Научная статья на тему 'Участие в международных проектах как фактор развития ДПО'

Участие в международных проектах как фактор развития ДПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие в международных проектах как фактор развития ДПО»

50

Высшее образование в России • № 5, 2007

Н. СИНИЦКАЯ, профессор, проректор

Участие в международных проектах как фактор развития ДПО

Обучение в течение всей жизни, о котором так много говорят у нас в последнее время и которое рассматривается как один из основных элементов зоны европейского высшего образования, по сути, не является чем-то новым для российской системы образования. Отечественная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров представляет собой не что иное, как систему «образования в течение всей жизни» (LLL, Lifelong Learning). Другое дело, что российская система дополнительного профессионального образования (ДПО) не может пока в полной мере обеспечивать решение проблем «конкурентоспособности и использования новых технологий, улучшения социального единства, равных возможностей и качества жизни » [1] наравне с развитыми европейскими странами.

В России только начинает выстраиваться система ДПО, соответствующая требованиям современного общества, и в первую очередь интересам бизнеса. Вхождение России в Болонский процесс предоставляет отечественным вузам дополнительные возможности по эффективному использованию ДПО в развитии образования, соответствующего современным требованиям.

Система ДПО в силу своей гибкости и относительной краткосрочности может стать полигоном для более оперативного включения российских вузов в достижение основных целей, которые ставятся сегодня европейскими странами в области профессионального образования. Участие российских университетов в международных проектах позволяет понять сущность европейских преобразований и адаптировать систему российского профессионального образования на университетском уровне. Немаловажным является и то, что оно

обеспечивает финансовую поддержку проводимой работы. Одновременно с этим для российских преподавателей участие в международных проектах дает возможность освоения новых образовательных технологий и курсов, ведения научных разработок, опубликования своих результатов. Все это служит более качественной подготовке специалистов и, как следствие, большей конкурентоспособности вуза в региональном образовательном пространстве.

В Поморском государственном университете им. М.В. Ломоносова ведется целый ряд международных образовательных проектов, относящихся к системе ДПО. Самыми крупными из них являются следующие.

1. Проект программы ТЕМПУС «Осмысление методов европейского управления в регионах российского Северо-Запада »,реализуемый совместно с Университетом Хельсинки (Финляндия), Университетом изучения Генуи (Италия), Европейским университетом в Санкт-Петербурге и

Юбилей

51

Петрозаводским государственным университетом. Он рассчитан на три года и ставит своей целью обучение руководителей регионов российского Северо-Запада методам европейского управления.

Проектом предполагается разработка программы тренингов, нацеленных на ознакомление управленцев и экспертов в рос-сийскихрегионах с европейскими методами управления. В его рамках преподаватели Поморского университета участвуют в международных семинарах и стажировках в России, Финляндии и Италии. Кроме того, студенты факультета управления прошли недельную сессию в Александровском институте Университета Хельсинки, где в составе интернациональной группы обучающихся познакомились с государственным устройством Финляндии и приняли участие в публичных дискуссиях по вопросам реализации социальной политики и социального партнерства, развития партийных систем и самоуправления в России и ЕС.

2. Проект ТЕМПУС «Разработка программ по международному маркетингу, международному праву и межкультурным коммуникациям в бизнесе в Поморском государственном университете », реализуемый с 2002 г. Наши преподаватели проходят стажировку за рубежом, разрабатывают новые курсы, кейсы, перенимают опыт зарубежных вузов и применяют полученные знания и умения в преподавании специализированных дисциплин студентам и слушателям университета, в том числе на английском языке.

3. Российско-шведский проект «Развитие местного самоуправления и малого предпринимательства в сельской местности», финансируемый Шведским фондом развития СИДА и реализуемый с марта 2003 г. В марте 2006 г. проект был пролонгирован еще на три года. Партнером проекта наряду с администрацией Архангельской области и Поморским государственным университетом является ассоциация шведских фермеров СКАНАГРИ. Меро-

приятия в рамках проекта направлены на укрепление гражданского общества, поощрение устойчивого развития сельской местности и частного предпринимательства на селе, предоставление консультационных услуг региональным и местным органам власти, развитие побратимских связей между сельскими населенными пунктами Швеции и нашей области.

С 2006 г. работа по развитию программ ДПО вышла на новый уровень: университет приступил к реализации двух международных проектов с применением модульной организации учебного процесса и системы зачетных единиц.

Поморский университет входит в число образовательных учреждений ВПО, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц. В соответствии с приказом Министерства образования и науки России № 215 от 29.07.2005 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на системузачетных единиц» они имеют достаточно широкую свободу для маневра при организации образовательного процесса, в том числе возможность уменьшения федерального компонента до 50% от общего объема теоретического обучения и унификации объемов и содержания близких дисциплин с целью применения модульной организации учебного процесса за счет изменения объемов часов до 20%.

