УДК 330.59 АРСЛАНОВА ХАДИЖАТДЖАВАДОВНА
к.э.н., научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,
e-mail: [email protected]
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА (РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ СОГЛАСОВАНИЯ)1
Аннотация. Цель работы. Целью работы является исследование институциональной устойчивости социально-экономической системы региона на основе развития институтов согласования экономических интересов (экономического медиаторства). Метод или методология проведение работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных по определению конкретных приемов и методов, позволяющих совершенствовать институционально-инфраструктурные элементы системы управления социально-экономическим развитием региона. Результаты. Наблюдаемые существенные преобразования институционально-правовой базы всей экономической системы способствуют развитию имеющихся и появлению значительного числа новых организационных структур, появление которых формирует принципиально иную систему внутриотраслевых, межотраслевых и межтерриториальных хозяйственных связей. Ключевым аспектом формирования эффективных институциональных отношений выступает объективная необходимость создания качественно нового процесса взаимосвязи государства и бизнеса. Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития регионов. Область применения результатов. Результаты проведённого исследования могут быть использованы при разработке рекомендации по наиболее эффективному построению механизмов регулирования региональных рынков. Выводы. Сложная, многоуровневая, но гибкая система экономического взаимодействия бизнеса и государства, основанная на согласовании интересов, способна минимизировать риски сращивания бизнес структур и органов госвласти и выстроить цивилизованные отношения, основанные на нормах права.
Ключевые слова: институциональная устойчивость, система управления, согласование интересов, инфраструктура, устойчивое развитие, экономическое медиаторство, взаимодействие, бизнес, власть, общество.
ARSLANOVA KHADIJA TDJA VADOVNA
Candidate of Economic Sciences, Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS",
e-mail: [email protected]
INSTITUTIONAL SUSTAINABILITY OF THE SOCIAL-ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION (THE DEVELOPMENT OF INSTITUTES OF COORDINATION)
Abstract. The goal of the study. The goal of the study is researching the institutional sustaina-bility of the social-economic system of the region based on the development of the institutes of coordination of economic interests (economic mediation). The method or methodology of completing the study. The study is based on the general scientific methodology that assumes using a systematic approach to solving problems. The basis of this study is major work of domestic and foreign scientists on determining specific approaches and methods allowing to perfect the institu-tional-infrastructural elements of the system of management of the social-economic development of the region. The results. The significant transformations that we are observing in the institu-
1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант №15-02-00093а «Механизмы обеспечения социо-эколого-экономической сбалансированности развития проблемных регионов (на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа)».
tional-legislative foundation of the whole economic system further the development of the existing and the appearance of a significant number of new organizational structures, the appearance of which forms a fundamentally different system of intra-industry, multisectorial and interterritorial economic connections. The key aspect of the formation of effective institutional relations is an objective need to create a qualitatively new process of interconnection of the state and the business. The interaction of the business and government reflecting the interests of the society is the most important factor of sustainable development of regions. The area of application of the results. The results of the study performed may be used when developing recommendations on the most effective building of mechanisms of regulation of regional markets. The conclusions. A complex, multi-level but flexible system of economic interaction of business and the state, based on an agreement of interests, is able to minimize the risks of fusing business structures and governmental authorities, and build civilized relations based on the rule of law.
Keywords: institutional sustainability, a system of management, agreement of interests, an infrastructure, sustainable development, economic mediation, interaction, business, government authorities, public.
Введение. В современных условиях развития большинство регионов нашей страны обладает сложившейся системой регионального управления, которая не позволяет решать актуальные задачи и проблемы, связанные с необходимостью модернизации региональной экономики. Объективно существующая ориентация государственного механизма управления на контрольную и надзорную функции значительно снижает влияние и эффективность рыночных механизмов и негативно сказывается на формировании рыночной инфраструктуры.
Достаточно широкий круг контролирующих и проверяющих организаций, как и отсутствие четкой регламентации и порядка их деятельности, приводят к избыточному административному давлению на региональные рыночные институты и механизмы [1,4,6,16].
Сложившаяся ситуация предопределила формирование и развитие механизма согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов как направления совершенствования системы управления развитием региона.
Методы исследования. Актуальные проблемы устойчивого функционирования рыночных институтов определяют их содержание и задачи, направленные на определение конкретных способов и механизмов социально-экономического развития страны.
