Научная статья на тему 'Воздействие различных двигательных режимов на показатели центральной гемодинамики сельских школьниц 14-11 лет, имеющих разные соматотипы'

Воздействие различных двигательных режимов на показатели центральной гемодинамики сельских школьниц 14-11 лет, имеющих разные соматотипы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГЕМОДИНАМИКА / ШКОЛЬНИЦЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СОМАТОТИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Бувашкин Олег Евгеньевич

В статье рассмотрен вопрос индивидуально-типологического подхода в физической подготовке школьниц-подростков. В ходе исследования выявлено, что физические нагрузки по разному влияют на изменение показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений. Так, наиболее эффективным режимом двигательной активности, способствующим оптимизации выше перечисленных показателей, явился двигательный режим, развивающий физические качества комплексно. На это указывает уменьшение показателей артериального систолического и диастолического давления на 0,7 % и на 0,75 % соответственно, а также уменьшение частоты сердечных со-кращений на 11,7 %. Результаты исследований могут быть применены в практической деятельности учителя физической культуры во время проведения уроков физической культуры со школьницами подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Бувашкин Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воздействие различных двигательных режимов на показатели центральной гемодинамики сельских школьниц 14-11 лет, имеющих разные соматотипы»

этапах обучения, но особое значение имеет место начальное обучение. А это требует специальной подготовки будущих учителей начальных классов в процессе обучения в вузе.

Исходя из выше сказанных мы отметим, что логическая подготовка будущих учителей математики как сознательно организуемый процесс, который предполагает развитие логического мышления будущих специалистов и стимулирование активной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для развития логического мышления младших школьников.

В заключении отметим, что особенностями логической подготовки будущих учителей является органическая взаимосвязь логической подготовки с другими направле-

ниями профессионально-педагогической подготовки студентов, ее интегральный характер; двухсторонний характер реализации процесса логической подготовки; учет особенностей развития мышления младших школьников.

Список литературы:

1. Маланюк Е.П., Маланюк М.П. О формировании логической грамотности школьника //Советская педагогика, 1979, №7-с.69-74.

2. Алексеев М.Н. О педагогической логике // Советская педагогика, 1962, №1-с.37-43.

3. Алексеев М.Н. Логика и педагогика- М.: Знание, 1965-32 с.

воздействие различных двигательных режимов на

показатели центральной гемодинамики сельских школьниц 14-11 лет, имеющих разные соматотипы

Блинков Сергей Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА), г. Самара

Бувашкин Олег Евгеньевич соискатель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрен вопрос индивидуально-типологического подхода в физической подготовке школьниц-подростков. В ходе исследования выявлено, что физические нагрузки по - разному влияют на изменение показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений. Так, наиболее эффективным режимом двигательной активности,, способствующим оптимизации выше перечисленных показателей, явился двигательный режим, развивающий физические качества комплексно. На это указывает уменьшение показателей артериального систолического и диастолического давления на 0,7 % и на 0,75 % соответственно, а также уменьшение частоты сердечных со-кращений на 11,7 %. Результаты исследований могут быть применены в практической деятельности учителя физической культуры во время проведения уроков физической культуры со школьницами подросткового возраста.

Ключевые слова: артериальное давление, частота сердечных сокращений, центральная гемодинамика, школьницы, физические качества, соматотипы.

ВВЕДЕНИЕ

Показатели центральной гемодинамики имеет большое значение в общей оценке состояния здоровья. На данный показатель влияет множество факторов, таких как: наследственность, состояние окружающей среды, условия труда и быта, питание, уровень двигательной активности. Неоценимую роль в развитии подрастающего поколения играют занятия физическими упражнениями.

Вместе с тем, показатели деятельности сердечно-сосудистой системы детей и подростков у медиков вызывают тревогу. В течение последних десятилетий в подавляющем большинстве возрастно-половых групп подростков произошло достоверное уменьшение средних значений АДС (гипотонические реакции) и увеличение диастолического давления. Это свидетельствует об ухудшении сократительной способности миокарда у современных подростков [9].

