Научная статья на тему 'Тенденции развития использования природного газа в качестве моторного топлива на примере истории развития транспортных средств на природном газе в Китае'

Тенденции развития использования природного газа в качестве моторного топлива на примере истории развития транспортных средств на природном газе в Китае Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / СЖИЖЕННЫМ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ / ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ / NATURAL GAS / LIQUEFIED NATURAL GAS / NGV FUEL / ENVIRONMENTAL STANDARD / POLLUTANT EMISSIONS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Ли Вэй, Лю Цзюньчжу, Жэнь Вэй, Ду Янь, Чжан Диннань

На основе обзора истории применения в Китае транспортных средств, работающих на природном газе, в данной статье рассматриваются тенденции к использованию природного газа в качестве моторного топлива в трех аспектах: нормы и политика в области выбросов загрязняющих веществ транспортными средствами в Китае и за рубежом, развитие технологии газового двигателя - актуальные проблемы, план развития использования cжиженного природного газа в качестве автомобильного и судового топлива компанией PetroChina. Анализ показывает, что в ответ на необходимость соблюдения более строгих стандартов выбросов загрязняющих веществ природный газ становится одним из наиболее подходящих видов топлива в качестве замены бензина и дизельного топлива. Дальнейшее совершенствование системы регулирования промышленности и осуществление международного сотрудничества способствуют развитию индустрии сжиженного природного газа и ускорению процесса глобализации чистой энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL GAS USE AS A MOTOR FUEL DEVELOPMENT TENDENCIES EXEMPLIFIED BY THE DEVELOPMENT HISTORY OF VEHICLES OPERATING ON NATURAL GAS IN CHINA

Based on the review of the vehicle operating on natural gas use history in China, three aspects of natural gas use as a motor fuel tendencies are examined in this article: standards and policies in the area of pollutant emissions by vehicles in China and overseas; the development of the gas engine technology - current problems, LNG use as a vehicle and marine fuel development plan (by PetroChina). The analysis shows that natural gas is becoming one of the most suitable fuels substituting gasoline and diesel as a response to the necessity to comply with stricter emissions standards. Further improvements of the industry regulatory system and the international cooperation implementation all contribute to the development of the LNG industry and the acceleration of the clean energy globalization.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития использования природного газа в качестве моторного топлива на примере истории развития транспортных средств на природном газе в Китае»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ В КИТАЕ

УДК 662.76

Ли Вэй, PetroChina Natural Gas Marketing Company (Пекин, Китай), liwee@petrochina.com.cn Лю Цзюньчжу, PetroChina Natural Gas Marketing Company, liuyunzhu@petrochina.com.cn Жэнь Вэй, PetroChina Natural Gas Marketing Company, kl_rw@petrochina.com.cn Ду Янь, PetroChina Natural Gas Marketing Company, yandu@petrochina.com.cn Чжан Диннань, PetroChina Natural Gas Marketing Company, zhangdingnan@petrochina.com.cn

На основе обзора истории применения в Китае транспортных средств, работающих на природном газе, в данной статье рассматриваются тенденции к использованию природного газа в качестве моторного топлива в трех аспектах: нормы и политика в области выбросов загрязняющих веществ транспортными средствами в Китае и за рубежом, развитие технологии газового двигателя — актуальные проблемы, план развития использования cжиженного природного газа в качестве автомобильного и судового топлива компанией PetroChina. Анализ показывает, что в ответ на необходимость соблюдения более строгих стандартов выбросов загрязняющих веществ природный газ становится одним из наиболее подходящих видов топлива в качестве замены бензина и дизельного топлива. Дальнейшее совершенствование системы регулирования промышленности и осуществление международного сотрудничества способствуют развитию индустрии сжиженного природного газа и ускорению процесса глобализации чистой энергии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ, ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ.

По мере ежегодного увеличения парка автомобилей в мире все больше внимания уделяется влиянию выбросов выхлопных газов на атмосферу. Многие страны постепенно переключают свое внимание на применение экологически чистого топлива для защиты окружающей среды и улучшения структуры энергопотребления. За счет богатых запасов, более низких выбросов загрязняющих веществ при его сжигании и безопасности использования природный газ стал одним из лучших альтернативных видов топлива для замены бензина и дизельного топлива [1] и получил широкие перспективы развития. В последние годы парк газовых автомобилей в Китае продолжает интенсивно расти и теперь занимает первое место в мире по количеству единиц техники. Рассмотрение истории

