Научная статья на тему 'Планирование транспортных потоков компании при осуществлении грузоперевозок по России'

Планирование транспортных потоков компании при осуществлении грузоперевозок по России Текст научной статьи по специальности «Транспорт»

CC BY
632
46
Поделиться

Аннотация научной статьи по транспорту, автор научной работы — Судейкин М.И.

Автоматизация бизнес-процессов, связанных с организацией грузоперевозок, является мощным инструментом повышения эффективности работы транспорта, снижения транспортных издержек, создания единого информационного пространства для управления цепями поставок. И сегодня комплексная система планирования, анализа и управления грузовыми перевозками один из ключевых факторов конкурентоспособности предприятия.

Похожие темы научных работ по транспорту , автор научной работы — Судейкин М.И.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Планирование транспортных потоков компании при осуществлении грузоперевозок по России»

• ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Планирование транспортных потоков компании при осуществлении грузоперевозок по России

Для планирования транспортных потоков компании при осуществлении грузоперевозок по России необходимо осуществить:

• автоматизацию экспедиторских задач;

• планирование рейсов для организации перевозок готовой продукции и сырья по России;

• диспетчеризацию транспортных средств по России;

• анализ накопленных данных и управление грузоперевозками компании по России.

Система планирования транспортных потоков представляет собой многоуровневое клиент-серверное решение, обеспечивающее:

• информационную поддержку деятельности экспедиторов при организации грузовых перевозок автомобильным транспортом по России;

• выбор маршрутов, визуализацию и контроль движения грузов, анализ и подготовку отчетной документации при планировании и управлении перевозками готовой продукции и сырья по России.

Автоматизация экспедиторских задач направлена на сбор и обработку информации о возможных участниках логистической цепи (поставщиках, клиентах, транспортных компаниях, страховщиках...) и схемах доставки грузов.

М.И. СУДЕЙКИН,

Генеральный директор ЭРМА СОФТ Менеджмент, член-корреспондент РАЕН, к.т.н., доцент

Экспедитор принимает заказ от клиента, в котором указано: какой груз, в каком количестве (вес, объем), откуда и куда должен быть доставлен, и формирует возможные схемы перевозки груза, оценивая их стоимость и сроки.

База данных для поддержки экспедиторских задач, связанная с картой России, содержит:

• каналы транспортировки грузов, с которыми связана информация об участниках перевозок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• базы данных третьих лиц — участников логистической цепи (перевозчики, транспортно-экспедици-онные фирмы, клиенты, страховые фирмы и т.д.).

На уровне автоматизации экспедиторских задач поддерживаются следующие функции:

• сбор и оформление запросов на перевозку грузов, формирование заявок и расчет стоимости перевозки;

• выбор схемы доставки (обеспечивающей максимальную загрузку автомобилей по весу и объему кузова), вида транспорта и расчета предполагаемых затрат при покупке услуг у других организаций (автоперевозчики, страховые компании...);

• обработка заявок в точках логистического контроля, мониторинга выполнения заявок и контроля доставки грузов;

• ввод и редактирование всех видов информации об участниках логисти-

ческой цепи. Автоматическое связывание и отображение на карте участников логистической цепи/точек доставки и отгрузки (филиалы, поставщики и т.д.);

• получение справочной информации в алфавитно-цифровом и картографическом виде об исполнителях и каналах транспортировки грузов. Подготовка необходимых отчетных документов (товарно-транспортные накладные, маршрутные/путевые листы.).

Для планирования и управления перевозками по России используется транспортная сеть, организованная в виде ориентированного графа, определяющего возможные направления и скоростные режимы движения.

Исходные данные:

• заявки на перевозки согласно пунктам доставки/сбора готовой продукции и сырья, поступающие с уровня автоматизации экспедиторских задач;

• данные об автопарке (перевозчиках), которые могут быть использованы для организации грузоперевозок, с указанием необходимых характеристик транспортных средств.

Результатом планирования грузоперевозок по России является формирование маршрутов и временного графика грузоперевозок, оформленных в виде отчетных документов.

Разработанный программно-функциональный комплекс планирования, анализа и управления грузоперевозками по России (ПФК-Логистика,рис. 1) поддерживает следующие возможности:

• ввод/загрузка заявок на перевозку готовой продукции и сырья;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• планирование рейсов с возможностью их редактирования;

• формирование отчетных документов.