Диалектическое понимание процессов развития предполагает выделение базовых противоречий, приводящих в движение всю систему.
Драйвером развития рыночных институтов являются противоречия между [7,9,10]:
- функцией и целью системы;
- целями системы и целями её компонентов;
- изменяющимся количеством и существующим качеством системы;
- стремлением системы к установлению устойчивого состояния и средствами его достижения;
- процессами функционирования и развития;
- потребностями системы в ресурсах и возможностью их удовлетворения.
Перечисленные противоречия относятся к общесистемным по своему характеру и являются
общими для большинства экономических объектов. Их учёт, анализ и изучение в условиях трансформации институциональной системы страны выступает основой научного подхода, направленного на повышение интеграционности механизмов согласования.
Основываясь на рассмотренных положениях, можно с определённой долей уверенности определить, что управление институциональной устойчивостью — это в первую очередь формирование механизмов недопущения столкновения интересов хозяйствующих субъектов, а в случае невозможности предотвращения такого столкновения — локализация конфликта и его разрешение в определенные сроки.
В большинстве случаев в процессе управления для достижения заданных целей функционирования системы возможно применение определённого набора методов и приемов, которые в своей общей массе не что иное, как некая система общих правил и конкретизированных при-
емов согласования экономических процессов.
Основным принципом достижения успеха в согласовании экономических интересов хозяйствующих субъектов выступает понимание сущности функционирования объекта управления, осведомленности о конкретных причинах развития и особенности сложившейся обстановки. Поэтому выбору управляющего воздействия и определению эффективности результатов принятых решений предшествует выявление и определение отдельных конкретных фактов, имеющих непосредственное влияние на изменение результатов функционирования объекта управления — проблемной ситуации.
Любая проблемная (несогласованная) ситуация практически всегда нуждается в применении общих усилий, направленных на её преодоление (согласование) либо, в самом крайнем случае, снижения возможных негативных последствий.
Общемировой опыт свидетельствует, что разрешение большинства проблемных ситуаций в современных условиях развития экономики является управляемым процессом. Управляемость процессов согласования в рассматриваемом контексте означает осознанное противодействие системы зарождающемуся или возникшему в ней дисбалансу [5,11,13,19].
Современные процедуры регулирования, основанные на институциональных воздействиях, включающие механизмы согласования, требуют введения определённых понятий и уточнений, которые по своей сути оказывают определённое влияние на формирование и реализацию конкретных управленческих решений в хозяйственной деятельности. К таким понятиям и определениям можно отнести термин «экономическое медиаторство». Медиаторство в согласовании экономических интересов хозяйствующих субъектов следует рассматривать как подсистему согласования в системе управления [14,15,20].
Формирование устойчивой институциональной системы помимо процессуальных аспектов определенных воздействий на хозяйствующие субъекты по стабилизации проблемных ситуаций включает и организационно-ресурсное обеспечение процессов согласования.
Существующие так называемые «медиаторные взаимодействия», связывающие все основные элементы социально-экономической системы, выступают той базой, которая способна обеспечить необходимую институциональную устойчивость всей хозяйственной структуры общества (общая схема медиаторных взаимосвязей представлена на рис.).
Основным принципом осуществления деятельности по согласованию интересов и действий субъектов социально-экономической системы выступает конкретная идентификация объекта медиаторных воздействий. Правовой аспект осуществления медиаторной деятельности предполагает наличие спора, конфликта или иной несогласованной ситуации. Экономическое ме-диаторсто, в свою очередь, возможно на более ранних этапах зарождения несогласованных ситуаций, что наглядно может быть показано на примере деятельности, направленной на разрешение проблемных ситуаций, связанных с предприятиями банкротами (правовая медиация в данном случае регламентирована законом).
Рис. Медиаторные взаимосвязи элементов социально-экономической системы
Основная суть самого урегулирования как управленческого механизма воздействия государства либо иных властных субъектов на экономические отношения в целом заключается в том, что оно может быть осуществлено без вмешательства в развитие рыночных отношений, сохраняя тенденции цивилизованного и социально направленного их развития.
