Научная статья на тему 'Основы конституционного права Германии'

Основы конституционного права Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4856
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРГ / Конституция ФРГ / Бундесрат / избирательная система ФРГ / Германия / парламентская республика. / Germany / the Constitution of Germany / the Bundesrat / the electoral system of Germany / Germany / parliamentary republic.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Б И. Габидуллин

В статье рассмотрены основные особенности конституционно-правовой системы Федеративной Республики Германия. Дана оценка роли Бундесрата, как особого конституционного органа ФРГ, а также особенностям избирательной системы ФРГ в сравнительной характеристике с избирательной системой Российской Федерации. Сделан вывод относительно сбалансированности выбранной Германией системы конституционно-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF GERMANY

The article discusses the main features of the constitutional legal system of the Federal Republic of Germany. The assessment of the role of the Bundesrat as a special constitutional body of the Federal Republic of Germany, as well as the characteristics of the electoral system of the Federal Republic of Germany is given comparing with electoral system of Russian Federation. The conclusion is drawn regarding the balance of the constitutional legal regulation system chosen by Germany.

Текст научной работы на тему «Основы конституционного права Германии»

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГЕРМАНИИ

Б.И. Габидуллин, студент

Башкирский государственный университет

(Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10889

Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности конституционно-правовой системы Федеративной Республики Германия. Дана оценка роли Бундесрата, как особого конституционного органа ФРГ, а также особенностям избирательной системы ФРГ в сравнительной характеристике с избирательной системой Российской Федерации. Сделан вывод относительно сбалансированности выбранной Германией системы конституционно-правового регулирования.

Ключевые слова: ФРГ, Конституция ФРГ, Бундесрат, избирательная система ФРГ, Германия, парламентская республика.

Российская Федерация и Федеративная Республика Германия являются государствами, которые неизбежно становятся предметом сравнения. Очевидно, что причиной этого сравнения, являются, во многом, схожие характеристики этих государств: и Россия, и Германия являются федерациями, Россия является крупнейшим государством в Европе по количеству проживающего населения, Германия -вторым по размеру. Наконец, в списке стран по уровне ВВП (по 1111С) Россия и Германия занимают пятое и шестое место соответственно [2]. Исходя из вышеизложенного, учитывая схожие во многом характеристики и историческую близость обоих государств, представляется полезным выявление особенностей конституционно-правовой системы Германии.

Форма государства состоит из трех элементов: форма правления, форма государственно-территориального устройства и политический режим [4]. Рассмотрим подробнее каждый из этих элементов формы немецкого государства, так как именно указанные элементы выражаются в нормах конституционного права Германии.

1о форме правления, Германия является классической парламентской республикой. Как отмечает А.В. Сегедов, в парламентской республике применяется несколько иной принцип разделения властей. Если для президентской республики характерно разделение власти на исполнительную (во главе с президентом), законо-

дательную и судебную, то в парламентской республике власть делится на партийную (правящая партия и оппозиция), административную и судебную [6].

На первый взгляд, парламентская система ФРГ является типичной для федеративного устройства государства и состоит из двух палат - нижней (Бундестага) и верхней (Бундесрата). Как отмечает Е.В. Битюцкий, члены Бундесрата не избираются напрямую народом, а являются членами правительств земель, которые их назначают и отзывают. Современный Бундесрат представляет собой так называемый «конгресс правительств» [1]. При этом, члены Бундесрата должны следовать указаниям, которые получены ими от своих региональных правительств, то есть не обладают критерием свободы осуществления депутатских полномочий, характерным для всех членов законодательного органа. По большинству законопроектов, в соответствии со статьей 77 Конституции ФРГ, Бундесрат имеет право как отлагательного, так и абсолютного вето. Для применения последнего, необходимо, чтобы за отклонение законопроекта проголосовало не менее 2/3 Бундесрата, однако и это вето может быть преодолено 2/3 членов Бундестага.

Специфической чертой немецкого конституционного права является особая система выборов, применяемая для избрания членов Бундестага. Учитывая федеративную модель государственного устройства

Германии, действует специфическая избирательная система. Как отмечает Р.В. Андропов, немецкий избиратель на выборах в Бундестаг располагает двумя голосами. Свой «первый голос» (нем. Erststimme) гражданин отдает за депутата в своем одномандатном округе, который будет представлять одну из 16 федеральных земель (свой регион) в Бундестаге. «Второй голос» (нем. Zweitstimme) предназначен для голосования за партийный список, от чего в дальнейшем зависит партийная структура парламента, а также и то, какая именно фракция или партийная коалиция будет иметь большинство для избрания бундесканцлера [5]. При этом, если кандидат выиграл округ (получил большинство «первых голосов» в округе), он становится депутатом вне зависимости от того, какое место он занял в итоговом партийном списке. Более того, даже если указанный партийный список не преодолел 5% избирательный барьер, депутат все равно считается избранным, если получил большинство «первых голосов» в округе.

Такая ситуация регулярно приводит к тому, что крупные партии получают больше прямых мандатов («первых голосов»), чем-то количество мандатов, на которые они имеют право претендовать в результате выборов по партийным спискам («вторым голосам»). Для урегулирования этой проблемы, немецкой избирательной системой предусмотрены так называемые «уравнивающие мандаты», которые компенсируются другим партиям для достижения избирательного паритета. Указанные нормы приводят к тому, что численность Бундестага не фиксирована и зависит от разницы в «первых» и «вторых» голосах.

