Научная статья на тему 'К истории семьи Беллавиных'

К истории семьи Беллавиных Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
732
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бовкало А. А.

В Центральном Государственном Историческом архиве Санкт) Петербурга хранится копия метрического свидетельства, которую Василий Иванович Беллавин (будущий Патриарх Московский и всея России Тихон) представил в Санкт)Петербургскую Духовную академию при поступлении в нее в 1884 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории семьи Беллавиных»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви

2006. Вып. 2 (19). С. 11-16

К ИСТОРИИ семьи Беллавиных А.А. Бовкало

помощник заведующего библиотекой Санкт-Петербургской Духовной академии

В Центральном Государственном Историческом архиве Санкт-Петербурга хранится копия метрического свидетельства, которую Василий Иванович Беллавин (будущий Патриарх Московский и всея России Тихон) представил в Санкт-Петербургскую Духовную академию при поступлении в нее в 1884 году:

«СВИДЕТЕЛЬСТВО

По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, дано сие из Псковской Духовной Консистории, за надлежащим подписом и приложением казенной печати, на основании 1047 ст[атьи] IX Т[ома] Св[ода] Зак[онов] в том, что в метрической книге Воскресенской церкви погоста Клина Торопец[кого] уезда за тысяча восемьсот шестьдесят пятый год в части первой о родившихся под № 4 значится: января девятнадцатого родился, двадцать третьего числа крещен Василий. Родители его: одного погоста священник Иоанн Тимофеев и жена его Анна Гаврилова. Восприемниками были: погоста Борка священник Петр Малиновский и погоста Петра и Павлова священническая жена Татьяна Спиридонова. Таинство крещения совершил погоста Борка священник Петр Малиновский с дьячком Иваном Карзовым и пономарем Василием Черепниным.

Г. Псков. Августа второго дня. Тысяча восемьсот восемьдесят четвертого года. Свидетельство это выдается для представления в С[анкт]-Петербургскую Дух[овную] Академию.

Член консистории [подпись] Протоиерей Алексий Дегожский

Секретарь [подпись]

И. д. столонач[альника] [подпись]1»

Копия свидетельства хранится среди документов тех студентов, фамилии которых начинаются на букву «Т», поскольку в метрической книге не была указана фамилия отца будущего св. Патриарха, а

1 ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 1037. Л. 1.

только его отчество — Тимофеев, хотя фамилия Беллавиных встречаются среди учеников Псковской Духовной семинарии уже в 1826 году2. Подобные случаи в метрических книгах встречаются не столь уж редко. Из лиц, участвовавших в крещении, известна пока лишь судьба пономаря Василия Черепнина: он служил в этом погосте до выхода за штат и умер 29 декабря 1899 года3. О предках же Святейшего Патриарха Тихона опубликована работа4.

Священник Иоанн Беллавин5 впоследствии был переведен в Преображенскую церковь г. Торопца. Он стал также благочинным одного из округов Торопецкого уезда и членом правления местного духовного училища, в котором учились его дети. Жила семья Беллавиных в домике при церкви. У Василия Беллавина было три брата. Старший — Павел — родился 14 января 1857 г., пройдя общеобразовательный курс Псковской Духовной семинарии, он в 1877 г. поступил в Санкт-Петербургский историко-филологический институт и окончил его в 1881 г. по разряду русской словесности со званием учителя гимназии. За неимением свободных вакансий по Ведомству народного просвещения Высочайшим повелением от 17 августа его освободили от обязательной службы по министерству6. Он выразил желание

2 См.: Там же. Д. 1592. Л. 7-8.

3 См.: Псковские епархиальные ведомости. 1900. № 2. С. 29.

4 См.: Новиков Н.С. Колыбель опального Патриарха. Псков, сельцо Михайловское: «Робин», 1999.

