Научная статья на тему 'ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ГМТ'

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ГМТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ГМТ»

Обзор международного рынка ГМТ

Автомобильный транспорт

Испания

Транспортная компания EMT Madrid (Empresa Municipal de Transportes de Madrid) разместила несколько заказов на автобусы Mercedes-Benz Citaro NGT на природном газе. В 2020 году компания увеличит свой парк чистых городских автобусов до 672 единиц.

EMT Madrid успешно эксплуатирует в испанской столице несколько сотен автобусов Citaro NGT с приводом на природном газе. Первые 82 автобуса Citaro NGT были получены в 2016 году. Сердцем Mercedes-Benz Citaro NGT является двигатель Mercedes-Benz M 936 G, работающий на метане. В настоящее время это самый компактный двигатель на природном газе с рабочим объёмом 7,7 л. Вертикально установленный шестицилиндровый рядный одновалентный двигатель работает на КПГ или биогазе. С выходной мощностью 222 кВт (302 л.с.) он достигает максимального крутящего момента 1200 Нм и значительно снижает пределы выбросов до Евро-6. Выбросы CO2 при работе с метаном на 10 % ниже, чем у дизельного двигателя. Благодаря этим положительным характеристикам и сравнительно выгодным расходам на покупку транспортный оператор считает городские автобусы, работающие на газе, не просто технологией для переходного периода, а концепцией транспорта будущего.

Ирландия

Virginia International Logistics, одной из первых среди ирландских компаний инвестирует в перспективный парк грузовых автомобилей на природном газе. Компания построила восемь АГНКС и планирует еще 15 до конца 2019 года, в том числе в Дублине и Каване. Virginia International развивает свой проект в партнёрстве с Gas Networks Ireland. Финансовую поддержку оказывают банки Ulster Bank и Lombard Ireland.

По данным Gas Networks Ireland, в течение десяти лет в Ирландии будет построено 70 автозаправочных станций для транспорта на природном газе.

Швеция

DB Schenker, провайдер международных логистических услуг, сообщил об испытаниях первого беспилотного грузовика T-Pod на электрическом ходу. Инновационное транспортное средство вывели на трассу в Йён-чёпинге в Швеции. Шведские власти разрешили его эксплуатацию до конца 2020 года при условии, что ездить он будет со скоростью не более 5 км/ч (средняя скорость 85 км/ч).

Дополнительные требования и ограничения - T-Pod разрешено работать только на одной дороге в промзоне, и на каждый грузовик должен быть выделен один сотрудник, который дистанционно контролирует его передвижения и в случае необходимости может вмешаться. По информации Einride, разработчика T-Pod, в перспективе один сотрудник может контролировать 10 грузовиков.

ЛЕТ С ВАМИ

33

Национальная газомоторная ассоциация

V///////////////////A

Батареи T-Pod обеспечивают автономность хода 200 км. Вес грузовика при максимальной загрузке - 26 т, длина - 7 м, ширина - 2,5 м. С помощью шести камер, четырёх радарных систем, четырёх детекторов инфракрасного излучения и двух антенн T-Pod определяет своё положение с точностью до 20 мм и способен находить любой объект самостоятельно.

Помимо проекта с DB Schenker, у Einride есть заказы на беспилотные электромобили от немецкой продуктовой сети Lidl, шведской компании по доставке Svenska Retursystem и пяти крупных ритейлеров. До конца 2020 года компания рассчитывает, что в логистике будут работать 200 электрических грузовиков её производства.

Финляндия

Финская энергетическая компания Gasum открыла в Норрчёпинге (Швеция) свою вторую газозаправочную станцию для большегрузных автомобилей в рамках плана по созданию северной сети из 50 станций СПГ. Станции будут обслуживать транспортные средства большой грузоподъёмности (HDV) в зонах интенсивного движения к началу 2020-х годов.

Первая заправочная станция в Швеции была открыта в Вестеросе в мае. В Финляндии уже шесть станций, последние две недавно открылись в Оулу. Всего у Gasum более 30 автозаправочных станций для разных сегментов автомобилей в Швеции и Финляндии.

