Научная статья на тему 'Обзор рынка отечественных косметических средств по уходу за кожей (г. Кемерово)'

Обзор рынка отечественных косметических средств по уходу за кожей (г. Кемерово) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Терещук Любовь Васильевна, Тыщенко Елизавета Алексеевна, Семенкова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор рынка отечественных косметических средств по уходу за кожей (г. Кемерово)»

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: info@bci-marketing.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 4 (98). 2005

ПРИМЕРЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ЛюбовьТЕРЕЩУК, Елизавета ТЫЩЕНКО, Марина СЕМЕНКОВА

ОБЗОР РЫНКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ (г. Кемерово)

Желание нравиться - в природе человека. Существует множество секретов, для того чтобы подчеркнуть свою индивидуальность и достоинства, нравиться окружающим и чувствовать себя уверенно. Один из них - ухаживать за лицом и телом. Для этого необходима косметика.

За последние годы ассортимент косметических изделий существенно расширился, в него входят средства как отечественных, так и импортных производителей. Представляло интерес сделать обзор рынка отечественных косметических средств по уходу за кожей.

Маркетинговая оценка потребительского рынка проводилась методом социологического опроса населения города Кемерово. Респондентам предлагалось заполнить анкету, целью которой являлось выявление мотивов, предпочтений и намерений потребителей, а также их оценки используемых и обновляемых косметических товаров.

При формировании выборочной совокупности приме-

нялись методики квотного отбора по признакам пола и возраста. По полу и возрасту респонденты были распределены в соответствии с квотами, пропорциональными половозрастной структуре населения Кемерова (табл. 1).

Из таблицы видно, что данные выборочной совокупности почти полностью отражают данные генеральной совокупности. Это подтверждает достоверность результатов проведенного исследования и дает возможность применить полученные данные ко всему населению Кемерова.

Было опрошено 311 человек в возрасте от 15 лет и старше. Этого достаточно для получения наглядной картины рынка косметических товаров и его потенциальных покупателей.

Респонденты были представлены в различных возрастных категориях, респонденты моложе 15 лет не были включены в маркетинговые исследования, так как в этом возрасте, как правило, все косметические товары им

приобретают родители, и принимать решение о покупке они еще не в состоянии. Возраст 15-18 лет уже считается трудоспособным, и подростки могут сами принимать решение о покупке тех или иных косметических товаров. Эта целевая группа необходима также для изучения подростковых проблем с кожей, а также отношения подростков к потребительским свойствам применяемых косметических товаров.

Опросы потребителей проводились в специализированных магазинах (Цимус, Апрель); супермаркетах (Кора, Спутник, Губернский, Акватория); аптеках, где в достаточном ассортименте представлены косметические средства по уходу за кожей разных торговых марок.

Сводные результаты анкетирования приведены в Приложении.

Нами установлено, что косметическими средствами по уходу за кожей не пользуются 4,5% людей, это в основном мужчины (2,9%). Но болыпин-ство людей предпочитают

Таблица 1

Репрезентативность выборочной совокупности

Возраст Генеральная совокупность Выборочная совокупность

Муж. Жен, Всего Муж. Жен. Всего

% % % % кол-во % кол-во кол-во %

до 18 лет 11,1 11,7 22,8 11,3 34 12,0 36 70 23,3

19-29 13,0 13,5 26,5 12,6 38 14,3 43 81 26,9

30-39 7,1 10,2 17,3 7,3 22 11,3 34 56 18,6

40-49 8,9 13,7 22,6 11,6 35 12,3 37 72 23,9

50 и более 3,8 7,0 10,8 4,0 12 6,6 20 32 10,6

всего 43,9 56,1 100 46,8 141 56,5 170 311 103,3

пользоваться косметическими средствами по уходу за кожей (95,5%).

Распределение респондентов по роду занятий и уровню дохода приводится на рисунке 1 (а, б).

Распределение потенциальных пользователей по возра-

сту и семейному положению показано на рисунке 2 (а, б).

