Научная статья на тему 'ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ TESTMAKER И SUNRAV TESTOFFICEPRO'

ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ TESTMAKER И SUNRAV TESTOFFICEPRO Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / ТРЕНАЖЕР / РЕДАКТОР / АНАЛИЗ / ТЕСТИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ SOFTWARE COMPLEX / TESTING SYSTEM КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ЛОКАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА / УЧЕБНЫЙ КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Новиков В.А., Фахриев А.Р.

Статья посвящена сравнению возможностей программного обеспечения TestMaker, предназначенного для создания тестовых заданий, проведения промежуточных аттестаций, и программным комплексом для разработки тестовых заданий, проведения тестирования и удаленного администрирования SunRav TestOfficePro. Рассмотрим и сравним создание тестов с различными типами вопросов в этих двух программных комплексах. Рассмотрим и сравним создание тестов с различными типами вопросов в этих двух программных комплексах.Article is devoted to comparing of opportunities of the software of TestMaker intended for creation of test jobs, carrying out the intermediate certifications and a program complex for development of test jobs, conducting testing and remote administration of SunRav TestOfficePro. Let's consider and will compare creation of tests to different types of questions in these two program complexes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ TESTMAKER И SUNRAV TESTOFFICEPRO»

Режим доступа: http://psychok.net/testy/293- 16-faktornyj -lichnostnyj -oprosnik-r-

b-kettella-metodika-mnogofaktornyj-oprosnik-kettella-test-kettela-187-voprosov-

test-ketela-16-pf

УДК 004.588

Новиков В.А. студент, 4 курс Фахриев А.Р. студент 4 курса

«Институт Компьютерных Технологий и Защиты Информации» Казанский Национальный Исследовательский Технический

Университет им А.Н. Туполева Россия, г. Казань ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ TESTMAKER И SUNRAV TESTOFFICEPRO

Аннотация:

Статья посвящена сравнению возможностей программного обеспечения TestMaker, предназначенного для создания тестовых заданий, проведения промежуточных аттестаций, и программным комплексом для разработки тестовых заданий, проведения тестирования и удаленного администрирования SunRav TestOfficePro.

Рассмотрим и сравним создание тестов с различными типами вопросов в этих двух программных комплексах.

Рассмотрим и сравним создание тестов с различными типами вопросов в этих двух программных комплексах.

Article is devoted to comparing of opportunities of the software of TestMaker intended for creation of test jobs, carrying out the intermediate certifications and a program complex for development of test jobs, conducting testing and remote administration of SunRav TestOfficePro.

Let's consider and will compare creation of tests to different types of questions in these two program complexes.

Ключевые слова: Программный комплекс, тренажер, редактор, анализ, тестирование, система тестирования

Software complex, simulator, editor, analysis, testing, testing system

Ключевые слова

тестовые задания, локальные системы, обучающая система, учебный контент, система тестирования.

test tasks, local systems, the training system, educational content, system of testing.

Введение

Тестирование знаний - важная часть любого образовательного процесса. Образовательные учреждения охотнее начинают переходить от

«тестирования на бумаге» к электронным методам тестирования [1].

Вопрос - какой программный комплекс использовать? Нужно учитывать следующие факторы: уровень сложности при создании тестов, контроль за его проведением, анализ тестов и составление отчетности. В настоящее время представлен большой спектр программных комплексов для тестирования. Существуют бесплатные и платные версии. Предпочтение отдают, в большинстве случаях, последнему варианту, так как есть отличия в функционале: различные типы вопросов (от одиночных ответов до выбора места ответа на рисунке), уровень защиты от списывания (перемешивание вариантов ответов и вопросов, гибкая настройка прохождения тестирования). У разных систем различный уровень совместимости с различными операционными системами.

Из-за разнообразия систем для тестирования преподавателю без технического образования и навыков в работе с компьютером будет сложно остановить свой выбор на конкретной системе, это говорит об актуальности данного сравнения.

