Научная статья на тему 'Интернационализация программ сервисного и туристского образования в университетах Таиланда'

Интернационализация программ сервисного и туристского образования в университетах Таиланда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернационализация / программы сервисного и туристского образования / глобализация / международное сотрудничество / международные образовательные альянсы / internationalization / Tourism and Hospitality programs / globalization / international cooperation / international educational alliances

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривощеков Петр Петрович

В статье рассматриваются особенности процесса интернационализации программ сервисного и туристского образования в Таиланде. Автором показаны положительные стороны данного процесса в условиях тайского рынка образовательных услуг, а также причины обращения к политике интернационализации в контексте данной страны. Анализируется специфика тайского подхода к внедрению зарубежного опыта в сфере образовательных услуг, а также представляются основные этапы (волны) и объекты интернационализации образования в сфере сервиса и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривощеков Петр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalization of tourism and hospitality programs in Thailand universities

The article considers the peculiarities of internationalization process of Tourism and hospitality programs in Thai universities. The author shows the positive aspects of this process in terms of Thai education market, as well as the reasons for issuing the policy in the context of internationalization. The article analyzes the specificity of Thai approach to the implementation of foreign experience in the field of educational services, and also represents the main stages (waves), and objects of internationalization in Tourism and Hospitality Programs.

Текст научной работы на тему «Интернационализация программ сервисного и туристского образования в университетах Таиланда»

Интернационализация программ сервисного и туристского образования

в университетах Таиланда

Internationalization of tourism and hospitality programs in Thailand

universities

Кривощеков П.Н.

P. Krivoschekov

В статье рассматриваются особенности процесса интернационализации программ сервисного и туристского образования в Таиланде. Автором показаны положительные стороны данного процесса в условиях тайского рынка образовательных услуг, а также причины обращения к политике интернационализации в контексте данной страны. Анализируется специфика тайского подхода к внедрению зарубежного опыта в сфере образовательных услуг, а также представляются основные этапы (волны) и объекты интернационализации образования в сфере сервиса и туризма.

The article considers the peculiarities of internationalization process of Tourism and hospitality programs in Thai universities. The author shows the positive aspects of this process in terms of Thai education market, as well as the reasons for issuing the policy in the context of internationalization. The article analyzes the specificity of Thai approach to the implementation of foreign experience in the field of educational services, and also represents the main stages (waves), and objects of internationalization in Tourism and Hospitality Programs.

Ключевые слова: интернационализация, программы сервисного и туристского образования, глобализация, международное сотрудничество, международные образовательные альянсы.

Key words: internationalization, Tourism and Hospitality programs, globalization, international cooperation, international educational alliances.

172

Значение интернационализации для сервисного и туристского образования

Глобализационные процессы, затронувшие все сферы жизни человека, привели к видимым изменениям в системе высшего образования, включая его характер и функции. Развитие академической мобильности студентов и преподавателей, интернационализация учебных планов и программ, акцент на проведение совместных международных исследований, развитие глобальных академических сетей становятся очень заметными тенденциями развития высшего профессионального образования. [7]

По мнению ряда исследователей (Knight, 1999: Mok, 2007; Naidoo, 2006: Sangpikul, 2007), интернационализация оказывает плодотворное влияние на повышение качества высшего образования, в частности, ее результатом может быть повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, расширение опыта студентов и повышение их уровня межкультурной компетенции, совершенствование учебных программ и стандартов высшего образования, достижение нового международного уровня исследований и др. Особое значение имеет интернационализация для программ сервисного и туристского образования, так как в настоящее время остро ощущается потребность подготовки к новым условиям мирового рынка труда с учетом вызовов глобализации. [9]

Особенности реализации политики интернационализации

Политика интернационализации сервисного и туристского образования в Таиланде видится как объективная необходимость и рассматривается как активная стратегия развития образования (Wisangsing, 2005). Причинами обращения к данной политике ученые видят ряд факторов. Во-первых, глобализация и свободная торговля активно распространяются на сферу образовательных услуг и вызывают необходимость трансформации учебных планов и подготовки

173

выпускников к профессиональной карьере в условиях глобальной конкуренции. Во-вторых, сфера туризма и гостеприимства очень многообразна и ориентирована на международный рынок труда. Выпускники, работающие на предприятиях отрасли (отели, авиакомпании, туркомпании), должны работать с клиентами, представляющими разное культурное наследие и традиции, соответственно требуются специалисты с высоким уровнем межкультурной компетенции, способные к работе в мультикультурной среде. В-третьих, как подтверждают предыдущие исследования, качество подготовки тайских специалистов в сфере сервиса и туризма не всегда отвечает современным профессиональным стандартам.[9,3]

