Сравнительная характеристика программных комплексов TestMaker и Iren
Исхаков Алмаз Радифович Студент группы 4407 института компьютерных технологий и защиты информации Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), ул. К. Маркса, 10, г. Казань, 420111, (950)3216324, [email protected]
Минхаерова Гульнара Альфредовна Студентка группы 4407 института компьютерных технологий и защиты информации Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), ул. К. Маркса, 10, г. Казань, 420111, (906)1134117 Бешх [email protected]
Нигаметзянова Наиля Тахировна Студентка группы 4407 института компьютерных технологий и защиты информации Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), ул. К. Маркса, 10, г. Казань, 420111, (999)1571089 [email protected]
Аннотация
В данной статье производится анализ двух программных комплексов для компьютерного тестирования - TestMaker и Iren. Рассматриваются функциональные возможности этих программ, инструменты для создания тестовых заданий, имеющиеся в указанных программных продуктах. In this article, two software complexes TestMaker and Iren for computer testing are analyzed. For functionality of these programs is examined, tools for creating test tasks are available in the specified software products.
Ключевые слова
Программный комплекс, программа, тестирование, образование, интерфейс, обучение
Software package, programm, testing, education, interface, teaching
Введение
На сегодняшний день в системе образования применяется много методов проверки знаний учащихся. Использование информационных технологий в области образования имело значительное влияние в проведении проверочных мероприятий знаний студентов. А именно:
- улучшение контроля знаний;
- минимизация возможности списывания;
- минимизация субъективности оценки преподавателя.
Разработка программных комплексов по проверке знаний обучаемых является одним из самых актуальных направлений в развитии информационных технологий в области образования. На данный момент в мире существует множество
программных комплексов, которые помогают преподавателям в проверке знаний студентов.
В данной статье рассматриваются такие программные комплексы, как TestMaker и Iren.
Описание возможностей программных комплексов TestMaker и Iren.
Программный комплекс TestMaker - это продукт с широкими возможностями для создания тестовых заданий и проведения тестирований. Он состоит из следующих компонентов:
- модуль разработчика Test_Admin;
- модуль обучаемого Test_User;
- справочная система.
С помощью этого программного комплекса можно создавать неограниченное количество тестовых заданий. Так же, пользуясь инструментами данного программного комплекса, можно в доступном виде предоставить тестируемому материалы для проверки уровня знаний.
Iren - это бесплатный программный продукт для создания тестов проверки знаний. Он находится в свободном доступе (рис.1). Особенностью этой программы является то, что она позволяет проводить тестирование, как на одиночных компьютерах, так и в локальной сети и через интернет. Интерфейс программного комплекса Iren предоставляет возможность создавать вопросы следующих типов: с выбором одного или нескольких вариантов ответа, с вводом ответа вручную, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию.
Сетевое тестирование позволяет преподавателю видеть сведения о прохождении теста каждого учащегося на своем компьютере, по окончании которого все результаты сохраняются в архиве, где их можно просмотреть и проанализировать с помощью специальных средств Iren.
Кроме этого, в программе имеется возможность создания тестов, которые являются автономными исполняемыми файлами. Достаточно просто запустить этот файл на компьютере, где установлена операционная система Windows, установка каких-то сторонних программ, при этом, не требуется. На рис.2 представлен интерфейс программного комплекса Iren.
Рис.1. Сайт программного комплекса Iren
□ X
О й в
Рвдмботи Просмотр
ggli" * " I
Разделы
Рис.2. Интерфейс программного комплекса Iren
Оба программных комплекса имеют понятный и удобный интерфейс. В Iren возможно предварительно просмотреть каждый тестовый вопрос отдельно, каким он будет представлен тестируемому, тогда как в TestMaker такой возможности не имеется, необходимо прохождение всего теста. В TestMaker можно выбрать стиль, шрифт, цвет текста, в Iren же используется шрифт по умолчанию для каждого блока. В обеих программах есть возможность задать сложность вопроса. Iren позволяет автоматически смешивать ответы, в TestMaker такой функции нет. Чтобы не следить за временем прохождения теста, преподаватель может установить «ограничение по времени», как в первом программном комплексе, так и во втором. В TestMaker тесты сохраняются в формате tst, Iren же позволяет сохранить их не только в собственном формате it2, но и в формате exe и html, а также напрямую распечатать тест прямо из редактора.
