Научная статья на тему 'ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ГМТ'

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ГМТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ГМТ»

Обзор международного рынка ГМТ

НОВАЯ ТЕХНИКА Белоруссия

Белоруссия готова к расширению сотрудничества с Узбекистаном путём реализации совместных инвестиционных проектов. Так, Белоруссия предлагает реализовать в Узбекистане масштабный проект с высокой степенью локализации по созданию производства грузовой, специальной и прицепной техники, автобусов на газомоторном топливе. Участником проекта может стать МАЗ.

Индия

Модель Се1епо с технологией iGPI - популярна на рынке. Газовая модификация в модельном ряду предоставляет покупателю возможность выбора топлива.

Министерство нефти и природного газа Индии предлагает производителям начать выпуск автомобилей на компримированном природном газе (КПГ) с целью увеличения их продаж. Также Индия намерена снижать негативное влияние на окружающую среду угольных тепловых электростанций за счёт замещения их на газовые.

В области автотранспорта энергетическая стратегия Индии предусматривает продажи только электромобилей с 2030 года. Железнодорожный и морской транспорт планируется перевести на СПГ, скутеры и мотоциклы - на КПГ. Пилотные проекты уже реализуются в Нью Дели и Мумбаи.

К 2020 году в городе Ранчи (штат Джаркхард на востоке Индии) индийская газовая компания GAIL построит 11 АГНКС, рассчитанные на обслуживание 75 тыс. автомобилей. Власти штата проводят широкую кампанию для информирования автовладельцев и водителей такси о реализации программ, обеспечивающих плавный переход на использование КПГ в качестве моторного топлива.

Крупнейший автопроизводитель Индии Maruti Suzuki India (MSI) рассматривает возможность выпуска небольших автомобилей на КПГ, которые в будущем займут место дизельных. Продажу дизельных автомобилей компания планирует прекратить с апреля 2020 года. Это связано с введением новых норм выбросов

и повышением их стоимости. Сейчас доля продаж дизельных автомобилей MSI на внутреннем рынке составляет 23 %.

Модели на КПГ - Alto 800, Celerio, Wagon R SX4, Eeco, которые производит MSI, пользуются спросом у покупателей. Заводская технология iGPI (intelligent Gas Port Injection), система интеллектуального газового впрыска, обеспечивает плавность движения автомобиля и лёгкость его обслуживания, что способствует укреплению позиций бренда.

ИНФРАСТРУКТУРА Эстония

«В ближайшие 3-5 лет на дорогах Эстонии появятся от 30 до 40 тысяч автомобилей с двигателями на КПГ», - заявил член правления концерна Alexela Group Марти Хяэль.

Эстонский частный концерн Alexela Group инвестирует 50 млн евро в строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Сейчас в Эстонии 17 действующих АГНКС. По оценке концерна, примерно через пять лет в Эстонии будут работать 50 заправок. В ближайшие 10-20 лет газомоторное топливо станет самой дешёвой альтернативой традиционным видам моторного топлива.

Alexela работает в трёх сферах: энергетика, металлообрабатывающая промышленность и недвижимость. Компания начала действовать в 1993 году как предприятие по розничной продаже топлива AS Alexela Oil. К настоящему времени компания владеет самой большой сетью бензозаправочных станций в Эстонии (104 АЗС). Также в концерн входят терминал нефтепродуктов в Палдиски, терминалы по перевалке нефти и СПГ, сеть газозаправочных станций (бывшая Reola Gaas, купленная у финской Neste Oil в 2011 году), производитель сланцевого масла Kivioli Keemiatoostuse, энергетические и газовые сети, завод по обработке металлов Paldiski Tsingipada, завод прицепов Bestnet, а также OmaKoduMaja (разработчик проектов индустриальных парков). Основным бенефициаром концерна является эстонский бизнесмен Хейти Хяэль.

Великобритания

Компания Skoda представила новую модификацию хэтчбека Scala для полиции Великобритании. Полицейская Skoda Scala имеет специальную ливрею, светодиодные проблесковые маячки и сирену. Автомобиль оснащён адаптивным круиз-контролем, системой удержания в полосе движения и системой мониторинга слепых зон. Кроме полиции, Skoda Scala получат и другие экстренные службы Великобритании. Среди них - скорая помощь и пожарная служба.

