось в таких школах 6959 учащихся. Примечательно, что 9 из пристанционных школ были построены на средства св. праведного Иоанна Кронштадтского. Среди них школа на ст. Исиль-Куль [15].

На наиболее крупных станциях, кроме школ, строятся училища ведомства Министерства Народного просвещения. Например, на станции Омск строится железнодорожное двухклассное начальное училище, в котором обучаются 75 мальчиков и 42 девушки [7].

Бурный рост численности населения в Западной Сибири требовал учреждения большого количества новых приходов и обеспечения их потребностей в богослужебном имуществе. Осознавая общегосударственный масштаб проблемы, император Николай II по предложению обер-прокурора Св. Синода П.П. Извольского в 1908 г. учреждает «Особое совещание о церковных нуждах в переселенческих местностях». Подведомственные комитеты Особого совещания учреждаются во всех зауральских епархиях [1]. Главной задачей этого межведомственного органа становится планирование и распределение средств на церковно-школьное строительство.

Конкретные религиозные потребности переселенцев с учетом местных условий решаются на уровне епархиальных комитетов под руководством епархиальных Преосвященных. Именно в комитетах проводится огромная работа по открытию новых приходов, формированию заявок на выделение средств для церковного строительства в переселенческих поселениях, подготовке проектно-сметной документации, предварительному обследованию предполагаемых мест строительства, привлечению дополнительных источников финансирования и т.п.

Чтобы был поднят вопрос об открытии прихода и постройке храма, разъездной священник или сами переселенцы подавали ходатайство, благочинный оформлял заключение в комитет на рассмотрение. На положительное решение этих прошений влияли такие условия, как удаленность поселения от ближайшего храма, наличие препятствия на пути (река, болото), возможность выделения земли под строительство, численность около 500 будущих прихожан.

Для выработки коллективных решений в епархиях регулярно проходили съезды, на которых обсуждались все проблемы и нужды переселенцев. На этих съездах присутствовали не только священнослужители, но и крестьянские начальники и чиновники переселенческого управления.

Финансирование помощи «в церковных нуждах переселенцам» осуществлялось как из казны, так и православными общественно-религиозными организациями. Примером такой помощи является организованный сбор пожертвований Братством Воскресения Христова в Москве для открывшихся в Сибири приходов. Принималось все: это и деньги, и церковная утварь, иконы, богослужебные книги и так далее. В 1910 г. оказанная Братством помощь составила 100 тыс. руб. [1]

Ввиду нехватки священников в Сибири, в Москве организовываются «пастырские курсы», для их слушателей предоставлялись вакансии священников в новых приходах епархий Западной и Восточной Сибири [5]. В связи с преимущественной

Иерей Виктор Александрович Смирнов

«Влияние строительства Транссибирской магистрали на религиозную жизнь Западной Сибири»

бедностью старожилов и переселенцев, назначались дополнительные выплаты из казны: священникам по 600 руб., псаломщикам по 200 руб. в год.

Принципиально важным было решение еще одной проблемы переселенческих поселений, а именно: духовного окормления мест, где храм отсутствовал или находился в стадии строительства. С этой целью епископом Омским и Семипалатинским Гавриилом было отправлено ходатайство Священному Синоду об организации в таких поселениях разъездных причтов с предоставлением на это средств. В ответ последовало незамедлительное решение о назначении должности разъездных причтов в Сибирских епархиях.

Годовое содержание «разъездного притча» одного приходского района обходилось Переселенческому управлению в 2000 рублей. Из них 1000 рублей приходилось на жалование священника, 500 рублей - псаломщика и 500 рублей составляли транспортные расходы [18]. В связи с организацией постоянных приходов в переселенческих поселках разъездные причты были упразднены только к лету 1913 года.

Несмотря на все принимаемые меры, церковно-приходское строительство по темпам отставало от массового миграционного перемещения православного крестьянства. Это порождало массу проблем.

Число прихожан на одного священника в Омской епархии в среднем составляло 2518. Аналогичный показатель в Томской епархии составлял 1569 человек, а в Тобольской - 1500. Соотношение данных показателей наглядно показывает существенно худшее положение Омской епархии по кадровой обеспеченности [2].

Переселенческие деревни и села нередко находились друг от друга на расстоянии сотни километров. В отчетах Омской епархии содержатся сведения о том, что часто для посещения благочинным вверенных ему приходов приходилось проезжать более сотни километров на лошадях. Зачастую наличие сообщения было не всесе-зонным и прерывалось весенней распутицей. В таких условиях епархиальный надзор за такими приходами был чрезвычайно затруднен. Это негативно сказывалось на качестве религиозной жизни и нравственном состоянии прихожан.

Данное обстоятельство еще более усугублял факт низкого образовательного уровня сибирского священства. По данным официальных источников того времени, оконченный курс высшего духовного образования имело менее 15% духовенства. Около % части священнослужителей имели неполное семинарское образование, еще около % имели начальное церковное или светское образование. Оставшаяся часть либо не имела образования вовсе, или ограничилась неполным начальным курсом [17].

