Научная статья на тему 'Семейные хроники священнического рода тихомировых. к 75-летию кончины митрополита японского Сергия (тихомирова)'

Семейные хроники священнического рода тихомировых. к 75-летию кончины митрополита японского Сергия (тихомирова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
345
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
святитель Николай Японский / митрополит Сергий (Тихомиров) / Санкт-Петербургская духовная академия / Новгородская духовная семинария / новгородское приходское духовенство / родословная Тихомировых / Тогатовых / Философовых / Николаевских / Полетаевых / St. Nicholas of Japan / Metropolitan Sergius (Tikhomirov) / St. Petersburg Theological Academy / Novgorod Theological Seminary / Novgorod parish clergy / genealogy of the Tikhomirovs / Togatovs / Filosofovs / Nikolaevskys / Poletaevs

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вера Борисовна Казарина

В статье собраны некоторые факты из родословной митрополита Японского Сергия (Тихомирова), уточнены многие даты и имена, прослежены родственные и дружеские связи. Приводятся семейные воспоминания, фотографии из семейного архива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family Chronicles of the Clerical Family of the Tikhomirovs. For the 75th Anniversary of the Repose of Metropolitan Sergius (Tikhomirov) of Japan

The article contains some facts from the genealogy of Metropolitan Sergius (Tikhomirov) of Japan, clarifying many dates and names, and tracing family and friendship ties. Family memories and photographs from the family archive are provided.

Текст научной работы на тему «Семейные хроники священнического рода тихомировых. к 75-летию кончины митрополита японского Сергия (тихомирова)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал № 1 (6) 2021

В. Б. Казарина

Семейные хроники священнического рода Тихомировых. К 75-летию кончины митрополита Японского Сергия (Тихомирова)

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_106

Аннотация: В статье собраны некоторые факты из родословной митрополита Японского Сергия (Тихомирова), уточнены многие даты и имена, прослежены родственные и дружеские связи. Приводятся семейные воспоминания, фотографии из семейного архива.

Ключевые слова: святитель Николай Японский, митрополит Сергий (Тихомиров), Санкт-Петербургская духовная академия, Новгородская духовная семинария, новгородское приходское духовенство, родословная Тихомировых, Тогатовых, Фило-софовых, Николаевских, Полетаевых.

Об авторе: Вера Борисовна Казарина

Кандидат искусствоведения, член Союза художников России, руководитель мастерской «Покров» Константино-Еленинского женского монастыря СПб епархии, редактор издательства СПб государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при РАХ. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7343-6089

Ссылка на статью: Казарина В. Б. Семейные хроники священнического рода Тихомировых. К 75-летию кончины митрополита Японского Сергия (Тихомирова) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 106-122.

* Фотографии предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (6) 2021

V. B. Kazarina

Family Chronicles of the Clerical Family of the Tikhomirovs. For the 75th Anniversary of the Repose of Metropolitan Sergius (Tikhomirov) of Japan

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_106

Abstract: The article contains some facts from the genealogy of Metropolitan Sergius (Tikhomirov) of Japan, clarifying many dates and names, and tracing family and friendship ties. Family memories and photographs from the family archive are provided.

Keywords: St. Nicholas of Japan, Metropolitan Sergius (Tikhomirov), St. Petersburg Theological Academy, Novgorod Theological Seminary, Novgorod parish clergy, genealogy of the Tikhomirovs, Togatovs, Filosofovs, Nikolaevskys, Poletaevs.

About the author: Vera Borisovna Kazarina

Candidate of Art History, member of the Union of Artists of Russia, head of the "Pokrov" workshop

of the Sts. Constantine and Helen Convent of the St. Petersburg Diocese, editor of the publishing

house of the I. E. Repin St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture

at the Russian Academy of Arts.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7343-6089

Article link: Kazarina V. B. Family Chronicles of the Clerical Family of the Tikhomirovs. For the 75th Anniversary of the Repose of Metropolitan Sergius (Tikhomirov) of Japan. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 1 (6), pp. 106-122.

* Photographs courtesy of the author.

Митрополит Сергий (Тихомиров), преемник архиепископа Николая (Касаткина) в Японской духовной миссии, происходил из священнического рода Тихомировых Новгородской губернии. Собирая сведения о своих предках (моя прабабушка была младшей сестрой владыки), считаю необходимым зафиксировать семейные воспоминания, которые отражают эпоху конца XIX — начала XX вв., а также ветви родословного древа.

Отец будущего митрополита Алексей Лаврентьевич был сыном дьячка с погоста Хреплё Батецкого района Новгородской области1. Вообще, Батецкий район в истории семьи играет заметную роль. Отец Алексий родился в Хреплё, служил в Гузях, его сын Виктор уже после революции жил на погосте Саблё, старший сын Александр служил в Спасско-Ямском. Все эти населенные пункты расположены довольно близко, до революции находились в Новгородском благочинии.

Сведения о погосте Хреплё — месте, которое мы можем считать родовым гнездом Тихомировых — подчерпнуты из магистерской диссертации владыки Сергия, труда, научная значимость которого до сих пор не устарела2. В разделе описания погостов Водской пятины владыка Сергий упоминает и погост Успен-ский-Хрепельский, который был небольшим по земельным угодьям и весьма теснимый со-седними3. Храм Успения Божией Матери был приписан к Аркажскому монастырю (Новгородскому), так как часть погоста состояла в дворцовой волости. В 1764 году монастырь был упразднен, чему предшествовала опись имущества и строений, которые были немногочисленны4. Помещиками Хрепельского погоста были Иван Гагарин, Алексей, Борис и Яков Федоровичи Новокщеновы.

По описанию Хреплёвского погоста (название его происходит от речки Хрепёлки) 1916 г., каменный храм Успения Пресвятой Богородицы выстроен в 1889 г., перестроен в 1904 г. В 1915 г. настоятелем был Иоанн Евгеньевич Николаевский 5, сын священника Рукинской церкви Кирилловского уезда. В 1878 году он исполнял должность псаломщика в чине дьячка в Михайло-Архангельской церкви, 1804 г. постройки, Елеазаро-Раменского прихода6. Интересно отметить, что семейные воспоминания говорят о том, что Николаевские были в родстве с Тихомировыми. Хрепле-Погост, как он тогда назывался, относился к 6-му Новгородскому благочинию. В середине XX века в Тихвине, где тогда жила семья моей бабушки, жил на покое отец Николай

1 Благодарю Александра Александровича Бовкало, любезно предоставившего архивную справку об Алексее Тихомирове: №12. Алексей Тихомиров, Новгородского уезда Хрепельской церкви умершего дьячка Лаврентия Федорова сын. См.: 1. ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2249.

