Научная статья на тему 'Одаренность в сфере музыкального искусства в контексте психологического знания'

Одаренность в сфере музыкального искусства в контексте психологического знания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
692
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мильчарек Н. А.

В статье рассмотрены основные подходы к проблеме одаренности в музыкальном искусстве, представленные как в отечественной, так и в западной психологии. Определены основные критерии одаренности в музыке, дано обоснование выхода за рамки взаимосвязи "музыкальные способности музыкальная одаренность".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural gifts in music art in the context of psychological knowledge

Main approaches are considered in this article in the context of the natural gifts in the music art, presented both in domestic and western psychology. The main criteria are determined to gifts in music. It is given the basis of correlation frames in music abilities and music gifts.

Текст научной работы на тему «Одаренность в сфере музыкального искусства в контексте психологического знания»

УДК 159.928

Н.Л. МИЯЬЧЛРЕК

Омский государственный технический университет

ОДАРЕННОСТЬ В СФЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ_

В статье рассмотрены основные подходы к проблеме одаренности в музыкальном искусстве, представленные как в отечественной, так и в западной психологии. Определены основные критерии одаренности в музыке, дано обоснование выхода за рамки взаимосвязи "музыкальные способности - музыкальная одаренность".

Для выявления специфики одаренности в сфере музыки необходимо обратиться к психологической традиции, вскрывающей основания и тенденции в развитии указанного феномена, и в первую очередь — к американской психологической школе, возникшей в 20-е годы прошлого века. Инициатором исследований по проблеме музыкальной одаренности в недрах этого направления выступил К. Сишор, разработав теоретические и практические основы музыкального тестирования. В книге «Психология музыкального таланта» он поднимает вопрос соотношения одаренности и способностей, врожденности музыкальных способностей. Обозначая понятием «музыкальность» совокупность, точнее, сумму отдельных, независимых друг от друга способностей, Сишор предлагает, используя шесть разработанных им тестов на измерение: чувства высоты звуков; чувства интенсивности звуков; чувства длительности звуков; чувства консонанса; чувства ритма и объема памяти, — производить отбор музыкально одаренных детей. Музыкальный талант, как замечает Сишор, не един по своей сути, а есть иерархия независимых друг от друга талантов, и очень важно определить, насколько выражен или скрыт каждый из них. При этом, каждый из названных К. Сишором талантов (а их, по его мнению, порядка 25), определяется им как врожденный и не поддающийся воспитанию.

Критикуя взгляды названного ученого, Б.М. Теп-лов заметит: «... система Сишора покоится в сущности на признании того, что основное значение для музыкального таланта имеют простейшие сенсорные способности, т. е. способности улавливать мелкие разницы в высоте, интенсивности и длительности звуков. Эта идея ошибочна. Различение высоты, интенсивности и длительности <...> вовсе не является основой музыкальности» [13, с. 65].

Однако подобное видение одаренности в музыкальной сфере не единично, а скорее, популярно в психологических исследованиях начала XX века.

Это доказывают научные изыскания Ф. Гекера и Т. Цигена, которые выделяют пять компонентов музыкальной одаренности: сенсорный (чувствительностьк различению высоты), ретентивный (память на высоту, интенсивность и длительность звуков), синтетический (восприятие целостных структур (мелодий, мотивов)), моторный (перенесение образа звука на инструмент, голос), кдеативный (идея музыкального произведения).

Классификация, предложенная Цигеном и Геке-ром, врядли раскрывает целостность музыкальной одаренности, скорее, служит «оригинальным» вариантом несистематизированного набора отдельных

психофизиологических характеристик человека.

Т. Реис аг выдвигает идею «единой музыкальности», понимая под ней не сумму отдельных способностей, а «... способность эстетически наслаждаться музыкой..., глубокое понимание музыкальных форм и строения музыкальной фразы» [цит. по 14]. Но остается непонятным, каковы же все-таки «прямые и решающие показатели какой бы то ни было стороны одаренности» [14, с. 55].