5 Священник Иоанн Тимофеевич Беллавин упоминается как священник погоста Клин и благочинный одного из округов Торопецкого уезда в «Памятной книжке Псковской губернии на 1867 год» (с. 92). В «Памятной книжке... на 1881 год» как член совета Торопецкого Духовного училища он упомянут (с. 91), на 1882 год (с. 62); последний раз — на 1889 год (с. 91) как член правления этого училища. Кроме того, он был и благочинным II округа Торопецкого уезда («Памятная книжка... на 1886 год», с. 120; последний раз — на 1888 год, с. 148). Точной даты смерти о. Иоанна Беллавина пока не удалось установить. В.А. Бахревский утверждает, что о. Иоанн умер в год смерти императора Александра III, осенью 1894 года (см.: Бахревский В.А. Святейший Патриарх Тихон. М., 2001. С. 140). В книге «У истоков великой музыки. Поиски и находки на родине М.П. Мусоргского» (Л., 1989) Н. Новиков пишет: «...Следующим летописцем родины Мусоргского стал священник Иоанн Беллавин. В архиве хранится его дневник на двадцати страницах, аккуратно исписанных убористым почерком, где подробно рассказывается об истории края, быте, правах и взаимоотношениях прихожан. Дневник ценен тем, что его заполнял человек, знающий здешних жителей от рождения до смерти» (с. 189); «Еще более значительный для истории факт — сын по-шивкинского священника Василий Иванович Беллавин стал в 1917 году Патриархом Московским и всея Руси» (с. 191). Безусловно, обнаруженный дневник о. Иоанна Беллавина очень интересен и еще раз свидетельствует о любви к Родине представителей рода Беллавиных, но священник погоста Пошивкина Торопецкого уезда Иоанн Беллавин, умерший 23 апреля 1894 г. (Псковские епархиальные ведомости. 1894. № 10. С. 147), был лишь дальним родственником Святейшего Патриарха Тихона.

6 См.: Пятидесятилетие Петроградского историко-филологического института: Биографический словарь лиц, окончивших курс института. Ч. 1 Вып. I—XXIII (1871—1893). Под ред. В.В. Латышева. Пг., 1917. С. 177.

служить по учебно-духовному ведомству, и с 22 ноября 1881 г. был назначен учителем латинского языка Сызранского Духовного училища, но через два года, в 1883 г., умер7.

О втором брате Иоанне известно, что он родился 7 октября 1859 г. в Клину. Был учителем Закона Божия в Торопецком мужском приходском училище. Умер в начале 1890-х годов8.

Младший брат Святейшего Патриарха, Михаил, родился в То-ропце 24 сентября 1873 года. Окончив Торопецкое Духовное училище, он поступил учиться в Псковскую, а после четвертого класса перешел в Холмскую Духовную семинарию, где ректором был будущий Святейший Патриарх, и окончил ее в 1895 году. В 1888 г. он приехал к брату, служившему уже на Аляске, и с 1 декабря 1898 г. служил псаломщиком в церкви г. Бриджпорт. 1 ноября 1899 г. Владыка Тихон назначил его своим личным секретарем и библиотекарем. М.И. Беллавин «с особым рвением занимался приведением в порядок» библиотеки, «заботясь о ее ценности и сохранности». Но, отличавшийся слабым здоровьем, 21 ноября 1902 г. он скончался от паралича сердца9. По заказу М.И. Беллавина для Торопецкого Духовного училища «в Почаевской лавре монахом-художником были написаны на полотне прекрасные иконы Спасителя и Богоматери (копия Васнецовской — во Владимирском соборе в Киеве), иконостасного размера, для предполагавшейся к устройству домовой церкви при училище. Св[ятые] иконы получены и находятся в училищном зале, где совершаются общие молитвы пред учением (согласно воле г. Беллавина)... От того же благотворителя Торопец-кое училище имеет прекрасную фисгармонию и две отличных скрипки для учеников и получило большой взнос в “общество вспомоществования учащимся в Торопецком Духовном училище”»10. В память о М.И. Беллавине в Торопецком Духовном училище была учреждена стипендия11.

В 1888 г. после окончания Санкт-Петербургской Духовной академии Василий Беллавин был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Псковскую Духовную семинарию (с 9 июля). 14 декабря 1891 г. он принял монашество с именем Тихон, а 22 декабря был рукоположен во иеромонаха.

