Научная статья на тему 'Обзор мировой и отечественной практики создания и функционирования институтов медиации'

Обзор мировой и отечественной практики создания и функционирования институтов медиации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старыгина Полина Сергеевна

В статье раскрываются основные исторические периоды развития альтернативных способов разрешения споров, отмечаются национальные особенности института медиации в различных странах, в том числе и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overview of global and domestic practice of creation and functioning of the institutions of mediation

The article provides an overview of world and domestic practice of creation and functioning of the institutions of mediation. Describes the main historical periods of development of alternative means of dispute resolution. Also highlights national peculiarities of mediation in various countries, including Russia.

Текст научной работы на тему «Обзор мировой и отечественной практики создания и функционирования институтов медиации»

m

Стары г un si П. С.

5. Shawn W. Crispin in Bangkok and Todd Zaun in Tokyo «Thai Policy Worries Crucial Investors,» Wall Street Journal. 2003. September 3.

6. World Bank. February 1996. P. 36.

7. Thomas O'Brian and Christian Filipov. The Current Regulatory Framework Governing Business in Bulgaria // Technical Paper No. 513. World Bank. 2001. P. 48.

8. Malcom Rowat and Jose Astigarrago. Latin American Insolvency Systems: A Comparative Assessment // Technical Paper No. 433. World Bank. 1999.

9. Joseph A. Schumpeter // Capitalism, Socialism and Democracy. New York: Harper, 1975. P. 82.

10. Швецов А. В. Бюджетно-налоговая политика как социально-экономическая категория // Вопросы экономики и права. 2011. № 41. С. 125-132.

11. Швецов А. В. К вопросу о реализации государственной политики в области финансирования и кредитования экономических субъектов национальной экономики // Сибирская финансовая школа. 2014. № 3 (104). С. 78-86.

12. Швецова Н. К. Национальный бизнес и национальная политика. В книге: Социальные, естественные и технические системы в современном мире: состояние, противоречия, развитие. Восемнадцатые Вавиловские чтения материалы международной междисциплинарной научной конференции: в 2 ч. / под общ. ред. В. П. Шалаева. 2015. С. 131-133.

A. V. Shvetsov

THE PROBLEMS OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

The article is devoted to bankruptcy of enterprises in countries at different development stages of the economy. Special attention is paid to the role of banks in the processes associated with the inability of economic agents to meet its obligations. In addition, it defines the role of the state and international financial institutions in the bankruptcy process.

Key words: bankruptcy, financial markets, banking system, state regulation, financial institutions.

SHVETSOV Andrew Vladimirovich - Doctor of Economics, Professor of Legal Support of the Public and Municipal Administration of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

УДК 340.1; 321.01

ОБЗОР МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ МЕДИАЦИИ

Старыгина Полина Сергеевна,

кандидат социологических наук, доцент

кафедры правового обеспечения государственного

и муниципального управления Марийского

государственного университета,

г. Йошкар-Ола

Email: [email protected]

В статье раскрываются основные исторические периоды развития альтернативных способов разрешения споров, отмечаются национальные особенности института медиации в различных странах, в том числе и России.

Ключевые слова: конфликт, разрешение конфликтов, медиация, медиатор.

Медиация в правовом урегулировании имеет достаточно значительную историю, которая неразрывно связана с процессами становления всей судебно-правовой системы общества. «История разрешения споров - это история менявшегося соотношения трех основных его форм: насильственной (антиправовой), судебной (посредством принудительного восстановления нарушенного права в судебном порядке) и примирительной» [1].

В древнейший период преобладала насильственная форма. На догосударственном и доправовом этапе

развития человечества конфликты, как правило, разрешались по праву сильного. Вместе с тем, ситуация, когда всякий спор в племени приводил к насилию, стала неприемлемой, так как подрывала жизнеспособность и угрожала самому существованию племени, поэтому вожди взяли на себя роли примирителей, разрешая споры своей властью, основанной на авторитете и личных качествах. Основной целью такой процедуры было именно примирение сторон, а лишь второстепенной - восстановление справедливости.

m

Государственное и муниципальное управление

Таким образом, на первых этапах разрешения споров нейтральное третье лицо могло навязать сторонам свое решение.

В средние века и вплоть до XIX века шло динамичное развитие институтов государства, расширение судебных процедур и становление системы мирового соглашения. Институт мирового соглашения был включен в Гражданский кодекс 1804 года, Кодекс Наполеона, на основе которого были приняты гражданские кодексы во многих государствах мира.

