Научная статья на тему 'ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ С ОВЗ. ЗАДАЧИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ С ОВЗ. ЗАДАЧИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
актуальность / проблема / дважды особенные / одаренные дети / включение / равные возможности / индивидуальность / участники процесса / специальные учебные заведения / финансирование / совместное / преимущества. / relevance / problem / doubly special / gifted children / inclusion / equal opportunities / individuality / participants in the process / special educational institutions / financing / joint / advantages.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева Татьяна Яковлевна

в статье обсуждаются проблемы инклюзивного обучения одаренных детей и детей с ОВЗ, включение таких детей в общую систему образования, особые образовательные потребности, сложности выделения особых детей из основной массы обучающихся, интегрированное и инклюзивное обучение, преимущества совместного обучения всех детей, проблемы предоставления детям равных возможностей для образования; принципы инклюзивного образования, необходимые условия для его развития; совершенствование образовательных программ, обсуждение на международном уровне проблем инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIFTED CHILDREN AND CHILDREN WITH DISABILITIES. TASKS OF INCLUSIVE EDUCATION

the article discusses the problems of inclusive education of gifted children and children with disabilities, the inclusion of such children in the general education system, special educational needs, the difficulties of distinguishing special children from the bulk of students, integrated and inclusive education, the advantages of joint education of all children, the problems of providing children with equal opportunities for education; the principles of inclusive education, the necessary conditions for its development; improvement of educational programs, discussion of the problems of inclusive education at the international level.

Текст научной работы на тему «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ С ОВЗ. ЗАДАЧИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ С ОВЗ. ЗАДАЧИ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Ткачева Т.Я.

Ткачева Татьяна Яковлевна - учитель, отделение дополнительного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «МОК №2»,

г. Воронеж

Аннотация: в статье обсуждаются проблемы инклюзивного обучения одаренных детей и детей с ОВЗ, включение таких детей в общую систему образования, особые образовательные потребности, сложности выделения особых детей из основной массы обучающихся, интегрированное и инклюзивное обучение, преимущества совместного обучения всех детей, проблемы предоставления детям равных возможностей для образования; принципы инклюзивного образования, необходимые условия для его развития; совершенствование образовательных программ, обсуждение на международном уровне проблем инклюзивного образования.

Ключевые слова: актуальность, проблема, дважды особенные, одаренные дети, включение, равные возможности, индивидуальность, участники процесса, специальные учебные заведения, финансирование, совместное, преимущества.

GIFTED CHILDREN AND CHILDREN WITH DISABILITIES. TASKS OF INCLUSIVE

EDUCATION Tkacheva T.Ya.

Tkacheva Tatyana Yakovlevna - Teacher, DEPARTMENT OF ADDITIONAL EDUCATION, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION LYCEUM "MOC NO2",

VORONEZH

Abstract: the article discusses the problems of inclusive education of gifted children and children with disabilities, the inclusion of such children in the general education system, special educational needs, the difficulties of distinguishing special children from the bulk of students, integrated and inclusive education, the advantages of joint education of all children, the problems ofproviding children with equal opportunities for education; the principles of inclusive education, the necessary conditions for its development; improvement of educational programs, discussion of the problems of inclusive education at the international level.

Keywords: relevance, problem, doubly special, gifted children, inclusion, equal opportunities, individuality, participants in the process, special educational institutions, financing, joint, advantages.

УДК 37

Проблема инклюзивного образования в общеобразовательной школе сейчас очень актуальна. Есть заболевания, которых становится больше, например аутизм. Почему-то цифры растут. Может потому, что детей с особенностями стали лучше выхаживать. Также и родители смелее и чаще заявляют о таких детях.

Из основной массы обучающихся выделяются дети одаренные, дети с ОВЗ, а также одновременно обладающие и одаренностью, и инвалидностью. Важно правильно дифференцировать таких детей, заметить, выделить их из общей массы. Это сложно. Ведь просто одаренные, талантливые дети без ОВЗ уже сложные, не обычные, особенные дети, и их непохожесть на других часто вызывает неприятие в обществе сверстников и трудности в социальной адаптации. Поэтому одаренные дети нуждаются в инклюзии, так как у них есть «особые образовательные потребности». Это дети с врожденными интеллектуальными способностями, для которых стандартная общеобразовательная программа бывает не очень интересна. В то же время ребенок может быть одаренным и иметь плохую успеваемость. Одаренность может быть разнообразной: дети с академической одаренностью, лидерской, художественно-эстетической, спортивной, творческой одаренностью, которая является самой сложной и проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении. Дети, обладающие одаренностью могут иметь и некоторые нарушения здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья страдают от разных физических, речевых, психоэмоциональных и поведенческих проблем, которые вызывают трудности для полноценной социализации и обучения. У особого ребенка могут быть диагнозы, которые посторонние люди могут определить, увидеть сразу; нарушения, которые можно понять, определить, взаимодействуя с ребенком, понаблюдав за ним; трудности, которые посторонний человек не заметит сразу, и даже учитель, не разобравшийся в истинных причинах неуспеваемости, может необоснованно обвинять ребенка в лени и высказывать свои претензии родителям.