Первая из программ ДПО с использованием системы зачетных единиц - «Менеджмент нефтегазового производства» -явилась, по сути, продолжением совместного образовательного проекта Поморского университета и Университета г. Тронхейм (Норвегия) «Менеджмент в нефтегазовом деле », который реализовывался в течение 10 лет - с 1995 по 2005 гг. - при финансовой поддержке министерства иностранных дел Норвегии. В рамках проекта велась профессиональная переподготовка или повышение квалификации лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование.

52

Высшее образование в России • № 5, 2007

Программа профессиональной переподготовки специалистов «Менеджмент нефтегазового производства» объемом 60 европейских кредитов (ЕСТ8), рассчитанная на один учебный год, состоит из 16 модулей. На первом году обучения ПГУ несет ответственность за преподавание 10 модулей (общепрофессиональные дисциплины), а норвежская сторона - за 6 модулей (специальные дисциплины). Проект предполагается реализовывать в течение 5 лет. Каждый из норвежских профессоров (а это представители ведущих университетов и бизнес-школ Норвегии, таких как университеты Тронхейма, Ставангера, Высшая школа бизнеса Бергена, Высшая школа менеджмента Осло) имеет двух российских ассистентов из числа молодых преподавателей Поморского университета. Постепенно, после подготовки российских преподавателей, включая их стажировку в нефтяных компаниях и образовательных учреждениях Норвегии, полная ответственность за программу перейдет к российской стороне.

Партнерами проекта являются Поморский государственный университет, Норвежский институт технологий (г. Тронхейм) и норвежская государственная нефтегазодобывающая компания «Статойл АСА» при содействии министерства иностранных дел Норвегии.

Вторым этапом проекта предполагается начать обучение студентов по направлению «бакалавр бизнес-администрирования в нефтегазовой отрасли ».

Второй международный образовательный проект относится к программам экологического менеджмента. Поморский университет реализует его при содействии отделения инженерной защиты окружающей среды Университета г. Оулу (Финляндия) при финансовой поддержке министерства окружающей среды Финляндии. Программа профессиональной переподготовки «Чистое производство» рассчитана на руководителей предприятий региона и включает четыре крупных модуля: базовый модуль

«Управление» (20 ЕСТ8), углубленный модуль «Экологическое управление и экономика» (20 ЕСТ8) и два специальных модуля (по 10 ЕСТ8): «Экологический бизнес» и «Управление качеством».

Первый этап проекта - повышение квалификации российских преподавателей в учебном центре Университета Оулу - завершился в декабре 2006 г. Второй этап -собственно обучение слушателей программы профессиональной переподготовки -начнется осенью 2007 г. Вести занятия, наряду с финскими профессорами, представляющими ведущие научные школы Финляндии (университеты Хельсинки, Турку, Оулу, Технический институт Тампаре), будут российские преподаватели, прошедшие обучение в Университете Оулу, и высокопрофессиональные практики, сертифицированные Национальной сертификационной палатой.

Продолжение проекта в среднесрочной перспективе - специализация по экологическому менеджменту у студентов специальности «Менеджмент организации», в дальнейшем - открытие магистратуры по направлению «Чистое производство».

Еще одно перспективное направление деятельности ПГУ в контексте рассматриваемой темы - разработка образовательных проектов, направленных на обеспечение региона высококвалифицированными кадрами в сфере туризма и гостиничного бизнеса.

Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент туризма» реализуется Поморским государственным университетом уже на протяжении пяти лет. Заказчиками выступали департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Архангельской области и Министерство обороны Российской Федерации (в рамках реализации программ переподготовки и повышения квалификации военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей), администрации отдельных муниципальных образований и сами слушатели.

Юбилей

53

В настоящее время назрела необходимость переводить эту работу на более современный уровень. Совместно с университетским колледжем г. Хаштад (Норвегия) мы готовим проект по организации профессиональной переподготовки кадров в сфере туризма не только с применением модульной организации учебного процесса и системы зачетных единиц, но и с организацией совместных студенческих практик на базе российских и норвежских туристических компаний.

Особое место в этом проекте отводится Соловецкому историко-культурному и природному комплексу, одному из уникальных памятников самобытной культуры Поморья. На базе представительства ПГУ на Соловецких островах университет реализует разнообразные программы образовательного туризма и учебные практики. Соловецкий комплекс может стать основным полигоном для прохождения практи-

ки слушателями российско-норвежского образовательного проекта «Менеджмент туризма».

Таким образом, реализация международных проектов в сфере ДПО позволяет вести образовательные программы по актуальным для региона направлениям, обеспечивая высокое качество учебного процесса и подготавливая базу для осуществления высшего профессионального образования в соответствии с принципами Болон-ской декларации.

Литература

1. К зоне европейского высшего образования. Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование. Прага, 19 мая 2001 г. // Формирование единого научно-образовательного пространства на Европейском Севере как ответ на вызовы XXI века: Сб. статей. - Архангельск: ПГУ, 2005. - С. 214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.