Научная статья на тему 'Обзор систем GPS-навигации и маршрутизации'

Обзор систем GPS-навигации и маршрутизации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
657
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гречин Виктор

Для принятия решения о приобретении той или иной продукции компаниям необходимо знать, какие именно программы представлены на рынке, каков их функционал, чем они отличаются и что конкретно позволяют делать. Функция навигации зачастую очень тесно связана с маршрутизацией, поэтому мы рассмотрим их вместе и дадим аналитический обзор подобного программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор систем GPS-навигации и маршрутизации»

Обзор систем ЭРБ-навигации и маршрутизации

ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИОБРЕТЕНИИ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОДУКЦИИ КОМПАНИЯМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, КАКИЕ ИМЕННО ПРОГРАММЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА РЫНКЕ, КАКОВ ИХ ФУНКЦИОНАЛ, ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ И ЧТО КОНКРЕТНО ПОЗВОЛЯЮТ ДЕЛАТЬ. ФУНКЦИЯ НАВИГАЦИИ ЗАЧАСТУЮ ОЧЕНЬ ТЕСНО СВЯЗАНА С МАРШРУТИЗАЦИЕЙ, ПОЭТОМУ МЫ РАССМОТРИМ ИХ ВМЕСТЕ И ДАДИМ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДОБНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Виктор Гречин,

директор по логистике компании “СПС"

В принципе все системы спутниковой навигации можно разделить на две основные части — мобильные и глобальные. Названия эти в какой-то мере условны, для нас важны отличия систем.

Мобильные системы основаны на работе КПК (карманного персонального компьютера) и предназначены для персонального позиционирования и расчета маршрута из точки Ав точку Б. Применительно к транспортной логистике они могут помочь только в части оперативной корректировки маршрута конкретного автомобиля.

Глобальные системы представляют собой диспетчерский блок и собирают сведения со всех автомобилей, но информация эта не несет

функций оперативного управления маршрутом. Это уже стратегическое планирование путей следования транспорта, с расчетом маршрутов на основе обработки множества данных: веса, объема, количества точек, средней скорости движения, времени погрузочных работ и многих других параметров. Об этих системах мы и поговорим.

Основной набор функций у программ мониторинга транспорта одинаковый, отличаются они характером расчета и планирования маршрутов. Опишем наиболее известные программные продукты, представленные в этой области.

Статья ранее была напечатана в апрельском номере журнала "Логистика и управление". УМК/одЬрют

Данный материал публикуется с авторскими изменениями и дополнениями, специально для журнала "Т-Сотт - Телекоммуникации и Транспорт"

Интерфейс программыы "Деловая карта"

"ИНГИТ"

Один из пионеров в сфере спутниковой навигации в России — программа "Деловая карта" фирмы "ИНГИТ11. Система мониторинга работает в режиме off-line, установленные на машины датчики записывают все передвижения транспорта и при попадании автомобиля на стоянку (где находится базовая станция) передают все записанные данные на диспетчерский компьютер. Программа может рассчитывать маршруты движения автотранспорта в автоматическом режиме, но при этом позволяет и принудительно устанавливать точки приоритета обслуживания, игнорируя временное окно обслуживания. При оперативной работе такая функция является очевидным плюсом.

Однако нужно заметить, что на сегодня программа уже изрядно устарела. Она может обрабатывать лишь небольшие объемы данных. Кроме того, наблюдаются серьезные проблемы с интеграцией. Наконец, сам процесс работы программы, несмотря на долгий срок ее существования, все такой же "сырой", что приводит к постоянным сбоям в работе.

"Деловую карту" можно использовать на небольших предприятиях и по возможности отдельно от основной базы данных. Естественно, такое ограничение сулит определенные неудобства, но некоторый круг тактических задач с помощью этой программы может быть решен. Хотя, на мой взгляд, грамотный транспортник, используя настенную карту города, в состоянии решить те же задачи и сам, причем на более высоком уровне.

"АНТОР"

У компании "АНТОР Бизнес Решения" ПО из рассматриваемой нами области представлено двумя программами: "Монитор Мастер" создана для оперативного контроля движения транспорта и аналитической работы, "Логистик Мастер" применяется для расчета маршрутов движения транспорта (программа планирования). Они прекрасно работают в паре и очень неплохо дополняют друг друга. Разберем обе.

