Научная статья на тему 'Обзорная статья по итогам конференции'

Обзорная статья по итогам конференции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравчук Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзорная статья по итогам конференции»

ОТТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийская научно-практическая конференция памяти заслуженного тренера России мастера спорта международного класса полковника милиции Э.В.Агафонова (г. Красноярск, 7 февраля 2 0 09 г.)

УДК 3 7 8:796

Андрей Иванович КРАВЧУК,

заместитель начальника кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), доцент, майор милиции

Подготовка квалифицированных п е -

циалистов для правоохранительных органов является первостепенной задачей образовательных учреждений системы МВД и предусматривает целенаправленную деятельность руководящего , начальствующего и профессорско-преподавательского состава по реализации образовательной политики МВД России.

В Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации на 2004-2010 гг. указано, что приоритетным направлением системы профессионального образования является максимальное приближение содержания обучения к специфике задач, выполняемых сотрудниками право-

охранительных органов, таких как охрана общественного порядка, силовое пресечение преступлений, административных правонарушений и задержание лиц, их совершивших.

Одним из значимых уровней профессиональной подготовки кадров является служебно-боевая подготовка, важный элемент которой - физическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России.

С 2001 г. ежегодно в г. Красноярске проводится Всероссийский турнир по самбо, посвященный памяти бывшего начальника кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России заслуженного тренера России мастера спорта международного класса полковника милиции Эдуарда Васильевича Агафонова.

Общее руководство подготовкой и

- 1Ж -

Репортаж с научного форума Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования

проведением турнира осуществляет организационный комитет, состоящий из представителей Всероссийской федерации самбо, Сибирского юридического института МВД России, ГУВД по Красноярскому краю, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края, Федерации самбо Красноярского края.

Как правило, в этих соревнованиях участвуют не менее 30 команд, представляющих различные регионы России. За победу в турнире соревнуются команды образовательных учреждений МВД России: Сибирского юридического института, Восточно-Сибирского юридического института, Дальневосточного юридического института, Барнаульского юридического института, Омской академии, Уральского юридического института, Тюменского юридического института, Санкт-Петербургского университета. Постоянными участниками являются команды ГУВД по Красноярскому краю, МВД Республики Хакасия, МВД Республики Тыва. Неоднократно принимали участие представители МВД Республики Бурятия, ГУФСИН по Красноярскому краю. Помимо представителей силовых структур участвуют самбисты Красноярского края, Кемеровской, Омской, Томской, Новосибирской, Тюменской областей; республик Хакасия, Алтай, Тыва, Бурятия.

Основными задачами турнира являются: выявление сильнейших спортсменов для формирования сборных команд; привлечение сотрудников органов внутренних дел к регулярным занятиям служебно-при-кладными видами спорта; пропаганда физичес-

кой культуры и спорта; выполнение норматива «Мастер спорта России»; укрепление дружеских связей между регионами.

С 2001 г. по 2009 г. в соревнованиях приняли участие более 1500 спортсменов, из них почти 200 мастеров спорта и около 30 мастеров спорта международного класса. За данный период 40 спортсменов выполнили норматив «Мастер спорта России».

7 февраля 2009 г., по инициативе личного состава кафедры физической подготовки, при поддержке руководства института в Сибирском юридическом институте МВД России в рамках 9 Всероссийского турнира по самбо в целях продолжения развития и практического применения научного наследия тренерских традиций Э.В.Агафонова была проведена I Всероссийская научно-практическая конференция «Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования».

Работа конференции проходила по следующим направлениям:

1) проблемы преподавания дисциплины «Физическая подготовка» в вузах МВД России;

2) актуальные проблемы учебно-тренировочного процесса и пути оптимизации;

3) психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта;

4) организация и метод и к а физкультурно-оздоровительной работы в учебных заведениях.

В органи-з ационный комитет конференции поступили более 70 тезисов докладов из 12 образовательных уч-

реждений МВД России от Волгоградской академии МВД России до Дальневосточного юридического института МВД России, шести вузов г. Красноярска и Республики Хакасия. Среди авторов, приславших работы, - 4 доктора наук, около 10 заслуженных тренеров России и заслуженных работников физической культуры и спорта, более 3 0 кандидатов наук.