Солидарен Г. Ревеш и по вопросу врожденности музыкальных способностей с К. Сишором, безапелляционно утверждая врожденность музыкальности, ее предопределенность: «Музыка может входить в общее образование. Искусство, наука и вообще деятельность, для занятия которой требуется специальное, врожденное, <...>, не у всех лиц имеющееся предрасположение, могут быть доступны лишь тем, кто избран для этого» [там же].

Иное понимание музыкальных способностей как основы одаренности в музыке предложено Г. Кени-гом. Он отходит от традиционного рассмотрения музыкальности как сенсорно-перцептивных функций, обращаясь к музыкальным способностям с позиции анализа основных видов музыкальной деятельности, способностей, которые необходимы для понимания, исполнения и сочинения музыки. Однако, Кениг не вскрывает психологической сущности этого вида деятельности, что по словам Б.М. Тепло-ва, «ни в коей мере не решает ни вопроса о структуре музыкальности, ни вопроса о выделении основных музыкальных способностей» [13, с. 67].

В середине XX века наметился отход от распространившейся в западной психологии понимания музыкальности как «звукоразличительной опреации», фиксируемой в тестовой деятельности.

Английский ученый X. Винг [ 17] инициирует новую волну исследований не просто перцептивных способностей, а музыкально-эстетической стороны способностей музыкально одаренных детей.

«Омузыкаливание» тестовых заданий проявляется в работах А. Зенатти и М. Станкова, которые пытаются активизировать самого испытуемого, отказаться от превращения его в «звукоразличающий аппарат» [цит. по 4, с. 3].

Появившиеся в конце XX века исследования характеризуются вовлечением в проблемное поле музыкальной одаренности опосредующих феноменов. Так, работа по созданию искусственного интеллекта привела к изучению закономерностей восприятия музыки как «искусства интонируемого смысла», что может быть включено в контекст новейших кибернетических изысканий [2,5,12].

Представители когнитивной психологии Р. Джа-кендофф и Ф. Лердал пытались осмыслить восприятие музыки с позиции операций, универсальных для многих видов познания [15].

Обобщающим английскую и американскую традиции по вопросу одаренности в музыке является труд Р. Шутер-Дайсона «Психология музыкальных способностей» [16]. В указанной работе отражено все многообразие проблематики музыкальных способностей (высотные, ритмические, мелодические, интервальные и др.), но так и не разрешена основная проблема: какова же взаимосвязь обнаруживаемых музыкальных способностей с одаренностью?

Однако при всем практическом, прикладном характере вышеназванные исследования интересны лишь в общепсихологическом контексте, подтверждая несостоятельность в определении специфики одаренности в музыке.

Теоретические и практические аспекты исследования одаренности в сфере музыкального искусства получают наибольшее развитие в отечественной психологии.

Целая плеяда исследований музыкальных способностей связана с математическими способностями и речью. КакпишетЕ.В. Назайкинский: «Рассмотрение связей музыки и речи показывает также, что не частности, не копирование музыкой отдельных речевых оборотов, а общие закономерности объединяют музыкальное и речевое восприятие. Именно здесь следует искать взаимосвязь музыки и речи, и именно здесь они гораздо значительнее и многообразнее, чем это можно было предполагать» [8, с. 282]. При этом указанный ученый акцентирует внимание на музыкально-языковой деятельности, которая связана с пониманием музыки как художественного сообщения. Эта деятельность, по его мнению, осуществляется с помощью особой системы выразительных средств, а именно, музыкального языка.

Интересны в этом аспекте работы Н.Г. Арановс-кого, В.Л. Дранкова, А. Пуанкаре, А. Бентона, Р. Якобсона. Психологическая близость музыкальной и речевой деятельности, с позиции Д.К. Кирнарской, проистекающая из близости их функций, звуковой природы и дискретно-линейного развертывания во времени, позволяют рассматривать языковую и музыкально-языковую способности речемыслительно-го порядка как функционально однородные явления [8, с. 49].