В "Монитор Мастер" мониторинг транспорта осуществляется только в режиме on-line. В ней, так же как и в "Логистик Мастер", можно "привязать" определенные точки к определенному месту на карте, но (в отличие от программы планирования) данная функция доступна только в ручном режиме и ограничена такими точками, как гаражи автомобилей, заправки и склады. Точки обслуживания могут загружаться только из программы планирования и обозначаются на карте цветными метками. Причем

цвет метки меняется в зависимости от состояния обслуживания. Таким образом, у диспетчера нет необходимости читать дополнительные таблицы, чтобы выяснить, опоздал ли водитель на точку или приехал вовремя. Но таблица с добавочной информацией все равно присутствует. В ней указывается не только состояние обслуживания точки, но и фактическое время приезда водителя, точный адрес и место парковки водителя и даже информация о том, заглушал ли водитель двигатель.

Программа позволяет зонировать карту, причем с разными опциями. Например, можно ограничить зону, в которой должен ездить водитель, — в случае нарушения границы программа посылает сигнал диспетчеру. Можно сделать и наоборот: определить зону, в которую водитель въезжать не должен. При нарушении границы программа также сигнализирует об этом.

Особо стоит отметить опцию "Архив программы". Туда попадают все рейсы, произведенные автомобилем, причем не с краткой информацией о пробеге и расходе топлива, а с полной. Здесь можно увидеть маршрут во всех деталях, с указанием всех параметров вплоть до скорости движения автомобиля в определенный момент. Такая точность и полнота подачи информации позволяет работать с огромным количеством автомашин. Ведь диспетчеру нет необходимости уделять внимание всем автомобилям; он может заниматься только проблемными доставками, а в случае сменной работы диспетчеров новая смена всегда будет в курсе того, что произошло на маршруте. Причем архивная работа возможна не только со всеми мар-

шрутами за определенный день, но и с каждым водителем или автомобилем, или рейсом по отдельности.

Очень важна такая часть программы, как "Отчеты". В них отображаются все аналитические данные, которые могут потребоваться транспортному логисту: пробег автомобиля, расход топлива, количество обслуженных точек, количество опозданий, средняя скорость, время и количество остановок и т. д.

Помимо анализа фактической работы автомобиля можно провести сравнительный анализ запланированного движения с фактическим, но для этого нужно использовать программу "Логистик Мастер". У нее есть две версии: автоматическая и полуавтоматическая. Первая позволяет рассчитывать маршрут исходя из общего количества точек. Основными параметрами расчета может быть экономия времени, экономия единиц транспорта или минимальный пробег.

Полуавтоматическая версия дает возможность "загрузить" точки с привязкой к конкретному сектору города. В этом случае расчет маршрута будет проводиться в каждом секторе отдельно, и точка из одного сектора никак не окажется на обслуживании в другом секторе, если вы не переместите ее вручную.

Возможна и принудительная установка приоритетов обслуживания, но эта опция здесь осуществляется сложнее, чем в "Деловой карте". Для того чтобы точка обслуживания стала первой, необходимо вручную подкорректировать время ее обслуживания, что может кардинально изменить весь маршрут движения. В итоге корректировка времени обслуживания одной точки приводит к тому, что данный показа-

*_ г—г- -- >•'—- . J4 .і Іірі і,— І

"Монитор Мастер" и "Логистик Мастер"

(с их помощью можно провести сравнительный анализ запланированного и фактического движения)

тель меняется у многих точек. Естественно, такой механизм никак нельзя назвать удобным.

В то же время нельзя не отметить и существенный плюс программы: на основе запланированных маршрутов в "Логистик Мастер" можно распечатать готовые путевые листы и маршрутные карты, что в случае одиночного использования ПО дает определенные преимущества.

ЭРМА СОФТ

Компания ЭРМА СОФТ представляет два информационных продукта, которые непосредственно относятся к нашей теме. Это программы "СИТИ-Доставка" и "ПФК-Монито-ринг". Тут хотелось бы сделать отступление и заметить, что когда-то люди, основавшие "АН-ТОР" и ЭРМА СОФТ, являлись одной командой и разрабатывали единый программный продукт, который и был взят за основу в этих двух компаниях. Поэтому найти серьезные различия в программах и их функциональных возможностях весьма затруднительно. Однако некоторые все же есть. Так, в решениях ЭРМА СОФТ можно вести мониторинг не только в режиме on-line, но и off-line. А главное отличие касается передатчиков, устанавливаемых на автомобили. ЭРМА СОФТ использует датчики "Гранит", которые также применялись компанией "ИН-ГИТ". Особенность этих датчиков — громоздкие размеры и недостаточная защищенность. Положительным отличием можно назвать стоимость продукта — она несколько ниже, чем у программ "АНГОРА".

