ОООБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ В НЕМЕЦКИЙ БУНДЕСТАГ 2013 ГОДА)
Р.В. Антропов, кандидат юридических наук, доцент
Сегодня в ряде российских публикаций продолжает проводиться тезис о том, что в Германии на выборах в парламент применяется смешанная избирательная система, но, по сути, это не совсем так. Данная точка зрения не разделяется немецкими юристами и политологами, которые определяют свою избирательную систему как «персонализированную пропорциональную» или же как «избирательное право, основанное на принципе пропорционального представительства». В настоящей статье мы кратко рассмотрим некоторые особенности избирательной системы Германии, а также последствия ее реформы 2013 года.
Немецкий Бундестаг (нем. der Deutsche Bundestag) - сердце немецкой демократии, поскольку является избираемым представительством всего немецкого народа. Бундестаг - это парламент Германии, важнейшая задача которого - выработка федерального законодательства. К другим его не менее значимым функциям относят контроль за деятельностью правительства, утверждение федерального бюджета и выборы федерального канцлера (нем. Bundeskanzler).
В Бундестаге 18-го созыва представлены четыре фракции. Блок Христианско-демокра-тический союз - ХДС / Христианско-социаль-ный союз - ХСС (нем Die CDU/CSU-Fraktion) со своими 311 депутатскими креслами -крупнейшая фракция. Вторая по величине фракция - Социал-демократическая партия Германии - СДПГ (нем. SPD-Fraktion) с 193 местами. Левая партия (нем. Die Linke) с 64 местами и Союз 90/Зеленые (нем. Bündnis 90/ Die Grünen) с 63 местами. 3Q Количество мест определяет силу фракции и является решающим фактором для за-
мещения должностей в Совете старейшин (нем. Ältestenrat), состоящем из федерального президента (нем. Bundestagspräsident), пяти заместителей и 23 депутатов, работы в комитетах (нем. Ausschüsse). Всего в немецком Бундестаге 18-го созыва заседает 631 депутат (нем. Abgeordnete).
Каждый парламент нового созыва, традиционно собираясь в берлинском Рейхстаге на свое учредительное заседание, выносит на повестку выборы председателя Бундестага, в функции которого входит проведение пленарных заседаний, и четырех членов президиума, а также принимает регламент немецкого Бундестага.
Согласно 38-й статье Основного закона, депутаты избираются в ходе всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Право избирать имеют все совершеннолетние граждане Германии, достигшие по меньшей мере 18 лет. Кроме того, для реализации права голоса последние три месяца необходимо прожить непосредственно в Германии. Пациенты психиатрических клиник, равно как и люди, чье избирательное право (право избирать и быть избранным) лишено вследствие судебного решения, голосовать не могут.
По данным авторитетного немецкого еженедельного информационно-политического журнала «Focus Online» и Федерального статистического ведомства Германии (нем. Statistisches Bundesamt Deutschland), на выборах в немецкий Бундестаг 2013 года теоретически могло быть задействовано 61,8 млн избирателей из 80,5 млн жителей Германии [1]. Из данного числа 31,8 млн избирателей составляют женщины и 30 млн -мужчины. В 2013 году насчитывалось около
3 млн граждан, готовых отдать впервые свой голос на выборах. Молодыми избирателями (нем. Erstwähler), впервые участвующими в выборах, стали те, кто родился в период с 28 сентября 1991 года по 22 сентября 1995 года.
Из 299 избирательных округов (нем. Wahlkreise) 32 округа были образованы впервые. Причиной тому стало, в частности, движение населения (изменение численности и состава населения). По немецкому законодательству, если численность населения в среднем отклоняется более чем на 25 процентов, границы округов должны создаваться заново. Такие перемены произошли в федеральных землях Гессен и Мекленбург - Передняя Померания. В то время как в Гессене устанавливалось по меньшей мере 22 прямых мандата (нем. Direktmandate) в Бундестаг, в Меклен-бурге - Передней Померании число снизилось с семи до шести. Самая густонаселенная федеральная земля Северный Рейн - Вестфалия имеет 64 избирательных округа, а Бремен -лишь два.
Анализ отечественной учебной литературы для высшей школы показал, что отдельные книги и пособия об избирательной системе ФРГ (о выборах в парламент ФРГ) упоминают о ней как о смешанной, т. е. соединяющей элементы мажоритарной и пропорциональной систем [2].
В иных авторитетных российских электронных источниках также встречается тезис о том, что в Германии применяется смешанная избирательная система [3]. Однако это не совсем так. Сами немцы определяют свою избирательную систему как «персонализированную пропорциональную» или же как «избирательное право, основанное на принципе пропорционального представительства» (нем. «personalisiertes Verhältniswahlrecht») [4].
