Научная статья на тему 'Смена элиты в Восточной Германии'

Смена элиты в Восточной Германии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
231
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смена элиты в Восточной Германии»

Л.Н.Шаншиева

Смена элиты в Восточной Германии

The changing elite in Eastern Germany

Л. Н. Шамшиева -кандидат философских наук, заведующая сектором

0ИНИОН

дна из ключевых ролей в общественных процессах принадлежит, как известно, политической элите или политическому классу. В полной мере это относится и к объединению Германии, хотя в этом случае речь идет о роли двух принципиально различных типов элит (ГДР и ФРГ) в событиях 1989-1990 гг., а такжео дальнейшем формировании нового элитного слоя единого германского государства. Процесс германского объединения подтвердил основной тезис элитологических теорий о том, что реальная власть в обществе принадлежит узкому кругу лиц - элите. Характер политической элиты бывшей ГДР обусловил во многом крах самого государства и масштабную замену самой восточногерманской элиты после объединения с ФРГ. В результате бывшая элита ГДР распалась на три группы: значительная часть утратила свои позиции, другая сумела удержаться «на плаву» на первом этапе объединительного процесса, третья (самая незначительная) трансформировалась и влилась в элиту новой Германии.

Более детальный анализ восточногерманской элиты и ее поведения многое проясняет в самом объединительном процессе. На наш взгляд, опыт деятельности политической элиты ГДР в период государственного кризиса 1989 г. и становления новой элиты в восточных федеральных землях объединенной Германии дает исследователям совершенно уникальный исторический материал. В данном случае можно говорить о

достаточно «чистом лабораторном экспери

менте» - замене старой государственной системы в короткий промежуток времени на новую, с определенными заданными параметрами. Естественно, это качественным образом изменило жизнь на территории бывшей ГДР, что довольно ярко прослеживается на примере элит. Фактически полный цикл смены прежней элиты произошел в хронологических рамках между 1989 и 1995 гг.

Не вызывает сомнения, что крах ГДР в 1989 -1990 гг. был предопределен во многом политикой и качествами элиты того периода -партийно-государственной номенклатуры СЕПГ Во многом это оказало влияние на процесс становления политической элиты на территории бывшей ГДР в рамках объединенного германского государства.

Вполне понятно, что в закрытом обществе, какое представляла собой ГДР, тема элит не обсуждалась и не находила отражения в научных исследованиях. Ее разрабатывали западногерманские ученые П.- К. Лудц, Г. Альт, Г.Майер (1). С присущей немецким исследователям основательностью были собраны и систематизированы многочисленные данные о социальном происхождении, возрастном и образовательном составе, профессиональной подготовке, методах политического рекрутирования высшей элиты - кандидатов в члены ЦК, членов ЦК и Политбюро СЕПГ На основе изданных в 60-80-е годы работ, посвященных властвовавшему в ГДР слою, и с использованием собственных разработок Э. Шнайдер опубликовал в 1994 г. монографию «Политические функциональные элиты ГДР»(2).

Вполне справедливым представляется вывод Майера о характере политической системь1 ГДР как «консервативном авторитаризме». Истинной целью властвовавшей элиты того времени было, по его мнению, достижение политической стабильности и экономических преобразований без коренного реформирования политической системы.

Политологи напрямую связывают степень авторитарности власти |» с отсутствием или наличием кооптации: чем более авторитарным является способ принятия политических решений, тем более закрытый характер носит отбор элиты, и наоборот. При высокой степени

кооптации создаются хорошие предпосылки для принятия решений, исходя из интересов дела, а не только по политическим мотивам.

В этой связи уместно обратиться к классификационной характеристике политических систем, предложенной Фредериком Флероном(З). Он выделяет четыре типа систем.

1. Монократическая система исключает существование независимых групп в политической, экономической или культурной сферах. Необходимые для принятия государственных решений специальные знания элита получает от элиты специалистов, в то же время не допуская последнюю на политические посты.

