Научная статья на тему 'Спланировал, увидел, отследил…'

Спланировал, увидел, отследил… Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимашев А. Л.

Оптимизация логистических бизнес процессов приобретает все большее значение в россии. растущая конкуренция вынуждает производителей и дистрибьюторов искать новые рынки сбыта и расширять географию своего регионального при сутствия. таким образом, расстояния между поставщиками и клиентами все увеличиваются. с другой стороны, ужесточающиеся требования клиентов обязывают поставщиков осуществлять доставки и грузоперевозки точно и вовремя и в то же самое время предлагать рынку товары и услуги по выгодным ценам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спланировал, увидел, отследил…»

Спланировал, увидел, отследил...

Тимашев А.Л.,

Генеральный директор ООО "АНТОР Бизнес Решения"

ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРИОБРЕТАЕТ ВСЕ БОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РОССИИ. РАСТУЩАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ВЫНУЖДАЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ДИСТРИБЬЮТОРОВ ИСКАТЬ НОВЫЕ РЫНКИ СБЫТА И РАСШИРЯТЬ ГЕОГРАФИЮ СВОЕГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИСУТСТВИЯ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ПОСТАВЩИКАМИ И КЛИЕНТАМИ ВСЕ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, УЖЕСТОЧАЮЩИЕСЯ ТРЕБОВАНИЯ КЛИЕНТОВ ОБЯЗЫВАЮТ ПОСТАВЩИКОВ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДОСТАВКИ И ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ ТОЧНО И ВОВРЕМЯ И В ТО ЖЕ САМОЕ ВРЕМЯ ПРЕД ЛАГАТЬ РЫНКУ ТОВАРЫ И УСЛУГИ ПО ВЫГОД НЫМ ЦЕНАМ.

Уже сейчас крупные мировые игроки в сфере ритейла, пришедшие на российский рынок, выставляют своим поставщикам жесткие требования по доставке, близкие к мировым стандартам (доставка точно в срок, соблюдение условий транспортировки, температурного режима и т.д.). Несоблюдение данных условий поставщиками влечет за собой штрафные санкции или даже потерю клиентов. А особенно остро российские предприятия почувствуют необходимость управления логистическими процессами в ближайшее время, когда наша страна вступит в ВТО. Те предприятия, которые уделяют организации процессов логистики первостепенное внимание, останутся на рынке и будут бороться за право быть лидерами. Остальные вынуждены будут уйти в связи с потерей конкурентоспособности.

Для того, чтобы выжить в современных рыночных условиях нужно искать пути оптимизации бизнес-процессов доставки и снижения издержек на логистику.

Каким образом можно этого добиться?

Практика показывает, что из-за нерационально спланированных маршрутов доставки и отсутствия средств контроля местонахождения транспорта и состояния грузов транспортные расходы компании увеличиваются на 20-40%. Неэффективное планирование поставки выливается в излишний пробег и расход топлива, неоптимальное использование автопарка и простой транспортных средств, а отсутствие средств контроля ведет к нецелевому использованию транспорта, сливу топлива, несоблюдению водителями условий транспортировки и т.д.

Очевидно, что решение таких задач ручными методами, не под силу ни одному отделу продаж, планирования или логистики.

Для этого нужны специальные ИТ-Реше-ния. Такое решение, как правило, стыкуется с учетной системой предприятия, откуда поступает вся информация по заказам и адресам доставки, содержит электронную карту и имеет различные режимы планирования.

26 т- Сотт спецвыпуск по ИТС

В связи с большим спросом на такие программные продукты в Россию приходят западные компании со своими разработками. Однако, их успешное применение (внедрение) на российских предприятиях затрудняется необходимостью оптимизации для российских условий: это — русификация интерфейса, интеграция с учетными системами российских производителей, наличие качественно обработанных карт российских городов и квалифицированных российских сотрудников.

Не последнюю роль играет цена предлагаемых западными поставщиками решений, несопоставимая с ценой аналогичных российских продуктов, которые создаются исходя из знания требований рынка.

Существует также ряд российских производителей, предлагающих отдельные решения в области маршрутизации и мониторинга транспорта, однако зачастую их деятельность ограничивается лишь несколькими регионами, и они не способны удовлетворить все потребности крупных логистических операторов, осуществляющих свою деятельность на территории России и СНГ. Из всех представленных на рынке разработчиков такого рода ПО существуют всего лишь несколько компаний, имеющих серьезный опыт разработки и внедрения своих решений, а также знающих специфику логистики в России и странах СНГ.

Какими же факторами следует руководствоваться при выборе разработчика?

* Целесообразность

Для начала нужно понять, нужно ли Вам это решение. Внедрение ПО для оптимизации процессов логистики имеет смысл только в том случае, если в компанию ежедневно поступает от 200 заявок на доставку. В противном случае результат от оптимизации не будет сразу очевиден.

* Назначение

Следует отдавать себе отчет в том, что ИТ-решение является лишь инструментом для диспетчера и не исключает полностью его участие.

* Функц ионал

Для принятия решения об использовании того или иного программного продукта, необходимо тщательно изучить, какое ПО в этой области предлагается на рынке, каков их функционал, чем они друг от друга отличаются, а также какие задачи они решают. Хорошее решение по маршрутизации должно производить быстрый расчет оптимального плана доставки с учетом модели транспортной сети и множества количества других параметров (вес, объем груза, время доставки и т.д.). Кроме того оно должно иметь режимы как автоматического планирования, так и ручной корректировки в случае возникновения у диспетчера необходимости внести какое-либо изменение в маршрут в оперативном режиме.

Хорошее решение по мониторингу транспорта должно не только обеспечивать контроль параметров передвижения транспорта (пробег, продолжительность маршрута, количество остановок, скорость), но и отслеживать работу установленного на нем оборудования. Ключевыми параметрами является также наличие высококачественных электронных карт в векторном формате, а также инструменты для архивации и анализа.

• План-Факт

Решения по маршрутизации очень тесно взаимосвязаны с системами мониторинга, поэтому имеет смысл рассматривать их вместе. Многие разработчики ПО для планирования маршрутов не предлагают решений по мониторингу, и таким образом, диспетчер не имеет возможности проверить, придерживаются ли водители данных маршрутов, или нет. Таким образом, оптимизация видна только "на бумаге". С другой стороны один лишь контроль местонахождения не приносит желаемых результатов, если диспетчеру не известно, где конкретно должны быть автомобили в данный момент. Оптимальным сочетанием является интеграция обеих систем в одном интерфейсе с режимом "План-факт", где на одной карте можно сравнить запланированный маршрут с фактическим, определить отклонения и проанализировать их. Решающим моментом здесь является то, что такие программные средства должны приобретаться у одного производителя, т.к. стыковка ПО разных разработчиков может быть проблематичной и не предоставить желаемых результатов.

• Интеграция с учетной системой предприятия

Важно проверить, чтобы предлагаемое ПО интегрировалось именно с Вашей учетной системой, иначе импорт адресов для заявок может быть затруднительным.

• Портфолио успешных внедрений

При выборе поставщика необходимо посмотреть портфолио успешных внедрений.

• Уровень сервиса

При интеграции ИТ-решений для логистики немаловажным является оказание компанией круглосуточной технической поддержки.

Т-Сотт спецвыпуск по ИТС

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.