Опыт РГУТиС в интернационализации и международной интеграции образования в туризме и сервисе
Смит Н. Л.
Статья посвящена анализу международной деятельности РГУТиС. Автор дает характеристику реализуемым международным программам, подчеркивает их характерные особенности, обобщает передовой опыт и определяет перспективы развития международной деятельности университета.
Ключевые слова: международные образовательные программы, инновационные технологии, интеграция образовательных программ, зарубежные стажировки, академическое сотрудничество
Analysis of RGUTIS' international activity is presented in the article. The author characterizes realizable international programs, brings into focus outstanding characteristics of these programs, summarizes advanced experience and specifies opportunities for development of university international activity.
Keywords: international education programs, innovative technologies, integration of education programs, international study placements, academic collaboration
В последние годы в образовании сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и международной интеграции. На фоне глобальных процессов большое значение придается взаимозависимости национальных образовательных
систем. Созданы предпосылки для построения общего европейского образовательного пространства при сохранении особенностей и достижений национального образования.
Усиливается конкурентная борьба за лидерство в мировой системе образования. Образовательная сфера стала стратегической точкой отсчета для развитых стран мира, формирующей инвестиционную привлекательность страны и обеспечивающей ее технологический прорыв. На сегодняшний день всего 20 элитных российских технических вузов могут выдержать конкуренцию с вузами Европы и США. При этом практически все ВУЗы Германии, Великобритании и в своем большинстве в США имеют в среднем одинаковый уровень, слабых университетов нет.
Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса обладает реальным потенциалом для выхода на достойное место в мировом образовательном сообществе, занимая лидирующее положение в России в подготовке профессионалов для индустрии туризма и сервиса. Опыт многих стран мира доказывает, что туризм — одна из наиболее перспективных и развивающихся отраслей, приносящая многомиллионные прибыли.
В настоящее время в РГУТиС активно внедряются инновационные технологии обучения, но в то же время в его
Дополнительные образовательные программы вуза: выход на новые рубежи
57
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗА: ВЫХОД НА НОВЫЕ РУБЕЖИ
Применение новых технологий РГУТиС[2]
образовательном процессе продолжает доминировать репродуктивная составляющая, а методы творчества даются на уровне ознакомления. Между тем, отличительная черта подготовки зарубежных специалистов по туризму и для сферы услуг — четко выраженная практическая направленность образования, обучение коммуникативным навыкам, клиенто-центрированным навыкам в работе, способность образовательной системы чутко реагировать на меняющиеся запросы мирового рынка труда.
Стратегическое развитие РГУТиС тесно связано с развитием международных проектов. Одной из приоритетных задач международной деятельности вуза является интеграция образовательных программ с лучшими мировыми аналогами как в процессе обучения студентов, так и в переподготовке и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава. Университет тесно сотрудничает с зарубежными коллегами, интегрируя в свои образовательные программы международный опыт, тем самым повышая планку образовательных услуг и единых стандартов качества образования в области сервиса и туризма на территории нашей страны.
За последние шесть лет в Российском Государственном Университете Туризма и Сервиса наблюдался прорыв в развитии международной деятельности. Создан Центр международных программ и проектов, открыт Центр русского языка как иностранного, развиваются программы двойного диплома, требующие углубленной языковой подготовки. Есть квалифицированные кадры международного сотрудничества.
Наработан определенный опыт реализации международных проектов. Наличие актуальных договоров и соглашений более чем с 20 странами: Великобританией, Венгрией, США, Францией, Нидерландами, Швецией, Швейцарией, Грецией, Израилем, Индонезией, Китаем, Кипром, Турцией, Болгарией, странами СНГ.