2 Сергий (Тихомиров), еп. Черты церковно-приходского и монастырского быта в Писцовой Книге Водской пятины 1500 года (в связи с общими условиями жизни). СПб.: Тип. М. И. Акин-феева, 1905. 598 с.

3 Там же. С. 389.

4 ГАВО. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 204.

5 Булин С. Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916 г. Сведения по современной территории Новгородской области // Проза. ру. URL: https://proza.ru/2015/10/03/2043 (дата обращения: 05.09.2020).

6 Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии во второй половине XIX века. М., 2019. С. 570.

Протоиерей Алексий Лаврентьевич Тихомиров

Николаевский, который приходился дальним родственником. В 1904 г. в Покровской церкви Демен-тьевского прихода, построенной в 1816 г., числился священником Николай Евгеньевич Николаевский, сын священника Рукинской церкви Кирилловского уезда7. В 1915 г. отец Николай священствовал в Сясьской Ильинской церкви, построенной в 1846 г.8 Его отец Евгений Иванович Николаевский (1844-1878) в 1866-1878 гг. был настоятелем Рукинской Воскресенской церкви, построенной в 1822 г. Новгородскую духовную семинарию он окончил в 1865 г. А уже его отец был смотрителем Белозерского духовного училища. Женат отец Евгений был на Анне Андреевне (1849-1866 (?)). Брат отца Евгения — Иван Иванович Николаевский (1837 — 19 февраля 1894) служил в Кирилловском уезде в Горицком женском монастыре, в 1878 г. был помощником настоятеля Введенского храма, до этого в 1866 г. служил в Звозской Николаевской церкви Кирилловского уезда. Женат был на Миро-пии Петровне (1842-1866).

Согласно семейному преданию, прапрадед был сыном бедного сельского дьячка, родился в 1827 г. Бедность подчеркивали фразой, что бегал он до 12-ти лет в одной рубашке (т. е. не было даже штанов). Но, тем не менее, Алексей Лаврентьевич (его дед — Федор) поступил и окончил Новгородскую духовную семинарию. Именно в духовном учреждении и была присвоена будущему отцу Алексию фамилия Тихомиров, вероятно, характеризовавшая его как человека тихого нрава и мирного устроения, ставшая впоследствии родовой фамилией. По окончании по первому разряду низшего отделения семинарии, в 1852 г. он женился на девице Александре Васильевне, сироте поповского сословия, которая воспитывалась при Свято-Духовом монастыре (?) в Новгороде. Древнейший новгородский монастырь к этому времени имел статус женского, при нем был приют. Александру Васильевну выдали замуж и дали за ней приданое. Первые годы служения отца Алексия прошли в стенах этого монастыря9. С 1866 г. его перевели настоятельствовать в приход села Гузи, современного Тесо-во-Нетыльского района Новгородской области10, где он проживал до своей кончины. Опираясь на вышеупомянутый текст С. Булина11, можно увидеть, что в селе Гузи был каменный храм Покрова Божией Матери 1866 г. постройки, а на кладбище — деревянный во имя Преображения Господня, выстроенный уже тщанием отца Алексия, за что он в 1904 г. получил право ношения второго наперстного креста. Относились храмы к 6-му Новгородскому благочинию.

Отец Алексий прожил всю жизнь в Гузях, был законоучителем, весьма уважаемым пастырем. Моя мама Мария Леонидовна Мохова в конце 1970-х гг. посещала это место, искала могилы прадеда и прабабушки. Она тогда рассказала мне, что кладбище

7 Там же. С. 556.

8 Там же. С. 461.

9 Семейная память сохранила название монастыря, в котором служил после семинарии отец Алексий — Свято-Духов. У Д. С. Сивени отмечается, что там служил помощником настоятеля Алексей Тихомиров, но в 1877 г., и он предполагает, что это был Алексей Прокопьевич, а не Лаврентьевич (Там же. С. 46). Не имея архивных данных, сейчас трудно сказать точно, однако, судя по тому, что за эти годы других Тихомировых, служащих в монастырях, в Новгороде нет, предполагаю, что все-таки это Алексей Лаврентьевич.

10 Там же. С. 85. Указано, что настоятелем Гузской Покровской церкви с 1866 по 1904 гг. числился Алексей Лаврентьевич Тихомиров, а с 1915 г. — Иоанн Алексеевич Шарецкий.

11 Булин С. Приходы и духовенство Новгородской епархии...

Александра Васильевна Тихомирова, супруга протоиерея Алексия Тихомирова

Протоиерей Алексий Тихомиров на фоне села Гузи

было запущенное, могилы найти было невозможно. Тогда она обратилась к местным старушкам. Собрались те, кто еще помнил отца Алексия. Мама показала его фотографию, и они, плача, стали прикладываться к ней. Старушки показали места захоронений, которые мама позднее привела в порядок, установила кресты и прикрепила на них фотографии. Показали ей и дом священнослужителей. Изначально их было два: зимний, небольшой (он был сожжен немцами во время войны) и летний, большой. Последний пережил войну, в нем и жили уцелевшие жители сожженной немцами деревни.

В браке с Александрой Васильевной у отца Алексия родилось семеро детей. Точность дат еще предстоит уточнять, но здесь они более выверенные, чем в других источниках. Расположим имена по старшинству: Александр (1864 (?) — 1916), Мария (|1879), Татьяна (18681884), Сергий (03/16.06.1871 — 10.08.1945), Виктор (22.02.1873 — 23.03.1938)12, Олимпиада (07.08.1875 — 06.1959), Иоанн (01.1880 — 1929/30)13. Протоиерей Алексий с матушкой пользовались большим уважением жителей села и окрестных деревень. Даже после революции батюшка приходил в местную школу

12 Архивная справка ФСБ России Управление по Новгородской области от 25.04.2003 на основании дела арх. №№ 1а/13486 и 1а/2139, выданная Дядищеву Владимиру Михайловичу.

13 Дата рождения взята из Протокола допроса. Дата смерти условная, после осуждения за контрреволюционную деятельность отец Иоанн на место ссылки в Соловецкий лагерь не прибыл, по всей видимости, умер по дороге. См.: Протокола допроса в ПП ОГПУ в ЛВО от 19.08.1929.

