Научная статья на тему 'Мировая и отечественная практики создания и функционирования институтов согласования экономических интересов'

Мировая и отечественная практики создания и функционирования институтов согласования экономических интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / МЕДИАТОРСТВО / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОСРЕДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исраилова Э. А.

В статье рассматриваются некоторые аспекты медиаторства как института согласования экономических интересов субъектов рыночного хозяйства. Дается анализ зарубежного и отечественного опыта медиаторства, что позволяет сделать вывод о значимости данного института. Отмечено, что развитие медиаторства требует уточнения теоретико-методологических основ управления экономическими системами, выявления роли согласования интересов для саморегулирования хозяйственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировая и отечественная практики создания и функционирования институтов согласования экономических интересов»

УГРОЗЫ ИБЕЗОПАСНОСТЬ

36 (129) - 2011

УДК 338.2

мировая и отечественная практики создания и функционирования институтов согласования экономических интересов

э. а. исраилова,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической теории E-mail: elima84@mail. ru Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

В статье рассматриваются некоторые аспекты медиаторства как института согласования экономических интересов субъектов рыночного хозяйства. Дается анализ зарубежного и отечественного опыта медиаторства, что позволяет сделать вывод о значимости данного института. Отмечено, что развитие медиаторства требует уточнения теоретико-методологических основ управления экономическими системами, выявления роли согласования интересов для саморегулирования хозяйственных организаций.

Ключевые слова: экономические интересы, медиаторство, согласование интересов, субъекты экономики, рыночная экономика, посредничество.

Эффективным методом регулирования отношений субъектов рыночного хозяйства представляется использование институционального инструмента медиаторства для согласования экономических интересов. При управлении экономическими процессами медиаторство не только является способом урегулирования конфликтов, но и выступает методологической платформой формирования крупных интегрированных структур. Наиболее яркий пример реализации интеграционной функции медиаторства—развитие институтов Европейского Сообщества.

Экономическими причинами, предопределившими развитие институтов медиации, явились: усложнение хозяйственного оборота, глобализация рынков, внедрение новационных технологий (компьютерных, информационных, телекоммуникационных, биологических, наноинженерных), создание продуктов интеллектуального труда. Усложнение системы экономических, производственно-хозяйственных взаимодействий обусловливает необходимость использования разнообразных инструментов согласования интересов их субъектов — средств гибких, действенных и разнообразных.

Необходимость эволюции институтов меди-аторства обусловлена завершением трансформационных процессов, в результате чего качественным образом изменился состав хозяйствующих субъектов, что потребовало выделения сферы согласования их интересов как подсистемы управления устойчивостью воспроизводства. Ее методологическими основами являются базовые принципы конфликтологии [1, 2]. Относительная разработанность методик разрешения кризисных ситуаций позволяет адаптировать их базовые положения применительно к посредническим процедурам при согласовании интересов хозяйствующих субъектов.

Согласование играет ключевую роль в успешном обеспечении институциональной устойчивости хозяйственно-экономических систем. Противоречия и спорные ситуации в экономике следует воспринимать как реалии развития и использовать для отработки механизмов управления взаимодействием хозяйствующих субъектов.

Согласование экономических интересов предполагает использование набора механизмов (инструментов), которые можно систематизировать по следующим направлениям:

• предвидение (прогноз) потенциальных несогла-сованностей действий агентов рынка, способных привести к кризисной ситуации на рынке;

• принятие превентивных мер по их предотвращению;

• реагирование на возникшие проблемы;

• разрешение противоречий интересов взаимодействующих сторон.

Инструменты согласования можно разделить на три категории:

1) взаимодействие с противоборствующими сторонами;

2) механизмы планирования и совместного видения;

3) инструменты достижения консенсуса экономических интересов [3].

Отбор инструментарных средств согласования интересов субъектов рыночного хозяйства зависит от причины возникновения и типов противоречий. Технология согласования интересов представляет функциональное взаимодействие указанных инструментов. При этом предполагается стимулирование субъектов противостоящих интересов к поиску взаимоприемлемых решений путем нахождения компромиссных позиций и взаимных уступок, выхода за рамки предъявления встречных претензий и противоборства. Важнейшим направлением регулирования системы экономических отношений является медиаторство как институциональный инструмент согласования экономических интересов субъектов рыночного хозяйства.

