Научная статья на тему 'ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ГМТ'

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ГМТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ГМТ»

Обзор международного рынка ГМТ

Альтернативные топлива упрочивают свои позиции на международном топливном рынке. В первую очередь это касается природного газа. В предлагаемом обзоре1 мы постарались охватить как можно больше сфер в этой отрасли. Это и расширение инфраструктуры альтернативных топлив, и производство новой техники, и подготовка специалистов для отрасли, а также много других интересных тем.

Обучение

(Naturgy), Испания.

Испания

Бадалона - первый город в Каталонии, где построена АГНКС. Станция также будет использоваться в качестве площадки обучения для будущих специалистов по монтажу оборудования на заправочных мини-комплексах. Заправочные модули будут устанавливаться в частных домах или общественных учреждениях.

Поставщик КПГ - Nedgia Cataluña

Финляндия

Wartsila предлагает решения для обучения персонала для бункеровки СПГ. Компания разработала тренажёр TechSim LCHS Network Class для обучения экипажа СПГ-бункеровщика. Первый тренажёр приобрела малазийская компания Kasi Group.

Спрос на тренажёры по обучению персонала на суда для бункеровок СПГ неуклонно растёт. К концу 2018 года в эксплуатации находились девять судов-бункеровщиков. В течение ближайших пяти лет число судов увеличится до 30.

Автомобильный транспорт

Россия

В России принята государственная программа поддержки, разработанная Минэнерго при участии Минпромторга и Минтранса. Программа рассчитана

1. Источники: LNG Industry; LNG World News; Port news; Badalona City Council; World Maritime News; Busworld.

на шесть лет и предполагает субсидии нефтегазовым компаниям, производителям автомобилей, региональным властям (на производство и закупку общественного транспорта) в объёме 174,7 млрд рублей. Нефтегазовым компаниям будут компенсированы от 25 до 40 % расходов на строительство новых АГНКС.

На рекламную кампанию по использованию природного газа в качестве моторного топлива планируется выделить 1 млрд рублей.

ЛЕТ С ВАМИ

25

Министерство транспорта РФ считает более целесообразным развивать в регионах России наземный транспорт. По заявлению первого замминистра транспорта РФ Иннокентия Алафинова на заседании комитета Госдумы по бюджету, Минтранс в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусматривает с 2020 года финансовую поддержку регионов по переводу автобусных парков на газомоторное топливо в объёме 20 млрд рублей.

Правительство РФ может разрешить бесплатно ездить по платным дорогам всем автомобилям, работающим на газе. С инициативой выступило Российское газовое общество (РГО), которое направило необходимые документы на рассмотрение в правительство.

Право на бесплатный проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования могут получить газомоторные грузовые автомобили 3-й категории, а право на бесплатный проезд по платным автомобильным дорогам и участкам дорог - все виды монотопливных газомоторных автомобилей.

Следующая инициатива РГО - законопроект о сдаче в аренду без проведения торгов земельного участка юридическому лицу для размещения газомоторных автозаправочных станций. Также РГО предлагает дополнительно информировать водителей об энергоэффективности транспортных средств на газомоторном топливе и организации выставок таких автомобилей.

Для устойчивого развития комфорта туристов и местных жителей

В Татарстане запланирована реализация пилотного проекта по использованию речных судов, работающих на сжиженном природном газе, на туристиче-

ских маршрутах. Экскурсионное судно «Чайка» рассчитано на 180 человек, скорость - 18 км/ч, дальность хода на одной заправке - 400 км.

В Свердловской области в два раза снизят налог на автомобили с газовым двигателем

Правительство Свердловской области разработало проект закона, снижающий с 2020 года транспортный налог для экологически безопасных автомобилей на 50 %. В первую очередь льгота коснётся автомобилей, работающих на газомоторном топливе - автобусы и новые грузовые автомобили 5-го экологического класса. В правительстве рассчитывают, что такая мера будет способствовать снижению уровня выбросов вредных веществ в регионе. В ближайшее время законопроект будет внесён в Законодательное собрание Свердловской области.