Современный этап развития примирительных процедур характеризуется рядом особенностей, связанных с научно-технической революцией, ростом численности населения и, как следствие, усложнением общественных отношений. Глобализация производства, информационный взрыв, развитие связи и транспорта, мировая кооперация, урбанизация привели к беспрецедентному росту числа частноправовых споров и их усложнению. Это вызвало необходимость оптимизации процедур их урегулирования. Первым результатом этого явления стало повышение значения судебной системы и ее развитие. Однако постепенно суды оказались в кризисе, будучи не в состоянии справиться с нарастающим объемом споров.

Медиация как общественно значимая деятельность сформировалась в США в начале 60-х годов XX века. Именно в США появился Национальный институт разрешения диспутов, в задачи которого входит разработка новых методов медиации, а также программ обучения ведению переговоров. С середины XX века в роли посредников в разрешении конфликтов здесь выступали Национальное управление по трудовым отношениям и Федеральная служба посредничества и примирения. За 50 лет работы на ее счету более 500 тысяч разрешенных конфликтов [2].

В настоящее время в США немало активно действующих специализированных компаний по досудебному урегулированию споров, существуют специальные судьи - медиаторы. Компании и юридические фирмы США осуществили испытание различных способов урегулирования споров, в том числе ранее неизвестных, и их внедрение в деловую практику. Здесь же, в США, появился термин «альтернативное разрешение споров».

Большую популярность приобрел арбитраж, однако и он обладал рядом недостатков, свойственных судебной системе: дороговизна, длительность процедуры, отчуждение сторон от решения их проблемы и др. Поэтому расширилось применение посредничества, появились такие формы, как «мини-суды», независимое экспертное заключение, рекомендательное арбитражное и судебное решения при сокращенной процедуре разбирательства, а также гибридные формы. В настоящее время в США рынок подобных услуг

обширен, подобные формы разрешения споров используются в различных отраслях права. При этом услуги предоставляются и государственными компаниями, и частными фирмами.

В странах Западной Европы в 80-е годы XX века также начали возрождаться и усовершенствоваться различные примирительные процедуры. Разнообразие форм реализации определялось национальной спецификой страны, в которой вводились институты ме-диаторства. Причем в странах Европы значительный объем деятельности по медиаторству реализуется в рамках функционирования торгово-промышленных палат.

Так, для скандинавских стран характерны такие свойства, как прагматизм и отсутствие формализма. В Финляндии получил применение конфиденциальный, быстрый, неформальный арбитраж, он очень хорошо подходит деловому климату. В Швеции институты правового посредничества сложились относительно недавно. Институт посредничества при Торговой палате г. Стокгольма разработал Регламент посредничества только в 1999 году. Финская ассоциация коллегий адвокатов разработала Регламент посредничества в 1998 году.

Торгово-промышленные палаты Германии, кроме третейского суда, предлагают также и услуги посредничества. Часто данные услуги оказываются лицами, которые включены в примерные списки арбитров этих судов, нередко также и адвокатами.

В европейском сообществе можно выделить следующие ведущие организации, реализующие функции медиаторства:

- в Великобритании такой организацией в области примирительных процедур является Центр эффективного разрешения споров (Centre for Effective Dispute Resolution);

- во Франции - Международный арбитраж при Международной ТПП, а также Центр посредничества и арбитража при ТПП Парижа;

- в Италии - Центр альтернативного разрешения споров и Палата по национальному и международному арбитражу Милана;

- в Австрии - Комиссия ООН по праву международной торговли и Арбитражный центр Федеральной экономической палаты;

- в Нидерландах - Центр альтернативного разрешения споров в области коммерции и промышленности и Арбитражный институт.

В 90-е годы третейские суды торгово-промышленных палат приняли Примирительные регламенты, а сами палаты учредили отделы по примирению, основной целью которых является координация процедуры посредничества и других примирительных процедур. Некоторые государства пошли дальше,

Старыгина П. С.

учредив специальную должность судьи или иного работника судебного аппарата, главной функцией которого является содействие примирению сторон. В некоторых странах примирительная процедура устанавливается в качестве обязательной стадии судебного производства.

Помимо примирения под руководством суда, стороны могут обратиться к посреднику, причем в одних странах это просто дозволяется, в других это поощряется, в третьих является обязательным в определенных категориях споров.