Кирнарская предлагает рассматривать музыкально-языковую способность как компонент музыкальной одаренности, ставя под вопрос традиционное мнение, что музыкальная одаренность связана именно с музыкальным слухом, памятью и чувством ритма. «Опираясь на идею об уровневой структуре способностей, где каждый уровень служит основой для развития способностей более высокого уровня, можно сказать, что музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память являются необходимым фундаментом музыкальной одаренности; музыкально-языковая способность образует как бы ее первый этаж. В свою очередь, над ней надстраиваются более высокие уровни музыкальной одаренности, о которых мы знаем пока достаточно мало. Можно предположить, что они связаны с оригинальностью и силой музыкального воображения, с другими личностными свойствами. Здесь уместна аналогия с литературным творчеством: если человек владеет языком, это еще не значит, что высказанные им мысли будут значительны и интересны, владеющий языком еще далеко не поэт и не писатель. То же и в музыке. Но не владея

языком, конечно, будучи даже незаурядной личностью, выразить себя будет невозможно» [9, с. 56].

Но, необходимо заметить, при всевозможной диверсификации проблемного поля одаренности в сфере музыкального искусства исследователи не выходят за пределы ее связи с музыкальными способностями. Причина этого кроется, на наш взгляд, в типологиза-ции одаренности. Именно выделение общей и специальной одаренности способствует порождению подобного рода заблуждений.

Что есть специальная одаренность? Как указывает Л. С. Выготский: «Всякая одаренность есть непременно специальная одаренность к чему-нибудь одному» [ 1, с. 296 — 297], а вслед за ним Б.М. Теплов пишет: «Я думаю, что более точно было бы говорить не об общей и специальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности, или — еще точнее — о более общих и более специальных моментах» [ 13, с. 32].

Иного мнения на сей счет придерживаются авторы-создатели «Рабочей концепции одаренности»: «По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить — общую одаренность; — специальную одаренность. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. <...>. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.)» [7, с, 102].

Однако не совсем понятна идея, представленная в РКО. И общая, и специальная одаренность проявляется в различных видах деятельности, но общая — задает успешность во всем, а специальная — в отдельных областях. И вот здесь обнаруживается правильность суждения Л.С. Выготского: одаренность — есть всегда одаренность к чему-нибудь одному, а дополняя его, одаренность можно рассматривать в отношении к какому-либо виду деятельности.

Ближе всего к этой мысли подошел С.Л. Рубинштейн: «Специальные способности определяются в отношении к отдельным областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности» [10, с. 480].

А следовательно, преодолеть эту дихотомию возможно лишь, определяя единую сущность одаренности, которую следует рассматривать в отношении к определенному виду деятельности и, как следствие, специальным способностям. Из чего следует, что деятельность, в русле которой обнаруживается и развивается одаренность как системное качество личности, обуславливает развитие ряда специальных способностей (музыкальных, спортивных математических и др.) и одновременно обусловлена их представленностью, динамикой развития и реализации, что нивелирует общее и специальное в одаренности.

Таким образом, автор в рассмотрении одаренности в сфере музыкального искусства отказывается от определения ее как общей, либо специальной одаренности. В нашем исследовании мы считаем необходимым рассмотреть одаренность в музыке, исходя из ее единой сущности, в соотношении с деятельностью (музыкальной) и ее частичным «продуктом» — специальными музыкальными способностями в их своеобразном сочетании.

Возвращаясь к определению музыкальных способностей и их места в одаренности, важным, на наш

взгляд, является обращение к психологическим исследованиям отечественных ученых: А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова.

Так, рассматривая ритмико-мелодическую (музыкальную) систему кодов как составляющую психологической организации слухового восприятия, А. Р. Лурия в структуру музыкального слуха включает два компонента: звуковысотные отношения, позволяющие складывать звуки в консонирующие аккорды и формировать последовательные ряды этих звуковых соотношений, входящих в состав мелодий», - и ритмические отношения, заключающиеся в «правильных чередованиях длительности и интервалов отдельных звуков» [6, с. 159].

Но здесь же Лурия замечает, что основой музыкального слуха выступает синтез указанных компонентов, сложение их в мелодические структуры, создание «соответствующих звуковых моделей». Это подтверждает идею, высказанную С.Л. Рубинштейном, что в основе всякой способности лежит обобщение, или генерализация тех или иных отношений, что позволяет индивиду переходить с одной ступени развития способностей (одаренности) на след;тощую, более высокую [10, с. 546 — 547].