В Воронежской области в МФЦ появятся окна для перевода автотранспорта на газ

С февраля 2014 года Воронежская область является одним из двадцати пилотных субъектов РФ, реализующих проекты по переводу транспортных средств и техники на природный газ.

Правительство области направило в адрес Минэнерго России заявку на возмещение затрат инвесторов из федерального бюджета на строительство/реконструкцию четырёх объектов заправки природным газом, которые планируется ввести в эксплуатацию до конца 2019 года.

Предполагается, что если количество техники, работающей на природном газе, будет расти, то возникнет потребность в соответствующих деталях и комплектующих. В связи с этим глава региона поручил проработать вопрос о включении воронежских предприятий в соответствующую цепочку производства. Отдельное поручение Александр Гусев дал относительно обеспечения безопасности при эксплуатации и хранении газомоторного транспорта.

Правила предоставления межбюджетных субсидий-трансфертов из резервного фонда правительства РФ на указанные мероприятия пока не утверждены. Тем не менее в Минэнерго России имеются региональные лимиты, согласно которым Воронежская область может рассчитывать на 160 млн рублей.

Газомоторная техника - один из наиболее перспективных и быстрорастущих сегментов рынка коммерческой техники в России.

Автопроизводители, которые стремятся закрепиться в сегменте коммерческих автомобилей на газе, представили новые модели на выставках Сот1гаш-2019 (3-7 сентября, Москва),

VI Международной специализированной выставке «Газомоторное топливо» в рамках IX Петербургского международного газового форума (6-9 октября, Санкт-Петербург), Busworld 2019 (18-21 октября, Брюссель), GasSuf-2019 (22-24 октября, Москва), 46 Tokyo Motor Show (24-4 ноября, Токио).

ЛЕТ С ВАМИ

27

Isuzu Rus представил фургон-мороженицу с эвтектическим холодильным агрегатом на шасси Isuzu ELF 7.5 (NPR82) CNG на метане и единственный на российском рынке пикап марки - Isuzu D-Max в версии Arctic Trucks.

Стартовали продажи Isuzu Elf в газовом исполнении, двигатели которых работают на сжатом метане. Топливные баллоны с газом объёмом 300 л размещены с двух сторон от рамы. Запас топлива рассчитан на пробег 350 км в смешанном цикле, что вполне достаточно, чтобы использовать грузовик в течение нескольких дней для доставки в пределах города. Цена газовой версии Isuzu Elf немного дороже дизельной (от 3,58 млн руб.).

Renault Россия представила двухтопливную версию седана Logan на метане - Renault Logan CNG.

Прототип седана Logan в комплектации Life оснащён газобаллонной установкой с увеличенным запасом хода и снижением затрат на топливо в три раза. Когда в баллоне заканчивается газ, мотор автоматически переходит на бензин. Запуск двигателя всегда происходит на бензине.

Renault Россия намерена изучить спрос. Если к новинке проявят интерес, Renault Logan CNG запустят в серийное производство.

Тойота представит в Токио второе поколение модели Toyota Mirai на водороде. Водородомобиль - больше предшественника. Производитель обещает увеличенный на треть запас хода. С учётом малой распространенности водородных заправок эксплуатировать такие автомобили непросто. Стоимость как у самолёта.

Турецкая компания Anadolu Isuzu презентовала новый автобус на КПГ -Interliner 13 CNG для междугородного сообщения.

13-метровый автобус Interliner 13 CNG оснащён двигателем Cummins мощностью 320 л.с. с запасом хода до 700 км. Автобус рассчитан на перевозку 63 пассажиров.

*

реальности, а также может помогать в но и на бездорожье.