Экономическое медиаторство позволяет рассматривать иной подход, основанный на согласительных механизмах, к различным методам управления социально-экономической системой. Современное развитие методов управления экономическими системами исключает административное давление, основанное на системе команд и приказов. Приемлем стиль управления, основанный на принятии экономических и социальных интересов и осуществлении на основе этих интересов воздействия на рыночные отношения посредством чётко определённых административных, распорядительных, социально-экономических методов управления. Определение основных интересов субъектов хозяйствования и общества в системе государственного регулирования позволит сформировать оптимальные механизмы и методы самоуправления социально-экономической системы — институты согласования интересов, направленные на осуществление урегулирования различных конфликтов экономического и социального характера в наиболее благоприятной форме.
Интересы общества (социальные, экономические, экологические) — это определённое выражение объективных взаимосвязей между возможными путями удовлетворения потребностей людей и условиями развития процесса производства (оказания услуг). Учёт интересов общества, государства и хозяйствующих субъектов должен основываться на использовании механизмов социально-экономического регулирования [2,3,12,15].
Государственное регулирование наряду с механизмами рыночного саморегулирования должно учитывать социальные интересы общества, что гарантированно является базисом построения социально ориентированной экономики.
Рассмотрим некоторые направления регулирующего воздействия государственных органов управления на региональную экономику, к которым отнесём [12,14]:
- формирование комплексной социальной политики, способной стимулировать экономические реформы в регионе;
- построение системы, способной сохранить баланс интересов общества при неблагоприятном развитии элементов саморегулирующего рынка;
- формирование действенной системы защиты населения от загрязнения экологии и создание благоприятных условий для деятельности населения;
- поддержка и развитие культуры, просвещения, здравоохранения.
Перечисленные направления регуляционной политики государства характеризуют развитие социально-ориентированной экономики. Однако их не следует ни переоценивать, ни недооценивать.
Механизм государственного регулирования, согласно кибернетическому подходу, реализуется внешним и внутренним взаимодействием органов системы управления: по каналу прямой связи к объекту управления поступает распорядительная информация, а по каналу обратной связи — отчётная.
Сами информационные потоки, основанные на движении отчётно-распорядительной информации, предполагают наличие и развитие определённых механизмов согласования в структурах управления хозяйствующими субъектами. Необходимо помнить, что возможны лишь механизмы согласования, а не исполнения, при которых становятся значимыми различного рода альянсы (ассоциативных форм организации и управления), приводящих к проявлению многообразных форм горизонтального взаимодействия организаций. Это позволяет выделить интеграционные процессы в управлении, направленные на более рациональное использование имеющихся ресурсов. Вследствие чего формируются как горизонтальные корпорации, так и стратегические союзы, направленные на повышение управляемости и доходности.
Существенную роль в кооперации бизнес-структур и получении ими большего объёма прав и возможностей играют различного рода некоммерческие организации: союзы, ассоциации, деятельность которых чаще всего направлена на определение стандартов обслуживания потребителей и конкретизации правил осуществления предпринимательской деятельности, формирование и реализацию действенных механизмов саморегулирования бизнеса [8,11,17,18].
Зарождение и развитие институтов согласования интересов различных хозяйствующих субъектов на основе экономического медиаторства, выступающего действенным механизмом обеспечения институциональной устойчивости экономики, приобретает актуальность для региональных социально-экономических систем.
Региональная специфика (региональные законы, деловой обычай, различные типы отношений и взаимодействий) имеет свойство повышать эффективность регионального управления. В качестве механизма, присущего региональной специфике управления, рассматривается институт согласования различных экономических интересов хозяйствующих субъектов [15,18].
Институциональная среда, выступающая интеллектуальным результатом воспроизводственной деятельности людей, обществ и государств, формирует соответствующие трансакци-онные отношения, которые в итоге влияют на трансакционные издержки жизнедеятельности людей. Высокий уровень человеческих, демократических отношений в обществе предполагает наличие развитых, обоснованных и согласуемых с законами трансакционных отношений и издержек [4,6,7,9].
Ключевым аспектом формирования эффективных институциональных отношений выступает объективная необходимость создания качественно нового процесса взаимосвязи государства и бизнеса. Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития регионов.
Такое взаимодействие необходимо потому, что в условиях регулируемых рыночных отношений государство не может обойтись без бизнеса, так же как и бизнес не может существовать без государства. Что предопределяет экономическую необходимость и эффективность формирования действенных механизмов согласования интересов обеих сторон.
