Научная статья на тему 'Новый рынок для СПГ - судоходство'

Новый рынок для СПГ - судоходство Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
170
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый рынок для СПГ - судоходство»

Аналитический обзор

ч\\т\\\\\\\\\\\\\\\\

Уважаемые читатели!

Рады сообщить, что коллектив журнала предполагает запуск цикла аналитических статей о современном состоянии и перспективах использования СПГ в качестве бункеровочного топлива. Цель данного цикла - провести обзор сектора бункеровки судов, дать оценку сложившейся ситуации на рынке, обозначить ключевые предпосылки и существующие риски развития сектора бункеровки для СПГ.

Информационным поводом для анализа стали новости, связанные с активизацией использования СПГ в качестве топлива для морских судов. Актуальность обзора обусловлена планомерным ужесточением требований к содержанию оксидов серы, азота и углерода, а также твердых частиц в выбросах морских судов (Приложение VI Международной Конвенции MARPOL).

Информационно-аналитические статьи ориентированы на широкий круг специалистов нефтегазовой отрасли, будут включать в себя информацию о последних событиях в секторе бункеровки и использования СПГ в качестве бункерного топлива.

В этом номере привлечь внимание читателей мы хотели бы обсуждением предпосылок развития рынка СПГ-бункеровки.

10 лет

журналу

13

Новый рынок для СПГ -судоходство

Экологические предпосылки

Одной из главных предпосылок изменений в судоходном секторе, в частности использования СПГ для бункеровки судов, стало планомерное введение новых экологических норм (табл. 1), которые «ограничивают содержание серы в судовом топливе, запрещают любой преднамеренный выброс в атмосферу озоноразрушаю-щих веществ и ограничивают выброс оксидов азота» в районах контроля выбросов (ECA).

Таблица 1

Дата введения ограничения Зона действия ограничения Содержание вредных веществ (сера, азот), %

С 1 января 2015 г. В районах контроля выбросов серы (SECA)1 Не более 0,1

В настоящее время Вне районов контроля выбросов серы (SECA) Не более 3,5

С 1 января 2020 г. Вне районов контроля выбросов серы (SECA) Не более 0,5

С 2021 года В районах контроля выбросов азота (NECA)2 Не более 1,5

1. К районам со статусом SECA относятся Балтийское и Северное моря, Западные побережья Соединенного Королевства, Ирландии, Бельгии, Франции, Испании, Португалии, прибрежные воды США и Канады, Карибское море, Средиземное море, побережье Японии, Малаккский пролив.

2. В районах со статусом NECA потребуется соответствие стандарту Tier III по уровню предельно допустимых выбросов оксидов азота двигателями, установленными на судах, построенных начиная с 1 января 2021 года и после этой даты.

АОГМТ «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

! MÉ

Действующие районы Перспективные районы

управления выбросами (ЕСА) управления выбросами (новые ЕСА)

Действующие и перспективные районы управления выбросами (ЕСА) в мире

Источник: Международная морская организация

Экологические ограничения и система штрафов3 за превышение содержания вредных веществ в судовом топливе вынуждают компании отказаться от традиционных видов бункерного топлива и искать новые пути. Судовладельцы, операторы судов, бункерные и транспортные компании сформировали три основных варианта решения данной проблемы:

• переход на более чистый, но дорогостоящий вид топлива (дистилляты, в том числе газойль);

• использование БСЯ-технологий, оборудования по очистке судовых выхлопов (скрубберы);

• использование газомоторного топлива (СПГ, метанол).

Переход на СПГ в качестве судового топлива позволит полностью обеспечить соблюдение всех экологических норм (табл. 2), а именно:

• исключается выброс оксидов серы (БО) и твердых частиц;

• снижаются на 90 % выбросы оксидов азота (N0^);

• уменьшаются на 30 % выбросы углекислого газа С02, что после ратификации Парижского соглашения стало главным преимуществом использования СПГ.