Семейная фотография Тихомировых. Слева направо: Татьяна Алексеевна, матушка Александра Васильевна, Виктор Алексеевич, Сергей Алексеевич (будущий митрополит Сергий)

Фотографии из семейного альбома Владимира Михайловича Дядищева (внука отца Иоанна).

Протоиерей Алексий Лаврентьевич Тихомиров с протоиереем Иоанном Алексеевичем Тихомировым и его сыном Виктором. Матушка Александра Васильевна Тихомирова с протоиереем Иоанном Алексеевичем и его сыном Виктором

и со строгостью проверял знания по Закону Божьему. Во время послереволюционного голода его сильно поддерживали местные крестьяне. А ручей, рядом с которым когда-то стоял их дом, проданный в 70-е годы прошлого столетия на вывоз в соседнюю деревню, до сих пор называют Поповским.

В 1916 г. отца Алексия отправили на покой и прислали нового настоятеля — Ивана Алексеевича Шарецкого, семья которого поселилась в церковном доме, в котором изначально жили Тихомировы, что привело к трагическому конфликту между матушками. Этого искушения Александра Васильевна не вынесла, у нее случился инсульт. Хорошо то, что новая матушка успела испросить прощения за резкость, и они успели примириться. Матушка Александра умерла в 1916 г. Дети к этому времени давно все разлетелись из родного гнезда, и отец Алексий до самой смерти в 1924 г. жил один. В сенях стоял заготовленный гроб. Стоял он там много лет, поэтому в нем уже стали хранить яблоки. На похороны отца Алексия съехались все сыновья и множество родственников. В селе вспоминали, что это было последнее в селе после революции такое большое собрание духовенства.

Старший сын — Александр Алексеевич, о нем пока известно очень мало. Предположительно он родился в 1864 г., т. е. еще в Новгороде, окончил Новгородскую духовную семинарию по первому разряду в 1885 г.14 Женат был на Марии, которая умерла в первых родах. Пока документов с упоминанием отца Александра найдено не много. Имеются данные лишь в списке выпускников за 1885 г. и в исследовании Д. С. Сивеня15, где он указан священником Спасско-Ямского с 1904 по 1915 гг. Далее, согласно семейным сведениям, он был уволен за штат за чрезмерное пристрастие к спиртному (родные говорили, что он не смог оправиться после ранней смерти

14 Новгородская духовная семинария. Списки выпускников // Сайт А. А. Бовкало. URL: https:// petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html (дата обращения 05.09.2020).

15 Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии... С. 105.

горячо любимой жены) и переведен на исправление в Тихвин в Успенский монастырь, где умер в 1916 г. и был похоронен на братском кладбище. Участь этого кладбища была в советское время печальна — его сравняли с землей и устроили футбольное поле. Помню, когда бывала ребенком у бабушки в гостях — а жили мы у самого монастыря, у Табор, — это поле тянулось от главного входа к церкви «На крылечке».

Следующим ребенком была Мария, умершая в младенчестве от туберкулеза. Затем родилась Татьяна, которая тоже рано умерла от туберкулеза, в возрасте 16 лет. Четвертым ребенком в семье был будущий митрополит Сергий (Тихомиров). Крещен он был во имя св. прп. Сергия Валаамского, а покровителем в монашестве для него стал св. прп. Сергий Радонежский16. Капитальный труд по истории православия в Японии и служению митрополита написан для защиты магистерской диссертации протоиереем Георгием Николаевичем Преображенским, родственником владыки со стороны Анны Преображенской, жены младшего брата митрополита Сергия отца Иоанна Тихомирова. Этой линию родства мы не будем касаться в этой статье, ввиду ее исчерпывающего исследования протоиереем Николаем Ивановичем Преображенским и Александром Александровичем Бовкало.

Будущий митрополит Сергий в 1892 г. окончил Новгородскую духовную семинарию, в 1895 г. во время учебы в Санкт-Петербургской духовной академии пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха, в 1896 г. окончил академию с присвоением степени кандидата богословия с правом соискания степени магистра без нового устного

__испытания17. В 1899 г. возведен

в сан архимандрита и определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. Вместе с будущим владыкой курс закончил Василий Дмитриевич Быстров, будущий архиепископ Феофан, который был его близким другом. В будущем через младшего брата владыки отца Иоанна они породнились. Последний женился на снохе отца Феофана — Анне Васильевне Преображенской. Вторым другом и однокашником владыки был Дмитрий Львович То-гатов, которого он познакомил со своей младшей сестрой Олимпиадой, моей прабабушкой.

О дальнейшем служении Церкви митрополита Сергия написано уже достаточно много18, но пока его жизнь и служение еще имеет много темных пятен и по-прежнему нуждается в более полных исследованиях. Задачей же

Л

Архиепископ Сергий Японский (Тихомиров). Фотография в виде открытки, присланная сестре Олимпиаде Алексеевне в 1930 г.

16 Преображенский Г. Н., прот. Проповедь православия в Японии: митрополит Японский Сергий (Тихомиров): дисс. на соиск. степени магистра богословия. СПб., 2013. С. 7.

17 Выпускники Санкт-Петербургской духовной академии 1814-1892, 1894, 1896-1917 гг. // Сайт А. А. Бовкало. URL: https://petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html (дата обращения 05.09.2020).

18 См.: Горбунов И.Г. «Все я потерял, но не потерял одного — веры в Бога». Архипастырская и духовно-просветительская деятельность митрополита Сергия (Тихомирова). К 75-летию со дня кончины // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. №2 (5). С. 186-208; КарпукД. А. Церковно-административная деятельность митрополита Сергия (Тихомирова) в период ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии (1905-1908) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (5). С. 209-224.

этой статьи является освещение семейных преданий и введение в научный оборот информации о родственных связях митрополита Японского Сергия (Тихомирова).

Владыку Сергия любили в семье, он был для всех заботливым старшим братом. У всех детей моей прабабушки он был крестным отцом. Он устроил семейную судьбу своих младших сестры и брата, помогал им материально, а когда уже опасался даже писать на Родину, чтобы не скомпрометировать родных зарубежной перепиской (после 1937 г.), то за всех горячо молился. Молитва митрополита Сергия спасала их во время Великой Отечественной войны. Моя мама вспоминала, что во время тяжелого времени эвакуации из блокадного Ленинграда в прифронтовой Куйбышев, семья часто находилась на грани голодной смерти. Тогда бабушке или прабабушке снился ночью владыка, и утром приходила неожиданная спасающая помощь.

