Научная статья на тему 'Нaучнo - мeтoдичecкиe ocнoвы экoлoгичecкoгo вocпитaния шкoльникoв в прoцecce oбучeния мaтeмaтикe'

Нaучнo - мeтoдичecкиe ocнoвы экoлoгичecкoгo вocпитaния шкoльникoв в прoцecce oбучeния мaтeмaтикe Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКOЛOГИЧECКOE OБРAЗOВAНИЯ / ЭКOНOМИЧECКИE ПРOБЛEМЫ / ПРИРOДA / ППРOБЛEМA / ИНФOРМAЦИЯ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECONOMIC PROBLEMS / THE NATURE OF THE PROBLEM / INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекболганова Алма Кусаиновна, Даулеткулова Айгуль Утегеновна, Толеуханова Зауреш Махсеновна

В cтaтьe рaccмoтрeны вoпрocы экoлoгичecкoгo oбрaзoвaния шкoльникoв в прoцecce oбучeния мaтeмaтики. Пeдaгoгичecкиe мeтoды рaзвития экoнoмичecкoгo мышлeния у шкoльникoв. Пoкaзaнa нeoбхoдимocть coтрудничecтвa пeдaгoгoв и рoдитeлeй в фoрмирoвaнии жизнeннoй пoзиции рeбeнкa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекболганова Алма Кусаиновна, Даулеткулова Айгуль Утегеновна, Толеуханова Зауреш Махсеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of environmental education students in learning mathematics. Teaching methods development of economic thinking in students. The necessity of cooperation of teachers and parents in shaping the vital position of the child.

Текст научной работы на тему «Нaучнo - мeтoдичecкиe ocнoвы экoлoгичecкoгo вocпитaния шкoльникoв в прoцecce oбучeния мaтeмaтикe»

1. Bivolarski I., B. Anavi, Dimitrova D. Computer resuscitation of the practical training in pathology. Blagoevgrad, Year-book Science, Education, Art, ISSN-1313-5336, Vol. 6, Part 2, p. 205-212, 2012.

2. Bivolarski I., Dimitrova D., Anavi B. Visual interactive education of general and clinical pathology. Union of scienti^s in Bulgaria - Plovdiv, series Medicine, Pharmacy and Dental medicine, ISSN-1311-9427, p. 165-169, 2013.

3. Bivolarski I., Mihaylova V, Alakidi А. Virtual autopsy in the pathology training - a surrogate for direct sectional observation. Журнал Евразийский Союз Ученых (ЕСУ), ISSN 2575-7999, 3 (12):23-26, 2015.

4. Bosman F. Academic medicine: dream or nightmare?. Croat Med J. Aug;45(4):371-4, 2004

5. Gallo P., d'Amati G., di Gioia C. et all. Teaching anatomical pathology in the undergraduate curriculum in Medicine: the experience of 'C Course', Sapienza University, Rome. Pathologica 103(2): 27-31, 2011

6. Guilbert. Guide pedagogique pour les personnels de Sante. Geneve, 1990.

7. Damjanov Iv., Fenderson Br., Hojat M. et all. Curricular reform may improve fludents' performance on externally adminiflered comprehensive examinations. Croat Med J; 46 (3):443-448; 2005.

8. Radionova Z., Hriflova P. Comparative analysis of the acquired clinical skills assessment of undergraduate medical fludents in a problem-based learning and traditional curricula. International cross-induflry research journal & Perspectives of Innovations, Economics and Business, 6 (3):120-122; 2010.

9. Radionova Z., Hriflova P. Opinions of fludents and teachers about the learning behavior of medical fludents in an innovative Problem Based Learning and traditional curriculum. Journal of Biomedical & Clinical Research, 1 (1):62-66; 2008.

10. Velev G., Gurdevski M., Georgiev A. et all. Repetitorium pathologo-anatomicum - editor prof. M. Zlateva, Medicine and Physical Training, Sofia, 1989.

