Научная статья на тему 'Партийная система Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черты'

Партийная система Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1195
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партийная система Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черты»

M. Д. Диманис

Партийная система Восточной

Германии: основные тенденции

развития и ее специфические черты

Party system in Eastern Germany: Foundational tendencies of development and its specific traits

М.Д- Диманис -доктор исторических наук., старший научный сотрудник ИНИОН

В развитии партийной системы Восточной Германии можно выделить два периода: с осени 1989 г. по осень 1990г. и с декабря 1990г. по настоящее время. Первый период являлся периодом трансформации монистической партийной системы «авторитарного социализма» в либерально-плюралистическую. Этот период трансформации, которая в первое время шла спонтанно на волне автохтонного антитоталитарного движения народных масс, завершился образованием единой партийной системы путем слияния восточногерманских организаций с западногерманскими. Первые общегерманские выборы 2 декабря 1990 г. подвели черту под этим процессом. Второй период характеризуется дальнейшей стабилизацией партийно-политических структур в условиях постепенного интегрирования восточных земель в «западную систему», хотя политический ландшафт постоянно видоизменялся под воздействием как общих, так и сугубо

специфических факторов. Особенность трансформации партийной системы в Восточной Германии заключается в том, что в ней активную роль играли западногер-

112

Партийная система

Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черты

майские партии вместе с центральными органами власти ФРГ, которые стали подключаться к этому процессу в начале 1990 г. Вместе с тем в Восточной Германии, как и во многих восточноевропейских странах, посткоммунисты вовсе не исчезли с общественной арены, а, напротив, сумели обрести свою нишу в новой политической жизни и даже проникнуть во властные структуры. Партийная система Восточной Германии пережила период фрагментации и чрезвычайной дробности, организационной неустойчивости и идейного разброда, переболев теми же «детскими болезнями», как в других восточноевропейских странах. Но в настоящее время она отличается от них заметно более высокой степенью консолидации и устойчивостью, что, несомненно, является позитивным следствием объединительного процесса.

До «бархатной» революции 1989 г. в ГДР вся политическая власть была сосредоточена в руках одной партии (СЕПГ) (Социалистическая единая партия Германии), которая осуществляла жесткий контроль за умами и настроениями населения совместно с органами госбезопасности. Правда, сохранилась многопартийная система, включавшая в себя ХДСГ (Христианско-демократический союз Германии), ЛДПГ (Либерально-демократическая партия Германии), ДКПГ (Демократическая крестьянская партия Германии) и НДПГ (Национал-демократическая партия Германии)'. Но этот партийный плюрализм носил чисто косметический характер, ибо они находились на положении вассалов СЕПГ, претендовавшей на роль «руководящей и направляющей партии».

Внешне СЕПГ в Народной палате ГДР не пользовалась особым преимуществом: ей обычно предоставляли 127 мандатов из 500 (25,4%), а четырем партиям блока (ХДСГ, ЛДПГ, ДКПГ, НДПГ) - по 52 мандата ( 10,4%), остальные мандаты распределялись среди так называемых общественных организаций: Объединение свободных немецких проф' НДПГ была создана СЕПГ в 1948 г. в целях интегрирования в так называемую социалистическую систему бывших солдат и членов НСДАП, а также представителей буржуазии.

113

союзов (ОСИП), Союз свободной немецкой молодежи (ССНМ) и др. Однако, если учитывать тот факт, что представители этих массовых организаций, как правило, являлись членами СЕПГ, в парламентском представительстве СЕПГ фактически располагала абсолютным большинством голосов.

До осени 1989 г. каждый пятый взрослый гражданин ГДР состоял в членах СЕПГ (2,3 млн.), а в состав четырех партий блока входили в общей совокупности лишь 470 тыс. (5, с. 71, 73). Последние имели притягательную силу для определенных категорий населения, например, для лиц, приверженных христианской вере, руководителей низшего и среднего рангов, мелких частников.

Тоталитарный режим ГДР рухнул в одночасье осенью 1989 г., его остов оказался давно подточенным изнутри. Массовые демонстрации в Лейпциге и других городах в октябре - ноябре 1989 г. послужили мощным катализатором, вызвавшим крутой поворот в политическом развитии. Активизировали свою деятельность сформировавшиеся к этому времени так называемые оппозиционные группировки: «Новый форум» (НФ), «Демократия сейчас», «Демократический прорыв», «Объединенные левые», «Социал-демократическая инициатива» (позднее Социал-демократическая партия в ГДР - СДП)2. С аннулированием конституционного положения о руководящей роли СЕПГ 1 декабря 1989 г. четыре партии блока, наконец, обрели самостоятельность. Вскоре после падения Берлинской стены 2 2 ноября 1989г. был создан институт «круглого стола» (он прекратил свое существование в марте 1990 г.) в целях объединения политических сил для демократических преобразований в ГДР.

Социал-демократическая партия была упразднена в 1946г. в резуль -тате насильственного объединения социал-демократов с коммунистами. В качестве самостоятельной партии она была возрождена 7 октября 1989 г. На первой конференции делегатов ТЗ января 1990 г. СДП была переименована в Социал-демократическую партию Гэрмании (СДПГ).

114

Партийная система Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черты

Как показали последующие события, многие бывшие оппозиционные группировки, выступавшие под лозунгом построения «другого», более «гуманного» социализма в ГДР при сохранении ее государственной самостоятельности, постепенно стали оттесняться с центра политической жизни под натиском набирающего все более крутой оборот движения в пользу объединения с «капиталистической» Западной Германией.