Таблица 2

Вид топлива Количество выбросов при сгорании топлива (по опыту эксплуатации среднеоборотных морских дизельных двигателей), г/кВт^ч

80 РМ N0, со2

Мазут 13 1,5 9...12 580...630

Морское дизельное топливо 2 0,25...0,5 8...11 580...630

Очищенное дизельное топливо 0,4 0,15...0,25 8...11 580...630

СПГ 0 0 2 430...480

Уровень снижения выбросов при использовании СПГ 100 % 100 % 90 % 30 %

Источник: МАШЭТЕС

3. Штрафные санкции в случае несоответствия топлива экологическим нормам MARP0L различаются по странам. Например, в Германии - 7000 евро/сут, Польше - 62 тыс. долл./сут, Великобритании - 83 тыс. долл./сут, США - 25 тыс. долл./сут.

Технологические предпосылки

10 лет

журналу

Среди наиболее часто обсуждаемых выделяют проблему невозможности использования СПГ для судов всех типов. В среднем корабли эксплуатируются на протяжении 20-30 лет. Это означает, что масштабной замены двигателей на эксплуатируемых судах не произойдет. Для переключения эксплуатируемого судна на СПГ необходимо провести его переоборудование. Дизельный двигатель дорабатывается, а на корабль дополнительно устанавливается емкость для СПГ, что не всегда возможно из-за нехватки места.

Основным вопросом при постройке крупнотоннажных судов является выбор типа и места расположения емкостей для хранения газомоторного топлива, которое требует в четыре раза большего объема по сравнению с дизельным топливом. С развитием технологий появилось решение этой проблемы - система хранения СПГ в танках (контейнеры-цистерны) специальной конструкции, которая позволяет вписывать ее в конструкцию судна, не уменьшая его вместимость. Примерами таких решений могут служить следующие:

• Конструкция IHI Marine United Inc. (IHIMU, Япония), применяемая для контейнеровозов на СПГ. Компания разработала криогенные танки особого типа SPB, где хранится запас топливного СПГ на судне. За счет особенностей конструкции танка топливная система на СПГ может быть размещена на корабле практически в тех же объемах, что и обычная система на традиционном топливе, без существенного ущерба вместимости судна.

• Компания Wärtsilä (Финляндия) производит силовые установки, состоящие из двухтопливных двигателей и танков. У круизного лайнера Viking Line два танка для хранения СПГ, вместимостью по 200 м3, расположены на открытой палубе в кормовой части и наполняются через судовые бункеровочные станции.

Также компания Wärtsilä сконструировала пятицилиндровый главный двигатель для танкера Ternsund. Судно с двухтопливным двухтактным двигателем, работающим по технологии подачи газа под низким давлением X-DF, спущено на воду в 2015 году в Шанхае. Оно является первым из четырех танкеров на СПГ, заказанных шведской компанией Terntank.

Другими примерами применения подобной технологии являются танкер-продуктовоз Bit Viking - первое судно на газовом топливе в компании Germanischer Lloyd и контейнеровозы Nor Lines - суда с дедвейтом по 5000 т, построенные по проекту Rolls-Royce Marine с главными двигателями на СПГ. Крупнейшая паромная компания в Норвегии FJORD1 уже владеет 12 паромами, работающими на СПГ. Последний из них, MF Boknafjord, является крупнейшим в мире судном такого типа.

Возможности применения СПГ в качестве судового топлива не ограничиваются типом судов. Судостроительная верфь Arctech Helsinki Shipyard передала Транспортному агентству Финляндии ледокол Polaris, использующий СПГ в качестве основного топлива. Ледокол также может использовать морское дизельное топливо с низким содержанием серы.

Таким образом, вышеописанные технологические решения уже находят применение на существующих судах различного назначения. В 2015 году мировой флот, использующий только СПГ как топливо, включал 102 судна, и около 80 находились в стадии строительства. Описание перспективных проектов по строительству новых судов будет представлено в соответствующем разделе обзора.

С точки зрения безопасности перевозок двигатель на СПГ имеет преимущество

15

Аналитический обзор

km\\\\\\\\\\\\\\\\\\

\

перед традиционным. В отличие от паров нефтепродуктов или СУГ, метан -намного легче воздуха и благодаря этому рассеивается в случае утечки.