Чехия

Компания Skoda представила модификацию нового хэтчбека Scala - с двигателем, который может работать как на бензине, так и на СПГ. Максимальный запас хода автомобиля - 630 км. Skoda Scala G-TEC оснащён трёхцилиндровым двигателем с рабочим объёмом 1 л, мощностью 90 л.с. и с крутящим моментом 160 Нм. Мотор работает в паре с шестиступенчатой механической коробкой передач.

Природный газ заправляется в три соединённых между собой стальных топливных бака, установленных в днище задней части кузова машины. Ёмкости могут вместить 13,8 кг топлива. Пробег на одну заправку - 410 км. Компактный бензобак на 9 л обеспечивает дополнительные 220 км пробега. Суммарно на обоих видах топлива Scala G-TEC без дозаправки может пройти до 630 км.

Установка газовых баллонов снизила вместимость багажника с 467 до 339 л, но в Skoda заявляют, что Scala всё равно является самым практичным автомобилем на природном газе из всех представленных на европейском рынке.

Новинка стала первой моделью чешской марки, в основе которой - модульное шасси MQB-A0 концерна Volkswagen.

Skoda Scala G-TEC поступит в продажу в 4-м квартале 2019 года. Хэтчбек будет доступен в трёх комплектациях - Active, Ambition и Style. В России эта модель не продаётся.

https://ru.motor1.com/news/356670/

Морской транспорт

Япония

Проект Kawasaki Heavy Industries (KHI) - плавучей теплоэлектростанции (ПТЭС) на СПГ, как альтернативы имеющимся источникам энергоснабжения,

получил сертификат AiP («одобрение в принципе») крупнейшего классификационного общества DNV GL.

ПТЭС устанавливается там, где быстро растёт спрос на электроэнергию, но где создание развитой береговой инфраструктуры коммерчески неоправданно. Проект включает доставку СПГ танкером-газовозом, хранение в резервуарах (IMO, тип С), регазификацию, производство электроэнергии, передачу в сети.

При разработке концепции плавучей электростанции на СПГ KHI опиралась на опыт эксплуатации приёмных береговых СПГ-терминалов.

AiP является независимой оценкой инновационных идей, решений, не подпадающих под общепринятые классификационные правила, и подтверждает осуществимость проектов для руководства компании, внешних инвесторов или будущих регуляторов.

Правила DNV GL для газовых электростанций введены в 2018 году. В мире существует потребность в мощных плавучих электростанциях. Разработчики предложили несколько решений. Регистр Ллойда одобрил концепт электростанции на морской платформе мощностью 300 МВт, работающей на СПГ. Документ был подписан на выставке и конференции Gastech (17-20 сентября 2018, Испания). Проект разработан FG Wilson (Великобритания) и Gaztransport and Technigaz, GTT (Франция). FG Wilson считается «законодателем мод» на мировом рынке автономных систем энергоснабжения, дизельных и газовых электростанций.

ЛЕТ С ВАМИ

35

Японская транспортная компания Kawasaki Kisen Kaisha («K» Line) решила установить на один из своих крупнотоннажных балкеров автоматизированную систему, использующую энергию ветра, в форме кайта - Seawing. Seawing на носовой части судна развёртывается командой с мостика - при определённой силе и направлении ветра для увеличения тяговой мощности.

«K» Line в течение двух лет проведёт оценку технологии с расчётом, что с вводом в эксплуатацию Seawing существенно снизится связанное с эксплуатацией судна вредное воздействие на окружающую среду. В частности, ожидается, что выбросы углекислого газа сократятся более чем на 20 %, или на 5,2 тыс. т в год.

Seawing является разработкой Airseas (Франция), была выделена из Airbus.

Китай

В Китае строят восемь судов для транспортировки КПГ в рамках соглашения о намерении между компанией GEV (Global Energy Ventures, Австралия) и верфью Yantai CIMC Raffles Offshore (Китай). Стоимость одного судна - 135-140 млн долл. США. Первое судно CNG Optimum планируется ввести в эксплуатацию через 30 месяцев. КПГ-танкер будет обеспечивать транспортировку газа с проекта Atlantic CNG в Великобританию (на плавучую установку для хранения и регазификации Meridian FSRU) и страны ЕС. Морская транспортировка КПГ из пункта «А» в пункт «Б» с использованием судов CNG 200 Optimum включает три этапа: процедуры на экспортном терминале (метрология, компрессия, погрузка); перевозка КПГ морским транспортом; приёмный терминал (разгрузка, метрология).