На следующем этапе были выявлены предпочтения мужчин и женщин в предложенном перечне косметических средств*. Исследования показали (рис. За), что у женщин наибольшая доля в ассор-

тименте приходится на крем для лица (98,33%) и крем для рук (89,16%). У мужчин (рис. 36) наибольшую долю занимают кремы для бритья и посл е бритья (91,66%), затем крем для рук - 56,25, крем для лица -37,5% . Дополнительно к предложенному списку косметических средств, были названы:

Рисунок 1

Социальная структура выборочной совокупности респондентов

а) По уровню дохода б) По роду занятий

9,0% 2,9%п 3,5% у 27,0% Я До 1 000 Н1 001-3 000 □ 3 001-5 000 28,0% 9,0% г 28,6% И Рабочие И Предприниматели В Служащие

24,4%^ Л И Учащиеся

И 5 001 -7 000 В Домохозяйки

33,1% □ Св ыше 7 001 О Не ответили 7,4%- 4,5%3'Э% 18,7% □ Пенсионеры @ Работающие пенсионеры

Рисунок 2

Структура потребителей косметических средств

а) По возрасту

б) По семейному положению

с,

30% 25% -I 20% 15% 10% -I 5% 0%

26,90

19,27

23,20

18,60

9,50

с

до 18 лет

30-39

лет

50 и старше

замужем

Рисунок 3

Структура предпочтений косметических средств

а) Женщины -і 1 ^ Крем для лица Крем для рук Крем для ног Крем для тела Гель для умывания Скраб-крем Молочко для тела Г ель для тела Крем для бритья и после бритья Пилин г-крем Свой вариант

20 40 60 80 100 120 Кол-во пользователей, %

* Мы делали ащент на выявление предпочтений, а может или не может позволить себе покупатель приобрести данное косметическое средство, это тема для другого маркетингового исследования. - Авт.

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: info@bci-marketing.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 4 (98). 2005

лосьоны, тоники (6,25%) и пена для бритья (4,16%).

Далее было рассмотрено соотношение косметических средств отечественных и импортных торговых марок (ТМ). Полученные данные приведены на рисунке 4 (а, б).

Из диаграммы видно, что наибольшую долю занимают импортные ТМ (43,4%), 29,6% потребителей предпочитают пользоваться косметическими средствами как импортной, так и отечественной ТМ. Лица старше 50 лет в основном пользуются косметичес-

кими средствами отечественных ТМ (6,4%).

Информацию об уровне из-вестности отечественных ТМ косметических средств по уходу за кожей рассматривали с двух позиций (рис. 5).

Рисунок 3

Структура предпочтений косметических средств

б) Мужчины

Крем для бритья и после бритья

Крем для ру к

Крем для лица

Гель для умывания

Крем для ног

Скраб-крем

Свой вариант fi 9S

Молочко для тела —і 4,16

Г ель для тела 0

Крем для тела

Пилин г-крем

91,66

10

20

30

40

50

60

70 80 90 100

Кол-во пользователей,%

Рисунок 4

Соотношение косметических средств отечественных и импортных ТМ

а) зо

25 -20 -

CD

g 15 §

У їй н

О

“ 5

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* 0

6,73

4,04

2,02

13,1

7,74

8,4

6,4

|2,02

До 18 лет 19-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50 лет и

старше

Отечественная;

26,9%

Импортная и отечественная; 29,6%

Рисунок 5

Рейтинг известности отечественных ТМ

80

70

60

50

40

30

20

10

52.

69 65,5

58,3 55,9

9,3

17,

46,4

38,1

17,

20,

34,5

□ Спонтанная известность

□ Известность с поддержкой

2,4

23,8 22,6 22,6

17,9 16,6

2,4

RJTn

11,2

В результате спонтанного ответа на вопрос анкеты об известности отечественных ТМ косметических средств (познавательной реакции потребителей) самыми известными марками являлись: «Чистая линия» (л'2.1'..;'). «Черный жемчуг» (39,3%) и одинаковую позицию занимают «Красная линия» и «Ворожея»»

