Научная жизнь
ТОРОПЕЦКИЕ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
В. М. Воробьёв
Празднование 1000-летия крещения Руси 12 июня 1988 г. стало точкой отсчёта новейшей истории Русской Православной Церкви, духовной и светской истории России.
Более двух веков, с Петровской эпохи, в стране не было патриаршества, а Священный Синод всё это время был, по сути, министерством в подчинении светской чиновной власти.
В 1917 г. на патриарший престол был избран достойнейший — полный любви к людям и простоты, доброжелательный и беспорочный митрополит Московский и Коломенский Тихон.
Святитель возглавил Церковь, пожалуй, в самое сложное время, с дней большевистского переворота. Но он смог сохранить и укрепить внутреннее православие. Патриарх своими словами, поступками, всей своей жизнью учил побеждать не оружием, а духом.
Патриарх Тихон стоял над политикой, над схваткой. Порицая красных, он не благословил, однако, и белого движения.
Белым был — красным стал: кровь обагрила.
Красным был — белым стал: смерть побелила.
Святитель пробыл 13 месяцев в заключение, но, пожалуй, более тяжкой порой его жизни было время пребывания на свободе в течение всех недолгих лет патриаршества (с 1917 по 1925 г.), которое и было непрестанным подвигом мученичества.
9 октября 1989 г. Архиерейский Собор причислил патриарха Тихона к лику святых Русской Православной Церкви.
Весь род Беллавиных на протяжении нескольких поколений верой и правдой служил Богу и государю императору. Предки патриарха отмечались «за добродушие», «за миролюбивую жизнь», «за скромный характер», «за добрую нравственность».
В четырёхлетием возрасте Василий Белавин вместе с семьёй прибывает из села Клин, где он родился 31 января 1865 г., в уездный город Торопец, куда настоятелем Спасо-Преображенского храма был переведён его отец иерей Иоанн Беллавин.
«А Торопец тем знаменателен, что похож на Москву необычайным обилием церквей, в маленьком городке церкви на каждом шагу. Все старинные и довольно красивые. Всего храмов 19, а жителей в городе — 7 тысяч. Есть в нём и местная святыня, древняя Корсунская икона Божией Матери, известная в русских летописях
с самых первых времён христианства на Руси. Жизнь в городе была крайне патриархальная, со многими чертами старинного русского быта», — так писали о Торопце в начале XX в.
В Торопце Василий окончил духовное училище, отсюда он уехал учиться в Псковскую семинарию, затем в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В 26 лет Василий Иванович принимает монашество, получая имя Тихон — в честь святого Тихона Задонского. И где бы ни служил святитель Тихон: в Польше, Америке, Ярославле, Вильно, Москве, — он всегда помнит и свято чтит свою родную торопецкую землю. Он постоянно жертвовал крупные суммы денег из своих личных сбережений на стипендии сиротам и детям бедных родителей — учащимся Торопецкого духовного училища. Родные места владыка Тихон посещал в разные годы. Так, с 1896 по 1907 г. он был в Торопце восемь раз. При посещении города владыка не обходил вниманием своих земляков: посещал храмы, молился, как простой прихожанин, совершал богослужения, встречался с теми, кто ждал его помощи, совета.
В 1903 г. во время посещения Торопца в ответной речи духовенству города владыка Тихон говорил о своей духовной связи с Торопцем и его жителями, о всегдашнем своём молитвенном общении с ними. «И сейчас молю Всевышнего, — закончил он свою речь, — да укрепит Он в вас то благочестие, каким отличались предки торопчан».
В ноябре 1997 г. в честь 100-летия архиерейской хиротонии и 80-летия патриаршей интронизации святителя Тихона в Торопце впервые в России состоялись научные чтения «Патриарх Московский и всея России Святейший Тихон. Личность, эпоха, наследие». В них приняли участие учёные, краеведы, представители прессы из Москвы, Твери, Великих Лук и Торопца. Во время чтений участники не раз вспоминали слова святителя в день его избрания на Патриарший престол: «Сколько мне придётся глотать слёз и пускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую годину! Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во все дни».