Говоря о специальных способностях, С.Л. Рубинштейн замечает: «отношение между общей одаренностью и специальными способностями не является, таким образом, каким-то статическим отношением двух внешних сущностей, а изменяющимся результатом развития» [там же, с. 542], а следовательно, основная задача теории музыкальных способностей будет состоять в том, чтобы найти специфические музыкальные формы проявления этой общей закономерности.

Исходя из этого, мы можем сказать, что специальные (в нашем случае — музыкальные) способности не есть определенный не изменяющийся набор умений и навыков, а своеобразно сочетающаяся и развивающаяся сложная интегральная особенность личности, связанная с освоением достижений культуры и ее дальнейшим продвижением.

В концепции Б.М. Теплова, изложенной в работе «Психология музыкальных способностей», мы выделяем ряд ключевых для нашего исследования позиций: определить содержание музыкальных способностей как неотъемлемых качеств, необходимых для выполнения именно этого вида деятельности. Мы разделяем точку зрения Б.М. Теплова в вышеприведенных вопросах и используем ее в качестве одной из методологических основ нашего исследования.

Во-первых, ядром одаренности в музыке Теплов считает музыкальность, обозначая ее как способность эмоционально отзываться на музыку, достаточно тонко, дифференцированно воспринимать, слушать музыку.

Музыкальность, в свою очередь, связана с тремя фундаментальными компонентами:

1) ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения [13, с. 209]. Иначе говоря, ладовое чувство проявляется в восприятии мелодии, любви и интересе к слушанию музыки (звуковысот-ный слух и чувство ритма);

2) способность к слуховому представливанию, то есть, способность произвольно пользоваться звуковыми представлениями, отражающими звуковысот-ное движение (музыкальная память и музыкальное воображение) [тамже];

3) музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку,

чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его [там же].

При этом концепция Б.М. Теплова, безусловно, согласуется с основными положениями теории способностей и одаренности С.Л. Рубинштейна, где механизмом формирования способностей выступает генерализация (обощение).

Как пишет Кирнарская: «Те же способности, которые выявляет Б.М. Теплов, уже есть результат определенных обобщений, <...> Ладовое чувство появляется тогда, когда установлена некая звуковысотная система. Чувство музыкального ритма гачинается также с генерлизации временных отношений звуков» [3, с. 48].

Таким образом, вышеперечисленные музыкальные способности необходимы для занятий именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и притом необходимы для любого вида музыкальной деятельности (исполнительской, сочинительской, дирижерской).

Однако аыделение музыкальных способностей как единиц одаренности не предполагает, с позиции нашего исследования, рассматривать их как совокупность способностей, предопределяющую развитие одаренности в музыке. Анализируемая нами психологическая традиция по вопросам музыкальной одаренности, в полной мере демонстрирует ограниченность подходов к ее теоретическому и практическому осмыслению. Как правило, музыкальная одаренность эксплицируется лишь с позиций музыкальных способностей, что подтверждается исследованиями как зарубежных (Г. Ревеш, К. Сишор, Г. Кениг, Ф. Гекер, Т. Цитен и др.), так и отечественных (М.Г. Арановский, Е.В. Назайкинский, Д.В. Кирнарская) ученых.

В связи с вышесказанным автор считает необходимым выделить следующие положения (принципы), позволяющие рассматривать одаренность в музыкальном искусстве как целостное явление.

1. Одаренность в сфере музыкального искусства имеет единую сущность, где целое (собственно одаренность) не равно сумме составляющих его единиц (музыкальных способностей).

2. Музыкальные способности как специальные в одаренности с одной стороны, необходимы для успешного выполнения музыкальной деятельности (любого ее вида) и являются динамически развиваемыми и реализуемыми именно в этой деятельности единицами целого, с другой стороны, внугренне взаимосвязаны (дополняют и компенсируют друг друга) и обобщены, что позволяет осуществить переход от более простых к более сложным формам деятельности.

3. Музыкальные способности (ладовое чувство, способность к слуховому представливанию, музыкально-ритмическое чувство) определяют специфику одаренности в музыке, но успешность их реализации и динамика их развития неразрывно связаны как со всеми остальными составляющими (единицами) одаренности, так и содержат в себе свойства, присущие целому (одаренности).