Осуществление взаимодействия бизнеса и государства осуществляется посредством совокупности организационно-правовых форм и системы функций управления, направленных на обеспечение согласования интересов сторон. Сегодня можно говорить о достаточно высоком уровне зрелости и организованности бизнеса, формировании компетентных кадров, стабилизации партнёрских связей на рынках. Что создает необходимые предпосылки для использования наиболее прогрессивных организационно-правовых форм и функций управления, позволяющих регулировать экономические отношения с государством в интересах общества.
Помимо всего прочего система взаимоотношений бизнеса и государства должна быть направлена на обеспечение институциональных связей бизнес-структур, госорганов управления и общественных организаций.
Сложная, многоуровневая, но гибкая система экономического взаимодействия бизнеса и государства, основанная на согласовании интересов, способна минимизировать риски сращивания бизнес-структур и органов госвласти и выстроить цивилизованные отношения, основанные на нормах права, как следствие, снизится и общий уровень конфликтности и политизации взаимодействия государства с бизнесом и обществом.
Общемировой опыт развития свидетельствует о том, что потребности дальнейшего развития рыночных отношений будут подталкивать такую систему к постепенному расширению социальной базы своего существования и к вовлечению в свою орбиту новых участников — мелкий бизнес, женские организации, общества потребителей, союзы экологов.
Выводы и рекомендации. Наблюдаемые существенные преобразования институционально-правовой базы всей экономической системы способствуют развитию имеющихся и формированию значительного числа новых организационных структур. Появление которых формирует принципиально иную систему внутриотраслевых, межотраслевых и межтерриториальных хозяйственных связей.
Экономика региона не может и не должна рассматриваться как стихийно сложившееся определённое множество хозяйствующих субъектов — их состав и структура предопределены целым комплексом объективных факторов, а функциональные связи обеспечивают деятельность всей социально-экономической системы, размещающейся в границах некоторой территории: организационно-структурные отношения предприятий одного региона в рыночных условиях характеризуются значительным уровнем сложности, который предопределяет высокую степень взаимозависимости и взаимодействия всех хозяйствующих субъектов региона.
Ключевым аспектом формирования эффективных институциональных отношений выступает объективная необходимость создания качественно нового процесса взаимосвязи государства и бизнеса. Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития регионов.
Литература
1. Арсланов, Ш. Д. К вопросу оценки качества управления региональной инвестиционной политикой // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №10-3. С. 547-549.
2. Арсланов, Ш. Д. Экологическое состояние региона как фактор его инвестиционной привлекательности //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции регионального развития : баланс экономики и экологии» /ИСЭИ ДНЦРАН. 2014. С. 106-110.
3. Баширова, А. А. Экологические проблемы как фактор, препятствующий сбалансированному развитию региона // Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия устойчивого развития регионов России», 3 марта 2010. Центр развития научного сотрудничества ; под общей редакцией С. С. Чернова. — Новосибирск, 2010. С. 104-108.
4. Аверин, В. Н. Социальные проблемы устойчивого развития России и её регионов /В.Н. Аверин // Экономика и управление. 2008. № 1(16). С. 58-66.
5. Аллахвердова, О. В. Медиация (пособие для посредников (медиаторов) / О.В. Аллахвердова /Межрегиональное общественное движение «Конфликтологический форум». — СПб., 2009.
6. Антонюк, В. С. Региональный экономический кругооборот и его воздействие на параметры макроэкономического равновесия /В.С. Антонюк // Финансы и кредит. 2008. № 9(69).
7. Базиев, В. Ф. Инвестиционный аспект анализа хозяйственного механизма региона / В. Ф. Базиев, Е. Ф. Саттарова, В.И. Самофалов. — Ростов-н/Д., 2008.
8. Белоусов, В. М. Некоммерческие институты : закономерности становления и развития / В.М. Белоусов, Е.М. Бортник, С.В. Фатеева. — Ростов н/Д: Инфосервис, 2009.
9. Власть, бизнес и гражданское общество // Общественные науки и современность. 2008. № 6. С. 3351.
10. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление / А.И. Гаврилов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
11. Городецкий, А. Об основах институциональной трансформации / А. Городецкий // Вопросы экономики. , 2008. № 10. С. 123-133.
12. Грицюк, Т. В. Государственное регулирование экономического развития регионов / Т.В. Грицюк // Финансы и кредит. 2009. № 18 (132). С. 9-12.
13. Калашников, С. В. Функциональная теория социального государства / С.В. Калашников. — М. : Экономика, 2009.