И все дни его патриаршества были постоянным умиранием за свой народ, за все церкви российские, как предрёк он себе в день избрания. Только забывшие, предавшие, распявшие Бога могли занести руку над святыми отцами. Расстрелян в застенках Торопецкой тюрьмы епископ Великолукский и Торопоградский Иоанн Торянский. Расстрелян священник храма Рождества Пресвятой Богородицы Александр Ратьковский. Взрывались в Торопце храмы святые — Благовещенский, Воскресенский, Ильинский, Входо-Иерусалимский, Михаило-Архангельский...
Но в годину столь страшных испытаний Торопцу, можно сказать, всё-таки в какой-то степени и повезло... В городе чудом уцелел дом Беллавиных, где провёл детские годы святитель, куда он часто приезжал, будучи облечённым в сан, где последние часы жизни провели его благочестивые родители. На этом доме в 1997 г. во время чтений была установлена мемориальная доска, которую открыли торопец-кие священники, глава города А. В. Михайлов и академик РАЕН, учёный-богослов В. А. Никитин.
Сохранился Спасо-Преображенский храм, ныне вновь действующий, где служил отец патриарха.
Во время гонений на церковь было разрушено надгробие на могиле родителей и братьев патриарха Тихона. Торопчане на свой страх и риск установили скромный памятник с надписью «Здесь покоится прах раба Божьего Иоанна и рабы Божьей Анны». В 1997 г. на могиле родителей и братьев патриарха была возведена часовня, а в 2001 г. — гранитное надгробие с крестом. В храме Вознесения Господня хранится частица мощей святителя Тихона.
В 2005 г., в год 140-летия со дня рождения святителя Тихона и 80-летия его блаженной кончины, в Торопце решением Синода Русской Православной церкви открыт Свято-Тихоновский патриарший женский монастырь.
В городе есть и другие объекты — немые свидетели пребывания владыки Тихона в Торопце: Спасо-Преображенская церковь, Корсунско-Богородицкий Собор, храм во имя Казанской иконы Божией Матери, здание бывшего Торопецкого духовного училища.
В начале 2000-х гг. архиепископ Тверской и Кашинский Виктор и Епархиальный Совет приняли решение о проведении ежегодной Торопецкой Свято-Тихоновской международной православной конференции «Пастырь добрый». Первая из них прошла в 2004 г., и с тех пор каждый год в начале февраля Торопец гостеприимно принимает богословов, историков, культурологов, философов, филологов, краеведов, библиотечных, архивных и музейных работников России и других стран, предлагая им и научную, и обширную культурную программу конференции.
Начиная с 1У-й конференции издаются сборники докладов и материалов этого научно-духовного форума. Оргкомитет конференции инициирует и реализует программу публикации других книг, связанных с духовной и светской историей и культурой Торопецкой земли, — как вновь написанных, так и изданных прежде, в ХУШ-ХХ вв. Среди вышедших из печати — «Исторические, географические и политические известия, до города Торопца и его округа касающиеся» отца Петра Иродионова (СПб., 1778), капитальный том «Торопецкая старина» профессора И. И. Побойнина (М., 1902), «Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковской епархии» отца Владимира Щукина (СПб., 1894), современные книги: «Житие патриарха Тихона», труды историка-краеведа Ю. Г. Попова «Торопец патриарха Тихона» и «Торопецкие подвижники благочестия», сборник стихов В. М. Воробьёва «Торопчане», альбом «Земля Торопецкая».
В 2007 г. на сохранившемся в центре города доме торопоградского благочинного, историка города и друга патриарха Тихона отца Владимира Щукина открыта памятная доска. В 2008 г. над городом впервые за многие десятилетия разлился малиновый колокольный звон: на звоннице отреставрированного храма Преображения Господня, в котором прежде служил отец патриарха, были установлены и освящены колокола — личный дар Губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина. Каждый год в рамках конференции происходит какое-либо знаковое событие. В доме, где в детстве жил будущий патриарх, открыт музей, посвящённый ему и всему семейству Белавиных. В 2010 г. установлена памятная доска на доме, где жил
его соратник отец Феодор Белавин. Наконец-то делаются шаги к возвращению исторических топонимов в центре Торопца. Во исполнение рекомендаций УП-й конференции (февраль 2010 г.) городские власти начали работу по возвращению улице Соловьёва (террорист, стрелявший в царя-освободителя Александра II) прежнего именования — Казанская, в честь находящейся на ней Казанской церкви, в которой возобновлено богослужение.
