УДК 94(571.13)+27-772
ББК 63.3 (2 Рос-40мс)53-37+86.372.24-605.1
Динамика церковно-приходского строительства Омской епархии в 1895-1917 гг.*
Н.В. Дикова
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
The Dynamics of the Parish Building in the Eparchy of Omsk in 1895-1917
N.V. Dikova
Altai State University (Barnaul, Russia)
Анализируется динамика церковно-приходского строительства Омской епархии с начала ее образования в 1985 г. и до 1917 г. Территориально большую часть Омской епархии занимало Степное генерал-губернаторство с Акмолинской и Семипалатинской областями, в этноконфессиональном плане заселенными мусульманским, православным и старообрядческим населением. Русской православной церкви отводилось важное место в системе духовного управления регионом и реализации политики русификации. Для воплощения данной цели в конце XIX в. на карте Западной Сибири появлялась новая церковная единица - Омская епархия.
В результате проведенного источниковедческого анализа автор статьи разделил процесс церковно-при-ходского строительства Омской епархии на два этапа. Первый этап был связан с началом массового крестьянского переселения из европейской части страны на территорию Степного края и, таким образом, резким увеличением православного населения в регионе. Для данного этапа были характерны низкие темпы церковно-приходского строительства в Омской епархии, неподготовленность епархиальных властей к наплыву переселенцев. На втором этапе, связанном с началом реализации Столыпинской аграрной реформы, произошло еще более резкое увеличение православного населения в Степном крае. Для удовлетворения духовных нужд переселенцев и закрепления позиций Русской православной церкви в Степном крае на законодательном уровне было принято решение об увеличении темпов церковно-приходского строительства в Омской епархии за счет государственных дотаций. В результате к 1915 г. удалось увеличить количество церквей в данной епархии в 3,5 раза.
Ключевые слова: Российская империя, Степной край, Западная Сибирь, Омская епархия, церковно-приход-ское строительство.
БОТ 10.14258Лгуа8и(2017)5-05
The article analyzes the dynamics of the parish building of the Omsk Eparchy since its formation in 1985 and until 1917. Geographically, most of the Omsk Eparchy was taken by the Steppe governor-generalship with the Akmola and Semipalatinsk regions, in ethno-confessional terms populated by Muslims, Orthodoxies and Old Believers communities. Therefore, the Russian Orthodox Church played an important role in the spiritual leadership of the region and the implementation of the policy of russification. To achieve this goal in the end of the 19th century the Omsk Eparchy appears on the map of Western Siberia.
As a result of the sources analysis the author has divided the process of construction of the Omsk Eparchy in two stages. The first stage was associated with the beginning of the mass migration of the peasant from the European part of the country to the territory of the Steppe region and thus with a sharp increase in the Orthodox population in the region. This phase was characterized by the slow pace of parish construction in the Omsk diocese, unpreparedness of the diocesan authorities for an influx of migrants. The second phase, associated with the beginning of Stolypin's agrarian reform in 1905, was characterized with even a more dramatic increase in the Orthodox population in the steppe region. In order to meet the spiritual needs of displaced persons and securing the positions of the Russian Orthodox Church in the steppe region at the legislative level the decision was made to increase the pace of construction of the parish in the Omsk Eparchy due to government subsidies. As a result, the Omsk Eparchy in 1915 was able to increase the number of churches in 3.5 times.
Key words: Russian Empire, Steppe region, West Siberia,
the Omsk Eparchy Omsk, the Parish building.
* Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 315-31-01008 «Русская православная церковь в централь-ноазиатских окраинах Российской империи (XIX — начало XX в.)».
Административно-территориальные реформы 6080-х гг. XIX в., проводившиеся в Степном крае, совпали по времени с ликвидацией крепостного права и открытием этой территории для массового крестьянского переселения. На начальном этапе переселения, в 1860-1870-х гг., миграции крестьян в данный регион осуществлялись самовольно, без санкций правительства и не регулировались государством. Лишь в 80-90 гг. XIX в. правительство перешло к законодательному регулированию переселенческого движения. В июле 1881 г. были утверждены Временные правила о переселении крестьян, а после пятилетней разработки в 1889 г. вступил в силу закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли» [1, с. 218]. Данный закон действовал до 1904 г., в него вошли основные положения Временных правил. По новому закону создавались переселенческие районы, в которых выделялись переселенческие участки. Закон предусматривал возможность заселения казенных земель с их отводом новоселам в постоянное пользование, предоставление переселенцам льгот по налогообложению и воинской обязанности, отпуску леса, а также денежных пособий «на прокормление» в пути. Переселенец, не получивший разрешения по месту приписки, считался самовольцем и подлежал по Правилам возвращению обратно [1, с. 228].