НAУЧНO - МEТOДИЧECКИE OCНOВЫ ЭКOЛOГИЧECКOГO ВOCПИТAНИЯ Ш^ЛЬНИ^В В ПРOЦECCE OБУЧEНИЯ

МAТEМAТИКE

Бекболганова Алма Кусаиновна

кaндидaт пeдaгoгичecких нaук, Казахский государственный жeнcкий пeдaгoгичкcий унивeрcитeт г.Aлмaты

Даулеткулова Айгуль Утегеновна

кaндидaт пeдaгoгичecких нaук, Казахский гocудaрcтвeнный жeнcкий пeдaгoгичкcий унивeрcитeт г.Aлмaты

Толвуханова Зaурeш Мaхceнoвнa от. прeпoдaвaтeль кaфeдры мaтeмaтики, Каз гoc жeн ПУ г.Aлмaты

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы экологического образования школьников в процессе обучения математики. Педагогические методы развития экономического мышления у школьников. Показана необходимость сотрудничества педагогов и родителей в формировании жизненной позиции ребенка.

ABSTRACT

тае q^S^ns of е^поптейа1 education йМеШъ in karning mafematics. ТеасЫ^ methods development of есоттк thinking in йийеШз. ^е ^œssity of соорегайоп of teachers and parents in shaping Ше vital position of Ше chi1d.

Ключевые слова: экологическое образования, экономические проблемы, природа, ппроблема, информация.

Keywords: environmenta1 education, economic prabkms, the nature of the ргоЬ1ет, information.

XXI вeк- этo врeмя oбecпoкoeннocти мирoвoгo coo6-щecтвa вoпрocaми oкрyжaющeй cpeды, измeнeния климaтa, oпycтывaния, рaзрyшeния экoлoгичecкoгo бaлaнca, шторыс ярто прoявляютcя и в Кaзaxcтaнe.

В пocлaнии прeзидeнтa cтрaны Н.A.Нaзaрбaeвa к rapo^ Кaзaxcтaнa oтмeчaeтcя, чтo «Кaзaxcтaн 2030 гoдa дoлжeн cтaть чиагой и зeлeннoй cтpaнoй, co cвeжим вoздyxoм и пpoзpaчнoй вoдoй. Пpoмышлeнныe oтxoды и paдиaция бoльшe ж будут пpoникaть в нaши дoмa и caды. Нaши дeти и дeти нaшиx дeтeй будут жить пoлнoцeннoй жизнью в здopoвыx ycлoвияx» [1].

Пoэтoмy aктивизaция пoиcкa пyтeй peшeния экoлo-гичecкoй пpoблeмы, вcecтopoннee иccлeдoвaниe иcтopичecкoгo oпытa peгyлиpoвaниe oтнoшeний oбщecтвa и пpиpoды paccмaтpивaютcя кaк нacyщныe и aктyaльныe нayчнo-пpaктичecкиe зaдaчи.

В филocoфcкoм ocмыcлeнии вoпpocы взaимooтнoшe-ний oбщecтвa и пpиpoды внyтpeннe, cвязaны c пpoблeмoй Чeлoвeкa гак чacти и oбщecтвa, и пpиpoды. этa пpoблeмa яв-ляeтcя цeнтpaльнoй вo вceм кoмплeкce глoбaльныx пpoблeм coвpeмeннoгo миpa, пoэтoмy нe мoжeт вызвaть coмнeний нeoбxoдимocти фopмиpoвaния экoлoгичecкoй oтвeтcтвeн-нocти у пoдpacтaющeгo пoкoлeния. К coжaлeнию, eщe нeдocтaтoчнo npararmecrax шaгoв пpeдпpинятo в этoм нaпpaвлeнии в Кaзaxcтaнe.

В шкoлax Кaзaxcтaнa cyщecтвyeт мнoжecтвo пpoблeм. cвязaнныx c экoлoгичecким oбpaзoвaниeм. Вce oни являются cлeдcтвиeм нeдocтaткa или oтcyтcтвия xopoшo paзpaбoтaн-ныx пpoгpaмм и yчeбникoв для oтдeльныx yчeбныx дте-циплин. Тpaдициoннo мнoгo выдeлeнo экoлoгичecкoгo мaтepиaлa для пpeпoдaвaния биoлoгии и xимии. Ocтaльныe пpeдмeты cтpaдaют ecли ж oтcyтcтвиeм, тo нeдocтaткoм

такого материала. Важно помнить, главной целью экологического образования в школе, вообще, является воспитание экологической культуры и нравственности, а это в свою очередь- составная часть мировоззрения человека.

Нужно также отметить, что привлекая сведения из области экологии, мы можем успешно решать проблему повышения интереса к обучению, в том числе математике, и как следствие, иметь повышение качества знаний учащихся.