SKYTRACK

Хочется упомянуть также о системе SkyTrack Она совсем простая, с минимальным набором обрабатываемой информации. Никаких отчетов, аналитики — просто контроль транспорта. Конечно, как и во всех остальных системах, в ней присутствует возможность устанавливать дополнительные датчики на автомобили и удаленно управлять ими, но глобальных транспортных функций данная система не выполняет. Если нужна полная автоматизация всех транспортных процессов, то это решение явно не подойдет. Однако в небольших организациях, где основной задачей является не маршрутизация и учет транспорта, а простое наблюдение за автомобилем, она прекрасно приживется, тем более что цена на нее очень низкая.

"КИБЕРСО"

Компания "Киберсо" предлагает целый

спектр программного обеспечения для частного использования и диспетчерских центров. Например, решение "Автодиспетчер" контролирует передвижение транспорта, создает сравнительные отчеты по планируемым и реальным маршрутам, позволяет вести наблюдение за другими параметрами автомобиля. Программа намного проще, чем "Монитор Мастер" или "СИТИ-Доставка", причем как визуально, так и по предоставляемым возможностям. В то же время она явно функциональнее, чем "Деловая карта".

Для формирования маршрута оператор задает последовательность точек погрузки и другие необходимые параметры. Это, пожалуй, основное отличие от вышеописанных программ. Конечно, и в решениях "АНТОРА", и в "СИТИ-Доставке" можно формировать маршруты вручную. Но эти ПО нацелены прежде всего на автоматическое распределение точек обслуживания и ориентируются при этом на множество параметров, таких как загрузка автомобиля, максимальный пробег, максимальное рабочее время водителя, временное окно обслуживания клиента и т. д. В "Автодиспетчере" оператор самостоятельно задает очередность обслуживания точек. В программе отсутствует возможность вывода транспортных документов, путевых листов или маршрутных карт.

При сравнительном анализе поездки автомобиля планируемый маршрут изображается линией, а фактический — точками разных цветов (см. рисунок ниже).

Это не влияет на точность результатов анализа, но такая система визуально не очень удобна для оператора. В программе "Монитор Мастер" данный вопрос решен так: планируемый и реальный маршрут отображаются линиями разного цвета.

В качестве минуса следует отметить сравнительную таблицу, которая в "Автодиспетчере" сделана не очень удобно: точки указаны все вместе, в одной таблице, хотя и с комментариями о том, что один адрес плановый, а второй находится за пределами описанного маршрута.

СРАВНЕНИЕ

Говорить о том, что какая-либо из описанных программ является идеальной, ни в коем случае нельзя. Я бы разбил их на группы.

Программные обеспечения компаний

"АНТОР Бизнес Решения" и ЭРМА СОФТ наиболее функциональны. Однако у них очень высокая цена. И рассчитаны они прежде всего на крупные транспортные организации с большим парком автомобилей.

Решения компаний "ИНГИТ" и "Киберсо" подойдут скорее для средних компаний, которым полная автоматизация не особо нужна.

Система БкуТгаск—самый дешевый вариант из всех представленных. Но у нее меньше всего функций. Ее имеет смысл ставить только для контроля транспорта на линии, если диспетчер не может справиться с этой (не слишком сложной) задачей.

Также важно помнить о следующих важньх моментах.

Во-первых, очень часто продавцы программного обеспечения для маршрутизации транспорта в качестве дополнительного довода в пользу своей продукции приводят такой: мы предлагаем векторную карту. Подавляющее большинство покупателей слабо представляют себе, что это такое, и считают хорошим бонусом.

На самом деле автоматическое создание маршрута и прокладка его по карте возможна только на векторных картах. Формировать маршруты на растровых схемах можно только вручную. Поэтому такое поведение продавцов напоминает рекламный призыв покупать "подсолнечное масло без холестерина" — ведь мало кто из потребителей знает о том, что в подсолнечном масле и не должно быть этого вещества.