Таиланд имеет свои причины обращения к процессу интернационализации. Тогда как англоговорящие страны (США, Великобритания, Новая Зеландия и Канада) видят в интернационализации экономическую выгоду, а для европейских стран главным мотивом является Болонский процесс, для Таиланда интернационализация не обусловлена экономической выгодой - это, в основном, способ повышения конкурентоспособности, что требует интеграции глобального, регионального и локального уровней в системе образования. Следуя этой стратегии, тайские университеты будут более подготовлены к требованиям глобального и собственного рынка труда. [10,11]

По этим причинам интернационализация высшего образования в сфере туризма и гостеприимства видится как важнейшее требование для программ подготовки специалистов сервиса и туризма. Несмотря на то что концепция интернационализации образования в Таиланде была разработана и внедрена, тем не менее ощутим недостаток литературы и исследований в этом направлении, что является причиной разночтений и двусмысленного толкования данного понятия, а также различий во внедрении политики интернационализации руководством университетов и колледжей (Sangpikul, 2007).

174

Принятое понятие «интернационализация образования» в Таиланде

Несмотря на то что не существует универсального определения интернационализации, тайские исследователи чаще всего прибегают к определению Дж. Найт (Knight) канадского исследователя в области интернационализации образования, которая дает следующее определение: «процесс интеграции международного, межкультурного и глобального уровней в цели, функции и процесс высшего образования» [5,3]. Найт подчеркивает, что данное определение является достаточно общим и широким, что делает возможным его применение в различных культурно-образовательных контекстах, а также при проведении сравнительных исследований.

Несмотря на то что тайские ученые признают неоспоримые преимущества интернационализации, они достаточно критично относятся к заимствованию зарубежного опыта и считают, что необходимо очень внимательно относиться к принятию глобальных тенденций образования в тайскую систему образования. Они предупреждают, что нельзя слепо копировать без тщательного анализа и учета нового контекста все то, что популярно на Западе, где доминирует англо-саксонская культура [9,3].

Особое значение процесса интернационализации образования, по мнению тайских исследователей, заключается в продвижении межкультурного понимания и укреплении международного сотрудничества. [7, 449] В признании этого факта отмечается необходимость четкого осознания деятелями образования двусторонней взаимной выгоды: с одной стороны, это предоставление возможности тайским учебным заведениям совершенствоваться и учиться у других; с другой стороны, интернационализация видится как предоставление возможности другой стороне глубже понять специфику тайской системы образования, что содействует

175

межкультурному пониманию и дальнейшему академическому совершенствованию.[9,3]

Три волны интернационализации образования

Тайские исследователи выделили три волны (этапа) интернационализации тайского высшего образования(8ап§р1ки1^1вап§8т§). Первая волна получила распространение в прошлом веке и до сих пор остается популярной. Эта форма интернационализации представляет собой обучение в зарубежном учебном заведении, в основном, это односторонние поездки тайских студентов в университеты Великобритании, США, Канады, Австралии. Большинство выпускников зарубежных учебных заведений, имея высокий уровень владения иностранным языком и опыт жизни за границей, показывают высокие результаты в работе. Этот факт заставляет тайские учебные заведения открывать так называемые «международные программы», предполагающие небольшой период обучения за рубежом, и требует преподавания всех предметов на английском языке. По мере увеличения количества подобных программ в тайских университетах растет и число иностранных студентов, большинство которых приезжает из стран Азии (на 8, 9 месте студенты из Франции и США).[10,12]

Вторая волна представляет собой движение по пути экспорта образовательных услуг - это достижение присутствия на мировом рынке посредством «двойных программ»,реализуемых образовательными альянсами или коалициями (Smart, 1988). Этот процесс, получивший название «продвинутой интеграции», стал популярен в Азии в 1990х, когда многие частные колледжи начали предоставлять возможности для студентов получить зарубежную степень в собственном учебном заведении (Prystay, 1996). Большинство программ по сервису и туризму создали альянсы с престижными зарубежными университетами. Например, в университете Наресуан (Naresuan University) студенты получают два

176

диплома: один в собственном университете, а другой - школы менеджмента туризма и гостеприимства в университете Австралии (Southern Cross University). Международный колледж университета Силпакорн (Silpakorn University) совместно с университетом Перпигнан и институтом Витель (Франция) предлагают магистерские программы по менеджменту туризма и гостеприимства. [10,12] Студенты, обучающиеся по данным программам, считаются зачисленными в оба учебных заведения. Программы осуществляются полностью на английском языке профессионалами и экспертами из двух сотрудничающих университетов и учреждений индустрии туризма и гостеприимства.

Достигнув тесного сотрудничества с зарубежными учебными заведениями, Таиланд экспортирует свое туристское образование в зарубежные страны. Итак, Таиланд вошел во вторую волну, создав солидную базу для «продвинутой интеграции», и стал экспортером туристского образования в другие страны.

