Научная статья на тему 'Обзор методик финансового анализа, утверждённых нормативно-правовыми актами'

Обзор методик финансового анализа, утверждённых нормативно-правовыми актами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4628
902
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / МЕТОДИКА / ОБЗОР / FINANCIAL ANALYSIS / METHODS / REVIEW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касимова Дилара Фаритовна

В статье рассмотрены основные официальные методики анализа финансового состояния организаций, кроме методик анализа кредитных, страховых организаций и инвестиционного анализа. Показаны их преимущества и недостатки. Автор делает вывод о необходимости и возможности создания в России единой комплексной методики анализа, которая должна быть адаптирована к конкретным задачам, используя отраслевые рекомендуемые значения, корректируя коэффициенты применительно к виду деятельности организации, отрасли и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF METHODS OF FINANCIAL ANALYSIS, APPROVED BY REGULATIONS

The main official methods of analyzing the financial condition of organizations, other than the methods of credit institutions, insurance companies and investment analysis are considered in the article. The advantages and disadvantages of the above methods of analysis are shown. The author comes to the conclusion on the necessity and possibility of creating a single integrated analysis methodology in Russia, which is to be adapted to specific tasks, using industry-recommended values and adjusting the coefficients according to the type of enterprise or industry activities.

Текст научной работы на тему «Обзор методик финансового анализа, утверждённых нормативно-правовыми актами»

Обзор методик финансового анализа, утверждённых нормативно-правовыми актами

Д.Ф. Касимова, к.э.н., ФГБОУ ВПО Башкирский ГУ

Финансовый анализ, используя специфические методы и приёмы, позволяет определить параметры, дающие возможность объективно оценивать финансовое состояние предприятия.

Государство регулирует проведение финансового анализа в наиболее важных случаях. Рассмотрим основные официальные методики анализа финансового состояния организаций (в статье не рассматриваются методики анализа кредитных, страховых организаций, инвестиционный анализ).

Анализу и мониторингу финансового состояния организаций, находящихся в кризисной ситуации, государство всегда уделяло должное внимание — существует целый ряд методик, посвящённых этому.

Предварительный анализ финансового состояния, проведённый в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» должен был обосновать решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатёжеспособным [1]. Неудовлетворительную структуру баланса предлагалось определять при помощи коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности оборотными средствами. Критическое нижнее значение коэффициентов устанавливалось без учёта отраслевой принадлежности и явно выше средних значений по предприятиям РФ. Оценку реальных возможностей восстановления платёжеспособности предприятий предлагалось проводить при помощи

коэффициента восстановления платёжеспособности, который принимал приемлемые значения лишь при росте коэффициента текущей ликвидности. Методика практически не предусматривала возможности принимать какие-либо действия в отношении изменения политики управления оборотными средствами предприятия. Единственным достоинством является её простота.

Методика ныне упразднённой ФСФО РФ до сих пор используется ФНС РФ, Минздравсоцразвития РФ и т.д. при анализе финансового состояния налогоплательщиков, организаций — получателей путёвок и пр. Основной упор в методике, на наш взгляд, делается на анализ задолженности (К5—К9) и показатели исполнения обязательств перед фискальной системой государства (К22—К26), что было обусловлено целями ФСФО РФ. В составе коэффициентов есть коэффициент К2 — доля денежных средств в выручке, т.е. попытка привлечь к анализу и форму № 4 «Отчёт о движении денежных средств», тогда как большинство методик ограничиваются анализом баланса и отчёта о прибылях и убытках (отчёта о финансовых результатах).

Методика устанавливает порядок расчёта показателей финансового состояния сельскохозяйственного товаропроизводителя, учитываемых при определении условий реструктуризации долгов [2]. Для оценки финансового состояния используются 6 коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости, значение каждого коэффициента оценивается в баллах в соответствии с установленными критериями, и по сумме баллов определяется тип финансовой устойчивости предприятия. Т.е.

имеется возможность провести более детальную оценку, нежели при наличии единственного рекомендуемого значения. Минусом, на наш взгляд, является то, что ликвидность и устойчивость рассматриваются в отрыве от оценки эффективности деятельности предприятия.

В Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа термин «финансовый анализ» понимают шире, чем в учебной экономической литературе [3]. В частности, в состав финансового анализа в правила включены: анализ финансовых коэффициентов; анализ хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положение на товарных и иных рынках; анализ активов и пассивов на предмет выяснения возможности восстановления платёжеспособности; анализ возможности безубыточной деятельности предприятия. Расширение понятия вызвано желанием учесть требования Закона о банкротстве, который связывает задачу проведения финансового анализа с возложенной на арбитражного управляющего задачей оценки возможности восстановления платёжеспособности должника. Анализ активов и пассивов проводится для того, чтобы сделать выводы о возможности расплатиться по долгам за счёт продажи имущества. Анализ разных сфер деятельности предприятия и его положения на рынках даёт возможность определить перспективы дальнейшей работы предприятия. Анализ возможности безубыточной деятельности позволяет выяснить перспективы расчёта с кредиторами за счёт текущей работы и накопления прибыли. Значительным минусом не самой методики, а её реализации является то, что зачастую из-за отсутствия необходимых данных и документов провести анализ предприятия-должника в полном объёме не представляется возможным.