Одновременно с этим следует отметить низкий религиозный уровень сибиряков. Зачастую простые люди были мало знакомы с основами веры, имели массу суеверий, соседствующих по своему характеру с языческим восприятием мира. Посещение церкви, общение со священником, участие в богослужениях, исповедь и Причастие были в течение года в жизни рядового сельского обывателя событием далеко не частым - как правило 1 - 2 раза в год [2]. Количество прихожан в воскресные дни составляло 20 - 30 человек при численности прихода около 2000 душ. В месте с тем в наиболее почитаемые церковные праздники число прихожан возрастало до 500 - 1000 !

Переселенческое движение приносит с собой не только стремительное возрастание паствы, требующей окормления, но и проблему распространения сектантства

№ 2 (11), 2021

среди коренных жителей и переселенцев! Это обуславливалось отчасти заметной долей среди переселенцев лиц неправославного вероисповедования - около 7,5%. Среди последних наибольшее количество приходилось на католиков и протестантов. Старообрядцы занимали около 3,8%.

Основу переселенцев-католиков составляют этнические белорусы, литовцы и поляки из европейской части Росиии. Их число к 1911 году составляет уже около 90 тысяч человек. Число протестантов вследствие переселения прибалтов и немцев к 1911 г. достигает 57 тысяч [2]. Переселенческое движение привело к образованию в Томской епархии трех центров баптизма: в Ново-Николаевске, поселке Васильчи-ков и на ст. Каинск. Позже к числу крупных поселений, «зараженных» баптизмом, добавился город Славгород. Так, вся Западная Сибирь за несколько лет была покрыта целой сетью сектантских районов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй причиной, кроме механического роста сибирского сектантства за счет приезжих, является острая нехватка православных церквей и священников в местах расселения. Ввиду суровых климатических условий - морозных зим, буранов, обильных дождей, весеннего и осеннего становления рек, распутицы - часто переселенцы физически не могли добраться до ближайшего храма, полноценно участвовать в церковной и литургической жизни. В качестве «суррогатной» замены общественному богослужению протестанты предлагали доступное каждому моление по домам с пением чувственных сектантских духовных стихов и собственным толкованием Священного Писания [2].

Кроме открытого отторжения «крещеных» людей от православной церкви, сектанты приносили вред еще и тем, что своим вызывающим отношением к Святым иконам и Церковным Таинствам сильно ослабляли религиозные чувства крестьян, «забрасывали в них семена безбожия». По свидетельству духовенства, крестьяне, близко жившие от протестантских поселений и мест их активной проповеди, те-плохладны к вере, презрительно настроены к служителям церкви.

Ответом на распространение сектантства явилась значительная активизация миссионерской и духовно-просветительской работы. Вопросы борьбы с сектантами стали предметом рассмотрения на миссионерских епархиальных съездах. Первый такой съезд в Томской епархии проходил в августе 1898 г. в г. Томске. На нем было рекомендовано во всех приходах образовать приходские миссии.

Немаловажным является и тот факт, что противостояние развитию сектантства потребовало всесторонних улучшений и в богослужебной жизни приходов, особенно в части обеспечения благолепности богослужений, пения церковных хоров, соблюдения церковных уставов, активизации живой проповеди и основ православной веры. В Тобольской и Томской духовных семинариях вводился специальный курс по изучению истории и обличению сектантства.

Впервые был поставлен вопрос об учете сектантов по епархиям и основательного изучения сект. Православная церковь обратилась с призывом противопоставить сектантским проповедникам «такой же кадр проповедников из среды самого православного народа; лица, горящие жаждою ко святому делу заступника церкви от сектантских нападений, есть и в самом незначительном заселке» [2].

Для усиления борьбы с сектантством при Томской духовной семинарии создаются специальные народные миссионерские курсы, на которых первоначально

Иерей Виктор Александрович Смирнов

«Влияние строительства Транссибирской магистрали на религиозную жизнь Западной Сибири»

обучаются будущие миссионеры Томской епархии. Полученный опыт был одобрен Священным Синодом и позже распространен на все сибирские епархии. В связи с ограниченным количеством мест от каждого благочиния епархий на курсы направлялось по два человека. Занятия на курсах проводили как местные преподаватели, так и приглашенные известные проповедники: священник И. Восторгов, профессор М. Васильевский и другие. В программе обучения были лекции по истории и обличению сектантства, истории и обличении церковного раскола, работе приходских миссий. Для методической помощи из Москвы было прислано большое количество миссионерской литературы.

Основной целью обучения являлось получение необходимых знаний для организации приходской миссионерской деятельности, в том числе и создания миссионерских кружков. Члены этих кружков централизованно снабжались необходимой церковной литературой и миссионерскими пособиями.