За 2006—2012 годы заключены 20 договоров о сотрудничестве со следующими учебными заведениями:
— Oxford Brookes University (Оксфорд Брукс Университет, Великобритания);
— International Business School (Международная школа бизнеса, Будапешт, Венгрия);
— Folkuniversitetet (Фольк Университет, Упсала, Швеция);
— Kirkwood Community College (Кирквуд коммьюнити колледж, Айова, США);
— Northampton Community College (Нор-хэмптон коммьюнити колледж, Пенсильвания, США);
— Delaware Technical & Community College (Дэлавер техникал энд коммьюнити колледж, Дэлавер, США);
— Tourism College «MODUL» (Колледж туризма «МОДУЛ», Вена, Австрия);
— University of Applied sciences (Университет прикладных наук, Кремс, Австрия);
58 № 3/2012
Современные проблемы сервиса и туризма
Опыт РГУТиС в интернационализации и международной интеграции образования в туризме и сервисе
— Saxion University of Applied Sciences (Университет прикладных наук Сак-сион, Нидерланды);
— Международный институт консьержей (Франция);
— Международная школа менеджмента (Париж, Франция);
— Французский институт туризма (Франция);
— Открытый университет Израиля (Тель-Авив, Израиль);
— Технический Университет Габрово (Болгария);
— Варненский свободный университет им. Черноризца Храбра (Варна, Болгария);
— Харьковский университет (Украина);
— Заподно-Казахстанский Государственный Университет им. М. Кутеми-сова. (Уральск, Казахстан);
— Институт Предпринимательства и сервиса (Душанбе. Таджикистан);
— Херсонский национальный технический университет (Херсон, Украина);
— Киевский национальный университет технологий и дизайна (Киев, Украина). Заключены 2 научных договора: с Индонезией и Украиной.
Активизирована также студенческая и академическая мобильность. Развивается институт профессорского визитер -ства. Студенты, аспиранты и преподаватели РГУТиС имеют возможность слушать лекции на иностранных языках, участвовать в круглых столах и мастер-классах, проводимых зарубежными преподавателями. Особенно актуальным стало участие студентов в зарубежных стажировках, где они проходят практику в отелях, туристических компаниях, ресторанах, приобретая необходимые навыки и обучаясь международным стандартам обслуживания. Вовлекается все большее количество кафедр, факультетов, филиалов в международные
Преподаватели РГУТиС и визитеры IBS, работающие на программе
Международные программы РГУТиС[2]
Дополнительные образовательные программы вуза: выход на новые рубежи
59
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗА: ВЫХОД НА НОВЫЕ РУБЕЖИ
программы и проекты. Организация международной деятельности в РГУТиС осуществляется при координации Управления Международных Связей.
В соответствии с Болонской конвенцией в университете реализуются программы двойного диплома, что позволяет осуществлять учебный процесс на основе образовательных модулей, используя практико-ориентированные технологии обучения, предлагая студентам возможность выбора индивидуального учебного маршрута через широкий диапазон модулей.
Это совместные образовательные программы двойных дипломов по менеджменту в туризме и гостеприимстве с Международной школой Бизнеса и Оксфорд Брукс Университетом, Британским Банковскофинансовым колледжем, Швейцарским Университетом Курта Боша, Высшей школой менеджмента в Барселоне, Колледжем туризма и гостиничного менеджмента на Кипре. Разработаны совместные учебные планы и переведены в зачетные единицы в соответствии с европейской трансфертной кредитной системой. Это позволяет встраивать в учебный процесс зарубежные образовательные программы, засчитывать кредитные единицы и предоставляет возможность студентам часть образовательной программы изучать в зарубежном вузе и получить степень бакалавра и диплом, признанные в Европе.
С момента зачисления студенты становятся равноправными участниками учебного процесса в двух университетах (являясь студентами в одном и слушателями — в другом). В каждом из этих вузов они рассматриваются как единая группа (при этом экономический и туристический потоки разделены, поскольку в РГУТиС программа обеспечивается двумя разными факультетами — экономическим и туристическим). Создан Экзаменационный Совет программы, включающий внешних экзаменаторов от зарубежных вузов — парт-
неров, назначены ответственные за программу, налажено тесное взаимодействие двух деканатов, обеспечивающее реализацию проекта, проделана огромная работа по совмещению учебных планов, взаимозачету и признанию кредитных единиц.
По данным программам в РГУТиС обучаются более 100 студентов, четверть из них уже обладают дипломами зарубежных вузов и европейской степенью бакалавра.
Например, студенты направления «Менеджмент», «Управление персоналом», «Туризм» обучаются по совмещенным российско - венгер ско - британским
учебным планам. Преподавание ведется по академическим стандартам РФ и Международной Школы Бизнеса (филиал Оксфорд Брукс Университета в Венгрии). Дополнительно студенты изучают бизнесанглийский язык не менее 6 часов в неделю в течение трех лет. Часть специальных дисциплин преподается на английском языке приглашенными профессорами из МШБ и Оксфорд Брукс Университета, а также российскими преподавателями, прошедшими специальную переподготовку.
Особое внимание уделяется обучению студентов коммуникативным навыкам, т. к. это составляет сущность и основную специфику будущей профессии выпускников. К сожалению, в традиционной парадигме образования нашего университета коммуникативная деятельность носит вторичный характер по отношению к познавательной.