Родные вспоминали, что владыка Сергий был большим постником. Семья прабабушки жила в Тихвине, и, когда на торжества в монастырь приезжал епископ Сергий, то на монастырской праздничной трапезе, будучи человеком деликатным, он лишь делал вид, что вкушает, на самом же деле прятал в салфетку те яства, которые считал для себя скоромными.

В 1905 г. он был удостоен степени магистра богословия, а 6 ноября того же года состоялась его хиротония в епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии, после чего он был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Почему в 1908 г. он был отправлен в Японскую духовную миссию? В то время это называлось почетной ссылкой. В семье осталось предание, что было на это две причины. Первая — он пошел на поводу академистов и отпел лейтенанта П. П. Шмидта как убиенного, что имело негативный политический оттенок. Вторая причина — дело Григория Распутина. Дело в том, что ко Двору «старца» привели будущий митрополит и его ближайший друг, в то время негласный духовник царской семьи епископ Феофан (Быстров), восхитившись духовными дарованиями Григория. Однако со временем они оценили это явление, как отрицательное, что губительно сказалось на их собственных карьерах. В семье бытовала легенда, что Распутин прибыл к владыке, просил принять, но получил отказ. Служители просили владыку этого не делать, мол, Григорий принят при Дворе. На что последовал резкий ответ: «Ну, пусть и шляется по дворам!» Возможно, это и имело место, однако, скорее всего, подлинной причиной явилось то, что в управлении хозяйством духовной академии епископ Сергий легкомысленно доверился эконому М. Успенскому, результатом чего стала крупная растрата, и позор казнокрадства пал на владыку19.

Японская миссия и по своей удаленности, и климату была очень трудным местом. Святитель Николай (Касаткин), будучи необыкновенным по человеческим меркам проповедником православия в Стране Восходящего солнца, подвижнические труды которого до сих пор вызывают восхищение, не мог найти продолжателей своего дела20. В Миссию, по недосмотру со стороны Св. Синода, часто присылались неблагонадежные служители. Практически никто не задерживался надолго, даже будущий патриарх Сергий (Страгородский) не смог долго вынести служения в Миссии. Нехорошая молва опередила епископа Сергия в Японии, и владыка Николай встретил его настороженно. Однако это первое заочное негативное впечатление владыки Николая о преосвященном Сергии (Тихомирове) вскоре, при их личном общении, начала изменяться к лучшему, хотя некоторая настороженность еще оставалась. «До Литургии зашел в комнату Преосвященного Сергия, уже убранную им привезенными

19 Благодарим за проведенное исследование этого непростого вопроса протоиерея Николая Преображенского, вскрывшего истинные причины почетной ссылки, ибо «неудобная» правда лучше «благочестивой» лжи.

20 См.: КарпукД.А. История взаимоотношений святителя Николая Японского с Санкт-Петербургскими митрополитами (1860-1912) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. №2. С. 130-138; Горбунов И.Г. Миссионерский путь священно-мученика Андроника (Никольского) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 211-217..

Виктор Алексеевич Тихомиров с супругой Валентиной Никандровной (в девичестве Сахаровой)

Виктор Алексеевич и Валентина Никандровна Тихомировы на погосте Саблё с детьми протоиерея Иоанна Алексеевича Тихомирова

с собой вещами: божница сияет прекрасными образами, столы альбомами, адресами и разными другими подношениями ему; образа тоже почти все — подношения ему от разных мест и лиц, где или с которыми он служил. Я изумлен был памятниками любви, оказанной ему так ясно и так многими. Вероятно, для привлечения сей любви немало послужили и растраченные им суммы Санкт-Петербургской Семинарии и Академии; но не все же это; несомненно, больше того послужили к приобретению любви прекрасные качества его души; и я значительно изменил о нем мнение, навеянное письмами о нем из России. Кстати, он, рассказывая о разных интригах против него и против Митрополита Антония (Вадковского), который очень покровительствовал ему, прослезился»21. Одно из таких приношений сохранилось в нашей семье — мельхиоровое блюдо с дарственной надписью: «От благодарных трезвенников отцу Сергию (Тихомирову) в день тезоименитства». Это подарок с первого места служения владыки — храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала.

Вскоре стало ясно, что епископ Сергий — истинный христианин, что его усердие и подвижничество доказали это, а его неумение распоряжаться деньгами происходило не от алчности, а от доверчивости, из-за чего он готов был отдать деньги любому просящему. Святитель Николай, передавая владыке дела миссии, старался его от расточительности постепенно отучивать.

Следующий ребенком Тихомировых, на два года младше владыки, был Виктор. Он также сначала учился в Новгородской духовной семинарии, Санкт-Петербургскую духовную академию закончил со степенью кандидата богословия в 1897 г., через год после старшего брата и будущего зятя Дмитрия Львовича Тогатова. Женился Виктор Алексеевич на двоюродной сестре Валентине Никандровне Сахаровой. По причине брака с близкой родственницей он не был рукоположен, да и детей у них не было. Валентина Никандровна происходила также из священнической семьи, причем у нас сохранилась фотография, где она запечатлена с родителями (отец на фотографии — с наперстным крестом). Она была крестной матерью моей мамы. Виктор Алексеевич служил в Новгородской духовной семинарии до самого ее закрытия, а потом жил на погосте Саблё Батецкого района Новгородской области, где имел хорошее хозяйство. После ареста в 1929 г. младшего брата отца Иоанна, его пятеро младших несовершеннолетних детей сначала были на попечении моей прабабушки и бабушки

21 Дневники святого Николая Японского: в 5 т. / Сост. К. Накамура. Т. 5. СПб.: Гиперион, 2004. С. 399-400.

(они жили тогда все рядом в Ленинграде на Васильевском острове). Но, поскольку семья была бедной и прокормить их не было возможности, то Виктор Алексеевич забрал всех детей к себе.