В сравнении с традиционным топливом, СПГ обеспечивает легкость приготовления равномерной топливовоздушной смеси. Газовая смесь сгорает полностью, поэтому не образуется нагар на деталях двигателя. Кроме того, СПГ содержит меньше загрязняющих веществ, способных на химическом уровне разрушать детали двигателя. Таким образом, использование СПГ увеличивает ресурс эксплуатации двигателей судов и удешевляет их техническое обслуживание.

Инфраструктурные предпосылки

Использование судами СПГ как судового топлива во многом зависит от имеющейся инфраструктуры, включающей стационарные бункеровочные станции и приемные терминалы СПГ.

Мощным стимулом для развития строительства и модернизации морского транспорта на СПГ выступает реализация программ по созданию как наземной, так и морской инфраструктуры для бункеровки СПГ в ключевых портах и хабах.

Так, оператор (Gate Temrinal B.V.) и акционеры (Gasunie и Vopak) завершили расширение СПГ-терминала Gate в портовом районе Роттердама - Маасвлак-те (Maasvlakte). На терминале осуществляется разбивка поставок СПГ на более мелкие партии для дальнейшего распределения по территории Нидерландов и Северо-Западной Европы. СПГ с терминала будет далее поставляться на станции для бункеровки судов и заправки грузовых автомобилей. В течение нескольких следующих лет новый причал начнет заправлять большие океанские суда на СПГ с помощью судов-бункеровщиков.

В портах Пори (Финляндия) и Гётеборг (Швеция) впервые выполнили бункеровку двухтопливного судна. В первом случае топливные танки заправлялись по технологии терминал - борт, а во втором - с использованием бункеровочного судна по технологии борт - борт.

Администрации портов ожидают, что суда с СПГ-двигателями будут заправляться в портах на регулярной основе. В качестве стимулирования покупателей СПГ порты предлагают различные скидки и привилегии. Так, порт Гётеборга ввел скидку в 30 % на портовый сбор для судов на СПГ, а в порту Роттердам действуют программы Environmental Ship Index и LNG Bunkering Incentive, которые в сумме дают судну скидку в 10 % от портовых сборов. На средства ЕС создается инфраструктура для СПГ-бункеровки судов в балтийских портах: Орхус, Хельсингборг, Хельсинки, Мальме-Копенгаген, Таллинн, Турку и Стокгольм.

Отсутствие инфраструктуры непосредственно в порту не является барьером для использования СПГ в качестве судового топлива. В этом случае средством доставки СПГ являются суда-бункеровщики. Особенно это удобно для судов, обслуживающих линии между определенными портами, например, контейнеровозов, ролкеров, паромов, круизных лайнеров, а также буксиров и прогулочных судов. Заправка судна СПГ с бункеровщиков дешевле, чем с береговых комплексов.

Переоборудование или строительство бункеровочных барж представляется инновационным решением для морской отрасли. В частности, Jensen Maritime, США (Crowley Maritime Corp.) разработала два проекта барж для бункеровки СПГ:

• для существующих барж - установка надпалубного танка для СПГ или других нефтепродуктов по желанию заказчика, позволяющего быстро менять конфигурацию баржи без существенных технологических издержек;

• для новых барж - строительство модифицированных барж с трюмным размещением СПГ-емкостей различной вместимости.

Организационные предпосылки

Основные игроки сектора бункеровки проявляют интерес к внедрению СПГ на морском транспорте, и их действия являются непосредственными предпосылками по развитию морского газомоторного транспорта. Основных участников сектора можно условно разделить на четыре группы (табл. 3).

Таблица 3

Поставщики

и производители бункерного топлива

Судостроители Судовладельцы Операторы судов Фрахтователи Брокеры

Собственники терминалов Операторы терминалов Арендаторы мощностей

Международные организации

INTERNATIONAL

MARITIME

ORGANIZATION

10 лет

журналу

17

Одной из наиболее активных нефтегазовых компаний, стремящейся к диверсификации своего бизнеса и развитию газомоторного транспорта, является концерн Royal Dutch Shell. Shell заключила соглашение с компаниями AIDA и Costa Cruises на бункеровку круизных судов на СПГ в европейских портах Средиземного и Северного морей.