В существующих определениях медиаторской деятельности характерно указание на промежуточное положение рассматриваемого феномена в системе согласования экономических интересов субъектов рыночного хозяйства, что соответствует концепции медиаторства — как способа конструктивного урегулирования споров с помощью вмешательства третьей стороны.

Медиаторство означает согласование частных интересов сторон на основе выявления их более значимых интересов и целей. Экономическое медиаторство — это «целенаправленное воздействие на отношения субъектов хозяйствования для недопущения столкновения их интересов, а в случае возникновения противоборства сторон — его локализации и разрешения за определенный период времени, что требует применения определенных приемов и методов» [3].

Важным принципом согласования действий субъектов рыночного хозяйства является идентификация объекта воздействий. Экономическое медиаторство возможно осуществлять на ранних этапах возникновения проблемных ситуаций, что может быть использовано в практике антикризисного менеджмента с предприятиями-банкротами, по отношению к которым рекомендовано применение процедур медиации. Анализ положения дел в области применения антикризисных процедур, предусмотренных законом, позволил сделать вывод о том, что в антикризисной политике государства акцент смещен в сторону финансово-правового урегулирования антикризисного процесса для условий, когда предприятие уже неспособно продолжить финансовое обеспечение производственного процесса.

Велика роль стабилизационной деятельности института экономического медиаторства путем выявления и содействия формированию условий, позволяющих предприятиям функционировать в бескризисном режиме. Медиаторство в сфере хозяйственных взаимодействий выступает в роли института, обеспечивающего преодоление явлений несогласованности, противоречивости интересов субъектов рыночного хозяйства. Медиаторство как деятельность по обеспечению институциональной устойчивости сферы проявления экономических интересов имеет существенную значимость для репродуктивного функционирования макро- и микроэкономических систем.

Медиаторство — это технология согласования процесса взаимодействия субъектов рынка, обеспечивающая устойчивость функционирования всей экономической системы, это комплекс мер целенаправленного разрешения ситуации противостояния интересов субъектов рыночного хозяйства, призванный подготовить условия для принятия взаимоприемлемых решений, позволяющих устранить причины конфронтации. Область применения экономической медиации — это отношения между

Интерес хозяйствующего субъекта

предприятиями различных сфер деятельности, которые должны находиться в состоянии партнерского взаимодействия, но их экономические интересы оказались противостоящими. Медиация — это конструктивный способ согласования интересов субъектов рыночного хозяйства, обеспечивающий

возможность их дальнейшего продуктивного взаимодействия. Данным обстоятельством обусловлены императивы к технологии экономического медиа-торства, предполагающей выявление и согласование участников регулируемых процессов.

Функции экономической медиации состоят в урегулировании отношений субъектов рыночного хозяйства с помощью и под контролем арбитражного суда, что призвано обеспечить сохранение конструктивных деловых отношений в условиях, когда сторонам противоборствующих интересов необходима лишь квалифицированная помощь независимого юриста-консультанта. Если медиа-торство обеспечивает достижение договоренности в урегулировании спора сторон, то последние могут заключить мировое соглашение или новый договор по спорным вопросам.

Важным ограничением медиаторства является наличие добровольного согласия сторон на согласительные процедуры. Спецификой деятельности медиатора является то, что он не принимает и не навязывает субъектам конфронтирующих интересов решения: его задача — организовать согласительный процесс таким образом, чтобы субъекты спора сами пришли к обоюдноприем-лемому решению. Медиатор реализует обратную связь для каждого из субъектов противоборствующих интересов.

Целью экономического медиаторства является оптимизация процесса поиска конструктивного выхода из ситуации противостояния интересов субъектов рыночного хозяйства. В институционально-организационном плане экономическое медиа-торство может быть формальным (официальным) или неформальным (неофициальным). Формальное медиаторство предполагает наличие у медиатора нормативного статуса и соответствующих функциональных компетенций, неформальное — заключается в признании участниками авторитета

Объект

г

Субъекты медиаторства

Формальные: международные организации, правовые институты государства, правительственные комиссии, арбитражные, третейские суды, комиссии по разрешению споров Неформальные: институты гражданского общества, представители общественных правозащитных организаций, авторитарные личности, неформальные лидеры и др.