Это не осталось без внимания властей. Первый раз его арестовали 15 марта 1933 г.22 по обвинению в контрреволюционной деятельности. Согласно семейным воспоминаниям, это дело было заведено от зависти соседей. У Виктора Алексеевича был большой яблоневый сад, что им не нравилось. Тогда, 23 мая, его отпустили. Однако в следующий раз, когда его арестовали, 3 марта 1938 г., обвинив в участии в контрреволюционной эс-серовско-повстанческой организации, в ведении активной контрреволюционной агитации и восхвалении фашизма Японии (это уже, конечно, из-за брата — митрополита Сергия, его братьев обвиняют в пособничестве Японии, а его в Японии — в пособничестве России), статью уголовного кодекса ему даже не инкриминировали. Конвейер работал быстро — 20 марта его приговорили к расстрелу, 23 марта расстреляли в подвале Большого дома на Литейном и захоронили в братской могиле на Левашовской пустоши. 9 июля 1956 г. он был реабилитирован. Валентина Никандровна одна продолжала воспитывать детей отца Иоанна. Зная о бедственном положении семьи, Патриарх Алексий I (Симанский) назначил ей пенсию от патриархии, поскольку близко знал Виктора Алексеевича, когда тот служил под его началом в Новгородской семинарии. Умерла Валентина Никан-дровна в Москве, уже после войны, у одного из детей отца Иоанна.

Следующим ребенком в семье была моя прабабушка Олимпиада Алексеевна, в семье ее звали Липочкой. Она училась в первом женском училище для девиц духовного сословия, основанном в Царском Селе в 1843 г.23 Это было образцовое учебное учреждение, и мне в детстве рассказывали о том, как прабабушка там училась. Задача училища была выпускать «образованных матушек», которым преподавали как общеобразовательные предметы, так и учили вести хозяйство, давали необходимые медицинские и гигиенические знания, следили за дисциплиной и воспитанием. У нас сохранилась фотография директора училища княгини Софьи Нарышкиной, которая подарила ее Липочке с благопожелательной надписью. В училище внимательно следили за осанкой и тем, кто сутулился, привязывали доску к спине. В результате моя прабабушка даже в старости имела величавый силуэт.

Прабабушку с будущим супругом Дмитрием Львовичем Тогатовым (1871 (?) — 1939) познакомил старший брат, будущий владыка Сергий. Повенчались они в 1896 г., после окончания учебы Дмитрия в Санкт-Петербургской духовной академии. После этого его отправили служить преподавателем в Архангельское духовное училище и семинарию. Затем он был определен инспектором Тихвинского духовного училища, где долгое время и жила вся семья. Духовное училище — в его здании в советское время располагалась областная больница, где волей случая я появилась на свет, как оказалось, в бывшей детской своей бабушки — находилось около Успенского монастыря. В нем же была и казенная квартира инспектора. У нас сохранилось дружеское общение через несколько поколений со Скородумовыми. По-видимому, дружба началась у Дмитрия Львовича с отцом Василием, который в 10-летнем возрасте

22 Справка о реабилитации, выданная ФСБ России Управление по Новгородской области внуку отца Иоанна Дядищеву Владимиру Михайловичу 25.04.2003 № Д-49.

23 История Новгородского епархиального училища. Женское духовное образование в России (вторая половина XIX — начала XX века) // Школьный виртуальный музей. URL: http:// museum.5322s16.edusite.ru/p11aa1.html (дата обращения 05.09.2020).

Олимпиада Алексеевна

Тихомирова (в замужестве Тогатова)

?

привез учиться из села Ребовичи Тихвинского уезда своего сына Ивана, будущего архиепископа Буэнос-Айресского и Аргентинского24. Затем уже дружили мои родные с потомками его сестры Марии.

Дмитрий Львович Тогатов родился в селе Богородском Череповецкого уезда Новгородской епархии (ныне Вологодская область), что находится недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря. Село Богородское 1-го Череповецкого округа имело две церкви. Первая — Успения Богородицы, деревянная, построена в 1893 г., на месте старой и ветхой, существовавшей с 1739 г. Вторая — была выстроена в камне на средства прихожан в 1772 г. и освящена в честь Рождества Христова, с приделами Святителя Леонтия Ростовского и Космы и Дамиана25. Отец — Лев Васильевич Тогатов (1826 — 03/16.06.1903)26, в 1878 г. числился пономарем, исполняющим должность псаломщика

Дмитрий Лиовот Тогатов в Богородской Успенской церкви27. У Льва Васильевича,

по всей видимости, были братья Павел и Василий (?).

Павел Васильевич Тогатов (род. 1838 (?) — 16/29.09.1898) — выпускник 1859 г. по 2-му разряду Новгородской духовной семинарии28, настоятель Дмитриевской церкви, построенной в 1841 г. в селе Замошье Новгородского уезда Новгородского благочиния, в 1866-1877 гг. Умер заштатным священником в приходе Троицкой церкви 1660 г. постройки села Паозерского Новгородского благочиния, куда, чтобы материально поддержать дядю, был определен на службу его племянник Николай Львович Тогатов (1862-1933)29.

Теперь несколько слов о детях Льва Васильевича Тогатова. Старшим был Александр Львович (1854 (?) — ?). Он окончил по 2-му разряду Новгородскую духовную семинарию в 1875 г.30 Служил в качестве исполняющего должность псаломщика в Череповце в Воскресенско-Христорождественском соборе31 (1895-1897)32, построенном в 1752 г. игуменом Иларионом. Служил еще (годы не указаны) помощником настоятеля в приходе, состоящем из двух храмов — Покровской церкви, постройки 1810 г., и Параскевинской, 1809 г. постройки, в Нилободовском селе Кирилловского уезда. С ним же исполняющим должность псаломщика служил его сын Василий Тогатов. В 1904, 1905-1910 гг. числился священником Скорбященской церкви в слободе Чужбое и Леонтьевской в с. Ножеме (постройки 1780 г.).

На сегодня известны два сына отца Александра. Василий родился в 1877 г. и почил 15/26 июля 1900 г., окончил курс в Новгородской духовной семинарии. Похоронен на кладбище Успенской Богородской церкви Череповецкого уезда, о чем сохранились сведения в метрической книге33. Известен еще один сын — Иоанн Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Архиепископ Иоасаф (Скородумов) // Holy Trinity Orthodox Mission. URL: http://www. fatheralexander.org/booklets/russian/archbishop_ioasaf_skorodumov.htm (дата обращения 05.09.2020).

25 См.: ГАВО. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 204.

26 См.: ГАВО. Ф. 496. Оп. 66. Д. 410.

27 Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии... С. 555.