Однако новый закон не остановил огромного потока самовольных переселенцев. Поэтому с 1892 г. наряду с Комитетом по землеустройству и земледелию МВД часть функций по координации переселенческого движения перешла к Комитету Сибирской железной дороги. С 1893 г. было окончательно легализовано переселение в Степной край, переселенцы стали получать путевые пособия, врачебную и продовольственную помощь, частично оплачиваемый проезд по железной дороге на место водворения [1, с. 220].
В этноконфессиональном смысле территория Омской епархии представляла собой неравномерно заселенную территорию. Представление о численности, плотности населения епархии, территориально располагающейся в пределах Акмолинской и Семипалатинской областей, на рубеже XIX-XX вв. дают материалы Первой всеобщей переписи населения 1897 г. Согласно переписи в Акмолинской области в 1897 г. проживало 682 608 человек. По религиозному признаку население области распределялось следующим образом: православные — 33,7 %, мусульмане—64,97 %, старообрядцы, католики, лютеране, представители различных протестантских течений, иудеи—каждое по доле процента [2, с. 6]. В Семипалатинской области проживало к 1897 г. 684590 человек. По религиозному составу население Семипалатинской области распределялось следующим образом: православные — 9,88 %, мусульмане — 89,8 %, на остальные вероисповедания приходилось по доле процента [3, с.1-7]. Таким образом, на долю Акмолинской и Семипалатинской областей
выпала большая конфессиональная неоднородность даже по сравнению с соседними областями и губерниями. Так, к православному вероисповеданию в Томской губернии относилось более 90 % населения, 5 % составляли старообрядцы и сектанты других направлений, 2,1 % — мусульмане, 1,3 % — язычники. Территории Тобольской губернии были на 88,80 % населены православными и единоверцами, уклоняющихся в раскол зафиксировано было 5,34 %, католиков, лютеран, иудеев, мусульман вместе — менее 2 %, а всего неправославных — 11,03 % [4, с. 74-75]. Таким образом, на территории Степного края в отличие от соседних административно-территориальных единиц мусульманское население преобладало над православным. Плотность населения Степного края в Акмолинской и Семипалатинских областях в среднем составляла 1,5 человека на версту, в то время как на территории европейской части страны плотность достигала 28 и более человек на версту.
Тенденции к увеличению православного населения продолжались и после Переписи 1897 г. В делопроизводственной документации Омской епархии этот процесс назвали великим переселением народов. Священник И. Голошубин в этой связи писал: «С 1895 года нормальная, тихая жизнь обширной территории Омской епархии была нарушена — и сюда потоком хлынули сотни тысяч переселенцев из внутренних малоземельных губерний. И этот период безошибочно можно назвать великим переселением народов из России в Сибирь» [5, с. 1].
С определенной долей условности период церков-но-приходского строительства Омской епархии можно разделить на два этапа: 1895-1905 гг. и 1905-1917 гг.
На первом этапе Омскими епархиальными властями предпринимались решительные шаги в расширении церковно-приходской системы. По действующему законодательству открытие новых приходов представляло собой довольно сложную продолжительную процедуру. Строительство церквей, содержание построенных церквей и приходского духовенства полностью возлагались на плечи прихожан. В реальности процедура открытия приходов в Степном крае осложнялась экономической несостоятельностью самих прихожан. В связи с переменой места жительства и процессом адаптации к новым условиям большинство крестьян испытывало крайнюю нужду [6, с. 389]. Препятствием к активному формированию приходской жизни выступала и «разнохарактерность» прихожан. «Переселенцы тянутся со всех концов России, с разным говором и даже с разными наречиями, разными понятиями и религиозными обычаями» [7, с. 18-19]. Среди причин, связанных с необходимостью скорейшего решения проблемы нехватки церквей и приходских организаций на территории Омской епархии, указывалось также близкое соседство крестьян-переселенцев с «инородцами-магометя-
нами, а также различными сектантами, влияние которых на православное население тем сильнее, чем оно более удалено от церквей» [8, с. 59].
Государство в данной ситуации активно стимулировало строительство приходов. Так, в 1894 г. был создан благотворительный фонд им. императора Александра III. В 1895-1904 гг. в Омской епархии на его средства было построено около 100 церквей: 4 располагались по линии Сибирской железной дороги [9, с. 4].
Помимо этого, процесс церковно-приходского строительства сопровождался еще целым рядом проблем, таких как кадровый вопрос, низкий образовательный ценз священнослужителей. Во многом их решение определялось необходимостью открытия духовной семинарии в Омской епархии и созданием, таким образом, конкуренции между кадровыми священниками [7, л. 17об.].
Вся совокупность перечисленных проблем, возникших в процессе церковно-приходского строительства, на первом этапе в Омской епархии, обуславливали низкие темпы. Так, 1895 г., когда Омская епархия была открыта, в ней насчитывалось 160 церквей и состояло 17 благочиннических округов.
