Обзор международных образовательных программ по подготовке специалистов в области сервиса и туризма
Московский государственный университет сервиса постоянно наращивает собственный инновационныйитворчес-кий потенциал, в том числе за счет развития международных образовательных программ в области сервиса и туризма. Активная международная деятельность дает возможность университету создать благоприятные условия для модернизации всей отраслевой системы подготовки кадров и обеспечить интеграцию образования, науки и инновационной деятельности. В этой связи международные образовательные программы способствуют качественному изменению содержания и направленности образовательного процесса университета. В целом международная деятельность ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса» носит комплексный характер и способствует решению ряда ключевых задач:
— обеспечивает интеграцию образовательных программ с международным образовательным сообществом;
— способствует интернационализации образовательного процесса путем международной студенческой и академической мобильности;
— повышает конкурентный статус ГОУВПО «МГУС» в образовательном пространстве, ориентированном на индустрию сервиса и туризма.
В 2004 г. МГУС был принят в Ассоциацию европейских городов «ХАКХА
Formacio Professional», сотрудничество с этой организацией предоставляет возможность студентам и аспирантам университета пройти стажировку в сервисных компаниях и на предприятиях туризма в 29 городах стран Евросоюза, таких как Барселона, Турин, Лидс, Женева, Гетеборг, Рим, Берлинидр.
Заслуживает внимания сотрудничество ГОУВПО МГУС с Консорциумом комьюнити колледжей по международному развитию (CCID), которая предоставляет студентам возможность обучения по краткосрочным программам в 98 колледжах США и Канады, Австралии, Японии, Латинской Америки. Данные программы охватывают практически все направления в области сервиса, менеджмента туризма и гостеприимства, курортного дела и пр. Успешно осуществляется совместная образовательная программа двойного диплома (бакалавр менеджмента) с университетом Курта Боша в Швейцарии. В рамках этого сотрудничества разработаны совместные учебные планы, переведенные в зачетные единицы, в соответствии с европейской трансфертной кредитной системой.
Ведется работа по созданию школы бизнеса на базе ГОУВПО «МГУС» при участии Международной ттткольт бизнеса (Будапешт, Венгрия) и Оксфорд брукс университет (Оксфорд, Великобритания). Московский государственный университет сервиса принимает участие
108 №1 / 2007
Современные проблемы сервиса и туризма
в международных научно-технических программах и проектах фондов Евросоюза: TEMPUS, TASIS, SOCRATES, DAAD, ERASMUS, программах Британского совета и Американских советов по международному образованию. Следует отметить устойчивое развитие международных лингвистических программ, которые позволяют совершенствовать знание иностранных языков. В настоящее время у студентов Московского государственного университета сервиса есть возможность пройти подготовку по программе корпоративного английского языка и получить международный сертификат TOEIC, признанный и распространенный как стандарт английского корпоративного языка в мировом бизнес-сообществе.
В текущем году в рамках ГОУВПО МГУСиФолькуниверситетом (Швеция) стартовал новый международный российско-шведский проект по реализации совместных программ дополнительного профессионального образования. Этот проект направлен на развитие рынка труда и ускорение экономического роста Российской Федерации.
Проект разработан Фолькуниверси-тетом совместно с Федеральным агентством по образованию при финансовой поддержке Шведского агентства по Международному сотрудничеству и развитию (SIDA) с целью распространения новой модели дополнительного профессионального образования (ДПО) в Российской Федерации, основанной на использовании шведского опыта ДПО при работе структур дополнительного образования вузов на региональном рынке труда. Шведская система дополнительного профессионального образования считается наиболее авторитетной в Европе и является довольно привлекательной для современной, развивающейся России, в частности, благодаря наличию слаженного механизма взаимодействия между государственным сектором, образовательными учреждениями и бизне-
сом. Проект отличает ярко выраженная практическая направленность, т. к. для его реализации привлекаются преподаватели-практики, имеющие опытработы в реальном бизнесе, ориентированные на достижение поставленных целей.
В рамках российско-шведского проекта реализуются следующие этапы.
1. Заключение договоров с университетами РФ на участие в проекте.
2. Обучение администраторов ДПО Университетов и координаторов проекта (в том числе в Швеции).
3. Повышение квалификации представителей профессорско-преподавательского состава университетов (в том числе в Швеции).
4. Разработка новых учебных планов ДПО в соответствии с международными стандартами и нуждами региона.
5. Реализация проектов в сфере ДПО, отвечающих потребностям местного рынка труда в регионах.
6. Обучение слушателей с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и их последующего трудоустройства.
7. Оценка эффективности реализации проекта.
Российско-шведский проект был реализован в текущем учебном году на базе Института туризма и гостеприимства (Филиал МГУС) в рамках программы профессиональной переподготовки «Менеджмент индустрии туризма и гостеприимства», рассчитанной на 510 академических часов. В ходе реализации проекта обменялись позитивным опытом. В частности группа российских молодых педагогов прошла стажировку в Швеции, в ходе которой они получили новые знания и интересный опыт, в частности в области проектного менеджмента, что и позволило слушателям совместной российско-шведской образовательной программы разработать интересные проекты и представить их на публичное обсуждение.
Новости науки и образования
109