Несмотря на то, что указанная система кажется смешанной, на самом деле она представляет собой вариант пропорциональной системы с открытыми списками, так как итоговый политический расклад в Бундестаге полностью зависит от «вторых голосов», в то время как первые «мажоритарные» голоса служат исключительно для возможности жителя округа выбрать своего депутата, «привязанного» к их округу.

Указанная система в значительной степени отличается от принятой в Российской Федерации смешанной системы, которая представляет собой, по сути, систему параллельных и независимых друг от друга выборов. В отличие от Германии, в Российской Федерации, половина депутатов нижней палаты парламента (Государственной Думы) избираются по партийным спискам, а вторая - по одномандатным округам. При этом, результаты выборов в одномандатных округах никоим образом не зависят от результатов выборов в многомандатном пропорциональном округе, что отличает российскую систему выборов от немецкой.

Анализируя эти отличия, следует отметить, что немецкая система выборов по своей природе в большей степени отвечает критериям парламентского представительства благодаря продуманной системе открытых списков, учитывающей как пропорциональность представления политических партий, так и волю каждого конкретного избирателя, проголосовавшего за конкретного депутата. Российская избирательная система соответствует этим критериям только частично, так как мажоритарная составляющая, с одной стороны, не позволяет развиваться малым и средним партиям, что является критически важным для политической системы с доминирующей партией, а с другой, учитывая большой размер одномандатных округов, - не дает возможности для эффективного представительства интересов граждан, проживающих в этих округах.

В соответствии с классическим принципом распределения власти в парламентской республике, Федеральное правительство формируется Бундестагом, то есть, нижней палатой парламента. При этом Конституция ФРГ не запрещает членам правительства быть депутатами Бундестага.

В парламентских и парламентско-президентских республиках, основным элементом обеспечения ответственности правительства перед парламентом является вотум недоверия. Вотум недоверия неминуемо влечет за собой отставку правительства и, либо назначение нового прави-

тельства при формировании коалиции, либо досрочные парламентские выборы [3]. В то же время, Конституция ФРГ несколько ограничивает возможности Бундестага по вынесению вотума недоверия канцлеру. Фактически, принудительная отставка канцлера возможна только в том случае, если Бундестаг соберет голоса за новую кандидатуру канцлера и подаст ее на утверждение Федеральному президенту. Подобная ситуация делает практически невозможным досрочные парламентские выборы без воли действующего канцлера и создает ситуацию работы правительства меньшинства. Кроме того, эта конституционная норма препятствует возникновению ситуации безвластия, так как действующий канцлер исполняет свои обязанности до назначения нового главы правительства.

Функции Президента ФРГ в мирное время, фактически, сводятся к представительским. В то же время, способ избрания Президента ФРГ довольно сложен: для этого формируется специальный конституционный орган (Федеральное Собра-

вителей Бундестага и региональных парламентов (лантагов) земель ФРГ. Особый способ избрания Президента ФРГ добавляет этой должности дополнительный политический вес, который базируется не столько на законодательных полномочиях, сколько на политической репутации Президента.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что конституционно-политическая система Федеративной Республики Германия построена на следующих принципах: народовластие, парламентаризм и федерализм. Фактически каждая отличительная черта политической системы ФРГ является следствием федерального статуса ФРГ, а также неудачи предыдущей модели управления (Веймарской Республики). Изменения в избирательную систему и порядок формирования правительство позволили ФРГ избежать многочисленных политических кризисов и отставок правительства, характерных для Веймарской Республики, укрепить демократию, став настоящим оплотом стабильности в центре Европы.

ние). Указанный орган состоит из предста-

Библиографический список

1. Битюцкий Е.В. Бундесрат. Подмена понятий // Бизнес в законе. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/1-3-bundesrat-podmena-ponyatiy

2. Данные МВФ: список стран по ВВП (1111С) [Электронный ресурс] режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1 %81%D 1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%92%D0%92%D0%9F _(%D0%9F%D0%9F%D0%A1)

3. Жебровски В. Различные формы парламентаризма и факторы, определяющие их разнообразие // Балтийский регион. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-formy-parlamentarizma-i-faktory-opredelyayuschie-ih-raznoobrazie

4. Кульков М.О. Структура формы государства как основание ее типологии // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2006. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-formy-gosudarstva-kak-osnovanie-ee-tipologii

5. Антропов Р.В. Особенности и современные тенденции развития избирательной системы Германии (на примере выборов в немецкий Бундестаг 2013 года) // Избирательное право. 2016. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ocobennosti-i-sovremennye-tendentsii-razvitiya-izbiratelnoy-sistemy-germanii-na-primere-vyborov-v-nemetskiy-bundestag-2013-goda

6. Седегов А.В. Разделение властей как критерий классификации формы государства // Общество и право. 2009. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razdelenie-vlastey-kak-kriteriy-klassifikatsii-formy-gosudarstva

BASES OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF GERMANY B.I. Gabidullin, student

Institute of law of the Bashkir state university (Russia, Ufa)

Abstract. The article discusses the main features of the constitutional legal system of the Federal Republic of Germany. The assessment of the role of the Bundesrat as a special constitutional body of the Federal Republic of Germany, as well as the characteristics of the electoral system of the Federal Republic of Germany is given comparing with electoral system of Russian Federation. The conclusion is drawn regarding the balance of the constitutional legal regulation system chosen by Germany.

Keywords: Germany, the Constitution of Germany, the Bundesrat, the electoral system of Germany, Germany, parliamentary republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.