Skoda Scala может комплектоваться двухтопливным двигателем G-TEC, который потребляет СПГ и бензин. Стальные топливные баки установлены в нижней части кузова автомобиля. Ёмкости вмещают 13,8 кг топлива на 410 км пути.

ЛЕТ С ВАМИ

39

Национальная газомоторная ассоциация

"^СОциЯО^

///////////////////////

Автомобиль имеет компактный бензобак на 9 л, обеспечивающий дополнительные 220 км пробега. Максимальный запас хода автомобиля составляет 630 км.

Skoda Scala дебютировала в начале декабря 2018 года на специальном меропри-40 ятии в Тель-Авиве. Новинка стала первой моделью чешской марки с модульным

шасси MQB-A0 концерна Volkswagen.

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

«Будущее за малотоннажным СПГ. Чтобы добиться успеха, крупным энергетическим компаниям следует найти решения, как доставлять СПГ в районы, где может отсутствовать инфраструктура, но растёт спрос», - считают в компании Еп-еМупашк (Канада).

В настоящее время строится 18 круизных лайнеров, работающих на СПГ. Цепочка поставок топлива идёт в ногу со временем, чтобы удовлетворить спрос на СПГ, который растёт.

Однако для обслуживания растущего флота круизных судов на СПГ, не говоря уже о контейнеровозах и других судах, которые переоборудованы или спроектированы с нуля на природном газе с целью уменьшения уровня вредных выбросов, недостаточно шести судов-бункеровщиков, которые сейчас эксплуатируются в мире.

***

«Для нас задача - получить топливо там, где это необходимо. Carnival решает проблемы в рамках контракта с Shell. Shell создает инфраструктуру, которая будет развиваться по мере того, как всё больше судов компании переводятся на СПГ», -считает вице-президент Carnival по морским вопросам Том Стренг.

По прогнозам консалтинговой компании McKinsey на 2035 год, спрос по природному газу и СПГ в судоходной отрасли будет расти впечатляющими темпами - 3 % в год. Рост общего спроса на газ прогнозируется на уровне 1 % в год. Однако широкое использование СПГ в качестве топлива для морских перевозок ограничивается в первую очередь неразвитой инфраструктурой бункеровки СПГ.

Чтобы удовлетворить растущий спрос, необходимо развивать инфраструктуру ускоренными темпами, так как ключевой фактор, определяющий спрос, -более низкая стоимость СПГ по сравнению с низкосернистым топливом (VLSFO). Во всех прогнозных сценариях СПГ остаётся гораздо более экономичным вариантом для потребителей, чем VLSFO, по ряду причин. Поэтому необходимо как можно быстрее ликвидировать пробелы в цепочке поставок. И это, похоже, происходит.

Испания

Как утверждает директор по оптовым продажам Repsol Лора Рейон Перес, «газ - это ключевое альтернативное топливо в энергетическом переходе».

Компания Repsol (Испания) развивает бункеровочные услуги в Средиземном море для обеспечения в долгосрочной перспективе поставками СПГ судов компании Brittany Ferries. К вводу в эксплуатацию в 2022 году второго судна Salamanka, работающего на СПГ, Repsol планирует построить бункеровочные станции в тех портах Испании, где есть спрос на этот вид топлива.

Repsol - не новичок в бункеровке СПГ, но сейчас компания планирует масштабное расширение инфраструктуры СПГ в портах Средиземного моря. Repsol реализует проекты строительства для хранения СПГ в портах Сантандере и Бильбао для бесперебойного снабжения топливом пассажирских паромов Brittany Ferries.

Регулярные рейсы поддерживают жизнеспособность береговой инфраструктуры. Постоянный уровень активности на морских маршрутах гарантирует выполнение средне- и долгосрочных контрактов. Испания готова сыграть важную роль в создании региональной цепочки поставок СПГ.