18

Аналитический обзор

т\\\\\\т\\\\\\

\

Таблица 4

Программы международных организаций по поддержке развития бункеровки СПГ

Организации Программы Цели

Европейская комиссия (ЕС) CEF (Connecting Europe Facility) Проектное финансирование транспорта, энергетики и высокотехнологичных проектов в рамках Европейского Союза

Международная морская организация (1МО) Введение стандартов для повышения энергоэффективности действующих судов Проектирование судов с учетом новых стандартов

Международное общество операторов газовозов и терминалов ^ЮТТО) Использование СПГ в качестве судового топлива Обмен опытом в области использования сжиженного газа, в том числе в использовании газа в движительных установках танкеров-газовозов, в способах перевозки газа и работе терминалов

SEA\LNG партнерство Продвижение СПГ в качестве топлива для судоходной отрасли на международном уровне Объединение опыта и знаний крупнейших судовладельцев, экспертов в области энергетики, классификационных обществ, портовых сооружений Carnival Corporation. Участники: DNV-GL, GTT, GE Marine, Lloyds Register, ENGIE, Qatargas, Shell Downstream, Mitsubishi, ENN Group, NYK Line, TOTE, Wärtsilä, Порт Роттердам

Общество за газ в качестве судового топлива (SGMF). Образовано при участии SIGTTO в форме неправительственной организации (НПО) Обеспечение безопасности при эксплуатации судов, использующих СПГ в качестве топлива, и других операций, связанных с поставкой СПГ как топлива Содействие разработке критериев безопасного использования СПГ в качестве судового топлива

Gasnor (Shell - 100 %) - пионер малотоннажного производства СПГ и один из ключевых поставщиков СПГ для бункеровки судов в Северной Европе. Опираясь на свою обширную распределительную сеть, компания обеспечивает бункеровку растущего флота судов, работающих на СПГ. Gasnor стала пионером в области маркетинга природного газа в Норвегии и взяла на вооружение инновации, которые помогают поставлять природный газ операторам судов и промышленным компаниям в Европе, где использование газа, поступающего по трубопроводам, нецелесообразно. В настоящее время компания эксплуатирует три собственных завода по производству СПГ на западном побережье Норвегии. Продукция этих заводов поставляется промышленным компаниям и растущему флоту судов на СПГ. На данный момент Gasnor осуществляет бункеровку примерно 30 судов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мировые производители судовых дизельных двигателей (Wärtsilä, MAN, Rolls Royce) разрабатывают многотопливные малооборотные двигатели, способные использовать в качестве топлива мазут, дизельное топливо и СПГ.

Wärtsilä и MAN совместно с рыболовецкой компанией Asbjorn Selsbane AS (Норвегия) изучили возможность применения двигателей на СПГ на рыболовных судах. Разработчики проекта предлагают переоборудовать или переводить на газ новые суда, что технически реализуемо и экономически оправданно. Исследование проводилось в рамках гранта от Норвежского Фонда сокращения выбросов NO^ (Norway's NOx Fund).

Судостроители в свою очередь активно заключают контракты на строительство или переоборудование судов, применяющих в качестве судового топлива СПГ, а также контракты на проектирование таких судов.

Компании Vopak и Gasunie, которые имеют опыт создания крупных объектов инфраструктуры, построили терминал, позволяющий связать уже действующий крупный терминал Gate в порту Роттердам с мелким рынком СПГ.

Международные организации также ставят перед собой цели по поддержке развития бункеровки СПГ (табл. 4) в крупных портах, обучению заинтересованных сторон в отношении рисков и возможностей использования СПГ.

Регулятивные предпосылки

Введение требований к судовому топливу наиболее активно провели (лоббировали) страны Северной Европы. Эти страны имеют национальные программы и стратегии, способствующие росту СПГ-инфраструктуры в регионе и строительству СПГ-флота.