Процесс церковно-приходского строительства сопровождался дроблением благочиннических округов. Епископ Сергий, возглавлявший Омскую епархию в 1901 г., уточнял, что дробление благочиний — это необходимая практика, так как большинство благо-чиний по своим территориальным характеристикам очень обширны, а число церквей на этой земле недостаточное. Благочинный надзор на такой громадной территории тоже оставлял желать лучшего. Поскольку в степных и горных районах пути сообщения трудны, а могут и вовсе отсутствовать [10, л. 26].
Первый этап характеризовался началом становления епархии, в связи с этим наблюдались достаточно медленные темпы церковно-приходского строительства, которые осложнялись многими факторами. К 1901 г. в епархии состояло 23 благочиннических округа, к 1902 г. число благочиннических округов увеличилось на 4, так что к 1903 г. в епархии насчитывается уже 27 округов. К 1901 г. всего в Омской епархии было 255 приходов. В 1901-1902 гг. было открыто 32 прихода. За эти годы не было закрыто ни одного прихода. Таким образом, к 1903 г. в епархии насчитывалось 287 приходов, в том числе один приход единоверческий и 8 миссионерских [11, л.12].
Но тем не менее епископ Сергий отмечал, что потребность в сооружении церквей с каждым годом все возрастала: «переселенческие участки часто находятся в расстоянии 100 и более верст от ближайших селений. В настоящее время, вследствие обширности существующих приходов, священники лишены возможности посещать новые поселки, еще не вошедшие в состав этих приходов. Множество же населения
проживает в таком отдалении от приходов, что вовсе не в состоянии обращаться к ним даже в самых необходимых случаях» [5, с. 49].
Следующий этап церковно-приходского строительства в Омской епархии был связан с началом реализации в 1904-1905 гг. Столыпинской аграрной реформы. Именно в это время наблюдался наиболее значительный приток переселенцев. За 36 лет с периода 1870-1905 гг. в Степном крае осело 521023 человека, тогда как за 9 лет с периода 1905-1914 гг. в регион прибыло 714395 человек. Плотность населения Акмолинской и Семипалатинской областей возросла с 1,5 человека на квадратный километр в 1897 г. до 2,4 человека [12, с. 77]. Такие темпы переселения подталкивали государство быстрее реализовывать план церковно-приходского строительства в регионе.
Для увеличения темпов церковно-приходско-го строительства в мае 1907 г. вышел указ Синода «О порядке учреждения новых приходов Азиатской России». Согласно указу в азиатских епархиях России, в том числе и в Омской епархии, определялся новый порядок открытия, новые правила открытия приходов «без обязательных требований прихожан». В указе подчеркивалось, что теперь не обязательно требовать от прихожан всех обязательных условий, преосвященные должны были поставлять сведения о необходимости открытия прихода, и в каких из этих приходов была необходимость иметь церкви и молитвенные дома [13, л. 2-2об.].
Для реализации указа была организована работа епархиальных комитетов по устройству церковного быта переселенцев. Епархиальные комитеты создавали центры управления в областях, которые были призваны собирать, в целом, необходимую информацию по церковно-приходскому строительству, а также выявлять его проблемы и разрабатывать механизмы и способы их решения. Координировать деятельность епархиальных комитетов должно было Особое совещание. На него возлагалась задача «выявление церковных нужд в переселенческих местностях и выработка общего плана их удовлетворения» [9, с. 75]. Для формирования новых приходов Акмолинское и Семипалатинское областные переселенческие управления должны были сотрудничать с комитетами и предоставлять им информацию о планируемых к открытию новых переселенческих районах. В результате совместной работы Комитета и Переселенческого управления в 1908 г. было запланировано к открытию 92 прихода [9, с. 77].
Параллельно продолжалось деление благочи-ний. Так, в епархиальном отчете за 1908 г. указывалось, что число благочиний возросло до 31. Епископ Гавриил писал: «.. .потому что я нашел необходимым, для пользы дела, 4 благочиния, за увеличением в каждом из них числа церквей, разделить, а именно одно на 3, другое и третье каждое на 2» [11, л. 18].
В 1908 г., согласно плану церковно-приходско-го строительства, всего было построено 60 церквей, освящено 15, готовилось к строительству еще 56. Все церкви были скромные, небольшие по размерам и по большей части деревянные [9, с. 121].
В 1915 г. в составе Омской епархии насчитывалось 45 благочиний. Устройство церквей с помощью от казны продолжалось в 1915 г. в переселенческих селениях Одесском Омского уезда и Черноморском Кокчетавского уезда, в которых были образованы местные Строительные комитеты. Церковного строительства в других районах Омской епархии в 1915 г. не производилось ввиду того, что казенные средства на этот предмет не были отпущены вследствие военных обстоятельств [10, л. 27].
