Научная статья на тему '1. 3. Бундесрат. Подмена понятий'

1. 3. Бундесрат. Подмена понятий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2931
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС БУНДЕСРАТА ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ / ФЕДЕРАЛИЗМ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ / THE LEGAL STATUS OF THE BUNDESRAT IN THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY / THE FEDERALISM IN THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Битюцкий Евгений Владимирович

Германия страна с поистине богатыми традициями федерализма, идеи которого нахо-дят свое непосредственное выражение в уникальной по своей правовой природе конституционной конструкции Бундесрате. До сих пор сохраняется противоречивость мнений как среди отечественных, так и немецких правоведов относительно правового статуса Бундесрата, а также его места в системе органов государственной власти. Возникает ряд во-просов: является ли Бундесрат верхней палатой парламента, является ли он вообще организацией парламентского типа или это самостоятельный конституционный орган?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BUNDESRAT. THE SUBSTITUTION OF CONCEPTS

Germany is a country with really rich traditions of the federalism, which ideas appear by the unique con-stitutional construction The Bundesrat. There is the dis-crepancy of opinions of Russian and German jurists about the legal status of the Bundesrat and its place in the sys-tem of public authorities. There are some questions: «Is the Bundesrat the Upper chamber?», «Is It a parliamenta-ry organization or an independent constitutional body?».

Текст научной работы на тему «1. 3. Бундесрат. Подмена понятий»

1.3. БУНДЕСРАТ. ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ

Битюцкий Евгений Владимирович, аспирант, Пензенский государственный университет Контакты автора: [email protected]

Аннотация. Германия - страна с поистине богатыми традициями федерализма, идеи которого находят свое непосредственное выражение в уникальной по своей правовой природе конституционной конструкции - Бундесрате. До сих пор сохраняется противоречивость мнений как среди отечественных, так и немецких правоведов относительно правового статуса Бундесрата, а также его места в системе органов государственной власти. Возникает ряд вопросов: является ли Бундесрат верхней палатой парламента, является ли он вообще организацией парламентского типа или это самостоятельный конституционный орган?

Ключевые слова: правовой статус Бундесрата Федеративной Республики Германия, федерализм в Федеративной Республики Германия

THE BUNDESRAT. THE SUBSTITUTION OF CONCEPTS

Bityutsky Evgeny Vladimirovich, post-graduate, Penza State University

Annotation: Germany is a country with really rich traditions of the federalism, which ideas appear by the unique constitutional construction - The Bundesrat. There is the discrepancy of opinions of Russian and German jurists about the legal status of the Bundesrat and its place in the system of public authorities. There are some questions: «Is the Bundesrat the Upper chamber?», «Is It a parliamentary organization or an independent constitutional body?». Keywords: the Legal Status of the Bundesrat in the Federal Republic of Germany, the federalism in the Federal Republic of Germany

Германия - страна с поистине богатыми традициями федерализма, идеи которого находят свое непосредственное выражение в уникальной по своей правовой природе конституционной конструкции - Бундесрате.

Статус и место Бундесрата в политической системе Германии во многом предопределили историческое развитие государства.

Закрепленная в Основном законе Федеративной Республики Германия 1949 года и существующая по сей день модель Бундесрата - это результат политического компромисса в процессе формирования единого национального германского государства между сторонниками формирования данного федерального органа членами, избранными земельным парламентом или электоратом соответствующих земель, и сторонниками формирования его членами земельных правительств.

Однако до сих пор сохраняется противоречивость мнений как среди отечественных, так и немецких правоведов относительно правового статуса Бундесрата, а также его места в системе органов государственной власти.

Причиной тому можно назвать некоторую размытость формулировки статьи 50 Основного закона Федеративной Республики Германия, гласящей: ««Бундесрат является федеральным органом, посредством

которого земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией и в делах Европейского союза», и как следствие - вольность толкования данной нормы как должностными лицами, так и правоведами.

Возникает ряд вопросов относительно правовой природы Бундесрата: является ли он верхней палатой парламента, является ли он вообще организацией парламентского типа или это самостоятельный конституционный орган?

Как правило, парламенты (будь то парламентский или президентский режим) - двухпалатные. В федеративных государствах - это естественное состояние, поскольку с одной стороны, существует страна как единое целое, с другой - члены федерации со своими своеобразными условиями. Эта двойственность находит свое выражение в наличии двух палат, где одна отражает нацию в целом, другая представляет части федерации1.