Национальная газомоторная ассоциация

V///////////////////A

При строительстве судов применяется технология SeaNG's Coselle® System, разработанная и запатентованная SeaNG (Канада). Решение SeaNG обеспечивает низкие капитальные затраты по сравнению с СПГ, так как для транспортировки КПГ не требуются заводы по сжижению газа и его регазификации. Концепция судна Coselle® System и танк из композитных материалов позволяют уменьшить площадь и увеличить объём хранения газа в сжатом виде.

Технология получила одобрение классификационного общества American Bureau of Shipping (ABS). Справка

По расчётам ПАО «Газпром» поставки газа на экспорт через Балтийское и Чёрное моря выгоднее, если транспортировать его в сжатом виде небольшими объёмами в баллонах на КПГ-танкерах. Газ загружается на судно непосредственно с месторождения и не нуждается в глубокой подготовке, поэтому суда можно использовать для обслуживания труднодоступных необорудованных месторождений.

Первый в мире КПГ-танкер Jayanti Baruna спущен на воду в КНР в 2016 году. Этот проект осуществила компания Enric Shijiazhuang Gas Equipment Co., Ltd. -дочернее предприятие CIMC Enric (Китай). Природный газ транспортируется для пиковой электростанции на островах Юго-Восточной Азии. За одну транспортировку доставляется 700 тыс. кубометров КПГ.

***

На китайской верфи Damen Yichang Shipyards строится судно-бункеровщик LGC 6000 для заправки СПГ. LGC 6000 вместимостью 6 тыс. кубометров предназначено для заправки судов, работающих в Балтийском регионе. Планируется, что бункеровщик пройдёт ходовые испытания весной 2020 года и начнёт работу уже осенью того же года. Elenger (Eesti Gaas) получит бункеровщик по тайм-чартерному соглашению с судовладельцем Infortar AS.

Норвегия

Круизный лайнер ледового класса 2, работающий на СПГ, отправится на Северный полюс в 2021 году. Судно станет первым гибридным круизным ледоколом с двухтопливным двигателем, батареями большой ёмкости и СПГ-хранением на борту.

Судно ледового класса длиной 150 м строится на верфи Vard в Норвегии для французской компании Ponant. Его оборудуют двухтопливными двигателями и аккумуляторными батареями. Пассажиров-местимость судна - 270 человек. Стоимость - 323 млн долл. США.

Круизное судно предназначено для перевозки пассажиров по полярным маршрутам - Северный полюс (90 градусов северной широты), море Уэдделла, море Росса, остров Петра I - и сможет работать круглый год в условиях умеренной ледовой обстановки.

MAN установил СПГ-танк на сейнер Libas. Это первое рыболовное судно, которое будет работать на сжиженном природном газе.

Libas строится на верфи Cemre в Турции. Проект разработан конструкторским бюро Salt Ship Design, заказчик - Liegruppen (Норвегия). Длина судна составляет 86 м, ширина - 17,8 м, объём СПГ-танка - 350 кубометров. Ввод в эксплуатацию Libas ожидается в первом квартале 2020 года.

Финляндия

Технологическая группа Wartsila оборудует первый китайский СПГ-бункеровщик двухтопливной пропульсивной установкой. Судно строится на верфи Dalian Shipbuilding Industry Corporation (DSIC) для ENN Energy Holdings, одного из крупнейших потребителей СПГ в Китае. Вместимость судна - 85 тыс. кубометров. Судно приступит к бункеровочным операциям в 2020 году на терминале ENN Zhoushan в восточной китайской провинции Чжэцзян. Для ENN Energy Holdings - проект СПГ-бункеровки также является первым. ENN Energy Holdings планирует поставлять экологичное топливо для крупных судов на СПГ.