1. Представление возможностей систем TestMaker и SunRav TestOfficePro

TestMaker - это локальное программное обеспечение для составления и проведения аттестаций с неограниченным количеством ответов и вопросов в учебном учреждении на отдельном компьютере и в локальной сети. Функции программы позволяют создавать комплекты тестовых вопросов для обучения и проверки знаний учащихся, открывать и вносить изменения в созданные ранее тесты, есть возможность сохранять результаты тестирования в удобный для просмотра отчет, поддерживает сохранение вновь созданных или измененных комплектов тестовых вопросов в файл .exe [2-5].

SunRav TestOfficePro - конструктор для создания тестов, проведения теста и последующей обработки полученных результатов. Благодаря программы SunRav TestOfficePro возможно формирование и проведение тестирования в вузах, школах, колледжах. Основной целью является выявление уровня знаний по учебным предметам, а также с целью обучения. Организации и фирмы могут проводить аттестацию и проверку сотрудников [6].

Пакет SunRav TestOfficePro состоит из следующих элементов:

■ tMaker - программа предназначается для создания тестов. С помощью него возможно создание и редактирование тестов пользователю компьютера с любым уровнем подготовки.

■ tTester - данная программа нужна непосредственно для проведения тестирования. Интерфейс максимально прост. Расширенные настройки программы позволяют подстроить ее работу под любые требования.

• tAdmin - данная программа необходима для удаленного администрирования пользователей, получения и обработки данных результатов тестирования. С помощью него возможно просматривание результаты тестирования пользователя, создание, печать.

С помощью данного конструктора легко создавать тесты по предметам в школах, дисциплинам в ВУЗе, психологические тесты и т.д. В тесте мы можем использовать разные шрифты, схемы, формулы, HTML документы, OLE. Вопрос и ответ возможно полноценно изменять - выравнивание, абзацы, различные шрифты, списки, нижние и верхние индексы и т.д. Вся информация шифруется методами криптографии. На компьютеры программа tTester устанавливается простым копированием файлов. Процесс создания теста очень просто - может делать даже преподаватель, владеющий компьютером на низком уровне.

На рис.1 и рис.2 представлены скриншоты интерфейсов программных комплексов TestMaker и SunRav TestOfficePro.

рис.1 Интерфейс программного комплекса TestMaker

LJ tTester - New test

File Question View Help

ЁГ1Е gj Next question ß p ф

What are the colors of the Softpedia Logo?

l Red & White

2 Red & Blue

3 Blue & White

4 Green & White

Have a Question? Click here to find the answer

2 Version: 1.00 Total: 1 Current 1 Time: 11:21:46 AM

Рис.2 Интерфейс программного комплекса SunRavTestOffice

Функциональный инструментарий обоих программных платформ TestMaker и SunRavTestOffice позволяют форматировать текст задания (вопроса) и вариантов ответа в соответствии с необходимыми нуждами и предпочтениями пользователя:

^ Размер шрифта, цвета символов и фона, использование нижнего и верхнего индекса;

^ Разбиение текста задания на абзацы и применение к ним расширенного форматирования;

^ Использование формул и изображений;

^ Быстрое переключение в режим предпросмотра создаваемого теста в режиме тестируемого.

Для повышения эффективности оценки знаний обучающихся программный комплекс систем SunRavTestOffice имеет возможность для каждого вопроса задать его уровень сложности (количество баллов за верный ответ), создать пояснение к тестовому заданию и прикреплять обучающий материал (gif картинки и иллюстрации, звуковые файлы различных форматов, инструкции и текстовые документы формата .doc .txt .rtf, видеофайлы и страницы веб сайтов в .html). Программа TestMaker поддерживает возможность определения максимального времени прохождения теста, изменения порядка следования вопросов и учёта сложности вопросов.