Для определения уровня «известности с поддержкой» потребителям было предложено отметить все известные им марки из предложенного списка. Марки «Чистая линия» (69,04%) и «Черный жемчуг» (65,5%), занимающие первые места при определении «спонтанной известности», повторились и в тесте на определение «известности с поддержкой». Марки, которые при определении «спонтанной известности» вообще не были названы, при определении «известности с поддержкой» также получили самые низкие показатели: «Ге-лиос» (17,9%), «Русская косметика» (9,5%), «Золотая тайна», «Энергия трав», «Живая косметика» (по 5,9%) и «Интергрим» (1,2%). Следующие марки имеют относительно более высокий процент «известности с поддержкой*, чем «спонтанной известности»: «Линда» (55,9% человек выбрали из списка предложенных торговых марок; 5,9% назвали спонтанно), «Свобода» (34,5 и 2,4%), «Апрель» (23,8 и 2,4%), «Весна» (16,6 и 1,2%), «Русское поле» (22,6 и 1,2%)- Во многом это объясняется тем, что эти мар-

ки уже давно присутствуют на рынке и легко вспоминаемы (при наличии их в списке), но в последнее время уступили позиции другим, более активно рекламируемым маркам.

Далее респондентам было предложено оценить важность каждого из 12 потребительских показателей по следующим параметрам: очень важно (4 балла), относительно важно (3 балла), неважно (2 балла) и абсолютно неважно (1 балл).

Усредненные данные, представленные на лепестковой диаграмме (рис. 6), показывают, что очень важными потребители считают показатели, определяемые составом: эффективность - 3,9 балла, польза - 3,7 балла, безопасность - 3,4 балла, качество товара - 3,3 балла. Относительно важными для них являются следующие показатели: натуральность и состав -3,2 балла, одним из важных факторов, определяющих спрос, является также цена

(3,05 балла). Степень значимости рекламы косметических средств оценена потребителями ниже всех остальных показателей (хотя зачастую именно она подталкивает нас к совершению импульсивных покупок) - 2,3 балла.

Столь низкую оценку можно объяснить общим негативным отношением населения к рекламе, зачастую недобросовестной, навязчивой и агрессивной, в средствах массовой информации. Эксплуатационные показатели, такие как удобство пользования и внешний вид, упаковка, оценены невысоко (3,02 балла и 2,9 балла, соответственно). Известность торговой марки потребители считают недостаточно важным показателем - 3 балла. Новизна товара (2,8 балла) также является не особо важным показателем для современных потребителей.

Были установлены наиболее популярные места приобретения косметических

Рисунок 6

Значимость потребительских показателей косметических средств

Эффек Реклама , 4 Новизна \ / V г Внешний вид, / '■'хА тивность Польза / \ Качество / 4/“ товара . , . \ , Безопасность

упаковка 1 д 1 Торговая марка \ / Удобство пользования Ц< \ / ‘ч Натуральность Состав ■на

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: info@bci-marketing.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 4 (98). 2005

средств (рис. 7). Из диаграммы видно, что большинство потребителей приобретают косметические средства в специализированных магазинах (42,3%). Значительная часть населения приобретает косметические средства по каталогам у торговых агентов (30,4%), в супермаркетах -25,6%, в аптеках незначительная часть населения - 14,3%. В киосках косметические средства приобретают очень редко - всего 5,3% опрошенных выбрали этот вариант.

Так как косметические средства в настоящее время имеют достаточно широкий спектр действия, различные способы применения, то продажа косметических товаров должна сопровождаться консультациями. Было изучено доверие к продавцам покупателей при выборе косметических средств, результаты представлены пл рису те 8. Из диаграммы видно, что только 5,9% покупателей используют помощь продавцов. Это особенность нашего рынка, так как в магазинах чаще всего работают продавцами неспециалисты, не имеющие знаний о косметике и особенностях продаж в этой области. Потребители же не используют помощь продавцов из-за низкой потребительской образованности в области косметики. Однако известно, что чем больше информации о товаре может дать продавец и чем конкретнее его рекомендации потребителю, тем эффективнее его работа.

Большинство потребителей при приобретении косметических средств руководствуется собственными знаниями (60,7%).

Данные о частоте приобретения косметических средств показывают (рис. 9), что в основном все респонденты покупают косметические Средства один раз в три месяца (40,5%). На открытую часть вопроса, почему вы приобретаете косметические сред-

ства именно в такой период, респонденты отвечали следующим образом: 30,4% ответили, что им хватает купленных косметических средств на это время; 5,3% - не хватает средств покупать косметические средства чаще.