В тот период политической пертурбации осенью 1989г. начался стремительный процесс эрозии СЕПГ: в декабре 1 989 г. - январе 1990 г. она потеряла 300 тыс. своих членов. С тем, чтобы остановить эту опасную тенденцию развития, партия незамедлительно приступила к серьезной реорганизации. Первым шагом на этом пути стал чрезвычайный съезд в декабре 1989 г., где был избран председателем партии берлинский адвокат Г Гизи. В феврале 1990 г. партия окончательно отказалась от своего прежнего наименования, назвав себя Партией демократического социализма (ПДС). Таким способом новое руководство партии пыталось доказать, что она порвала со своим тоталитарным прошлым и отказалась от властной монополии.

На базе распада прежнего блока под эгидой СЕПГ и «грюндерства» новых партий осенью 1989 пив начале 1990 г. сформировалась в ГДР многополюсная партийная система, хотя партии еще находились в стадии флуктуации и идейно-политического разброда, однако процесс их размежевания уже принял более или менее отчетливую форму в русле определенных направлений: леворадикальное, социал-демок-„ ратическое, либеральное, консервативное, экологическое (к нему примыкали организации гражданского движения и феминистские).

Среди множества партий, появившихся на политической арене, заметно выделяются ПДС и бывшие партии блока как наиболее хорошо структурированные, они могли располагать доставшимися им в наследство материальными ресурсами. Однако и «новоиспеченные» партии, такие, какСДПГ, НСС (Немецкий социальный союз), СвДП Свободная демократическая партия), благодаря поддержке со стороны

115

«родственных по духу» западногерманских партий, смогли вскоре прочно «встать на ноги». А остальные партии, возникшие на почве гражданского движения (за гражданские права, демократизацию снизу, открытость общества), например «Новый Форум», «Демократия сейчас», а также экологического и феминистского движения, не смогли преодолеть засилье стихийности и спонтанности.

Перед партиями встала задача формирования нового, подлинно демократического представительного органа законодательной власти (Народной палаты). В борьбе за голоса избирателей партии стали создавать избирательные блоки, тем самым сделав шаг в сторону определенной консолидации и преодоления партийно-политической раздробленности. В преддверии выборов в Палату депутатов 18 марта 1990 г. были образованы шесть следующих блоков:

- Альянс в поддержку Германии: восточный ХДС, НСС, «Демократический прорыв» (консервативный лагерь);

- Союз свободных демократов: ЛДП, восточная СвДП, НПФ (Немецкая партия форума)3 (либеральный лагерь);

- Союз 90: «Новый Форум», «Демократия сейчас». «Инициатива за мир и права человека»4 (блок партий гражданского движения);

- Блок «Объединенные левые/Гвоздики»5 (леворадикальный блок);

- «Зеленая партия»6 Независимый женский союз;

-Альтернативный список молодежи: Союз свободной демократической молодежи, Марксистский союз молодежи и др.

Лишь несколько партий: СДПГ, ПДС, НДПГ и ДКПГ - остались вне блоков.

3 Немецкая партия форума образовалась в январе 7 990 г. на основе раскола «Нового Форума».

4 Гоуппировка «Инициатива за мир и права человека» была основана еще в 1985г.

5 Партия под названием «Гвоздики» была основана в январе 1990 г. Она придерживалась неомарксистской линии.

6 «Зеленая партия» ГДР была создана в ноябре 1989 г.

116

Партийная система Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черты

Вопрос о воссоединении Германии стал центральным пунктом в избирательной кампании. Партии разделились на сторонников по возможности быстрого объединения обеих стран (социал-демократы, либералы и консерваторы) и сохранения определеннойдоли государственной самостоятельности ГДР (ПДС, Союз 90, НДПГ, ДКПГ, экологистско-феминистскийблок). Именно партии первой группы, придерживающиеся прозападной ориентации, оказались победителями на выборах 18 марта 1990 г., аккумулировав в свою пользу в общей совокупности три четверти голосов избирателей. Из партий второй группы лишь ПДС завоевала 16,3%, а на долю всех остальных досталось около 8% голосов.

Победителем, вопреки ожиданиям многих политических наблюдателей, вышелХДС, собравший40,49% голосов,а неСДПГ(21,76%). Казалось бы, что в ГДР, если принять во внимание специфику социализации большинства населения, должны получить перевес партии, ориентирующиеся на социалистические ценности. Однако к тому времени доминантой в настроениях населения являлась идея воссоединения с Западной Германией7. В основе этого стремления лежало не просто эмоциональное чувство исторической общности немецкого народа, а чисто прагматический расчет на быстрое достижение западного уровня благосостояния. В ХДС, который все более тесно сращивался с западными партнерами, тогда находившимися у правительственного руля, многие восточногерманские граждане видели силу, способную на осуществление их заветных планов. Кроме того, следует учитывать растущую «аллергию» населения ГДР, только что сбросившего с себя ярмо тоталитаризма, ко всякой социалистической идее, с какой бы стороны она ни исходила.

Выборы 18 марта 1990 г. создали организационную предпосылку для интегрирования восточногерманской партийной системы с западногерманской. Во-первых, восточногерманские партии прошли

7 Согласно данным за март 1990 г., «за» высказались 91% опрошенных, а «против» -лишь 5% (1, с..73).

117

хорошую выучку в демократическом состяштельстве за голоса избирателей. Во-вторых, установились партнерские отношения с обеих сторон, которые в дальнейшем значительна углубились. В-третьих, шел процесс программно-политической переориентации многих восточногерманских партий и одновременно формировался более или менее устойчивый контингент избирателей, готовых отдавать предпочтение западной системе ценностей.