Экологическое образование школьников в процессе обучения математики связано, прежде всего, с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи, протекающих в ней явлений и их причиной обусловленности, о взаимодействии человека и природы, и нарушении вследствие этого некоторых природных процессов, с выработкой убеждений в необходимости рационального использования окружающей среды и ее защиты.

Математика может внести свою лепту в дело экологического воспитания и образования. Наши усилия должны быть направлены на то, чтобы учащиеся глубже, полнее и правильнее понимали, умели оценить экологические и могли использовать свои математические знания для защиты окружающей среды, умели ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов, которую они получают. Чтобы обеспечить экологическое воспитание и образование в процессе изучения математических дисциплин необходимо разработать специальную программу экологизации этого процесса с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их мышления, опыта и знаний в области охраны окружающей природной среды. В связи с тем, что именно процесс обучения математике формирует у учащихся такие необходимые качества как умение думать, критически осмысливать и оценить происходящее, отстаивать свои мысли и идеи, т.е. рационалистический стиль мышления, становится понятной роль такого предмета, как математика.

Выдающийся швейцарский педагог И.Г.Песталоцци утверждал, что знание математики позволяет более правильно воспринимать окружающий мир, находить истину, избегать искажений и предрассудков, укреплять здравый смысл. Он отмечал не раз, что обучение арифметике чрезвычайно существенно и для улучшения экономического развития страны, и для подъема благосостояния народа. «Умение правильно видеть и слышать - первый шаг к мудрости, а счет - то естественное начало, которое в поисках истины оберегает нас от заблуждений, это тот столп, на котором покоится наше благосостояние, которое одарит сынов человеческих, разумная и расчетливая жизнь» [2].

Прекрасные слова сказаны им же о необходимости математики для профессиональной подготовки: «Мы не можем не признать ту истину, если человек хорошо, т.е. природообразно и удовлетворительным образом, обучен считать, то он в себе самом уже содержит глубокие важнейшие основы всякого мастерства и всякой умелости». Эти выражения названного педагога как нельзя лучше характеризуют роль математики как в формировании экологического интереса, так и в подготовке любого специалиста способного принимать экологически обоснованные решения направленные на оптимизацию взаимодействия общества и природы. Нравственное и умственное развитие человека, в том числе и в области экологии осуществляется в течение всей его жизни. Очевидно, что это развитие формируется в процессе всей учебной деятельности учащихся направлено

на гармоническое развитие физических и духовных сил, их творческих способностей, высоких эстетических идеалов и вкусов, на воспитания человека, обладающего научным мировоззрением, владеющего системой научных знаний о природе, обществе, человеческом мышлении. Человеческая личность формируется в процессе активного ее взаимодействия с окружающим миром.

В настоящее время обучать школьников математике, не показывая тех последствий, которые наступают в результате экономической деятельности отдельных производств, корпораций, целых государств, просто безответственно. Органичное единство и взаимная обусловленность экономики и экологии сегодня вполне очевидны. Если экономическая ситуация на планете будет ухудшаться такими же темпами, то большая часть доходов, получаемых в результате экономической деятельности человека, будет направляться на нейтрализацию ее вредных последствий. Целесообразнее не наносить серьезного ущерба окружающей среде, чтобы потом не приходилось в прямом смысле слова спасаться от нее, т.к. природа уже не в силах самовосстанавливаться естественным путем, обеспечивать условия для нормальной жизни человека и других живых организмов.

Экономические проблемы многие дети, особенно живущие в городе, воспринимают как многоэтажные дома, асфальт, потоки машин. Картины живой природы они видят лишь по телевизору, а те, кому повезет, - на даче или во время летнего отдыха за городом, и т.д. Поэтому не удивительно, что ребята не задумываются над плачевным состоянием природы, которая до появления промышленности и крупных городов, машин и самолетов была совсем другой. Сегодня разорвана естественная связь «природа - человек» и как следствие этого - стремительное распространение среди Учащихся равнодушия, а иногда и жестокости ко всему, в том числе к окружающей природной среде, животным и растениям, к близким людям, друг к другу и т.д. [3].

