Исраилова Э.А.
доцент кафедры «Экономическая теория» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
ФУНКЦИЯ МЕДИАТОРСТВА В МЕХАНИЗМЕ СОГЛАСОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ключевые слова: экономическое ме-диаторство, экономические интересы, субъект рыночного хозяйства, согласование экономических интересов, функции медиаторства, институты медиатор-ства.
Действенным инструментом институционально-экономического механизма согласования интересов субъектов рыночного хозяйства выступает институт медиаторства как организационная форма выполнения функций посредничества при итерационных процедурах сближения интересов контрагентов рыночных трансакций и поиска позиций их баланса (равновесия). Эту функцию выполняют представительные институты: ассоциации, союзы, фонды, общества, согласительные комиссии, третейские и арбитражные суды, представляющие интересы и позиции общества (социума, населения), государственной власти, бизнес-среды и способствующие разрешению конфликтных ситуаций, сглаживанию остроты противоречивых интересов и поиску компромисса при конфронтации интересов взаимодействующих сторон рыночных отношений.
Использование институционального инструмента медиаторства для согласования экономических интересов представляется эффективным ме-
тодом регулирования отношений субъектов рыночного хозяйства. При управлении экономическими процессами медиаторство не только является способом урегулирования конфликтов, но и выступает методологической платформой формирования крупных интегрированных структур. Наиболее яркий пример реализации интеграционной функции медиаторства - развитие институтов Европейского Сообщества.
Экономическими причинами, предопределившими развитие институтов медиации, явились: усложнение хозяйственного оборота, глобализация рынков, внедрение нова-ционных технологий (компьютерных, информационных, телекоммуникационных, биологических, нано-инженерных), создание продуктов интеллектуального труда. Усложнение системы экономических, производственно-хозяйственных взаимодействий обусловливают необходимость использования разнообразных инструментов согласования интересов их субъектов - средств гибких, действенных и разнообразных.
Необходимость эволюции институтов медиаторства обусловлена завершением трансформационных процессов, в результате чего качественным образом изменился состав хозяйствующих субъектов, что потребовало выделения сферы согласования их интересов как подсистемы управления устойчивостью воспроизводства. Ее методологическими основами являются базовые принципы конфликтологии [2]. Относительная разработанность методик разрешения кризисных ситуаций позволяет адаптировать их базовые
положения применительно к посредническим процедурам при согласовании интересов хозяйствующих субъектов.
Согласование играет ключевую роль в успешном обеспечении институциональной устойчивости хозяйственно-экономических систем. Противоречия и спорные ситуации в экономике следует воспринимать как реалии развития и использовать для отработки механизмов управления взаимодействием хозяйствующих субъектов. [1]
Согласование экономических интересов предполагает использование набора механизмов (инструментов), которые можно систематизировать по следующим направлениям:
- предвидение (прогноз) потенциальных несогласованностей действий агентов рынка, способных привести к кризисной ситуации на рынке;
- принятие превентивных мер по их предотвращению;
- реагирование на возникшие проблемы;
- разрешение противоречий интересов взаимодействующих сторон.
Инструменты согласования можно разделить на три категории:
1. Взаимодействие с противоборствующими сторонами.
2.Механизмы планирования и совместного видения.
3.Инструменты достижения консенсуса экономических интересов [3].
Отбор инструментарных
средств согласования интересов субъектов рыночного хозяйства зависит от причины возникновения и типов противоречий. Технология со-
гласования интересов представляет функциональное взаимодействие указанных инструментов. При этом предполагается стимулирование субъектов противостоящих интересов к поиску взаимоприемлемых решений путем нахождения компромиссных позиций и взаимных уступок, выхода за рамки предъявления встречных претензий и противоборства. Важнейшим направлением регулирования системы экономических отношений является медиа-торство как институциональный инструмент согласования экономических интересов субъектов рыночного хозяйства.
В существующих определениях медиаторской деятельности характерно указание на промежуточное положение рассматриваемого феномена в системе согласования экономических интересов субъектов рыночного хозяйства, что соответствует концепции медиаторства - как способа конструктивного урегулирования споров с помощью вмешательства третьей стороны.
Медиаторство означает согласование частных интересов сторон на основе выявления их более значимых интересов и целей. Экономическое медиаторство - это «целенаправленное воздействие на отношения субъектов хозяйствования для недопущения столкновения их интересов, а в случае возникновения противоборства сторон - его локализации и разрешения за определенный период времени, что требует применения определенных приемов и ме-тодов»[3, с.147].