В TestMaker имеется OLE объект - это одна из отличительных черт программного комплекса TestMaker от Iren. OLE (связывание и внедрение объектов) -метод обмена данными между приложениями. Данная технология позволяет внедрять документы, изображения, электронные таблицы, диаграммы, графики, формулы и другие OLE-объекты. (Рис.3.)
Программный комплекс Iren можно скачать по данной ссылке: http://www.irenproj ect. ru/download
Обзор типов вопросов программ TestMaker и Iren.
В TestMaker можно создать следующие типы вопросов:
- открытый вопрос;
- расширенный открытый вопрос;
- закрытый однозначный вопрос;
- закрытый многозначный вопрос;
- вопрос на соответствие.
Типы вопросов, которые можно составить в Iren:
- вопрос с выбором ответа;
- вопрос с вводом ответа;
- вопрос на соответствие;
- вопрос на упорядочение;
- вопрос на классификацию.
Более подробно данные типы вопросов рассмотрим ниже.
1. Открытый вопрос.
Та1Маквг
Данный тип вопроса представляет собой поле редактора, куда требуется вписать слово, либо последовательность слов, что и будет являться правильным ответом. Есть возможность задания текста, которое будет записано при отображении данного вопроса. При выборе «Допускать опечатку» варианты ответа с орфографическими ошибками будут считаться верными. Пример редактора открытого вопроса в программе Тс5(Максг представлен на рис.3.
Редактор открытого вопр... X
Лево Ширина |Э0 ffl
Верк |245 ^| Высота |23 ¡¿Д
Значение
Ответ |электрических
Шопускоть опечатку
OK
Отмена
С помощью каких импульсов осуществляется передача информации между нейронами?
Рис.3. Пример открытого вопроса в TestMaker
Iren
В системе Iren аналогом открытого вопроса является вопрос с вводом ответа. Здесь есть возможность задания допустимой погрешности при вводе ответа, учета пробелов, а также регистра букв. Iren имеет более широкий спектр для создания открытого вопроса, по сравнению с TestMaker. Пример открытого вопроса можно увидеть на рис.4._
(20 Безымянный — Айрен D В В Безымянный Ез * * $ ¡Р Ä Вопросы
N Текст <Г~ 1 С помощью каких...
Разделы
l_j безымяннь
Q к Ш f
О ö
Разработка Просмотр
Вес с помощью каких импульсов осуществляется передача информации между 1 нейронами?
Е Считать * и ? подстановочными символами ОК й Распознавать числовые ответы Отмена
Допустимая погрешность: [г ® Учитывать пробелы 0 Игнорировать регистр букв
Рис.4. Пример открытого вопроса в Iren
2. Расширенный открытый вопрос.
Та1Маквг
При создании расширенного открытого вопроса, в поле редактора можно задать не один, а несколько вариантов ответа. Правильным считается тот ответ, который совпадает с одним из вариантов, установленных создателем теста. С помощью регулярных выражений можно проверять правильность ответов. Можно указать, надо ли учитывать регистр букв или нет, а также можно предусмотреть возможные опечатки. Пример данного типа вопроса представлен на рис.5.
НС с прямыми связями в которой имеется несколько слоев НПЭ с настраивамыми весами связей.