Во-вторых, необходимо понимать, что автоматизация автоматизацией, а без экономического обоснования внедрять новые продукты

"Автодиспетчер"

(в программе "Автодиспетчер" планируемый маршрут изображается линией, а фактический — точками разных цветов. Зеленый цвет—точки следования по маршруту, красный — точки ухода с маршрута, голубой — точки плановой остановки, желтый — точки внеплановой остановки)

gloftsh X500+ с АВТОСПУТНИКом в комплекте

ПРОГРАММА АВТОСПУТНИК - ПРОДУКТ КОМПАНИИ "НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ", СПЕЦИАЛИСТЫ КОТОРОЙ РАНЕЕ РАЗРАБОТАЛИ НАВИГАЦИОННУЮ ПРОГРАММУ POCKETGPS PRO - ХИТ ПРОДАЖ В РОССИИ В ПРОШЛОМ ГОДУ.

Для glofiish X500+ программа АВТОСПУТНИК поставляется на базе цифровых карт Tele Atlas от апреля 2007 г., включающих Москву, Санкт-Петербург (подробная карта с домами и полными адресами), Калининград (улично-дорожная сеть), их области с крупными населенными пунктами, а также Тверская, Смоленская, Калужская области, основные магистрали России с объектами придорожного сервиса, лесные и водные объекты по всей стране. Во время движения карта может отображаться панорамой 3D, а в темное время суток можно воспользоваться комфортным "ночным" режимом.

В АВТОСПУТНИКе реализованы такие возможности, как:

• Прокладка маршрутов с выбором стратегий, промежуточные пункты на маршруте, автоматическое восстановление маршрута при уходе с него.

• Запись и воспроизведение NMEA-треков, история маршрутов.

• Голосовое и визуальное сопровождение.

• Интеллектуальная система адресного поиска с подержкой синонимов;

• Учет российской системы адресации, в которой существуют такие понятия, как "дом", "корпус", "строение".

• Встроенная база POI, содержащая более 30 500 объектов с возможностью пополнения "собственными" объектами. Среди них АЗС, аптеки, супермаркеты, рестораны, медицинские учреждения, аэропорты и многое другое.

• Закладки и коментарии, многовариантный поиск.

Важным отличием нового комплекта glofiish — АВТОСПУТНИК является поддержка "пробок", то есть возможность загружать информацию о дорожной ситуации , затруднениях, заторах и учитывать эти данные при прокладке маршрутов.

Всем пользователям программы АВТОСПУТНИК lite, которой до последнего времени комплектовались коммуникаторы E-TEN glofiish, в ближайшее время будет предложен льготный апгрейд до полной версии АВТОСПУТНИК на базе новой карты 'Tele Atlas Россия" (версия — июль 2007 г). а для владельцев полной версии АВТОСПУТНИК на glofiish — специальное обновление карты.

нельзя. Прежде чем выбирать то или иное решение, нужно ответить на конкретный вопрос: зачем?

Освоение космоса человечеством сулит ему огромные дивиденды в далеком будущем, но уже сейчас мы можем ощутить, пусть пока что малую, толику всех тех прелестей, что нас ожидают впереди.

Благодаря спутникам на орбите мы можем разговаривать с абонентом на другом конце Земли без посредников В виде множества проводов и операторов, можем смотреть телепередачи, транслируемые через спутники...

Еще одно новшество — GPS-навигация. Пока еще она не вошла в каждый дом, но уже сейчас находит все большее и большее применение.

Собственно расширение области ее использования будут расти с каждым днем, с каждым добавленным спутником на орбите. К сожалению точность определения координат обьекта напрямую зависит от количества спутников "смотрящих на землю" и чем больше их в космосе, тем точнее и полнее информация, получаемая человеком.

В каких областях можно применять GPS-навигацию? Да практически во всех.

Она необходима при различных перевозках (от курьерских до доставки пароходами), в сфере обеспечения безопасности, она может заменить компас в незнакомой местности (причем не обязательно в городе)

В общем область применения GPS-навигации практически неограниченна. Насколько удачно она применяется сейчас?

Если вспомнить про безопасность и известные охранные комплексы, такие как, "Ло-Джек" или "Цезарь Саттелит", то уже сейчас заметно, что значительно расширилась область поиска угнанного транспорта, повысилась надежность используемых приборов, что в свою очередь также упрощает поиск объекта и значительно усложняет жизнь преступникам.

Если говорить про GPS-приемники индивидуального использования, то опять же прогресс налицо. Уменьшились в размерах сами приборы, точнее стали карты, а программы стали значительно умнее и позволяют теперь рассчитывать не один, а несколько вариантов маршрута и корректировать его по мере вашего продвижения.

Использование GPS-навигации в профессиональных сферах позволило совместить в себе все достижения в этой области и представить их в едином комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.