Существенный вклад в теорию избирательного права и процесса внесли такие современные немецкие ученые-юристы, как Йоахим Бенке и его 249-страничная работа «Избира-
тельная система Федеративной Республики Германия: логика, техника и практика пропорциональных выборов» [5], Хеннинг Назе и его 155-страничная работа «Германия избирает: аналитика и прогнозы выборов в Бундестаг» [6], Дитер Нолен и его 588-страничная работа «Избирательное право и партийная система: к теории и опыту избирательной системы» [7] и некоторые другие исследователи, серьезно обогатившие немецкую правовую доктрину глубоким анализом особенностей избирательного права и процесса в ФРГ.
Анализ специализированных источников показал, что немецкий избиратель на выборах в Бундестаг располагает двумя голосами. Свой «первый голос» (нем. Erststimme) гражданин отдает за депутата в своем одномандатном округе, который будет представлять одну из 16 федеральных земель (свой регион) в Бундестаге. «Второй голос» (нем. Zweitstimme) предназначен для голосования за партийный список, от чего в дальнейшем зависит партийная структура парламента, а также и то, какая именно фракция или партийная коалиция будет иметь большинство для избрания бундесканцлера.
Таким образом, 598 депутатов немецкого Бундестага избираются, по сути, на пропорциональной основе по партийным спискам, но персональный состав половины законодателей, т. е. 299 депутатов, определяют немецкие избиратели самостоятельно. Важно учитывать, что кандидат в депутаты, получивший большинство «первых голосов», избирается независимо от того, каким будет итоговый результат на выборах его партии.
Очевидно, есть определенные основания определять немецкую избирательную систему как смешанную, поскольку в систему пропорциональных выборов интегрированы элементы мажоритарной системы.
Новый метод расчетов депутатских мест как главная новелла реформы избирательной системы ФРГ 2013 года выдал дополнительно 29 «уравнивающих мандатов» (нем. п| Ausgleichsmandate), потребность в которых
№2/2016
возникает тогда, когда определенная немецкая партия получает больше прямых мандатов, чем это соответствует доле «вторых голосов», - так называемые «перевесные мандаты» (нем. Überhangmandaten). При данных обстоятельствах «уравнивающие мандаты» передаются другим партиям, вошедшим в парламент, пока общее количество мандатов на партию (прямые мандаты плюс партийные списки) не будет точно отражать долю полученных партией «вторых голосов». Из 29 «уравнивающих мандатов» 13 пришлись на CDU, 10 - на SPD, 4 - на Die Linke и 2 - на Bündnis 90/Die Grünen. Суммарно 598 регулярных мандатов, 4 «перевесных мандата» и 29 «уравнивающих мандатов» окончательно определили состав депутатов немецкого Бундестага на 631 место.
Таким образом, мы выяснили, что немецкую избирательную систему в России часто определяют как смешанную по причине того, что одна половина депутатов Бундестага избирается по одномандатным округам, а другая - по партийным спискам. Но на практике дело обстоит не совсем так, поскольку при выборах в Бундестаг действует пропорциональная система. При этом значение «первых» голосов состоит в том, чтобы избира-
тели непосредственно могли определить персональный (личный) состав половины парламента.
1. Die wichtigsten Zahlen und Fakten zur Bundestagswahlhttp URL: http://www.focus.de/politik/deutschland/bundestagswahl-2013/ tid-33408/61-8-millionen-waehler-299-wahlkreise-die-wichtigsten-zahlen-und-fakten-zu-bundestagswahl_aid_1095513.html (дата обращения: 05.02.2016).
2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник. М. : «Юристъ», 1997. С. 407; Комкова Г.Н. Конституционное право зарубежных стран : учебник для бакалавров / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, О.В. Афанасьева. 3-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013. С. 116; Сафонов В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть : учебник для бакалавров / В.Е. Сафонов, Е.В. Миряшева. М. : Издательство Юрайт,
2012. С. 156.
3. Парламентские выборы в Германии: процедура и результаты. URL: http://ria.ru/spravka/20130922/964773637. html (дата обращения: 05.02.2016).
4. Das personalisierte Verhältniswahlrecht URL: http:// www.bpb.de/politik/wahlen/bundestagswahlen/62524/ personalisierte-verhaeltniswahl?p=all (дата обращения: 05.02.2016).
5. Behnke Jo. Das Wahlsystem der Bundesrepublik Deutschland. Logik, Technik und Praxis der Verhältniswahl. Baden-Baden : Nomos Verlag, 2007. 249 S.
6. Nase H. Deutschland wählt: Analysen und Prognosen zur Bundestagswahl. Berlin : Berliner Wissenschafts-Verlag,
2013. 155 S.
7. Nohlen D. Wahlrecht und Parteiensystem: Zur Theorie und Empirie der Wahlsysteme. Stuttgart : UTB GmbH Verlag, 2013. 588 S.
32
Конституционный Суд Российской Федерации 10 февраля 2016 года принял определение, которым отказал в принятии к рассмотрению жалобы регионального отделения политической партии «Республиканская партия России - Партия народной свободы» в Новосибирской области, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
В своей жалобе в Конституционный Суд заявитель оспаривал конституционность подпункта «в» пункта 64 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому недействи-