развития газомоторной техники в Китае имеет большое значение для изучения тенденций развития использования природного газа в качестве моторного топлива в мировой транспортной отрасли.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ В КИТАЕ Начальная стадия промышленности

В 1950-х гг. в Китае поставки нефти и нефтепродуктов были недостаточными, для удовлетворения рыночного спроса на энергию страна начала использовать природный газ в качестве моторного топлива, преобразовав бензиновые двигатели в газовые и разработав самые первые автомобили, работающие на природном газе с нормальным давлением [2]. На данном этапе двигатель имел низкую эф-

фективность и малую мощность: хотя автомобиль был оснащен большим баллоном для газа, запас хода оставался все еще очень коротким. В итоге природный газ использовался только в качестве моторного топлива для городского общественного транспорта.

Стадия технологического развития

В 1980-х гг. Китай приступил к изучению технологий,связанных с транспортными средствами, работающими на компримированном природном газе (КПГ): технологии двигателя, работающего на КПГ, га -зовые баллоны высокого давления, проектирование и строительство автозаправочных станций (АЗС) КПГ и т. д. В 1988 г. в провинции Сычуань была построена первая АЗС для за -правки КПГ в Китае, и в транспортной сфере появились первые

Li Wei, PetroChina Natural Gas Marketing Company (Beijing, China), liwee@petrochina.com.cn Liu Junzhu, PetroChina Natural Gas Marketing Company, liuyunzhu@petrochina.com.cn Ren Wei, PetroChina Natural Gas Marketing Company, kl_rw@petrochina.com.cn Du Yan, PetroChina Natural Gas Marketing Company, yandu@petrochina.com.cn Zhang Dingnan, PetroChina Natural Gas Marketing Company, zhangdingnan@petrochina.com.cn

Natural gas use as a motor fuel development tendencies exemplified by the development history of vehicles operating on natural gas in China

Based on the review of the vehicle operating on natural gas use history in China, three aspects of natural gas use as a motor fuel tendencies are examined in this article: standards and policies in the area of pollutant emissions by vehicles in China and overseas; the development of the gas engine technology — current problems, LNG use as a vehicle and marine fuel development plan (by PetroChina). The analysis shows that natural gas is becoming one of the most suitable fuels substituting gasoline and diesel as a response to the necessity to comply with stricter emissions standards. Further improvements of the industry regulatory system and the international cooperation implementation all contribute to the development of the LNG industry and the acceleration of the clean energy globalization.

KEYWORDS: NATURAL GAS, LIQUEFIED NATURAL GAS, NGV FUEL, ENVIRONMENTAL STANDARD, POLLUTANT EMISSIONS.

The population of LNG vehicle Annual growth rate

Источник данных: статистические данные Института по планированию компании PetroChina Data source: Petrochina Planning&Engineering Institute statistical data

Рис. 1. Динамика развития парка автомобилей на СПГ в Китае Fig. 1. The dynamics of LNG vehicle population in China

автомобили, работающие на КПГ. По сравнению с автомобилями на природном газе с нормальным давлением,запас хода автомобиля на КПГ увеличился, но мощность все еще была недостаточной. Кроме того, КПГ не подходит для транспортных средств большой грузоподъемности. В то же время из-за ограничений по количеству и размещению АЗС автомобиль на КПГ не способен преодолевать значительные расстояния,а КПГ может использоваться только в качестве топлива для городских автобусов, такси и частных автомобилей [3].

Стадия промышленной модернизации

В начале XXI в. в Китае начало развиваться производство сжиженного природного газа (СПГ). Постепенно стали очевидны такие преимущества СПГ в качестве моторного топлива для автомобилей, как чистые составы газа, обеспечение большого запаса хода автомобиля, более высокая безопасность при использовании и т. д. По сравнению с дизельными двигателями выбросы выхлопных газов двигателей на СПГ низкие, а экономическая эффективность значительная [4]. С 2005 г. компания PetroChina Co. Ltd. начала развивать направление использования СПГ

в качестве топлива для тяжелых грузовиков, междугородних автобусов и другой техники, а также способствовать развитию производства газовых двигателей и переоборудованию дизельного двигателя на СПГ.

Стадия всестороннего развития

С 2016 г. правительство Китая неоднократно издавало нормативы и инструкции для ускорения модернизации транспортного топлива и содействия применению природного газа в качестве моторного

топлива. Сжиженный природный газ стал наиболее подходящим ва -риантом для развития низкоэмиссионного транспорта благодаря его экономическим и экологическим преимуществам [5]. В настоящее время в Китае запущена в эксплуа -тацию 21 приемная станция СПГ и 230 заводов по производству СПГ, общая мощность поставок СПГ в стране превышает 100 млн т/год.

