Научная статья на тему 'Ocoбeннocти лoгичecкoй пoдгoтoвки будущeгo учитeля мaтeмaтики в coврeмeнных уcлoвиях oбщecтвa'

Ocoбeннocти лoгичecкoй пoдгoтoвки будущeгo учитeля мaтeмaтики в coврeмeнных уcлoвиях oбщecтвa Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛOГИЧECКAЯ ПOДГOТOВКA / CТУДEНТЫ / ПOДХOД / МНOГOПРOФИЛЬНOCТЬ / МЫШЛEНИE / LOGICAL TRAINING / STUDENTS APPROACH / MULTIDISCIPLINARY THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекболганова Алма Кусаиновна, Мамбетова Фариза, Болаткызы Жулдыз

В cтaтьe рacкрыты ocoбeннocти лoгичecкaй пoдгoтoвки будущих учитeлeй мaтeмaтики. Рaccмoтрeнa прoблeмa изучeния ocнoв лoгики. В рeзультaтe oпрeдeлeны ocнoвныe нaпрaвлeния прoфeccиoнaльнo-пeдaгoгичecкoй пoдгoтoвки cтудeнтoв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекболганова Алма Кусаиновна, Мамбетова Фариза, Болаткызы Жулдыз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals peculiarities of logic preparation of future teachers of mathematics. The problem of learning the basics of logic. As a result, the basic directions of professional-pedagogical preparation of students.

Текст научной работы на тему «Ocoбeннocти лoгичecкoй пoдгoтoвки будущeгo учитeля мaтeмaтики в coврeмeнных уcлoвиях oбщecтвa»

ocoбeннocти лoгичecкoй годготовки будущeгo учитeля мaтeмaтики в coврeмeнных уcлoвиях oбщecтвa

Бекболганова Алма Кусаиновна

кaндидaт пeдaгoгичecких нaук, Кaзaхcкий гocудaрcтвeнный жeнcкий пeдaгoгичкcий унивeрcитeт г.Aлмaты

Мамбетова Фариза

мaгиcтрaнт 2 курca кaфeдры мaтeмaтики, Кпз гoc жeн ПУ г.Aлмaты

Бoлaткызы Жулдыз

мaгиcтрaнт 2 курca кaфeдры мaтeмaтики, Кпз гoc жeн ПУ г.Aлмaты

АННОТАЦИЯ

В статье рacкрыты ocoбeннocти лoгичecкaй подготовки будущих учитeлeй мaтeмaтики. Рaccмoтрeнa прoблeмa изучeния ocнoв логики. В результате определены основные направления профессионально-педагогической подготовки студентов.

ABSTRACT

тае айс1е reveals peculiar•ities of logic ргерагаНоп of future 1еаЛеге of mathematics. The ргоЬ1ет of learning the basics of togia As а result, the bask directions of professional-pedagogical preparation of йМеШъ.

Ключевые слова: логическая подготовка, студенты, подход, многопрофильность, мышление.

Keywords: togkal training, йМейз арргаас^ multidisriplinary thinking.

Кардинальные изменения, преобразования, происходящие в казахстанском обществе, требуют соответствующих изменений во всех сферах, в том числе и в образовании. Это обуславливает повышение требований к качеству подготовки, учащихся в образовательной школе и соответственно к качеству образования в педвузах. Однако только насыщение новым содержанием процесса подготовки студентов, увеличение объема знаний, сообщаемых студентам, в принципе не способны решить задачу подъема качества подготовки учителей на уровень современных требований. Пути решения этой проблемы, по-видимому, лежат в усилении фундаментальности подготовки будущих учителей, одним из компонентов которой должна стать логическая подготовка, позволяющая критически анализировать предметы и явления окружающей действительности, быть убедительным в высказываниях, рассуждениях, уметь отстаивать и обосновывать свою точку зрения.

Наше наблюдение показывает, что бытовавшее мнение об интуитивной ясности логических конструкций однозначном понимании их всеми людьми и возможности стихийного их формирования не вполне соответствует действительности.

Важность логического развития учащихся младших классов доказана исследованиями многих психологов, педагогов, методистов.

Е.П.Маланюк [1] ссылаясь на работу психологов А.В.Запарожца, Н.А.Менчинской, В.А.Филя и опираясь на свое экспериментальное исследование, показала, что при соблюдении определенных условий учащиеся младших классов могут овладеть сущностью основных логических операций и применять их в учебной деятельности.

Во всех казахстанских программах по курсу математики логическое развитие учащихся выступает и как одна из задач обучения, и как средство успешного осуществления последнего.

Не случайно наше исследование проводилось на материале математических дисциплин, т.к. в нем логические формы и отношения выражены в наиболее отчетливой фор-

ме, в то же время такая специфическая область знаний, как математика, требует от изучающих ее достаточно развитого политического мышления.

Изучения, проведенные нами в школах Казахстана, наблюдение уроков, их анализ и самоанализ и анализ практики работы учителей, в первую очередь молодых специалистов, свидетельствуют о несоответствии между нормативными требованиями к логической подготовке будущих учителей математики и реальным уровнем ее осуществления.