*

Новый концепт-кар Mitsubishi - гибридный кроссовер-родстер Mitsubishi Mi-Tech Гибрид с газотурбинной силовой установкой. Mi-Tech оснащен полным приводом Quad Motor с двумя двигателями Motor AYC, который за счёт четырёх электромоторов позволит гибко варьировать количество подаваемой на каждое колесо тяги. Вместе с электромоторами машина получила газотурбинный двигатель, который выступает в роли генератора для зарядки батарей и при необходимости может подключаться для привода колёс.

Для машины предложен комплекс систем активной безопасности Mi-Pilot, который обладает возможностью передавать человеку информацию с помощью систем дополненной равлении машиной не только на трассе,

*

*

АО «Грасис Инжиниринг», ведущий российский разработчик, производитель и ЕРС-подрядчик в области разделения и компримирования воздуха и газов, производства, реализации КПГ и СПГ в СНГ и Восточной Европе, представляет комплексные решения для АГНКС и Крио-АЗС «под ключ».

В рамках проекта «Газодизельные карьерные самосвалы» Инжиниринговый центр промышленных технологий Кузбасского государственного технического университета представил двухтопливные карьерные самосвалы БелАЗ на СПГ с криогенной бортовой топливной системой «ТехноЭко». В настоящее время 60 карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъёмностью 130 тонн, оснащённых данной системой, эксплуатируются на одном из разрезов Кузбасса.В мировой практике примеры использования СПГ в качестве топлива для карьерных самосвалов единичны. Их реализация началась относительно недавно, и у направления

есть широкие перспективы развития, в том числе, модернизация других видов карьерной техники, которые работают на дизельном топливе.

Соглашения

Компании OMV (Австрия) и Snam (Италия) подписали меморандум о взаимопонимании (MOU) в области использования СПГ. Меморандум предусматривает совместное изучение потенциальных возможностей использования СПГ в Австрии: строительство малотоннажного СПГ-завода; поставки СПГ; развитие рынка СПГ.

Исследования показывают, что количество грузовиков на СПГ в Европе к

2030 году увеличится до 280 000 единиц. Газ является быстрым решением для сокращения выбросов углекислого газа транспортом. Спрос на СПГ для транспорта будет расти, поэтому OMV будет продолжать расширять необходимую инфраструктуру и поставки, а Snam - инвестировать в дальнейшее развитие сети заправочных станций для легковых и грузовых автомобилей на природном газе.

Деятельность Snam в Австрии будет направлена на повышение использования природного газа на основе уже успешного опыта компании. В Италии построено самое большее в Европе количество АГНКС (более 1300) и Крио-АЗС (более 50).

ЛЕТ С ВАМИ

29

Компания LIQAL (Нидерланды) и Drive Systems (Бельгия) заключили партнёрское соглашение о строительстве АГНКС и Крио-АЗС в городе Лон-дерзел в Бельгии. Увеличение числа газозаправочных станций в Европе показывает, что природный газ является надёжным и эффективным топливом для транспортной отрасли и обеспечивает альтернативу ископаемому топливу. Управлять новым комплексом будет компания Drive Systems.

LIQAL - лидер в области газозаправочных технологий, поставляет на рынок высокопроизводительные заправочные станции СПГ и КПГ.

Tesla получила официальное разрешение от Министерства промышленности Китая на производство электромобилей в КНР. С 30 августа модели Tesla, приобретённые в Китае, не будут облагаться налогом в размере 10 %.

Компания Dyson объявила о закрытии проекта Dyson Automotive по созданию электромобиля. Разработка электромобиля началась в 2015 году. Примерный объём инвестиций составил 2,5 млрд фунтов. Выход на автомобильный рынок ожидался в 2021 году. Однако Dyson так и не смогла найти инвесторов.

О полном сворачивании проекта речь не идёт: Dyson продолжит работу над твердотельными аккумуляторами, искусственным интеллектом и машинным «зрением». Сейчас эти технологии имеют большие перспективы.