2. Адаптивно-монократическая система создает такие условия для политической элиты, при которых она может расширить свои профессиональные знания путем обучения или рекрутировать молодежь с техническими знаниями для политической работы на первичном уровне.

3. Кооптационная система предполагает кооптацию представителей элиты специалистов с необходимыми специальными знаниями в политическую элиту.

4. Плюралистическая система отличается тем, что в ней присутствует конкурентная борьба элиты специалистов как открытой группы с политической элитой за политические посты и политическое влияние.

Руководствуясь этой методикой, систему правления в ГДР можно отнести к монократичеосомутипу: политическая элита представляла собой замкнутый слой руководства СЕП Г высшего уровня, постепенно не только отдалявшегося от масс, но и перестававшего выражать и проводить вжизнь их интересы. Это во многом определило стагнацию самой элиты, а также кризис общества в целом, что обусловило крах и правящей партии, и государства. Как отмечает в вышеназванной работе Э.Шнайдер, элита СЕПГ в период правления Хонеккера развивалась в направлении, противоположном объективно необходимым вариантам преобразований ( вместо омоложения состава руководящих партийных и государственных органов -его старение, недостаточная кооптация специалистов и малочисленное представительство женщин в высших органах власти и т.п.)

Вместе с тем не следует забывать, что кризис ГДР был в значительной мере ускорен внешними факторами - перестройкой в СССР, демократизацией в соседних восточноевропейских государствах, активной восточной политикой ФРГ, добивавшейся объединения Германии. В этих условиях единственная возможность для элиты СЕПГ предотвратить начавшееся весной 1989г. развитие событий заключалась в принятии решения о радикальной смене политического курса. Однако этого не произошло.

Неоспорим и тот факт, что новая политическая элита ГДР, пришедшая в начале 1990 г. на смену старой гвардии, посеяла в обществе иллюзии относительно возможностей быстрой перестройки экономической структуры страны, которые подкреплялись надеждами на мощную поддержку и финансовую помощь со стороны Западной Германии. Дальнейшее развитие событий показало ошибочность этих прогнозов, продемонстрировав на практике, какую большую меру ответственности несет элита перед обществом, определяя стратегию и политику государства.

Трансформация политической элиты в условиях кризиса ГДР

Рассматривая проблему становления новых элит в восточных федеральных землях, обратимся к историческим фактам, характеризующим поведение прежней элиты ГДР в период системного кризиса и в процессе смены элит на следующем этапе государственного развития. Здесь можно выделить условно три этапа.

Первый связан с кризисом партийно-государственной власти СЕПГ в

1989 г. В течение очень короткого периода - с октября 1989 г. по ? январь 1990 г. - начал набирать темпы процесс делегитимации политического руководства ГДР, сопровождавшийся внутрипартийной циркуляцией элитных групп. При этом СЕПГ сохраняла свою ведущую роль } как инициатор кадрового обновления, другие союзнические партии

шли в этом процессе вслед за ней. Уход хонеккеровской элиты, начавшийся в октябре как «дворцовый переворот», уже в ноябре привел практически все высшее руководство ГДР к отставке и сопровождался активизацией оппозиционных групп, возникновением новых партий и гражданских движений. (В отличие от Польши и Венгрии оппозиция в ГДР до этого периода не имела никаких шансов на гласное и организованное существование. Официальные власти использовали все средства для изоляции оппозиционных групп и их лидеров от общества. Поэтому потенциальная политическая контрэлита ГДР существовала в атомизированном виде). После отставки высшего руководства страны «политическая чистка» распространилась на средний и нижний уровни аппарата СЕПГ и других партий. Партаппарат СЕПГ на центральном и окружном уровнях практически прекратил свою работу. Единственным первым секретарем окружного комитета, сохранившим свой пост, был Х.Модров (Дрезден). Сложившаяся ситуация привела к кризису исполнительной власти: были освобождены 199 из 793 действовавших функционеров высшего звена. Далее последовали роспуск Национального совета обороны, исключение из партии Э.Хонеккера и освобождение от должности Председателя Госсовета Э.Кренца, отставка Правительства В.Штофа. Таким образом, в декабре 1989 г. старая элита ГДР полностью ушла с политической сцены.