В то же время за счет выгодных цен на природный газ и совершенствования технологии газовых двигателей автомобили на СПГ по-

Таблица 1. Допустимые пределы выбросов NOx и ТЧ автомобилями большой грузоподъемности в Китае и за рубежом Table 1. Acceptable limits of NOx and solid particle emissions from heavy-duty vehicles in China and overseas

Страна Экологический Годы Предельно допустимые значения, г/кВтч Acceptable limit values, g/kWh

Country стандарт Environmental standard Years NO x ТЧ Solid particles

Euro IV 2005-2007 3,5 0,02

Страны Европы European countries Euro V 2008-2012 2,0 0,02

Euro VI С 2013 г. 0,5 0,01

EPA 2004 2005-2006 3,4 0,14

США USA EPA 2007 2007-2009 1,63 0,013

EPA 2010 С 2010 г. 0,27 0,013

Япония JP 2005 2005-2009 2,0 0,027

Japan JP 2010 С 2010 г. 0,7 0,01

GB II 2005-2006 7,0 0,15

Китай GB III 2007-2009 5,0 0,1

China GB IV 2010-2012 3,5 0,02

GB V С 2012 г. 2,0 0,02

2010 2012 2015 2020

Источник данных: Nippon kaiji kyokai Data source: Nippon kaiji kyokai

Рис. 2. Требования к содержанию серы в судовом топливе, установленные Международной морской организацией

Fig. 2. The sulphur content requirements of the fuel oil used by ships established by The International Maritime Organization

лучили широкое распространение, в их число входят тяжелые грузовики, междугородние автобусы, строительная техника и др., применяются они и в портовой логистике [6]. Согласно статистическим данным, по состоянию на конец 2017 г., парк автомобилей на СПГ в Китае составил около 300 тыс. шт. (см. рис. 1), количество заправочных станций СПГ - 3100 шт. и общее по -требление СПГ в автотранспортном секторе — примерно 990 млн м3. Ожидается, что парк автомобилей на СПГ в Китае будет расти примерно на 100 тыс. ед. в год [7].

Между тем с 2010 г. в Китае на -

чалось развитие использования СПГ в качестве моторного топлива для судов. До конца 2017 г. в стране существовало примерно 280 судов, работающих на СПГ (большинство из них речные), и сдано в эксплуатацию 19 заправочных станций для бункеровки судов.

СТАНДАРТЫ И НОРМАТИВЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ Зарубежные стандарты и нормативы

В автомобильном секторе дизельные автомобили служат основным источником выбросов оксидов

азота (N0^ и твердых частиц (ТЧ) и подлежат первоочередной замене на автомобили на СПГ. По мере непрерывного ухудшения качества окружающей среды требования к выбросам загрязняющих веществ автомобилями во многих странах постепенно повышаются, соответственно, и требования к допустимым пределам выбросов М0х и ТЧ автотранспортом, в частности автомобилями большой грузоподъемности, становятся более строгими (см. табл. 1).

В судовом секторе Международная морская организация установила режим ограничения содержания серы в топливе. Предусматривается, что с 01.01.2020 г. содержание серы в судовом топливе во всем мире не должно превышать 0,5 %, а в зонах контроля выбросов — 0,1 % (см. рис. 2).

Допустимые пределы выбросов М0х, устанавливаемые Международной морской организацией (см. рис. 3), применяются к судам с выходной мощностью двигателя 130 кВт и более. В соответствии с этим правилом уровень выбросов М0х с судов, построенных 01.01.2016 г. или после этой даты, и эксплуатирующихся в пределах

20

18

16

14

и 12

.E 10

e

(75 80

E 03 60

о

40

20

0

i I V

i \ ) \_

) ^_

1

О 200 400 600

800 1000 1200 1400 1600 1800 2000 2200

Обороты двигателя, об./мин Engine RPM speed (rev./min)

— Her-I

Tier-ll (2011) снижен по сравнению с Tier-I на 20 %

— Tier-ll (2011) reduced by 20 % compared to Tier-I _Tier-Ill (2016) снижен по сравнению с Tier-I на 80 %

Tier-Ill (2016) reduced by 80 % compared to Tier-I

Источник данных: Nippon kaiji kyokai Data source: Nippon kaiji kyokai

Рис. 3. Допустимые пределы выбросов NOx в судовом топливе, установленные Международной морской организацией

Fig. 3. Acceptable limits of NOx emissions for marine fuel established by the International Maritime Organization

районов контроля выбросов NOx (Северная Америка и территориальные воды США в Карибском море), должен соответствовать стандартам ^ег-Ш. Когда эти суда выходят за пределы зоны контроля выбросов М0х, могут применяться стандарты ^ег-И.