Для раскрытия и развития творческого потенциала будущего менеджера дополнительно введены в учебный план 5 дисциплин по тренингу различных навыков с тем, чтобы подготовить специалиста к работе над креативными проектами и развить навыки профессионального общения. Это такие дисциплины как навыки презентации, работы в команде и личностного развития, бизнес-коммуникации, навыки построения карьеры и др. В процессе преподавания на программах двойного диплома исполь-
60 № 3/2012
Современные проблемы сервиса и туризма
Опыт РГУТиС в интернационализации и международной интеграции образования в туризме и сервисе
зуются личноцентрированные технологии: исследовательская (проблемно-поисковая); коммуникативная (дискуссионная); имитационного моделирования (игровая); психологическая (самоопределенческая); деятельностная; рефлексивная.
В ходе опытно-экспериментальной работы над программами двойного диплома и в процессе их реализации в зарубежной и отечественной педагогической практике самым важным является неоценимый опыт, получаемый студентами в процессе обучения в зарубежном вузе-партнере, где студенты погружаются в иную культуры не только страны, но и иную образовательную среду, в которой они должны научиться жить по другим правилам в условиях самостоятельного выбора стратегии обучения. Преподавание в программах нацелено на максимальное уважение и интерес к проблеме, которую стремится решить студент; отношение преподавателей — полное и абсолютное принятие студента, а также безусловное и позитивное отношение к нему в процессе обучения, открытость опыта педагога опыту студента.
Мониторинг качества программ двойного диплома зарубежными партнерами создает необходимость в использовании современных педагогических технологий.
В связи с этим для РГУТиС необходима реализация следующих задач:
1. Языковая подготовка
Руководство РГУТиС в 2007 году приняло новую концепцию развития университета с акцентом на усиление языковой подготовки. В РГУТиС с сентября 2007 г. организованы курсы многоуровневой языковой подготовки на основе дифференцированного подхода не только для студентов, но и для преподавателей, магистров, аспирантов.
Создана программа по дистанционному обучению английскому языку совместно с Нордхэмптон Колледжем (США) посредством Интернета. Это позволяет совершен-
ствовать разговорную практику в режиме онлайн с помощью программы Elluminate Live. В рамках этой программы прошли подготовку 5 преподавателей английского языка, усовершенствовали свои знания студенты различных факультетов РГУТиС.
2. Участие в межправительственных проектах
В 2006—2007 гг. на базе ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» функционировал Российско-шведский тренинговый центр для преподавателей высших учебных заведений России совместно с Фольк университетом (Упсала, Швеция). Проект был разработан Фольк-университетом совместно с Федеральным агентством по образованию при финансовой поддержке Шведского Агентства по Международному Сотрудничеству и Развитию (SIDA) с целью распространения новой модели дополнительного профессионального образования (ДПО) в Российской Федерации на региональном рынке труда.
Программа включала в себя тренинг российских преподавателей, обучение слушателей навыкам решения проблем в практической ежедневной деятельности на предприятиях индустрии сервиса и обучение инновационным технологиям преподавания.
В 2007-2009 гг. ФГОУ ВПО «РГУТиС» участвует в проектах фондов Евросоюза ТЕМР^, финансово поддерживающих развитие систем высшего образования, а также академическую и студенческую мобильность. Выигран грант Евросоюза TEPMUS с Международной Школой Бизнеса и Оксфорд Брукс Университетом на сумму 300 тысяч евро, договор апрель 2008 г. В рамках данного проекта были переподготовлены 20 преподавателей в Международной школе бизнеса в Будапеште, 100 преподавателей РГУТиС прошли переподготовку по технологиям и методам современного обучения; 10 студентов обуча-
Дополнительные образовательные программы вуза: выход на новые рубежи
61
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗА: ВЫХОД НА НОВЫЕ РУБЕЖИ
лись в МШБ в течение одного семестра; были разработаны учебные планы по двухуровневой системе 4+2, включая 5 новых модулей и развитие 12 существующих модулей; приобретено оборудование для 3-х компьютерных классов и лингафонного кабинета.
Проект ASEAN Ассоциации стран Юго-Восточной Азии по развитию и распространению межкультурного сотрудничества. Проект АСЕАN — Россия «Курс русского языка для туроператоров стран АСЕА№> имеет цель развитие туристского обмена между странами ACEAN и Россией, В период реализации проекта в 2009— 2010 г. разработана система дистанционного обучения, разработан электронный курс (компьютерной обучающей программы) по русскому языку для туроператоров стран ACEAN и проводится обучение участников в два этапа — дистанционный и очный. Количество участников — 29 представителей туристского бизнеса из 9 стран ACEAN (Камбоджа, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Лаос, Таиланд).