Данные о частоте ухаживания за кожей лица и рук представлены на рисунке 10 (а, б). Из диаграммы видно, что 35,2% женщин ухаживают за кожей лица и 31,9% за кожей

Рисунок 7

Основные места приобретения косметических средств

Рисунок 8

Уровень доверия советам при выборе косметических средств

^ 70% , ° - 60% -Ф со 50% -І 40% -О 30%-“ 20% -о 10% - 60, 7% 29,7°/ 'о 20,2°/ 14,3% 5,9% і—і

Собствеными знаниями Советами знакомых Советами Советами Советами торгового косметолога продавца-агента консультанта

Рисунок 9

Частота приобретения косметических средств

рук каждый день. Мужчины же в большинстве предпочитают ухаживать за кожей лица (13,5%) и рук (22,7%) по необходимости. Также значительное число мужчин ухаживает за кожей лица (12,9%) каждый день. Полученные данные можно применить к оценке величины спроса на соответствующие наименования косметических средств, т. е. Кремы для лица и кремы для рук.

Ответы на вопросы, касающиеся проблем с Кожей, проанализированы с учетом возраста респондентов (рис. 11).

Из графика видно: людей, считающих, что у них есть

проблемы с кожей, больше (60,5%;). Также хорошо заметно, что в основном проблемы с кожей у молодежи от 15 до 29 лет - 53% и у лиц 40-49лет -26,2%.

Выяснить какие же проблемы с кожей у Каждой возрастной группы, помогут следующие данные, полученные в результате опроса лиц, у которых такие проблемы есть. Из рисунка 12а видно, что у каждого второго подростка основная проблема с кожей - угри, воспаления (50%). У большинства лиц 19-29 лет (рис. 126) на первое место выходят расширенные поры и сухость кожи (такие проблемы преоб-ладаюту одинакового количества молодых людей - по

Частота ухода за кожей лица и рук

75% ). У средней возрастной группы (рис. 12в) на первом месте - проблемы тургора (71,4%). Также цвет лица тусклый, нездоровый и склонность к аллергическим реакциям (по 57,2%), расширенные поры и сухость кожи (по 50% ). У одинакового количеств;! респондентов в возрасте 40-49 лет (рис. 12г) проявляются признаки старения и сухость кожи (61,8%). У подавляющего большинства лиц старше 50 лет (рис. 12д) наблюдаются признаки старения и сухость кожи по (75%).

Исследование показало, что большинство населения (73,9%), независимо от уровня дохода, решает проблемы

Рисунок 10

а) Уход за кожей лица

80 ^ 70

ш 60 -

СО

| 50

о 40

со

§ 30

20 -

73

10 -

60

□ Женщины

□ Мужчины

10

10

14

Каждый день 2-3 раза в неделю

2-3 раза в По месяц необходимости

б) Уход за кожей рук

57

60 50 40 30 -20 -10 -0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29

19

22

□ Женщины

□ Мужчины

42

15

10

Каждый день 2-3 раза в неделю

2-3 раза в По

месяц необходимости

Рисунок 11

Наличие проблем с кожей

—А—да нет

о4 ЗО -і

Ь£ 0) Ш 25 -

О ц (1) 20 -

J о 15 -

о 10 -

Ь -0 -

----------------1--------------------1---------------------1--------------------1---------------------1

до 18 лет 19-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50 лет и старше

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: info@bci-marketing.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 4 (98). 2005

Рисунок 12

Выяснение основных проблем кожи в зависимости от возраста

а) До 18 лет

Проблемы ту ргора Чувствительность к контакту с окружающей средой Раздражения на лице Угри, воспаления Признаки старения Сухость кожи Склонность к аллергическим реакциям Пигментные пятна Расширенные поры Цвет лица тусклый, нездоровый

50,0%

б) 19-29 лет

Проблемы ту ргора Чувствительность к контакту с окружающей средой Раздражения на лице Угри, воспаления Признаки старения Сухость кожи Склонность к аллергическим реакциям Пигментные пятна Расширенные поры Цвет лица тусклый, нездоровый

в) 30-39 лет '