Возникший вакуум в элитном слое не мог оставаться незаполненным: чрезвычайный съезд СЕПГ учредил рабочий комитет, в который вошли наряду с известными персонами (Ханс Модров -1928 г. рождения, Маркус Вольф- 1923 г.) довольно молодые, до тех пор мало задействованные члены СЕП Г, такие как обербургомистр г Дрездена Вольфганг Вергхофер ( 1943 ), Лотар Биски (1941 ) - ректор Высшей школы кино и телевидения и Грегор Гизи (1948 ) - председатель Коллегии адвокатов г. Берлина. Молодая элита была избрана в состав Президиума СЕПГ, который возглавил Г.Гизи. В других партиях происходил подобный процесс структурного и персонального обновления. После отставки ГГетинга с поста Председателя ХДС в ноябре 1989 г. на этот пост

был избран Лотар де Мезьер, ранее возглавлявший рабочую группу по вопросам церкви при Президиуме ХДС и особенно ничем не выделявшийся. В Национально-демократической партии также произошла смена руководства. Лидеры либерально-демократической и крестьянской партий, напротив, не только не утратили своих позиций, но заполнили вакансии, образовавшиеся на высшем государственном уровне из-за отставки ряда бывших членов СЕПГ В результате чего Манфред Герлах (ЛДПГ) стал Председателем Госсовета, а Понтер Малейда (КДПГ) - Президентом Народной палаты ГДР.

На волне общественного недовольства политикой СЕПГ политическая контрэлита заявила о себе открыто и очень активно. Это было началом нового этапа в ее деятельности - попыткой опереться на широкие социальные слои и с помощью этого реализовать свои политические цели. Расчет делался на то, что большая часть населения в этот период отличалась политической сверхактивностью. Это была своего рода компенсирующая деятельность после длительного блокирования политической коммуникации между властью и обществом (со стороны СЕПГ). В образовавшиеся «пустоты» в структурах высшей власти устремился поток из представителей так называемой «системно-конформистской контрэлиты» (таких, как Х.Модров, Л. де Мезьер, ГГизи). По оценке политолога Ханса-Ульриха Дерлина, это были «протагонисты контрэлиты внутри СЕПГ в переходный период между отставкой Эриха Хонек-кера и выборами в Народную палату 18 марта 1990 г.» (4). Не вызывает сомнения, что новые политические акторы несли на себе отпечаток старого режима, хотя и были вовлечены в процесс радикальных общественных изменений. Они, как и представители новых гражданских движений, выступали вначале за системную трансформацию (прежде всего отстранение аппарата службы безопасности) при сохранении го-1' сударственносш ГДР и ее идентичности, «пока М.Горбачёв не затронул тему воссоединения ЗОдекабря 1990 г.» (5).

Между тем подспудно шел процесс кристаллизации другой группы контрэлиты - «системно-критической» (в среде гражданского

движения и социал-демократов). Из представителей новых политических сил формировался параллельный парламент ГДР в рамках так называемого «круглого стола». Из этого резервуара рекрутировалась элита для двух правительств, которые последовательно возглавлял Х.Модров (в ноябре 1989 г. и в феврале 1990 г.).

Следует подчеркнуть, что первые свободные, демократические выборы в Народную палату ГДР сделали недоступными ведущие государственные посты не только для прежней хонеккеровскои элиты, но и для нового слоя политиков, начинавших карьеру в правительстве переходного периода. С этого момента в обществе заработал новый механизм формирования политической элиты - через демократические выборы. Это привело к полному обновлению персонального состава Народной палаты. Но эти позитивные перемены сопровождались сокращением поля действия восточногерманской элиты. В результате чисток и постепенного «вымывания» прежней элиты в ходе коренной общественной ломки 66% функционеров в правительстве де Мезьера (сформированном после выборов) были новичками.

