Научная статья на тему 'ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ СПГ-БУНКЕРОВКИ - ТОЧКИ РОСТА'

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ СПГ-БУНКЕРОВКИ - ТОЧКИ РОСТА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
180
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы —

Перспективы СПГ в качестве судового топлива во многом зависят от общих трендов развития мировой энергетики. Важным драйвером в секторе СПГ-бункеровки является заявление Международной морской организации (ИМО) о сокращении с 1 января 2020 года содержания серы в составе морского бункерного топлива по всему миру с 3,5 до 0,5 %. Другими ключевыми драйверами для развития сектора являются расширение нефтегазовыми компаниям рынков сбыта и диверсификация видов бизнеса, а также динамика мировых цен на СПГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ СПГ-БУНКЕРОВКИ - ТОЧКИ РОСТА»

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\^

Аналитический обзор

Инфраструктурные объекты СПГ-бункеровки - точки роста

Перспективы СПГ в качестве судового топлива во многом зависят от общих трендов развития мировой энергетики. Важным драйвером в секторе СПГ-бункеровки является заявление Международной морской организации (ИМО) о сокращении с 1 января 2020 года содержания серы в составе морского бункерного топлива по всему миру с 3,5 до 0,5 %. Другими ключевыми драйверами для развития сектора являются расширение нефтегазовыми компаниям рынков сбыта и диверсификация видов бизнеса, а также динамика мировых цен на СПГ.

Требования ИМО к содержанию серы окажут большое влияние на судоходную отрасль и нефтепереработку. Участники будут вынуждены перейти на альтернативные виды топлив или изменить ассортимент выпускаемых продуктов.

Если ранее информация о новых и планируемых проектах использования СПГ в качестве судового топлива, а также строительства инфраструктурных объектов носила разрозненный и фрагментарный характер, то сейчас выстраивается система. Формирование сектора СПГ-бункеровки будет обеспечиваться за счёт ввода в эксплуатацию новых мощностей по сжижению, строительства инфраструктуры в портах и припортовых акваториях, а также проектирования новых и переоборудования существующих судов. Строительство инфраструктуры будет осуществляться во всех ключевых точках. Наиболее быстрыми темпами СПГ-бункеровка будет продвигаться в регионах с развитыми газовыми рынками: Европа, АТР и Северная Америка.

В мире насчитывается около 70 точек, где суда могут быть заправлены СПГ, включая Сингапур, Ближний Восток, Карибский бассейн и Европу (рис. 1). Приняты решения о создании 28 таких объектов, ещё 36 находятся на стадии обсуждения. Из 10 крупнейших портов мира девять либо уже предоставляют услуги по бункеровке СПГ, либо смогут её обеспечить к 2020 году.

Использование СПГ в качестве бункерного топлива для судов широко распространяется и в Северо-Западной Европе (рис. 2). Драйвером здесь является не только прямая экономическая выгода при отказе от нефтепродуктов, но в первую очередь новые экологические нормативы на выбросы оксидов серы и азота на Балтике. Европейский парламент утвердил сроки реализации «Стратегии развития альтернативных видов моторного топлива»:

• 2025 год - СПГ-бункеровка: создание инфраструктуры морских портов в достаточном количестве для организации транспортных коридоров (Программа ТБ^Т);

• 2030 год - СПГ-бункеровка: создание инфраструктуры портов в достаточном количестве на внутренних водоемах.

Реализация запланированных проектов будет осуществляться с привлечением государственных и частных инвестиций. В дополнение к 24 действующим крупным европейским объектам инфраструктуры, осуществляющим бункеровочные операции с СПГ, в ближайшие годы добавятся девять, а в течение 10 лет - возможно ещё 26.

Рис. 1. Существующие и перспективные объекты инфраструктуры для СПГ-бункеровки

Источник: Alternative Fuels Insight, DNV GL

Рис. 2. Существующие и перспективные объекты инфраструктуры для СПГ-бункеровки в Европе

Источник: Alternative Fuels Insight, DNV GL

Паром эстонской компании Eesti Gaas

Источник: Eesti Gaas

В Европе лидером в использовании СПГ остаётся Норвегия. Инфраструктурные объекты для бункеровки судов строятся вдоль всего побережья. Бункеровочные центры находятся в Хаммерфесте и Киркенесе. Бункеровка здесь осуществляется с береговых систем хранения СПГ.