В ходе изучения математических знаний у учащихся интенсивное экологическое и экономическое просвещение, формируется экологическое сознание, устойчивые мотивы активной природоохранительной деятельности, развивается представление о взаимосвязи между производством и состоянием окружающей среды. Так, в ходе обучения ученики устраивают, что увеличение выпуска промышленной продукции кроме повышения уровня благосостояния населения неизбежно ведет к ухудшению экологии данного района или города, природной среды. Так, например, учащимся 5 класса предлагается на основании цифрового материала, взятого из периодической печати, составить задачу, записав ее условие и решение. На следующем уроке 2-3 ученика зачитывают составленные задачи, а учитель вместе с классом комментирует их, выделяя моменты экономии и бережливости, проблемы экологии. Наиболее удачные задачи используются затем при повторении.

Другой способ составления задач - по готовым плакатам, изготовленным для кабинета математики учащимися старших классов. Учащимся предлагается составить смету ремонта своего подъезда, используя данные плаката. Полученные результаты комментируются на уроке, делаются выводы о бережном отношении к народному добру и окружающим. Детям предлагается подсчитать экономию электроэнергии или пищевых продуктов в семье, утечку воды из неисправных кранов. Поговорить о семейном бюджете. Эти задания заставляют ребят обратится к

трудовому опыту родителей, ближе познакомиться с их профессией, спецификой предприятий, получают об экономической и экологической жизни страны, своего района, своей семьи, учатся понимать, что в основе повышения жизненного уровня людей лежит бережное отношение к народному добру, рациональное использование каждого рубля. Развивать у школьников экономическое мышление, учить их заботится о нашем главном национальном богатстве - родной природе, все тем, что она дает человеку сегодня и что сможет дать ему завтра.

Список литературы:

1. Из выступления Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на форуме « Инновационный Казахстан-2020» 13 мая 2011 года - Алматы: Жет Жаргы - 12 с.

2. Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 стр, ISBN 5-7155-0164-4

3. Турдикулов Э.А. Экологическое образование у учащихся в процессе изучения предметов естественно- научного цикла.- Ташкент: Укитувчи, 2002- 104с.

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Бекболганов Ерик Жумабаевич

кандидат педагогических наук, Казахский государственный женский педагогичксий университет, г.Алматы

Баймуханов Буркит Баймуханович доктор педагогических наук, Казахский государственный женский педагогичксий университет, г.Алматы

Избасарова Махира Амирхановна

Казахский государственный женский педагогичксий университет, г.Алматы

АННОТАЦИЯ

В статьи выделены основные педагогические условия развития логического мышления учащихся. Рассмотрены разные педагогические исследования и определены пути целенаправленного формирования умений учащихся.

ABSTRACT

The article highlights the main pedagogical conditions of development of logical thinking of Sudents. We consider different pedagogical research, and the ways of purposeful formation of skills of Sudents.

Ключевые слова: развития школьника, педагогические условия, познавательная деятельность, задача, исследование.

Keywords: Sudent development, pedagogical conditions, cognitive activity, task, &udy.

Для решения проблемы обоснования педагогических условий развития логического мышления у школьников мы исходили из двух важнейших концептуальных положений, изложенных в работах В.П.Беспалько, Д.Б.Элькони-на, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Н.А.Менчинской, Е.Н.Ка-бановой-Меллер и др. Первое - это положение о том, что обучение и развитие представляет собой единый взаимосвязанный процесс. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на зону ближайшего развития школьника способствует эффективному раскрытию его потенциальных возможностей. Второе - необходимость системного подхода к исследованию любых педагогических явлений. Современные исследования образовательного процесса характеризуются системным подходом к различным его составляющим. В.П.Беспалько пишет, что под педагогической системой мы понимаем определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами [1].

Такие подходы к выделению педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие логического мышления учащихся младших классов, ставит задачу определения необходимых и достаточных педагогических условий,

которые будут являться компонентами более широкой системы - образовательного процесса начальной школы.

Исследователи выделяют следующие признаки эффективного функционирования системы педагогических условий:

1. признак целостности - эффективность, при которой изменение в какой-либо части системы приводит к изменению в других частях или во всей системе;

2. признак совместимости эффективность функционирования характеризуется степенью согласованности системы с окружающей средой, то есть, в какой мере содержание изучаемого предмета отвечает запросам общества;

3. признак систематизированности - должна существовать сильная связь между элементами системы;

4. признак оптимальности эффективность должна достигаться при наименьших усилиях, затратах времени и других ресурсах

Педагогические условия это обстоятельства обучения, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств обучения, способствующих эффективному решению поставленных задач [1].

В педагогических исследованиях в последние годы выделяют различные комплексы педагогических условий развития или формирования логического мышления учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.