Следует иметь в виду, что 134 человека из всего состава элиты ГДР (608 функционеров) в период революционных событий 1989г. практически были неработоспособны по возрасту и состоянию здоровья. Кроме того, было принято решение о праве досрочного выхода на пенсию в возрасте 57 лет, что также частично обусловило уход старой гвардии; свыше двух десятков высших руководителей ГДР умерли в начале 90-х годов ( в том числе и Э.Хонеккер). Таким образом, в силу названных причин безработица не стала «коллективной участью этого круга лиц». На руководящих чиновничьих должностях остались работать 1 2 представителей прежней элиты (6). Характерно то, что участники «круглого стола» частично закрепились в составе политической и административной элиты ГДР периода трансформации, но после Договора об объединении чаще всего оставались работать рядовыми депутатами. Среди 33 обладателей парламентских мандатов один был членом Европарламента (Вальтер Ромберг), 14 работали на федераль-

ном уровне, 18 - на земельном (среди них - три человека из числа влиятельных функционеров при Э.Хонеккере). В федеральных органах исполнительной власти или правительствах новых пяти земель продолжили карьеру 13 деятелей из числа прежней элиты. В целом же анализ прочности позиций элиты ГДР в 1989-1990 гг. дает картину «персонифицированного крушения ГДР».

Упрочению позиций новой элиты мешало отсутствие единого организационного центра, общей программы действий, отлаженного механизма взаимодействия между оппозиционной контрэлитой и готовой к участию в оппозиционном движении частью населения. Этим в значительной мере объясняется спад политической активности именно в следующий период, когда решалась судьба государства. Некоторые политологи объясняют это тем, что очень стремительные, бурные события, связанные с крушением ГДР и последующим объединением, предъявляли к восточногерманским гражданам непомерно высокие политические требования, соответствовать которым они не могли, поэтому зачастую просто уходили от политики.

В ходе первых общегерманских выборов восточногерманские политики получали шанс победить, как правило, лишь тогда, когда им была обеспечена поддержка со стороны западногерманской политической элиты. Яркий пример тому - стремительная политическая карьера Лотара де Мезьера, избранного председателем ХДС (ГДР) при активной поддержке со стороны Г.Коля и ставшего последним премьер-министром в истории ГДР.

В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что после объединения и первых общегерманских выборов партийная система ФРГ выглядела в общих чертах так же, как и до объединения с ГДР. Влиятельные массовые партии - ХДС/ХСС и СДПГ - сохранили свои прочные позиции, близко к ним примыкала Свободно-демократическая партия. Правый политический спектр по-прежнему представляли республиканцы, и лишь левый пополнился Партией демократического социализма (но социальная база этой партии была как раз ограничена

восточными землями), фактически ПДС стала региональной восточногерманской партией. В 1993 г. на политической карте ФРГ появилась еще одна влиятельная партия, возникшая на основе объединения восточногерманского Союза 90 ( 2 тыс. членов) и общефедеральной партии «зеленых» (37 тыс. членов). На объединительном съезде в Лейпциге говорилось о намерении стать третьей политической силой в Германии (после ХДС/ХСС и СДПГ), о необходимости реализации социально обоснованной концепции экономических и экологических преобразований восточных земель. Партию возглавили два равноправных представителя - Союза 90 - М.Биртлер и «зеленых» - Л.Фальмер. В число семи членов избранного на съезде правления вошли трое представителей новых земель и четверо -старых.

Таким образом, после короткой фазы (менее года) самостоятельной политической трансформации Восточной Германии наступил период организационной интеграции с западногерманскими партийными структурами.

Циркуляция восточногерманской элиты в условиях германского объединения

На первых общегерманских выборах в Бундестаг в 1990 г. от пяти федеральных земель, образованных на территории бывшей ГДР, были избраны 140 депутатов. Большинство из них вплоть до новых выборов 1994 г. оставались «статистами». Лишь единицы попали в элиту ФРГ, да и то, как правило, на короткое время. К таким «счастливчикам» принадлежал, например, депутат от Свободной демократической партии из восточногерманского Ростока Райнер Ортлиб. В первом общегерманском правительстве он занял пост министра образования и науки, однако в последующем не справился с огромными нагрузками и ответственностью, связанными с министерскими функциями, и досрочно ушел в отставку. С тех пор о нем успели совершенно забыть.