/

Интерес хозяйствующего субъекта

Рис. 1. Алгоритм и субъектная структура процесса экономического медиаторства [3]

посредника в решении сложившихся проблем. В роли последнего может выступить профессионал-управленец или институция.

Реализация субъектно-объектного подхода к анализу процесса экономического медиаторства позволила выделить в его субъектной структуре группы формально-институциональных и неформальных носителей функций посредничества в процедуре согласования экономических интересов субъектов рыночных отношений (рис. 1).

Неформальными медиаторами могут быть известные в определенной сфере деятельности личности, представители общественных организаций, неформальные лидеры.

Необходимость медиаторства обусловлена тем, что решение проблем урегулирования требует более высокой компетенции, чем обладают субъекты противостоящих интересов.

Добровольность медиаторства не отрицает возможности его инициации органами регулирования хозяйственной сферы. Инициативное (оперативное) вмешательство в отношения противоборствующих сторон целесообразно в случаях, если:

• противостояние негативно влияет на среду, контролируемую третьей стороной;

• одной из сторон агрессивно применяются различные виды воздействий или оказывается давление;

• происходит опасная эскалация противостояния, чреватая развитием кризисных процессов;

• у медиатора имеется возможность удовлетворить интересы обеих сторон.

Процесс медиации включает шесть интерактивных последовательно осуществляемых стадий: идентификации ситуации, проработки условий разрешения противоречий, поиска сближающих стороны позиций, организации переговорного процесса, анализа его результатов и контроля за соблюдением договоренностей (рис. 2).

Рис. 2. Алгоритм процесса медиации при согласовании экономических процессов хозяйствующих субъектов

Изучение проблемной ситуации

Встречи с субъектами противоположных интересов

Поиск позиций, сближающих стороны

Организация переговорного процесса

Анализ достигнутых результатов

Контроль за исполнением достигнутых договоренностей

Определяющим этапом медиаторства является ведение переговорного процесса с использованием инструментов согласования интересов, достижения доверия, обеспечения баланса позиций и взаимного контроля. Результаты медиаторской деятельности могут воплощаться в различных типах согласования интересов хозяйствующих субъектов: компромисси-онном, асимметричном решении или нахождением новых форм партнерского сотрудничества.

Характеризуя медиацию как инструмент согласования интересов, можно выделить ее следующие принципы:

1) равноправие сторон;

2) нейтральность посредника;

3) добровольность;

4) конфиденциальность.

Институциональные дефициты медиаторства

проявляются в том, что оно не гарантирует окончательного разрешения спора, а потенциальное нарушение достигнутых договоренностей не защищено правовыми нормами. Как правило, принятые соглашения исполняются в силу их выгодности субъектам спора.

Характеризуя содержание медиаторской деятельности, следует подчеркнуть ее родство с экономическим феноменом посредничества. Будучи неотъемлемым элементом системы товародвижения, посреднические структуры обеспечивают взаимодействие производителя и потребителя, выполняя функции коммерческого оборота продукции и обеспечивая определенные регулирующие воздействия на выпуск продукции, обеспечивая согласование интересов субъектов потребления и производства. Развитие экономического медиаторства модернизирует механизм согласования интересов субъектов рыночного хозяйства.

Сегодня в странах с развитой правовой системой медиация достаточно широко применяется при разрешении гражданско-правовых, семейных, коммерческих конфликтов и даже административных и публичных споров. Статистика различается в разных странах, но там, где медиация имеет наиболее длительную историю (а это, прежде всего, англосаксонские страны), можно говорить о том, что от 60 до 80 % споров и конфликтов успешно

разрешаются с помощью этого метода. В России процесс активной интеграции медиации в правовую культуру начался достаточно недавно.

Медиация как общественно значимая деятельность сформировалась в США в начале 1960-х гг. Появление интереса к профессиональной медиации в стране, где велика самостоятельность отдельных структур общества, вполне закономерно. В США выпускается ряд журналов, освещающих проблемы медиации, например «Ежеквартальный журнал по медиации». В 1983 г. там же был основан Национальный институт разрешения диспутов, в задачи которого входит разработка новых методов медиации, а также программ обучения ведению переговоров. В США действуют частная и государственная службы медиации.