На первый взгляд, Бундесрат несет в себе две основные черты парламентаризма, что проявляется, во-первых, в осуществлении им важнейшей функции -участии в процессе законотворчества, а во-вторых, в его представительном характере.

Однако с другой стороны, как отмечает профессор Х. Маурэр, Бундесрат не является равноправным участником законодательного процесса, а также обладает компетенцией не только в сфере законодательства, но и в исполнительной сфере2. За данным органом не закреплено никакой собственной исключительной сферы ведения, подведомственной только ему и никому более. Как отмечает А.В. Саленко: «Правомочия Бундесрата заключаются, главным образом, в предоставленном ему праве содействовать работе органов исполнительной, законодательной и даже судебной власти. В исключительных случаях Бундесрат даже может подменять собой Бундестаг»3. Федеральный президент может по представлению Федерального правительства и с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости (Gesetzgebungsnots-tand) в отношении какого-либо законопроекта, отклоненного Бундестагом, несмотря на то, что Федеральное правительство объявило его неотложным4. В результате федеральные законы могут приниматься без участия Бундестага, на основе взаимодействия федерального президента, федерального правительства и Бундесрата5.

Кроме того, члены Бундесрата не избираются напрямую народом, а являются членами правительств земель, которые их назначают и отзывают. Современный Бундесрат представляет собой так называемый «конгресс правительств» (Regierungkongress)6. Как от-

1 Блуменвитц Д., Калинина К.В., Королева-Конопляная Г.И., Лысенко В.Н., Мацнев А.А., Моммзен М., Морщакова Т.Г., Романов Р.М., Федосов П.А., Хюбнер Э., Штайнсдорфф С., Щтурм Р., Под общей редакцией: Мацнев А.А. (Пер.), Моммзен М.: Парламентская демократия и федерализм в России и Германии. Опыт совместного исследования российских и германских ученых. Москва; Мюнхен; Вюрцбург, 1999 г. - С. 55.

2 Maurer H. Staatsrecht. Munchen, 1999. S. 530-531

3 Саленко А.В. Федерализм в России и Германии (сравнительный анализ). Диссертация кандидата юридических наук: 12.00.02 /

- С.-Пб., 2002. - С. 169

4 Ст. 81 Основного Закона Федеративной Республики Германия 1949 года

5 Саленко А.В. Федерализм в России и Германии (сравнительный анализ). Диссертация кандидата юридических наук: 12.00.02 /

- С.-Пб., 2002. - С. 170

6 Саленко А.В. Федерализм в России и Германии (сравнительный анализ). Диссертация кандидата юридических наук: 12.00.02 /

- С.-Пб., 2002. - С. 167

мечает А. Штелер-Май, члены Бундесрата должны следовать указаниям своих правительств и отдавать свои голоса в соответствии с определенными указаниями7. При этом вхождение в состав Бундесрата членов правительств земель или их представителей в определенной мере усиливает эффективность этой палаты вследствие административного опыта ее членов8.

В связи с изложенными фактами, Бундесрат нельзя считать в чистом виде верхней палатой парламента, как, например, Сенат в Соединенных Штатах Америки. Подобной точки зрения придерживаются многие немецкие авторы, которые считают, что парламент в Федеративной Республики Германия - однопалатный, им является бундестаг, а Бундесрат в соответствии со способом его формирования — это орган представительства исполнительной власти земель, с помощью которого земли участвуют в законодательстве9. Таким образом, Бундесрат имеет статус одного из пяти самостоятельных конституционных органов государственности власти, наряду с федеральным президентом, бундестагом, федеральным правительством и федеральным конституционным судом. Подобную точку зрения разделяют и некоторые российские ученые-

правоведы, считающие, что Бундесрат вообще не яв-

10

ляется организацией парламентского типа : например, Е.И. Колюшин отмечает, что в популярной литературе Бундесрат обычно рассматривается как палата парламента, но это не соответствует ни Основному

закону ФРГ, ни практике немецкого парламентариз-

11

ма .

В то же время многие российские правоведы, например, А.А. Мишин12, Е.В. Колесников, Д.В. Пажетных13,

14

И.П. Паргачева признают Будесрат составной частью парламента, так называемой «верхней палатой», хотя и считают, что он не имеет равного правового статуса с Бундестагом. Существуют и другие точки зрения на правовую природу Бундесрата, например, Д.Н. Кор-дик15, В.Н. Лысенко1 , отмечают, что юридически он является не верхней палатой немецкого парламента, а так называемым «органом участия земель в законодательстве и управлении федерацией», но фактически -по возложенным на него функциям и объему предос-

7 Штелер-Май А. Федерализм в Германии, Институт проблем химической физики РАН, 2001. - С. 11.