Важным принципом согласования действий субъектов рыночного
хозяйства является идентификация объекта воздействий. Экономическое медиаторство возможно осуществлять на ранних этапах возникновения проблемных ситуаций, что может быть использовано в практике антикризисного менеджмента с предприятиями-банкротами, по отношению к которым рекомендовано применение процедур медиации. Анализ положения дел в области применения антикризисных процедур, предусмотренных законом позволил сделать вывод о том, что в антикризисной политике государства акцент смещен в сторону финансово-правового урегулирования антикризисного процесса для условий, когда предприятие уже неспособно продолжить финансовое обеспечение производственного процесса.
Велика роль стабилизационной деятельности института экономического медиаторства путем выявления и содействия формированию условий, позволяющих предприятиям функционировать в бескризисном режиме.
Медиаторство в сфере хозяйственных взаимодействий выступает в роли института, обеспечивающего преодоление явлений несогласованности, противоречивости интересов субъектов рыночного хозяйства.
Медиаторство как деятельность по обеспечению институциональной устойчивости сферы проявления экономических интересов имеет существенную значимость для репродуктивного функционирования макро- и микроэкономических систем.
Медиаторство - это технология согласования процесса взаимодействия субъектов рынка, обеспечива-
ющая устойчивость функционирования всей экономической системы, это комплекс мер целенаправленного разрешения ситуации противостояния интересов субъектов рыночного хозяйства, призванный подготовить условия для принятия взаимоприемлемых решений, позволяющих устранить причины конфронтации. Область применения экономической медиации - это отношения между предприятиями различных сфер деятельности, которые должны находиться в состоянии партнерского взаимодействия, но их экономические интересы оказались противостоящими. Медиация - это конструктивный способ согласования интересов субъектов рыночного хозяйства, обеспечивающий возможность их дальнейшего продуктивного взаимодействия. Данным обстоятельством обусловлены императивы к технологии экономического медиаторства, предполагающей выявление и согласование участников регулируемых процессов. Базовые процедурные элементы медиации заключаются:
- в разработке плана будущих действий (проекта соглашения), который участники противоборства смогли бы принять за основу;
- в подготовке участников к тому, чтобы они в полной мере осознавали последствия своих собственных решений;
- в помощи участникам в поиске приемлемого для них решения.
Управление согласованием предполагает, что в составе инструментария медиаторства значительный объем занимают исследовательские и аналитические процедуры,
которые должны позволить выявить причины сложившегося противостояния сторон, раскрыть и сформулировать их в доступной для сторон форме. Использование приемов и методов медиации применительно к управлению экономическими процессами требует выявления специфики данного подхода, которая в наибольшей степени проявляется при сравнении медиаторской деятельности с судебным разбирательством. Эта специфика состоит в следующем:
- в отличие от разбирательства дела в суде, вступление обеих сторон в процесс медиации является добровольным;
- в суде стороны не участвуют в разработке и принятии решения - это функция судьи; медиация же, напротив, позволяет сторонам самим вырабатывать и принимать решение, а посредник (медиатор) лишь создает для этого благоприятные условия;
- в суде стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если (как это нередко бывает) одна, а то и обе стороны этим решением недовольны. Медиация же - это процесс, в котором все решения принимаются по обоюдному согласию сторон, и обе они берут на себя обязанность выполнять совместно принятые ими решения. Понятно, что стороны делают это лишь тогда, когда удовлетворены этими решениями;
- в задачу суда входит определить, какая из сторон права, а какая виновата. Медиация же изначально нацелена на другое - на поиск согласия; в ходе нее стороны перестают искать «правого» и «виноватого», а с
помощью посредника обсуждают разные варианты решения проблем и совместно выбирают из них тот, который они обе сочтут наилучшим;
- риск медиации минимален, поскольку каждая из сторон в любой момент может отказаться от продолжения процесса разбирательства и медиация проходит конфиденциально;
- процесс медиации относительно непродолжителен и более дешев, чем традиционное рассмотрение дела в суде.
Функции экономической медиации состоят в урегулировании отношений субъектов рыночного хозяйства с помощью и под контролем арбитражного суда, что призвано обеспечить сохранение конструктивных деловых отношений в условиях, когда сторонам противоборствующих интересов необходима лишь квалифицированная помощь независимого юриста-консультанта. Если медиаторство обеспечивает достижение договоренности в урегулировании спора сторон, то последние могут заключить мировое соглашение или новый договор по спорным вопросам.
Важным ограничением медиа-торства является наличие добровольного согласия сторон на согласительные процедуры. Спецификой деятельности медиатора является то, что он не принимает и не навязывает субъектам конфронтирующих интересов решения: его задача - организовать согласительный процесс таким образом, чтобы субъекты спора сами пришли к обоюдно приемлемому решению. Медиатор реализует обратную связь для каждого из
субъектов противоборствующих интересов.