Порт Росток (Германия) осуществляет бункеровочные операции с СПГ с конца 2016 года. В портах Таллина (Эстония) и Хельсинки (Финляндия) с 2017 года используются 11 автогазовозов для бункеровки СПГ судна RoPax (паром) Megastar эстонской компании Eesti Gaas. В будущем автогазовозы планируется заменить одним СПГ-бункеровщиком серии LGG 6000 LNG (DAMEN), что позволит значительно сократить время заправки и исключить дополнительное движение автотранспорта с СПГ по территории морского терминала.

В малых североевропейских портах (например, Турку, Раума, Торнио, Хамина-Котка в Финляндии) активно развиваются малотоннажные приёмные терминалы для бункеровки СПГ. Строительство осуществляет компания Gasum. Совокупная мощность бункеровки СПГ составит 110 млн м3/год.

В 2019 году должны завершиться работы по подготовке порта Антверпен (Бельгия). В порту будут выполняться операции по производству и перегрузке малотоннажного СПГ. Мощность установки составит 45 млн м3/год, при инвестициях в 750 млн долл. США.

В рамках реализации «Стратегии развития альтернативных видов моторного топлива», субсидируемой Европейским парламентом, в Швеции осуществляется пилотный проект в порту Брофьёрден. Проект предполагает создание бункеровоч-ного хаба для судов Балтийского моря. Европейский парламент выделяет средства в размере 30 % от проектных затрат.

В южных морях Европы при поддержке Европейского парламента Испания изучает возможности для развития бункеровки СПГ в своих портах. Так, в декабре 2018 года Repsol произвела первую бункеровочную операцию двухтопливного судна Paul А Desgagnes в порту Картахена. Компания продолжит развивать использование СПГ как судового топлива.

Греческая государственная газотранспортная компания DEPA также рассматривает возможности развития СПГ-бункеровки. Компания подписала меморандум о взаимопонимании с Attica (партнёр по проекту Poseidon) для изучения вопросов использования СПГ морскими судами.

В целом Европейский климатический пакет в области транспорта, представленный Еврокомиссией 24 января 2013 года, предполагает, что к 2020-2025 гг. бункеровочные станции для СПГ появятся в 139 морских и внутренних портах ЕС. Затраты на их сооружение могут составить от 1,14 до 2,1 млрд евро.

В России также существует ряд проектов по развитию инфраструктуры для бункеровки судов СПГ. Так как маршруты значительной части морских грузоперевозок России проходят через районы контроля выбросов (ECA), в частности - через Балтийское и Северное моря, для нашей страны переход на новые экологические стандарты имеет особую актуальность.

Аналитический обзор

I ж\\\\\\\\\\\\\\\\

В российской части Балтийского моря реализуется несколько проектов по организации бункеровки судов СПГ. В 2016 году «Криогаз» (дочернее предприятие Газпромбанка) ввёл в эксплуатацию малотоннажный завод по производству СПГ 34 в Псковской области. Мощность завода составляет 21 тыс. т СПГ/год, а основная

часть произведённого СПГ идёт на экспорт в рамках соглашения о поставках СПГ между Газпромбанком и Eesti Gaas. Поставляемый СПГ используется в качестве топлива круизным судном Megastar на маршруте Таллин - Хельсинки.

«Криогаз» также осуществляет реализацию проекта по строительству СПГ-терминала в порту Высоцк Ленинградской области. Терминал будет построен вблизи уже существующих нефтеотгрузочного и угольного терминалов. Мощность терминала составляет 660 тыс. т СПГ с возможностью расширения до 1,3 млн т СПГ/год. Основным назначением будущего терминала будут поставки СПГ промышленным потребителям в Финляндии, а также СПГ-бункеровка морских судов.

Компания «Газпром газомоторное топливо» планирует реализовать проект по созданию бункеровочной СПГ-станции для морского транспорта в порту Бронка (строящийся перегрузочный комплекс в Большом порту Санкт-Петербург). Ещё один завод по производству СПГ с объёмом инвестиций более 6 млрд руб. может появиться в Дедовичском районе Псковской области к 2021 году. Проект строительства реализует компания «КриомашГаз». Планируемая производительность завода - 80...85 тыс. т СПГ/год.