Методика 2004 г. применяется для проведения экспертизы о наличии (отсутствии) у предприятий признаков фиктивного или преднамеренного банкротства [4]. На первом этапе определения признаков проводится анализ коэффициентов платёжеспособности, на втором — анализируются сделки предприятия-должника и действия органов управления должника на предмет соответствия законодательству РФ, а также выявляются сделки с условиями, не соответствующими рыночным, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатёжеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.

Методика 2006 г. устанавливает порядок учёта и анализа финансового состояния стратегических предприятий, а также набор сведений для проведения текущего анализа финансового состояния этих предприятий и организаций и их платёжеспособности в целях возникновения угрозы банкротства [5].

В методике 2011 г. рассматриваются показатели и критерии, по которым решается вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки по основанию,

предусмотренному Налоговым кодексом РФ [6]. Решение принимается на основании анализа значений показателей: степень платёжеспособности по текущим обязательствам (в месяцах) и коэффициент текущей ликвидности и данных о чистой прибыли, краткосрочных заёмных средствах, кредиторской задолженности и др. Порядок расчёта показателей аналогичен порядку, рассмотренному в приказе Минэкономразвития и торговли РФ от 21.04.2006 г. № 104 (ред. 13.12.2011), изменения в который были внесены в 2011 г. [5]. Т.е. можно говорить о попытке Минэкономразвития унифицировать методики финансового анализа, по крайней мере, применяющиеся в схожих условиях.

В приказе Минэкономразвития РФ № 211, ФСФО РФ № 295 от 28.06.2001 г. «О применении Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 г. № 1002» устанавливается порядок подготовки заключений по программам финансового оздоровления организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость. Предлагается провести анализ финансового состояния организации и причин необходимости его оздоровления, который должен содержать анализ ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности организации, затрат по различным видам продукции и полученных финансовых результатов. Дан набор обязательных коэффициентов и порядок их расчёта. Структуру себестоимости предлагается сравнивать со структурой в 1989—1990 гг. или в другой год, который можно считать годом финансовой стабильности. Остальные показатели следует рассмотреть в динамике за два года и сделать выводы о «болевых точках» финансового состояния и направлениях финансового оздоровления.

К методикам, которые дают возможность провести комплексный финансовый анализ, на наш взгляд, относятся следующие.

28 ноября 2002 г. Госкомстат России утвердил методологические рекомендации по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций [7]. Они не были опубликованы в печати, но доступны в СПС «КонсультантПлюс» и «Гарант». Согласно им анализ ФХД включает в себя анализ имущества организаций и источников его формирования (структурный и динамический); анализ платёжеспособности и финансовой устойчивости (коэффициентный); анализ финансовых результатов организаций, эффективности использования активов и источников их формирования (коэффициенты рентабельности); оценку финансового состояния организаций. К плюсам этой методики следует отнести то, что по приводимым коэффициентам даны рекомендуемые значения (хотя и без отраслевой дифференциации), имеется приемлемая методика сопоставления активов и обязательств по скорости их обращения и погашения, приведены

критерии для оценки финансового состояния в целом по шкале «отлично — неудовлетворительно» с учётом динамики показателей. В качестве минуса следует отметить отсутствие анализа денежных потоков предприятия.

В целях повышения эффективности управления государственным имуществом и усиления ответственности руководителей ФГУП и представителей интересов РФ в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, были утверждены методические рекомендации от 10.07.2000 г. [8]. В них указывается, что в процессе анализа финансовой отчётности рекомендуется решать следующие аналитические задачи: анализ финансового состояния по данным баланса; анализ ликвидности бухгалтерского баланса; расчёт и оценка финансовых коэффициентов; определение характера финансовой устойчивости, расчёт и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости по данным отчётности; общая оценка деловой активности предприятий и акционерных обществ. В отличие от других методик, порядок расчёта коэффициентов не рассматривается, видимо коэффициенты считаются общеизвестными. Рекомендуемые значения также отсутствуют, предложено лишь анализировать показатели в динамике. В развитие этого распоряжения были выпущены ведомственные распоряжения и приказы.

Методики оценки стоимости чистых активов применяются: коммерческими предприятиями — как методическая основа для расчёта величины чистых активов, которая используется для определения различных финансовых показателей при проведении внутреннего финансового анализа; аудиторскими компаниями — для расчёта величины чистых активов компании-клиента; в случае если эта компания — АО, ООО, ГУП, страховая организация, организатор азартных игр и т.д. — для расчёта величины чистых активов своей организации, которая раскрывается в отчётности [9—11]. В 2014 г. вышел приказ Минфина, который установил общую методику для всех организаций, кроме кредитных организаций и акционерных инвестиционных фондов [12].