Итак, можно констатировать противоречие между потребностью современной системы образования в специалистах, готовых к развитию логического мышления школьников, и несоответствием уровня подготовки будущих учителей в процессе обучения в вузе.

Проведенный опрос преподавательского состава позволил сделать выводы, что в целом отсутствует система подготовки студентов к развитию логического мышления детей, а условия и средства, существующие в практике педагогического образования Казахстана для развития готовности студентов к развитию логического мышления детей, не позволяет эффективно готовить студента к данному виду деятельности.

Необходимость логической подготовки вытекает из требований, которые предъявляются к педагогической деятельности и которым должна удовлетворять подготовка учителей в вузе для того, чтобы успешно решать задачи, встающие перед ними в процессе обучения и воспитания младших школьников.

Прежде всего, необходимо ознакомление учителей и студентов педагогических вузов и колледжей с основами логической науки. Учителя, знающие основу логики, могут передать эти знания, умения и навыки правильного, т.е. логического, мышления своим ученикам.

Полезно знать логику педагогическим работникам еще и потому, что эффективность учебного процесса во многом определяется четкостью понятий, которые должны усвоить учащиеся, правильной формулировкой проблем, аргументированностью утверждений преподавателя.

М.Н.Алексеев подчеркивал: «Вообще науку логику должен знать каждый учитель (к сожалению, этого пока нет), каждый методист и все те, кто имеет дело с воспитанием молодежи. Приступая к воспитанию и развитию учащихся, учитель и методист должен отдавать себе отчет в том, что такое логическое мышление и как его воспитывать. Это первое требование, предъявляемое учителю. Второе требование заключается в том, что учитель своим примером должен показать образцы логически стройного последовательного и творческого мышления». [2, с.40].

Рассматривая вопрос педагогического приложения логики, М.Н.Алексеев указывает на четыре возможных направления:

1) логический анализ содержания образования /учебный предмет/;

2) использование форм и законов логики при изложении учебного материала /понятия, суждения, умозаключения/;

3) применение таких логических операций и методов, как определение и классификация, индукция и дедукция, в качестве дидактических средств обучения;

4) развитие у учащихся логического мышления [3, с.13].

Следовательно, логика с ее выводами и результатами может использоваться в педагогике в самых различных направлениях. Во-первых, она используется для обработки понятий и категорий педагогической науки, при построении педагогики в качестве стройной и цельной научной системы. Во-вторых, логику и ее достижения можно с успехом применять, разрабатывая учебные предметы, отбирая научный материал для «Основ наук», в составлении учебников, учебных планов и т.п. В-третьих, имеется широкая возможность использовать логику при анализе и осуществлении педагогического процесса, составляющего объект исследования науки педагогики.

Проблема изучения основ логики не только методическая, но и общедидактическая, т.к. с ее решением связано формирование тех общих качеств ума, которые имеют значение для усвоения любого предмета и подготовки к любому виду деятельности. Эта проблема общедидактическая так же потому, что обучение общим приемом /методам/ мышления предполагает разработку общих приемов /методам/ обучения. Последние могут быть применимы как при обучении разным темам внутри одного предмета, так и при обучении разных предметов.

Опыт работы передовых школ Казахстана показывает, что в школе необходим единый логический режим как система единых требований к умению рассуждать, доказывать, думать. Будущих учителей следует еще на студенческой скамье готовить к реализации таких единых требований.

Мы рассматриваем логическую подготовку как сознательно организуемый процесс, который предполагает развитие логического мышления будущих специалистов и стимулирование активной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для развития логического мышления младших школьников.

Сущность логической подготовки заключается в том, что она, как и процесс обучения, вытекает из общего хода процесса познания и основывается на его общих закономерностях. Кроме того, необходимо отметить, что процесс ло-

гической подготовки нацелен на преобразование личности будущего учителя, что предполагает перевод внешнего / объективного/ во внутреннее /субъективное/. Т.е. знания, умения и навыки, необходимые для развития логического мышления младших школьников, усваиваются студентами, становятся их личным достоянием с тем, чтобы найти применение в самостоятельной педагогической деятельности.

В современных условиях логическая подготовка студентов имеет ряд особенностей, обусловленных конкретными условиями развития современного общества. Вызывается это многими причинами. Во-первых, умение строго и четко пользоваться терминологией, понятиями самых различных областей науки, искусства, политической жизни, ориентироваться в их потоке, нередко сталкиваясь с резко меняющейся оценкой тех или иных событий, фактов, становится все более необходимым для молодого человека в наши дни, особенно будущего учителя. Во-вторых, от современного учителя требуется умение доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою позицию, опровергать ложные и необоснованные положения оппонента. В-третьих, внедрение новых технологий в промышленной производства и обучение, широкое использование в различных областях деятельности человека, средств информационно-коммуникационных технологий связано с расширением использования логики, со значительным повышением ее роли в науки и технике. В-четвертых, изучение логики повышает общий уровень культуры, ибо в любой области значение используется формы логического мышления, действуют законы логики.