3. Реализация краткосрочных программ «Обучение обучающих» (Train the trainers ТТТ)
Одним из перспективных направлений в совместной деятельности является активное внедрение образовательных программ, основанных на модели «Обучение обучающих», — так называемые программы ТТТ (Train-The-Trainers).
Проект с Международным Институтом Консьержей, Франция, по реализации программы «Обучение обучающих» или Train the Trainers (TTT). Главной целью программы ТТТ является подготовка корпуса квалифицированных преподавателей-тренеров, которые в дальнейшем будут заниматься обучением персонала на предприятиях туризма, гостиничного бизнеса и сервиса. Идея программы заключается в активной трансляции передового опыта и передаче практических навыков и технических знаний.
В 2010 году было переподготовлено 10 тренеров РГУТиС.
Межправительственный проект с Австрийской Федеральной палатой экономики. Повышение квалификации и переподготовка профессиональных кадров и ППС университетов в сфере туризма и гостеприимства с Австрийским консорциумом (состав — МОДУЛЬ, Вена; IMC Кремс/ ITM Колледж, Семмеринг; Школа туризма и Высшее учебное заведение Зальцбурга; Вилла бланка, Инсбрук; WIFI, Вена), с учетом потребностей рынка труда и подготовки кадров для Олимпиады Сочи-2014.
4. Привлечение профессоров-визитеров из зарубежных вузов и академическая мобильность.
Так, за 2006—2012 годы в РГУТиС читал лекции 31 преподаватель из зарубежных Университетов, таких как:
— Оксфорд Брукс Университ, Международная Школа Бизнеса, Ассоциация Американских Колледжей, Фолк университет УПСАЛА (Швеция), про-фессоры из Германии, из США. в т. ч. 20 профессоров в по программе Фул-брайт.
Ими были проведены и прочитаны:
— 14 открытых лекций (Дж. Неттинг (Великобритания), Фулбрайт (США);
— 11 круглых столов (Фулбрайт, Ве-ликобританияг, Венгрия, США);
— 7 семинаров (Фулбрайт США, Швеция Фолк университет, Франция).
125 преподавателей РГУТиС были направлены на стажировку за рубеж, в т. ч. — 25 (в США CCID), 4 (в Швецию Folk University UPSALA), 25 — в МШБ (Венгрия), 3 — в Австрию, 2 — в Германию. 63 — во Францию по программе IFT; 5 преподавателей прошли повышение квалификации по программе Сертифицированный тренер в гостеприимстве «Certified Hospitality Trainer» в Колледже туризма и гостиничного менеджмента (Республика Кипр).
62 № 3/2012
Современные проблемы сервиса и туризма
Опыт РГУТиС в интернационализации и международной интеграции образования в туризме и сервисе
5. Членство РГУТиС в международных ассоциациях
Российский государственный университет туризма и сервиса вступил во Всемирную туристскую организацию. Заявка на присоединение к ВТО была утверждена Исполнительным советом на 93-й сессии, состоявшейся в Мадриде, Испания, 11—13 июня 2012 года. Совместно РГУТиС и ВТО смогут способствовать улучшению туризма в интересах более широкого международного сообщества. Преимущества членства ВТО: доступ к платформе www.platma.org; доступ к «электронной библиотеке», где можно пользоваться информационными ресурсами и документами, представляющие интерес для Университета.
Межправительственный проект по академическому сотрудничеству Посольства Франции и Агентством образования Франции совместно с УМО РГУТиС проведены экспертные оценки стандартов в области туризма и гостеприимства по всем ступеням образования при участии Французского института туризма, Университета Марлен ля Вале, Университета Ницца София Антиполис, Международной школы менеджмента, Париж.
Заключено Соглашение о присоединении к сети языковых партнеров Посольства Франции. Открытие Центра французского языка в филиале г. Сочи при персональной поддержке жены посла г-жи Кэтрин Глиниасти. РГУТиС вошел в комитет по международному сотрудничеству IFT, Французского Института Туризма, целью которого является создание прогнозов в туристическом секторе деятельности, разработка количественных и качественных рекомендаций в области образования всех уровней для активизации привлечения молодежи в индустрию туризма, оценки эффективности разработанных образовательных продуктов как на национальном уровне, так и на международной арене.