Морской транспорт

Использование СПГ в качестве судового и моторного топлива вместо дизельного топлива и мазута будет способствовать снижению выбросов в атмосферу и улучшению экологии.

В ходе IX Петербургского международного газового форума судовладельцы отметили ряд препятствий для развития судоходства на СПГ - высокая стоимость газового оборудования для судов и дефицит бункеровочной инфраструктуры. Российские порты пока не предоставляют услуги бункеровки СПГ из-за отсутствия инфраструктуры.

Бункеровка осуществляется в Роттердаме (Нидерланды), планируется в порту Высоцк с вводом проекта «Портовая» ПАО «Газпром» и порту Мурманск. Распоряжением правительства России от 20.09.2019 г. № 2138-р. в границы морского порта Мурманск уже включены три водных участка в районе восточной части Кильдин-ского пролива. На участках будет организован временный рейдовый перегрузочный комплекс, предназначенный для перевалки сжиженного природного газа по схеме «борт-борт». На рейдовых причалах смогут швартоваться газовозы типа «Ямал-макс» длиной 300 м, шириной 50 м.

Суда, работающие на СПГ, при заходе в российские порты имеют скидку на оплату судозаходов. Участники российского рынка СПГ ожидают более мощной

государственной программы поддержки перехода судов на СПГ.

***

В Северо-Западной Европе насчитывается порядка 150 судов, работающих на СПГ. Согласно прогнозам, в ближайшие годы число потенциальных клиентов СПГ из-за более строгих экологических норм в международном судоходстве по меньшей мере удвоится. Всё активнее переходят на СПГ круизные лайнеры, что связано с растущей экологической сознательностью пассажиров и жителей прибрежных городов.

***

Между тем компания Tallink Grupp (Эстония) приняла решение по строительству второго парома Megastar 2, который начнёт обслуживать сообщение Хельсинки - Таллинн в 2022 году. Поставщиком СПГ является Eesti Gaas.

В 2018 году БезИ Gaas поставила 16 тыс. т СПГ по соглашению с ТаШик Grupp. Для транспортировки и бункеровки топлива компания использует специальные автоцистерны.

На верфи Neptun Werft в Ростоке (Германия) прошла церемония закладки второго круизного лайнера AIDAcosma на СПГ для компании AIDA Cruises. Лайнер отправится в тур по фьордам Норвегии и Балтийскому морю летом 2021 года. Длина судна AIDAcosma - 337 м, тоннаж - 183,9 тыс. т.

ЛЕТ С ВАМИ

31

***

Круизный лайнер на СПГ Costa Smeralda, построенный на финской верфи Meyer Turku Shipyard, проходит испытания.

Судно планировалось сдать заказчику - круизной компании Carnival, в середине октября 2019 года. Однако Meyer Turku сообщила о сдвиге сроков на середину ноября.

На верфи Jiangnan-Changxing Shipyard (Шанхай, Китай) спущен на воду крупнейший в мире контейнеровоз CMA CGM JACQUES SAADE на сжиженном природном газе вместимостью 23 тыс. ДФЭ (20-футовый эквивалент: Twenty-foot Equivalent Unit (TEU) - единица измерения, равная объёму, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером).

Мегасудно - флагман будущего флота из девяти контейнеровозов на газомоторном топливе линейного оператора CMA CGM. В 2020 году контейнеровоз начнёт курсировать между Азией и Северной Европой под флагом Франции.

Мегаконтейнеровозы оснащены «умными» технологиями, в том числе технологией дополненной реальности и системой прогнозирования положения судна в течение последующих трёх минут, а также интеллектуальной системой управления вентиляцией для рефконтейнеров.

Контейнеровоз CMA CGM JACQUES SAADE был назван в честь основателя компании Жака Сааде. Длина судна - 400 м, ширина - 61 м. На борту будет размещён логотип «LNG Powered».

CMA CGM Group - французская частная транспортная компания, занимается контейнерными морскими перевозками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.