Научная статья на тему 'ОЧИСТКА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ. ИЗ ОПЫТА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ОЧИСТКА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ. ИЗ ОПЫТА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЧИСТКА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ. ИЗ ОПЫТА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 613.87:628.16

Канд. биол. наук Т. И. Голубев (Ленинград)

ОЧИСТКА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ.

ИЗ ОПЫТА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Великая Отечественная война застала меня" в Ленинграде, где я работал руководителем центральной научно-исследовательской лаборатории треста «Ленводопровод», основанной незадолго до войны. К концу августа 1941 г. вражеское кольцо сомкнулось вокруг города, а варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы усилились. Меня направили в 34-ю отдельную гидротехническую роту, которая располагалась на окраине Колпина, недалеко от переднего края обороны.

Главной задачей роты являлось обеспечение войск доброкачественной питьевой водой. Находясь в долговременной обороне (1942—1943), войска Ленинградского фронта испытывали серьезные трудности в обеспечении доброкачественной питьевой водой. В частности, невозможно было использовать без соответствующей очистки воду из многих открытых водоемов вследствие их сильной загрязненности. Поэтому воинские части в основном снабжались водой из мелких шахтных колодцев, в которых вода по физико-химическим и бактериологическим показателям не всегда отвечала гигиеническим требованиям. Успешно применялось хлорирование воды в колодцах. Разведкой на воду и устройством шахтных колодцев занимались главным образом гидротехнические роты, располагавшие небольшими (походными) гидрохимическими лабораториями.

Летом 1942 г. условия водоснабжения войск на нашем участке фронта значительно ухудшились. Из-за непрерывных тяжелых оборонительных боев многие колодцы были разрушены, а в оставшихся, как и в открытых водоемах, вода оказалась сильно загрязненной. В таком положении очутилось и гражданское население Колпина, водопровод которого был выведен из строя еще в начале войны.

С наступлением жарких дней нависла реальная угроза возникновения эпидемических заболеваний. Требовалось принять срочные меры. Решено было организовать в Колпине на р. Ижоре мощный водный пункт. Принимая такое решение, мы знали, что берем на себя большую ответственность, так как река находилась в зоне ожесточенных боев, текла со стороны противника и была очень сильно загрязнена. Но другого выбора у нас не было. В этом районе р. Ижора была единственным водоисточником, который можно было использовать. Поэтому на водном пункте нашего участка сразу же стала применяться полная обработка воды (хлорирование и коагулирование) и были использованы некоторые новые реагенты, испытанные обстоятельно в мирное время на главной водопроводной станции Ленинграда.

Выбрав наиболее подходящий в санитарном отношении участок реки и оградив его колючей проволокой, мы приступили к развертыванию водного пункта. Ранее были известно, что простейшим и наиболее приемлемым способом очистки питьевой воды в полевых условиях является коагулирование с отстаиванием при одновременном обеззараживании ее хлорной известью. При таком способе весь процесс обработки (коагуляция и хлорирование) проходит в одной емкости одновременно, воду разрешается употреблять без фильтрации, после соответствующего отстаивания. Это позволяет лишь при наличии табельной тары, коагулянта и хлорной извести

быстро и эффективно организовать обеспечение войск доброкачественной питьевой водой в самых трудных условиях.

Используя инженерное оборудование части, предназначенное для полевого водоснабжения, удалось через несколько дней в Кол-пине создать мощный водный пункт на р. Ижоре, где воду обрабатывали указанным выше способом. Водный пункт был чрезвычайно прост по устройству. Водоочистная установка состояла из 6 резервуаров емкостью по 6000 л и насоса с мотором для подачи воды, который в случае необходимости мог быть заменен мощным ручным насосом, предусмотренным в этом случае. Резервуары размещались в 2 яруса (один над другим). Этим достигались компактность водоочистной установки, более удобный и быстрый разбор чистой воды, в особенности для автогужевого транспорта. Над водным пунктом была натянута маскировочная сетка.

Во время наполнения резервуаров в обрабатываемую воду вносили хлорную известь, а затем добавляли туда коагулянты, после чего воду в резервуарах интенсивно перемешивали 3—4 мин и оставляли в спокойном состоянии на 3—4 ч (летом). Вода становилась достаточно прозрачной и бесцветной, пригодной к употреблению.

Ниже в таблице приведены показатели качества воды до и после обработки1.

Производительность водного пункта в летних условиях превышала 200 000 л воды в сутки. Сразу же к нему потянулись (обычно ночью, так как местность простреливалась противником) многие воинские части и гражданское население. Все они высоко оценивали качество питьевой воды, получаемой на водном пункте.