Если в 1989 г. политические партии Западной Германии, застигнутые врасплох поворотом событий в ГД Р, фаисгически стояли в стороне, то в конце 1989 г. - начале 1990 г. линия их поведения стала меняться. Западные партии должны были преодолевать в себе предубеждения по отношению к своим восточным коллегам, в особенности к бывшим партиям -сателлитам СЕПГ Сложным было отношение руководства СДПГЗападной Германии к восточным социал-демократам, первоначально связанным с ориентированным на узколокальные интересы оппозиционным движением. Западногерманские партии активно включились в избирательную кампанию в феврале - марте 1990 г., участвуя в формировании блоков и разработке программно-политических установок (это касается ХДС, ХСС, СвДП и СДПГ). Характерно, что западные «зеленые» в отличие от других партий длительное время воздерживались от участия в политических процессах в ГДР. При этом сами восточногерманские экологисты стремились дистанцироваться от своих западных коллег.

Коммунальные выборы 6 мая 1990 г. мало что изменили в расстановке политических сил. Христианские демократы по-прежнему лидировали, набрав 34,4% голосов, за ними следовали социал-демократы (21,3%) и демократические социалисты из ПДС (14,6%). Либералы получили 6,7%, Союз 90/Новый Форум - 2,4%. И выборы в парламенты вновь созданных восточных земель в октябре 1990 г.8 зак-

8 3 октября 1990 г. ГДР в составе пяти земель: Бранденбург, Меклен-бург - Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия присоединились к ФРГ на условиях Основного закона ФРГ от 1949 г.

118

Партийная система Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черты

репили эту тенденцию: ХДС одержал победу в четырех землях (свыше 30% голосов, а в Саксонии даже 53,8%) - за исключением земли Бранденбург, где СДПГ завоевала наибольшее число голосов (38,3%). ПДС, набрав в пяти восточных землях 10- 16% голосов, смогла пройти во все ландтаги, однако не была допущена к формированию земельных правительств, в чем кроме ХДС, приняли участие СДП Г, СвДП, Союз 90/Зеленые.

Важным шагом являлось образование единой партийной системы наряду с формированием политико-административного, социально-правового и экономического единства. Уже в преддверии первых общегерманских выборов 2 декабря 1990 г. начался процесс организационного слияния партий, к чему толкала необходимость ведения совместной предвыборной деятельности и расширения электоральной базы. Так, 11 - 1 2 августа 1990г. произошло объединение с западной СвДП трех либеральных партий ГДР: Союз свободных демократов-либералов (бывшая Либерально-демократическая партия, к которой в конце марта 1990 г. присоединилась НДПГ), Германская партия Форума и восточная СвДП, 27 сентября 1990 г. - СДПГзапада и востока, а 1 - 2 октября - ХДС западного и восточного (еще в августе с восточным ХДС слилась партия «Демократический прорыв», а в сентябре - ДКПГ). Между тем восточные «зеленые» объединились с западными 3 декабря 1990 г. уже после общегерманских выборов. Правозащитники ГДР еще длительное время сохраняли свою самостоятельность, хотя на выборах в ландтаги в октябре 1990 г. они в ряде мест выступали в блоке с «зелеными», а накануне первых общегерманских выборов пошли на создание общей предвыборной платформы Союз 90/Зеленые (восток). Лишь в мае 1993 г. состоялось окончательное слияние Союза 90 с общегерманской партией «зеленых», которая с того момента стала именоваться Союзом 90/Зеленые.

Среди восточногерманских партий особняком стоит Немецкий социальный союз (НСС), он так и не предпринял организационного слияния с западными партиями. Если на выборах в Народную палату 18 мар-

119

хорошую выучку в демократическом состязательстве за голоса избирателей. Во-вторых, установились партнерские отношения с обеих сторон, которые в дальнейшем значительно углубились. В-третьих, шел процесс программно-политической переориентации многих восточногерманских партий и одновременно формировался более или менее устойчивый контингент избирателей, готовых отдавать предпочтение западной системе ценностей.

Если в 1989 г. политические партии Западной Германии, застигнутые врасплох поворотом событий в ГДЛ фактически стояли в стороне, то в конце 1989 г. - начале 1990г. линия их поведения стала меняться. Западные партии должны были преодолевать в себе предубеждения по отношению к своим восточным коллегам, в особенности к бывшим партиям -сателлитам СЕПГ Сложным было отношение руководства СДПГЗападной Германии к восточным социал-демократам, первоначально связанным с ориентированным на узколокальные интересы оппозиционным движением. Западногерманские партии активно включились в избирательную кампанию в феврале - марте 1990г., участвуя в формировании блоков и разработке программно-политических установок (это касается ХДС, ХСС, СвДП и СДПГ). Характерно, что западные «зеленые» в отличие от других партий длительное время воздерживались от участия в политических процессах в ГДР. При этом сами восточногерманские экологисты стремились дистанцироваться от своих западных коллег.

Коммунальные выборы б мая 1990 г. мало что изменили в расстановке политических сил. Христианские демократы по-прежнему лидировали, набрав 34,4% голосов, за ними следовали социал-демократы (21,3%) и демократические социалисты из ПДС ( 14,6%). Либералы получили 6,7%, Союз 90/Новый Форум - 2,4%. И выборы в парламенты вновь созданных восточных земель в октябре 1990 г.8 зак-

8 3 октября 1990 г. ГДР в составе пяти земель: Бранденбург, Меклен-бург - Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия присоединились к ФРГ на условиях Основного закона ФРГ от 1949 г.

118

Партийная система Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черты

репили эту тенденцию: ХДС одержал победу в четырех землях (свыше 30% голосов, а в Саксонии даже 53,8%) - за исключением земли Бранденбург, где СДП Г завоевала наибольшее число голосов (38,3%). ПДС, набрав в пяти восточных землях 10-16% голосов, смогла пройти во все ландтаги, однако не была допущена к формированию земельных правительств, в чем кроме ХДС, приняли участие СДПГ, СвДП, Союз 90/Зеленые.