Очень долго система образования делила детей на обычных и инвалидов. Дети с инвалидностью не имели возможность получить достойное, полноценное образование, они не могли учиться с нормальными детьми. Это несправедливо и неправильно, все дети равны. Один из способов обеспечить доступ к образованию детям с самыми разными особенностями здоровья и развития - это инклюзивное образование. Инклюзивное образование - это включение всех детей в одну систему образования, когда все дети учатся вместе независимо от их физических, интеллектуальных и других особенностей в одной школе, классе. Но необходимо соединить такие критерии, как качество обучения и социализацию. Причем качество обучения не должно страдать как для детей с ОВЗ, так и для «нормальных» детей. В совместном обучении разных детей много плюсов: для детей без ОВЗ - соседство с «особенными» детьми учит состраданию, взаимопомощи, видению мира в его многообразии; дети с проблемами здоровья стараются включиться в общий процесс обучения; каждый ученик участвует в общей деятельности, выполняет свою роль в жизни коллектива. Педагоги и родители должны взаимодействовать.

Особенного внимания достойны дети с ОВЗ, обладающие талантом, одаренностью, исключительными способностями в различных областях деятельности. Такие дети являются «дважды особенными». Это приблизительно 2% детей инвалидов. Это дети-инвалиды с физическими нарушениями здоровья, с проблемами в эмоциональном плане. Часто встречаются талантливые дети среди аутистов, дети с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью, дети с социальными проблемами в поведении. Часто ребенок имеет способности в одних областях и одновременно имеет необходимость в помощи в других областях, в зависимости от особенностей заболевания. Одаренных детей с ОВЗ, «дважды особенных» бывает очень трудно выявить, так как инвалидность может скрывать одаренность ребенка, а одаренность скрывать инвалидность. У детей с ОВЗ часто проявляются черты, типичные для одаренных детей. Часто о возможностях ребенка судят по успехам в обучении в школе. Вот, например, факторы, препятствующие определению одаренности у детей с ОВЗ: низкая продуктивность в школе; отсутствие навыков коммуникации; замедленное письмо, в результате чего ребенок отвлекается от задания, не успевает сосредоточится, теряет «нить», а учитель считает это невнимательностью. К таким детям трудно предъявить стандартное тестирование. Программы для одаренных и талантливых детей не охватывают одаренных детей с ОВЗ. А образование в специализированных школах губит их таланты учебной программой, действующей в этих учебных заведениях. При инклюзивном обучении действует принцип учета индивидуальности каждого ребенка, индивидуальные потребности всех учащихся, как здоровых, так и с нарушением здоровья. Осуществляется подход к ребенку, в основе которого лежит утверждение, что все дети разные, впрочем, как и все люди... Очень много оттенков от нормального до ненормального... Инклюзивное обучение одаренных детей предполагает то, что дети будут учиться друг у друга и у окружающих их взрослых. Люди нуждаются друг в друге, человек хочет дружить со сверстниками и ощущать поддержку. Преимущество совместного обучения всех детей неоспоримо, выигрывают все участники процесса, создается определенный гармоничный фон, который объединяет всех детей, создает естественные условия для социализации. Кроме того, все дети в инклюзивном обучении получают преимущества за счет совершенствования программ, улучшения качества обучения. Принцип инклюзивного обучения частично основан на теории Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», когда проблемы должны решаться под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками. При таком подходе к обучению может быть полнее распознана одаренность детей с ограниченными возможностями.

Итак, глобальная идея инклюзивного образования заключается в том, чтобы обеспечить детей равными возможностями. В России все общеобразовательные школы являются инклюзивными, так как все дети с ОВЗ имеют право обучаться в любой школе по закону. Дети включены в отдых, развлечения, что помогает их социализации. При этом они по- прежнему могут учиться и в специальных учебных заведениях, но, учась в таких учреждениях, дети с ОВЗ изолированы от реального общества, что еще больше ограничивает их в развитии. Но и качество услуг, предоставляемых детям с разными возможностями здоровья в общеобразовательных учебных заведениях, оставляет желать лучшего. Современное образование неспособно предоставить обществу равные возможности обучения всех детей. Причин много. Это, прежде всего, отсутствие достаточного финансирования со стороны государства для построения содержания обучения в соответствии с особыми потребностями ребенка с ОВЗ. Многим детям, в зависимости от заболевания, требуется специализированный подход. А это не просто отдельные программы для инклюзивного обучения, это индивидуальные программы для отдельного ребенка. Финансироваться должна и специальная подготовка педагога. Школы должны быть оснащены специальной материально-технической базой. И, наконец, человеческий фактор, мешающий переходить на инклюзивное образование. Это позиция родителей, которые считают, что их «нормальные» дети не получают должного внимания со стороны учителя при совместном обучении с детьми с ОВЗ. Также и педагогу трудно определить внимание в определенный отрезок времени. Итак, инклюзивное образование -это не просто совместное обучение детей с ОВЗ и детей с нормой, это сложный процесс перестройки всей педагогической системы, и мы должны научиться находиться рядом с особыми учениками. На вопрос к россиянам «Считаете ли вы, что дети с ОВЗ должны учиться вместе с обычными детьми?» четверо из пяти ответили отрицательно.