Китайские стандарты и нормативы

В автомобильном секторе на долю дизельных автомобилей в Китае приходится менее 10 % общего парка автотранспортных средств, но выбросы МОх дизельных автомобилей составляют около 70 % от общего объема выбросов N0^ а выбросы ТЧ — около 90 % от общего объема выбросов ТЧ. В связи с этим в последние годы контроль над загрязнением воздуха дизельными грузовиками стал одним из основных направлений борьбы с загрязнением атмосферы. В 2018 г. правительство Китая официально сформулировало свою позицию по поводу комплексного усиления защиты окружающей среды и решительной борьбы с загрязнением и начало активную деятельность по контролю за за -грязнением воздуха дизельными автомобилями путем их перевода на СПГ.

Внедрение нормативов на выбросы загрязняющих веществ автомобилями в Китае началось позже, чем в развитых зарубежных

странах, но допустимые пределы выбросов транспортных средств большой грузоподъемности, установленные в последней редакции китайского национального стандарта «Пределы выбросов загрязняющих веществ для транспортных средств большой грузоподъемности и методы изме-

рения (этап 6 в Китае)» (СВ VI1), и европейский стандарт Евро VI в основном одинаковы. По сравнению с бывшей редакцией стандарта СВ V, допустимые пределы выбросов углеводородов, М0х и ТЧ, установленные в стандарте СВ VI, значительно снизились (см. табл. 2).

Таблица 2. Допустимые пределы выбросов загрязняющих веществ автомобилей большой грузоподъемности в китайских и европейских стандартах: ESC — европейский цикл испытаний в устойчивом режиме; WHSC - общемировой цикл испытаний в установившемся режиме

Table 2. Acceptable emission limits of heavy-duty vehicles pollutants according to the Chinese and European standards: ESC — the European Stationary Cycle; WHSC — World Harmonized Stationary Cycle

Экологический Загрязняющие вещества Pollutants

стандарт PN

standard г/кВтч g/kWh /кВтч /kWh

GB V (ESC) 1,5 0,46 2,0 0,02 —

Euro VI (WHSC) 1,5 0,13 0,4 0,01 8*10"

GB VI (WHSC) 1,5 0,13 0,4 0,01 1,2*1012

1 GB 17691-2018. Limits and measurement methods for emissions from diesel fuelled heavy-duty vehicles. Available from: https://www.chinesestandard.net/PDF/English.aspx/GB17691-2018 [Accessed 8th May 2019].

Таблица 4. Зоны контроля выбросов и допустимые пределы содержания серы в судовом топливе в Китае Table 4. Emission control areas and acceptable limits for sulfur content in marine fuel in China

Таблица 3. Даты вступления в действие китайского национального стандарта по выбросам GB VI автомобилей большой грузоподъемности

Table 3. The dates when the China VI emission standard for heavy-duty vehicles is taking effect

Этапы вступления в действие стандарта The stages during which the standard is taking effect Виды автомобилей Vehicle types Дата вступления в действие стандарта The date when the standard is taking effect

Автомобили большой грузоподъемности на природном газе Heavy-duty vehicles operating on natural gas 01.07.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап «А» Stage A Городские автомобили большой грузоподъемности Urban heavy-duty vehicles 01.07.2020

Все автомобили большой грузоподъемности All heavy-duty vehicles 01.07.2021

Этап «Б» Автомобили большой грузоподъемности на природном газе Heavy-duty vehicles operating on natural gas 01.01.2021

Stage B Все автомобили большой грузоподъемности All heavy-duty vehicles 01.07.2023

Дата вступления в действие The date of taking effect Зона контроля выбросов Emission control areas Состояние судов Ships condition Содержание серы в судовом топливе, масс. % The amount of sulfur in marine fuel, mass. %

01.01.2019 Прибрежные воды Китая Каботажное плавание Coastwise navigation <0,5

Chinese coastal waters Швартовка к причалу Mooring <0,5

Прибрежные воды Китая (за исключением прибрежных вод в провинции Хайнань) Chinese coastal waters (except Hainan Province) Каботажное плавание Coastwise navigation <0,5

01.01.2020 Швартовка к причалу Mooring <0,1

Прибрежные воды в провинции Хайнань Каботажное плавание Coastwise navigation <0,1

Coastal waters in Hainan Province Швартовка к причалу Mooring <0,1

Исполнение китайского национального стандарта по выбросам GB VI осуществляется в два этапа -«А» и «Б», - которые отличаются в аспектах допустимых пределов ТЧ, требованиях к передаче данных систем бортовой диагностики, требованиях к выбросам в районах, расположенных высоко над уровнем моря, и диапазоне испытательной нагрузки. Даты вступления в действие стандарта по выбросам загрязняющих веществ автомобилями большой грузоподъемности в Китае указаны в табл. 3.