1.Выбор одного правильного ответа:

TestMaker: закрытый однозначный вопрос представлен в виде набора вариантов ответа, из которых правильный только один, а остальные неправильны или, например, неточны или неполны. Есть возможность указать любое число вариантов ответа на тестовое задание (сколько удастся

вместить на экран). Пример конструктора тестового вопроса представлен на рис.3.

8ыпК№.Тв8Ю/;[1сеРго: проходящему тестирование предлагается выбрать только один вариант ответа из нескольких предложенных. Это простой тип заданий, в которых уже содержится правильный ответ, задача испытуемого состоит в том, чтобы вспомнить ответ. В задании может быть любое количество вариантов ответа. Пример конструктора тестового вопроса представлен на рис. 4.

С. -V 7" Т ЦЧ' -н -Л Ч|) Ц»

0|мты

Я Вирный Г. им* уя <111 мй 0|вет

1 □ 0 9A.Mci.iap7

м 2 а 0

Э □ 0 ЛСЬвх

о 4 □ 0 п.И.иянимг«мй

г: нкаш ырп.ниш

Рис. 3. Создание Рис. 4. Создание

одиночного вопроса в одиночного вопроса в

Те81Макег 8ипКлу.Те8ЮГПсеРго

2.Выбор нескольких правильных ответов:

TestMaker: закрытый многозначный тестовый вопрос схож с закрытым однозначным, разница состоит в том, что правильных ответов может быть несколько (правильным ответом может быть выбор ни одного варианта ответа). Вариантов ответа может быть несколько, и любая из них может быть правильной. Пример конструктора тестового вопроса представлен на рис. 5.

SunRav.TesЮfficePro: проходящему тестирование предлагается на выбор один (можно предложить несколько) вариантов ответа на тестовый вопрос из нескольких предложенных. Это тип заданий, в которых верный ответ уже содержится, задача испытуемого состоит в том, чтобы его узнать. Сложность такого типа задания выше, чем у задания с одиночным выбором, вспомнить правильный ответ сложнее. Причем, может потребоваться отметить один вариант ответа, выбрать некоторые варианты, все варианты или даже оставить все неотмеченными. В задании может быть любое множество вариантов ответа. Пример конструктора тестового вопроса представлен на рис. 6.

Ответы

О

в Верный Ответ

1 0 Нептун

2 0 Плутон

3 □ Га лея

4 0 Юпитер

С в о й с ва вопроса

Т..ГГ

Рис. 5. Создание многозначного вопроса в Те81Макег

Рис. 6. Создание многозначного вопроса в 8ипКлу.Те8ЮГПсеРго

3. Открытый вопрос (запрос ввода пропущенного текста):

Тв81Макег. открытый вопрос представлен в виде поля редактора, в него требуется прописать шаблон ответа по определенным правилам. Шаблон должен учитывать регистр, предполагать ввод ошибки, учитывать синонимы ответа. Этот шаблон ответа будет считаться ответом на задаваемый тестовый вопрос. Можно задать некоторый текст, который будет показываться по умолчанию при его отображении. Если выбрать «Допускать опечатку», то варианты ответа с орфографическими ошибками будет учтены как верные. Пример создания тестового задания представлен на рис. 7.

SunRav.TestOfflcePro^. задание на рукописный ввод ответа на вопрос с клавиатуры, ответ представляет собой варианты одного слова или целой фразы (учитывается регистр, возможные ошибки при вводе, синонимы). Можно задать несколько вариантов ответа. Ответ считается правильным, если совпадает с шаблоном ответа. Есть функция, которая может предусмотреть возможные опечатки или неоднозначности ввода. Можно использовать регулярные выражения для проверки правильности ответа и учитывать регистр символов. Можно задать ввод одной строки. Пример конструктора тестового задания представлен на рис. 8.