Проблемы ту ргора Чувствительность к контакту с окружающей средой Раздражения на лице Угри, воспаления Признаки старения Сухость кожи Склонность к аллергическим реакциям Пигментные пятна Расширенные поры Цвет лица тусклый, нездоровый

15,6%

□ 18,7%

Ц■ 21,9%

0,0%

□ 9,4%

21,4%

21,4%

43,7%

37,5%

75,0%

75,0%

40,6%

71,4%

42,8%

I 35,7%

50,0%

I 28,6%

57,2%

50,0%

57,2%

г) 40-49 лет

Проблемы ту ргора Чувствительность к контакту с окружающей средой Раздражения на лице Угри, воспаления Признаки старения Сухость кожи Склонность к аллергическим реакциям Пигментные пятна Расширенные поры Цв ет лица ту склый, нездоров ый

53,0%

д) 50 лет и старше %

Проблемы ту ргора

Чувствительность к контакту с окружающей средой Раздражения на лице Угри, воспаления Признаки старения Сухость кожи Склонность к аллергическим реакциям Пигментные пятна Расширенные поры Цвет лица тусклый, нездоровый

0,0%

37,5%

43,7%

31,3%

75,0%

75,0%

37,5%

□ 18,7%

31,2%

56,2%

с кожей при помощи кремов различного спектра действия. 20,8% пытаются решить проблемы с кожей при помощи народных средств (маски, отвары, настои). Лишь 13,988 прибегают к помощи БАД. Остальные 10,9% заказывают в аптеке специальные фарма-

Объем выборки Составил 311

цевтические средства. Полученные данные могут быть использованы для совершенствования и обновления ассортимента косметических средств по уходу за кожей.

Обобщенные результаты проведенного маркетингового социологического и< < л(-ДО-

ПРИЛОЖЕНИЕ. Результаты анкетирования

человек.

вания представляют большой практический интерес для торговых структур и произво-дителей косметических средств, а также позволяют составить весьма наглядный портрет потребителя косметических средств.

Вопросы Варианты ответов Количество ответивших

1 2 3 4

1 .Пользуетесь ли Вы косметическими средствами по уходу за кожей? (Из 311 чел.) 1 ■ Да 297 95,5

2.Нет 14 4,5

2. Какими косметическими средствами по уходу за кожей Вы пользуетесь? (Из 297 чел.) 1. Крем для лица 134 45,1

2.Крем для рук 134 45,1

З.Крем для тела 68 22,9

4.Крем для ног 85 28,6

5.Крем для бритья и после 80 27,0

6.Скраб-крем 62 20,9

7.Пилинг-крем 32 10,8

8.Молочко для тела 58 19,5

9,Гель для умывания 85 28,6

10. Гель для тела 42 14,1

11 .Ваш вариант 8 2,7

3.Косметическими средствами, какой торговой марки Вы предпочитаете пользоваться? (Из 297 чел.) 1. Отечественной 80 26,94

2. Импортной 129 43,43

3,Отечественной и импортной 88 29,63

5. Насколько важны для вас показатели при покупке косметических средств по уходу за кожей (Из 168 чел.)

1) Эффективность Очень важно 127 75,6

Относительно важно 34 20,23

Неважно 7 4,2

Абсолютно неважно 0 0

2) Безопасность Очень важно 109 64,8

Относительно важно 43 25,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неважно 16 9,5

Абсолютно неважно 0 0

3) Натуральность Очень важно 103 61,4

Относительно важно 36 21,4

Неважно 19 11,3

Абсолютно неважно 10 5,9

4) Удобство пользования Очень важно 96 57,1

Относительно важно 64 38,1

Неважно 8 4,8

Абсолютно неважно 0 0

5) Новизна Очень важно 89 53

Относительно важно 48 28,6

Неважно 24 14,3

Абсолютно неважно 7 4,2

6) Торговая марка Очень важно 93 55,3

Относительно важно 68 40,5

Неважно 6 3,6

Абсолютно неважно 1 0,6

7) Цена Очень важно 97 57,7

Относительно важно 53 31,5

Неважно 15 8,9

Абсолютно неважно 3 1,8

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: info@bci-marketing.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 4 (98). 2005

Результаты анкетирования (Продолжение)