Целью экономического медиа-торства является оптимизация процесса поиска конструктивного выхода из ситуации противостояния интересов субъектов рыночного хозяйства.
В институционально-
организационном плане экономическое медиаторство может быть формальным (официальным) или неформальным (неофициальным). Формальное медиаторство предполагает наличие у медиатора нормативного статуса и соответствующих функциональных компетенций, неформальное - заключается в признании участниками авторитета посредника в решении сложившихся
проблем. В роли последнего может выступить профессионал-
управленец или институция.
Реализация субъектно-
объектного подхода к анализу процесса экономического
медиаторства позволила выделить в его субъектной структуре группы формально-институциональных и неформальных носителей функций посредничества в процедуре согласования экономических
интересов субъектов рыночных отношений (см. рис.1).
Неформальными медиаторами могут быть известные в определенной сфере деятельности личности, представители общественных организаций, неформальные лидеры.
Интерес хозяйствующего субъекта
Объект
" 1 г
Субъекты медиаторства
Формальные: Международные организации, правовые институты государства, правительственные комиссии, арбитражные, третейские суды, комиссии по разрешению споров Неформальные: Институты гражданского общества, представители общественных правозащитных организаций, авторитарные личности, неформальные лидеры и др.
/
Интерес хозяйствующего субъекта
Рисунок 1 - Алгоритм и субъектная структура процесса экономического медиаторства.
Необходимость медиаторства обусловлена тем, что решение проблем урегулирования требует более высокой компетенции, чем обладают субъекты противостоящих интересов.
Добровольность медиаторства не отрицает возможности его инициации органами регулирования хозяйственной сферы. Инициативное (оперативное) вмешательство в отношения про-
тивоборствующих сторон целесообразно в случаях, если:
- противостояние негативно влияет на среду, контролируемую третьей стороной;
- одной из сторон агрессивно применяются различные виды воздействий или оказывается давление;
- происходит опасная эскалация противостояния, чреватая развитием кризисных процессов;
- у медиатора имеется возможность удовлетворить интересы обеих сторон.
Процесс медиации включает шесть интерактивных последова-
тельно осуществляемых стадий: идентификации ситуации, проработки условий разрешения противоречий, поиска сближающих стороны позиций, организации переговорного процесса, анализа его результатов и контроля за соблюдением договоренностей (см. рис. 2).
Изучение проблемной ситуации
Встречи с субъектами противоположных интересов
Поиск позиций, сближающих стороны
Организация переговорного процесса
Анализ достигнутых результатов
Контроль за исполнением достигнутых договоренностей
Рисунок - 2 - Алгоритм процесса медиации при согласовании экономических процессов хозяйствующих субъектов
Определяющим этапом медиа-торства является ведение переговорного процесса с использованием инструментов согласования интересов, достижения доверия, обеспечения баланса позиций и взаимного контроля. Результаты медиаторской деятельности могут воплощаться в различных типах согласования интересов хозяйствующих субъектов: компро-миссионном, асимметричном решениях или нахождением новых форм партнерского сотрудничества.
Характеризуя медиацию как инструмент согласования интересов, можно выделить ее следующие принципы:
- равноправие сторон;
- нейтральность посредника;
- добровольность;
- конфиденциальность.
Институциональные дефициты
медиаторства проявляются в том, что оно не гарантирует окончательного разрешения спора, а потенциальное нарушение достигнутых договоренностей не защищено правовыми нормами. Как правило, принятые со-
глашения исполняются в силу их выгодности субъектам спора.
Характеризуя содержание медиаторской деятельности следует подчеркнуть ее родство с экономическим феноменом посредничества. Будучи неотъемлемым элементом системы товародвижения, посреднические структуры обеспечивают взаимодействие производителя и потребителя, выполняя функции коммерческого оборота продукции и обеспечивая определенные регулирующие воздействия на выпуск продукции, обеспечивая согласование интересов субъектов потребления и производства. Логистическая организация коммерческого посредничества придает новое качество процессу сопряжения интересов субъектов производственно-стоимостной цепочки. Развитие экономического медиаторства модернизирует механизм согласования интересов субъектов рыночного хозяйства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аллахвердова О.В. Медиация: Пособия для посредников (медиаторов). СПб., 1999.
2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство споров, ведения пере-
говоров, разрешения конфликтов. Казань, 1999.
3. Радина О.И. Институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг региона. Ростов-на-Дону. Изд-во СКНЦВШ ЮФУ. 2007.