В перспективе для обеспечения бункеровочных операций в Арктической зоне и на протяжении Северного морского пути могут быть реализованы проекты на Белом, Баренцевом, Печорском морях: «Архангельск СПГ», «Анадырь СПГ», «Якутский СПГ», «Норильский СПГ». Инвестиции для организации работы одного порта с бункеровкой СПГ составляют минимум 15 млн евро. Ожидается, что переход на использование СПГ в качестве бункерного топлива, прежде всего, позволит решить важнейшую экологическую проблему - аварийные разливы судового топлива, особенно при наличии ледового покрова.

В период работы Восточного экономического форума во Владивостоке в августе 2016 года Газпром и Mitsui подписали Меморандум о взаимопонимании. Документ отражает намерения сторон по совместному проведению технико-экономического и маркетингового анализа бункеровки морского транспорта СПГ на территории Дальнего Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В странах АТР наибольшую заинтересованность в развитии СПГ-бункеровки проявляют Китай, Корея, Сингапур, Шри-Ланка и Индия (рис. 3).

Китай активно включился в развитие использования газомоторного топлива, в том числе и на морском транспорте. Министерством транспорта Китая разработана «Программа внедрения пилотных демонстрационных проектов использования СПГ на водном транспорте», которая включает семь пилотных проектов по развитию инфраструктуры и строительству судов. Министерство ставит перед собой следующие цели:

• к 2020 году 5.10 % внутреннего флота должно быть переведено на двухтопливные двигатели с использованием СПГ;

• к 2030 году 200.500 судов должны работать исключительно на СПГ.

В дополнение к действующему порту Гаолан в районе Гонконга строятся ещё два терминала по производству и перегрузке СПГ: в порту Чжоушань в районе Шанхая и на реке Янцзы. Кроме того, в эксплуатации находятся восемь объектов по развитию речной бункеровки.

Рис. 3. Существующие и перспективные объекты инфраструктуры для СПГ-бункеровки в странах АТР

Источник: Alternative Fuels Insight, DNV GL

Доля СПГ в качестве морского топлива во внутренних водах дельты реки Янцзы и дельты реки Чжуцзян, судоходных линий реки Янцзы и реки Сицзян и канала Пекин - Ханчжоу составляет 10 %. Доля СПГ, используемого в новых и ключевых районах, таких как Пекин - Тяньцзинь - Хэбэй, и в прилегающих к ним районах приближается к 50 %.

Многие национальные нефтегазовые компании поддерживают исследования по возможностям использования СПГ в качестве судового топлива, строительству новых судов на СПГ, а также переоборудованию старых судов.

В Южной Корее компания KOGAS инвестирует в развитие СПГ-бункеровки в портах Инчхон и Пусан. В порту Инчхон уже осуществляются бункеровочные операции. Ожидается, что в порту Пусан соответствующая инфраструктура будет подготовлена к 2020 году. Южная Корея также ведёт переговоры с Японией по развитию использования СПГ на морском транспорте для судов, следующих по маршрутам между двумя странами.

Сингапур заинтересован в использовании СПГ на морском транспорте и финансово поддерживает суда, переходящие на использование СПГ в качестве топлива. В порту осуществляется заправка судов сжиженным природным газом по технологиям «борт-борт» и «терминал-борт». В январе 2018 года Министерством транспорта была принята Дорожая карта развития морской отрасли Сингапура до 2025 года.

rni \

Аналитический обзор

I ж\\\\\\\\\\\\\\\\

Шри-Ланка планирует создание инфраструктуры под бункеровку СПГ в порту Хамбантота.

Индия находится на этапе исследований перспектив использования СПГ в качестве моторного топлива. Следует отметить, что в своих консультациях индийское правительство привлекает норвежских экспертов.

Таким образом, мы видим, что бункеровочные центры приближены к портам, населённым пунктам и промышленным районам. Подобное сочетание позволяет создавать единую инфраструктуру по хранению СПГ для бункеровки и для поставки газа потребителям на суше. Объединённая инфраструктура является основой для снижения капитальных и операционных затрат, что повышает доступность СПГ для потребителей любой категории. При этом СПГ-терминалы могут быть как плавучими, так и наземными.

По мере развития береговой инфраструктуры активно создаётся газотопливный СПГ-флот. С учётом жёсткого регулирования в районах ЕСА судовладельцы активно заключают контракты на обновление флота и строительство новых судов на СПГ.