8 Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие /Волтерс Клувер, 200з

9 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран, Юристъ, Москва, 2008 - С. 407

10 Урьяс Ю. Механизм государственной власти ФРГ, Москва 1988.

11 Колюшин Е.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // "Конституционное и муниципальное право", 2006, № 4.

12 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран, ЮстицИнформ, М., 2008

13 Колесников, Е. В., Пажетных, Д. В. Актуальные вопросы пар-

ламентского иммунитета членов верхних палат парламента (на примере Российской Федерации, Франции,

ФРГ)//Конституционное и муниципальное право. -2009. - № 4. - С. 12 - 18

14 Паргачёва И. П.Особенности взаимодействия второй палаты парламента с исполнительными органами власти: Мировая практика //Государственная власть и местное самоуправление. -2008.

- № 12. - С. 3 - 10

15 Кордик Д. Н. Роль парламентов в решении вопросов бюджетно-финансовой политики федеративных государств // Законодательство и экономика. - 2006. - № 12. - С.13-17.

16 Лысенко В.Н. Нужно ли Совету Федерации становится Бун-

десратом?// Представительная власть. - 1996. - № 6-7

тавленных полномочий его можно рассматривать в качестве верхней палаты парламента.

Почему столь важен вопрос, направленный на определение правовой природы Бундесрата и его положения системе органов государства?

Данный вопрос актуален не только для ученых-правоведов Федеративной Республики Германии, Российской Федерации или какого-либо другого государства. Данный вопрос актуален, прежде всего, для всей системы государственной власти Германии. Несмотря на тот факт, как отмечает Р.В. Знаменщиков, что федеральный конституционный суд Германии в решениях «О требовании жилищного строительства» от 21 мая 1952 года17 и «О референдуме» от 30 июля 1958 года18 признал Бундесрат конституционным и высшим федеральным органом,19 даже в самом Бундесрате постоянно возникают дискуссии о его конституционноправовом положении, результатом которых являются попытки превращения Бундесрата из самостоятельного конституционного органа в некое подобие Сената. Особенно активны в данном направлении были представители Социал-демократической партии Германии. В частности в середине 60-х годов прошлого века, премьер-министр Гессена А.Г. Цинн полагал, что дополнение традиционного принципа Бундесрата компонентами сената может активизировать процесс участия представителей партийных кругов в законодательстве и управлении Федерацией.

Хотя в целом модель Бундесрата хорошо работает в условиях немецкого федерализма, позволяя парламенту оставаться однопалатным20, во избежание нападок на правовую природу Бундесрата, а также подмены правовых понятий и определений, вполне применим опыт Российской Федерации, где Совет Федерации предстает в виде внутриструктурного подразделения Федерального Собрания России, что находит свое отражение в ст. 95 Конституции Российской Федерации, и как результат - исключает двоякое толкование правовой природы данного органа государственной власти. Таким образом, являясь федеральным государственным органом, Совет Федерации одновременно выступает частью общероссийского парла-мента21.

Очевиден и тот факт, что Бундесрат является связующим звеном между государством в целом и его федеральными землями. Однако в среде немецких правоведов до сих пор нет единого мнения по поводу того, какую роль играет Бундесрат в правоотношениях между Федерацией и федеральными землями.

Не стоит забывать, что Бундесрат создавался не для того, чтобы всегда и во всем следовать воле федерального центра, а для того, чтобы на федеральном уровне представлять и защищать интересы отдельных земель. Таким образом, можно сделать вывод, что первоначально намерение Основного Закона заключалось в том, чтобы с помощью Бундесрата гаранти-

17 Entscheidungen des Bundesverfassungsgerichts. 1952. № 1. S. 311.

18 Entscheidungen des Bundesverfassungsgerichts. 1958. № 8. S. 120.

19 Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовое исследование): Диссертация кандидата юридических наук, Тюмень, 2003. - С. 139

20 Колюшин Е.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // "Конституционное и муниципальное право", 2006, № 4.

21 Дмитриев Ю.А.,Беседкина Н.И.,Авдеенкова М.П. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий (постатейный) (под ред. Дмитриева Ю.А.), Юстицинформ, 2007.

ровать землям общефедеральное политическое влия-ние22. В связи с этим назревает вопрос: не будут ли земли как субъекты Федерации злоупотреблять своими полномочиями, и тем самым ослаблять федеральный Центр во исполнение своих личных, а не общегосударственных, интересов.