1 2 3 4

8) Качество товара Очень важно 105 62,5

Относительно важно 59 35,1

Неважно 4 2,4

Абсолютно неважно 0 0

9) Реклама Очень важно 51 30,3

Относительно важно 67 39,9

Неважно 35 20,8

Абсолютно неважно 15 8,9

10) Внешний вид, упаковка Очень важно 92 54,8

Относительно важно 68 40,5

Неважно 8 4,8

Абсолютно неважно 0 0

11) Состав Очень важно 102 60,7

Относительно важно 48 28,6

Неважно 11 6,5

Абсолютно неважно 7 4,2

12) Польза Очень важно 117 69,6

Относительно важно 49 29,2

Неважно 2 1,2

Абсолютно неважно 0 0

6. Где Вы приобретаете косметические средства по уходу за кожей чаще всего? (Из 168 чел.) 1, В супермаркете 43 25,6

2. В спец. магазине 71 42,3

3. По каталогу 51 30,4

4. В киоске 9 5,3

5. В аптеке 24 14,3

6. Ваш вариант 0 0

7. Чем Вы руководствуетесь при выборе косметических средств? (Из 168 чел.) 1. Собственными знаниями 102 60,7

2. Советами знакомых 10 5,95

3. Продавца-консультанта 50 29,76

4. Косметолога 24 14,3

5. Торгового агента 34 20,24

6. Ваш вариант 0 0

8. Как часто Вы приобретаете косметические средства по уходу за кожей? (Из 168 чел.) 1. Один раз в полгода 54 32,14

2. Один раз в три месяца 68 40,5

3. Один раз в месяц 26 15,5

4. Один раз в неделю 6 3,6

5. Реже 9 5,4

6. Чаще 5 2,3

9. Косметические средства по уходу за кожей, каких торговых марок Вам знакомы? (Из 168 чел.) 1 .Черный жемчуг 110 65,5

2.Чистая линия 116 69,04

3. Золотая тайна 10 5,9

4, Глорис 38 22,62

5, Русская косметика 16 9,5

6. Свобода 58 34,5

7. Золотой цветок 0 0

8. Интергрим 2 1,19

9. Красная линия 78 46,4

10. MIA 64 38,1

11. Апрель 40 23,8

12. Низар 0 0

13. Родник здоровья 20 11,9

14. Гелиос 30 17,86

15. Диво 0 0

16. Живая косметика 10 5,9

17. Ворожея 98 58,3

18. Линда 94 55,9

19.Энергия трав 10 5,9

20. Весна 28 16,6

21 Русское поле 38 22,62

22. Маграв 12 7,14

23, Ситерна 0 0

Результаты анкетирования {Продолжение)

1 2 3 4

10. Косметические средства по уходу за кожей, каких торговых марок Вы предпочитаете? (Из 168 чел.) 1 .Черный жемчуг 68 40,48

2.Чистая линия 70 41,6

3. Золотая тайна 4 2,4

4 Глорис 12 7,1

5. Русская косметика 4 2,4

6. Свобода 0 0

7. Золотой цветок 0 0

8. Интергрим 0 0

9. Красная линия 16 9,5

10. MIA 24 14,3

11. Апрель 2 1,9

12. Низар 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Родник здоровья 6 3,6

14. Гелиос 0 0

15. Диво 0 0

16. Живая косметика 0 0

17. Ворожея 24 14,3

18. Линда 4 2,4

19.Энергия трав 0 0

20. Весна 2 1,19

21.Русское поле 6 3,6

22. Маграв 0 0

23. Ситерна 0 0

11. Как часто Вы ухаживаете за кожей лица? (Из 168 чел.) 1. Каждый день 77 45,8

2. 2-3 раза в неделю 26 15,47

3. 2-3 раза в месяц 14 8,33

4 По необходимости 51 30,36

12. Как часто Вы ухаживаете за кожей рук? (Из 168 чел.) 1. Каждый день 77 45,83

2. 2-3 раза в неделю 40 23,8

3. 2-3 раза в месяц 13 7,74

4. По необходимости 38 22,62

13. Есть ли у Вас проблемы с кожей? (Из 168 чел.) 1-Да 120 71,4

2. Нет 48 28,6

14. Какие: (Из 120 чел.) 1) Цвет лица тусклый, нездоровый 57 47,5

2) Расширенные поры 42 35

3) Пигментные пятна 18 15

4) Склонность к аллергическим реакциям 50 41,6

5) Сухость кожи 59 49,2

6) Признаки старения 35 29,2

7) Угри, воспаления 27 22,5

8) Раздражения на лице (коже) 23 19,2

9) Чувствительность к контакту с окружающей средой (перепад температур, ветер) 58 48,3