28 Новгородская духовная семинария. Списки выпускников // Сайт А. А. Бовкало. URL: https:// petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html (дата обращения 05.09.2020).

29 Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии. С. 66, 72.

30 Новгородская духовная семинария. Списки выпускников // Сайт А. А. Бовкало. URL: https:// petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html (дата обращения 05.09.2020).

31 Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии. С. 553.

32 Воскресенско-Христорождественский собор // URL: http://belolikovi.narod.ru/sv_bel_u_6.htm (дата обращения 05.09.2020).

33 Метрические книги Успенской Богородской церкви за 1889-1898 гг. и 1899-1905 гг. // URL: http://belolikovi.narod.ru/sv_bel_u_6.htm (дата обращения 05.09.2020).

Тогатов (20.01/03.02.1880 — 1930(?)), вписанный в книгу памяти Новгородской области. Родился отец Иоанн в деревне Поповка Кирилловского уезда Новгородской губернии. Учительствовал в Аркажской школе грамоты Новгородского уезда. С 8 апреля 1899 г. исполнял должность псаломщика Долгослободской церкви Череповецкого уезда. Женился 11 февраля 1900 г. на дочери диакона Александре Яковлевне Виноградовой, работавшей учительницей в Абакановской земской школе того же уезда. После свадьбы она работала в Долгослободской школе. С 15 октября 1904 г. Иоанн Александрович переведен псаломщиком в Парфеновскую женскую общину, которую «удочерила» игумения Леушинская Таисия (Солопова). Там же он был рукоположен во диакона. 15 ноября 1909 г. рукоположен во иереи и приписан к Вещеезерской церкви Кирилловского уезда. В 1915 г., по сведениям, собранным Д. С. Сивеней, был священником Ильинской церкви в с. Коротец, построенной в 1820 г., и Богоявленской в с. Веще-зере, перестроенной в 1830 г. Записано так: «В 1915 году священник Вещезерской Благовещенской церкви Иоанн Александрович Тогатов (1880-1930)»34. 1 июня 1916 г. переведен в Охонскую Троицкую церковь Устюженского уезда. В 1915-1916 гг. был помощником благочинного. Здесь он и проживал до своего ареста 19 февраля 1930 г., 5 марта был приговорен к 5-ти годам исправительно-трудовых лагерей, откуда уже не вернулся. 31 июля 1989 г. реабилитирован.

Предположительно вторым сыном Льва Васильевича был Алексей Львович (18561915), окончивший Новгородскую духовную семинарию по первому разряду в 1879 г.35 В Свинордской (ныне село Невское) Успенской каменной церкви, постройки 1848 г., в 1882, 1890 и с 1904 по 1915 гг.36 он числился священником. Был женат на Капитоли-не Павловне (1857-1882), сестре Марии Павловны (1845-1882), жены священника той же церкви отца Василия Воинова (^1877). Их дочь Александра Алексеевна родилась в 1881 г. и умерла через год в 1882 г. Алексей Львович в 1916 г. числился благочинным 3-го Старорусского округа37.

Следующий сын — Николай Львович — родился в 1862 г.38, окончил в 1882 г. Новгородскую духовную семинарию по 1-му разряду и был определен на службу в Кирилловское духовное училище преподавателем русского, латинского и церковнославянского языков, что для того времени было делом не вполне обычным. Такого рода назначения делались для выпускников духовных академий и лишь со степенью не ниже кандидата богословия. Будучи дьячком, он исполнял должность псаломщика в Варваринской церкви села Вонозеро и Николаевской в селе Хмелезере Тихвинского уезда Новгородской губернии39 в 1878 (?) г. В 1882 г. был благочинным 3-го округа Кирилловского уезда. 29 мая 1889 года приписан священником Вогнемской церкви. С 20 августа 1898 г. перешел на должность настоятеля в Троицкую церковь Паозерска на Ильмень-озере. Служил там до репрессий. В 1933 г. был с супругой в списке лишенцев40. Во время Великой Отечественной войны с опасностью для жизни спасал людей, пряча их в своем доме, поэтому одна из улиц деревни носит его имя (Ракомское сельское поселение, вблизи Новгорода на Ильмени). У отца Николая было девять детей. В дальнейшем судьба их рода была связана с Гатчиной.

В списках выпускников Новгородской духовной семинарии числится Петр Тогатов (1866 (?) — ?). Он мог быть либо младшим сыном, либо племянником Льва

34 Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии... С. 664.

35 Новгородская духовная семинария. Списки выпускников // Сайт А. А. Бовкало. URL: https:// petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html (дата обращения 05.09.2020).

36 Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии. С. 155.

37 Булин С. Приходы и духовенство Новгородской епархии.

38 Священнослужители Вологодской области в годы войны // URL: https://vk.com/@-186935640-svyaschennosluzhiteli-vologodskoi-oblasti-v-gody-voiny-proto (дата обращения 05.09.2020).

39 Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии. С. 473.

40 Возвращенные имена. Книга памяти России // URL: http://visz.nlr.ru/person/book/novg/20/1090 (дата обращения 05.09.2020).

Васильевича. В сентябре 1890 г. он числится диаконом Иоанно-Яковлевской церкви в Менюше-но. Новгородскую семинарию окончил в 1887 г. по 3-му разряду41. В 1904 г. служил псаломщиком Сутокской Рождества Пресвятой Богородицы церкви42.

В Богородице-Рождественской церкви с. Се-меновом Раменье, построенной в 1809 г., в 19041914 гг. служил священником Виктор Васильевич Тогатов43, с 1916 г. — за штатом. Супруга — Александра Тимофеевна Тогатова. Дети: Екатерина (род. 23/24.11.1904), Мария (род. 23.03.1907), Петр (род. 31.05.1909). Предположительно племянник Льва Васильевича. В 1905-1907, 1910, 1916 гг. служил священником в Белозерском уезде храме Богородице-Рождественском с. Заболотье, построенном в 1783 г. и Благовещенском в с. Карголоме, построенном в 1796 г. Записан как Виктор Васильевич Тогатов, сын псаломщика Нилободоской церкви Кирилловского уезда44.

Василий Тогатов числится в списке выпускников Новгородской духовной семинарии за 1899 г., назначенный к переэкзаменовке по латыни. В 1904 г. из Новгородской духовной семинарии увольняется по прошению Алексей Тогатов. В 1917 г. переводится в 6-й класс с переэкзаменовкой по истории раскола Николай Тогатов, а в третий класс по второму разряду — Сергей Тогатов. Все это, по-видимому, племянники Льва Васильевича.