ЛЕТ С ВАМИ

37

Elenger, дочерняя компания группы Eesti Gaas, в порту Хельсинки начала операции по бункеровке СПГ пассажирского парома Megastar оператора Tallink, курсирующего по маршруту Таллин -Хельсинки. В порту Таллин к настоящему времени уже выполнено 1,6 тыс. бункеровок парома с автогазовозов. Elenger закупила специальные полуприцепы для транспортировки и бункеровки СПГ.

СПГ поставляется с проекта «Высоцк СПГ» компании НОВАТЭК. Бункеровка будет производиться раз в неделю на причалах портов Таллин (Эстония) и Хельсинки (Финляндия). Продолжительность - 1 час.

Нидерланды

Баржа-бункеровщик LNG London, зафрахтованная Shell (Shell Global Downstream LNG), осуществила первую в Европе бункеровку СПГ речных судов -контейнеровозов Containerships Polar и Containerships Nord, по технологии «судно-судно». СПГ для бункеровочных операций загружается на баржу на терминале Гейт (Gate) в Роттердаме. Shell планирует использовать LNG London в портах Амстердам, Роттердам и Антверпен.

LNG London принадлежит LNG Shipping, совместному предприятию Victrol и Sogestran. Длина бункеровщика - 110 м, ширина -15 м, грузовместимость - 3 тыс. кубометров СПГ в четырёх вакуумных танках. Благодаря трём подруливающим устройствам бункеровщик обладает повышенной маневренностью, поэтому сможет бункеровать морские и речные суда, а также отгружать СПГ на внутренние терминалы.

Для компании Containerships - это первая операция, которая совмещает бункеровку и разгрузку/погрузку контейнеров. Для обеспечения бесперебойности погрузочно-разгрузочных работ и соблюдения безопасности бункеровки Containerships тесно сотрудничала с Shell, поставщиком судового топлива, администрацией порта Роттердама и RST-терминалом. Ожидается, что благодаря совмещённым операциям, пребывание судна в порту при отсутствии эксплуатационных задержек значительно сократится. В конечном счёте это скажется на времени транспортировки судами CMA CGM контейнерных грузов между Северной Европой и странами Балтии. В порту Роттердам бунке-ровочные операции также выполняет судно FlexFueler001. Бункеровщик принадлежит компании Titan LNG. Второе судно, FlexFueler002, строится и планируется к вводу в середине 2020 года.

Containerships входит в группу CMA CGM Group и специализируется на вну-триевропейских мультимодальных контейнерных перевозках. В составе флота

Национальная газомоторная ассоциация

V///////////////////A

группы СМА СОМ к 2022 году будет уже 20 судов, работающих на СПГ.

По данным DNV ОЬ, в настоящее время 163 судна в мире используют СПГ в качестве топлива и 146 таких судов строятся.

Голландская судоходная компания Anthony Veder увеличила свой флот на пять газовозов от корпорации GATX, которые ранее принадлежали Norgas. Судам (начинающимся с Coral) дадут новые имена. Танкеры будут перевозить сжиженный нефтяной газ и нефтехимические газы, например, этилен, а также СПГ. Таким образом, в составе флота компании - 38 судов. Anthony Veder намерена удерживать сильные позиции на рынке СПГ и нефтехимии.

Согласно исследованиям конструкторского бюро C-Job Naval Architects (Нидерланды), для снижения вредных выбросов на морском транспорте в качестве топлива можно безопасно и эффективно применять аммиак.

Наиболее эффективным способом производства электроэнергии с использованием аммиака является твердо оксидный топливный элемент (SOFC). Однако у этой технологии есть практические проблемы, поскольку плотность мощности и способность реагировать на нагрузку пока находятся на недостаточном для эффективной эксплуатации уровне.

В связи с целями Международной морской организации (IMO) сократить вредные выбросы мировая морская индустрия изучает использование альтернативных видов топлива, таких как водород, аммиак и метанол.

C-Job имеет опыт использования новейших технологий для проектирования перспективных судов. С 2016 года компания изучает альтернативные виды топлива и считает, что аммиак может быть жизнеспособным и многообещающим вариантом. В 2G17 году C-Job учредил консорциум для изучения аммиака в качестве судового топлива.

