БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ», №4,2015
удк 612.821 Губарева J1.И. [Gubareva L.I.],
Соловьев А.Г. [Soloviev A.G.], Агаркова Е.В. [Agarkova H.V.], Гутко Т.Н. [Gutko T.N.], Безнаева К.С. [Beznaeva K.S.]
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ 12-20 ЛЕТ
Psychophysiological features musically gifted students 12-20 years
Проведено комплексное обследование 38 учащихся музыкальной школы и музыкального училища, успешно обучающихся по классу фортепиано. Контрольную группу составили 48 учащихся общеобразовательной школы и вуза, не занимающиеся музыкой. Установлено, что в процессе обучения игре на фортепиано в большей степени развиваются звуковысотное и ладовое чувства, а также оригинальность и разработанность творческого мышления, особенно у юношей. Методом компьютерной хронорефлексометрии доказано, что физиологической основой музыкальной одаренности и креативного мышления являются более высокая лабильность и возбудимость центральной нервной системы, более высокий уровень активации и надежности её функционирования.
Ключевые слова: музыкальные способности, креативность, центральная нервная система, компьютерная хронорефлексометрия, музыканты-инструменталисты (фортепиано).
The study involved 38 students of the music school and Music College, has successfully played the piano. The control group consisted of 48 students of secondary school and university, which is not practice music. It was found that in the process of learning to play the piano in a greater degree developed a sense of harmony frets and a sense of altitude sound, working-out and originality creative thinking, especially among boys. This causes a higher occupational success and social adjustment of man-instrumentalist comparatively with women. The method of computer chrono reflexometry proved that the physiological basis of musical talent and creative thinking serve the higher lability and excitability of the central nervous system, a higher level of activation and reliability of its operation.
Key words: musical talent, creative thinking, central nervous system, computer chrono reflexometry, instrumentalist (piano).
Введение
Одним из механизмов, способствующих социализации личности, является наличие творческих способностей, в том числе музыкальных. В отечественной науке к проблеме музыкальных способное-
тей и одаренности одним из первых обратился Б.М.Теплов - музыкант и ученый одновременно [7|. Б.М. Теплов определил музыкальную одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью [8]. Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее. И хотя музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности, однако, именно вокруг этой проблемы до настоящего времени ведутся дискуссии. Актуальными остаются три основных вопроса:
— структура музыкальности и входящих в нее способностей;
— детерминанты музыкальных способностей (что определяет их наличие: биологические или социальные факторы, их соотношение);
— закономерности их развития (общие и возрастные).
И, как следствие, важными являются вопросы валидной диагностики и создания адекватных программ развития детской и юношеской одаренности.
Музыкальные способности проявляются уже в раннем возрасте. Однако отсутствие ранних проявлений музыкальности ещё не свидетельствует об их отсутствии вообще, так как ход развития музыкальных способностей очень индивидуален [7]. Именно эта особенность развития музыкальной одаренности дает повод для сомнений в отношении их биологических детерминант. В то же время, с одной стороны, музыкальное будущее каждого ребенка можно со всей определенностью прогнозировать на основании результатов тестовых испытаний [10]; с другой стороны, американский психолог Б.Р. Эндрюс, отмечая врожденность музыкальных способностей, подчеркивал роль обучения в опреде-
ленном возрасте для их развития: «...никакого ребенка нельзя рассматривать как безнадежно немузыкального, пока ему не дана возможность музыкального обучения» [9].
В связи с этим встают два основных вопроса: что лежит в основе музыкальных способностей и что может существенно повлиять на их развитие?
Исторически накапливались данные, указывающие, казалось бы, на прямую связь некоторых особенностей типа нервной системы со способностями: установлено, что слабость нервной системы связана с высокой сенсорной чувствительностью; при сильной нервной системе легче противостоять отвлекающим раздражителям; динамичность характеризуется легкостью образования новых связей и т.д. [8].
В то же время, Д.К. Кирнарская (2004) считает, что слабость (а, следовательно, высокая чувствительность) нервной системы в сфере слухового анализатора еще не предопределяет у человека музыкальных способностей, а высокая динамичность нервных процессов еще не предопределяет способности к учению [5].
Исследование музыкальных способностей в комплексе с креативными способностями и особенностями функционирования центральной нервной системы позволит не только выявить механизмы взаимовлияния, но и разработать дифференцированный подход к развитию способностей сообразно склонностям и личностному потенциалу ребенка, а также прогнозировать профессиональное развитие личности.