P<VlaKT.->r> открытого вопрос* X
Лее: |'г И U..-pi--i.= f^lHI Г Мн 1 " 1 1 " ' Üe:> |ШЩ Lt сстэ |ЗС V Г-t»'.* "■(!■■
{■Л м!(н и:. :.|НГТ - ЛП.'Н- .1 < >
□К Отмена |
Рис.5. Пример расширенного открытого вопроса в TestMaker
Iren
Аналогом расширенного вопроса, как и простого открытого, является вопрос с выбором ответа. Составление расширенного открытого вопроса более упрощенное, т.е. не требуется писать каких-либо выражений, в отличие от TestMaker. Вместо этого можно использовать игнорирование регистра букв и просто ввести варианты правильных ответов. Редактирование расширенного открытого вопроса представлено на рис.6.
Также имеется возможность указать какой из ответов будет более точным, т.е. указать процент верности ответа, который будет выводится непосредственно при
выполнении теста учащимся (рис.7).
Рпрабин Просшпр
* Считать. * и ? оодстанойевдымн символам С* Й Распознавать числовые ответы о™«
Допустимая лорешность г 1
* Учитывать пробелу
* MfHOpHpafUlft. регистр буч
Разделы
WjfeaWMKHMW*
Рис.6. Пример расширенного открытого вопроса в Iren
Рис.7. Вид вопроса в режиме просмотра с выводом процента правильности
ответа в Iren
3. Закрытый однозначный вопрос.
TestMaker.
Этот тип вопроса представляет собой набор вариантов ответа, и только один из них является верным. Количество вариантов ответов неограниченно. На рисунке 8 можно увидеть пример закрытого однозначного вопроса в TestMaker.
Iren
В программном комплексе Iren с помощью одной кнопки можно добавить вариант ответа «Верных ответов нет». Также здесь возможно перемешивать варианты ответов, либо зафиксировать их в определенном положении. Пример вопроса с одним правильным ответом представлен на рис.9.
-гг. 'едастор теста - H:V& ceMecrp\lskhakov4407.tst Файл Правка Вопросы Настройка Помощь
тт ^вдщ d к
зш аи® ► х ?
abcde | , , |аЪс fghijkl l^y Ide 9
■ □-r^l
Что имеет тело (сому), оболочку (мембрану), входные каналы (дендриты) и выходные каналы (аксоны и их окончания)?
С Спайк
С Нейромедиатор С Нейрон С Синапс
С Импульсивный элемент
< > Рис.8. Пример закрытого однозначного вопроса в TestMaker
Рис.9. Пример закрытого однозначного вопроса в Iren
4. Закрытый многозначный вопрос.
TestMaker
В отличие от однозначного, в данном виде вопроса правильных ответов может быть несколько или ни одного. Варианты ответов также не ограничены.
Iren
Здесь, как и приведено выше, может быть больше одного ответа либо не быть ни одного.
Примеры многозначных вопросов в TestMaker и Iren представлены на рис.10 и рис.11.
Редактор теста - ЕЛТесг НейреЛМинхаероваЛй |—и—11—В—]
0,igsg 1ЭД вм
- ш ана ►ж?
Вопрос №1
Серое вещество представляет собой и основном сеть и* тел:
Г" Нийроюи Г~ ¿Je-др/-ов Г" Синьпсов Г~ АКСЯвШНХ 4КЛМ11ЯМ4Й
[Вопрос: 1/30
| Элементов: 4
[Изг
Рис.10. Пример закрытого многозначного вопроса в TestMaker
Рыдолы
Рис.11. Пример закрытого многозначного вопроса в Iren
5. Вопрос на соответствие.
TestMaker
Вопрос на соответствие представляет собой три списка. Для выполнения задания, необходимо верно сопоставить элементы левого и правого списка. Выбранные соответствия автоматически заносятся в верхний список. При этом к одному полю из левого списка может соответствовать несколько полей из правого. Для удаления сформированной пары, нужно дважды щелкнуть по ней в верхнем списке. Пример представлен на рис.12.
Iren
Здесь же для выбора соответствия необходимо перетаскивать элемент к пустому полю посередине (рис.13). Такое представление более интересное тестируемому в плане красочности интерфейса, однако от этого цель не меняется.
/Ш Редактор теста - Н:\8 ceMecTp\lskhakov4407,tst Файл Правка Вопросы Настройка Помощь
5 «HB Q
зшн аи® ► х ?