Похожая судьба ожидала и министра транспорта ФРГ Понтера Краузе (ХДС), хотя некоторое время его причисляли к фаворитам канцлера Г. Коля. В результате скандала, связанного с использованием государственного поста в целях личного обогащения, этот член кабинета мини-аров был также вынужден оставить свой пост. (Напомним, что до него христианские демократы поспешно отмежевались от последнего премьер-министра ГДР Л.де Мезьера, когда было предано гласности его сотрудничество с органами госбезопасности. В результате этого он был вынужден отказаться от мандата депутата Бундестага.

В парламентской фракции СДПГ изоляция восточногерманских депутатов проходила не столь резко. Но и здесь настоящей известности и авторитета удалось добиться лишь заместителю председателя партии Вольфгангу Тирзе. В роли «статистов» остались даже такие известные в бывшей ГДР личности, как министр иностранных дел восточногерманского государства Маркус Меккель и стоявшие у истоков создания СДПГ в новых землях Штефан Хильсберг и Ангела Барбе. Несмотря на то что «осей» Рольф Шванецстал руководителем рабочей группы СДПГ по вопросам немецкого единства, это не повысило его авторитет в общественном мнении1.

Фракция ПДС получила яркого политика в лице ГГизи, кроме него прямые мандаты в Бундестаг в 1994 г. получили бывший министр экономики в переходном правительстве ГДР Криста Люфт и известный восточногерманский писатель - диссидент Штефан Хайм.

Наиболее удачно политическая карьера в начале 90-х годов складывалась у небольшой группы восточногерманских депутатов во фракции объединенной партии Союз-90/Зеленые. Ингрид Кеппе, Вернер Шульц, Вольфганг Ульманн, Конрад Вайс сумели заставить и коллег-законодателей, и средства массовой информации прислушиваться

' В процессе германского объединения возникли понятия "осей" и "весси" для определения лиц, происходящих соответственно из восточных или западных земель.

к своему мнению. Показательно, что мюнхенский еженедельник «Фокус» включил В.Шульца в список наиболее влиятельных боннских парламентариев начала 90-х годов.

Однако в целом опыт работы восточных немцев в первом парламенте объединенной Германии нельзя было назвать успешным. Несмотря на это, 2/3 восточногерманских депутатов вновь выставили свои кандидатуры на выборах 1994 г., видимо, в надежде завоевать больший авторитет в парламентских фракциях на основе приобретенного опыта. Одной из серьезных причин такого решения было, очевидно, отсутствие у большинства бывших депутатов из восточных земель другой профессиональной перспективы.

После спада политической активности электората на рубеже 19891990 гг. весной 1994 г. ( втот год состоялось 19 выборов на всех уровнях избирательной системы) наметился возрастающий интерес немцев кбу-дущим выборам. Причиной тому было неустойчивое соотношение сил между правящей коалицией и оппозиционными партиями, балансирование с попеременным преимуществом то христианских демократов, то социал-демократов. К тому же в восточных землях все сильнее проявлялось недовольство всей политикой правящей элиты ФРГ

Серьезным фактором, препятствовавшим попаданию восточногерманских лидеров в элитные слои объединенной Германии, были их прежние контакты и сотрудничество с Министерством госбезопасности ГДР. Широкий резонанс получило в этой связи обсуждение личности председателя СЕПГ-ПДС, а затем ПДС ГГизи. Шумный скандал разразился в период выборов 1994 г. вокруг заместителя председателя этой партии Керстин Кайзер, выдвигавшейся в Бундестаг по партийному списку ПДС от Бранденбурга. Она была вынуждена отказаться от мандата депутата Бундестага, тоже споткнувшись на своем «прошлом». Правда, факт своего сотрудничества со «штази» она признала лишь частично, но бурная дискуссия в рамках депутатской группы закончилась недвусмысленным решением: 24 из 28 депутатов высказались за решение об ее отказе от парламентского мандата.