ЛЕТ С ВАМИ

41

Италия

«Число операторов судов, которые будут переходить на СПГ, начнёт расти только в случае их уверенности в доступности топлива. Что требуют судовладельцы больше всего - это возможность получить топливо, когда им нужно. А сегодня этого нет. Перевод судов на СПГ тормозится из-за отсутствия вариантов бункеровки», - уверен исполнительный директор Avenir LNG Эндрю Пикеринг.

Основная проблема в использовании СПГ в качестве морского топлива -это обеспечение на судоходных линиях. До сих пор инфраструктура бункеровки развивалась главным образом в Северной Америке и Северной Европе.

Как указывает классификационное общество DNV GL, разрывы в цепочке поставок будут значительными, особенно в случае сравнительно небольших объёмов и удалённых мест.

Avenir LNG стремится стать основным поставщиком малотоннажного СПГ и планирует начать эксплуатацию двух двухтопливных бункеровочных судов в конце 2019-го и начале 2020 года, ещё двух - в конце 2020 года. Avenir совместно с Stolt-Nielsen, Golar LNG и Hoeg LNG инвестирует 182 млн долл. США в инфраструктуру бункеровки, в том числе в проект в Ористано (Сардиния), который планируется завершить в середине 2020 года. Avenir LNG считает, что решение проблемы - поставки СПГ в порты, где нет трубопроводов.

Если крупные терминалы не настроены сотрудничать с небольшими компаниями, то Avenir надеется исправить это, использовав плавучие хранилища и регазификационные установки, размещая их вблизи областей с ограниченными возможностями для поставок, обеспечивая таким образом мелких потребителей.

Китай

На Keppel Shipyard в Наньтуне (Китай) 20 июля состоялся спуск на воду первого из четырёх бункеровочных судов Avenir LNG вместимостью 7,5 тыс. кубометров, предназначенного для проекта в Санта-Джуста (Ористано, Сардиния). Другие суда планируется эксплуатировать в Северной Европе и в регионах мира, где развитие судоходства на СПГ проходит более интенсивно.

Национальная газомоторная ассоциация

"^СОциЯО^

V/////////////////////

***

В Шанхае на заводе «Цзяннань-Чансин», входящем в состав государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding State Corporation, идёт строительство серии новейших эсминцев проекта «055» (класс «Наньчан»), предназначенных для ВМС Народно-освободительной армии Китая. Прототипом газовой турбины QC-280 местного производства, «сердца» корабля с полным водоизмещением около 13 тыс. тонн, послужили образцы UGT-25000 украинского производства.

В период потепления отношений между КНР и США китайские эсминцы оснащались газовыми турбинами типа LM-2500, отлично зарекомендовавшими себя. Однако позже Вашингтон ввёл эмбарго на военные поставки.

КНР приобрела десять газовых турбин UGT-25000, к которым прилагался полный комплект технической документации. Пекин не пошёл путём безрассудного копирования, а провёл целый комплекс научно-исследовательских работ, позволивших в итоге устранить ряд недостатков. Например, в отличие от оригинала работа установки не сопровождается выбросом густого чёрного дыма. В итоге появилась турбина QC-280, степень локализации производства которой в настоящее время превысила 95 %.

Южная Корея

Южная Корея может потеснить компанию GTT на рынке систем хранения СПГ уже в следующем году. Эта французская компания занимает порядка 92 % рынка систем хранения сжиженного природного газа. Большинство газовозов на сегодняшний день оборудованы системами компании.

Южнокорейские верфи недовольны сложившейся ситуацией, поскольку около 5 % стоимости судна идёт на оплату роялти GTT за использование технологии компании, что сказывается заметным образом на прибыли и стало стимулом для разработки собственных систем.

Совместно с государственной компанией Korea Gas Corp. (KOGAS) верфи Южной Кореи разработали систему KC-1, в которой позднее были выявлены серьёзные дефекты.

В 2017 году компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. представила рынку систему Solidus, которая недавно получила одобрение регистра Ллойда и классификационного общества DNV GL (Норвегия). Именно Solidus начнёт теснить GTT в следующем году, хотя для того, чтобы дорасти до уровня лидера, потребуется не менее 10 лет.

Эксперты заявляют, что южнокорейские компании должны использовать отечественные системы на своих судах.