□ -r^J
Поставьте соответствия исходя из рисунка
Память мышление, "душа" ¡Двигательный нейрон Мышечные клетки Рецепторы
Элементов: 3
Рис.12. Пример вопроса на соответствие в TestMaker
Рис.13. Пример вопроса на соответствие в Iren 6. Вопрос на упорядочивание
TestMaker
Отдельного типа такого вопроса в TestMaker нет, однако его можно сформировать с помощью «вопроса на соответствие». Пример реализации на рис.14.
Iren
В данном типе вопроса слева расположена нумерация, а справа находятся варианты ответов, которые необходимо перетащить в соответствующую ячейку. (рис.15)
Рис.14. Пример вопроса на упорядочивание в TestMaker
Разделы
j ■ ä /
Рис.15. Пример вопроса на упорядочивание в Iren 7. Вопрос на классификацию
TestMaker
Такой вид вопроса можно реализовать с помощью «вопроса на соответствие», а как отдельный тип его не существует (рис.16).
Iren
В этом типе вопроса есть три поля: заголовок, элементы левой и правой части. Расположенные в левой части элементы являются классификаторами, с которыми необходимо сопоставить элементы правой части. Пример реализации вопроса на рисунке 17.
Д Редактор теста - H:\8ceMecrp\lskhakov4407.tst Файл Правка Вопросы Настройка Помощь - □ X
Q, 1 щ др вд т а ж SS кКНЙН! [_г° 1
тaas ►х ?
Провести классификацию Л
Уровни нейроком тьклера Не уровни нейрокомпьютера ieopei ический декретный • грограммный грограммно-яггаратный грг.ктичогкий ы 1 оратый
V
< >
Вопрос: 31У31 ¡Элементов: 2 Изменен А
Рис.16. Пример вопроса на классификацию в TestMaker
1 С помощью каких импульсов осу
4 Установив соответствие
5 Устанояит»! верную вдспвдойптел
6 Прообстн мкассификимию
Гнч^ит* Прммвтр
Рис.17. Пример вопроса на классификацию в Iren
Заключение
В заключение, можно констатировать, что рассмотренные программные комплексы TestMaker и Iren практически аналогичны: удобный интерфейс, большое количество типов вопросов, схожие функциональные возможности. Однако имеются и различные стороны в интерфейсе и возможностях. В TestMaker есть минимальный набор инструментов, с помощью которого можно реализовать все типы вопросов, которые имеются в Iren, но с менее колоритным интерфейсом. Оба программных комплекса имеют незначительное количество типов вопросов, однако их достаточно для реализации эффективных тестов для проверки знаний. Отличительной чертой программного комплекса Iren является его регулярное обновление.
Литература
1. Галеев И.Х., Храмов Д.Л., Светлаков А.П., Колосов О.В. Адаптивное обучение и тестирование. //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Развитие методов и средств компьютерного адаптивного тестирования», 17-18 апреля 2003 г. - С. 33-35.
2. Галеев И.Х. Компьютерный контроль знаний (локально и дистанционно) // И.Х. Галеев, В.Г. Иванов, Д.Л. Храмов, О.В. Колосов; Под ред. И.Х. Галеева.
- Казань: Казанский государственный технологический университет, 2005. -126 с.
3. Галеев И.Х., Колосов О.В., Филяев А.И.. Сравнительный анализ систем компьютерного контроля знаний // Материалы Международной научнопрактической конференции «Информационные технологии в многоуровневой системе образования» - 2005.- Казань: ЗАО "Новое знание"
- С. 101-105.
4. Галеев И.Х., Иванов В.Г., Аристова Н.В., Урядов В.Г. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и ACT-Test // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2007 - Т. 10 -N 3. - С.336-360. - ISSN 1436-4522.URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
5. Сергей Останин. Айрен - программа тестирования знаний. //2009-2017 URL: http ://www.irenproj ect.ru