Исходя из выше изложенного, целью исследования явилось изучение психофизиологических особенностей у подростков, юношей и девушек, одарённых музыкальными способностями.
В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности функционирования центральной нервной системы (ЦНС) музыкантов-инструменталистов, а также показатели уровня их креативности, как на-
иболее общего условия для развития творческих способностей.
2. Исследовать возрастные различия показателей музыкальной одаренности, креативности и ЦНС у музыкантов-инструменталистов в подростковом и юношеском возрасте.
Материал и методы исследования
Было обследовано 38 учащихся, обучающихся игре на фортепиано в музыкальных учебных заведениях г. Ставрополя (музыкальная школа №2 и музыкальное училище) 12-15 лет (пубертатный период онтогенеза), средний возраст 14,0 ± 0,30 и 17-20 лет (юношеский период онтогенеза), средний возраст 18,4 ± 0,37 лет. Контрольную группу составили учащиеся гимназии №3 г. Ставрополя и студенты Северо-Кавказского федерального университета, не занимающиеся музыкой (48 человек), соответственно 12-15 лет, средний возраст 13,8 ± 0,33 лет и 17-20 лет средний возраст 18,8 ± 0,40 лет.
При этом для участия в исследовании выбирались учащихся и студенты со средней успеваемостью не менее 4 баллов. Были использованы следующие методы:
— тест креативности Торранса [11];
— методика хронорефлексометрии на компьютерном устройстве психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог» [3]; (изготовлен и поверен специалистами ООО «Медиком», г. Таганрог) (всего 13 показателей простой зрительно-моторной реакции - ПЗМР, из которых в таблице приведены наиболее значимые);
— специальные воспринимающие и воспроизводящие тесты музыкально-слуховых представлений: музыкально-ритмическое чувство (МРЧ), звуковысотное чувство.
ладовое чувство (определение направления мелодии), гармонический слух по методике В.П. Анисимова [1]. Результаты исследования подвергались статистической обработке на компьютере с использованием статистического пакета анализа данных в Microsoft Excel-2006.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно полученным данным у учащихся, занимающихся на фортепиано, уровень развития музыкальных способностей по сумме баллов достоверно выше, как у подростков, так и юношей по сравнению с учащимися общеобразовательной школы, не занимающихся музыкой (р < 0,05-0,001). При этом у музыкантов-инструменталистов выявлены достоверно более высокие показатели не только по сумме баллов, но по отдельно взятым музыкальным способностям (рис. 1).
По показателям МРЧ, которое проявляется в реактивно-двигательной способности индивида воспроизводить различные сочетания интонационных длительностей в едином темпе, достоверно значимое превышение было выявлено в обеих возрастных группах (подростковой и юношеской), как у мальчиков, так у девочек (р < 0,05) (рис. 1).
По показателям звуковысотного чувства - адекватного ощущения соотношений высоты звуков и гармонического слуха - способности определять количество звуков в интервалах и аккордах и характер звучания в ладовых созвучиях - в подростковом возрасте достоверное превышение показателей по сравнению с контрольной группой отмечали только у мальчиков-инструменталистов (звуковысотное чувство - 4,12 + 0,11 и 3,02 ± 0,29 баллов, р < 0,05; гармонический слух - 4,29 ± 0,32 и 3.10 : 0,24 баллов, соответственно, р < 0,05) (рис. 1), что дает основание предполагать сцепленное с полом наследование этих музыкальных способностей.
По показателям ладового чувства (определение направления мелодии), которое проявляется в рефлексии ощущения высоты звуков и изменения их соотношений в интонациях (данной мелодии), различении
Музыкально-ритмическое чувство
5
4,5 * * ____4
1
4 с; сц С Л *
*
3,5 3
___А #= г"— - — •
2,5
1 2 возраст
Звуковысотное чувство
Рис. 1. Возрастные особенности музыкальных способностей в
ходе обучения игре на фортепиано.
ладовых функций, тембровых и гармонических мелодических комплексов, реакций на изменения в одном из голосов полифонического изложения мелодии, достоверно выраженные изменения в возрастном диапазоне 12-15 лет наблюдали у девочек-инструменталистов (3,87 ± 0,23 и 3,06 ± 0,30 баллов, р < 0,05) (рис. 1).