Неслучайно ряд немецких ученых: К. Штерн23, К. Хессе и другие - указывает на Бундесрат как на средство воздействия федеральных земель на Федерацию.

Как отмечает А.В. Саленко24, палата представителей земель может выступать как в роли союзника центральной власти, так и в роли её противника. Особенно тогда, когда в землях к власти приходят оппозиционные федеральному правительству партии, земельные интересы отходят на второй план. Главенствующее значение приобретают партийно-политические интересы. В результате федеральное правительство может столкнуться с серьезным противостоянием. Неслучайно, что иногда немецкие правоведы характеризуют Бундесрат как «антиправительство» (“Gegenregieшng”, “Blockadeinstrument”)25. Тот факт, что Основной закон Германии сознательно предоставил землям возможность осуществлять «антиправительственную деятельность», связан, главным образом, с тем, что Бундесрат выполняет роль своеобразного «клапана» для выпуска «избыточного давления» в федеративных отношениях. Если конфликты между частниками федеративных отношений, а их появление неизбежно, будут подавляться и замалчиваться, то рано или поздно они прорвутся наружу и найдут свое разрешение, только уже неправовыми способами26.

При различной раскладке политических сил на уровне федерации и в землях Бундесрат может стать политическим противовесом и инструментом, столь необходимым политической оппозиции.

В девяностые годы Бундесрат также использовался большинством оппозиции в качестве форума для того, чтобы чинить препятствия правительственной политике.

Как отмечал В.И. Васильев, рассуждая о политической обстановке, сложившейся в Федеративной Республике Германия в конце 90-ых годов прошлого века: «Наряду с эгоизмом регионов и действиями федерации по перекладыванию бремени общегосударственных расходов на земли, руководители субъектов (в первую очередь Берлина) обеспокоены еще одной тенденцией: попытками превратить Бундесрат из федерального органа в инструмент партийной политики. Бундесрат, действующий как партийно-политическая “вторая палата” парламента, выступает как орган блокады, что противоречит сущности его структуризации и наносит ущерб интересам земель и государства в це-

лом (полномочия земель не могут расширяться, а их возможности для маневра сужаются)»27.

Но даже без участия оппозиции Бундесрат зачастую препятствует Бундестагу в проведении законопроектов, особенно ухудшающих правовой статус земель, так как в Бундесрате принято ставить интересы своей земли выше партийной линии.

Правда, ныне агрегирование интересов оппозиции в Бундесрате удается с большим трудом. Политический состав коалиций земель стал разнообразнее: бедные против богатых, восточные федеральные земли против западных или же земли, делающие ставку на самостоятельность, против земель, возлагающих надежды на федеральную помощь. Все они образуют новые коалиции. Это ведет к ослаблению Бундесрата в качестве инстанции, блокирующей федеральную полити-

ку28.

Также не стоит забывать, что Бундесрат не является единственным средством влияния земель на формирование решений Федерации29. Например, X. Мауер, в качестве средства влияния земель на волю Федерации кроме Бундесрата выделяет обращение государствоподобных образований Федеральный конституционный суд ФРГ.30

Кроме того, отстаивание интересов земель не является единственной задачей Бундесрата. Бундесрат должен также своими решениями всегда держать в поле зрения и федеральные интересы31.

Интересной представляется позиция профессора Лейпцигского университета К. Дегенхарта, который понимает деятельность Бундесрата как участие земель в выработке решений на федеральном уровне, это означает, что Бундесрат не понимается К. Дегенхартом как средство влияния земель на Федерацию.32 Данная точка зрения также освещена и на официальном интернет-сайте Бундесрата33.

Однако вопрос: является ли Бундесрат своего рода «тормозящей» силой по отношению к Бундестагу и федеральному правительству, до сих пор остается открытым.

Например, Колесников Е.В. и Пажетных Д.В. отмечают, что Бундесрат призван выполнять, прежде всего, контрольные функции, играть роль своего рода "тормоза" в случае принятия скоропалительных законопроектов, оказывать влияние на решения бундестага и федерального правительства.34 В.И. Васильев отме-

Блуменвитц Д., Калинина К.В., Королева-Конопляная Г.И., Лысенко В.К, Мацнев А.А., Моммзен М., Морщакова Т.Г., Романов Р.М., Федосов П.А., Хюбнер Э., Штайнсдорфф С., Щтурм Р., Под общ. ред.: Мацнев А.А. (Пер.), Моммзен М.: Парламентская демократия и федерализм в России и Германии. Опыт совместного исследования российских и германских ученых, Москва; Мюнхен; Вюрцбург, 1999 г. - С. 139.