Таблица 1.

Международные двойные программы в туризме

Название университета Степень/Двойной диплом

Университет Силапакорн Silapakorn University Двойной диплом с университетом Перпигнан (Perpignan University) и Институтм Ватель (Institut Vatel), Франция

Университет Рангсит Rangsit University Университет CHN, Нидерланды

Университет принца Сонгкла Prince of Songkla University Первая в Таиланде совместная докторская (PhD) программа “Менеджмент в туризме и гостеприимстве” совместно с университетом Оклахома, США

Университет Сринакаринвирот Srinakharinwirot University При поддержке Оксфорд Брукс (Oxford Brooks) , Великобритания

Университет Нареасун Nareasun University Программа двойного диплома с университетом Southern Cross, Австралия

Источник: Assumption University, международный отдел [10]

В условиях глобализации появляются новые подходы к интернационализации, которые приходятся на третью волну, - это создание

177

кампусов в зарубежных университетах и разработка и внедрение он-лайн курсов на основе информационно-коммуникационных технологий (ICT) (Mazzarol, 1998).

Открытие кампусов собственных ВУЗов в другой стране при зарубежных университетах связано с известным риском и более значительными вложениями, но инициируется «местными правительствами» в целях улучшения инфраструктуры образования (Мировая торговая организация, 1998). Преподавание курсов посредством информационно-коммуникационных технологий связано с меньшим риском; это менее затратная стратегия вхождения на новый рынок.

Выделение подобных этапов (волн) может быть полезным для исследователей, так как выделенная периодизация позволяет показать уровень внедрения интернационализации, на котором находится Таиланд в сравнении с другими странами.

Объекты интернационализации

Процесс интернационализации сервисного и туристского образования направлен на четыре ключевых объекта: профессорско-преподавательский состав, студенческий состав, дисциплины учебного плана и международные образовательные альянсы. Интернационализация всех объектов осуществляется с учетом тайского контекста на основе интеграции международных, межкультурных и глобальных знаний в их основные функции (обучение, исследования, сервисы). [9,4]

Интернационализация является ключевым направлением реформ тайского образования, и их реализация требует от учебных заведений широкого видения, компетентных решений и долгосрочных усилий, а также сотрудничества всех сторон (образовательные учреждения, правительство, промышленные организации). Вместе с тем, по мнению большинства исследователей, вузы должны

178

осторожно подходить к реализации данной политики и осуществлять ее с учетом специфики собственной образовательной системы и реалий государства.

Интернационализация понимается как необходимое условие вхождения в мировое образовательное пространство и мощный рычаг для развития мировых человеческих ресурсов, а также как средство достижения межкультурного понимания в обществе. Программы туризма и гостеприимства в университетах Таиланда быстро и эффективно реагируют на вызовы времени и успешно проводят политику интернационализации.

Литература

1. Балицкая И.В., Якименко Р.В. Академическая мобильность как один из факторов профессионального туристского образования на Сахалине. - Казань: Казанский издательский Дом, 2012.- №7.- С. 214-217.

2. Якименко Р.В. Образовательные центры восточной и юго-восточной Азии по

развитию академической мобильности студентов и преподавателей сервисных специальностей СахГУ, Образование и межнациональные

отношения.ШетайопаПйегеШшсКеЫюш- IEIR 2012/ Под ред. Э.Р. Хакимова. -

Ч.1 - Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2012.- С. 322- 323.

3. Chaisawat,M. 2005. Travel and tourism education in Thailand. Journal of Teaching in Travel & Tourism, 5 (3): 197-224. [Taylor & Francis Online]

4. Chan, W.Y. 2004. International cooperation in higher education: Theory and Practice. Journal of Studies in International Education, 8: 32-55. [CrossRef]

5. Knight, J. 2007. Internationalization brings important benefits as well as risks. International Higher Education, 46: 8-10.

6. Koutsantoni D. 2006 Definitions: what is internationalization? Conference Proceeding, Leadership Summit 2006.

7. Mok K.H. 2007. Questing for Internationalization of universities in Asia: Critical reflection. Journal of Studies in International Education, 11: 433-454.

179

8. Prystay C. 1996. Boom in university “twinning” across Asia. Asian Business, September.

9. Songpikul A. 2009 Internationalization of hospitality and Tourism higher education: a perspective from Thailand. Journal of Teaching in Travel and Tourism, Vol. 9,1-2:2-20.

10. Wisansing J. 2008. The three waves of internationalization sweeping Thailand’s tourism and hospitality education: current progress an future prospects. Journal of Hospitality and Tourism Education, 1:1-2.

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.