В создавшихся условиях проблема охраны здоровья школьников становится задачей не только медицины, но и работников образования, прежде всего учителей физической культуры, призванных средствами физического воспитания качественно проводить оздоровительную работу. Как

показали многочисленные исследования с учащимися общеобразовательных школ, физкультурно-оздоровительная работа является эффективным инструментом формирования здоровья и хорошего физического состояния, как главных компонентов развития трудового потенциала школьников [1-7].

Даже простое исследование частоты сердечных сокращений (ЧСС) в широком практическом применении по общепринятому мнению дает достаточно надежные представления о состоянии вегетативной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и функций всего организма в целом.

Показатели артериального давления являются существенным критерием функционального состояния сердца и сосудов. Артериальное давление (АД) определяет эффективность кровотока в тканях организма и чутко реагирует на все изменения, происходящие у человека в различных отделах сердечно-сосудистой системы (ССС) [10].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования. Целью проведенного нами исследования явилось изучение влияния нагрузок различной направленности на изменения показателей центральной гемодинамики школьниц 11-14 лет.

В задачи исследования входила оценка эффективности воздействия на показатели центральной гемодинамики школьниц 11-14 лет трех экспериментальных тренировочных режимов, направленных на:

1) преимущественное развитие выносливости;

2) доминирующее развитие скоростно-силовых способностей;

3) равномерно-пропорциональное развитие физических качеств.

Методы и организация исследования. В исследовании приняло уча-стие 158 школьниц разных соматотипов. Комплексное исследование проводилось в течение одного учебного года. Обследование проводилось дважды: в начале и в конце учебного года. Обследуемые были поделены на три группы в зависимости от типа телосложения: первую группу составили девочки астено-торакального типа телосложения, вторую - мышечного, а третью - дигестивного типа телосложения. На школьниц во время эксперимента осуществлялось воздействие режимов двигательной активности,

предусматривающее как равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств, так и преимущественное воздействие на «ведущие» и «отстающие» физические качества. Каждому показателю в конце эксперимента было присвоено ранговое место. Эффективность влияния различных режимов двигательной активности мы оценивали по наименьшей сумме ранговых мест

В ходе исследования определялись ЧСС и АД. Артериальное давление измерялось с использованием аускульта-тивного метода Н.С. Короткова [8], ЧСС определялась паль-паторно.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сопоставляя темпы прироста показателей центральной гемодинамики в группе девочек 11-14 лет (рисунок 1), мы выявили, что наиболее приемлемой, с точки зрения положительного влияния на ССС для девочек-подростков является нагрузка, при которой физические качества развиваются равномерно-пропорциональным методом. Об этом свидетельствует наибольшее достоверное (р<0,05) уменьшение ЧСС (на 11,7%). На последнем месте группа учащихся, развивавших отстающие физические качества, где произошел достоверный (р<0,05) прирост показателя АДС и АДД (на 7,3% и 7,5% соответственно).

Рисунок 1 - Сопоставление темпов прироста показателей центральной гемодинамики у девочек 11-14 лет, развивающих различные стороны моторики.

По оси ординат - % прироста.

По оси абсцисс - показатели центральной гемодинамики: 1 - АДС; 2 - АДД; 3-ЧСС.

Промежуточное положение занимает группа, развивавшая ведущие физические качества (рисунок 1), где достоверных изменений нами выявлено не было. Такой тренировочный режим тоже можно считать приемлемым с точки зрения благоприятного влияния на ССС.

Следует отметить, что полученные по окончании эксперимента показатели АД и ЧСС находятся в пределах воз-растно-половых норм, присущих девочкам данного возраста.

Список литературы:

1. Блинков, С.Н. Взаимосвязь системы физкультурно-оздоровительной работы с развитием человеческого капитала сельских школьников / С.Н. Блинков // Ученые записки

университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С.

34 - 39.

2. Блинков, С.Н. Влияние системы физкультурно-оздоровительной работы на физическое состояние сельских школьников / С.Н. Блинков, А.В. Крылова, С.П. Левушкин // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 75-77.