В Республике Башкортостан в целях обеспечения единого подхода при проведении проверок и принятия на основе их результатов решений о возможности (невозможности) предоставления бюджетных кредитов и государственных гарантий применяется методика, утверждённая Правительством РБ 21.12.2004 г. № 246 [13].

Проверка финансового состояния организации включает в себя анализ и оценку имущественного потенциала организации (стоимость, структура и источники формирования имущества), определение показателей её финансовой устойчивости, оценку платёжеспособности, ликвидности, рентабельности и деловой активности. Показатели финансовой

устойчивости и ликвидности сравниваются с нормативами. Расчёт и анализ показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов организации, проводится по данным бухгалтерской отчётности. Следует отметить, что предусмотрен анализ динамики движения денежных средств предприятия, что практически отсутствует во всех остальных рассмотренных методиках.

Показатели абсолютной и относительной финансовой устойчивости, которым должны соответствовать коммерческие организации, желающие участвовать в проектах с использованием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, утверждены [14]. В качестве абсолютных показателей применяются показатель величины чистых активов (ЧА) и показатель прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений (EBITDA). Причём даётся весьма неожиданное рекомендуемое значение ЧА, они должны быть просто больше нуля, тогда как обычно ЧА сравниваются с величиной собственного капитала — способно ли предприятие преумножить капитал, которым его наделили собственники.

В качестве относительных показателей предложены две группы показателей: показатели, характеризующие способность коммерческой организации отвечать по своим долгосрочным обязательствам, и показатели эффективности деятельности. Строго говоря, показатели эффективности (здесь показатели ликвидности и рентабельности) — это отдельный аспект финансового анализа, отличный от финансовой устойчивости. Возможно, это попытка придать финансовому анализу комплексный, целостный характер вопреки заявленному узкому аспекту анализа только финансовой устойчивости.

Приказ Минэкономразвития РБ от 05.03.2012 г. № 40 полностью копирует предыдущую методику [15].

Также различные ведомства требуют проведения анализа финансового состояния предприятия или его отдельного аспекта в целях подтверждения соответствия установленным критериям и требованиям. Методики, по которым проводится анализ в данных случаях, обычно узкоспециальны и, что важно, содержат отраслевые нормативные значения.

Так, методика, утверждённая постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 46, предусматривает семь коэффициентов финансовой устойчивости, рассчитываемых по данным бухгалтерской отчётности кооперативов, и нормативные значения по ним [16].

Считаем, что, несмотря на различие целей финансового анализа, проводимого госорганами, есть необходимость и возможность создать единую комплексную методику анализа, которую затем уже адаптировать к конкретным задачам, используя отраслевые рекомендуемые значения, корректируя коэффициенты применительно к виду деятельности, отрасли и др.

9. Приказ Минфина РФ № 10н, ФКЦБ РФ N 03-6/пз от 29.01.2003 г. «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».

10. Приказ Минфина РФ от 01.02.2007 г. № 7н «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ».

11. Приказ Минфина РФ от 02.05.2007 г. № 29н «Об утверждении Порядка расчёта стоимости чистых активов организаторов азартных игр».

12. Приказ Минфина РФ от 28.08.2014 г. № 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов».

13. Постановление Правительства РБ от 21.12.2004 г. № 246 «Об утверждении порядка проведения проверки финансового состояния организаций».

14. Приказ Минрегиона РФ от 17.04.2010 г. № 173 «Об утверждении Методики расчёта показателей абсолютной и относительной финансовой устойчивости, которым должны соответствовать коммерческие организации, желающие участвовать в реализации проектов, имеющих общегосударственное, региональное и межрегиональное значение, с использованием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации».

15. Приказ Минэкономразвития РБ от 05.03.2012 г. № 40 (ред. от 13.12.2013) «Об утверждении Методики расчёта показателей абсолютной и относительной финансовой устойчивости, которым должны соответствовать коммерческие организации, желающие участвовать в реализации проектов с использованием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Республики Башкортостан».

16. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 46 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности жилищных накопительных кооперативов (вместе с «Методикой определения нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности жилищных накопительных кооперативов»).

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».

2. Постановление Правительства РФ от 30.01.2003 г. № 52 (ред. 31.12.2008) «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

3. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».

4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

5. Приказ Минэкономразвития и торговли РФ от 21.04.2006 г. № 104 (ред. 13.12.2011) «Об утверждении методики проведения Федеральной налоговой службой учёта и анализа финансового состояния и платёжеспособности стратегических предприятий и организаций».

6. Приказ Минэкономразвития РФ от 18.04.2011 г. № 175 «Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога».

7. Методологические рекомендации по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Госкомстатом России 28.11.2002 г.).

8. Распоряжение Минимущества РФ от 10. 07. 2000 г. № 183-р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.