Рис. 7. Создание открытого вопроса в Те81Макег

Рис. 8. Создание открытого вопроса в 8ипКау.Те8ЮГПсеРго

4.Поиск соответствия:

Тез1Макег: Задание на соответствие представляет из себя три блока со списками. В нем требуется обнаружить соответствие элементов левого списка и элементов правого списка (первоначально необходимо щелкнуть сначала на левый, затем на правый элементы). В верхнем блоке автоматически выводится выбранный вами вариант. В случае необходимости исправления выбранный вариант убирается двойным щелчком. Элемент любого списка может иметь несколько соответствий из другого или не иметь вообще. Ответ засчитывается в случае если все соответствия указаны верно. Порядок ответа не важен. Удаленные варианты из верхнего блока не учитываются как ошибочные. Количество вариантов, в обоих блоках не ограничено. Пример конструктора вопроса представлен на рис. 9.

ЗыпЯау Те8Ю/АсеРто: В задание на соответствие необходимо правый список привести в соответствие с левым. Нужно на каждый элемент (варианта ответа) из левого списка выбрать из выпадающего списка номер соответствующего элемента из правого списка. Задание на соответствие подразумевает выбор соответствующего варианта из списка предложенных вариантов. Иначе говоря, даны два блока - на каждый элемент из первого столбца необходимо поставить соответствующий вариант из второго. Вопросы с соответствием удобно использовать в тех случаях, когда необходимо расставить элементы или сформировать группу по определенному признаку или свойству. Кроме этого, во втором столбце могут иметь место элементы, не имеющие соответствия в первом. Количество элементов в столбцах может быть одинаковым, а может быть и разным. Например, приведите в соответствие страны и их столицы. Пример конструктора вопроса представлен на рис. 10

■»•• а 1*5 Ч

Яй J5 •-•«« far 5

:р%« »fli i.nmim' »HCIMI И»ИИ

rrtc р»» »fti m if" !■ »if Амь

к»— MflQ

*»«•»! IXwwe. |

Рис. 9. Создание вопроса на соответствие в TestMaker

Рис. 10. Создание вопро са на соответствие в SunRav

5.Упорядоченный список:

Тез1Макег: в конструкторе тестов подобной функции упорядоченного вопроса нет. Однако, есть функция вопроса на соответствие, в котором можно в одном из блоков ввести числовой порядок, и присваивать их левому блоку (рис.11).

ЗыпЯау Те8Ю$1сеРго: Упорядоченный список, в заданных вопросах тестируемому необходимо расположить ответы по-порядку. Пример: расположить в хронологическом порядке исторические события (рис. 12).

ПцитпМачи-!

[Mill M IN* UIU 1

Пинм Г»!с**Д1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

toKoitaw (tmi 1

(агка 1

MtfMI MM<#

Рис. 11. Создание вопроса на соответствие. TestMaker

Рис. 12. Создание упорядоченного вопроса SunRav.

Основные преимущества и недостатки программ для проверки знаний

1. TestMaker - это система для контроля и проверки знаний обучающихся. Данное программное обеспечение TestMaker можно использовать как portable (можно сделать копии программы на какой-либо носитель, либо скопировать в облачное хранилище на сервер и тестируемый сможет открыть программу без её установки [1]. Использование

программного обеспечения SunRav TestOfficePro также предусматривает организацию локального, либо сетевого тестирования. Программа tAdmin контролирует процесс проведения тестирования, собирает результаты тестирования, которые отправить по электронной почте или на веб-сервер методом POST, в программе TestMaker такая возможность отсутствует.

2. Пользователю для прохождения тестирования программы SunRav TestOfficePro необходимо представить себя - набрать какую-либо информацию о себе. По умолчанию необходим ввод Фамилии, Имени и другой необходимой информации. Благодаря данной процедуре упорядочиваются сведения о проходящих тестирование пользователей с их последующим введением в Журнал. При работе в программном комплексе TestMaker такая возможность отсутствует.