3. Блинков, С.Н. Изменение показателей физического состояния сель-ских школьниц 7-17 лет разных соматоти-пов под воздействием двигательных режимов различной направленности / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, В.П. Коси-хин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 42-48.

4. Блинков, С.Н. Индивидуализация физического воспитания школьников 12-14 лет на основе учета структуры моторики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Блинков. - М., 2000. - 24 с.

5. Блинков, С.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе: монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 191 с.

6. Левушкин, С.П. Исследование физического состояния учащейся мо-лодежи: монография / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков. - Ульяновск: УлГТУ, 2013. - 162 с.

7. Левушкин, С.П. Оптимизация физического состояния школьников 12-14 лет на основе влияния мышечных нагрузок различной направленности: монография / С.П. Левушкин, С.Н. Блинков. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. - 124 с.

8. Косицкий, Г.И. Звуковой метод исследования артериального давле-ния / Г.И. Косицкий. - М.: Медгиз, 1959. - 275 с.

9. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 380 с. - (Серия В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / Министерство образования и науки российской федерации.

10. Тупицин, И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников / И.О. Тупицын. - М.: Педагогика, 1985. - 85 с.

исследование электрофизических параметров и характеристик элементов оптоэлектронных приборов в спецкурсе по оптоэлектронике

Буркова Елена Геннадьевна

старший преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва

Бондина Вера Петровна

канд. тех. наук, доцент, УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск

АННОТАЦИЯ

Важнейшим функциональным направлением электроники является раздел оптоэлектроники, где синтезируются достижения целого ряда областей науки и техники: квантовой электроники, физики твердого тела, полупроводниковой электроники, микроэлектроники и других.

Целью данной работы является изложение нестандартной программы спецкурса по оптоэлектронике для студентов старших курсов вузов. В спецкурсе используются экспериментальные методы исследования приборов и оптоэлектронных преобразователей с целью выбора оптимальных режимов работы, исходя из их принципа действия и физических процессов, лежащих в основе функционирования данных устройств.

В результате проделанной работы предложены методы исследования и сравнительного анализа различных классов опто-электронных приборов по типовым характеристикам и параметрам, выявленным в ходе физических экспериментов.

В предложенной программе по исследованию оптоэлектронных приборов продемонстрирован нестандартный подход к изучению основных принципов и закономерностей оптоэлектроники на примере экспериментальных исследований. На основе анализа перечня физических исследований показаны ограничения и методы выбора оптимальных режимов работы оптоэлектронных приборов и их элементов по напряжению, допустимому току, температурному режиму. Из сравнительного анализа различных классов оптоэлектронных приборов и материалов, из которых они изготовлены, сделаны выводы о перспективных направлениях совершенствования и развития оптоэлектронных приборов.

ABSTRACT

The той important functional direction of electronics, section of optoelectronics, where synthesized the achievements of a number of fields of science and technology: quantum electronics, solid Sate physics, semiconductor electronics, microelectronics and others.

The purpose of this paper is to present unusual program of a special course on optoelectronics for Sudents of senior courses of universities. Students will use experimental methods to &udy optoelectronic devices and converters with the aim of choosing the optimal modes based on their principle of operation and the physical processes underlying the functioning of these devices.

As a result of the proposed research methods and a comparative analysis of different classes of optoelectronic equipment on the model features and parameters identified in the physical experiments.

The proposed programme on research of optoelectronic devices demon^rated the unconventional approach to the &udy of the basic principles and laws of electronics on the example of experimental research. Based on the analysis of the Ш of physical Sudies have shown the limits and methods of choice of optimum modes of operation of optoelectronic devices and their components for voltage, allowable current, temperature. Comparative analysis of different classes of optoelectronic devices and the materials from which they are made, conclusions are drawn about the promising directions of improvement and development of optoelectronic devices.

Ключевые слова: оптоэлектроника, фоточувствительные приборы, фотодиод, фототранзистор, фоторезистор, светоди-од, светоизлучающий диод, люминесцентные лампы, светодиодные лампы, солнечные батареи, вольт-амперная характери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.