14. Кирдина, С. Г. Институциональные матрицы и развитие России / С.Г. Кирдина. — М. : ТЕИС, 2007.
15. Кирьяков, А. Г. Предпринимательство в инноватике регионального экономического развития / А.Г. Кирьяков, В.А. Мелешин. — Ростов-н/Д. : РГУ, 2008.
16. Эберг, А. Посредничество как эффективный инструмент разрешения споров // Хоз-во и право.
2008. № 12. С. 78-83.
17. Hoffman, M. A., Ushpiz, V., Levy-Shift, R. Social support and self-esteem in adolescence // Journal of youth and adolescence. 1988. No. 17(4). Р. 307-316.
18. Khertel, Anita fon. Professionelle Konfliktlosung : Fuhren mit Mediationskompetenz ; пер. Н. Бабичевой. — Изд-во Вернера Регена. 2007. С.13.
19. Wolff, F., Klar, S. Mediation bei Scheidungen //Psychologie in Österreich. 1993. No. 13. P. 110-112. 20.Spenser, D., Brogan, M. Mediation law and practice. — Cambridge University Press, 2012.
References:
1. Arslan, S. D. To the question of assessing the quality of management of regional invasion and politics // international journal eliminates and fundamental research. 2015. No. 10-3. P. 547-549.
2. Arslan, W. D. the Ecological condition of the region as a factor in its invasion privately // Versions of Materials of scientific-practical conference Modern trends in regional development : a balance of economy and ecology"/ISEI, Dagestan scientific center, Russian Academy of Sciences. 2014. P. 106-110.
3. Bashir, A. A. Environmental problems as a factor hindering the balancing development of the region // Collection of materials of the I Versions of the scientific-practical conference "Strategy of sustainable development of Russian regions" March 3, 2010. Centre for development of scientific cooperation ; under the General With reduce. S. Turns. — Novosibirsk 2010,. P. 104-108.
4. Vein, V. N. Social problems of sustainable development ofRussia and its regions / V. N. Vein // Economy and management. 2008. No. 1(16). P. 58-66.
5. Other O. V. Mediation (manual for intermediaries (mediators) / O. V. Allowed /Marginal social movement forum Conflict"— SPb. 2009,.
6. Antonyuk, V. S. Regional economic cycle and its impact on macroeconomic ravens / V. S. Antonyuk // Finance and credit. 2008. No. 9(69).
7. Busy, VF Invasion aspect of the analysis of the economic mechanism of the region / V. F. Busy, E. F. Star, V. I. the Sofa. — Rostov-n/D. the 2008.
8. Below, V. M. Institute of e-Commerce : Kors Stanley and development / V. M. Blows, E. M. Bolt, C. V. 's Father. — Rostov n/D: infoservis 2009,.
9. Government, business and civil society // Social science and ceremony. 2008. No. 6. P. 33-51.
10. Gavrilov A. I. Regional economy and management/A. I. Gavrilov. — M. : YUNITI-DANA, 2009.
11. Rode, A. Nov About institutional Transformation/A. Rode // Questions of economy. 2008,. No. 10. Pp. 123 to 133.
12. Gritsyuk, T. V. State regulation of regional economic development / T. V. gritsyuk // Finance and credit.
2009. No. 18 (132). P. 9-12.
13. Kalashnikov S. V. Functional theory of the welfare state / by S. V. Kalashnikov. — M. : The Economy Of
2009.
14. Kirdina S. G. Institutional matrices and development in Russia /S. G. Kirdina. — M. : TEIs, 2007.
15. Kira, A. G. innovative Entrepreneurship in regional economic development /A. G. Kira, V. A. Mln. — Rostov n/D : Rostov state University, 2008.
16. Berg, A., Posed as an effective resolution toolpor //Khoz-vo and the law. 2008. No. 12. S. 78-83.
17. Hoffman, A. M., Guest of honor" V. levy-shift, R. Social support and self-esteem in adolescence //journal of youth and adolescence. 1988. No. 17 (4). R. 307-316.
18. Hertel, Anita von. A special institution Konfliktlosung : Fuhren mit Mediationskompetenz ; lane N. Ba-bicheva. — Publishing house of Werner region. 2007. P. 13.
19. Wolf, F., Clarke, S. mediation beys Scheidungen //Psychology in österreich. 1993. No. 13. S. 110-112.
20. Spencer D., Brogan M. Mediation law and practice. — Moscow: KnoRus, 2012.