3. Для создания пакета тестов с помощью программного комплекса SunRav TestOfficePro необходима предварительная установка на компьютер программы tTester с помощью инсталлятора, при открытии тестов в программе TestMaker установка программы и её лицензирование не требуется, для работы достаточно иметь исполняемый файла на съёмном носителе, персональном компьютере или сервере.

4. SunRav TestOfficePro является продуктом условно-бесплатным и реализуется по принципу «Прежде чем купить, попробуй» (shareware). Пользоваться данной программой можно на протяжении бесплатного периода, сроком до 30 дней. В случае планирования дальнейшего пользования требуется приобрести лицензию. TestMaker является свободно скачиваемым программным продуктом, которое возможно скачать с сервера.

Заключение

На основе проделанного сравнительного обзора можно сделать заключение о том, что программный комплекс SunRav.TestOfficePro может предоставить более широкий спектр функциональных возможностей при создании тестовых наборов, но требует от преподавателя определенных компьютерных навыков. TestMaker выдвигает меньшие требования к разработчику тестов, так как интерфейс достаточно упрощен.

Использованные источники:

1. Тимкин С.Л. Вводный курс в информационно-образовательную среду открытого образования (ИОС ОО): Учебное пособие. - Омск: Издательство ОмГУ, 2005. - 136 c.

2. Галеев И.Х., Храмов Д.Л., Светлаков А.П., Колосов О.В. Адаптивное обучение и тестирование. //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Развитие методов и средств компьютерного адаптивного тестирования», 17-18 апреля 2003 г. - С. 33-35.

3. Галеев И.Х. Компьютерный контроль знаний (локально и дистанционно) // И.Х. Галеев, В.Г. Иванов, Д.Л. Храмов, О.В. Колосов; Под ред. И.Х. Галеева. - Казань: Казанский государственный технологический университет, 2005. -126 с.

4. Галеев И.Х., Колосов О.В., Филяев А.И.. Сравнительный анализ систем

компьютерного контроля знаний // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в многоуровневой системе образования» - 2005.- Казань: ЗАО "Новое знание" - С. 101-105.

5. Галеев И.Х., Иванов В.Г., Аристова Н.В., Урядов В.Г. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и ACT-Test // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (EducationalTechnology&Society)" - 2007 - Т. 10 -N 3. - С.336-360. - ISSN 1436-4522.URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

6. http://sunrav.ru/testofficepro.html

Новицкий В.В. магистрант Никишина А.Ю. магистрант Корсакова Т.В., д.п.н. доцент, профессор Южный федеральный университет

Россия, г. Таганрог ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО ТКЗ «КРАСНЫЙ КОТЕЛЬЩИК» Обучение и развитие персонала является одной из главных задач любого предприятия. Это связано с тем, что работа в современных условиях предъявляет множество новых требований к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Становится необходимым поиск новых подходов к решению задач, смежность профессий, а также новые организационные формы деятельности работников, это подчеркивает актуальность данной темы.

Существуют различные подходы к обучению персонала. Особенно кардинально отличаются американская и японская традиции. Считается, что Америка имеет лучшие школы бизнеса, а Япония — лучший бизнес. Обучение персонала в Японии в основном осуществляется через передачу опыта на рабочих местах. В Японии, как и в Германии, высок общий уровень образования, в том числе дошкольного и школьного [2]. Выбор методов обучения персонала зависит от множества факторов, основными из которых являются: цели обучения, ожидаемые результаты обучения, индивидуальные особенности обучаемых и многие другие. Хорошее обучение требует индивидуального подхода к потребностям каждого работника. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. Это необходимо учитывать при составлении программы обучения. К выбору метода обучения нужно подходить дифференцированно - обучающие программы отличаются и по уровню сложности, и по стоимости, и по времени прохождения, и по длительности воздействия. Методы обучения классифицируются на пассивные и активные; индивидуальные и групповые; с отрывом от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.