Приведём краткий обзор трёх последних по времени конференций «Пастырь добрый», состоявшихся в 2008-2010 гг. В них традиционно принимали участие архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, священство Тверской епархии. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, высшие областные чиновники исполнительной и законодательной ветвей власти, руководители Торопецкого района и города Торопца, представители многих муниципальных образований Тверской области. Огромный зал Дома культуры на 600 мест едва мог вмещать всех желающих, среди которых было немало учащихся. Концерт классической и народной музыки, выступления вокалистов достойно завершали этот праздник духа, мысли и творчества.
У-я конференция (2008 г.) рассматривала преимущественно вопросы, связанные с деятельностью Церкви в сфере образования и просвещения. Но были прочитаны и доклады на более общие темы либо посвящённые непосредственно святителю Тихону и его ближайшим сподвижникам. Именно таким было выступление постоянного участника конференций, старшего научного сотрудника Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета Н. А. Кривошеевой (Москва) «Новому -ченики Русской Православной Церкви - члены Поместного Собора 1917-1918 гг.». Неоспорим её вывод: «... члены Собора своим примером исповедничества и мученичества явили православному миру величие и святость Священного Собора».
С глубоким вниманием было выслушано выступление Г. Н. Машковой, директора Института экспертизы образовательных программ и государственноконфессиональных отношений (Москва) «О национальной программе "Духовнонравственная культура подрастающего поколения России”». Основной задачей научно-исследовательской деятельности в рамках Программы является обоснование новой научно-образовательной области в государственной системе образования и культуры. Обобщён лучший педагогический опыт преподавания «Основ православной культуры», проведено более 15 научных конференций и семинаров по проблемам духовно-нравственной культуры и преподаванию «Основ православной культуры», разработаны концепция и основное содержание учебного предмета «Православная культура».
Доктор философии В. А. Никитин (Москва) подробно проинформировал участников конференции о работе руководимого им направления «Церковь и культура» на только что прошедших XVI Международных образовательных Рождественских чтениях в Москве.
Доклад профессора, первого проректора Государственной академии славянской культуры М. Н. Громова (Москва) «О гармонизации светского и духовного образования в России» стал и глубоким анализом вопроса, и поводом для размышлений о том, как же, какими путями и средствами добиться этой гармонизации.
Трудно не согласиться с выдающимся философом и культурологом в том, что, «как во времена преподобного Сергия и патриарха Гермогена, наша эпоха требует соборного единения и активного соработничества тех здоровых сил и тех неравнодушных сограждан, коим дорога судьба нашего многострадального Отечества».
Доклад кандидата философских наук Н. А. Куценко (Москва) «Духовное образование в России в XVIII в. и новые веяния XIX в.», подготовленный по редким архивным материалам, стал образцом исследования, перебрасывающего мосты между прошлым и настоящим и показывающего актуальность методик и содержания, наработанных в разное время российскими духовными образовательными учреждениями.
Положительный опыт в сфере православного воспитания представлен директором Дома детского творчества Торопца Е. В. Леонтьевой в докладе «Школа православного воспитания и современное образование: связь времён».
Наконец, профессор-культуролог В. М. Воробьёв {Тверь) прочитал доклад «Деятельность бежецкого духовенства и светской власти в сфере образования и воспитания в XVIII - начале XX в.», в котором, отметив заслуги городской Думы и земства, сделал вывод, что «бежецкое духовенство внесло весомый, пожалуй, самый существенный вклад в становление народного образования в городе и деревне, в религиозно-нравственное воспитание населения».