Для каждой заявки указываются: характеристика груза, пункты отправле-

Автоматизация бизнес-процессов, связанных с организацией грузоперевозок, является мощным инструментом повышения эффективности работы транспорта, снижения транспортных издержек, создания единого информационного пространства для управления цепями поставок. И сегодня комплексная система планирования, анализа и управления грузовыми перевозками — один из ключевых факторов конкурентоспособности предприятия.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ •

ния и назначения, время погрузки и прибытия.

В ПФК-Логистика/ЭРМА СОФТ фиксируется «текущее время», и все заявки имеют один из следующих статусов:

• нераспределенные на рейсы;

• распределенные на рейсы, но еще не вывезенные;

• находящиеся в пути;

• доставленные получателям.

При планировании рейсов в ПФК-Логистика осуществляется:

• автоматическое формирование рейсов — распределение заявок по автомашинам, оптимизируя затраты на перевозку;

• редактирование рейсов — при необходимости диспетчер имеет возможность: сформировать и расформировать рейс, снять и закрепить заявку за рейсом, переместить заявки с рейса на рейс;

• прокладка маршрутов, расчет временного графика и его визуализация на картографической основе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной работы в режиме клиент-сервер.

Сформированные средствами ПФК-Логистика рейсы оформляются в виде отчетных документов, среди которых: маршрутные листы, сводные отчеты по сформированным рейсам, распределенным и нераспределенным заявкам.

На этапе подготовки и последующей эксплуатации в ПФК-Логистика ведутся справочники, содержащие информацию, используемую при формировании рейсов. А также ведутся справочники: фиксированные маршруты, матрица расстояний, автомашины/водители (перевозчики), специальные адреса.

Справочник «фиксированные маршруты» позволяет определить и запомнить маршрут проезда между двумя пунктами доставки, фиксируя набор точек, через которые необходимо проехать.

Если отсутствует «фиксированный рейс», то при планировании ПФК-Ло-гистика прокладывает кратчайший

Рис. 1. Программно-функциональный комплекс планирования грузоперевозок по России (ПФК-Логистика)

Для организации многопользовательского режима работы в ПФК-Ло-гистика реализован «механизм сценариев», предназначенный для формирования и сохранения индивидуальных настроек каждого автоматизированного рабочего места. «Механизм сценариев» позволяет определять «сферы влияния» диспетчеров для их одновремен-

путь между пунктами, опираясь на хранящуюся в системе транспортную сеть. При наличии «фиксированного рейса» он используется как основа для прокладки маршрута между пунктами доставки грузов.

Справочник «матрица расстояний» позволяет вводить и редактировать данные о расстоянии и времени про-

езда между точками доставки грузов. Если отсутствуют данные в «матрице расстояний», то при планировании ПФК-Логистика использует оценочные значения, рассчитывая их с опорой на транспортную сеть. При наличии данных в «матрице расстояний» используются они при расчете пробега и временного графика доставки грузов.

Справочник «автомашины/водители (перевозчики)» содержит все необходимые для формирования рейсов параметры и характеристики.

Справочник «специальные адреса» содержит адресные данные, выходящие за рамки традиционного адреса. Пользователи имеют возможность фиксировать на картографической основе точку доставки, связав с ней наименование — специальный адрес, который используется при автоматическом связывании заявок с картой.

При запуске ПФК-Логистика/ЭРМА СОФТ в эксплуатацию осуществляется настройка импорта/экспорта, параметров планирования и работы системы.

Для анализа и управления транспортными потоками компании при осуществлении грузоперевозок по России, наряду с планированием, необходимо наличие систем:

• навигации — получения фактических данных о транспортных средствах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• мониторинга — обработки и сопоставления плановых и фактических данных.

Навигация осуществляет контроль транспортных средств, основанный на фактических данных GPS навигации, которые позволяют фиксировать: координаты, скорость, направление движения, пройденный путь, вычислять время: в пути, выхода в рейс, возвращения из рейса.

Мониторинг транспортных средств осуществляется с помощью программно-информационного комплекса ПФК-Мониторинг/ЭР-МА-СОФТ, который обеспечивает:

• загрузку и отображение плановых маршрутов движения транспортных средств;

• получение и обработку SMS-сооб-щений от водителей, фактических данных о состоянии транспортных средств от модуля «Навигация»;

• анализ-сопоставление плановых и фактических данных;

• подготовку отчетных документов.