Переход на СПГ потребует строительства новых судов или глубокой реконструкции уже существующих. Наилучшим вариантом является строительство новых судов, которые сразу могут использовать СПГ. Для оценки возможности переоборудования судов на СПГ очень важен возраст судов и требования к обновлению флота. В случае переоборудования старых судов очень важным является недостаток места для размещения ёмкостей хранения СПГ на судах.

По данным международной сертификационной и классификационной компании DNV GL, на декабрь 2018 года мировой флот на СПГ составляли всего 138 судов, на 35 судов заключены контракты (рис. 4). Лидером в использовании СПГ-судов является Норвегия, на которую приходится половина мирового флота на СПГ - 61 судно. Как видно, доля СПГ-судов в мировом флоте пока очень мала.

В мире уже имеется опыт строительства и эксплуатации паромов, патрульных судов, судов снабжения, использующих СПГ в качестве топлива. Идёт проектирование и активное строительство сухогрузов, танкеров, круизных паромов, ледоколов, буксиров.

В строительстве находится 138 судов различных типов (рис. 5). По оценкам экспертов, к модернизации для использования СПГ в качестве альтернативного

Рис. 4. Текущее состояние и перспективы развития флота судов на СПГ

Источник: Alternative Fuels Insight, DNV GL

Рис. 5. Количество судов на СПГ по категориям

Источник: Alternative Fuels Insight, DNV GL

топлива готовы ещё 87 судов. Предполагается, что к 2021 году общее число судов, использующих СПГ в качестве топлива, достигнет 400 единиц. Строящиеся суда - это преимущественно небольшие суда, которые значительную часть времени будут пребывать в районах или вблизи районов контроля выбросов (ECA). Большая концентрация таких судов наблюдается в европейских водах, также развивается флот на СПГ в АТР и Северной Америке.

Анализ структуры судов, использующих СПГ, показывает, что в сегменте перевозок паромом задействовано наибольшее количество судов, и в ближайшее время такая ситуация сохранится.

В перспективе такие проекты будут реализованы не только в Европе, но и в Мексиканском заливе (США), Сингапуре, Средиземном море и на Ближнем Востоке. Хорошие перспективы у СПГ в качестве топлива в Китае, Южной Корее и Японии.

Одними из наиболее востребованных судов для осуществления бункеровочных операций являются СПГ-бункеровщики. Cardissa и Coralius - первые бункеровщики, построенные в Европе, которые предназначены для работы в районе терминалов Балтийского региона. В Северо-Западной Европе в 2018 году начал работу крупнейший в мире СПГ-бункеровщик Kairos. Компания-оператор Blue LNG

Бункеровщики Cardissa.

.. .и Coralius на СПГ

Аналитический обзор

I ж\\\\\\\\\\\\\\\\

обеспечивает заправку топливом больших судов по технологии «борт-борт». В бельгийском порту Зеебрюгге суда-бункеровщики компаний Gas4Sea и Fluxys еженедельно производят заправку сжиженным природным газом сухогрузов Auto Eco и Auto Energy, предназначенных для перевозки автомобилей.

Судостроительная компания DAMEN Shipyards построит серию судов-бункеровщиков для эксплуатации в Балтийскомморе. Объём хранения СПГ на судне - б тыс. м3 СПГ. Первый бункеровщик будет передан заказчику Eesti Gaas в 2G2G году.

Создание новых судов для бункеровки запланировали компании Total, Shell, Gas Natural Fenosa, ENN и Equinor. «Газпромнефть Марин Бункер» также разрабатывает проект первого в России СПГ-бункеровщика. Более того, материнская компания «Газпром нефть» зарегистрировала в Федеральном информационном фонде стандартов российский стандарт по бункеровке СПГ, разработанный на базе международного стандарта 2G17 года для бункеровки судов. Документ содержит основные требования к технологическим процессам, процедурам бункеровки СПГ и конструкциям систем передачи топлива, а также рекомендации по обучению персонала и подготовке отчётности и документации. Необходимость внедрения стандарта обусловлена перспективой роста числа судов, работающих на газомоторном топливе.