В Азии и арабском мире примирительные процедуры проявляются через традиции ведения дел и поведенческие стереотипы. Так, по оценкам исследователей, менталитету китайцев соответствует подход, в соответствии с которым следование законам нежелательно, поскольку оно может приводить к несправедливости, а идеал состоит в том, чтобы законы вообще не применялись, а судебные решения не выносились. Воспитание китайцев требует от них искать причину конфликта не в недобросовестности или ошибках другой стороны, а в своих собственных ошибках, нерадении, оплошностях. В Японии традиционно ведущим способом урегулирования споров являются непосредственные переговоры. Все другие процедуры, включая судебную, являются исключением. Обращение в суд не имеет у японцев общественной поддержки.

Для арабских стран согласительные процедуры являются традиционными и очень широко применяются. Ислам учит верующего урегулировать споры миром. Именно так должны быть прекращены все споры. В шариате есть прямые указания на примирительные процедуры как предпочтительные по сравнению с государственным и третейским судом. Само начало спора считается порочащим репутацию семьи или компании, поэтому его надо скрыть, урегулировать без огласки.

Рассматривая медиаторство как институт рыночной экономики, необходимо четко установить наличие предпосылок для его развития в отечественной практике. Исходя из анализа международной практики , можно подумать, что медиация в России есть лишь заимствование с Запада. Однако анализ исторического опыта урегулирования споров в России позволяет сделать вывод о том, что, напротив, практическое применение примирительных процедур и мирового соглашения выступает неотъемлемой частью русской деловой и правовой культуры. Русские правовые памятники позволяют судить о том, что урегулирование споров путем заключения мирового соглашения было наиболее древним правовым обычаем.

В 1775 г. Указом Екатерины Великой были учреждены совестные суды, которые рассматривали гражданские дела в порядке примирительной процедуры. При их создании учитывалась особенность правосознания россиян: улаживать споры не по праву, а по совести, преобладание ценностного подхода к праву.

В России в разные эпохи существовало множество институтов, направленных на проведение примирительных процедур. Так, существовал обычай урегулировать споры с помощью примирения, особенно в среде крестьян и купцов. Впоследствии государство санкционировало этот обычай и придало достигнутому в ходе примирения соглашению юридически обязательный характер.

В современных условиях правовые основы медиа-торства заложены принятым в 2002 году Арбитражно-процессуальным кодексом РФ. В ряде его положений был сделан важный шаг по пути к созданию благоприятных законодательных условий для урегулирования участниками правового оборота своих споров без необходимости вынесения судебного решения. Регулирование примирительных процедур и мирового соглашения стало более подробным и системным.

В 2010 году был принят Закон о медиации, который упорядочил практику применения медиации в России. В соответствии с этим законом в Гражданский процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы были внесены изменения, согласно которым судья имеет право предложить сторонам создать мировое соглашение с помощью медиации.

Рассматривая процессы становления медиатор-ской деятельности, приходится констатировать, что, несмотря на законодательные усилия, практические шаги по ее реализации еще остаются неудовлетворительными, понимание эффективности примирения у руководителей хозяйствующих субъектов еще не сформировалось на достаточном уровне. Правовые процедуры не получили широкого распространения. В то же время медленное развитие правовой медиации препятствует становлению экономической медиации, когда совокупность приемов и методов согласования интересов экономических агентов обогащает арсенал средств хозяйственного управления.

Литература

1. Давыденко Д. Л. Из истории примирительных процедур в Западной Европе и США // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. № 1. С. 163-176.

2. Ростиашвили К. Д. Федеральная служба посредничества и примирения США. Экономика, политика, идеология. 1991. № 4. С. 109-110.

т

Государственное и муниципальное управление

P. S. Starygina

OVERVIEW OF GLOBAL AND DOMESTIC PRACTICE OF CREATION AND FUNCTIONING OF THE INSTITUTIONS OF MEDIATION

The article provides an overview of world and domestic practice of creation and functioning of the institutions of mediation. Describes the main historical periods of development of alternative means of dispute resolution. Also highlights national peculiarities of mediation in various countries, including Russia.

Key words: conflict, conflict resolution, mediation, mediator.

STARYGINA Polina Sergeevna - Candidate of Social sciences, Associate Professor of Legal Support of the Public and Municipal Administration, the Mari State University, Yoshkar-Ola. Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.