В юношеском возрасте (в 17-20 лет) максимальную разниц)' у музыкантов-интструменталистов по сравнению с учащимися, не занимающимися музыкой, отмечали по показателям звуковысотного чувства, ладового
Ладовое чувство
Гармонический слух
5 4,5 4
I 3,5 ю
3 2,5 2
Примечание: 1-подростки 12-15 лет;
2 - юноши и девушки 17-20 лет;
* - достоверность различий между инструменталистами и контрольной группой; #-достоверность межполовых различий.
чувства (определение направления мелодии) и гармонического слуха. При этом показатели МРЧ возрастали в меньшей степени (рис. 1). Максимально выраженные изменения в ходе обучения регистрировали по показателям звуковысотного чувства - 17,5 % у юношей и 12,1 % у девушек. Обращает на себя внимание факт большего прироста показателей звуковысотного чувства у юношей по сравнению с девушками - в 1,5 раз, что дает основание для предположения о сцепленном с полом наследовании. Возможно, поэтому среди выдающихся пианистов и композиторов больше мужчин.
Таблица 1. Креативные способности у подростков, юношей
и девушек, занимающихся на фортепиано (М ± т)
Показатели (в баллах) Контроль Музыканты-инструменталисты
Мальчики Девочки Р2 Мальчики Девочки Р2
12-15 лет
1. Беглость 10,0+0,34 9,10+0,22 <0,05 9,03+0,21 9,32±0,23 >0,5
Р, <0,05 >0,5
2. Гибкость 8,30+0,40 8,01 ±0,50 >0,05 6,90+0,32 7,95±0,28 >0,5
Р, <0,05 >0,5
3. Оригинальность 7,05±0,45 8,95±0,60 <0,05 9,45±0,51 9,54±0,33 <0,01
Р, <0,05 >0,5
4. Разработанность 36,0+1,4 42,0+1,9 <0,05 44,0+1,7 43,4±1,8 >0,5
Р, <0,05 >0,5
17-20 лет
1. Беглость 9,42+0,20 8,90±0,50 >0,1 9,39+0,20 9,71 ±0,20 >0,1
Р, >0,5 <0,05
Р3 >0,05 >0,5 >0,1 >0,05
2. Гибкость 7,83+0,50 7,42±0,55 >0,5 8,17+0,30 9,14+0,23 <0,05
Р, >0,05 <0,05
Рз >0,05 >0,5 >0,5 <0,05
3. Оригинальность 11,50+0,80 8,79+1,0 <0,05 14,14+0,45 13,57 ±0,9 >0,5
Р, <0,05 <0,01
Рз >0,5 <0,001 <0,05
4. Разработанность 32,58+1,6 34,83+2,0 >0,5 42,38+1,4 41,61 ±1,9 >0,5
Р, <0,01 <0,05
Рз >0,05 <0,05 >0,5 >0,5
Анализ показателей развития творческих способностей (табл. 1) выявил, что лица, занимающиеся игрой на музыкальном инструменте (фортепиано), обладают более высоким уровнем креативности по большинству показателей по сравнению с их сверстниками, не занимающимися музыкой. Достоверно выраженные различия по показателям беглости и гибкости творческого мышления по сравнению с контрольной группой отмечали у девушек-инструменталистов в 17-20 лет (р < 0,05). При этом следует отметить, что и в подростковом, и в юношеском возрасте показатели гибкости творческого мышления у девочек и девушек, занимающихся на фортепиано, достоверно выше, чем у мальчиков (7,95 ± 0,28 и 6,90 ± 0,32 баллов, р < 0,05) и у юношей (9,14 ± 0,23 и 8,17±0,30 баллов, соответственно, р < 0,05) инструменталистов (табл. 1). Повышение беглости и гибкости творческого мышления в ходе совершенствования игры на фортепиано говорит о том, что инструменталисты в ответ на проблемную ситуацию предлагают разнообразные решения, способны переходить от одного аспекта решения проблемы к другому.
Показатели оригинальности мышления в 12-15 лет были выше у мальчиков, занимающихся игрой на музыкальных инструментах (р < 0,05), а в 17-20 лет и у юношей, и у девушек, занимающихся на фортепиано, по сравнению с их сверстниками контрольной группы (р < 0,05-0,01). Аналогичная динамика выявлена и по показателям разработанности творческого мышления (табл. 1). Подростки и юноши с достаточно высоким уровнем оригинальности и разработанности мышления имеют нестандартные пути решения задач, выдвигают много идей, характеризуются высокой интеллектуальной активностью, способны к конструктивной деятельности. Не исключено, что оригинальность и разработанность мышления обусловливают более высокую степень развития звуковысотного и ладового чувства у мужчин по сравнению с женщинами и лежат в основе их профессиональной успешности.