Вернемся к семье моего прадеда Дмитрия Львовича. У них с Олимпиадой Алексеевной было четверо детей. Ольга Дмитриевна (в замужестве Уланова), Екатерина Дмитриевна (в замужестве Растопчина), Мария Дмитриевна (в замужестве Устинова, моя бабушка), Сергей Дмитриевич. Все дети были крестниками митрополита Сергия (Тихомирова), а сын и назван был в его честь. Последние годы жизни Дмитрий Львович жил в Петрозаводске вместе с сыном, где последний работал журналистом. Там и похоронен на городском кладбище.

Следует упомянуть еще об одной родственной фамилии — Философовых. К сожалению, пока не удалось выяснить место пересечения ветвей родословного древа. Моя бабушка росла вместе с Марией Михайловной Философовой (в замужестве Беляевой), которая была ее двоюродной или троюродной сестрой. Ее семья жила на погосте Дыми под Тихвином. Для получения образования она поступила в Тихвинскую женскую гимназию, поэтому жила в семье моей бабушки. Они были ровесницами, сидели в гимназии за одной партой и потом всю жизнь были очень близки. О Философовых сохранились у нас только те сведения, которые помнила Марина Васильевна Беляева, дочь Марии Михайловны Философовой, последней в роду, кто помнил семейное родословие. Она рассказывала о своем прадеде Николае Иосифовиче (?) Философове,

41 Новгородская духовная семинария. Списки выпускников // Сайт А. А. Бовкало. URL: https:// petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html (дата обращения 05.09.2020).

42 Генеалогический форум ВГД. Сутокская церковь Рождества Пресвятой Богородицы // URL: https://forum.vgd.ru/post/2554/81044/p2313328.htm?hlt=%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D 0%B2%D1%8C+%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0+%D1%81% D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%82%D0%B5% D1%87%D0%B8 (дата обращения 05.09.2020).

43 Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии. С. 621.

44 Там же. С. 597.

Дети Дмитрия Львовича и Олимпиады Алексеевны Тогатовых. Слева направо: Ольга Дмитриевна (в замужестве Уланова), Екатерина Дмитриевна (в замужестве Растопчина), Мария Дмитриевна (в замужестве Устинова), Сергей Дмитриевич Тогатов

считая, что он был настоятелем собора Сергия Радонежского всея артиллерии в Санкт-Петербурге. Однако, по всей видимости, это был его брат Иоанн Философов, окончивший Новгородскую духовную семинарию в 1859 г. по первому разряду. В сведениях о приходском новгородском духовенстве Николай Иосифович (?) в 1878 г. числится исполняющим должность псаломщика Параскевинской церкви села Пятницкого Боровического уезда Новгородской области. У Николая Иосифовича было три сына: Михаил Николаевич (1865-1919), окончивший Новгородскую семинарию в 1887 г. по второму разряду45; Николай Николаевич (1867 (?) — 1900), дата окончания — 1889 г.46; Александр (?) Николаевич (1876-1898).

Протоиерей Михаил служил с 1904 по 1919 гг. в Николаевской церкви Тихвинского уезда, где было два деревянных храма — Николаевский, 1792 г. постройки, и пророка Божия Илии, 1796 г. постройки. Женат был на Клавдии Михайловне Полетаевой, дочери священника. Ее отец Михаил Федорович Полетаев числится в списке окончивших НДС за 1857 г. по второму разряду47. В 1864, 1865 и 1872 гг. в Белозерском уезде в Николаевской церкви Тумбажско-Базегского прихода был священником48.

Его брат — Алексей Федорович Полетаев (1840-1913). В 1861г. окончил Новгородскую духовную семинарию по второму разряду. В 1866 г. числился священником Мондомской Сретенской, постройки 1763 г., церкви Белозерского уезда49. С 1877 по 1904 гг. был настоятелем деревянной Успенской Выставской церкви, построенной в 1866 г. Его супруга — Анна Васильевна (1845-1882). Их дети: Елизавета

Погост Дыми в 1960-х годах

|

I М

Гл

Протоиерей Михаил Николаевич Философов с супругой Клавдией Михайловной Философовой

(в девичестве Полетаевой). Видны следы разделения фотографии на две части, во времена гонений эти две половинки для безопасности

хранились в разных семьях

Алексеевна (1864-1882); Мария Алексеевна (1865-1882); Агния Алексеевна (1867-1882); Евгений Алексеевич (1869-1915) — в 1904 г. служил священником в Нивской деревянной Тихвинской церкви 1864 г. постройки, священник Марфинской церкви

45 Новгородская духовная семинария. Списки выпускников // Сайт А. А. Бовкало. URL: https:// petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html (дата обращения 05.09.2020).

46 Там же.

47 Там же.

48 Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии. С. 604.

49 Там же. С. 601.

Александр Михайлович

Философов в начале Первой мировой войны

Иерей Василий Михайлович Философов в форме семинариста

Серафима Михайловна Философова

Старорусского уезда, затем служил в 1915 г. в Успенской Выставской; Авенир Алексеевич (1871-1929) — в 1915 г. священник Ивановской Иоанно-Богословской церкви, 1866 г. постройки, Новгородского уезда, Ивановской церкви Старорусского уезда; Екатерина Алексеевна (1873-1882); Алексей Алексеевич (1875-1904) — священник Нивской Тихвинской церкви Старорусского уезда, в 1904 году деревянной Марфинской Спаса Нерукотворного Образа церкви Старорусского уезда, построенной в 1866 г.; Анна Алексеевна (1878-1882)50.

Еще один брат отца Михаила — Николай Федорович Полетаев, был настоятелем в 1866-1878 гг. в Казанской Мозолевской церкви, построенной помещиком Колотовым в 1802 г. в Тихвинском уезде. В 1876 г. был награжден набедренником.

Зимой 1919 г. отец Михаил поехал во время вьюги в деревню Галично причащать и соборовать умирающего, после чего заболел воспалением легких. По мнению семьи, его в больнице г. Тихвина по распоряжению властей специально «залечили», и он умер. У отца Михаила с матушкой было четыре сына и две дочери. Старший — Александр, родился в 1890 г.