В работе конференции приняли участие тренеры, представители сборных команд Всероссийского турнира по самбо, посвященного памяти заслуженного тренера России мастера спорта международного класса полковника милиции Э.В.Агафонова, а также ученые и преподаватели, интересующиеся актуальными проблемами организации образовательного процесса.

Активное участие в конференции приняли и сотрудники правоохранительных органов. Доклад старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики В.А.Драсковой оказался одним из примеров совместной работы УФСКН по Красноярскому краю с учреждениями и ведомствами физической культуры и спорта.

Высокую заинтересованность у участников конференции вызвали доклады М.Д.Кудрявцева - заведующего кафедрой валеологии и физической культуры Красноярского государственного торгово-экономического института, кандидата педагогических наук, доцента; А.А.Ахмат-гатина - заместителя начальника кафедры физической и пожарно-строевой подготовки Восточно-Сибирского института МВД России, кандидата педагогических наук, доцента; В.М.Гуралева - старшего преподавателя кафедры физической подготовки СибЮИ МВД России, кандидата педагогических наук.

По результатам обсуждения поставленных на конференции вопросов сформированы ряд рекомендаций.

I. В области проблем преподавания дисциплины «Физическая подготовка» в вузах МВД России.

1. Признать необходимым дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса по учебной дисциплине «Физическая подготовка» в вузах МВД России, способствующего совершенствованию профессиональной подготовки сотрудников ОВД, становлению выпускников вузов специалистами, способными решать оперативно-служебные задачи по охране общественного порядка и защите прав граждан.

2. Предложить Департаменту кадрового обеспечения МВД России разработать содержание и организовать систему профессионального физкультурно-приклад-ного образования сотрудников органов внутренних дел: высшего профессионального образования, послевузовского образования и дополнительного профессионального образования.

3. Пересмотреть действующие контрольные упражнения и нормативы по физической подготовке в сторону их ужесточения для всех возрастных групп свыше 30-летнего возраста, а также абитуриентов , поступающих в вузы МВД России.

4. Профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений системы МВД России повышать мотивацию курсантов к занятиям физической подготовкой и развивать систему стимулирования достижений высоких спортивных результатов.

5. Признать актуальным проведение дальнейших исследований, касающихся подбора наиболее информативных тестовых упражнений, разработки критериев оценки и внедрения современных инструментальных методов комплексного контроля уровня подготовленности обучающихся.

6. Упорядочить содержание учебного материала по боевым приемам борьбы с выделением наиболее эффективных и часто применяемых приемов.

7. Считать актуальной разработку модельных характеристик физической подготовленности курсантов, начиная от начальной профессиональной подготовки и заканчивая выпускными экзаменами.

Репортаж с научного форума Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования

8. Обратить внимание на то, что действующие госстандарты имеют недостаточную служебно-прикладную направленность в части формирования у выпускников реальной готовности к решению оперативно- служебных задач при чрезвычайных ситуациях, тем более с применением боевых приемов борьбы, огнестрельного оружия, специальных средств.

9. Отметить, что решение проблемы практической направленности дисциплины «Физическая подготовка» требует и в дальнейшем диалога профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России, ведущих специалистов ДКО МВД России, тренеров СДЮСШОР по служебно-прикладным видам спорта для нахождения путей оптимизации учебно-воспитательного процесса по физической подготовке в вузах МВД России.

10. Констатировать, что в программах по физической подготовке курсантов (слушателей) учебных заведений МВД отсутствует специальная направленность учета специфики выбранной профессии, что снижает качественную сторону их профессиональной подготовленности.

11. Отметить, что возраст юношей и девушек, соответствующий моменту их обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, является благоприятным для формирования профессионально важных психофизических качеств. Таким образом, при организации и проведении занятий по физической культуре необходимо опираться на знания не только закономерностей психического и физического развития, но и индивидуальных особенностей студенческого возраста.