Тем не менее Партия демократического социализма - единственная политическая партия, представляющая социально-политические интересы жителей восточных земель, до сих пор не сошла с политической сцены и не потерпела полного краха, как предрекали это многие авторитетные политологи и политики в 1990 г. Как ни парадоксально, но одна из причин такого положения дел кроется в своеобразии политического контекста развития ФРГ в начале 90-х годов - заметном спаде политической активности большинства населения в западных землях, а к середине 90-х -окончательной утрате иллюзий относительно быстрого экономического подъема новых федеральных земель и выравнивания социального положения граждан в масштабах всего государства. Следует отметить и то, что лозунги ПДС привлекают немецкую молодежь. Об этом говорит поддержка избирателей, достигших избирательного возраста к выборам 1994 г. - 35% из числа проголосовавших за ПДС. В активе ПДС -129 мест в ландтагах Берлина и других восточных земель, 180 бургомистров и около 6 тыс. представителей в местных выборных органах. Этот региональный потенциал считается | достаточно весомым, чтобы обеспечить влияние ПДС на федеральном уровне (7). В этой связи исследователи отмечают амбивалентную роль ПДС в условиях масштабной смены управленческой элиты в новых федеральных землях.

Процесс политической интеграции ГДР и ФРГ после объединения необходимо рассматривать с учетом принципиальной разницы общественных систем обоих государств в предшествующий период: 1 ) рыночная экономика, частная собственность, развитая система социаль- ного обеспечения, личные свободы - на Западе; 2 ) плановая экономика, диктатура одной партии, уравнительная система социального обеспечения, ограничение свобод - на Востоке.

Эти особенности и различия продолжали сохраняться в той или иной мере на протяжении всех 90-х годов. « Можно сказать, что в Германии все еще существуют два общества в одном, хотя сопротивляющаяся часть бывшего восточногерманского общества составляет малую долю

80 млн. немцев. В восточногерманских землях они представляют около 20% электората. Вопреки официальным утверждениям, что в 1989-

1990 гг. Восточная Германия проголосовала за свободу и демократию, против социализма, новые исследования показывают оживление настроений и ценностей, непосредственно связанных с социалистической идеей. Однако в представлениях людей эта идея отличается от существовавшего в ГДР так называемого «реального социализма», хотя и вбирает в себя некоторые его аспекты. Теперь это используется для критики практики плюралистической парламентарной демократии, которая установилась в Восточной Германии с 1990 г.»(8).

Анализ расстановки политических сил в обеих частях Германии приводит к выводу, что на общественные настроения и волю избирателей наложили отпечаток разные общественные нормы и ценности политической социализации западных и восточных немцев. «Разделенный путь в послевоенной истории оставил свои ментальные следы, поэтому в объединенной Германии нужно учитывать наличие двух политических культур, независимо от различия партийных уровней и их субкультур «(9).

Показательно, что среди десяти ведущих политиков ФРГ в 19901996 гг. (список регулярно оглашается в передаче «Политбарометр» телекомпании ЦДФ- «Цвайтесдойчесфернзеен») не было ни одного политика из восточногерманских земель. Например, в сентябре 1996 г. в десятку вошли ( по нисходящей шкале оценок ) премьер-министр Северного Рейна-Вестфалии И.Рау, председатель фракции ХДС/ХСС в Бундестаге В.Шойбле, председатель Бундестага Р.Зюсмут, премьер-министр Нижней Саксонии Г.Шрёдер, канцлер ГКоль, министр иност-ранныхдел К.Кинкель, министр труда и социальныхдел Н.Блюм, председатель СДП Г О. Лафонтен, председатель фракции СДПГ в Бундестаге Р.Шарпинг, министр финансов Т.Вайгель.

В ходе германского объединения ряд видных политиков из западных земель ФРГ обращали внимание на то, что недостаточно учитываются интересы восточногерманского населения. Например, председатель депутатской фракции Союз 90/Зеленые в Бундестаге в 1996 г.