23 Stern K. Das Staatrecht der Bundesrespublick Deutschland, Munchen, 1984. S. 710, 726, 746.

24 Саленко А.В. Федерализм в России и Германии (сравнительный анализ). Диссертация кандидата юридических наук: 12.00.02 /

- С.-Пб., 2002. - С. 171-172

25 Katz A. Staatsrecht.13. Aufl., Heidelberg. 1996. § 17 III. Rdn. 375.

S. 184.

26 Саленко А.В. Федерализм в России и Германии (сравнительный анализ). Диссертация кандидата юридических наук: 12.00.02 /

- С.-Пб., 2002. - С. 172.

Васильев В.И. Hекоторые аспекты современной дискуссии о

германском федерализме// Полис. 2000. 1. С. 161 -168.

28 Блуменвитц Д., Калинина К.В., Королева-Конопляная Г.И., Лысенко В.К, Мацнев А.А., Моммзен М., Морщакова Т.Г., Романов Р.М., Федосов П.А., Хюбнер Э., Штайнсдорфф С., Щтурм Р., Под общ. ред.: Мацнев А.А. (Пер.), Моммзен М.: Парламентская демократия и федерализм в России и Германии. Опыт совместного исследования российских и германских ученых, Москва; Мюнхен; Вюрцбург, 1999 г. - С. 141.

29 Знаменщиков Роман Витальевич. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовое исследование) : Диссертация кандидата юридических наук: Тюмень, 2003. - С. 137.

30 Maurer H. Staatrecht. Munchen, 1999. S. 314.

31 Штелер-Май А. Федерализм в Германии, Институт проблем химической физики РА^ 2001. - С. 10.

32 Знаменщиков Роман Витальевич. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовое исследование): Диссертация кандидата юридических наук : Тюмень, 2003. - С. 138.

33 Официальный интернет-сайт Бундесрата ФРГ http://www.bundesrat.de/

34 Колесников, Е. В., Пажетных, Д. В. Актуальные вопросы парламентского иммунитета членов верхних палат парламента (на примере Российской Федерации, Франции,

чает, что в основной закон страны институтом Бундесрата “вмонтирован” защитный механизм против того, чтобы в рамках федералистской конструкции, — путем простого законотворчества, минуя Конституцию ФРГ,

— проводились какие-либо системные изменения. Самая важная задача Бундесрата — защита федеративного устройства35.

Однако представляется ошибочным рассмотрение Бундесрата лишь в роли тормоза или помехи для управления страной, так как в целом сбалансированный характер учета интересов в Бундесрате как органе Федерации, так и земель исключает повод говорить об «оскомине» земель в отношении Федерации.

Как отмечает В.Н. Лысенко, Бундесрат выполняет, прежде всего, три основные функции: защищает интересы земель перед федерацией, а через нее и перед Европейским Союзом; проводит в законодательство и управление федерацией политические идеи и опыт управления земель; как и другие органы государственной власти несет общегосударственную ответственность за дела ФРГ. Исполнение этих важных функций позволяет Бундесрату быть, с одной стороны, противовесом Бундестагу и федеральному правительству,

а, с другой стороны, служить связующим звеном между землями и федерацией36. Очевидно, что, имея статус органа Федерации и не являясь земельным органом, Бундесрат отражает один из важнейших принципов немецкого конституционализма - федерализм, некое "единство в многообразии".37

Трудно представить современную немецкую конституционно-правовую действительность без такого своеобразного органа власти, как Бундесрат, являющийся по своей сути - своеобразной ареной, на которой соревнуются прогрессивные идеи и взгляды политических объединений и партий, а также отдельных земель как субъектов Федерации. При этом Бундесрат является наиболее очевидным показателем направлений как внутренней, так и внешней политики всего федеративного немецкого государства и отдельных регионов. Бундесрат - это яркая иллюстрация политических настроений и федерального центра, и отдельных субъектов Федерации по наиболее важным и актуальным вопросам государственной и общественной жизни страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Блуменвитц Д., Калинина К.В., Королева-Конопляная Г.И., Лысенко В.Н., Мацнев А.А., Моммзен М., Морщакова Т.Г., Романов Р.М., Федосов П.А., Хюбнер Э., Штайнсдорфф С., Щтурм Р., Под общей редакцией: Мацнев А.А. (Пер.), Моммзен М.: Парламентская демократия и федерализм в России и Германии. Опыт совместного исследования российских и германских ученых. Москва; Мюнхен; Вюрцбург, 1999.