Важным шагом являлось образование единой партийной системы наряду с формированием политико-административного, социально-правового и экономического единства. Уже в преддверии первых общегерманских выборов 2 декабря 1990 г. начался процесс организационного слияния партий, к чему толкала необходимость ведения совместной предвыборной деятельности и расширения электоральной базы. Так, 11 - 12 августа 1990г. произошло объединение с западной СвДП трех либеральных партий ГДР: Союз свободных демократов-либералов (бывшая Либерально-демократическая партия, к которой в конце марта 1990 г. присоединилась НДПГ), Германская партия Форума и восточная СвДП, 27 сентября 1990 г. - СДПГ запада и востока, а 1 - 2 октября - ХДС западного и восточного (еще в августе с восточным ХДС слилась партия «Демократический прорыв», а в сентябре - ДКПГ). Между тем восточные «зеленые» объединились с западными 3 декабря 1990 г. уже после общегерманских выборов. Правозащитники ГДР еще длительное время сохраняли свою самостоятельность, хотя на выборах в ландтаги в октябре 1990 г. они в ряде мест выступали в блоке с «зелеными», а накануне первых общегерманских выборов пошли на создание общей предвыборной платформы Союз 90/Зеленые (воаок). Лишьв мае 1993 г соаоялось окончательное слияние Союза 90 с общегерманской партией «зеленых», которая с того момента стала именоваться Союзом 90/Зеленые.

Среди восточногерманских партий особняком стоит Немецкий социальный союз (НСС), он так и не предпринял организационного слияния с западными партиями. Если на выборах в Народную палату 18 мар-

119

та 1 990 г. НССзавоевал 6,3% голосов, то на выборах в ландтаги в октябре 1990г. не смог достигнуть той первоначальной отметки, получив лишь в Саксонии наибольшее число голосов в 3,6%. А на общегерманских выборах 2 декабря 1 990 г. эта партия должна была довольствоваться ничтожной толикой числа голосов - 1 ,4% в восточных землях. С того момента НСС влачит «полупризрачное» существование.

Как ни старалась ПДС расширить свою организационную базу за пределами бывшей ГДР, ее усилия не увенчались особым успехом: в нее влились, кроме части членов Германской компартии (ГКП), лишь несколько весьма малочисленных организаций, обреченных на «политическое вымирание» (Коммунистический Союз, Союз западногерманских коммунистов. Объединенная социалистическая партия)9. Немногим более успешным было участие ПДС в формировании избирательных блоков с левоэкстремистскими и леворадикальными группировками на земельном и коммунальном уровне.

Так что формирование партийной системы в Восточной Германии прошло несколько этапов:

-этапбиполяризации и дифференциации в 1989 - начале 1 990 г., когда формируются новые политические силы, стремящиеся бросить вызов властной монополии СЕПГ, а некогда монолитная партийная система становится многополюсной, причем дело доходило до чрезвычайной дробности политических сил;

- этап консолидации, когда политические партии начинают объединяться между собой на общей политико-идеологической платформе, формируя более или менее прочные избирательные блоки, а в ряде случаев и объединенные партии (выборы 1 8 марта 1 990 г. и после них), к этому подталкивала сама логика борьбы за голоса избирателей и доступ к властным рычагам;

9 В то время как в западных организациях ПДС (по состоянию на сентябрь 1999 г.) насчитывалось 320о членов, в восточных (по состоянию на декабрь 1998 г.) - всего 94 400 (6, с. 46).

120

Партийная система Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черты

- этап интеграции с западными партиями, который завершился организационным слиянием в основном в декабре 1990 г. Благодаря интеграции восточногерманские партийные деятели смогли обеспечить себе выход на общефедеральную политическую арену10, не говоря уже о финансовых вливаниях со стороны западных партий и возможности расширения электоральной базы. Это преимущество интеграции осознавали и правозащитники из Союза 90, которые, наконец, пошли на объединение с «зелеными» накануне общегерманских выборов 1994 г.

Образование единой партийной системы, естественно, не привело к стиранию различий между западными и восточными партийными подразделениями в рамках одной партии, что проявляется не только на организационном уровне (восточные подразделения представляют собой сравнительно малочисленные, а в отдельных случаях довольно рыхлые структуры)11, но прежде всего на уровне внутрипартийной политической культуры, менталитета и политических взглядов членов партии. Восточногерманские члены партий в своем большинстве формировались в иной общественной системе, часть из них «обременена» весьма специфическим опытом участия в спонтанном народном движении осенью 1989г. Не случайно отдельные члены партии проявляли склонность возводить в абсолют принципы справедливости и равенства и даже базисно-демократические ценности. Для определенной части восточногерманских членов партий характерно стремление сохранить свою узкорегиональную идентичность.

Каковы же результаты первых общегерманских выборов 2 декабря 1990 г.? Победителями на выборах вышли ХДС/ХСС (43,8% голосов)

10 Ярким примером может послужить А. Меркель, уроженка бывшей ГДР, видный деятель ХДС, в 1991 г. назначена федеральным министром по делам женщин и молодежи, в 2000 г. становится председателем ХДС вместо ушедшего в отставку В. Шойбле.

" По состоянию на 1998 г, в составе ХДС 564 723 западногерманских членов и 61 046 восточногерманских, в СДПГ соответственно 746 935 и 27 527. в СвДП-48 924 и 15 590, у «зеленых» - 46878 и 3150(2, с.35).

121

иСвДП (11%), являвшиеся «архитекторами» объединения Германии. Эти выборы позволили им сохранить главенствующее положение, которое они занимали с 1982 г. Второй по числу голосов оказалась СДП Г (33,5%), но с несколько худшим показателем, чем было на предыдущих выборах 1987 г. (37%). Наэтом далеко не «блестящем» для СДП Г исходе голосования сказалась позиция кандидата в канцлеры О. Лафонтена, который не разделял всеобщую эйфорию по поводу воссоединения Германии и предостерегал от поспешных шагов в этом деле.