Проблемы инклюзивного образования широко обсуждаются и на международном уровне. Инициатором реализации равных прав для образования детей с ограниченными возможностями здоровья является Организация объединенных наций (ООН). Права людей с ОВЗ отражены в Декларации прав человека (1948

г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Декларации прав ребенка (1959 г.), Декларации о правах умственно отсталых лиц (1971 г.), Декларации о правах инвалидов (1975 г.). В США осуществляется политика слияния общего и специального образования, когда обучение детей с ОВЗ возможно в обычной школе по месту жительства, что получило свое начало в конце XX века. Для эффективности инклюзивного образования должны соблюдаться следующие условия: количество учащихся в классе должно быть ограничено; в школе должно быть наличие необходимых специалистов для оставления специальных индивидуальных программ. Включенное образование требует существенных материальных затрат.

Образование детей с особыми потребностями во многом зависит от традиций и уровня развития каждой страны. Совместное обучение детей с отклонениями в развитии в зарубежных странах реализуется с 90-х годов XX века. Его развитие прошло в два этапа: интегрированное образование (70-80 гг.) и инклюзивное образование (90-е гг. по настоящее время). Период Второй мировой войны и последующие годы заставили общество пересмотреть отношение к ценности человека. Стала создаваться специальная образовательная среда в системе массового образования для реализации инклюзивного образования. Большую значимость приобретает ранняя комплексная помощь ребенку с отклонениями в развитии, которая является определяющим условием успешной интеграции ребенка на следующих этапах его развития.

В скандинавских странах в основу обучения людей с интеллектуальными нарушениями был положен принцип «нормализации» (модель интеграции) (авторы Н. Бенк и Б. Нирье), суть которого состояла в том, «особенные» дети должны обучаться в окружении нормальных сверстников. В Дании парламентским решением (1969) дети с ОВЗ получают право посещать массовую школу, чтобы не быть изолированными от сверстников. В США и других ведущих европейских странах (Великобритании, 1981; Швеции, 1982 и др.) принимаются законодательные акты, закрепившие права детей с различными нарушениями на получение бесплатного образован. Во Франции Закон об образовании 1989 года закреплял права на образование всех детей, включая детей с особенностями в развитии. В рамках общеобразовательной школы предусмотрены варианты получения образования для детей с различными нарушениями: ребенок может учиться в обычном классе, по общей программе, но получать дополнительную помощь; школьник может сочетать обучение по общей и дополнительной программам; ребенок может учиться в специальном классе и по специальной программе, но вместе со сверстниками некоторые предметы общеобразовательной программы, участвовать в общешкольных мероприятиях и разделять со сверстниками многие режимные моменты (например, прием пищи...). Важно, что изменения учебных программ допускается только для детей со сниженным интеллектом, а дети с другими нарушениями обучаются по общей программе, при помощи дополнительных методов и приемов. Эффективность интеграции выразилась в общем снижении числа специальных школ.

Инклюзивное образование предполагает включение каждого участника в совместную деятельность, Учитель выступает не только в роли транслятора информации, но и в роли активного наблюдателя, способного выявить потенциальные сильные и слабые стороны каждого ученика и найти к нему подход. Переход к инклюзивному образованию не исключает и не заменяет коррекционного образования. Наоборот, коррекционные педагоги, имеющие опыт работы с учениками с ОВЗ должны очень помочь для осуществления инклюзивного образования.

Главной целью инклюзивного образования является социализация и адаптация детей в школьное сообщество. Принятие и уважение отличий, как неотъемлемых черт личности, ставится на первый план.

Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования - долгосрочная стратегия, требующая терпения, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного

Развитие инклюзивного образования в России находится в начале пути и требует активной позиции и взаимодействия властных, медицинских и социальных структур для достижения максимального эффекта. Важно начинать совместное общее образование всех детей как можно раньше, с дошкольного возраста, так как наиболее эффективных результатов включения в общеобразовательный процесс дети с ограниченными возможностями могут добиться при наиболее раннем включении в детские дошкольные учреждения.

Список литературы /References

1. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. - М.: Просвещение, 2009.

2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование, 2014. №1. С. 5-14.

3. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. - Владимир: Транзит - ИКС, 2009. -48 с.

4. Выготский Л. Педагогическая психология. Москва, АСТ Астрель, 2010

5. Инклюзивное образование: успехи и перспективы. Материалы Международной конференции «Роль семьи в развитии непрерывного инклюзивного образования».

6. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафона Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1 : Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.