Для судового сектора 09.07.2018 г. правительство Китая утвердило План изменения зоны контроля

выбросов судов и постановило расширить зону контроля выбросов в прибрежной полосе - от предыдущих территорий вокруг дельт рек Чжуцзян, Янцзы и Бохайского залива до расстояния 12 мор. миль по всей стране и прибрежных вод в провинции Хайнань (см. табл. 4).

Кроме того, правительство Китая неоднократно выпускало отраслевые стандарты и руководства для всестороннего и углубленного продвижения использования СПГ на водном транспорте, а также разработало план строительства станций бункеровки судов СПГ вдоль судоходных магистралей р. Янцзы, Великого канала

«Пекин - Ханчжоу» и р. Сицзян в целях расширения применения СПГ в качестве топлива речных, каботажных судов и паромов. Причем правительство Китая также непрерывно стимулирует деятельность по разработке стандартов и нормативов, касающихся судов на СПГ, станций бункеровки судов СПГ и т. д.

ДВИГАТЕЛЬ НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ.РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Исследования в области разработки и совершенствования двигателя на природном газе в основном сосредоточены на таких вопросах,

газовая промышленность газомоторное топливо

№ 5 | 784 | 2019 г.

Таблица 5. Развитие технологий двигателей на природном газе Table 5. The development of the natural gas engine technology

Поколение двигателя Engine generation Способы подачи газа Gas supply methods Режим пуска двигателя Engine start mode Характеристики Characteristics

I Впускная система смешанных газов с механическим управлением Mechanically controlled mixed gas intake system Открытый контур регулирования воздушно-топливного соотношения (воспламенение от искры, зажигание с помощью пускового дизеля) Open air-fuel ratio control loop (spark ignition, starting diesel ignition Управление шаговым двигателем, плохая мощность и экономичность, низкая тепловая эффективность и трудное управление выбросами загрязняющих веществ Stepper motor control, poor power and economy, low thermal efficiency, and difficult emission control

II Впускная система смешанных газов с электронным управлением Electronically controlled mixed gas intake system Закрытый контур регулирования воздушно-топливного соотношения (высоковольтное зажигание, сжигание обедненной смеси) Closed air-fuel ratio control loop (high energy ignition, lean mixture combustion) Секундное управление подачей газа Second-level gas supply control

III Технология впрыска с электронным управлением (одноточечный впрыск, многоточечный впрыск топлива) Electronically controlled injection technology (single point injection, multipoint fuel injection) Высоковольтное зажигание обедненной смеси High energy ignition, lean mixture combustion Миллисекундное управление подачей газа, эффективная технология последующей обработки Milllisecond-level gas supply control

IV Система бортовой самодиагностики, моторный тормоз-замедлитель, коробка отбора мощности On Board Diagnostics, Exhaust Valve Brake, Power Takeoff

V Непосредственный впрыск топлива высокого давления High Pressure Direct Injection Свеча накаливания, микродизельное зажигание Glow plug, micro-diesel ignition Мощность сопоставима с дизельными двигателями The power is comparable to diesel engines

как нагрузочная характеристика, приемистость, регулирование соотношения воздух-топливо, плотность энерговыделения, выбросы несгоревших углеводородов, выбросы N0x и др. [8, 9]. Все эти вопросы можно решить путем улучшения системы управления подачей газа и процесса сгорания топлива в цилиндре, оптимизации запчастей и технологий управления и т. д. История развития технологий двигателей на природном газе приведена в табл. 5.