Йошка Фишер заявил, что свидетельство тому - застой, пришедший на смену интеграции. Он выразил мнение, что достижение внутреннего единства Германии отошло на второй план, поскольку не решается основная задача - выравнивание экономического и социального уровня западных и восточных немцев. Важным препятствием на пути к цели являлось, по его мнению, то, что в руководстве многочисленных инстанций и партийных организаций преобладают выходцы с Запада. «В политике нет выдающихся личностей с Востока, которые были бы признаны за пределами своих партий или регионов. Несмотря на все уважение к Роману Херцогу (президент ФРГ-Авт), я вынужден признать, что избрание выходца с Запада на пост главы государства было ошибочным», - указал Й.фишер(Ю). По прошествии четырех лет можно говорить о том, что все-таки появляютя заметные политики - выходцы с Востока. Стремительную политическую карьеру сделала Ангела Меркель, получив поддержку подавляющего большинства членов ХДС на выборах Председателя этой партии в апреле 2000 г.

Таблица 7

ЦИРКУЛЯЦИЯ ВОСТОЧНОГЕРМАНСКИХ ПОЛИТИКОВ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В 1990-1994 ГГ. (11)

Кабинеты министров Вступление в должность Количе- ственный состав Число лиц, входивших в предыдущее правительство Впервые назначены Западные немцы в составе кабинета

В. Штофа 44

Х.Модрова (I) 11/1989 28 10 18 0

Х.Модрова(И) 2/1990 36 23 13***** 0

Продолжение таблицы со стр. 165

Кабинеты министров Вступление в должность Количе- ственный состав Число лиц, входивших в предыдущее правительство Впервые назначены Западные немцы в составе кабинета

Л.де Мезьера 4/1990 23 2* 21 0

ГКэля (V) 10/1990 23 1** 4 18

ГКэля (VI) 1/1991 20 2*" 1 17

ГКэля (VII) 1 1/1994 17 ч ** * * 1 15

Правительств земель 10/1990 53 35 15

1994 50 26 24 14

*) Лотор де Мезьер. Курт Вюнше **и Лотар де Мезьер ***) Понтер Кроузе,

Райнер Ортлиб ****} Ангела Меркель *****) 8 "без портфелей"

******) из правительство Л. де Мезьеро - Регине Хильдебранд. /Иаттиас Платцек (Бронденбург) и Ханс-Йоохим /Иейер (Саксония)

Опыт предвыборной борьбы политических партий Германии показал, что значительное влияние на усиление позиций той или иной партии, рост поддержки среди избирателей оказал субъективный фактор -личность ее лидера. Наиболее ярко это проявлялось в избирательных кампаниях 1990 и 1994 гг. председателя ХДСГКоля. В сравнении с менее опытным и «вялым» политиком, каким оказался лидер СДПГ Р.Шарпинг, канцлер умело использовал свое обаяние и опыт для достижения успеха на выборах. Многие публицисты и политологи выделяли среди партийных лидеров и председателя ПДС Г.Гизи. Образованный, артистичный, с большим чувством юмора он привлек нема-

ло голосов в поддержку своей партии, помог ускорить «инкубационный период» ПДС и сделать ее реальной политической силой. Личные качества политиков определили, например, и результаты земельных выборов в Бранденбурге и Саксонии (новые земли) в 1994 г.: Манфреда Штольпе (СДПГ) и Курта Биденкопфа (ХДС).