Совместно с IFT в ноябре 2009 было проведено расширенное заседание президиума УМО в РГУТиС, а в октябре 2010 г. в Париже — конференция на тему «Инновационные технологии в образовании по направлениям туризм, сервис, гостиничное дело», в котором приняли участие около 60 представителей различных вузов РФ. 14 октября 2010 года в Центральном доме журналистов (Мраморный зал) состоялась пресс-конференция, посвященная франко-российскому проекту.
В настоящее время IFT и РГУТиС развивают проект по созданию представительства РГУТиС во Франции.
Университет является ассоциированным членом CCID Консорциума комьюни-ти колледжей международного развития образования, что дает возможность организовывать краткосрочные стажировки для студентов и преподавателей более чем в 100 колледжах США, Канады, Японии, Австралии и Европы. За последние 4 года в программах академической мобильности участвовали более 160 студентов и преподавателей из России и США.
РГУТиС является экспертом в Комитете программы Фулбрайт по разработке межправительственной программы РФ и США по сотрудничеству с американскими Ко-мьюнити Колледжами и российскими вузами, Проект поддерживается Госдепартаментом и Посольством США. Благодаря тесным связям РГУТиС с американским культурным образовательным центром состоялся визит посла США г-на Джона Бай-ерли в филиал в г. Сочи в рамках Международного инвестиционного форума, который проходил в октябре 2009 года.
6. Культурно-образовательные обмены на безвалютной основе. Стажировки
РГУТиС совместно с кадровым агентством JOB TRUST (Салоники, Греция) и с Университетом Акдениз (Анталия, Турция) организует для студентов практические стажировки в гостиничном и туристском
Дополнительные образовательные программы вуза: выход на новые рубежи
63
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗА: ВЫХОД НА НОВЫЕ РУБЕЖИ
Программы зарубежных стажировок РГУТиС[2]
секторе Греции и Турции. В программе приняли участие более 80 студентов РГУТиС.
Work&Travel — это программа зарубежных стажировок, реализуемая при поддержке Госдепартамента США, для студентов высших учебных заведений. Более 150 студентов различных факультетов РГУТиС уехали по программе в 2010 г. при содействии компаний «Алоха», «Спектрум», «Феникс» работать в ресторанах, гостиницах, парках развлечений и сфере обслуживания США.
В 2006 году была организована стажировка для 19 студентов из Испании и 6 студентов из РГУТиС (г. Барселона) за счет средств фонда Леонардо да Винчи (Евросоюз) по отельному менеджменту, графическому дизайну и искусству на базе факультетов РГУТиС и по телеоператорскому искусству на предприятиях г. Москвы и Московской области (телекомпании ТНТ, кабельное телевидение г. Мытищи, Раменское муниципальное телевидение и др.).
Традиционное проведение пленэров во Франции, Италии — стажировка студентов факультета Дизайна и Технологий — зарисовки памятников архитектуры и природных заповедников Западной Франции и городов Италии.
В рамках Болонского процесса студенты принимают участие в международных и национальных грантовых программах поддержки мобильности, таких как:
— Международная программа студенческого обмена Global UGRAD для студентов 1,2, 3 курсов.
— Стипендии ЭДМУНДА МАСКИ для специалистов с высшим образованием.
— Германская служба академических обменов DAAD.
— Сеть академической мобильности между ЕС и Россией Erasmus Mundus.
— Программы стажировок и практик Job Trust, Work&Travel и др.
7. Опыт международного сотрудничества в обучении иностранных студентов
Основные стратегические цели международной деятельности университета напрямую связаны с проблемами, которые сегодня испытывает российское образование. Эти проблемы, в первую очередь демографические и финансовые, заставляют проявлять максимальную активность на рынке образовательных услуг в странах ближнего и дальнего зарубежья, активно включаться в международные проекты, используя конкурентные преимущества университета и московского региона в целом.