Хотя технология сжигания обедненной смеси может эффективно снизить выбросы диоксида углерода, выбросы N0x все еще будут оставаться высокими [10-12]. Для повышения эффективности использования природного газа и сокращения выбросов загрязняющих веществ в основном применяются следующие технологии

Охладитель турбонаддува Supercharging cooler

Приток воздуха Air inflow

Теплообменник системы рециркуляции выхлопных газов EGR cooler

Двигатель Engine

Выхлопной газ Exhaust gas

Сажевый фильтр Particle filter

Выпускная заслонка Exhaust flap

Выхлопная труба Exhaust

Источник данных: www.google.com Data source: www.google.com

Рис. 4. Технология рециркуляции выхлопных газов (EGR) Fig. 4. Exhaust gas recirculation technology (EGR)

Источник данных: www.google.com Data source: www.google.com

Рис. 5. Технология адсорбционного каталитического восстановления (LNT) Fig. 5. Lean NOx Trap technology (LNT)

Источник данных: www.google.com Data source: www.google.com

Рис. 6. Технология селективного каталитического восстановления (SCR) Fig. 6. Selective Catalytic Reduction technology (SCR)

очистки и утилизации выхлопных газов, которым сопутствуют определенные проблемы.

Технология рециркуляции выхлопных газов (Exhaust Gas Recirculation, EGR) (см. рис. 4). Повторное дожигание выхлопных газов снижает выбросы NOx, но это не так просто контролиро -

вать и регулировать EGR, а выходная мощность двигателя, в свою очередь, уменьшается [13].

Технология адсорбционного каталитического восстановления (Lean NOx Trap, LNT) (см. рис. 5). Адсорбция NO>< в выхлопных газах по принципу регенерации с адсорбционным восстановлением

и превращение N0» в азот и воду в процессе регенерации обеспечивают эффективное снижение выбросов. Однако нагрузка оказывает большое влияние на выбросы после каталитического восстановления, и необходимо строго контролировать объем подачи воздуха, причем технология предъявляет более высокие требования к контролю температуры и требует больше энергии [14].

Технология селективного каталитического восстановления (Selective Catalytic Reduction, SCR) (см. рис. 6). Мочевина и N0» смешиваются в условиях высоких температур для превращения их в воду и азот. Но в процессе данной технологии необходимо полностью смешивать два вещества и точно контролировать количество добавляемой мочевины - регулярная добавка мочевины также значительно увеличивает стоимость эксплуатации автомобиля.

ПЛАН РАЗВИТИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПГ В АВТОМОБИЛЬНОМ И СУДОВОМ СЕКТОРАХ PETROCHINA CO. LTD.

В качестве главного участника газового рынка и ведущей компании в газовой промышленности Китая компания PetroChina всегда активно участвует в развитии использования природного газа в транспортном секторе. В настоящее время в компании работает более 1200 газовых АЗС, среди которых 730 заправочных станций СПГ разных типов, таких как АЗС СПГ, комплексные АЗС нефтепродуктов и СПГ, контейнерные АЗС СПГ, крио -генные передвижные автогазоза-правщики и т. д. Компания также активно участвовала в процессе разработки нормативных документов, касающихся контроля качества СПГ, проектирования и строительства АЗС СПГ для бункеровки судов, и приступила к реализации пилотных проектов использования СПГ в качестве топлива для речных судов. Для исполнения отраслевых стандартов по защите окружающей среды и развитию

Рис. 7. Схема развития заправочной инфраструктуры вдоль главных автомагистралей в Китае компании PetroChina

Fig. 7. The development scheme of the PetroChina fueling infrastructure along the main Chinese highways

газовой промышленности компания разработала планы развития использования СПГ в транспортных секторах, приняла модель развития «Многопартийного сотрудничества, интеграции промышленности и финансовых мер» в сфере поста -вок СПГ, логистики и транспорта, заправочных сооружений и развития инфраструктуры,ускорила реализацию пилотных проектов и оптимизировала технологическую цепочку производства СПГ.

Развитие использования СПГ в автомобильном секторе

Компания разработала Общий план развития использования СПГ в автомобильном секторе страны, так называемый «План строительства заправочной инфраструктуры вдоль четырех вертикальных и четырех горизонтальных автомагистралей в Китае» (см. рис. 7). Согласно данному плану по восьми автомагистралям:«Чанчунь -Шэньчжэнь», «Эрлянь-Хото -Гуанчжоу», «Баотоу - Маомин», «Ланьчжоу - Хайкоу», «Циндао -Иньчуань», «Ляньюньган - Хоргос»,

«Шанхай - Чэнду», «Шанхай — Куньмин» - будет постепенно расти строительство АЗС СПГ и комплексных АЗС нефтепродуктов и СПГ. Помимо этого, компания планирует

расширять рынок использования СПГ в качестве моторного топлива для различных автомобилей, таких как тяжелые грузовики, междугородние автобусы,логистические