В литературе отмечается, что в качестве задатков, как общих, так и специальных способностей, могут выступать свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных нервных связей, их
прочность, легкость днфференцнровок и индивидуальные особенности строения анализаторов [2, 6].
Согласно результатам компьютерной хронорефлексометрии, в группе инструменталистов функциональное состояние ЦНС выше по сравнению с их сверстниками, не занимающихся музыкой. Об этом свидетельствует статистически значимое повышение уровня активации ЦНС, которое отмечали у девочек-музыкантов 12-15 лет (р < 0,05) и у юношей и девушек 17-20 лет (р < 0,05) (табл. 2).
Скорость сенсомоторной реакции, судя по длительности латентного периода (ЛП) времени зрительно-моторной реакции у музыкально одаренных детей и подростков выше, чем у их сверстников исследуемых возрастных групп. Достоверно выраженные различия отмечали в 17-20 лет. Так, у юношей-инструменталистов ЛП времени зрительно-моторной реакции составляет 197,0±4,1 мс, а у юношей, не занимающихся музыкой, -217,9 ± 10,0 мс, у девушек-инструменталистов - 196,8 ± 5,3 мс (р < 0,05), а у их сверстниц контрольной группы - 238,7 ± 14,2 мс (р < 0,05). Таким образом, к юношескому возрасту лабильность ЦНС у пианистов выше, чем у юношей и девушек, не занимающихся музыкой (табл. 2).
Важным показателем функционирования ЦНС является выраженность процессов возбуждения и торможения. Согласно полученным нами данным, у подростков, занимающихся на фортепиано, число упреждающих стимулов достоверно выше, чем у их сверстников контрольной группы (р < 0,05), что указывает на более выраженное по сравнению с контрольной группой преобладание возбудительных процессов над тормозными. В юношеском возрасте различия менее выражены (табл. 2).
По показателям числа пропущенных стимулов достоверно выраженных различий не обнаружено (табл. 2).
Более высокий уровень активации и возбудимости ЦНС в сочетании с более высокой скоростью сенсомоторной реакции обусловливают более высокий интегральный показатель надежности (ИНН) функционирования ЦНС у музыкантов-инструменталистов, по сравнению с их сверстниками, не занимающимися музыкой (табл. 2). Следует отметить, что по данным
Таблица 2. Функциональные особенности ЦНС у подростков, юношей и девушек, занимающихся на фортепиано по показателям простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) (М ± 111)
Показатели Контроль Музыканты-инструменталисты
Мальчики Девочки Р2 Мальчики Девочки Р2
12-15 лет
1.ИПН ПЗМР 76,7±4,0 79,9+2,2 >0,5 84,7+2,0 90,1 ±2,9 >0,05
р, >0,05 <0,01
2. Уровень актив. ЦНС 3,00±0,33 2,30±0,33 >0,05 3,15+0,32 3,20+0,23 >0,5
Р, >0,5 <0,05
3. Число проп. стимулов 0,08+0,06 0,0+0,0 >0,1 0,0+0,0 0,0+0,0 >0,5
р, >0,1 >0,5
4. Число упр. стимулов 1,75+0,40 1,61 ±0,35 >0,5 3,00+0,23 3,15+0,30 >0,5
р, <0,05 <0,05
5. Хошибок 1,83+0,40 1,61 ±0,35 >0,5 3,00+0,23 3,15+0,30 >0,5
Р, <0,05 <0,05
6. Время ПЗМР, мс 235,9±14,0 230,7+13,1 >0,5 250,1 ±10,4 252,0+11,2 >0,5
Р, >0,1 >0,05
17-20 лет
1.ИПН ПЗМР 85,3+2,8 77,1 ±6,1 >0,1 93,7+1,0 89,4±2,8 >0,05
р, <0,05 <0,01
Рз >0,1 >0,5 <0,01 >0,5
2. Уровень актив. ЦНС 3,17+0,40 2,92+0,53 >0,5 4,17+0,18 4,29+0,20 >0,5
Р, <0,05 <0,05
Рз >0,5 >0,1 <0,05 <0,05
Показатели Контроль Музыканты-инструменталисты
Мальчики Девочки Р2 Мальчики Девочки Р2
3. Число проп. стимулов 0,3310,23 0,0±0,0 >0,05 0,0±0,0 0,0±0,0 >0,5
р, >0,5 >0,5
Рз >0,1 >0,5 >0,5 >0,5
4. Число упр. стимулов 3,17±0,50 2,43±0,50 >0,1 2,59±0,31 3,33±0,46 >0,05
р, >0,1 >0,05
Рз <0,05 >0,05 >0,1 >0,5
5. Еошибок 3,50+0,60 2,43±0,50 >0,05 2,50+0,31 3,33±0,46 >0,05
р, >0,05 >0,05
Рз <0,05 >0,05 >0,1 >0,5
6. Время ПЗМР, мс 217,9±10,0 238,7+14,2 >0,05 197,0+4,1 196,8+5,3 >0,5
Р, <0,05 <0,05
Рз >0,1 >0,5 <0,001 <0,05
Примечание: Р1 -
Р2 -РЗ-ИПН-ПЗМР-
достовериость различии между музыкантами-инструменталистами и
контрольной группой;
достоверность межполовых различий;
достоверность возрастных различий;
интегральный показатель надежности;
простая зрительно-моторная реакция.