Недавно в системе GTT Mark III Flex Plus также были обнаружены дефекты, из-за чего на южнокорейскую продукцию обратили внимание и европейские компании.

Канада

«К концу 2019 года примерно 40 % судов компании будут использовать в качестве топлива метанол», - считает президент компании Waterfront Shipping Ltd. Пол Хекстер.

Южнокорейская верфь Hyundai Mipo Dockyard (HMD) спустила на воду два новых инновационных танкера - Mari Couva и Mari Kokako, которые будут работать на метаноле. Суда строятся для канадской судоходной компании Waterfront Shipping Company Ltd. (Ванкувер, дочерняя структура Methanex Corporation) и шведской Marinvest/Skagerack Invest (Marinvest).

Два новых судна, вместе с ещё двумя, которые будут переданы Waterfront Shipping к концу 2019 года, соответствуют стандартам выбросов IMO Tier-3 без необходимости использовать установки для очистки выхлопных газов.

Великобритания

ЛЕТ С ВАМИ

43

Containerships представил свой новый контейнеровоз, работающий на СПГ, - Containerships Aurora. Судно строится на верфи Wenchong в Гуанчжоу (Китай). Церемонию имянаречения планируется провести в Роттердаме.

На данный момент Containerships эксплуатирует два контейнеровоза на СПГ - Containerships Nord и Containerships Polar. В октябре прошлого года на верфи Wenchong начато производство пятого и шестого СПГ-контейнеровозов - Containerships Finn и Containerships Balt. Контракт на их строительство компания подписала летом 2018 года.

Филиппины

На Филиппинах на верфи Metallica Shipyard строят судно тримаран, которое будет работать на энергии волн. Использование энергии волн призвано сократить операционные расходы на эксплуатацию судна.

Гибридный тримаран готов на 50 % и будет сдан в эксплуатацию в 2020 году.

Национальная газомоторная ассоциация

Ль* IV/////////////////////

^Социв^

Мировой газомоторный рынок

k\\m\\\\\\\\v

Финляндия

В Финляндии на верфи Meyer Turku состоялась церемония резки стали для второго судна для Costa Cruises. Судно Costa Toscana будет иметь тоннаж 180 тыс. тонн. Первое судно нового проекта Costa Smeralda спустили на воду ранее в этом году.

Всего до 2023 года во флоте Costa Cruises должно появиться 7 новых судов.

Costa Toscana на сжиженном природном газе будет передана заказчику в 2021 году.

Швеция

Катер на водороде получит имя HydroCat, он оборудован двумя двигателями (1000 л.с.) и будет передвигаться со скоростью 25 узлов. В день судно будет потреблять до 170 кг водорода.

Шведская VattenfaП подписала контракт с верфью Windcat Workboats на строительство этого быстроходного судна для доставки персонала на будущую морскую ветроэлектростанцию HoПandse Kust Zuid 1&2, которая будет возведена в нидерландском секторе Северного моря.

В случае успешной реализации проекта Vattenfall станет одним из первых эксплуатантов судов на водородном топливе, построенных Windcat. Проект судна планируется завершить в третьем квартале 2020 года.

Морской ветропарк HoПandse Kust Zuid 1&2 будет находиться в 22 км от побережья и станет первым в мире проектом морской ветроэнергетики, построенным без государственных субсидий. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2022 год.

США

Добыча природного газа в США продолжает расти, СПГ быстро становится одновременно чистой и конкурентоспособной альтернативой традиционным видам топлива.

Американская компания NorthStar Midstream объявила о создании Polaris New Energy (PNE), морской транспортной компании, которая будет обеспечивать поставки СПГ для бункеровки морского и речного транспорта.

PNE будет закупать СПГ у JAX LNG, нового СПГ-завода в Джексонвилле (штат Флорида), построенного NorthStar в партнёрстве с Pivotal LNG.

NorthStar заключила соглашение с Fincantieri Bay Shipbuilding на строительство трёх бункеровочных барж вместимостью 5,4 тыс. кубометров каждая для транспортировки СПГ в прибрежных зонах США. NorthStar будет перевозить СПГ вдоль восточного побережья США, обеспечивая компании, занятые в проектах бункеровки СПГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.