Большой интерес компаний также направлен на строительство ледоколов

на СПГ. Так, в Финляндии эксплуатируется двухтопливный ледокол на СПГ Polaris, построенный на верфи Arctech Helsinki Shipyard, входящей в состав Объединённой Судостроительной Корпорации (ОСК). Бункеровка судна сжиженным природным газом проводится с автомобилей на терминале Торнио. Оператор Arctia рассматривает проект строительства второго ледокола на СПГ. Планы сдерживает недостаточно развитая бункеровочная инфраструктура в этом регионе. На Выборгском судостроительном заводе, также входящем в ОСК, в рамках проекта «Атомфлота» достраивается двухтопливный ледокол «Обь».

Стабильный рост мирового круиз-ного бизнеса создал перспективы для развития СПГ-бункеровки на этом виде морского транспорта. В Германии компания Meyer Werft спустила на воду крупнейшее круизное судно на СПГ. AIDAnova - первый лайнер, построенный по заказу круизного оператора AIDA Cruises. Из-за особенностей конструкции круизные суда на СПГ становятся всё популярнее. Свободное пространство позволяет размещать

jtt SS

rjiiij® EK^ci в™"-1! à ий-'1

Иг* .. "f -«¿W

Бункеровщик Nauticor

Двухтопливный ледокол на СПГ Polaris

топливные ёмкости, не изменяя существенно конфигурацию судна. Круизные операторы Carnival, Royal Carribean, Ponant уже разместили заказы на строительство лайнеров на СПГ.

Компании ABS (США) и KOMERI (Южная Корея) работают над созданием 39

испытательного центра в Пусане (Ю. Корея) - LNG FGSS/Bunkering Equipment Test Facility - для тестирования газотопливных и бункеровочных систем в реальных условиях до их установки на судне. Подразделение ABS - Global Gas Solutions Team - занимается вопросами обеспечения безопасности при использовании СПГ и СУГ в качестве судового топлива. ABS оказывает классификационные услуги для газового сегмента. Например, классификация первых в мире судов на СПГ: контейнеровоза, супертанкера для перевозки этана, судна для транспортировки СПГ, баржи, а также судна снабжения на двухтопливном двигателе в Северной Америке.

Подтверждением интереса компаний к строительству СПГ-судов могут служить и следующие примеры. В США реализуется проект строительства бун-керовочной СПГ-баржи Clean Jacksonville и использования её на терминале JAX LNG в Джексонвилле (штат Флорида). С баржи будет осуществляться заправка СПГ двухтопливных контейнеровозов TOTE Maritime. В 2021 году между Южной Кореей и Австралией начнут ходить сухогрузные суда (балкеры) Capesize на СПГ. В проект строительства правительство Южной Кореи инвестирует до 8,5 млн долл. США.

Морские порты также оказывают влияние на судовладельцев и в какой-то степени стимулируют их к переходу на использование СПГ. С 15 августа 2018 года при расчёте портовых сборов в Приморске и Усть-Луге для наливных судов, использующих СПГ в качестве основного топлива, применяется пониженный коэффициент 0,9. С 2019 года в своих портах государственное предприятие Tallinna Sadam (Таллинский порт) снизит тоннажный сбор до 3.8 % (для разных индексов) «экологичным» судам. Дифференцирование портовых сборов по экологическим показателям опирается на международную систему энергетической маркировки судов, или экологический индекс судов (ESI), значение которого вычисляется исходя из объёмов выбросов судна в атмосферу. ESI-индекс используют около 50 портов во всём мире (например, Роттердам, Антверпен, Гамбург, Хельсинки) и более 8000 судов, в том числе использующие СПГ.

Морская и портовая администрация Сингапура запретит с 2020 года сброс в морских портах промывочной воды из скрубберов с открытым контуром «для защиты морской среды и обеспечения чистоты акватории». Суда, оборудованные скрубберами открытого контура, которые заходят в Сингапур, должны будут использовать топливо, отвечающее современным требованиям.

Дальнейшему развитию сектора будут способствовать также применение новейших технологий и удешевление существующих технологий при строительстве и переоборудовании судов на СПГ.

Сохраняющееся различие в стоимости СПГ и нефтяных топлив, последовательная политика по стимулированию использования СПГ для бункеровки и ужесточение экологических требований поддерживают стабильно высокий уровень ожиданий в отношении перспектив СПГ на глобальном рынке судоходства.

Скорость проникновения СПГ на рынок несколько замедлилась, что связано со снижением цены на нефть и последующим сокращением ценовой разницы между СПГ и низкосернистыми нефтяными топливами. Но есть уверенность, что расцвет сектора использования СПГ в качестве судового топлива ещё впереди!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.