На данных выборах западные «зеленые» потерпели сокрушительное поражение: они завоевали лишь 3,8% голосов и потому не смогли пройти в парламент. Это, очевидно, являлось следствием тактической ошибки, которую они допустили, не объединившись накануне выборов с восточными «зелеными».

Выборы 2 декабря 1990 г. выявили существенные различия в раскладе политических сил в западной и восточной частях страны. На востоке (в новых землях, включая Восточный Берлин) ХДС набрал голосов больше, чем на западе: 41,8% против 35,5%, то же самое относится к либералам: 12,9% против 10,6%. СДПГ в восточных землях по числу полученных голосов значительно отстала от земель на западе (24,3% против 35,7%). Весьма характерно, что в восточной части страны 48% рабочих голосовали в пользу ХДС и лишь 25% за СДПГ (1 2, с. 20), вто время как в западных землях рабочие по-прежнему оставались ядром электората СДПГ Особенность электорального поведения восточногерманских граждан состояла в том, что они в большей мере исходили не из политико-идеологических предпочтений или ценностных ориентации, а из прагматических соображений. В 1990 г. они отдали свое предпочтение христианским демократам и либералам, видя в них гаранта успешного завершения объединительного процесса и быстрого достижения западных стандартов жизни.

В Восточной Германии ПДС вышла на четвертое место по числу голосов -11,1%, однако на западе почти никакой поддержки не получила (0,3% голосов). Тем не менее ПДС прошла в Бундестаг в силу постанов-

122

Партийная система Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черты

ления Федерального конституционного суда, которое гласит, что партии, перешагнувшие в восточной части страны пятипроцентный рубеж, могут получить мандаты Бундестага. Таким образом, на арене общественной жизни ФРГ появилась ПДС, являющаяся для большинства западногерманских граждан чужеродным политическим организмом. В силу того же постановления вслед за ПДС получил мандаты Бундестага и блок восточных «зеленых» и Союза 90, завоевавший 6% голосов избирателей бывшей ГДР.

Вторые общегерманские выборы в Бундестаг, состоявшиеся 1 б октября 1994 г., позволили блоку ХДС/ХСС-СвДП продлить свое пребывание у власти (они получили соответственно 41,5% и б,9% голосов). Если в восточной части Германии ХДС еще пользовался значительной поддержкой среди населения, то по отношению к либералам усиливалось недоверие, их упрекали в игнорировании социальных аспектов и чрезмерном увлечении чисто монетаристскими подходами. Как следствие, здесь у СвДП отток избирателей обрел драматические масштабы (-9,4% по отношению к 1990г.). Несколько улучшились показатели СДПГ (36,4% на общефедеральном уровне), а на востоке она полу-чила весьма значительный приростчисла голосов (в 7,2%). В восточных землях к тому времени эйфория уже сменилась глубокими разочарованиями у большинства населения, которое переживало депрессию в связи с существенными социальными издержками структурной перестройки бывшего планового хозяйства. Посулы правительства Коля о быстром наступлении эры процветания, щедро раздаваемые им в 1990 г, оказались малоосуществимыми. Естественно, что в этих условиях СДПГ, пользующаяся своим реноме как партии социального амортизатора, смогла расширить электоральную базу. Однако СДПГ не сумела доказать перед избирателями свое преимущество перед блоком ХДС/ХСС, который еще не утратил своего кредита доверия, и он сумел воспользоваться оживлением экономической конъюнктуры в 1994 г в качестве доказательства своей компетентности и способности к управлению страной.

123

Вторые общегерманские выборы 1994 г. способствовали возвращению федеральной партии «зеленых» в Бундеааг: они получили 7,3% голосов, даже несколько опередив либералов, правда, в восточных землях не сумели перешагнуть пятипроцентный рубеж (4,3%). Это обстоятельство связано с тем, что правозащитники, поднявшиеся на гребне народного движения в 1989 - 1990 гг., стали утрачивать свой вес, они оказались не в состоянии одолеть свою организационную слабость и малую компетентность в политике.

ПДС расширила свое электоральное поле за счет части восточногерманских избирателей, недовольных политикой Г Коля и чувствующих себя на положении «людей второго сорта» (в 1994г. плюс 8,7% голосов). Ее сфера влияния по-прежнему ограничивается в основном восточными регионами. Хотя известное поаановление_федерального конституционного суда от 1990 г. уже утратило свою силу, тем не менее - на основании Закона о выборах ФРГ, предусматривающего, в частности, возможность не принимать во внимание пятипроцентный рубеж в масштабе всей страны, если партии удается обрести три прямых мандата в избирательных округах, - ПДС, завоевав в восточноберлинских округах четыре прямых мандата, прошла в Бундеааг.

На основе анализа электорального поведения на общефедеральных выборах 1994 г. можно уаановить, что в восточных землях в пользу ХДС голосовали 46% лиц, имеющих собавенное дело (предприниматели и лица свободных профессий), 45% фермеров, 39% рабочих, 33% служащих и чиновников, за СДПГ-41% безработных, 35% рабочих и 32% служащих и чиновников, ПДС- 21% служащих и чиновников, а также 21 % безработных, даже 17% лиц, имеющих собственное дело, и лишь 15% рабочих, СвДП -9% фермеров и 9% лиц, имеющих собственное дело, «зеленых» - 7% лиц, имеющих собственное дело, и 8% служащих и чиновников (3, с. 199).