64 № 3/2012
Современные проблемы сервиса и туризма
Опыт РГУТиС в интернационализации и международной интеграции образования в туризме и сервисе
Основной упор в привлечении иностранных студентов РГУТиС делает на расширение связей со странами «третьего мира», в которых наблюдается стремительный рост благосостояния населения. В настоящее время в этих странах отмечается всплеск интереса к получению высшего образования. В то же время брутто-коэффициент обучающихся в самих этих странах на порядок ниже, чем в европейских и тем более в североамериканских государствах, что затрудняет получение высшего образования «дома». В вузах мира число студентов из стран Юго-Восточной Азии составляет около 38% от общего числа обучающихся. Например, только в вузы США принимают около 500 тыс. чел., для сравнения в России лишь — 70 тыс. Кроме того, растет и общая численность собственных студентов в основных «принимающих» странах — США, Германии, Великобритании. Это обстоятельство, несмотря на использование телекоммуникационных технологий, различных дистанционных форм обучения, создает определенные трудности получения там высшего образования представителям стран Юго-Восточной Азии. Наша главная стратегическая цель — активно отвоевывать долю этого чрезвычайно перспективного рынка, принимая во внимание наш научно-образовательный потенциал, образовательную инфраструктуру, опыт обучения иностранных студентов и аспирантов, наработанные научные связи.
Подготовка высококвалифицированных кадров для зарубежных стран в ФГО-УВПО «РГУТиС» ведется с 1985 г. За эти годы университет закончили около 1700 граждан зарубежных государств (Греция, Индия, Кот-Д-Ивуар, Йемен, Мадагаскар, Сирия, Марокко, Мали, Иран, Китай, Чад, Монголия, Вьетнам, Палестина, Куба, Конго, Нигерия, Турция, Афганистан, Судан, Эфиопия, Ливан, Ангола, Камерун, Гвинея Бисау, Непал, Бангладеш, Уганда, Марокко, Заир, Боливия, Камбоджа, Лаос,
страны СНГ и Балтии). Из них 850 человек были выпускниками подготовительного отделения вуза.
Количество иностранных студентов на сегодняшний день составляет 2433 человека. Это граждане стран СНГ, Балтии, США, Германии, Китая, Чада, Монголии, Палестины, Кубы, Конго, Нигерии, Турции, Афганистана, Судана. Из них 773 человека обучаются в головном вузе, а остальные — в филиалах университета. Наибольший контингент иностранных учащихся сосредоточен в филиалах г. Еревана (749 чел.) и Смоленска (808 чел.)
РГУТиС стал ассоциированным членом Восточноевропейской ассоциации университетов EEUA, в результате чего расширена агентская сеть для набора на подготовительное отделение для иностранных граждан из Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки, стран Ближнего Востока.
Разработана рекламная информация и представлена на русском и английском языках на международном сайте «Российское образование для иностранных граждан» www.russia.edu.ru. и в электронном каталоге-справочнике «Платные образовательные услуги российских вузов. Ежедневно ведется набор слушателей через сайт РГУТиС в индивидуальном порядке.
Разработаны программы летних школ по обучению русскому языку, технологиям и уникальным аспектам российского туризма для зарубежных специалистов, студентов и преподавателей. На базе Управления международных связей для иностранных граждан открыт Центр сертификации русского языка как иностранного по программам различного уровня.
В результате в 2011/12 учебном году в РГУТиС поступило 160 иностранных студентов из стран СНГ, Конго, Китая, Турции, Кубы, Монголии, Нигерии и США, Кот-д-Ивуара, Чили.
Другим важным сектором международного сотрудничества является привле-
Дополнительные образовательные программы вуза: выход на новые рубежи
65
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗА: ВЫХОД НА НОВЫЕ РУБЕЖИ
чение иностранных студентов из стран постсоветского пространства, имеющих традиционные связи в образовательной сфере и экономике с Россией. Интерес этих стран в сотрудничестве с РГУТиС имеет место на самых разных уровнях и определяет в данном секторе преимущественные перспективы именно российского образования. Важно на этом направлении обеспечить адекватное качество дипломов, принятое в ведущих странах мира.
В связи с этим налажена волонтерская связь с Некоммерческим партнерством «Международный Координационный Совет Выпускников Учебных
Литература:
1. «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования», 1999 г., Болонья (Италия). The Bologna Declaration of June 1999/ www.bologna-berlin2003.de
Заведений (ИНКОРВУЗ-XXI)», Фондом Народной Дипломатии Монголии, Российско-Туркменским домом.
Таким образом, международная деятельность РГУТиС за последние годы была направлена на обеспечение интеграции Университета в мировое образовательное пространство, продвижение к общепринятым стандартам мировой системы высшего образования, на создание условий и нормативной базы для существенного расширения рамок образовательной, научной, экономической деятельности, повышение конкурентных преимуществ РГУТиС в образовательном пространстве, ориентированном на индустрию туризма и сервиса.
(дата обращения: 08.07. 2012)
2. www.rguts.ru\international (дата обращения: 10.07. 2012)
66 № 3/2012
Современные проблемы сервиса и туризма