В настоящее время в США немало активно действующих специализированных компаний по досудебному урегулированию споров, существуют специальные судьи-медиаторы. Компании и юридические фирмы США осуществили испытание различных способов урегулирования споров, в том числе ранее неизвестных, и их внедрение в деловую практику. Появился термин «альтернативное разрешение споров» (alternative dispute resolution — ADR), поскольку примирительные процедуры рассматривались как более эффективная альтернатива судебной системе.

В Европейском Сообществе можно выделить следующие ведущие организации, реализующие функции медиаторства:

• в Великобритании такой организацией в области примирительных процедур (широко известной на общеевропейском и мировом уровнях) является Центр эффективного разрешения споров (Centrefor Effective Dispute Resolution — CEDR);

• во Франции — Международный арбитраж при Международной торгово-промышленной палате (ТПП), а также Центр посредничества и арбитража (Centre de Mediatione d'Arbitrage) при ТПП Парижа;

• в Италии—Центр альтернативного разрешения споров (ADR Center) и Палата по национальному и международному арбитражу Милана;

• в Австрии — Комиссия ООН по праву международной торговли и Арбитражный центр Федеральной экономической палаты (Вена);

• в Нидерландах — Центр альтернативного разрешения споров в области коммерции и промышленности (ADR Centerfor Commerce and Industry) (Гаага) и Арбитражный институт (Роттердам).

Мощным стимулом к развитию примирительных процедур стало принятие в 1990-е гг. третейскими судами торгово-промышленных палат Примирительных регламентов, а сами палаты учредили отделы по примирению, основной целью которых является координация процедуры посредничества и других примирительных процедур. В Европейском Союзе на официальном уровне осознали, что примирительные процедуры нельзя игнорировать.

Растет понимание того, что они появились по объективным причинам и вызваны требованиями самой жизни и нуждаются в поддержке политическими и правовыми мерами. Регулирование примирительных процедур должно быть достаточно общим, чтобы обеспечить их гибкость, но при этом создать гарантии защиты прав их участников и публичного интереса. Некоторые государства пошли дальше, учредив специальную должность судьи или иного работника судебного аппарата, главной функцией которого является содействие примирению сторон (мировой судья в Италии, Греции и Испании, судебный примиритель во Франции); есть немало стран, в которых примирительная процедура устанавливается как обязательная стадия судебного разбирательства (в Финляндии — по всем гражданским делам).

Как видно, анализ мирового опыта помогает нам составить представление, что правовое посредничество является заимствованием с Запада и в российской традиции хозяйственного оборота оно нежизнеспособно, поскольку никогда не применялось и не соответствует российскому правосознанию, т. е. будет отторгаться деловой практикой как чужеродное.

Однако анализ исторического опыта урегулирования споров в России, проводимый специалистами,

позволяет сделать вывод о том, что практическое применение примирительных процедур, в первую очередь посредничества, и их наиболее типичного результата — мирового соглашения — выступает неотъемлемой частью российской деловой и правовой культуры.

В современной России параллельно со становлением нормативно-правовой базы медиаторства формируется механизм согласительных процедур в виде различных общественных согласительных центров. Первый «Центр разрешения конфликтов» был создан в Санкт-Петербурге в 1993 г. За последние годы во многих регионах России созданы специализированные центры разрешения конфликтов (например в Санкт-Петербурге, Москве, Ставрополе, Краснодаре, Казани, Новосибирске). Создано несколько межрегиональных общественных организаций, занимающихся развитием альтернативного разрешения споров (АРС) на местах.

Развитие экономического медиаторства требует дальнейшего расширения и уточнения существующих теоретико-методологических основ управления экономическими системами, выявления роли механизмов согласования интересов для саморегулирования хозяйственных организаций различной иерархии. Проведенный анализ зарубежного и отечественного опыта медиаторства позволяет делать вывод о значимости и действенности данного направления совершенствования системы управления, что ставит задачи по развитию его методологических основ и расширению практики применения.

Список литературы

1. Аллахвердова О. В. Медиация: пособия для посредников (медиаторов) . СПб. , 1999.

2. Андреев В. И. Конфликтология: искусство споров, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1999.

3. Радина О. И. Институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг региона. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ ЮФУ. 2007. С.128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.