Духовенство сибирских епархий стремилось расширить направленность миссионерской деятельности: «Мы только и делаем, - говорили они, - что критикуем сектантство, да доказываем истину православия. К другим мерам не прибегаем, этим только не остановить рост сектантства» [2]. В качестве действенного средства борьбы предлагалось усиление пропаганды трезвого образа жизни и трудолюбия. Именно по критерию трезвости и трудолюбия сектанты и раскольники зачастую оказывались в более выигрышном положении по сравнению с православными.

Вместе с тем переселенческое движение внесло новую «оживляющую струю» в жизнь приходских общин Западной Сибири. Переселенцы, в сравнении со старожилами, отличались большей приверженностью к религиозно-обрядовой жизни, регулярному посещению храмов, участию в таинствах и исполнении треб. Именно «привычка» переселенцев к регулярному участию в церковной жизни потребовала обеспечение пешей доступности храмов и, следовательно, также повлияла на столь высокую востребованность храмового строительства.

Освоение русскими Сибири и Дальнего Востока, строительство Великого Сибирского железнодорожного пути шло во имя Божие, с Крестом и Евангелием, что окончательно закрепило за Россией статус общемировой державы - хранительницы Вселенского Православия и «подножия Престола Божия», по выражению св. праведного о. Иоанна Кронштадтского.

При движении огромных переселенческих масс и их обустройстве на новых местах государство озаботилось не только материальной поддержкой населения, но и удовлетворением духовно-нравственных потребностей людей.

При этом создание фонда имени императора Александра III являет собой яркий и грандиозный пример единения Самодержавной Власти, Православной Церкви и Российского Общества в мирное время. Благодаря финансовой поддержке Фонда имени императора Александра III, с 1896-го по 1903 год в Акмолинской области, Тобольской и Томской губерниях строится 116 православных храмов, в том числе 11 пристанционных. Большая часть этих храмов возводится на канонической территории Омской епархии, что обуславливает стремительное увеличение числа приходов и потребностей в духовенстве. При каждом храме Великого Сибирского пути строится церковно-приходская школа.

№ 2 (11), 2021

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов С.В. Деятельность Комитета Сибирской железной дороги по реализации государственной переселенческой политики в конце XIX - начале XX вв. (исто-рико-правовой аспект) // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2015. - С. 15 - 19.

2. Батурин С.П. К вопросу о вероисповедной политике Российской империи на рубеже XIX - XX вв. (на примере Сибири) / С.П. Батурин, Т.В. Батурина // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. № 4 (64). Т. 1. - С. 7 - 13.

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское Общество, 1995. - 1372 с.

4. Голошубин Иоан, свящ. Справочная книга Омской епархии. - Омск: тип. «Иртыш», 1914. - 1250 с.

5. Голубцов С.В., иерей. История Омской епархии: Образование Омской епархии. Предстоятельство Преосвященного Григория на Омской кафедре (1895 -1900 гг.). - Омск, ЗАО «Полиграф», 2008. - 168 с.

6. Демографическая история Западной Сибири (конец XIX - XX вв.). Новосибирск: 2017. - 238 с.

7. Журин Н.П. Церковно-приходские и начальные училища при станциях Великой сибирской железной дороги конца XIX - начала ХХ века // Баландинские чтения. -2017. - Т. XII. - С. 38 - 44.

8. История железнодорожного транспорта России. Том 1. 1836 - 1917 гг. - СПб., 1994. - 336 с.

9. Кузеванова А.А. От Челябинска до Новосибирска: строительство храмов при станциях Западно-Сибирской железной дороги в конце XIX - начале ХХ в. // Баландинские чтения. - 2014. - С. 252 - 255.

10. Лебедева Н.И. Лучший храм Транссиба - Свято-Троицкая церковь при станции Омск [электронный ресурс] // История Омских храмов: сайт. - Режим доступа: http://www.omsktime.ru/projects/church/troick.html.

11. Литягина А.В. Деятельность русской православной церкви в городах Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. // Вопросы истории. - Бийск, 2008. -С. 93 - 102.

12. Лысенко Ю.А. Нравственный облик православного духовенства на примере Омской епархии в конце XIX - начале XX в. / Ю.А. Лысенко, Н.В. Сюе-Скурихина // Известия Алтайского государственного университета. - Барнаул, 2015. - С. 112 - 115.

13. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге / под ред. А.И. Дмитриева-Мамонова. - СПб.: издательство Министерства путей сообщения, 1900 г. - 600 с.

14. Сибирские школы и церкви фонда имени императора Александра III. - СПб.: Государственная типография, 1901 г. - 84 с.

15. Сибирские школы и церкви фонда имени императора Александра III. - СПб.: Государственная типография, 1903 г. - 96 с.

16. Сибирь под влиянием рельсового пути. - СПб.: Издание Редакции периодических изданий Министерства финансов, 1902 г. - 221 с.

17. Скальский К., свящ. Омская епархия. - Омск: тип. А.К. Демидова, 1900.

18. Цысь О.П. Организация переселенческих приходов в Тобольской епархии в начале XX в. // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - Нижневартовск, 2008. - С. 57 - 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.