Итогом государственного проекта по церковно-при-ходскому строительству в Азиатской России явилось повсеместное увеличение численности приходов Омской епархии. Так, в 1903 г. насчитывалось 315 церквей, из них 287 являлись приходскими. В 1914 г. в составе епархии насчитывалось 560 церквей. Из 456 приходов епархии 288 располагались на территории Акмолинской и Семипалатинской областей [11, л. 6]. Несмотря на столь резкий рост численности приходов Омской епархии епископ Гавриил продолжал говорить о недостаточном их количестве. Епископ подчеркивал: «Я еще в 1907 г. заявлял, что необходимо здесь по меньшей мере 1000 церквей, а теперь беру смелость заявить, что с непрекращающимся сюда приливом переселенцев, если бы эту цифру удвоить, то и она не была без нужды, преувеличенной» [9, л. 16]. Также продолжалась тенденция увеличения числа благочиннических округов. Так, в 1901 г. насчитывалось 27 благочиний, к 1915 г. их было уже 45 [9, л. 16]. Такое увеличение обусловливалось уменьшением благочиннической единицы, что облегчало управление ею и контроль за ней.
Таким образом, 1895-1915 гг. стали для Омской епархии периодом активной религиозно-просветительской деятельности Русской православной церкви, что было связано с завершением присоединения к Российской империи ее азиатских окраин и образованием Омской епархии. Главным содержанием этой
деятельности стало закрепление Российской империи в данном регионе, окончательное становление институтов власти и, как итог, развитие церковно-приход-ского строительства в регионе [14, с. 199].
Условно период церковно-приходского строительства Омской епархии можно разделить на два этапа. Первый этап характеризовался началом массового крестьянского переселения в Степной край из европейских губерний Российской империи. Однако в целом для периода были характерны низкие темпы церковно-приходского строительства. Также присутствовали другие факторы, которые усложняли процесс церковно-приходского строительства Омской епархии: кадровая проблема, обширность благочин-нических округов. Второй этап церковно-приход-ского строительства связан с началом реализации Столыпинской аграрной реформы в 1905 г. В этот период наблюдается еще большее увеличение потока переселенцев в Степной край. Для удовлетворения духовных нужд переселенцев на законодательном уровне было принято решение об увеличении темпов церковно-приходского строительства. Поэтому произошло увеличение государственных дотаций на строительство в регионе, а также создана соответствующая законодательная база. Организовывается работа епархиальных комитетов, строительных комитетов, цер-ковно-приходских попечительств. Одним из важных аспектов было то, что строительство церквей и приходов происходило с помощью казны вплоть до 1915 г.
Архивные документы позволяют сказать, что в 1901 г. в Омской епархии состояло 23 благочиния, к 1915 г. их количество возросло до 45. Наблюдалось увеличение числа благочиний не только за счет строительства новых приходов и освоения новых территорий, но и за счет дробления старых. В год образования Омской епархией в регионе насчитывалось всего 160 церквей, к 1914 г. в епархии состояло 560 церквей. Таким образом, число церквей увеличилось практически в 3,5 раза. К 1915 г. строительство новых церквей прекратилось или шло медленными темпами ввиду военных обстоятельств. В целом, в конце XIX — начале XX в. Омская епархия окончательно стала частью Московского патриархата.
Библиографический список
1. Моррисон А. Центральная Азия в составе Российской империи // Новое литературное обозрение. — М., 2008.
2. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: Акмолинская область. СПб., 1905.
3. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: Семипалатинская область. СПб., 1905.
4. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: Тобольская губерния. СПб., 1905.
5. Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. — Омск, 1914.
6. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 442. Д. 1965.
7. Лысенко Ю.А. Русская православная церковь в религиозном пространстве Казахстана: этапы и особенности институционального оформления (XVIII — начало ХХ в.) // Былые годы. №3. — Сочи, 2014.
8. Отчет о деятельности Омского епархиального миссионерского совета за 1915 г. // Омские епархиальные ведомости. — 1916. — №12. — 15 июня.
9. Лысенко Ю.А. Очерки истории Русской православной церкви в Казахстане (XVIII — начало XX в.). — Барнаул, 2011.
10. РГИА. — Ф. 796. — Оп. 442. — Д. 2287.
11. РГИА. — Ф. 796. — Оп. 442. — Д. 2161.
12. Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана. — Алма-Ата, 1981.
13. Государственный архив Омской области. — Ф. 16. — Оп. 1. — Д. 122.
14. Лысенко Ю.А. Религиозная политика как механизм закрепления имперских позиций в Туркестанском крае (вторая половина XIX — начало ХХ в.) // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 4.