2. Васильев В.И. Некоторые аспекты современной дискуссии о германском федерализме// Полис. 2000. - № 1.

3. Дмитриев Ю.А.,Беседкина Н.И.,Авдеенкова М.П. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий (постатейный) (под ред. Дмитриева Ю.А.), Юстицинформ, 2007.

ФРГ)//Конституционное и муниципальное право. -2009. - № 4. - С. 12 - 18

35 Васильев В.И. Некоторые аспекты современной дискуссии о германском федерализме// Полис. 2000. 1. С. 161 -168.

36 Лысенко В.Н. Нужно ли Совету Федерации становится Бундесратом?// Представительная власть. - 1996. - № 6-7

37 Колесников, Е. В., Пажетных, Д. В. Актуальные вопросы парламентского иммунитета членов верхних палат парламента (на примере Российской Федерации, Франции, ФРГ)//Конституционное и муниципальное право. -2009. - № 4. - С.

12 - 18

4. Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовое исследование): Диссертация кандидата юридических наук, Тюмень, 2003.

5. Колесников, Е. В., Пажетных, Д. В. Актуальные вопросы парламентского иммунитета членов верхних палат парламента (на примере Российской Федерации, Франции, ФРГ)//Конституционное и муниципальное право. -2009. - № 4.

- С. 12 - 18

6. Колюшин Е.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // "Конституционное и муниципальное право", 2006, № 4.

7. Кордик Д. Н. Роль парламентов в решении вопросов бюджетно-финансовой политики федеративных государств // Законодательство и экономика. - 2006. - № 12.

8. Лысенко В.Н. Нужно ли Совету Федерации становится Бундесратом?// Представительная власть. - 1996. - № 6-7

9. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие /Волтерс Клувер, 2003

Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран, ЮстицИнформ, М., 2008

10. Паргачёва И. П.Особенности взаимодействия второй палаты парламента с исполнительными органами власти: Мировая практика //Государственная власть и местное самоуправление. -2008. - № 12.

11. Саленко А.В. Федерализм в России и Германии (сравнительный анализ). Диссертация кандидата юридических наук: 12.00.02 / - С.-Пб., 2002.

12. Урьяс Ю. Механизм государственной власти ФРГ, Москва 1988.

13. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран, Юристъ, Москва, 2008

14. Штелер-Май А. Федерализм в Германии, Институт проблем химической физики РАН, 2001.

15. Entscheidungen des Bundesverfassungsgerichts. 1952. №

1.

16. Entscheidungen des Bundesverfassungsgerichts. 1958. №

8.

17.Katz A. Staatsrecht.13. Aufl., Heidelberg. 1996. § 17 III. Rdn. 375.

18. Maurer H. Staatsrecht. Munchen, 1999

19. Stern K. Das Staatrecht der Bundesrespublick Deutschland, Munchen, 1984. S. 710, 726, 746.

20. Официальный интернет-сайт Бундесрата ФРГ http://www.bundesrat.de/

РЕЦЕНЗИЯ

В статье рассматривается проблема правового статуса Бундесрата Федеративной Республики Германия как уникальной конституционной конструкции. Серьезной дискуссионной проблемой является определение правового статуса Бундесрата, а также его места в системе органов государственной власти Федеративной Республики Германия. Является ли Бундесрат верхней палатой парламента, является ли он вообще организацией парламентского типа или это самостоятельный конституционный орган? Какова роль Бундесрата в правовых отношениях между федеральным Центром и федеральными землями? Подобные вопросы являются предметом дискуссий как среди немецких и отечественных правоведов, так и среди государственных деятелей обеих стран. Данные вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение для сохранения незыблемости принципов немецкого федерализма. Автор доказывает тот факт, что Бундесрат - это самостоятельный конституционный орган государственной власти, выступающий не только в роли связующего звена между землями и федерацией в целом, но и в роли своеобразного защитника федеративного устройства государства. При этом для сохранения незыблемости конституционного строя ФРГ недопустима «подмена понятий», которой пользовались и пользуются разного рода оппозиционные партии в попытке показать, по их мнению, вторичность и бесполезность Бундесрата как органа государственной власти.

Пензенский государственный университет,

д.ю.н., доцент Г.В. Синцов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.