Следующий сын — Василий (1897-1939), окончил Новгородскую духовную семинарию в 1917 г. После смерти отца занял место настоятеля, имел пятерых детей. В 1938 г. арестован по 58-й статье и отправлен на Соловки. Жена, уничтожив семейный архив, бежала вместе с детьми в Бокситогорск, следы его семьи затерялись. Уже после войны сокамерник отца Василия нашел родственников и рассказал, что в 1939 г. Василия Михайловича со множеством духовенства погрузили на баржу и затопили в Баренцевом море.

Третий сын — Николай Николаевич (1899-1939), также учился в Новгородской духовной семинарии, но не был рукоположен, служил на золотых приисках на Кавказе, убит разбойниками под г. Грозным. Четвертый сын — Сергей Михайлович (1910-1987), был лесником в с. Ухтома на Белом озере. Дочь — Серафима (1897-1977), получила образование в Новгородском женском епархиальном училище, открытом 1 ноября

1874 г. определением Св. Синода (утверждено императором Александром III 25 января

1875 г.) в Деревяницком женском монастыре51.

50 Там же. С. 206-207.

51 История Новгородского епархиального училища. Женское духовное образование в России (вторая половина XIX — начала XX века) // Школьный виртуальный музей. URL: http:// museum.5322s16.edusite.ru/p11aa1.html (дата обращения 05.09.2020).

Выпускная фотография Серафимы Михайловны Философовой из Деревяницкого епархиального училища в 1914 г.

Мать Марии Васильевны Беляевой, от которой получены сведения о Философо-вых — Мария Михайловна, урожденная Философова (25.12.1901/07.01.1902 — 1976 (?)) закончила Тихвинскую женскую гимназию (после 1917 г. — I Трудовая советская школа II ступени) в 1919 г. В замужестве Беляева.

Исследование родственных связей далеко еще не окончено — предстоит большая архивная работа по уточнению дат, родства, мест службы и других данных нескольких ветвей фамилии. Из нитей родства складывается красочное полотно эпохи, когда Российская держава была в зените своего могущества, а быт был патриархальный и освященный христианством. Священство составляло сословие, которое пронизывали родственные и дружеские связи. Нам же, потомкам, достались в наследство имена и фамилии славных тружеников на духовной ниве Отечества.

Источники и литература

1. Архивная справка ФСБ России Управление по Новгородской области от 25.04.2003 на основании дела арх. №№ 1а/13486 и 1а/2139, выданная Дядищеву Владимиру Михайловичу.

2. Архиепископ Иоасаф (Скородумов) // Holy Trinity Orthodox Mission. URL: http:// www.fatheralexander.org/booklets/russian/archbishop_ioasaf_skorodumov.htm (дата обращения 05.09.2020).

3. Булин С. Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916 г. Сведения по современной территории Новгородской области // Проза. ру. URL: https://proza.ru/2015/10/03/2043 (дата обращения 05.09.2020).

4. Возвращенные имена. Книга памяти России // URL: http://visz.nlr.ru/person/book/ novg/20/1090 (дата обращения 05.09.2020).

5. Воскресенско-Христорождественский собор // URL: http://belolikovi.narod.ru/sv_bel_u_6. htm (дата обращения 05.09.2020).

6. Выпускники Санкт-Петербургской духовной академии 1814-1892, 1894, 18961917 гг. // Сайт А. А. Бовкало. URL: https://petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html (дата обращения 05.09.2020).

7. ГАВО. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 204. Ведомость о церкви за 1921 год.

8. ГАВО. Ф. 496. Оп. 66. Д. 410.

9. Генеалогический форум ВГД. Сутокская церковь Рождества Пресвятой Богородицы // URL: https://forum.vgd.ru/post/2554/81044/p2313328.htm?hlt=%D0%A6%D0%B5%D1%80%D 0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D 1 %80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D 1 %82%D0% B2%D0%B0+%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%B 5%D0%B4%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B8 (дата обращения 05.09.2020).

10. Горбунов И. Г. «Все я потерял, но не потерял одного — веры в Бога». Архипастырская и духовно-просветительская деятельность митрополита Сергия (Тихомирова). К 75-летию со дня кончины // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (5). С. 186-208.

11. Горбунов И.Г. Миссионерский путь священномученика Андроника (Никольского) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 211-217.

12. Дневники святого Николая Японского: в 5 т. / Сост. К. Накамура. Т. 5. СПб.: Гипери-он, 2004.

13. Карпук Д. А. История взаимоотношений святителя Николая Японского с Санкт-Петербургскими митрополитами (1860-1912) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 2. С. 130-138.

14. Карпук Д. А. Церковно-административная деятельность митрополита Сергия (Тихомирова) в период ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии (1905-1908) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (5). С. 209-224.

15. Метрические книги Успенской Богородской церкви за 1889-1898 гг. и 18991905 гг. // URL: http://belolikovi.narod.ru/sv_bel_u_6.htm (дата обращения 05.09.2020).

16. Новгородская духовная семинария. Списки выпускников // Сайт А. А. Бовкало. URL: https://petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html (дата обращения 05.09.2020).

17. Преображенский Г. Н, прот. Проповедь православия в Японии: митрополит Японский Сергий (Тихомиров): дисс. на соиск. степени магистра богословия. СПб., 2013.

18. Протокола допроса в ПП ОГПУ в ЛВО от 19.08.1929.

19. Священнослужители Вологодской области в годы войны // URL: https://vk.com/@-186935640-svyaschennosluzhiteli-vologodskoi-oblasti-v-gody-voiny-proto (дата обращения: 05.09.2020).

20. Сергий (Тихомиров), еп. Черты церковно-приходского и монастырского быта в Писцовой Книге Водской пятины 1500 года (в связи с общими условиями жизни). СПб.: Тип. М. И. Акинфеева, 1905. 598 с.

21. Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии во второй половине XIX века. М.: Изд. «Золотое сечение», 2019. 754 с.

22. Справка о реабилитации, выданная ФСБ России Управление по Новгородской области внуку отца Иоанна Дядищеву Владимиру Михайловичу 25.04.2003 № Д-49.

23. ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2249. Разрядные списки выпускников Новгородской ДС за 185% год. Низшее отделение. Первый класс.

24. История Новгородского епархиального училища. Женское духовное образование в России (вторая половина XIX — начала XX века) // Школьный виртуальный музей. URL: http://museum.5322s16.edusite.ru/p11aa1.html (дата обращения 05.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.