10) Проблемы тургора (обвисшая, недостаточно подтянутая кожа) 44 36,6

15. При помощи каких средств Вы решаете проблемы с кожей? (Из 120 чел.) 1. Кремы 89 74,2

2. БАД 17 14,2

3.Фармацевтические средства 13 10,8

4. Народные средства 25 20,8

16. Ваш пол (Из 311 чел.) 1. Женский 170 56,5

2. Мужской 141 46,8

17. Состоите ли вы в браке (Из 311 чел.) 1 ■ Да 160 51,4

2. Нет 152 48,

18. Ваш возраст (Из 311 чел.) 1. До 18 лет 70 23,3

2. 19-29 лет 81 26,9

3. 30-39 лет 56 18,6

4. 40-49 лет 72 23,9

5. 50 лет и старше 32 10,6

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: info@bci-marketing.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 4 (98). 2005

Результаты анкетирования (Окончание)

1 2 3 4

19. Ваше социальное положение (Из 311 чел.) 1, Рабочий 87 27,97

2 Предприниматель 28 9

3. Служащий 89 28,6

4. Учащийся 58 18,6

5, Домохозяйка 12 3,9

6. На пенсии 14 4,5

7, На пенсии и работаю 23 7,4

20. Оцените Ваш уровень дохода (Из 311 чел.) 1, До 1000 руб. 11 3,5

2. 1001 -3000 руб. 84 27

3. 3001 - 5000 руб. 103 33,12

4. 5001 -7000 руб. 76 24,4

5. Свыше 7000 руб. 28 9

6. Не ответили 9 2,9

Авторы:

Терещук Любовь Васильевна, д. Щ и. зав. кафедрой; «Техпология жиров, биохимия и микробиология» Кемеровского технологического института пищевой, промышленности.

Тыщенко Ел изавета Ал ексеевна, доцент.кафедры «Биотехнологии, товароведештиуправлениектеством•• КемТИПП.

СеменковаМарина Сергеевна, студенпжакафедрЫщБТиУК» КемТИПП.

КОНФЕРЕНЦИИ

ЕВРАЗИИСКИИ ФОРУМ МАРКЕТОЛОГОВ

12—14 июля 2005 года, г. Москва.

Форум проводится по инициативе Гильдии маркетологов и Российской i Ассоциации Маркетинга при поддержке ведущих институтов маркетинговых услуг стран Европы и Азии, а также других профессиональных объединений и ассоциаций, работающих в различных сферах маркетинга.

Официальными партнерами Форума выступают Alt Vision Design, Neims, официальным спонсором - рекламная группа Profi TV. Технический организатор мероприятия - компания Event Marketing.

Целями форума являются:

♦ Подведение итогов развития потребительских рынков в странах Евразии за 2000—2004 годы.

♦ Определение состояния и перспектив дальнейшего развития спроса на маркетинговые услуги в странах Евразии.

♦ Укрепление и развитие деловых и профессиональных контактов между специалистами по маркетингу, работающими в различных отраслях и странах Евразийского пространства.

♦ Обмен информацией о маркетинговых задачах и технологиях их решений, стоящих перед специалистами по маркетингу в странах Евразии.

Целевая аудитория мероприятия — представители среднего и крупного бизнеса России, Казахстана, Украины, Белоруссии, а также стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.

Среди участников и приглашенных на Форуме будут представители органов федеральной и местной власти, ТПП РФ и ТПП стран ближнего зарубежья, Правительства Москвы.

Планируется параллельное проведение конференц-программы и экспозиции, а также презентационных мероприятий с использованием возможности видеотрансляции заседаний через Интернет.

Дополнительная информация; http://www.eamf.biz, e-mail: press@eamf.biz, тел.: (095) 782 4834, 9132150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.