У1-я конференция (2009 г.) отличалась очень разносторонней тематикой докладов. Среди них: А. А. Бонка. Iо (Санкт-Петербург). «Св. Патриарх Тихон и Санкт-Петербургская духовная академия»; В. М. Воробьёв, В. А. Верушкина {Тверь) «О происхождении и значении фамилии БЕЛАВИН», М. Н. Громов {Москва) «Аскетическое направление в отечественной истории и культуре»; Е. А. Иванова {Воронеж') «Митрополит Пётр (Полянский) в период патриаршества святителя Тихона»; В. Д. Ирзабеков {Москва) «Пятый источник Благодати»; И. А. Кривошеева {Москва) «В годину тяжкую Богом избранный...»; К. А. Семёнов {Москва) «Реакция святителя Тихона и Священного Собора 1917-1918 гг. на расстрел царя Николая II»; протоиерей Димитрий Смирнов {Москва) «Православное пастырство».
Все они были выслушаны с вниманием, но особенно запомнились несколько выступлений. Профессор М. И. Громов убедительно показал, что «одним из источников, дававших силы Святейшему, была аскеза, которая отсекает мирские, суетные, преходящие влечения и позволяет сконцентрировать все физические, душевные и духовные способности личности ради служения избранному идеалу». Е. А. Иванова обстоятельно рассказала об одной из ключевых фигур РПЦ после большевистского переворота - митрополите Петре (Полянском), сделав вывод, что он «продолжил основные направления деятельности почившего Святителя: сохранение единства Церкви перед лицом обновленческого раскола и установление взаимоприемлемых отношений между Русской Церковью и Советским государством... Митрополиту Петру удалось окончательно вытеснить обновленцев на окраину русской церковной жизни». Публицистически заострённое выступление известного богослова, проректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, протоиерея Димитрия Смирнова не оставило равнодушным никого, тем более что, помимо
глубоких размышлений о смысле и сути православного пастырства, докладчик настоятельно обращал внимание на необходимость увековечения памяти о патриархе Тихоне в торопецкой городской топонимии.
УП-я конференция (2010 г.) была посвящена новомученикам и исповедникам российским XX в. Она была представительной, как никогда прежде, по числу докладчиков. Выделим по глубине анализа материала и степени его теоретического обобщения следующие из прочитанных докладов: о. Александр Мозырин (Москва) «Смысл и значение подвига новомучеников и исповедников Российских»; протоиерей Анатолий Фролов {Клин) «Святитель Тихон и новомученики российские»; профессор М. Н. Громов {Москва) «Русская Голгофа XX в.»; академик РАЕН В. А. Никитин {Москва) «Патриаршее преемство на рубеже веков»; научный сотрудник Музея русской культуры 3. И. Градова {Сан-Франциско) «Святые русского зарубежья. Святитель Иона Ханькоуский»; ректор Государственной академии славянской культуры, профессор А. К. Конёнкова {Москва) «Патриарх Тихон в Москве»; научный сотрудник мемориального комплекса «Медное» Е. Н. Образцова {Тверь) «Торопецкий священник Феодор Беллавин (по материалам архивноследственных дел)».
В этих докладах глубоко и искренне были озвучены принципиальные для сегодняшнего и завтрашнего дня России и всего православного мира идеи преодоления наследия богоборческой власти, непредвзятой и всесторонней оценки всех сторон российской истории XX в., формирования и реализации специальных проектов, посвящённых памяти новомучеников и исповедников российских, в том числе изучению их биографий, мест жизни и деятельности, сбору документальных и иных материалов, разработке экскурсионных и паломнических маршрутов по этой тематике, издательской деятельности.
Так, открытием для многих участников конференции стало скрупулёзное исследование профессора А. К. Конёнковой о московских адресах святейшего патриарха Тихона, поддержанное представительным и очень информативным видеорядом. Тверской исследователь Е. Н. Образцова сумела извлечь из становящихся всё более недоступными архивов ФСБ уникальные материалы о священнике Феодоре Беллавине, дав пример профессионализма историка и исполнения гражданского долга. Надёжные связи установились с Музеем русской культуры Сан-Франциско с приездом в Торопец и выступлением на конференции 3. И. Градовой. Через столетие после возвращения владыки Тихона из Америки его святое имя вновь связало научное и духовное сообщество двух стран.
Торопецкая Свято-Тихоновская православная конференция набирает силу, а её Оргкомитет, вероятно, станет постоянно действующим и будет рассматривать все ключевые вопросы взаимодействия Церкви, власти и гражданского общества в Тверской области, их солидарных действий во благо людей.