7 См.: Церковный вестник. 1881. № 50. С. 344; Пятидесятилетие... С. 177.

8 См.: Новиков Н.С. Указ. соч. С. 47.

9 См.: Ф. П. Михаил Иванович Беллавин [Некролог] // Американский православный вестник. 1902. № 23—24. С. 502—505.

10 Зимин Н. Из жизни Торопецкого духовного училища // Псковские епархиальные ведомости. 1904. № 11. С. 259—264.

11 См.: Анна Гавриловна Беллавина [Некролог] // Псковские епархиальные ведомости. 1904. № 15. С. 366—368.

Определением Святейшего Синода от 12—17 марта 1892 г. иеромонах Тихон был назначен инспектором Холмской Духовной семинарии, и с тех пор его церковное служение проходило за пределами Псковской епархии, но он часто приезжал в Торопец, где проживала его мать.

Уже будучи ректором Холмской Духовной семинарии, архимандрит Тихон в июне 1896 г. побывал в Торопце, а 21 июня 1896 г. сопровождал епископа Псковского и Порховского Антонина (Державина) в его поездке в погост Якшин Торопецкого уезда12. 19 октября 1897 г. в Санкт-Петербурге состоялась хиротония архимандрита Тихона во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. На обратном пути из Петербурга к месту своего служения новый епископ «побывал на своей родине в г. Торопце, где, прожив пять дней, участвовал в совершении всенощных бдений и молебнов, а также посетил духовное училище. В пятницу, 7 ноября, преосвященный Тихон с вечерним поездом» отбыл из Торопца13 . Через год состоялось его назначение в Америку. «Преосвященный Тихон (Беллавин), вновь назначенный епископ Алеутский и Аляскинский, — сообщали “Псковские епархиальные ведомости”, — посетив 13—14 октября на пути из места своего прежнего служения г. Псков, прибыв в свой родной Торопец 17 минувшего октября, в 11 часов дня, и в первый день никуда не выезжал. 18 октября он пред литургиею прибыл в [Корсунско-Богоро-дичный. — Авт.] собор, где был встречен всем торопецким духовенством; после же литургии, отслужив акафист Божией Матери и сказав речь, он, в сопровождении настоятеля собора священника В.Д. Щукина, посетил местного предводителя дворянства, городского голову, исправника и других; 19-го — побывал у всех священников, в духовном училище, а также у смотрителя оного Н.С. Зимина; 21-го — служил литургию в соборе, после которой совершил царский молебен, а вечером служил всенощное бдение в Казанской церкви14. В этот день он снялся со всем торопоградским духовенством у фотографа. 22-го преосвященному Тихону был предложен в доме о. Владимира Щукина от духовенства обед, на котором было произнесено много тостов и пропеты многолетия за преосвященнейших Антонина и Тихона; 23 октября в 8 часов утра владыка отбыл из Торопца в С[анкт]-Петербург»15.

12

12 См.: Хребтов Д. Посещение Преосвященнейшим Антонином погоста Якшина Торопецкого уезда // Псковские епархиальные ведомости. 1896. № 16. С. 287—288.

13 См.: Пребывание Люблинского епископа в Псковской епархии // Псковские епархиальные ведомости. 1897. № 22. С. 398—399.

14 С Рождества 1991/1992 г. в Казанской церкви Торопца возобновились богослужения.

15 См.: Пребывание Алеутского епископа в г. Торопце // Псковские епархиальные ведомости. 1899. № 1. С. 10—11.