С наступлением зимы водоочистную установку пришлось поместить в закрытое помещение. Для ускорения процесса осветления воды при низкой температуре был применен на основании наших данных (Ленинград, Главная водопроводная станция) силикат натрия (жидкое стекло), а в качестве коагулянта — хлорированный железный купорос а. Силикат натрия использовали в виде 1 % раствора, активизированного предварительно крепкой серной или соляной кислотой. Наблюдения показали, что жидкое стекло ускоряло процесс коагуляции зимой более чем в 8 раз. Это давало возможность резко увеличить производительность водного пункта.

Применение хлорированного железного купороса начинали с приготовления рабочего раствора. В бочке емкостью 100 л из прорезиненной ткани (табельной) приготавливали 50% раствор Ре504-7Н203. Хлорирование производили хлор-газом с помощью порционно-переносного хлоратора системы Ремесницкого, находившегося на снабжении отдельных гидротехнических рот. В рабочем растворе хлорированного железного

1 Бактериологический анализ воды производили в санэпидотряде 55-й армии.

2 Так называли окисленный хлор-газом раствор железного купороса.

8 Воду для раствора подогревали до 20 .

Физико-химические и бактериологические показатели воды из р. Ижоры (15/VI 1942 г.)

Показатель До обработки После обработки

Прозрачность Слабомут- Прозрач-

ная ная

Цвет Желтый Бесцветная

Запах Гнилостный Слабый за-

пах хлора

Вкус (после 5-

минутного

кипячения) Неприятный Приемлемый

рн 7,5 6,5

Аммиак 0,1 Нет

Нитриты 0.05 Нет

Хлориды

(в мг/л) 70 40

Окисляем ость

по Кубелю

(в мг/л 02) 16.5 4.5

Жесткость И 13

Коли-титр 0.01 Больше 100

Остаточный

хлор (в мг/л) 0,38

купороса создавали значительный избыток активного хлора (20—30 мг в 1 мл), который при коагуляции расходовали на обеззараживание обрабатываемой воды. Опыт показал, что оптимальные дозировки хлорированного железного купороса для района действия водного пункта (зимой) были в пределах 40—60 мг/л. Такие невысокие дозировки коагулянта, необходимого для очистки воды, позволяли обработать 50 24 раствором хлорированного железного купороса большое количество воды. Так, с помощью 100 л такого раствора коагулянта при дозировке 40—50 мг/л получали свыше 1000 м3 доброкачественной питьевой воды.

Коагулирование воды хлорированным железным купоросом производили не только на опорном армейском водном пункте (Колпино), где готовили рабочий раствор коагулянта, но и на других, менее мощных водных пунктах, куда рабочий раствор хлорированного железного купороса доставляли в табельных бурдюках емкостью 12,5 л каждый. Несмотря на низкую температуру воды, процесс образования и осаждения хлопьев коагулянта проходил настолько хорошо, что она через 4 ч от начала обработки (без фильтрации) имела удовлетворительные органолептические и бактериологические показатели, свойственные доброкачественной питьевой воде.

Колпинский водный пункт успешно работал более 2 лет. Он описан в труде «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.», а его макет демонстрируется в Центральном военно-медицинском музее Ленинграда.

Аналогичные водные пункты создавались и на других участках Ленинградского, а затем и 3-го Прибалтийского фронта. Особенно важную роль они сыграли во время прорыва и снятия блокады Ленинграда, а также при наступлении наших войск в Прибалтике, когда в самых трудных условиях требовалось быстро обеспечивать наступающие армии питьевой водой.

Поступила 4/ХН 1974 г

УДК 614.31:613.67(470.23X091) «1941-1945»

Санитарный инспектор по питанию Ленинградского фронта проф. 3. М. Аграновский

ГИГИЕНИСТЫ В ПЕРИОД БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Никогда не изгладится из памяти подвиг ленинградцев в годы Великой Отечественной войны советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.

Оказавшись в конце сентября 1941 г. почти в полном окружении, ленинградцы выдержали небывалую в мировой истории 900-дневную блокаду. Ни муки голода, ни артиллерийские обстрелы и авиационные налеты не сломили волю и мужество защитников города Ленина. И сейчас, через 30 лет после исторической победы советского народа над фашизмом, подвиг ленинградцев, всех принимавших участие в обороне и защите великого города на Неве встает перед современниками во всем его немеркнущем величии. В героической защите Ленинграда, сохранении боеспособности войск осажденного города, скорейшей ликвидации последствий блокады, предупреждении опасности распространения эпидемических заболеваний немалую роль сыграла медицинская служба Ленинградского фронта. В условиях блокады перед ней возникли сложные и разнообразные задачи. Осо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.