В 2G18 году C-Job присоединился к Ammonia Energy Association для реализации своих проектов. Совместно с Proton Ventures и Enviu С, завершив это теоретическое исследование, C-Job внёс значительный вклад в первую фазу проекта консорциума, которая теперь перейдёт к следующим этапам, которые включают лабораторные и пилотные испытания, а также оценку.

Бельгия

Jan De Nul (Бельгия) разместила на верфи COSCO Shipping Heavy Industry заказ на судно для строительства оффшорных ветряных турбин. Проект разрабатывался при участии датского конструкторского бюро Knud E. Hansen.

Это будет самое большое в мире судно такого назначения и третье по счёту в составе флота Jan De Nul. При грузоподъёмности крана свыше 3 тыс. т оно способно принять на борт порядка 14 тыс. т груза. Судно будет носить имя Voltaire. По информации Knud E. Hansen, в проекте будет применена технология снижения и контроля выбросов.

Испания

Balearia (Испания) строит первый в мире катамаран на СПГ Eleanor Roosevelt («Элеонора Рузвельт») на верфи Armon shipyards. Длина судна - 123 м, ширина - 28 м.

Пассажировместимость - 1200 человек, вместимость колёсной техники - 450 автомобилей.

Катамаран оборудуют двухтопливными двигателями от компании Wartsila, а также водомётными движителями, что позволит ему развивать максимальную скорость 40 узлов. Судно будет введено в эксплуатацию весной 2020 года.

Balearia, ведущий паромный оператор, обслуживающий маршруты в Испании, на Балеарских, Канарских островах и в Северной Африке, взял на себя обязательство о сокращении уровня выбросов вредных веществ в соответствии с целями ООН. Для этого компания строит новые суда RoPax с двигателем на СПГ, а также переоборудует действующие суда.

Во Франции в рамках проекта Plastic Odyssey строится первое в мире судно на биотопливе. Длина катамарана - 25 м. Судно будет использовать в качестве топлива перерабатываемый пиролизом пластиковый мусор. Отходы будут преобразовываться в жидкое топливо при температуре 400 °C без доступа кислорода.

Plastic Odyssey отправится в экспедицию в Южную Америку, Африку и Азию в 2020 году. Судно не будет собирать океанический мусор, а будет получать его в портах.

DNV GL представляет разработку AFI (Alternative Fuels Insight) для аналитической оценки альтернативных судовых топлив. На основе данных информационной платформы об экспоненциальном росте вместимости СПГ-танков для установки на более крупных судах общество делает вывод о потенциальном буме спроса в отрасли на СПГ и на большие суда, работающие на СПГ.

Быстрый рост вместимости танков может ознаменовать начало новой эры в топливной политике судоходной отрасли. В настоящее время в эксплуатации находится 163 судна, работающих на СПГ, а 155 судов - в портфеле заказов. Поступление заказов на суда, работающие на СПГ, остаётся стабильным в течение нескольких лет и составляет около 40 судов в год. С января по июнь 2019 года поступило 40 новых заказов, что может свидетельствовать о том, что темпы инвестиций в СПГ увеличиваются.

Платформа AFI показывает, что до конца 2020 года объёмы СПГ-ёмкостей увеличатся в 3 раза (со 100 тыс. кубометров на сегодня) - на круизных судах, контейнеровозах и танкерах.

Число судов, оборудованных скрубберами, к январю 2020 года достигнет 3,55 тыс. Однако из-за сложности модернизации скрубберных установок не все эти суда будут находиться на плаву.

Платформа AFI представляет данные по растущему флоту на альтернативном топливе (СПГ, СУГ, метанол), технологиям сокращения вредных выбросов, скруб-берным установкам, судам на электрических батареях, инфраструктуре для анализа тенденций и определения реализуемости проектов по альтернативному топливу на основе капитальных затрат, операционных расходов и цен на топливо. Доступ к большей части контента платформы бесплатный.

2&

ЛЕТ С ВАМИ

39

Франция

Германия

Источники: Reuters; PORT NEWS; на выставке Nor-Shipping; Прайм-Новости ТЭК; Eesti Gaas; SeaNews; seatrade-maritime.com; Maritime Executive; Marine Link; Daimler; Market Screener; журнал «Газовая промышленность», C-Job Naval Architects, GEV.

Национальная газомоторная ассоциация

У///////////////////Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.