18 ВОДОХОДНЫХ ЛИНИЙ: МИНЬЦЗЯН (провинция Сычуань), ЦЗЯЛИНЦЗЯН, УЦЗЯН, СЯНЦЗЯН, ЮАНЬШУЙ, ХАНЬЦЗЯН, ЦЗЯНХАНЬ КАНАЛ, ГАНЬЦЗЯН, СИНЬЦЗЯН, ХЭЮЙ КАНАЛ, ХУАЙХЭ, ШАИНХЭ, ЮЙЦЗЯН, БЭЙПАНЬЦЗЯН-ХУНШУЙХЭ, ЛЮЦЗЯН-ЦЯНЬЦЗЯН, ХЭЙЛУНЦЗЯН, СУНХУАЦЗЯН, МИНЬЦЗЯН (провинция Фуцзянь) 18 navigable waterways: Minjiang (province Sichuan), Jialingjiang, Wujiang, Xiangjiang.Yuanshui, Hanjiang, Jianghan Canal, Ganjiang, Xinjiang, Heyu Canal, Huaihe, Shayinghe, Yujiang, Beipanjiang-Hongshuihe, Liujiang-Qianjiang, Heilongjiang, Songhuajiang, Minjiang (province Fujian)

Судоходная магистраль p. Янцзы Navigable waterway of the Yangtze river Судоходная магистраль p. Сицзян Navigable waterway of the Sijuang river Бассейн p. Янцзы The Yangtze river basin Бассейн p. Чжуцзян The Zhujiang river basin ™ Великий канал «Пекин - Ханчжоу» The Grand Canal Beijing - Hangzhou Прибрежная судоходная магистраль Coastal navigable waterway

Источник данных: материалы компании Data source: company materials

Рис. 8. Схема развития заправочных станций для бункеровки судов СПГ компании PetroChina Fig. 8. The development scheme of LNG ship fueling and bunkering stations of Petrol™

автомобили, уборочные машины, специализированный транспорт на территории промплощадок, портов и парков, автобусы-шаттлы и т. д.

Развитие использования СПГ в судовом секторе

Компания Ре^оСЫпа также разработала Общий план развития использования СПГ в судовом секторе страны, так называемый «План строительства заправочной инфраструктуры для бункеровки судов вдоль двух главных вертикальных, двух главных горизонтальных судоходных магистралей, в двух водных бассейнах и вдоль восемнадцати основных судоходных линий» (см. рис. 8). Здесь под «двумя главными вертикальными судоходными магистралями» подразумеваются Великий канал «Пекин -Ханчжоу» и прибрежная судоходная магистраль, «двумя главными горизонтальными судоходными

магистралями» - судоходные магистрали рек Янцзы и Сицзян, «двумя водными бассейнами» — бассейны рек Янцзы и Чжуцзян, а под «восемнадцатью основными судоходными линиями» -судоходные пути рек Миньцзян, Цзялинцзян, Уцзян и т. д. Компания планирует развивать использование СПГ в судовом секторе путем строительства небольших терминалов для хранения и перевалки СПГ, береговых и плавучих заправочных станций для бункеровки судов СПГ. В перспективе рассматривается возможность использования СПГ в качестве топлива балкеров, контейнеровозов, круизных лайнеров и т. д.

ВЫВОДЫ

В качестве чистой энергии с достаточными ресурсами и зрелой промышленной технологией природный газ служит одним из наиболее подходящих ви-

дов топлива в качестве замены бензина и дизельного топлива в текущем и будущем периодах. По мере того как растут требова -ния пользователей к мощности, экономичности и долговечности двигателей, а общемировые стандарты по контролю выбросов загрязняющих веществ становятся все более жесткими, будущее развитие газовых двигателей все еще сталкивается с техническими проблемами. Соответственно, необходимо повысить технический уровень оборудования и сооружений, совершенствовать отраслевые стандарты и получить от правительства официальную поддержку развития отрасли газомоторного топлива. В последние годы Китай накопил богатый опыт в этой сфере и готов приложить совместные усилия с остальными странами в целях содействия расширению использования природного газа в транспортном секторе. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Chen W., Han B., Chen W., et al. Development status and trend of natural gas vehicles // China Energy. 2018. № 40 (02). P. 36-41.

2. Lin Z., Yang X. The energy state in the world and the development of the gas engine technology // Diesel Engine. 2005. № 4. P. 6-7.

3. Podnar D.J., Kubesh J.T., Colucci C.P. Development and Application of Advanced Control Techniques to Heavy-Duty Natural Gas Engines. SAE Transactions. 1996. Vol. 105. Section 3. P. 2 0 63-2074.