Исходя из этого мы считаем, что одной из основных особенностей логической подготовки является то, что логика - общенаучная основа логической подготовки, которая интегрирует, «пронизывает» все направления профессиональной подготовки /психолого-педагогическая, общекультурная, предметная/. Отсюда, логическая подготовка, являясь неотъемлемой частью профессионально-педагогической подготовки будущих учителей математики, представляет относительно самостоятельное направление подготовки. Это обусловлено тем, что профессиональная деятельность современного учителя характеризуется многопрофиль-ностью и предполагает владение основами различных наук и методик их преподавания. Логическая подготовка может стать интегрирующим элементом, «стержнем», который обеспечивает целостность преподавания различных предметов при обучении в вузе и профессиональной подготовки в целом.

Вторая особенность заключается в том, что логическая подготовка будущих учителей математики представляет, как бы «промежуточное звено»: в процессе обучения в вузе студенты готовятся к развитию мышления младших школьников, получая для этого необходимые знания, умения и навыки. Однако, эта подготовка будет неполной, если у самих студентов не будет целенаправленного формироваться логическое мышление. Поэтому логическая подготовка будущих учителей математики реализуется как двухсторонний процесс, направленный на достижение главной цели через решение нескольких промежуточных задач.

Следующая особенность логической подготовки связана с различными формами мышления детей, которые формируется в младшем возрасте. Считается, что развитие логического мышлении осуществляется в школе на всех

этапах обучения, но особое значение имеет место начальное обучение. А это требует специальной подготовки будущих учителей начальных классов в процессе обучения в вузе.

Исходя из выше сказанных мы отметим, что логическая подготовка будущих учителей математики как сознательно организуемый процесс, который предполагает развитие логического мышления будущих специалистов и стимулирование активной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для развития логического мышления младших школьников.

В заключении отметим, что особенностями логической подготовки будущих учителей является органическая взаимосвязь логической подготовки с другими направле-

ниями профессионально-педагогической подготовки студентов, ее интегральный характер; двухсторонний характер реализации процесса логической подготовки; учет особенностей развития мышления младших школьников.

Список литературы:

1. Маланюк Е.П., Маланюк М.П. О формировании логической грамотности школьника //Советская педагогика, 1979, №7-с.69-74.

2. Алексеев М.Н. О педагогической логике // Советская педагогика, 1962, №1-с.37-43.

3. Алексеев М.Н. Логика и педагогика- М.: Знание, 1965-32 с.

воздействие различных двигательных режимов на

показатели центральной гемодинамики сельских школьниц 14-11 лет, имеющих разные соматотипы

Блинков Сергей Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА), г. Самара

Бувашкин Олег Евгеньевич соискатель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрен вопрос индивидуально-типологического подхода в физической подготовке школьниц-подростков. В ходе исследования выявлено, что физические нагрузки по - разному влияют на изменение показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений. Так, наиболее эффективным режимом двигательной активности,, способствующим оптимизации выше перечисленных показателей, явился двигательный режим, развивающий физические качества комплексно. На это указывает уменьшение показателей артериального систолического и диастолического давления на 0,7 % и на 0,75 % соответственно, а также уменьшение частоты сердечных со-кращений на 11,7 %. Результаты исследований могут быть применены в практической деятельности учителя физической культуры во время проведения уроков физической культуры со школьницами подросткового возраста.

Ключевые слова: артериальное давление, частота сердечных сокращений, центральная гемодинамика, школьницы, физические качества, соматотипы.

ВВЕДЕНИЕ

Показатели центральной гемодинамики имеет большое значение в общей оценке состояния здоровья. На данный показатель влияет множество факторов, таких как: наследственность, состояние окружающей среды, условия труда и быта, питание, уровень двигательной активности. Неоценимую роль в развитии подрастающего поколения играют занятия физическими упражнениями.

Вместе с тем, показатели деятельности сердечно-сосудистой системы детей и подростков у медиков вызывают тревогу. В течение последних десятилетий в подавляющем большинстве возрастно-половых групп подростков произошло достоверное уменьшение средних значений АДС (гипотонические реакции) и увеличение диастолического давления. Это свидетельствует об ухудшении сократительной способности миокарда у современных подростков [9].

В создавшихся условиях проблема охраны здоровья школьников становится задачей не только медицины, но и работников образования, прежде всего учителей физической культуры, призванных средствами физического воспитания качественно проводить оздоровительную работу. Как

показали многочисленные исследования с учащимися общеобразовательных школ, физкультурно-оздоровительная работа является эффективным инструментом формирования здоровья и хорошего физического состояния, как главных компонентов развития трудового потенциала школьников [1-7].

Даже простое исследование частоты сердечных сокращений (ЧСС) в широком практическом применении по общепринятому мнению дает достаточно надежные представления о состоянии вегетативной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и функций всего организма в целом.

Показатели артериального давления являются существенным критерием функционального состояния сердца и сосудов. Артериальное давление (АД) определяет эффективность кровотока в тканях организма и чутко реагирует на все изменения, происходящие у человека в различных отделах сердечно-сосудистой системы (ССС) [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.