31 мая 1903 г. епископ Тихон снова приехал в Торопец. На следующий день, 1 июня, он служил раннюю литургию в Вознесенском кладбищенском храме, а после нее — панихиду на могиле отца и братьев. 7 июня он молился за всенощным бдением в Кор-сунско-Богородицком соборе, выходил на литию и читал акафист перед чтимой Корсунской иконой Божией Матери. А 8 июня в том же соборе он совершил позднюю литургию в сослужении всего то-ропоградского духовенства. После литургии Владыку от лица духовенства и жителей Торопца приветствовал соборный священник Константин Беллавин. В ответной речи Владыка Тихон говорил о своей духовной связи с Торопцом и его жителями и о всегдашнем молитвенном общении с ними. «И сейчас молю Всевышнего, — закончил он свою речь, — да укрепит Он у вас то благочестие, каким отличались предки торопчане». После молебна епископ Тихон совершил на соборной площади чин освящения воды по случаю открывавшегося в этот день крестного хода по городу с Корсунской иконой Божией Матери. 12 июня Владыка Тихон отбыл из Торопца в Псков и Петербург16.

20 июня 1903 г. Преосвященный Тихон был вызван для присутствия в Святейшем Синоде17, а 16 и 17 декабря уволен во вверенную ему епархию18. «22 декабря Его Преосвященство предполагал уехать из С[анкт]-Петербурга в Торопец и там провести Рождество в родном доме», а 28 декабря отбыть из Торопца прямо за границу19. Это был его последний приезд к матери. Анна Гавриловна «последние годы жила почти безвыходно в своем уютном, скромном домике при Спасской церкви, прикованная к креслу тяжелым недугом — водянкой. Этот тихий домик в оригинальном тупике, имеющий пред собою красивый и прибранный цветник, был известен всему городу, — так как любящий и почтительный сын... — Преосвященный Тихон, когда бывал в Торопце, всегда останавливалтся... у матушки... Матушка родного торопчанам архипастыря... вследствие посещений Владыки пользовалась общею известностью и симпатиями, особенно в среде духовенства и бедных, которые всегда находили сочувствие и помощь одинокой старицы... [Она] в страданиях своих находила утешение видеть и чувствовать на себе защиту единственного далекого сына-святителя. Когда для духовного

16 См.: Рюриков М., свящ. Посещение г. Торопца Преосвященным Тихоном, Епископом Алеутским и Северо-Американским // Американский православный вестник. 1903. № 15. С. 249-250.

17 См.: Высочайшее повеление // Церковный вестник. 1903. № 27. С. 1.

18 См.: Высочайшее повеление // Там же. 1904. № 1. С. 1.

19 См.: Радостные Новогодние вести // Американский православный вестник. 1904. № 1. С. 3.

училища был сделан увеличенный фотографический портрет умершего в Америке младшего ее сына (Михаила), во имя которого в училище учреждена стипендия, — матушке был показан портрет Михаила и предложено, — не пожелает ли она для себя иметь такую увеличенную карточку, она спокойно и с верной любовью ответила: «Зачем мне большой портрет? Они живые, предо мною... И Владыка часто, пишет мне... Я любовь их чувствую. Закрою глаза, — и вижу их, как живых, пред собой... И почившего и далекого... Храни их Господь!»20

Анна Гавриловна скончалась в возрасте 72 лет 29 апреля 1904 года. В своей епархии епископ Тихон служил панихиду по новопреставленной Анне, а 3 мая, в день погребения, — заупокойную литургию21. Отпевание совершало торопоградское духовенство. С особого разрешения епископа Арсения (Стадницкого) «в отпевании и проводах к месту последнего земного упокоения принимали участие учащие и учащиеся Торопецкого Духовного училища»22. Погребена Анна Гавриловна рядом с мужем у Вознесенской кладбищенской церкви с их сыновьями Павлом, Иоанном, Михаилом. До сих пор верующие торопчане с любовью ухаживают за могилами иерея Иоанна и Анны и поддерживают их в должном порядке. В настоящее время над могилой установлена часовня.

The Bellavin's Family Story A.A. Bovkalo

The article contains Vasiliy Ivanovich Belavin's (Patriarch Tikhon's) certificate of birth, the venerable hierarch's family tree and profile of his next of kin.

20

20 Анна Гавриловна Беллавина [Некролог] // Псковские епархиальные ведомости. 1904. № 15. С. 367.

21 См.: С. Ф. Анна Беллавина // Американский православный вестник. 1904. № 10. С. 201.

22 Анна Гавриловна Беллавина... С. 367.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.