компьютерной хронорефлексометрии в 12-15 лет более надежно функционирует ЦНС девочек-инструменталистов (ИПН составляет 90,1 ± 2,9 усл. ед., р < 0,01), а в 17-20 лет - ЦНС юношей- инструменталистов (ИПН составляет 93,7 ± 1,0 усл. ед., < 0,05), что может быть обусловлено гормональными сдвигами [4].
Таким образом, лабильность ЦНС, скорость и точность выполнения простых сенсомоторных реакций являются благоприятной природной ос-
новой развития музыкальных способностей. При этом не менее важны сила процессов возбуждения, уровень и надежность функционирования ЦНС, которые наряду со степенью развития креативности мышления в значительной мере определяют успешность игры на музыкальных инструментах (фортепиано). С другой стороны, креативность как показатель развития общих творческих способностей, по-видимому, развивается в процессе занятий музыкой и в значительной мере определяет их успешность.
Выводы
1. У музыкально одаренных детей 12-15 лет выше, чем у детей, не занимающихся музыкой, уровень музыкальных способностей по показателям развития музыкально-ритмического чувства. По показателям звуковысотного чувства и гармонического слуха достоверно выраженные различия обнаружены только у мальчиков, В 17-20 лет достоверно выраженные различия у музыкантов-инструменталистов по сравнению с юношами и девушками, не занимающимися музыкой, выявлены по всем изученным музыкальным способностям. Следует отметить, что в 17-20 лет по звуковысотному чувству и гармоническому слуху более выраженные позитивные сдвиги зарегистрированы у юношей.
2. Креативность мышления, как показатель развития общих творческих способностей, развивается в процессе игры на фортепиано в большей степени, чем вне её, о чем свидетельствуют более высокие, по сравнению с контрольной группой, показатели беглости и гибкости творческого мышления у девушек-инструменталистов, оригинальности и разработанности и у юношей, и у девушек, занимающихся игрой на фортепиано (р< 0,05 -0,01).
3. Физиологической основой музыкальной одаренности являются более высокая скорость сенсомоторной реакции по сравнению с детьми, не занимающимися музыкой, в сочетании с более высоким уровнем активации и возбудимости центральной нервной системы и более высоким интегральным показателем надежности её функционирования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2004.
2. Губарева Л.И., Гутко Т.Н. Ранняя диагностика музыкальных способностей - основа их развития и успешной реализации личности // Материалы международной конф. Витебск, 2010. С.34-36
3. Гуминский A.A., Леонтьева H.H., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей физиологии. М.: Просвещение, 1990.
4. Држевецкая И.А. Эндокринная система растущего организма. М.: Высшая школа, 1987.
5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты -XXI век, 2004.
6. Корлякова С. Г Генезис и формирование психомоторных способностей музыкантов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. М., 2009.
7. Теплев Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд.: АПН РСФСР, 1947.
8. Теплов Б. М. Избранные труды в двух томах. М.: Педагогика, 1985. T. I.
9. Эндрюс Б. Р. Цит.: Пашковская С. С. Фонетические и музыкальные способности в дифференцирующей модели обучения русскому произношению//Вестник ИГЛУ 2010. №02(10). С. 167
10. Seashore С. Measures of Musical Talent // Psychol Rew., 1930. P 37.
11. Torrance E.P Education and Creative Potential. Minneapolis, 1963.