Как показывают вторые земельные выборы в восточной части Германии 1994 г., там по-прежнему лидирует ХДС, за исключением Бран-денбурга, как бы аавшего «доменом» СДПГ, иСаксонии-Анхальта, где

724

Партийная система Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черты

образовалось «правительство меньшинства» СДПГ с участием «зеленых» при поддержке ПДС. Но на этот раз ХДС пришлось потесниться, вступив в правительственную коалицию с СДПГ в двух землях: Тюрингия и Мекленбург - Передняя Померания. Либералы везде утратили депутатские мандаты. «Зеленые» удержали свое место лишь в земле Саксония-Анхальт. Обращает на себя внимание тенденция к расширению ПДС своего присутствия во всех восточных ландтагах. Она стала третьей партией по числу голосов после ХДС и СДПГ.

В представительном органе г. Берлина (Палата депутатов) распределение мест обусловлено расстановкой сил в западных и восточных районах города. Хотя пала Берлинская стена, однако как бы незримая граница, разделяющая город, продолжает сущеавовать. Присутствие ПДС в Палате депутатов связано с ее внушительными победами именно в восточных районах: в 1995 г. она набрала 36,3% голосов, а в западных- всего лишь 2.1 %.

Общегерманские выборы 2 7 сентября 1998г. представляют собой важнейшую цезуру в партийно-политическом развитии ФРГ: речь идет не только о возвращении СДПГ к правительственной власти спустя шестнадцать лет после одержанной ею серьезной победы (40,9% голосов с перевесом по отношению к ХДС/ХСС на 5,8%), но и о том, что впервые в истории существования ФРГ министерские посты на федеральном уровне получили «зеленые» (6,7%).

Серьезное поражение потерпел блок ХДС/ХСС (35,1 % голосов), причем потери в восточной части более весомы, чем в западной (они составляли соответственно 11,2% и 5% по сравнению с 1994 г.). Если ранее ХДС в восточных землях получал больше голосов, чем в западных, то на этот раз соотношение числа голосов изменилось в пользу федеральных земель на западе: 28,7% против 27,3% на востоке Восточногерманские граждане в своем большинстве отвернулись от своего прежнего кумира в лице Г Коля. Бывшая ГДР становилась очагом высокой социальной напряженности. Именно в социальной сфере диссонанс между обеими частями страны обрел особо ощутимый масштаб:

125

по состоянию на 1996 г. на востоке доля безработных составляла 16,7% против 10,1% на западе, а доля бедных здесь заметно выше: 12,7% от общего числа семей против 6,5% на западе (8, с. 55, 100). Общественное мнение упрекало правительство Коля в недопустимом увеличении финансового прессинга на простых граждан, в серьезных упущениях в сфере социальной политики, в просчетах при структурных преобразованиях экономики восточных земель Германии, стоивших многомиллионные средства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1998 г. СДПГ расширила свою электоральную базу как на западе (плюс 4,8% голосов), так и на востоке страны (плюс 3,6%). По сравнению с 1990г. прирост числа голосов в восточной части составил 10,8%. Однако западные земли по-прежнему остаются основной опорной базой СДПГ (в 1998 г. - 42,3% голосов против 35,1 % на востоке). СДПГ смогла обеспечить себе прирост числа голосов главным образом за счет ХДС/ХСС и «зеленых». Однако в восточной части страны весьма серьезным конкурентом остается ПДС. Если на выборах 1998 г. СДПГ сумела перетянуть на свою сторону от ХДС/ХСС 1,4 млн. избирателей, от «зеленых» - 399 тыс., от СвДП - 219 тыс., то в это же время она «уступила» в пользу ПДС 100 тыс. избирателей ( 11, с. 7).

В пользу СДПГ и ее кандидата в канцлеры Г. Шредера голосовали избиратели в надежде на более эффективное решение проблем в области социального выравнивания между обеими частями страны, пенсионного обеспечения, здравоохранения, борьбы с безработицей. Крометого, нельзя сбрасывать со счетов и чисто психологический «синдром усталости» от многолетнего правления Г. Коля.

Партия «зеленых» стала «партией власти», несмотря на малоудовлетворительные результаты голосования в ее пользу в 1998 г.: на востоке вновь им не удалось достичь пятипроцентного порога (4,1%), а на западе даже имело место явление опока избирателей (7,3% - на 0,6% меньше, чем в 1994г.). «Зеленые» не смогли привлечь дополнительное число голосов, они должны были удовлетворяться поддержкой довольно ограниченного контингента избирателей, традиционно ори-

126

Партийная система Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черты

ентирующихся на постматериалистические и экологические ценности. Социал-демократы, исходя из позитивных результатов их практической деятельности в отдельных землях, установившейся близости в программно-политической области и их готовности к компромиссу, предложили им войти в состав формируемого правительства.

Либералы не в состоянии остановить негативную тенденцию «скольжения вниз», наметившуюся с 1994 г. (в 1998 г. - 6,2% голосов на общефедеральном уровне; такого низкого показателя они не знали уже свыше двадцати пяти лет). Примечательно, что на этот раз сокращение числа избирателей на западе выше (минус 0,7%), чем на востоке (минус 0,2%). СвДП оказалась в узком политическом пространстве, будучи «зажатой» между ХДС/ХСС и СДПГ и одновременно подвергаясь давлению со стороны «зеленых», стремящихся обрести имидж «экологической либеральной партии».