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Психология, — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

2. Готсдинер А.Л. Формирование музыкальных способностей школьников в процессе обучения игре на музыкальном инструменте: Автореф. канд. дис. Л., 1967.

3. Кирнарская Д. К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности // Вопр. психол. — 1989. — №2. — С. 47—57

4. Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях // Вопр. психол. — 1988. — № 2. — С. 129—137.

5. Левочкина И.А, Психофизиологические особенности музыкально одаренных подростков // Вопр. психол. — 1988. — №4. — С. 12—19.

6. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. — 319 с.

7. Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество. — М.: Изд-во Моск. психол-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.—720с.

8. Наэайкинский Е. В. Речевой опыт и музыкальное восприятии// Эстетические очерки. М,, 1967. — С. 245—283,

9. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М., 1980. — С.91 —111.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2003, —720 с.

11. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1973. — С. 220—235.

12. Тарасов Г. С. О музыкально-слуховой деятельности // Проблемы деятельности в психологии / Тезисы к V съезду Общества психологов СССР. Ч. 1. М., 1979.

13. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / / Избр. труды. Т. I. М„ 1985. — 567 с.

14. Теплов Б.М. Способности и одаренность// Психология индивидуальных различий. М., 1961.

15. Jackendoff R., Lerdahl F. A grammatical parallel between music and language// Music, Mind & Brain. N.Y., 1982. P. 83— 114.

16. Shuter-Dyson R., Gabriel C. The psychology ol musical ability. L„ 1981., 384 p.

17. Wing H. A factorial study in musical tests // Brit. J. of Psychol. 1941. V. 31. P. 341 —348.

МИЛЬЧАРЕК Наталья Александровна, старший преподаватель, заместитель декана по воспитательной работе ФГО.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.09.2006 г. © Мильчарек H.A.

УДК 37 013 42316 35 ЕП. ЩЕРБАКОВ,

Л.А. БОГУНОВ

Омский государственный педагогический университет

РАЗВИТИЕ ОСОЗНАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА У АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

В статье представлена динамика снижения выраженности акцентуированных черт характера подростков и изменение рада личностных особенностей испытуемых в результате развития у них осознания субъективного отражения объективного мира. Кратко изложено обоснование необходимости работы с акцентуированными подростками.

Индивидуальный социокультурный опыт, приобретаемый субъектом в процессе социализации, детерминирует мыследействие данного субъекта и, таким образом, обуславливает его жизнедеятельность. Получив соответствующие установки в детстве, человек, например, может жить в состоянии постоянной тревожности, поскольку именно внешние обстоятельства и другие люди определяют и контролируют жизнь и поведение данного индивида, поскольку его собственные представления об окружающей действительности являются тормозящим фактором дл.я свободных актов действия, возникающих непроизвольно и требующих своего завершения. Отсюда — неуверенность и нерешительность. Мелькающие в голове, свободно пролетающие ассоциации или диссоциации неосознанных представлений не дают человеку оптимально понимать окружающую его действительность. И если сформирована соответствующая система знаний, то свободное мыследействие будет находиться в постоянно «подавленном» состоянии. Человек не сможет оптимально защищаться в случае возникающей и предполагаемой актуальной угрозы. И следовательно, его адаптируемость снижается. Возникает предпосылка

не только серьёзной психологической травмы, но и соматического заболевания.

Крайними формами неадекватного взаимодействия с окружающей действительностью является психопатия. Еще не патологией, но крайним вариантом нормы, граничащим с психопатией, является акцентуация характера. Наиболее явно акцентуации проявляются в подростковом возрасте. А значит, именно этот период является наиболее благоприятным для формирующего взаимодействия с субъектом, в контексте его акцентуированных черт — для формирования соответствующей системы знаний, которая сможет способствовать снижению выраженности акцентуированных черт характера, сделать школьника-подростка и будущего взрослого более адаптируемым к окружающей среде и менее уязвимым. По нашему мнению, одной из форм такого влияния на характер акцентуированного подростка может быть развитие осознания субъективного отражения объективного мира (СООМ) — того сплава идей и смыслов, основой которого является индивидуальный социокультурный опыт личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.