В Норвегии строительство судов на природном газе (не являющихся газовозами) стимулируется экономическими мерами. В стране организован специальный правительственный фонд - Norway's NOx Fund. За счет средств фонда оказывается поддержка проектам, ведущим к снижению выбросов NOx, - предоставляются субсидии судовладельцам, переоборудующим или заказывающим новые суда на газовом топливе. Размер субсидий покрывает до 80 % дополнительных затрат на установку газовых двигателей и размещение криогенных танков для хранения газового топлива. Средства фонда формируются за счет отчислений промышленными и транспортными предприятиями, осуществляющими выбросы оксидов азота.

Таблица 5

Программы государственного стимулирования перехода судов на использование СПГ

10 лет

журналу

19

Страна Получатель субсидии Назначение Размер субсидий, млн евро

Финляндия Судостроительные компании Переоборудование работающих на Балтике судов 7

Порты Строительство терминала по бункеровке СПГ 36

Германия Судовладельцы Перевод всех контейнеровозов на СПГ н/д

ЕС Организация Балтийских портов, ОБП (ВРО): Орхус, Хельсингборг, Хельсинки, Мальме-Копенгаген, Таллинн, Турку, Стокгольм Программа «СПГ в портах Балтийского моря» (в рамках Программы ЕС ТЕ^Т) 4,7

20

Аналитический обзор

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\v

Таблица 6

Национальные подходы к СПГ-бункеровке

Страна Требования к судам на СПГ Требования к бункеровке судов СПГ Справка

Германия Временное руководство MSC.285(86) перенесено в национальное законодательство Не регулируется. Процедура требует особого разрешения Разрабатывается закон на основе исследования DNV GL «Бункеровка СПГ в портах Германии»

Швеция Проведена национальная процедура одобрения MSC.285(86) Не регулируется на национальном уровне. Некоторые порты дают специальное разрешение на проведение процедуры Порты Гётеборг и Стокгольм имеют свои утвержденные руководства по проведению бункеровки

Россия Нормативные ограничения отсутствуют в Правилах Российского морского регистра и Российского речного регистра по применению газового топлива на судах По согласованию с компанией В 2015-2020 гг. в РФ реализуется госпрограмма по внедрению газомоторной техники с разделением на отдельные подпрограммы по различным видам транспорта, включая морской

В ряде стран Европы реализуются программы государственного стимулирования (табл. 5, 6) перехода судов на использование СПГ как судового топлива и проекты, связанные с бункеровкой СПГ.

Принятие программ государственного регулирования и стимулирования перехода судов на использование СПГ может стать ключевым драйвером развития сектора СПГ-бункеровки.

Таким образом, в долгосрочной перспективе СПГ может стать привлекательной альтернативой традиционному топливу. Особенно для морских судов, находящихся в эксплуатации в районах контроля выбросов (ECA), в непосредственной близости от мест добычи, заводов и терминалов СПГ, вблизи бункеровочных станций.

Подтверждением данных слов может служить экспертное мнение более 500 отраслевых специалистов, опубликованное организаторами саммита LNG Bunkering Summit 2018. На рисунках ниже показаны результаты опроса.

Будет ли популярным СПГ в качестве топлива у морских судов, выполняющих короткие рейсы?

Я 78% ■ Я 87% Я I 85%

ДА ДА | А ДА

о

i

2016 2017 2018

Будет ли популярным СПГ в качестве топлива у морских судов дальнего плавания?

> 69%

64%

64%

10 лет

журналу

21

Будет ли популярным СПГ в качестве топлива для всех типов судов?

68% 79% 80%

ДА ДА ДА

' 2016 2017 2018

^Соци«^''

Аналитический обзор

кт\\\\\\\\\\\\\\\\\\

\

В каком регионе развитие сектора СПГ-бункеровки будет происходить быстрее в 2018 году?

ф Азия ф США Европа

14% считают, что е 201В году не произойдет существенных изменений

Что будет способствовать развитию сектора СПГ-бункеровки?

ф Новые технологии ф Низкие затраты Доступные субсидии Создание партнерств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.