Несмотря на предсказания многих политических наблюдателей о неминуемой смерти ПДС, она проявляет удивительную живучесть, понемногу расширяя свою электоральную базу в бывшей ГДР (в 1998 г. -21,6%, прирост числа голосов по сравнению с 1990 г. составляет 10,5%) и в то же время свое присутствие в Бундестаге (в 1998 г. -36 мандатов, на шесть больше, чем в предыдущий период). Эта партия перетянула к себе голоса избирателей не только от СДП Г, ной От ХДС (1 20 тыс.) (11,с. 6), а также большое число бывших'«неиз-бирателей». Вместе с тем ПДС не смогла добиться сколько-нибудь заметных результатов на западе ( 1,2% голосов). Впервые с момента воссоединения Германии она перешагнула пятипроцентный рубеж на общефедеральном уровне (в 1998 г. - 5,1 %), в связи с чем утра- тил свое значение вопрос о том, сколько прямых мандатов она завоевала. Теперь ее представительство в Бундестаге получило официальный статус парламентской фракции (ранее оно было оформлено лишь в виде группы), поэтому у нее расширились возможности воздействия на политику федерального правительства с помощью законодательных процедур.

127

М. Д. Димэнис

Тревожным симптомом является заметная активность праворадикальных и правопопулистских партий, в особенности в восточных землях. Хотя их попытки прорваться в Бундестаг в очередной раз провалилась, однако в 1998 г. они вместе завоевали 3,3% голосов в масштабах страны, а на востоке - 5%, причем по сравнению с 1994 г. число голосов, поданных в их пользу, фактически утроилось. Более того, одной из этих партий - ННС ( Немецкий народный союз) удалось в апреле 1998 г. на земельных выборах в Саксонии-Анхальте набрать 12,9%, а в сентябре 1999 г. в Бранденбурге - 5,3% голосов.

Чем объясняется проникновение «коричневой заразы» на территорию бывшей ГДР, где, казалось бы, многолетние традиции «пролетарского интернационализма» выработали стойкий иммунитет против такого оголтелого национализма? Почву для распространения подобных настроений создает процесс социальной маргинализации, в который втягивается не малозначительная часть восточногерманекого населения, утратившая социальную перспективу и жизненные ориентиры. Костяк праворадикальных и правопопулистских партий составляют преимущественно лица мужского пола моложе 24-х лет и безработные.

На земельных выборах 1998-1999 гг. в трех землях явно лидирует СДПГ, а в двух - ХДС. Если в 1998 г. в Саксонии-Анхальте и Меклен-бурге - Передней Померании СДПГ смогла обеспечить себе прирост числа голосов, то в других восточных землях на выборах осенью 1999 г. она понесла потери: от 5,9% до 14,8% в сравнении с 1994 г. Эти обескураживающие для СДПГ результаты голосования являются отражением роста недовольства населения политикой правительства Г. Шредера, взявшего курс на жесткую бюджетную консолидацию.12

На восточных земельных выборах последнего времени либералы вновь терпят неудачу, а «зеленые» потеряли свой последний «бастион» в земле Саксония-Анхальт, где до выборов в апреле 1998 г. распо-

' ' См.: Опросы общественного мнения, Проведенные в октябре 1999 г. (10, с 42-44).

128

Партийная система Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черти

лагали пятью депутатскими мандатами. Вместе с тем ПДС во всех восточных ландтагах расширяет свое присутствие, наибольшее число голосов она набрала в земле Мекленбург - Передняя Померания (24,4% ), а в других землях - от 19,6% до 23,3%. Впервые после воссоединения Германии ПДС в одной восточной земле Мекленбург - Передняя Померания стала правящей, вступив в коалицию с СДПГ, а е других землях еще не допущена к рычагам власти, хотя она в ряде случаев стала второй партией по числу голосов, оттеснив СДПГ (в Тюрингии и Саксонии). Если на очередных выборах в Палату депутатов г. Берлина, состоявшихся в октябре 1999 г., ХДС в западных районах города одержал перевес (49% голосов), то в восточных - по-прежнему ПДС (40%). Симптоматично, что при этом ПДС в западных районах удвоила свой показатель: от 2,1 % в 1995 г. до 4,2% в 1999 г.

ПДС является крупнейшей по численности партией на востоке Германии (по состоянию на декабрь 1998 г. - 98 тыс. членов) (2, с. 35 )'3. Обращаег на себя внимание тот факт, что по численности на западе на первом месте стоит СДПГ, за ней следует ХДС, а на востоке СДПГ значительно уступает ХДС. Идеология и программатика ПДС наглядным образом отражают специфику политической культуры восточногерманского общества, в которой еще сохраняется влияние «старосоциалисти-ческих» ценностей, уравнительной и коллективистской идеологии. Эта партия служит центром притяжения для тех, кто испытывает глубокий психологический дискомфорт в связи с утратой прежних идеалов и ценностей и былых материальных гарантий (таких, как стабильное рабочее место, дешевое жилье, бесплатное медицинское обслуживание и др.)14. В ней восточногерманские граждане видят

3 Правда, ПДС с 1990 г. претерпела почти трехкратное сокращение Ц числа членов партии.

4 Весьма показательно, что ПДС по социальному составу членов вы-ЦЛделяегся весьма высокой долей пенсионеров (на примере Саксонии-ШАнхальта - 77,1%) (2, с.38).

129

олицетворение своей специфической региональной идентичности в противовес «чужеродному западу».

В политике ПДС выступает в роли «системной оппозиции». Как показывают многочисленные социологические опросы, она в отличие от других партий в наименьшей степени идентифицирует себя с существующей демократической системой и более критически настроена по отношению к политическим институтам ФРГ Весьма показательны результаты опроса, проведенного в 1996 г. вземлеСаксония-Анхальт: удовлетворенность демократией высказали 64% членов ХДС, 45,1 - СДПГ, 50,3 - СвДП, 31,4 - Союза 90/Зеленые и лишь 4,9% - ПДС ( 2, с.41 ).

У ПДС в обществе амбивалентный имидж: в то время как в восточных землях ее воспринимают как «нормальную демократическую партию», как защитника своих специфических региональных интересов, в западной - как леворадикальную партию, которая в своей основе осталась фактически коммунистической.