II. В сфере актуальных проблем учебно-тренировочного процесса и путей его оптимизации.

1. Констатировать, что в настоящее время в образовательных учреждениях МВД существует острая необходимость разработки нормативных документов, определяющих роль и место, порядок пла-

нирования деятельности групп спортивного совершенствования в рамках спортивно-маесовой работы и учебного процесса в целом.

2. Признать, что участие спортсменов в каждом соревновании, независимо от его цели, следует предварять специальной подготовкой и завершать серьезным анализом и восстановлением.

3. Констатировать, что рациональное применение ряда лекарственных средств (не относящихся к группе допингов и не наносящих ущерба здоровью спортсмена), расширяет функциональные возможности организма здорового человека, открывает новые рубежи спортивных достижений в различных видах спорта и позволяет совершенствовать методику тренировочного процесса.

4. Признать, что различные виды спорта в достаточной степени оказывают влияние на формирование характера человека, его личностных качеств и способностей, а также играют роль в совершенствовании уровня физического развития человека, его двигательных качеств и способностей.

5. Отметить, что наблюдение за состоянием здоровья и развитием тренированности - это не только важное условие эффективности учебно-тренировочного процесса и достижения высоких результатов в спорте, но и основное средство предупреждения нарушений в состоянии здоровья, связанных с использованием нагрузок.

III. В сфере психолого-педагогических аспектов физической культуры и спорта.

1. Признать, что на занятиях по физической подготовке предоставляются широкие возможности для совершенствования личности человека, профессионально важных качеств, определяющих будущую успешную профессиональную деятельность лишь при правильной организации учебного процесса.

2. Считать актуальным в процессе за-

нятий по физической подготовке приучать курсантов (слушателей) переносить повышенные психические и физические нагрузки, вырабатывать алгоритм поведения в экстремальных ситуациях.

3. Констатировать, что в настоящее время значительно возрастает необходимость совершенствования и модернизации процесса патриотического и физического воспитания, разъяснения воздействия физических упражнений на организм занимающихся, укрепляющих нервную систему и усиливающих иммунитет человека.

4. Отметить, что физическая подготовка влияет на формирование личности курсанта, как правило, через совершенствование трудовых, профессиональных и нравственных качеств. Вместе с тем она оказывает и непосредственное влияние на формирование таких качеств, как коллективизм, товарищество, мужество, чувство ответственности и дисциплинированность.

5. Признать, что физическая культура как необходимое явление любого вида деятельности выступает как процесс и как результат профессионального образования и деятельности сотрудника ОВД, а также обеспечивает эффективный процесс его личностного развития.

6. Отметить, что в ходе внедрения коммуникативного компонента педагогической системы особая роль отводится педагогу-преподавателю, от которого зависит, станет ли обучение курсанта личностно ориентированным.

7. Признать, что психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям, построенное с учетом диагностики предсоревнователь-ной психологической подготовленности, позволяет добиться положительных результатов для оптимизации предстартового состояния и способствует более успешному выступлению на соревнованиях.

IV. В сфере организации и методики физкультурно-оздоровительной работы в учебных заведениях.

1. Признать значимость физической культуры в структуре образовательной и профессиональной подготовки не только как учебной дисциплины, но и как средства направленного развития целостности личности, способной вырабатывать пути сохранения и укрепления здоровья студентов.

2. Отметить, что оздоровительная физическая культура является важным средством всестороннего и гармоничного развития человека.

3. Считать целесообразным на занятиях по физической культуре:

- формировать навыки сохранения и укрепления психофизического здоровья, повышения и поддержания работоспособности и профилактики профессиональных заболеваний;

- повышать уровень мотивационно-лич-ностных ориентаций и социально-духовных ценностей;

- активнее использовать высокий эмоциональный фон выполнения упражнений, особенно в форме соревнований, способствующих развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, взаимной ответственности за достижение общих целей.

4. Отметить, что непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физического воспитания вуза.

В целом конференция продемонстрировала возможности по консолидации научных знаний и практического опыта тренерско-преподавательского состава и сотрудников правоохранительных органов в решении проблем оптимизации учебно-воспитательного и тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.