На первом этапе (накануне объединения и в период первых обще германских выборов) наблюдалось резкое снижение популярности тех гражданских движений и новых партий ГДР которые инициировали «мир ную революцию» 1989г. Произошла определенная абсорбция этих поли тических сил влиятельными политическими партиями «старой» ФРГ

'* Второй этап общественной интеграции отличался более сложным

восприятием политических партий и политиков, периодами «отката» в настроениях восточногерманского населения, общей разочарованнос тью в политике и постепенным ростом влияния партий левой ориента ции, что в конечном счете продемонстрировали выборы 1994 г. и 1998 г Своеобразие смены элит в Восточной Германии после краха ГДР и объе динения с ФРГ было отмечено в целом следующими особенностями:

1. Ни в одной из бывших социалистических стран Европы смена элит не была столь масштабной, глубокой и быстрой, как в экс-ГДР. Этот процесс

был начат осенью 1989 г. отставкой Политбюро СЕПГ, получил про-

должение в ходе выборов в Народную палату ГДР и формирования нового правительства весной 1990 г, а к концу 1990 г. был в основном завершен.

2. Все институты государственной власти ГДР утратили свою легитимность, а вместе с ними потеряли власть и ее элитные группы (12). | Если в других восточноевропейских странах бывшие коммунисты еще не раз возвращались во власть, то в Восточной Германии была произведена своего рода политическая чистка, делающая невозможным «второе пришествие» коммунистической номенклатуры.

3. Циркуляция элит в восточных землях ФРГ происходила не по прин-: ципу «новая вместо старой», а по схеме «западная вместо восточной». Щ Новые элитные слои на востоке Германии рекрутировались, точнее ЗЦ «импортировались» из западногерманского элитного резервуара (13).

Итак, в целом прежняя элита ГДР в новых условиях утратила свои позиции. Дальнейшая судьба бывшей «верхушки» сложилась по-разному. Но лишь очень незначительная часть пробилась в элитные слои объединенной Германии. Таким образом, в борьбе за политический ресурс - власть - восточногерманские политики проиграли более опытным политикам ФРГ. Одним из определяющих факторов такого соотношения сил было именно то, что все общественные структуры бывшей ГДР были вынуждены «вписаться» в структуры ФРГ В этих условиях экономическая и политическая элита Западной Германии сумела быстро захватить лидирующие позиции как в формирующейся рыночной экономике новых восточных земель, так и в сфере политики.

Список литературы:

1. Alt H. Die Stellung des ZK der SED inn

politischen System der DDR.-Koln, 1 987.272 S.; Ludz P.-Ch. Parteielite im Wandel: Eine impirisch-systematische

U)ntersuchung.-Koln: Opladen, 1968.-438 S..; Meyer G. Die DDR-Machtelite in der &ra Honekker.- Tubingen, 1991.-530 S.

2. Schneider E. Die politische Funk-tiionselite der DDR: Eine empirische Studie z:ur SED-Nomenklatura.-Wiesbaden, 11994.- 268 S.

3. Данные приводятся по: Schneider E.-улказ. соч. -S. 59-60.

4.Derlien H.-U. Elitezirkulation in Ostdeutschland 1989-1995//Aus Politik und Zeitgeschichte. - Bonn,1998.-H.5.-S.3.

5. Там же., S.7.

6. Там же., S.9.

7. Григорьев Е. Спор о шагающей левой // Независимая газ. - М., 1996. -7 февр - С.4.

8. Нойгебауер Г. Трансформационные процессы в Восточной Германии: Jflsa общества в одном? // Трансфор-

мационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании: Материалы междунар. симпозиума, 24-25 мая 1996. - М.: РНИСиНП, 1996. - С.101.

9. Feist U. Zur politischen Akkultura-tion der vereinten Deutschlen//Aus Politik

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u.Zeitgeschichte. - Bonn,1991.-H.11/12. - S.22.

10. Пульс планеты/ИТАР-ТАСС.-M.,- 20 февр. - С. 13-14 - Сер. «СЕ».

11. См.: Derlien H.-U.

12.Это объяснялось недопустимостью дилетантизма а работе исполнительных органов власти и в правовой сфере.См..например, Derlien H.-U.Elitezirkulation in Ostdeutschland 1989-1995//AUS Politik u. Zeitgeschichte.-Bonn,1998.- H.5.- S.16.

13. Более полное представление о современной элите ФРГ можно составить на основе книги «Eliten in Deutschland»/Burkin W.,Rebenstorf H.,(Hrsg.).- Opladen,1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.