Впрочем, если принять во внимание сдвиг ПДС в сторону прагматизма и конструктивного сотрудничества прежде всего на региональном уровне и усилия ее руководства по реформированию партии, у нее есть шансы стать цивилизованной партией левого спектра, прочно интегрированной в институциональную систему парламентской демократии. Однако тормозящее действие оказывает догматически мыслящее левое крыло партии, стремящееся законсервировать ПДС в роли партии «протеста», «фундаментальной оппозиции».

Хотя восточные земельные выборы 1999 г. принесли ПДС весьма обнадеживающие результаты, резерв у нее остается ограниченным, едва ли она в состоянии набрать свыше четверти голосов избирателей. Большая доля восточногерманских граждан все же ориентируется на поддержку «западной» системы демократических норм и ценностных ориентации, осознавая себя частью объединенной Германии15.

15 Весьма показательно, что 71% опрошенных восточных немцев не желает возврата к «старым временам» (6, с. 39).

130

Партийная система Восточной Германии: основные тенденции развития и ее специфические черты

С учетом этого фактора вполне логично, что здесь политически доминируют именно партии «истеблишмента» ХДС и СДПГ, олицетворяющие единство Германии.

В целом в воаочных федеральных землях с 1994 г. лидируют партии левогоспектра (согласно результатам голосования как на общепарламентских, так и земельных выборах). Хотя на последних земельных выборах 1999 г. СДПГ несет потери, однако это отчасти возмещается расширением электората ПДС.

Образование единой партийной системы отнюдь не сняло имеющиеся социально-политические различия между западной и восточной частями страны. Это находит свое выражение прежде всего в различных конфигурациях политических сил: в восточной части Германии в настоящее время на авансцене фигурируют три партии: ХДС, СДПГ и ПДС, в то время как на западе - четыре партии: ХДС/ХСС, СДПГ, СвДП, Союз 90/Зеленые.

В восточных землях Германии еще лабильны связи между партиями и избирателями, те часто меняют свои предпочтения. Здесь не спожи-лось четко выраженных социально-политических субкультур, основывающихся на определенных ценностных ориентациях и установках (социал-демократическая, либеральная, экологистская и др.), что не в последнюю очередь предопределило быстрое исчезновение с авансцены СвДП и «зеленых», а также сравнительную ограниченность электоральной базы у СДПГ Феномен политической живучести ПДС является ярким проявлением специфичности посттоталитарного общества, сохранявшего в себе реликты прежней ценностной системы. Особенность электорального поведения восточных немцев заключается в том, что они исходят в большей мере из прагматических соображений, нежели из политико-партийных привязанностей или социально-политических стереотипов. В восточной части страны весьма высока доля протестного электората, голоса которого подхватывают не только посткоммунисты, но и правонационалистические и популистские силы.

131

Таким образом, партийная система востока Германии, хотя интегрирована в западную партийно-политическую систему, являет в себе немало переходных черт, присущих многим восточноевропейским постсоциалистическим обществам.

Список литературы

1. Beyme K.von. Das politische System der Bundesrepublik Deutschland nach der Vereinigung. - München, 1993. - 418 S.

2. Boll В., Crow K., Hofmann В., Holtmann E. Sozialprofil und Einstellungen der Mitglieder von Parteien in Ostdeutschland am Beispiel Sachsen-Anhalts // Aus Poli-tik und Zeitgeschichte. - Bonn, 1999. -N 12. -S. 34-45.

3. Gluchowski P., Wilamowitz-Moel-lendorf U.von. Sozialstrukturelle Grundlagen des Parteienwettbewerbs in der Bundesrepublik Deutschland // Parteiendemokratie in Deutschland / Gabriel O.W. u.a.(Hrsg.).-Bonn, 1997.-S. 179-208.

4. Gronebaum St. Wird der Ost rot? Das ostdeutsche Parteiensystem in der Vereinigungskrise und vor den Wahlen 1998 // Zeitschr. fur Parlamentsfragen.-Hamburg, 1997. - N 3. - S. 407 425.

5. Jesse E. Parteien in Deutschland. Ein Abriss der historischen Entwicklung / / Parteien in der Bundesrepublik Deutschland /Mintzel A., Oberreuter H. (Hrsg.). - Bonn, 1990. - S. 40-83.

6. Neugebauer G. Die PDS zwischen Kontinuitat und Aufbruch // Aus Politik

und Zeitgeschichte. - Bonn, 2000,- N 5.-S. 39-46.

7. Niedermayer O., Stoss R. DDR -Regimewandel, Burgerorientierungen und die Entwicklung des gesamtdeutschen Parteiensystems // Parteien und Wahler im Umbruch. Parteiensystem und Wahlerverhalten in der ehemaligen DDR und den neuen Bundeslandern / Niedermayer O., Stöss R. (Hrsg.). -Opladen, 1994. - S. 11 -33.

8. Schafers B. Politischer Atlas Deutschland Gesellschaft, Wirtschaft, Staat. -Bonn, 1997. - 128 S.

9. Schmidt U. Sieben Jahre nach der Einheit. Die ostdeutsche Parteienlandschaft im Vorfeld der Bundestagswahl 1998 //Aus Politik und Zeitgeschichte. -Bonn, 1998. - N 1-2. - S.37 -53.

10. Spiegel. - Hamburg, 1999.-IS.Okt. N 42.

11. Veen H.-J. u.a. Analyse der Bundestagswahl vom 27. September 1998 / Hrsg von der Konrad-AdenauerStiftung.- Sankt-Augustin, 1998.- 381 S (Interne Studien N 173).

12. Zeit.-Hamburg, 1998.-1,Okt-N41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.