4. Wang Sh., Qin H., Shao F. Development status and trend of domestic natural gas vehicles // Automobile Practical Technology. 2016. № 10. P. 1-3.

5. Jing Y., Sun H., Zhang Sh. Analysis of the characteristics and development prospects of LNG utilization in China»s transportation industry in 2017 // International Petroleum Economics. 2018. № 26 (06). P. 42-47.

6. Ma Y., Jiang M. The advantages and development status of natural gas engine vehicles // Internal Combustion Engines and Parts. 2018. № 21. P. 196-197.

7. Chu Y. Analysis of the impact of rapid growth of urban car ownership // Journal of Liaoning Police Academy. 2014. № 16 (06). P. 67-70.

8. Zhao G., Yao Ch., Sun J. Overview of the development of marine natural gas engine technology // Diesel Engine. 2017. № 39 (04). P. 1-6.

9. Song W., Huang Zh., Zhang W., Zhou Z. Technology and application of natural gas engine // Natural Gas Industry. 2002. № 1. P. 88-92+2.

10. Ma Y., Jiang M. Technology and application of natural gas engine // Internal Combustion Engines and Fittings. 2018. № 19. P. 207-208.

11. Corbo P., Gambino M., Iannacane S. Methane dedicated catalysts for heavy-duty natural gas engines. SAE Technical Papers. 1996 (SAE961087).

12. Kato T., Saeki K., Nishide H., et al. Development of CNG Fueled Engine with Lean Burn for Small Size Commercial Van // JSAE Review. 2001. № 22 (3). P. 365-368.

13. Zhang Zh., An Sh., Wei Y. Analysis of current status of exhaust gas recirculation (EGR) research // Internal Combustion Engine. 2014. № 04. P. 24-27, 30.

14. Sun Zh., Zhang J., Li Zh., Liu Sh. NOX purification technology of lean burn gasoline engine — experimental study on adsorption catalytic reduction method // Automobile Technology. 2005. № 7. P. 22-24.

REFERENCES

(1) Chen W, Han B, Chen W, et al. Development status and trend of natural gas vehicles. China Energy. 2018; 40 (02): 36-41.

(2) Lin Z, Yang X. The world energy status and the development of vehicle natural gas engine technology. Diesel Engine. 2005; 04: 6-7.

(3) Podnar D J, Kubesh J T, Colucci C P. Development and application of advanced control techniques to heavy-duty natural gas engines. SAE Transactions. 1996; Vol. 105, Section 3: 2 0 63-2074.

(4) Wang Sh, Qin H, Shao F. Development status and trend of domestic natural gas vehicles. Automobile Practical Technology. 2016; 10: 1-3.

(5) Jing Y, Sun H, Zhang Sh. Analysis of the characteristics and development prospects of LNG utilization in China»s transportation industry in 2017. International Petroleum Economics. 2018; 26 (06): 42-47.

(6) Ma Y, Jiang M. The advantages and development status of natural gas engine vehicles. Internal Combustion Engines and Parts. 2018; 21: 196-197.

(7) Chu Y. Analysis of the impact of rapid growth of urban car ownership. Journal of Liaoning Police Academy. 2014; 16 (06): 67-70.

(8) Zhao G, Yao Ch, Sun J. Overview of the development of marine natural gas engine technology. Diesel Engine. 2017; 39 (04): 1-6.

(9) Song W, Huang Zh, Zhang W, Zhou Z. Technology and application of natural gas engine. Natural Gas Industry. 2002; 01: 88-92+2.

(10) Ma Y, Jiang M. Technology and application of natural gas engine. Internal Combustion Engines and Fittings. 2018; 19: 207-208.

(11) Corbo P, Gambino M, Iannacane S. Methane dedicated catalysts for heavy-duty natural gas engines. SAE Technical Papers. 1996 (SAE961087).

(12) Kato T, Saeki K, Nishide H, et al. Development of CNG fueled engine with lean burn for small size commercial van. JSAE Review. 2001; 22 (3): 365-368.

(13) Zhang Zh, An Sh, Wei Y. Analysis of current status of exhaust gas recirculation (EGR) research. Internal Combustion Engine. 2014; 04: 24-27, 30.

(14) Sun Zh, Zhang J, Li Zh, Liu Sh. NOX purification technology of lean burn gasoline engine — experimental study on adsorption catalytic reduction method. Automobile Technology. 2005; 07: 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.